Какие черты характеризуют солдат поединок. Cочинение «Изображение армейской среды в повести А

Сочинение

Повесть А. И. Куприна «Поединок» развивает тему о состоянии русской армии на период начала XX в. Писатель начал свою повесть в 1902 г., но вплотную занялся ей в 1904 г. (по другим источникам - в 1905 г.). Это было время войны России с Японией, кроме того, скоро должна была грянуть первая русская революция. Тему повести можно определить словами ее главного героя - подпоручика Ромашова: «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни одной крошки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?»

Почему же Куприн дал такую резко отрицательную оценку офицерской среде? Прежде всего потому, что писатель сам проходил службу в армии и знал все ее негативные стороны. И, скорее всего, предвидел, как все это влияет и на саму армию, и на общество в целом.
Герои «Поединка» -офицеры, в общем и целом не вызывающие симпатию. Но Куприн показывает офицеров разными в одних и тех же обстоятельствах, многие из них вызывают противоречивое отношение.

Подпоручик Ромашов, молодой офицер, который мечтает о карьере и положении в обществе, способен на любовь и сострадание, но писатель показывает нам и его отрицательные черты: он позволяет себе напиваться почти до беспамятства, у него роман с чужой женой, который длится уже полгода. Назанский-умный, образованный офицер, но беспробудный пьяница. Капитан Слива - опустившийся офицер, неряшливый и суровый. В его роте своя дисциплина: он жесток с младшими офицерами и солдатами, хотя и внимателен к нуждам последних. Говоря о том, что солдат били «жестоко, до крови, до того, чтобы провинившийся падал с ног...», Куприн лишний раз подчеркивает, что, несмотря на устав воинскую дисциплину, в армии широко применялось рукоприкладство.

В повести почти все офицеры применяли это средство призвания к дисциплине, а потому спускали все с рук младшим офицерам. Но не всех офицеров устраивало такое положение дел, однако многие смирились, как Веткин. Стремление же подпоручика Ромашова доказать, что «нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара», ни к чему не приводит и даже вызывает осуждение, потому что большую часть офицеров устраивало такое положение вещей.

Офицерскую среду и всю жизнь в русской армии мы видим глазами Ромашова. Этот молодой офицер, который только покинул учебную скамью, приходит в армию в надежде встретить там людей, преданных своему делу, готовых в любой момент отстоять честь мундира. Но реальность оказывается жестокой для такого чуткого человека, как Ромашов. Находясь всего несколько дней в полку, подпоручик уже подвергается унижению со стороны более-старшего по званию Арчаковского. Сейчас бы это назвали дедовщиной.

Ромашов, будучи человеком чутким, романтичным и благородным, с трудом переносит однообразную армейскую жизнь. Он пытается уйти от нее в своих мечтах, все еще надеясь, что есть жизнь другая, где нет места жестокости. Ромашов верит, что есть настоящие офицеры, благородные, честные и смелые. В своем воображении он рисует себе замечательные картины, в которых он один из таких блестящих офицеров.

Но иногда мысли подпоручика текут по такому руслу, которое сводит на нет весь смысл существования армии как общественной касты: «И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Часто Ромашов думает и о том, чем он мог бы заниматься, оставив службу через три обязательных года. Его привлекала литературная работа.

В своих размышлениях, в своей способности любить по-настоящему, в своем стремлении к справедливости Ромашов показан человеком честным, с обостренным чувством справедливости. Видя всю нелепость и жестокость армейской жизни, он приходит к осуждению офицерства, его морали (или отсутствию таковой?). А мораль или одна из ее составных была такой: офицеры презирали штатских, называя их «шпаками, штафирками и рябчиками». «Считапось молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр; о таких подвигах еще в училище рассказывали друг другу с восторгом желторотые юнкера».

Осмысливая эту офицерскую мораль, Ромашов приходит к выводу, что «вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением».

С выводами, которые делает герой, можно не соглашаться. Он начинает думать, что у человека должно быть три призвания: свободный труд, искусство и наука.

Ромашов со своими новыми взглядами становится чужд офицерской среде, его не понимают, а потому его смерть - закономерный итог.

Кроме подпоручика, есть в произведении и другие офицеры, недовольные своей службой. Куприн говорит об этих офицерах, что все они «несли службу как принудительную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Эти офицеры, стремясь хоть как-то разнообразить свою жизнь, ищут себе развлечения. Кто-то содержит зверинец и тратит на него все свое жалованье, кто-то коллекционирует, вышивает, выпиливает. Однако среди этих увлечений есть и такие, которых нельзя назвать безобидными. Плавский ссужает деньги под огромные проценты своим же сослуживцам, Стельковский «совращает неопытных крестьянских девчонок».

Но многие офицеры находят забытье в выпивке, как Назанский. Этот человек единственный, кто понимает Ромашова, ведь их связывает любовь к Шурочке.

«Поединок» произвел впечатление на общественность, никто прежде не изображал русскую армию так, как это сделал А.И. Куприн.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок»

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы военной среды. Картина жизни пехотного полка достигает большого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представлены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой - жестокие, нравственно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические персонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает индивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свойственно всем солдатам, - все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщенности становится фигура доведенного до крайней степени отчаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» - объект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразнопокорными и обессмысленными лицами - на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком».

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой - социально типизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от народа, несшее в массе своей «службу, как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опустившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее считают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность грубого средневекового завоевателя, готового уничтожать все равно кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой личности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления разрушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ромашова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцентризме, Назанский - в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направленность. Он выступает против самодержавия:

«…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость социальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романтические мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощущает свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов начинает размышлять о положении человеческой личности в обществе, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Ромашов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийство: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы».

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «распрямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, заканчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Повесть А. Куприна «Поединок» писалась, когда страна находилась в трудных условиях - шла Русско-японская война. События повести относятся к концу XIX в. В своем произведении писатель разоблачает и осуждает армейскую жизнь, армейские порядки. Армия в «Поединке» показана не как опора государства, а как государственный элемент, который только высасывает последние средства из народа. Армия, где нет дисциплины, где с солдатами обращаются как со стадом, где царит разлагающая атмосфера, не может быть боеспособной. Офицеры в такой армии не могут быстро мыслить и принимать решения, а солдаты замучены постоянной муштрой до отупения.

«Утомление и запуганность солдат, бессмысленная жестокость унтер-офицеров, бездушное, рутинное и халатное отношение офицеров к службе - все это ясно, но позорно обнаружилось на смотру».

В «Поединке» мало офицеров, которые поднялись по карьерной лестнице, для всех остальных служба подобна каторге, как, например, для Ромашова, Назанского. Эти офицеры, чувствуя неправильность происходящего, пытаются вырваться из порочного круга, но в итоге спиваются, ведут бессмысленную, пошлую жизнь. Армейская жизнь, изображенная Куприным, нелепа и безрадостна. У офицеров есть два пути: покинуть армию и тем самым остаться без средств или же сдать экзамены в академию, чтобы подняться выше, как пытается это сделать Николаев. Но даже такой вариант удается осуществить немногим. Ведь Николаев не поступил с первого раза, несмотря на то что готовился. Большая же часть офицеров вынуждена нести службу, жить в нищете и в итоге уйти на пенсию с маленьким содержанием.

Куприн показывает нам армейскую жизнь не только в общих чертах, он описывает казарменную жизнь, однообразный армейский быт, состоящий из строевых занятий и посещения собрания, где офицеры пьют и играют в карты. Единственные доступные им развлечения сводятся к пикникам, балам в собрании, романам. Все это приводите тому, что люди приходят к духовному опустошению и пошлости. Некоторые из них видят, куда катится их жизнь, но сделать уже ничего не могут, как Назанский, который только мечтает и философствует, верит в общечеловеческие ценности. Пытаясь хоть как-то забыть об однообразной жизни, «серой, как армейское сукно», офицеры пускаются кутить: «Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного кутежа. Мои® быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру тоски и безумия. И тогда спокойная, сытая, как у племенных быков, жизнь точно выбрасывалась из своего русла. Начиналось какое-то коллективное безумие, люди словно теряли человеческий облик. По дороге в собрание офицеры много безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него шапку, гнали извозчика вперед, потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор на дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково кричали».В итоге такая жизнь порождает моральных уродов, людей, которые погрязли в предрассудках. Ярким представителем морального уродства является капитан Слива. Все в жизни для него сводилось к уставу, а то, что выходило за его пределы, он называл чепухой: «Да мало ли их еще было, генералов этих, черт бы их драл! Но все это, скажу вам, господа, чепуха и мандрагория в сравнении с теперешним. Это уж, что называется - придите, последнее целование. Прежде по крайности знали, что с тебя спросят, а теперь? Ах помилуйте, солдатик - ближний, нужна гуманность. Драть его надо, расподлеца!»

Он настолько недалек и ограничен, за всю жизнь не прочел ни одной книги. К тому же Слива жесток настолько, что разрешал то, что уставом в принципе запрещалось, а именно драться унтер-офицерам, а себе избивать солдат. Хуже Сливы был только Осадчий, жестокость которого не поддается никаким объяснениям. Даже в его облике было что-то звериное: «Перед Ромашовым встало удивительное, красивое лицо Осадчего, с его тяжелым, звериным взглядом». Так почему же все они превратились в моральных уродов? Куприн отвечает так на этот вопрос: «... так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цепи этой службы не видит».

Стараясь хоть как-то разнообразить свою жизнь, офицеры придумывают себе занятия, кто-то безобидные, а кто-то и нет, как например, капитан Стельковский: «...капитан Стельковский, странный человек: холостяк, довольно богатый для полка, - он получал откуда-то ежемесячно около двухсот рублей, - очень независимого характера, державшийся сухо, замкнуто и отдаленно с товарищами и вдобавок развратник. Он заманивал к себе в качестве прислуги молоденьких, часто несовершеннолетних девушек из простонародья и через месяц отпускал их домой, по-своему щедро наградив деньгами, и это продолжалось у него из года в год с непостижимой правильностью».

Почему же люди все-таки шли в армию, посвящали себя службе? Прежде всего это связано с теми представлениями, которые сложились в обществе о военной службе. Ведь многие шли в армию, как Ромашов, потому что считали что мундир окружает честь, власть, почет и сила, с ним же связывалась храбрость и гордость.

Ромашов, пытаясь осмыслить происходящее, неожиданно приходит к выводу, что люди делятся на две категории: военных и штатских, причем преимущества на стороне военных.
Описывая армейскую жизнь, ее будни и быт, писатель выносит горький приговор: военная служба в том виде, в каком она показана в повести, не имеет права на существование. Она калечит человеческие судьбы, убивает в людях все лучшее, что в них есть, превращая в моральных и нравственных уродов.

    1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней. 4. Образ Александры Петровны и ее отношение к любви. 5. Неизбежность поединка. - Спи, моя...

    Повесть А. И. Куприна “Поединок” - вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии. “Поединок” - произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится...

    Повесть А. И. Куприна «Поединок» появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того...

    Повесть А. И. Куприна Поединок появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того...

Повесть «Поединок» отображает армейский быт и нравы во-енной среды. Картина жизни пехотного полка достигает боль-шого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, «поединком с царской армией». В повести представ-лены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой — жестокие, нравст-венно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические пер-сонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает ин-дивидуальность. Вместе с тем он показывает то общее, что свой-ственно всем солдатам, — все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщен-ности становится фигура доведенного до крайней степени от-чаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом «в кулачок» и с глазами, в которых «застыл тупой покорный ужас», этот «солдатик» — объ-ект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве. Образом Хлебникова Куприн показывал, что солдаты «с их однообразно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле жи-вые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком».

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой — социально ти-пизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от на-рода, несшее в массе своей «службу, как принудительную, не-приятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры. Опус-тившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее счи-тают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего. Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность гру-бого средневекового завоевателя, готового уничтожать все рав-но кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский. Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы «какого-то злого, сумбурного демона». Они сами иногда «ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием».

В повести ставится проблема разрушения человеческой лич-ности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губи-тельное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления раз-рушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ро-машова. Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцен-тризме, Назанский — в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направ-ленность. Он выступает против самодержавия:

«…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что свя-зывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности». Назанский предчувствует неотвратимость со-циальных потрясений. Он мечтает о «грядущей богоподобной жизни», но путь к ней видит в теории сверхчеловека. Материал с сайта

Осознание своего «я», пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романти-ческие мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощуща-ет свое «одиночество, затерянность среди чужих». Ромашов на-чинает размышлять о положении человеческой личности в обще-стве, о возможности исправления несправедливого мира. Его «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей ин-дивидуальности», а отсюда и индивидуальностей других. Рома-шов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийст-во: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже откло-нить головы».

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное «рас-прямление» личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, за-канчивается гибелью Ромашова. Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ ромашова в повести поединок
  • образы офицеров в повести поединок а.и.куприна
  • образ осадчего поединок
  • образ рядового хлебникова куприна
  • куприн поединок анализ

Сочинение

Образ Ромашова дан в повести в динамическом развитии. Поначалу герой пребывает в мире книжных представлений, романтической героики и честолюбивых стремлений. В классе читается небольшой отрывок из главы II (начало отрывка - "Блестящий офицер генерального штаба...", окончание - "Но тотчас же, слабо и виновато улыбнувшись самому себе в темноте, он съежился и продолжал путь"). Постепенно молодой офицер прозревает, и открытие реального мира становится решающим в его судьбе. Пережив душевный кризис, Ромашов выходит на своеобразный поединок с этим миром, он протестует против пошлости и грязи отношений, против жестоких армейских порядков.

А дуэль с недалеким Николаевым, которой завершается повесть, становится лишь частным выражением его непримиримого конфликта с действительностью. И в этом поединке с ненавистной ему средой Ромашов оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы победить.

Важное место в повести отводится и образам солдат. Куприн с душевной болью пишет о всеобщем равнодушии офицеров к солдатским судьбам. Читатель видит, как роты часами простаивают на плацу, как люди изнуряются муштрой. Глава XVIII открывается сообщением о том, что в роте капитана Осадчего повесился молодой солдат. Готов к самоубийству и рядовой Хлебников, образ которого создан Куприным особенно ярко.

Перечитаем отрывок из сцены ночного разговора Ромашова с Хлебниковым на откосе железной дороги (глава XVI):

"Что-то щелкнуло и забурчало в горле у Хлебникова, но он продолжал молчать. В то же время Ромашов заметил, что солдат дрожит частой, мелкой дрожью: дрожала его голова, дрожали с тихим стуком челюсти. На секунду офицеру сделалось страшно. Эта бессонная лихорадочная ночь, чувство одиночества, ровный, матовый, неживой свет луны, чернеющая глубина выемки под ногами, и рядом с ней молчаливый, обезумевший от побоев солдат, - все, все представилось ему каким-то нелепым, мучительным сновидением, вроде тех снов, которые, должно быть, будут сниться людям в самые последние дни мира. Но вдруг прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания охватил его душу. И, чувствуя свое личное горе маленьким и пустячным, чувствуя себя взрослым и умным в сравнении с этим забитым, затравленным человеком, он нежно и крепко обнял Хлебникова за шею, притянул к себе и заговорил горячо, со страстной убедительностью:

Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик, мне тоже нехорошо, поверь мне. Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть... Это надо".

Эта великолепная сцена наполнена чувством сострадания, герой Куприна возвышается до всеохватывающего человеколюбия. В поступках Ромашова, в шепоте солдат, вспоминающих сказочные истории, появляются смысл и какое- то душевное спокойствие. Но уже в следующих строках "чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни" продолжает преследовать подпоручика.

Офицер Назанский - одна из самых сложных фигур в повести. Пафос монологов Назанского - это, прежде всего, прославление свободной от оков личности, умение различать истинные жизненные ценности. Но в словах героя повести есть и другое. По мнению Назанского, обладание высокими человеческими качествами - "удел избранников", и эта часть философии героя близка к ницшеанству. Весьма любопытный разговор может получиться о Шурочке Николаевой. Как правило, старшеклассники высказываются о ней чрезвычайно резко, осуждая ее за предательство и эгоистическую расчетливость, не замечая, что, как и другие герои повести, Шурочка по-своему одинока и страшна в своем отчаянии. Очаровательная, умная, образованная, она терпеливо готовит мужа к экзаменам в академию и хладнокровно ставит влюбленного в нее человека под дуло пистолета.

Обратим внимание учеников на соотнесенность двух центральных образов повести - Ромашова и Шурочки. Куприн показывает два несовместимых понятия о человеке: гуманистическое и эгоцентрическое (Шурочка, может быть, даже ближе к ницшеанскому типу, чем Назанский). И сопоставление это, бесспорно, в пользу Ромашова.

Автор "Поединка" остро почувствовал, что жизнь должна быть другой, и показал поединок бесчеловечности с добрыми началами в человеке. Ромашов стремится действовать, бороться со злом - и гибнет в поединке с пошлостью, равнодушием, беззаконием. Куприн интересен современному читателю в первую очередь верой в активные силы человека.

Другие сочинения по этому произведению

Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»