Количество высших учебных заведений в мире. Какие российские университеты вошли в международный рейтинг QS — Российская газета

, что надо делать российским вузам, чтобы подняться в этом списке и что изменилось в системе подсчета британских эспертов, разбирался Indicator.Ru.

Международный рейтинг QS выходит с 2004 года, и изначально в подготовке его методологии участвовали эксперты из британского издания Times Higher Education (THE). С 2010 года аналитическая компания Quacquarelli Symonds Ltd. начала издавать рейтинг независимо. При составлении рейтинга учитывается статистическая информация из библиометрической базы данных Scopus.

Это действительно историческая оценка, поскольку мы первые в стране, чтобы войти в 50 лучших университетов мира. Такое международное признание лишь подтверждает, что начатое стратегическое изменение способствует достижению поставленных целей. Мы не ограничиваем наше лидерство - наша цель - установить связь с лучшими университетами Европы, которые потребуют от нас как нашего, так и государства.

Названо, где он выглядел лучше всего. Этот университет Литвы лучше всего оценивается в зависимости от количества студентов на одного студента, высокой академической репутации и репутации среди работодателей. Согласно последнему показателю, крупнейший университет страны поднялся даже на 44 позиции и занимает 352-е место.

Место*

Вуз Страна

Массачусетский технологический институт

США
2

Стэнфорд

США
3 США
4

Калифорнийский технологический институт

«Мы готовы поделиться своими знаниями с литовскими учреждениями и внести существенный вклад в повышение качества высшего образования Литвы и позитивные изменения», - добавил глава средней школы. Рекомендует, чтобы эталонная точка была международным рейтингом.

Высшее образование все более ограничено национальными границами, поэтому тот факт, что мы оцениваем столь высоко в глобальном масштабе, является отражением положительных результатов нашей текущей работы. Массачусетский технологический институт. Стэнфордский университет Гарвардский университет Кембриджский университет Калифорнийский технологический университет Оксфордский университет Лондонский университетский колледж Университет Цюриха Лондонский имперский колледж Чикагский университет.

США
5

Кембридж

Великобритания
6 Великобритания
7

Университетский колледж Лондона

Великобритания
8

Имперский колледж Лондона

Небольшая часть Вильнюсского университета расположена на прекрасной улице улицы Мутине в Каунасе. Современные духи современной аудитории, уютные камерные среды напоминают нам о входе в старейший из Литвы и один из старейших европейских университетов. Каунасский факультет имеет ряд исключительных учебных программ, которые вы не найдете ни в одном другом литовском вузе. Среди таких хороших примеров - специальность, например, аудиовизуальный перевод, или программа подготовки по безопасности в киберпреступности, которая в настоящее время представляет большой интерес, - говорит Кюстутис Дрианис, декан факультета Каунаса.

Великобритания
9

Университет Чикаго

США
10

Швейцарский федеральный технологический институт

Швейцария

По сравнению с предыдущим годом позиция вузов осталась практически неизменной: на одну позицию поднялся Калифорнийский технологический институт, тогда как Кембридж, напротив, спустился; Имперский колледж Лондона и университет Чикаго в прошлогоднем рейтинге занимали, соответственно, 9 и 10 место, а Швейцарский федеральный технологический институт спустился на две позиции.

Студенты в Каунасе могут выбрать из 9 студентов и 10 магистерских программ. Самое важное достижение в истории независимой Литвы. Эти достижения за последние два года являются результатом напряженной работы всего нашего академического сообщества, демонстрируя студентам, что в Литве Вильнюсского университета можно получить качественное, признанное на международном уровне образование.

По словам ректора, качественные изменения, происходящие в университете, вносят новые стандарты в систему высшего образования страны и отражают стремление государства к созданию глобальной конкурентоспособной средней школы. Мы находимся среди 1, 5 процента. лучший из мира. Это отличная новость для всей страны, требующая большей наглядности и международной конкурентоспособности. Вместе с Тартуским университетом в Эстонии мы стали четким лидером в Балтийском регионе и настигли польские университеты.

В числе 300 лучших вузов также находятся Санкт-Петербургский государственный университет (240-е место), Новосибирский государственный университет (250-е место) и МГТУ им. Баумана (291-е место). По данным QS, индекс цитируемости в НГУ , в отличие от других отечественных вузов, также вырос.

Очевидно, что университет движется в правильном направлении, и в нем работают ученые мирового уровня, которые уже тесно сотрудничают с исследователями из ведущих университетов мира, - сказал ректор. Конечные результаты получены путем оценки академической репутации, репутации среди работодателей, студентов и преподавателей в подразделениях, частоты цитирования, количества иностранных учителей и числа иностранных студентов.

По сравнению с прошлым годом результаты университета улучшились в пяти категориях. Международные рейтинговые эксперты заявляют, что все страны, чьи университеты попадают в первую, могут похвастаться своими высшими учебными заведениями.

Очевидно, что университет движется в правильном направлении, и в нем работают ученые мирового уровня, которые уже тесно сотрудничают с исследователями из ведущих университетов мира, - сказал ректор. Конечные результаты получены путем оценки академической репутации, репутации среди работодателей, студентов и преподавателей в подразделениях, частоты цитирования, количества иностранных учителей и числа иностранных студентов.

291 306=

МГТУ им Н.Э Баумана

323 377= 355 350= 373 350= 373 401-410

НИЯУ «МИФИ»

382 411-420 386 400= 401-410 411-420

СПбПУ Петра Великого

441-450 501-550 491-500 601-650 501-550 601-650

НИТУ «МИСиС»

501-550 601-650 551-600 551-600

НИ СГУ им Н.Г. Чернышевского

551-600 551-600 601-650 551-600 601-650 701+

Университет ИТМО

701-750 701+ 801-1000 701+

РЭУ им Г.В. Плеханова

801-1000 701+

СНИУ им С.П. Королева

801-1000 701+

Методология рейтинга в этом года претерпела незначительные изменения. Зоя Зайцева прокомментировала: «Во-первых, изменилось соотношение весов голосов отечественных и международных работодателей. Раньше это было 30/70, с этого года вес будет равным, 50/50. Это серьезный плюс для российских вузов, которые, наконец, стали гораздо интенсивнее работать со своими контактами в компаниях».

Кроме этого изменился анализ базы данных Scopus. «Раньше мы рассматривали пятилетнее окно, захватывающее цитаты года публикации рейтинга, - поясняет Зайцева. - Однако после длительных обсуждений с нашим Академическим советом было принято решение расширить окно до шести лет. Так, в этом году мы анализировали цитирование 2011-2016 года, обращающиеся к статьям, опубликованным в период с 2011-го по 2015-й год. Это повышает значимость последнего года в анализе и дает нам чуть более аккуратные данные».

Эксперты компании Quacquarelli Symonds утверждают, что грамотное планирование деятельности российских вузов, направленное на улучшение репутации, безусловно помогло им подняться в рейтинге. «Достижения российских университетов в этом году указывают на то, что тщательное, долгосрочное стратегическое планирование, целенаправленные и последовательные инвестиции, а также стремление к интернационализации, в конечном итоге приведут к ощутимым положительным изменениям позиций российских вузов в рейтинге. Несмотря на то, что российским университетам по-прежнему мешают относительно низкие результаты библиометрических индикаторов, за высокими результатами этого года стоят стремление российских университетов усилить свои позиции на международной арене и внедрение международной стратегии как неотъемлимой части развития университета», - рассказал Бен Саутер, руководитель отдела исследований QS Intelligence Unit.

Источники

Томский политехнический университет (tpu.ru), 08/06/2017
Департамент образования Новосибирской области (minobr.nso.ru), 08/06/2017
РЕФ РФ (referatwork.ru), 08/06/2017
Россия для всех (rus.rus4all.ru), 08/06/2017
Пульс Планеты 24/7 (puls-planety247.ru), 08/06/2017
Вести. Экономика (vestifinance.ru), 08/06/2017
Национальная Служба Новостей (nsn.fm), 08/06/2017
Медицинский вестник (medvestnik.ru), 08/06/2017
Новосибирский краеведческий портал (kraeved.ngonb.ru), 13/06/2017

Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения по показателю их достижений в области образования и науки. Рассчитан по методике британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Разработан в 2004 году Quacquarelli Symonds совместно с британским изданием Times Higher Education. До 2010 года был известен как The World University Rankings. С 2010 года единый рейтинг разделился на два: издание Times Higher Education выпускает рейтинг лучших университетов мира совместно с агентством Thomson Reuters, а Quacquarelli Symonds продолжает выпускать рейтинг под названием QS World University Rankings.

Рейтинг оценивает университеты по следующим показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация. Эти показатели охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового значения, за которые они отвечают перед участниками процесса: академическим сообществом, работодателями, учащимися и их родителями. Ежегодно в исследовании оцениваются свыше 2,5 тысяч высших учебных заведений по всему миру. По его итогам составляется рейтинг 500 лучших университетов мира, а также рейтинги университетов по отдельным дисциплинам.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных (включая информацию по индексу цитирования из базы данных Scopus, крупнейшей в мире библиометрической базы данных научных публикаций), а также данных глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.

Методика расчёта рейтинга QS World University Rankings

Показатель Вес
Индекс академической репутации ВУЗа. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества, который отражает мнения руководства университетов, профессоров и преподавателей, ведущих научно-исследовательскую деятельность, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их сфере компетенций проводятся на самом высоком уровне. Учитываются данные за последние три года. 40%
Индекс репутации ВУЗа среди работодателей. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей организаций-работодателей, охватывающих все основные индустрии и имеющих размер от ста сотрудников и выше. В рамках опроса изучаются мнения руководства организаций-работодателей о профессиональной компетенции выпускников ВУЗов, принятых ими на работу. 10%
Соотношение профессорско-преподавательского состава ВУЗа и численности обучающихся. Показатель включает данные о соотношении профессорско-преподавательского состава к числу студентов и содержит как сведения самих ВУЗов, так и сведения государственных организаций, курирующих сферу образования. 20%
Индекс цитирования научных работ преподавательского состава ВУЗа по отношению к численности преподавательского состава. Показатель включает соотношение общей цитируемости научных публикаций и общей численности преподавателей и исследователей, работающих в ВУЗе на условиях полной занятости на протяжении как минимум одного семестра. Индекс цитирования научных работ оценивается на основе библиометрической базы данных Scopus. Учитываются данные за последние пять лет. 20%
Доля иностранных преподавателей ВУЗа по отношению к общей численности преподавательского состава. Показатель включает долю иностранных преподавателей, работающих в ВУЗе на условиях полной занятости (по эквиваленту полной ставки) и проводящих в университете не менее одного семестра. 5%
Доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в ВУЗе. Показатель включает долю иностранных студентов, обучающихся в ВУЗе по программам полного цикла обучения. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, обучающиеся не менее одного семестра и не являющиеся студентами по обмену. 5%

В опросе представителей международного академического сообщества (QS Global Academic Survey) принимают участие профессора и руководители университетов со средним стажем в науке 19,6 лет. Среди них ведущие учёные и ректора более 500 университетов. Респондент может назвать до 30 университетов, не называя ВУЗа, в котором он служит. Опрос проводится в пяти предметных областях: естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки и искусство, науки о жизни, инженерные науки и технологии. В опросе представителей работодателей (QS Global Employer Survey) принимают участие несколько тысяч компаний из более чем 90 стран мира. Описание методологии подбора экспертов, полная разбивка респондентов по странам, занимаемым позициям и индустриям представлена на сайте проекта по результатам очередного сравнительного исследования.

Составители рейтинга подчёркивают, что волатильность ТОП-100 университетов в QS World University Rankings заметно ниже, чем в большинстве других подобных рейтингов, что отражает зрелость и надёжность используемой методологии. QS является членом Observatory on Academic Ranking and Excellence (IREG), регулирующего органа для организаций, составляющих рейтинги высших учебных заведений. Авторы проекта указывают, что исследовательская команда QS работает максимально объективно, все данные и методология рейтинга доступны для внешнего аудита.

Чтобы посмотреть полный список рейтинга лучших университетов мира и проследить тенденции во времени, читателям следует обратиться к статистическим таблицам на сайте проекта. На сайте представлены интерактивный рейтинг, описание методологии и сопроводительные данные, актуальная информация об университетах, а также советы экспертов для молодых людей, желающих определиться с выбором университета.