Жизнь на показ в соц сетях. Выкладывают ли фотографии в социальные сети действительно счастливые пары? Основной вред социальных сетей — создание предвзятого отношения к людям

Но на деле вы по-прежнему остаетесь в четырех стенах и смотрите на пыльный экран, отображающий ваши в виде мелких пикселей. И даже если вы смотрите самые качественные фото и видеозаписи — это все равно кучка не всегда нужной информации, а не реальный опыт. Так можно всю жизнь пробыть «online», наполняясь чужими эмоциями, чужими впечатлениями и чужими желаниями.

Основной вред социальных сетей — создание предвзятого отношения к людям

Представьте:

Есть девушка Лена, у нее двойня и обыкновенный муж, работающий в офисе. Постоянно сидя с детьми дома, мать двоих дочерей совсем заскучала и зарегистрировалась в Instagram. Свою скучную и однообразную жизнь в ленту Лена не скидывает — она делает фото только лучших моментов: в ресторане (в котором была последний раз несколько месяцев назад), на прогулке, в театре, в магазинах. Это примерно 15 % ее жизни — остальную часть едва ли можно назвать веселой.

Что получается в результате?

Друзья и подписчики Лены, наблюдая ее жизнерадостные фотографии, снимки с бутиков и ресторанов, кадры с деловым мужем в костюме, воображают, что это богатая, успешная и драйвовая личность.

Каково будет разочарование этих людей, когда они встретят обычную Ленку, мать двойни со середнячковым мужем. В итоге, подписчик и владелец страницы едва ли найдут общий язык — между ними пропасть, вырытая предубеждениями и фальшивыми образами.

Ученые и психологи из США решили провести исследование, которое заключалось в наблюдении за влюбленными парами различного возраста. При этом под внимание попали пары, чьи отношения только завязались, начиная от одного месяца, но не меньше. Также не были обделены вниманием и пары, которые вместе на протяжении долгого периода, а именно до тридцати лет. В последнее время практически все люди зарегистрированы в различных социальных сетях, при этом они смело выставляют напоказ свои отношения в виде фотографий, или же различных признаний, которые видны на их странице остальным пользователям.

Ученых заинтересовал тот факт, что все больше пар делают это, при этом их совершенно не смущает мнение людей, которым могут не понравиться их отношения. Также влюбленные пары с большим нетерпением ожидают оценки к своим фото, так как каждая оценка говорит о том, что люди видят, как они счастливы. Многие пары на своих страницах в социальных сетях могут оповещать своих друзей о новых фотографиях практические каждый день. Ученые решили провести свое исследование, чтобы выяснить, почему на сегодняшнее время выставлять свои отношения напоказ становится все популярнее.

Кто выкладывает фото в социальных сетях

Психологи опросили всех участвующих людей в эксперименте, внимание уделялось удовлетворенности отношений, так как это очень важно, чтобы люди полностью были довольные своими отношениями. Также психологам было важно определить личность каждого человека, потому что большую роль в данном исследовании может играть экстраверт человек или интроверт, ну и не маловажную роль играют черты характера. В опросе выяснялось, как часто партнеры общаются друг с другом в социальных сетях, комментируют ли они фотографии друг друга, посещают ли страницы своих «вторых половинок».

Как ни странно, но по результатам опроса, ученые выяснили, что люди, выставляющие свои отношения напоказ в социальных сетях, на самом деле имеют очень низкую самооценку. Для них очень важно мнение других людей, положительные оценки и отзывы об их фотографиях, демонстрирующих отношения с партнером, позволяют повысить собственную оценку и убедиться в том, что они действительно выбрали себе подходящего партнера. Когда люди так часто выставляют в социальные сети фото с партнером, то они скорее всего сами себе пытаются доказать, что у них все хорошо.

Мнение других людей для них крайне важно, поэтому они практически зависят от него, получая постоянные отзывы о своих отношениях. Такие люди полностью зависимы от социальных сетей, они проводят там много времени, кроме этого они постоянно изучают фотографии других людей, так как они хотят знать, как протекают отношения у других влюбленных пар, чтобы было с чем сравнивать свои. Если же они долгое время не получают от своих друзей в интернете положительные комментарии и оценки к фотографиям со своим партнером, то они даже могут разочароваться в собственных отношениях.

Ученые надеялись увидеть большую активность в социальных сетях от людей, личность которых можно охарактеризовать повышенной любовью к вниманию со стороны других людей. Люди с таким типом личности относятся к экстравертам, они очень склонны к общению и к активному проявлению себя. Ученые ожидали увидеть с их стороны активность в различных социальных сетях, однако этого не произошло. А вот интроверты, которые в жизни очень стеснительные, не любят излишнего общения и отличаются завидным спокойствием, показали наивысшую активность в интернете.

По мнению ученых, это связано с тем, что скромные и стеснительные по жизни интроверты, боятся показывать свои чувства в реальной жизни. Им легче сделать признание или проявить свои чувства в социальной сети, нежели сказать это напрямую своему партнеру, поэтому большая часть их жизни и общения проходит в социальных сетях. А вот общительные экстраверты, могут выражать свои чувства в реальном общении со своими партнерами, для них не составляет никакого труда рассказать своей «второй половинке» все, что он думает или чувствует. Поэтому ждать активности в социальных сетях со стороны экстраверта не стоит, так как он является не очень частым гостем на страничке своего партнера, и редко может оставлять там свои комментарии и высказывания.

Однако отечественные психологи убеждены, что пары, которые выкладывают в социальных сетях свои совместные фото, на самом деле счастливы. Так как только удовлетворенные своими отношениями люди часто проводят время вместе, делают совместные фото, а затем не стесняются похвастаться ими в социальных сетях. Психологи уверены, что пары, испытывающие действительно сильные чувства друг к другу, могут позволить себе продемонстрировать свои отношения людям. Также у большинства из этих пар, выкладывающих свои совместные фото на всеобщее обозрение, часто отношения перерастают в брак и крепкую семью. По мнению психологов, если между партнерами существует любовь, то ее не стоит скрывать, а люди, которые с помощью совместных фотографий демонстрируют ее другим людям, являются в стадии романтических чувств и полностью открыты друг другу.

Порой мы завидуем пользователям, которые хвастаются в социальных сетях своим благополучием, выкладывая на страницы аккаунтов фото своей семьи со счастливыми улыбками, сцен престижного отдыха, дорогих развлечений и приобретений, и ставят хэштеги типа "жизнь удалась!" Но все ли так радужно у них на самом деле? Ведь беспроблемных людей не бывает…

Далеко не все станут размещать в Сети информацию о своих болезнях, ссорах с близкими, неуспехах и провалах… Это, как правило, остается "за кадром". Однако, если человек уж очень усердствует, стараясь доказать окружающим, как все у него хорошо и прекрасно, то это весьма тревожный признак.

"Если вы выкладываете по 10 фотографий в день, где вы в шикарной обстановке, без единой морщины, с дорогими часами, на фоне нереального спорткара - это значит, что вам очень важна высокая оценка окружающих, и больше вы ничем не заняты, - считает психолог Анна Хныкина. - Люди, которые живут только на внешнюю оценку и картинку, внутренне пусты и очень одиноки".

Увы, ни дорогой автомобиль, ни отдых на Багамах сами по себе не принесут счастья. А счастливые лица на фотографиях еще не означают, что люди счастливы в реальной жизни. Не редки случаи, когда в семье все плохо, например, муж изменяет, но жена размещает снимки "счастливой семейки", на которых отношения между ее членами кажутся идеальными… А ведь живем-то мы не на фотографиях!

Бывает, человек кончает жизнь самоубийством, и знакомые удивляются: ведь, судя по аккаунту в соцсети, у него все было хорошо: прекрасная семья, деньги, работа… Просто он придумал себе виртуальное "счастье", а на деле у него были большие проблемы: например, сложные отношения с близкими, долги или неудачи в карьере…

Некоторые выкладывают снимки своих партнеров или супругов или совместные с ними фотографии с хэштегами "счастливы вместе", "самый лучший человек в моей жизни" и так далее… Зачем хвастаться личным счастьем и оповещать об этом весь мир? Так часто поступают люди, которые долго не могли найти себе пару.

Снимки детей любят, в свою очередь, выкладывать те, у кого детей долго не было, например, женщины, которым ранее никак не удавалось забеременеть. "Мы яростно транслируем то, чего у нас долго не было, и вдруг мы это получили", - говорит Анна Хныкина. Понятно, человеку хочется рассказать всему миру, какой он молодец - добился того, чего так страстно желал…

Между тем "идеальные" профили не всегда вызывают позитивную реакцию у других пользователей. "Красивые фото могут вызывать зависть и раздражение, - говорит Хныкина. - И это тоже реакция. Человек, который не тянется за соответствием какому-то уровню, условно, богатой жизни или дорогим вещам, спокойно смотрит на тех, кто выкладывает каждый свой "чих" в хорошем ресторане или на дорогом курорте.

А тот, кто жаждет соответствовать определенному уровню жизни, но не может себе его позволить, будет раздражаться, глядя на счастливые профили своих друзей и знакомых". Это еще одна причина не гоняться за "идеальностью"…

Вот какие советы дает психолог.

Проанализируйте, где, собственно, вы настоящий и насколько ваша реальная жизнь соответствует образу, который вы пытаетесь создать в соцсетях. Помните, что счастье - это наше внутреннее состояние, а не внешняя атрибутика. Так, если для вас более важны снимки с какой-нибудь вечеринки, лайки и комментарии на них, чем сам факт того, что вы там были, это повод для беспокойства.

Попытайтесь понять, почему для вас так важно, чтобы все знали о том, что хорошего происходит в вашей жизни. Не потому ли, что вы сами не уверены, что вам хорошо, и пытаетесь доказать и другим, и самому себе, что все гораздо лучше, чем на самом деле?

Если вы осознали, что разрыв между вашей реальной жизнью и виртуальным образом слишком велик, это повод для обращения к психологу или психотерапевту.

Не следует также изо всех сил добиваться внешнего "эффекта идеальности" - это может вызвать реакцию, совершенно обратную той, которой вы добиваетесь. Вы симпатичны другим людям таким, какой вы есть, а не таким, каким вы пытаетесь выглядеть в их глазах.

Все мы размещаем в сети фотографии приятных для нас бытовых мелочей - от любимой плюшевой игрушки до смешного объявления, вывешенного у подъезда. Но некоторые идут еще дальше и публикуют фото всего, что окружает их в течение дня

Все мы размещаем в сети фотографии приятных для нас бытовых мелочей - от любимой плюшевой игрушки до смешного объявления, вывешенного у подъезда.

Девяносто фотографий, с хронометрической точностью фиксирующих даже не столько события дня, сколько интерьеры, в которых эти события происходят. Не очень чистое постельное белье или жалюзи с пробивающимся сквозь них ярким солнцем, чашки, миски, тарелки, цветы, фрукты, животные, дети... Из всех этих объектов малые голландцы уже наваяли бы десяток метафорических натюрмортов о тщете сущего. Но это не малые голландцы - это посты участников сообщества «Один мой день», задача которых при помощи фотографий с малым количеством текста рассказать о своем дне. Фотофиксация мельчайших деталей прожитого отрезка времени - не специфически российская история, англоязычных версий "A day in my life" существует несколько десятков.

Фотографические отчеты на тему «Один мой день» в сильно упрощенном виде продолжают литературную традицию описывать один день героя, показывая через призму событий всю жизнь и весь объем переживаний, наполняющих этого человека. И ровно так же, как в литературе, участники сообщества делятся либо рутинным днем своей жизни, демонстрируя тем самым ее стабильность и упорядоченность, либо одной из значимых дат: рождения ребенка, защиты проекта или свадьбы.

Сообщество существует уже три года, но заметным стало лишь недавно - количество участников перевалило за 10 тысяч. Таким образом,«Один мой день» вошел в список 50 самых популярных сообществ ЖЖ.

Психоаналитик Марк Сандомирский считает, «Один мой день» можно назвать экстрактом интернет-сообществ: «Конечно, в подобных группах участники подбираются по общим интересам, которые можно назвать виртуальным эксгибиционизмом, кричащей демонстративностью, безудержным стремлением выставить себя напоказ. Все это общие закономерности психологии пользователей социальных медиа, повышенная потребность в привлечении внимания к собственной персоне. Это заметно в любых социальных сетях».

Своим днем чаще всего делятся женщины от 20 до 35 лет, реже - мужчины. Большая доля рассказчиков - эмигранты и граждане мира: около 60% всех постов составляют картинки из «прекрасного далека». Основательница сообщества Анна Гаан гордится тем, что ей удалось создать «атмосферу доброжелательности, открытости и способности принять мир другого человека полностью, без условий, без требования быть таким же, как

ты сам». Это, конечно, несколько отлакированный вариант взаимоотношений участников: хотя правилами сообщества запрещены прямые оскорбления и критика, многие комментаторы нет-нет да вставляют светские шпильки: «Все, конечно, очень хорошо и позитивно, но как-то без души и смысла».

ОТРЕТУШИРОВАННЫЙ ЭКСГИБИЦИОНИЗМ

В сообществе «Один мой день» люди открывают личное пространство для чужих взглядов. Проникновение в него всегда болезненно или, по меньшей мере, ощутимо. Человек становится безоружным перед оценкой, обсуждением, вопросами и любыми действиями, направленными в его сторону.

«Причина подобной массовой, эпидемической демонстративности вполне объективна, -считает Марк Сандомирский. Исследования показывают, что активные пользователи социальных медиа буквально впадают в детство. Мозг взрослого человека в процессе интернет-серфинга и виртуального сетевого общения переключается в детское состояние, и тот начинает вести себя эгоцентрично, требуя внимания, наивно выставляя на всеобщее обозрение все подряд. И так же отчаянно, как маленький ребенок, нуждаясь в похвале, категорически не приемлет критику в свой адрес. Правда, некоторые исследователи идут дальше и в описанных чертах поведения интернет-пользователей видят проявления глобального тренда инфантилизации человечества».

Анна Гаан говорит, что в потоке фотографий, в который превращается один световой день, нагляднее всего проявляются жизненные ценности человека: «Он сам может посмотреть на свой день со стороны и заметить, что там слишком пусто, или что он слишком много внимания уделяет работе, или что у него замечательные дети и совершенно потрясающая жена/муж/теща. Когда фотографировала первый день для этого сообщества, многое открылось о самой себе.

В конце концов, это стало своего рода терапией - я «обнажаюсь» перед социумом и лучше понимаю себя и людей вокруг».

Мы закрываемся в пространстве своей квартиры, почти не разговариваем и почти ничего не знаем о том, что думает, о чем мечтает, на что надеется, чем интересуется сосед или коллега. Но человек - создание социальное, ему одиноко и неуютно одному. Интернет же позволяет не только показать свою жизнь именно такой, какой мы ее видим, но и примерить чужую. Одни используют фотоотчет как возможность внутреннего очищения, а другие - чтобы просто прибраться в квартире.

«Нельзя сказать, что я выставляю свою жизнь напоказ. По-настоящему важное, спрятанное где-то внутри, остается при мне. Что касается бытовых мелочей, то думаю, с этой точки зрения сообщество - отличный повод наконец-то привести в порядок свой быт, сделать его таким, чтобы было не стыдно другим показать», - говорит Катя

(26) из Киева.

Порядок в квартире и внутри себя, демонстрируемые участниками сообщества, - не более чем ширмы, благодаря которым они отправляют обновленные послания миру: «Я - хозяйка», «Я - декоратор» или «Я - высо-организованная и возвышенная личность».

Кандидат психологических наук, автор книг о психологии интернет-пользователей Наталья Чудова отмечает, в интернете мы примеряем на себя множество различных личин, играя с собственной идентичностью: «Фундаментальное свойство интернета, задающее ситуацию безопасности, - анонимность. Но интернет-технологии не просто предоставляют новые возможности для общения, но и порождают особое культурное пространство, в котором пользователь получает в свое распоряжение орудия, влияющие на процесс формирования образа Я».

Оценка и самооценка - одни из мотивирующих факторов для размещения постов такого рода. Продемонстрировать собственное превосходство или просто норму. Никто не отменял и провокацию: показав свою жизнь, авторы ждут ярких реакций.

Однополые пары размещают собственные дни ради протеста против существующих стереотипов. Люди, недовольные финансовым состоянием, - нарочито бедные и неряшливые интерьеры.

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Чужая жизнь через призму социальных сетей всегда кажется интереснее, насыщеннее, ярче и значительнее, чем наша собственная. Желание подсмотреть за бытом других людей, рассмотреть его в мельчайших подробностях и сравнить с собой - совершенно непреодолимо. Вот что пишет участница сообщества Катя (26): « Всегда нравилось заглядывать по вечерам в окна людей и представлять: а как они там живут? Мне одинаково интересно наблюдать за жизнью студентки из Москвы, рабочего из Хабаровска и какого-нибудь миллионера из Тюмени». Анна Гаан прямо заявляет: «Один мой день»

Это возможность примерить на себя чужую жизнь, и многие задерживаются в этой примерочной до бесконечности. Участники коммуны признаются: просмотр тем сообщества стал для них главным «пожирателем времени».

«Меня это учит находить маленькие радости, - говорит Олеся (27). - Когда-то казалось, что если день прошел без каких-то суперсобытий и острых моментов, - он прошел зря. Но, глядя на то, как живут другие люди, еще раз понимаю, что удивительное рядом, не нужно гоняться за впечатлениями, надо просто оглянуться и найти позитив в том, что тебя окружает».

Соприкосновение с чужой жизнью дает ощущение вовлеченности. Человек имеет возможность прожить чужую жизнь, не разрушая своей. Получить новые впечатления на безопасном расстоянии. Татьяна Кочетова, доцент, кандидат психологических наук факультета социальной психологии МГППУ, считает, что у участников данных сообществ защитные механизмы срабатывают по принципу (перефразируя известную поговорку): «У кого что болит, тот говорит, что это болит у другого», то есть интересно всегда то, что составляет собственную проблему, но в силу самоконтроля в этой проблеме трудно себе признаться. «Более того, разглядывание в сети подобных вещей с постоянной обратной связью «мне понравилось», «ставлю свою оценку» - своеобразное положительное подкрепление защитного механизма для того, кто выкладывает фотографии, и успешное действие механизма идентификации для того, кто их рассматривает», - добавляет специалист. Восторженный комментарий одной из участниц коммуны может служить наиболее ярким примером, подтверждающим это мнение: «Читая сообщество, я учусь жить, учусь жизни у других, нахожу интересных мне людей, слежу за дальнейшей их жизнью, некоторые посты являются для меня стимулом не бояться сделать шаг в ту или иную сторону. Спасибо всем и сообществу за вдохновение и желание менять жизнь!» - пишет Алена (25).

За всеми мотивами и побуждениями людей, публикующих фотографии своего дня, стоит стремление к манипуляции и даже агрессии, пусть и в самой скрытой форме - в большинстве случаев обсуждение одного дня чужого человека сводится

к тому, есть ли смысл в его жизни или нет, достаточно ли она насыщена, удовлетворительны ли, с точки зрения социума, его достижения, хороши ли занавески, жирны ли тараканы? Но так как на открытую позицию превосходства в ЖЖ наложено негласное табу, все сводится к простому с точки зрения психологии обесцениванию достижений. Экспертная позиция в данном случае выигрышна по всем направлениям: комментатор получает для себя подтверждение, что уж его-то жизнь по сравнению с этим убожеством просто чудо как хороша, наполнена смыслом и духовным ростом.

Наталья Рустамова

- Привет, как дела? Котик поправился? Жаль, что ты с Ванькой рассталась, прикольный был парень.

- Привет, а ты кто?

- А я твои статусы читаю.

Вымышленная история, а ведь так похожа на то, что мы сегодня видим в социальных сетях. Если зайти на страничку к некоторым людям и посмотреть историю их статусов и альбомы с фотографиями, можно буквально по дням расписать всё то, что происходило в их жизни. Где они отдыхали, с кем встречались, с кем расходились, кто их предавал, кого они вычеркивали из своей жизни и почему.

Такие люди с каким-то необъяснимым фанатизмом выкладывают в сеть всё то, что происходит в их жизни. Даже всё то, что, казалось бы, как-то не удобно рассказывать даже людям, с которыми знаком. А ведь в социальных сетях у каждого желающего есть доступ к чужим страницам, в данном случае, к чужой жизни.

Что это такое? Современная тенденция? Желание привлечь к себе внимание? Отсутствие близких друзей, и, появившаяся из-за этого нехватка общения?

На все эти вопросы мы ответим с позиции системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Кто любит жить напоказ?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что подобное поведение может быть свойственно некоторым людям со зрительным вектором.

Зрительник – это природный психотерапевт. Он умеет создавать эмоциональную связь с любым человеком. Рядом с ним можно ощутить особый комфорт, ему хочется довериться и излить свою душу, почувствовав после этого облегчение. Это зрительникам рассказывают все свои тайны и секреты девочки в классе, несчастные женщины, которым изменяют мужья, мужчины, которых что-то не устраивает в их личной жизни.

Но, далеко не каждый зрительник обладает такой способностью. Только тот, кто смог развить в себе эти свойства. Тогда же, когда зрительник по определённым причинам не развивает их, он, вместо того, чтобы сопереживать другим, получает удовольствие от демонстрации себя. Он с упоением рассказывает исключительно о своих жизненных ситуациях, проблемах, переживаниях, счастье и страданье. В зависимости от своего состояния и дополнительных векторов, он это может делать ограниченному кругу людей – близким друзьям, родным, или даже едва знакомым людям.

Раньше о таких людях знали только те, в чьём окружении они оказывались. Их поведение удивляло, но, всё списывалось на «странности человека».

Сегодня же, с появлением социальных сетей и, связанным с этим многократным расширением круга людей, с которыми мы сталкиваемся, каждый из нас ежедневно видит таких людей. Их жизнь напоказ других раздражает. Так устроен человек, мы не любим других людей за то, что они не похожи на нас. Мы не понимаем их и начинаем строить свои догадки. Думать с позиции своего векторального набора «а что бы меня толкнуло на такое»? Вот и выдвигаются теории о том, что таким людям не хватает общения. Что они просто хотят похвастаться. И прочее, прочее, прочее…

Но на самом деле вовсе не отсутствие достаточного круга общения или желание похвастаться толкает этих людей выкладывать все подробности своей жизни на всеобщее обозрение, а особенности их психики.

Зрительный вектор, впрочем, как и любой другой, многогранен, в зависимости от своих состояний каждое свойство и желание зрительника может проявляться по-разному. Так, зрительник может обнажать свою душу, как это делают любители жизни напоказ, или же своё тело, как это делают нудисты и эксгибиционисты.

Причем сегодня любителей жизни напоказ стало намного больше, чем ещё несколько лет назад ещё по одной причине. Видя, как другие обнажают свою жизнь перед всем интернет-сообществом, те зрительники, которые ещё могли сдерживать себя, перестают это делать. Вот и появляется с каждым годом в социальных сетях всё больше и больше подробностей жизни самых разных людей. Которых, пожалуй объединяет лишь одно – состояние их зрительного вектора. До того, как они увидели это от другого человека, им казалось это не нормальным. Они, быть может, даже стеснялись своего желания – обнажить свою душу перед большим количеством людей, бесконечно большим.

Через обнажение подробностей своей жизни эти зрительники таким вот, своеобразным образом снимают свои нехватки, получая чувство удовлетворения.

В этом на самом деле нет ничего плохого, ровно как и хорошего. Сам факт такого, своеобразного эксгибиционизма говорит о не совсем хороших состояниях зрительного вектора. О том, что вместо того, чтобы реализовать себя наружу, с пользой для общества, этот зрительник пытается реализоваться внутрь, потребить эмоции. Когда мы пытаемся реализоваться, что называется системно-векторной психологией Юрия Бурлана «вовнутрь» - это всегда не совсем адекватно. Внутренний объём – он ограниченный, а наше желание большое, и нашего внутреннего объёма просто не хватает для того чтобы реализовать наше желание. Вот мы и выходим за рамки разумного. Нам не хватает тех людей, которые окружают нас, мы уже идём туда, где нас не знают, пытаясь, через расширения круга людей, которым мы покажем свою жизнь, получить большее наслаждение.

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана