Употребление слов в переносном значении. Многозначность слов и метафоричность

Для публицистического стиля характерно использование многозначности слов, при этом наблюдаются явления трех типов:

1. Употребление слова в переносном значении.

2. Развитие многозначности.

3. Метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

Переносное значение . Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придает слову публицистическую окраску, например:

· пакет молока - пакет предложений/законов,

· тихие шаги - практические шаги,

· формат книги - формат переговоров,

· сигналы светофора - сигналы с мест.

Развитие многозначности является общеязыковым процессом, который отражается и закрепляется в языке массовой информации, более того во многих случаях это развитие берет начало в публицистических текстах, от переноса оно отличается только тем, что здесь не очевидно соотношение прямого и переносного значений. Рассмотрим примеры:

В ряде случаев многозначность образуется вследствие неточного употребления слова, например:

В других случаях многозначность развивается под влиянием иностранных языков, например:

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.
Для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике:

· битва за урожай, идейная вооруженность, идеологическая диверсия,

· учебно-творческий полигон, педагогический десант.

В современной речи военные лексемы звучат не реже:

· взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,

· форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение государственного устройства со зданием:

· коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-1991 гг.), занять нишу, социальный блок, партийное строительство .

Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля:

· локомотив реформ буксует/ползет/застрял/сходит с рельсов,

· корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.



Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции:

· паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами:

оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию. При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведет к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциональным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов. Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда и самого автора. Оно особенно неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.
Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:

· "Они стоят в ряд на одном уровне";

· "Невозможно пройти мимо такого огромного государства, как РОССИЯ, со множеством побед и славной историей";

· "Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?";

· "Он смеется над ситуациями, которые его плотно окружают".

Для публицистического стиля характерно использование многозначности слов, при этом наблюдаются явления трех типов:

1. Употребление слова в переносном значении.

2. Развитие многозначности.

3. Метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

Переносное значение . Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придает слову публицистическую окраску, к примеру:

· пакет молока - пакет предложений/законов,

· тихие шаги - практические шаги,

· формат книги - формат переговоров,

· сигналы светофора - сигналы с мест.

Развитие многозначности является общеязыковым процессом, который отражается и закрепляется в языке массовой информации, более того во многих случаях это развитие берет начало в публицистических текстах, от переноса оно отличается только тем, что здесь не очевидно соотношение прямого и переносного значений. Рассмотрим примеры:

В ряде случаев многозначность образуется вследствие неточного употребления слова, к примеру:

В других случаях многозначность развивается под влиянием иностранных языков, к примеру:

Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи. Важно заметить, что для советской печати было характерно использование в переносных значениях слов, относящихся в прямом значении к военной лексике:

· битва за урожай, идейная вооруженность, идеологическая диверсия,

· учебно-творческий полигон, педагогический десант.

В современной речи военные лексемы звучат не реже:

· взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,

· форсировать, маневрировать, торпедировать.

Активно используется сравнение государственного устройства со зданием:

· коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-1991 гᴦ.), занять нишу, социальный блок, партийное строительство .

Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля:

· локомотив реформ буксует/ползет/застрял/сходит с рельсов,

· корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.

Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицинœе. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции:

· паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.

Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами:

оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.

Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию. При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведет к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциональным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов. Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда и самого автора. Оно особенно неуместно в парламентской речи при обсуждении законов. Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинœения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:

· "Οʜᴎ стоят в ряд на одном уровне";

· "Невозможно пройти мимо такого огромного государства, как РОССИЯ, со множеством побед и славной историей";

· "Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?";

· "Он смеется над ситуациями, которые его плотно окружают".

Современный экономический словарь. 1999

КОЭФФИЦИЕНТ

1) показатель, фактор, параметр, представляющий отношение двух однородно исчисленных величин, чаще всего в денежном выражении;

2) числовой множитель в функциональной зависимости.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Коэффициент

всякая постоянная величина, на которую помножается другая - переменная - для определенного ее видоизменения.

Словарь экономических терминов

Коэффициент

1) показатель, фактор, параметр, представляющий отношение двух однородно исчисленных величин, чаще всего в денежном выражении;

2) числовой множитель в функциональной зависимости.

Тезаурус русской деловой лексики

Коэффициент

Syn: компонента, составляющая, член, множитель, фактор, отношение, пропорция, соотношение, степень, процент, показатель, индекс, параметр, характеристика

Энциклопедический словарь

Коэффициент

  1. (от лат. co - совместно и efficiens - производящий), множитель, обычно выражаемый цифрами. Если произведение содержит одну или несколько переменных (или неизвестных) величин, то коэффициентом при них называют также произведение всех постоянных, в т. ч. и выраженных буквами. Многие коэффициенты в физических законах имеют особые названия, напр. коэффициент трения, коэффициент поглощения света.
  2. в статистике - показатель, выраженный относительными величинами. Отражает: скорость развития какого-либо явления (т. н. коэффициент динамики), частоту возникновения явления (напр., коэффициент рождаемости), взаимосвязь качественно различных явлений (напр., коэффициент плотности населения), степень использования материальных, трудовых или денежных ресурсов (напр., коэффициент эффективности), вариацию величин признака (напр., коэффициент ритмичности).

Словарь Ожегова

КОЭФФИЦИЕ НТ [эн ], а, м.

1.

2. Относительная величина, определяющая свойство какогон. процесса или устройства. К. трения. К. полезного действия (отношение количества полезной работы механизма, системы к количеству поглощаемой им энергии; спец.). Поправочный к. (устанавливаемый при поправках какихн. величин; спец.).

| прил. коэффициентный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Коэффициент

  1. м.
    1. :
      1. Числовой или буквенный множитель в алгебраическом выражении.
      2. Число, на которое нужно помножить какую-л. величину, чтобы получить требуемую при данных условиях.
    2. Величина, определяющая какое-л. свойство физического тела.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Коэффициент

    ацетильный, йодный, кислотности, обмыливания - см. Масла жирные, а частью также Эфирные масла.

    (физическая величина) - так называются числа, количественно определяющие физические явления. Например, К. теплопроводности некоторого вещества называется количество теплоты, проходящей в единицу времени (минуту, час) через единицу поверхности (1 кв. см, 1 кв. м) стенки, имеющей единицу (1 см, 1 м) толщины, при разности температур обеих сторон в 1° Ц. Количество тепла, вообще проходящего через единицу поверхности стенки, пропорционально разности температур (t , t" ) обеих сторон стенки, обратно пропорционально толщине стенки; обозначая это количество тепла через W , а толщину стенки через h , имеем W = k (t -t" )/h , где k есть множитель, обращающий пропорциональность в равенство и потому называемый К. пропорциональности. Количество теплоты W будет = v в частном случае, когда t -t" = 1, h = 1; в этом случае v = k. Это k и будет К. теплопроводности по смыслу определения, сделанного выше. Для стенок одинаковой толщины, но сделанных из различного материала, К. теплопроводности будет численно неодинаков, так что k численно определяет свойство того или другого материала в отношении теплопроводности. Подобным образом К. диффузии (см.) численно определяет свойство жидкости переходить в другую жидкость или в ту же, но другой концентрации. К. волосности, К. упругости, К. расширения тел от теплоты, К. поглощения света той или другой средой, К. внутреннего трения (см) и др. - все суть численные определители свойств или явлений физического, химического и механического характера. По этой причине точные определения К. путем опытов и измерений составляют дело большой научной, а затем и практической важности. Без знания К. нельзя точно установить законы (см.) явлений.

    Для удобнейшего и легчайшего пользования К. в ученой литературе имеются сборники, состоящие из ряда таблиц. Из наиболее полных таких сборников укажем на "Physikalisch-Chemische Tabellen von H. Landolt und R. B örnstein" (1894).

    Ф. П.

    Коэффициент (в алгебре) - постоянное количество, показывающее сколько раз некоторая буква или целое алгебраическое выражение должно быть взято слагаемым; так 3а = а + а + а ; 2(х + у )= (х+у )+ (х+у ). Здесь числа 3 и 2 суть К., показывающие, что буква а должна быть сложена три раза, а выражение х+у - два раза. К. могут быть числа целые, положительные и отрицательные, дробные, иррациональные и вообще какие угодно количества; в этих случаях К. имеет значение лишь постоянного множителя. - Термин дифференциальный К. употребляется иногда вместо слова производная (см. Дифференциальное исчисление).

    В. В. В.

    Коэффициентом полезного действия (в механике) называется правильная дробь, на которую следует помножить работу, получаемую машиной от двигателя, чтобы получить величину полезной работы, производимой машиной, так как первая из этих работ идет частью на преодоление бесполезных сопротивлений самой машины.

    Н. Д.

    Коэффициент безопасности (строит.) - число, на которое делится действительная крепость (временное или предельное сопротивление) материала, для получения допускаемого, безопасного напряжения материала при употреблении его в постройках или в конструкции машин. К. этот колеблется в некоторых пределах, в зависимости от большей или меньшей однородности состава материала, постоянства его качеств и долговечности, а также в зависимости от значения и характера конструкции. К. безопасности таким образом принимается: для получения прочного сопротивления металлов - от 3 до 6, для дерева от 6 до 12, для камней от 15 до 30. Для более важных материалов и конструкций К. безопасности устанавливается административными распоряжениями правительственного ведомства, которому подлежит надзор за производством построек и работ.

    К. устойчивости - при расчете размеров стен, опор и сводов, вообще таких частей сооружений, которые могут подвергнуться опасности опрокидывания, - число, на которое длится сила, достаточная для опрокидывания, чтобы получить величину допускаемой в действительности безопасной опрокидывающей силы. Задавшись этим числом и зная род и величину сил, действующих на сооружение, определяют его размеры. К. устойчивости обыкновенно принимается от 1,5 до 2,5, а для опор железнодорожных мостов без насыпи - до 3.

    А. Т.

Словари русского языка

Диссертация

Ци Ванчжи

Ученая cтепень:

Кандидат филологических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Журналистика

Количество cтраниц:

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1 Соотношение языка газеты и научного стиля.

1.2 Особенности термина.

1.3 Соотношение терминологии и общелитературного языка.

ГЛАВА II ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРМИНОВ.

II. 1 Термины в прямом значении и способы их функционирования.

11.2 Термины в переносном значении и их семантико-стилистические особенности.

11.3 Ретерминологизация терминов и их семантико-стилистические особенности.

ГЛАВА III ФУНКЦИИ ТЕРМИНОВ В ЯЗЫКЕ ГАЗЕТЫ.

III. 1 Особенности общественно-политической лексики.

111.2 Функции терминов в прямом значении.

111.3 Функции терминов в переносном значении.

111.4 Неоправданное употребление терминов в газете.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Термины в языке газеты"

Данное диссертационное исследование посвящено проблемам функционирования и функций терминов в языке газеты.

Как в российском, так и в зарубежном языкознании много внимания уделяется изучению терминов. Последние десятилетия XX века и начало XXI века характеризуют как эпоху информационного взрыва, в результате которого возник «терминологический взрыв » - значительный рост числа новых терминов и возникновение новых терминосистем с появлением новых отраслей знания. Терминология заметно окрашивает речь широких носителей языка и приобретает исключительное значение в современном мире.

Русская научная терминология представляет собой высоко развитую систему номинаций, соответствующую современному уровню российской науки, техники, культуры и искусства. Начало собственно терминологической деятельности в научных исследованиях в российской терминологии относится к 1931 году, когда вышла в свет первая статья Д.С.Лотте «Очередные задачи технической терминологии ». Широкие теоретические исследования терминологии на базе трудов В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, В.П.Даниленко, В.М.Лейчика, Д.С.Лотте, А.А.Реформатского и других ученых стали основой для создания русской терминологической школы. В России создан ряд работ, которые охватывают следующие направления в терминологии: формирование проблематики и основных понятий науки о терминах (В.М.Лейчик 1969, А.В.Суперанская 1989, С.В. Гринев 1993), определение принципов упорядочения терминов (Д.С.Лотте 1961, В.П.Даниленко 1993), терминообразование (Г.О.Винокур 1939, В.П. Даниленко 1977). Успешная разработка теоретических проблем терминологии способствовала функционированию терминов и терминосистем.

Терминология постоянно взаимодействует с общелитературным языком, формируется на его базе, пополняя и обогащая его систему. Это непрерывный и двусторонний процесс. Различные его стороны составляют объект изучения в разнообразных лингвистических исследованиях. Проблемы взаимосвязи между терминологией и общелитературной лексикой и перехода терминов в литературный язык в историко-этимологических исследованиях общего характера рассматриваются в работах (Ю.С.Сорокин 1965, В.В.Виноградов 1961, JI.A. Капанадзе 1965, И.А. Войцева 1989).

Степень разработанности темы характеризуется тем, что проблема терминологии в языке газеты исследуется учеными в разных аспектах: В.С.Терехова (1982) проанализировала способы толкования семантического значения термина; З.В.Соловьева (1977) в своем исследовании подтвердила гипотезу о зависимости стилистического эффекта при использовании терминологии в иностилевых условиях от степени ее детерминологизации. Необходимо отметить, что ее исследование было посвящено английскому языку на материале прессы Великобритании и США за 70 годы. О.И.Ревуцкий (1983) исследовал явление детерминологизации отдельных областей знания-терминологии биологии, медицины, химии, физики географии и метеорологии; Н.П.Кириленко(1984) обратила внимание на полисемию, омонимию, синонимию, антонимию терминологии в газетном языке, а также способы включения терминов в газетных текстах. Таким образом, несмотря на широкое представление терминов в газетах, рассчитанных на широкого читателя, их функционирование и функции в языке газеты являются малоисследованными.

Таким образом, актуальность работы определяется задачами всестороннего исследования слов-терминов, раскрытия закономерности детерминологизации в современном русском языке газеты. Выбор газетно-публицистического стиля в качестве сферы исследования также обусловлен тем, что он является наиболее массовым функциональным стилем, способным мобилизовать самые разнообразные элементы словаря. Анализ употребления и изменений терминов в газетно-публицистическом стиле очень важен для понимания процессов семантического развития слова в общеязыковом масштабе. Проблема семантических изменений специальных терминов в новых для них условиях функционирования всегда актуальна для лингвистов.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности функционирования терминов в языке газеты, определить функции, выполняемые терминами в газетных текстах в России за последние 10 лет.

Изучая проблему функционирования и функций терминов, мы тем самым исследуем процессы детерминологизации, их особенности и соотношение детерминологизации и экспрессивности терминов в языке газеты.

Для достижения поставленной цели в настоящей работе решаются следующие конкретные задачи:

Выявить соотношение языка газеты, научно-технического стиля и соотношение терминологии и общелитературного языка;

Исследовать способы функционирования терминов в языке газеты;

Определить семантико-стилистические особенности терминов в процессах детерминологизации в языке газеты;

Выявить характеристики общественно-политической терминологии в последние годы;

Охарактеризовать функции терминов в газетно-публицистическом стиле;

Проанализировать соотношение процессов детерминологизации и степеней экспрессивности терминов в газетном тексте;

Показать неоправданное употребление терминов в современных русских газетах.

Для решения поставленных задач в данной диссертации применяются семантико-стилистический описательный метод исследования, который предполагает наблюдение лингвистических фактов с последующим анализом и выделением закономерностей семантического изменения слов. Наряду с описательным методом в исследовании применяются элементы компонентного анализа, контекстуально-ситуативного анализа, которые позволяют установить и сравнить элементы значений слов и классифицировать лексику по группам. Изучение языковых материалов газеты ведется с учетом лингвистических методов анализа текста и лексических единиц, функционирующих в разного типа газетных текстах.

Новизна работы состоит в том, что за последние годы впервые проводится специальное комплексное описание терминов, функционирующих в газетных текстах. В работе не только всесторонне излагается функции терминов в языке газеты, характеризуются процессы детерминологизации и степеней экспрессивности терминов в переносном значении в языке газеты, но и раскрывается их соотношение и закономерность семантического изменения терминов в языке газеты.

Практическая ценность и теоретическая значимость работы определяется тем, что материалы и результаты исследования могут быть достаточно широко использованы при многоаспектном описании русской терминологии в целях дальнейшего исследования и теоретического изучения терминологии, для построения курсов лекций по проблемам терминологии, лексикологии и стилистики русского языка. Важным теоретическим результатом исследования является также то, что оно конкретизирует процесс внутристилевых изменений, характеризующих газетно-публицистический стиль в сфере массовой коммуникации. Предпринятое в диссертации исследование послужит дальнейшему изучению процессов обогащения лексики русского языка и его стилей. Изложенные в работе выводы окажут положительное воздействие на разработку теории термина и его функционирования в разных функциональных стилях языка. Материалы исследования могут быть использованы при составлении толковых и терминологических словарей, в практике преподавания русского языка как в русской, так и в иностранной аудитории. Выбранные тексты из газет могут использоваться в спецкурсах по чтению для неносителей русского языка в России и иностранной аудитории.

Объектом исследования являются терминологии различных отраслей знания, используемые в российских газетах, преимущественно за период 2002-2005 гг. Предметом исследования являются научные и общественно-политические термины, используемые в российских газетах, преимущественно за период 2002-2005 годы.

Материалом для исследования являются массовые газеты в России за 2002-2005 гг., в частности, газеты «Известия », «Новые известия », «Московский Комсомолец » (далее «МК»), «Коммерсантъ » и другие общероссийские общественно-политические газеты, которые занимают устойчивые позиции в рейтинге по тиражу и популярности, что позволяет полно отразить состояние языка газеты. Базой исследования явилась составленная картотека терминов, функционирующих в газетных текстах, насчитывающая 1200 единиц.

На защиту выносятся следующие положения:

В газете применяются преимущественно четыре способа толкования семантического значения термина: 1) описание термина; 2) посредством синонимов; 3) описательно-синонимический способ; 4) с помощью примечания.

Общественно-политическая терминология-один из главных пластов газетной лексики. Она передает концептуальную информацию, приобретая положительную или отрицательную окраску. Кардинальные политические изменения в обществе могут приводить к изменению оценок, связанных с отдельными понятиями.

Функцию передачи информации выполняют термины преимущественно в прямом значениии. Термины в переносном значении выполняют преимущественно стилистические функции. Театральная лексика, большинство медицинских, биологических и карточных терминов в переносном значении выражают негативную оценку.

Степени экспрессивности и этапы детерминологизации терминов в газете тесно взаимосвязаны. Чем чаще используется термин в газете, чем он доступнее для читателя, тем меньше степень его экспрессивности.

В газете нередко наблюдается неоправданное использование терминов. Это непонятные читателям узкоспециальные термины, ошибочное понимание термина, нарушение семантической сочетаемости между метафорической номинацией и связанными с нею словами. Иногда нарушаются этические требования к языку в современной прессе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ. По некоторым вопросам делались доклады на ежегодных конференциях аспирантов-филологов, проходивших в рамках «День науки » МГУ (2003, 2004 годы). Основные положения диссертации отражены в 5 опубликованных статьях и тезисах общим объемом в 1,25 а. л. Объем работы составляет 155 страниц.

Структура диссертации, определенная задачами исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме "Журналистика", Ци Ванчжи

В газетно-публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка-информационная и воздействующая. Как часть словаря языка газеты, термины помогают ему в передаче информации и воздействии на читателя. Общественно-политическая терминология, освещающая общественно-политические события в жизни - особый пласт газетной лексики. Понятность, доступность слов составляют его отличительную особенность. Еще одна яркая особенность общественно-политической лексики заключается в ее социально оценочном характере. Ее информативность характеризуется открытой социальной позицией или ценностной установкой. В зависимости от выражаемого идеологического содержания общественно-политические слова приобретают в публицистике положительную или отрицательную окраску. Кардинальные политические изменения в обществе могут приводить к изменению оценок, связанных с отдельными понятиями. Прагматическая ценность терминологической информации заключается в ее способности определенным образом влиять на общественно-политические позиции. Общественно-политическая терминология во многом способствует выполнению функции воздействия газеты.

Функции передачи информации выполняют термины преимущественно в прямом употреблении. По авторскому толкованию читатель может наглядно представить себе предмет, обозначенный словом-термином. Термин в газете выражает основные признаки понятия и увеличивает уровень знаний читателя и целого общества. Функция передачи знаний - одна из основных функций терминов в газете. Непонятные термины, терминологические ошибки, допускаемые журналистами, слабо владеющими научной и технической терминологией, снижают информативность газеты в целом.

Термины других научных областей в переносном значении преимущественно выполняют стилистические функции воздействия своей оценочностью и метафоричностью. Цель метафоры в языке газеты в объективной и всесторонней информации в специфических условиях газетного процесса. Газетная метафора, строящаяся на внешних чертах и свойствах содержания понятия, имеет по преимуществу пейоративный характер. Театральная лексика, большинство медицинских, биологических и карточных терминов в переносном значении выражают негативную оценку.

При сопоставлении терминов с их общеупотребительными синонимами обнаруживается, что термины в переносном употреблении проявляют яркую образность и выразительность.

По степени экспрессивности термины в переносном значении в газетах разделяются на три группы: окказиональная метафора, строевая метафора, ретерминологизированные термины. Соответственно, термины в переносном значении в газетах разделяются на три группы: новые или узкоспециальные термины, термины из разных областей, в том числе и музыкальные, театральные и другие термины. К последней группе принадлежат большинство спортивных терминов, которые в результате ретерминологизации пришли из сферы военного дела, и общественно-политические термины из военной или спортивной сфер.

Термин из своей терминосистемы переходит в язык газеты, на первом этапе детерминологизации он является новым словом-термином, который только что начинает употребляться в газетных текстах. В это время он используется только в прямом значении, и нуждается в разъяснении. Если на этом этапе термин переносно используется в газетных текстах, то его окказиональный оттенок придает тексту сильный эффект экспрессивности. Со временем его научное значение становится доступнее читателю, его переносное значение постепенно лишится свежести для читателя, соответственно, его степень экспрессивности снижается. В результате ретерминологизации семантическое значение термина вполне доступно читателю, и он потеряет коннотации и экспрессивность. Он фактически становится общеупотребительным словом. Таким образом некоторые термины входят в общеупотребительный язык.

В газете нередко наблюдается стилистически не оправданное использование терминов. Это непонятные читателям узкоспециальные термины, ошибочное понимание термина, нарушение семантической сочетаемости между метафорической номинацией и связанными с нею словами. Иногда нарушаются этические требования к языку в современной прессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании была предпринята попытка исследовать функционирование и функции терминов в языке газеты.

Подводя итог, можно сказать, что язык газеты принадлежит сфере массовой коммуникации и занимает определенное место в системе функциональных стилей современного русского литературного языка, т.е. входит в газетно - публицистический стиль. Ориентация языка газеты на самые разнообразные языковые вкусы и его тематика весьма разнообразны. Публицисты часто используют термины и в прямом, и в образном значении. Язык газеты включает большое количество профессионализмов, терминов.

Точность, однозначность, системность, стилистическая нейтральность, отсутствие синонимов и омонимов-характерные черты терминов. Эти признаки являются требованиями к «идеальным » терминам и в значительной степени относительны. Эта относительность дает терминам возможность входить в общелитературный язык. Между терминологиями и общелитературным языком существует постоянный контакт, происходит постоянный обмен. Такие процессы обмена между терминами и нетерминами соответственно называются детерминологизацией и терминологизацией.

Процесс детерминологизации значительно раздвинул границы словарного состава общелитературного языка. При этом терминология теряет свою строгую концептуальность, системность, однозначность и приобретает прагматические свойства, то есть, возникает новое слово с терминологическим значением, требующее уже не дефиниции, а толкования.

Термины функционируют в газете в двух основных аспектах: 1) в прямом значении, 2) в переносном значении. Термины в газетных текстах разнообразны по тематике. Среди факторов, от которых зависит функционирование терминов в газетных текстах, особенно важную роль играют жанры текстов. В прямом значении терминология выступает преимущественно в группе информационных жанров; в переносно-метафорическом значении - преимущественно в аналитических и художественно -публицистических жанрах.

Процесс детерминологизации терминов в языке газеты подразделяется на три этапа: первый этап - термины употребляются в прямом значении, второй - термины употребляются в переносном значении; третий - ретерминологизация.

Некоторые термины используются в языке газеты без пояснения, это обычно общенаучные и общетехнические термины; узкоспециальные или новые термины, особенно иноязычного происхождения из области науки, техники, требуют разъяснения. В газете применяются четыре способа толкования семантического значения термина: 1) описание термина; 2) посредством синонимов; 3) описательно-синонимический способ; 4) с помощью примечания. Толкование терминов не просто усиливает впечатление, но и делает сам предмет изображения понятным, осязаемым и зримым, более доступным для читателя.

В газетных текстах автор не предъявляет строгих требований к полноте определений, а указывает только на существенные признаки понятия. При этом происходит упрощение семантической структуры данного термина, что делает его понимани доступным для непрофессионального читателя.

Терминология в переносно-метафорическом значении употребляется во всех жанрах газеты. Некоторые детерминологизированные специальные слова зафиксированы в словарях, уже вошли в общелитературный язык.

Вхождение терминов в язык газеты в переносном значении зависит от экстралингвистических и внутрилингвистических факторов. Экстралингвистические факторы заключаются в том, что метафорические переносы наименования прежде всего затрагивают те группы лексики, которые связаны с наиболее насущными в данный период явлениями. Внутрилингвистические причины во-первых, следует иметь в виду внутреннее соответствие характера понятий, обозначаемых терминами данных областей, функциональным задачам публицистики, ее основной стилевой установке. Чем шире известен термин, чем выше общественный престиж соответствующей отрасли науки, тем больше шансов у такого термина войти в арсенал стилистических средств, вырабатываемых публицистикой. Во-вторых, переносное значение возникает в связи с прямым, основным значением слова. Информация, которую содержат конструкции с метафорами, значительно выше той, которую несут безобразные сочетания. Ассоциативность, вызываемая метафорическим употреблением термина, помогает представить ситуацию. Метафоры превращают термин в единицу языка газеты с определенным стилистическим эффектом. После ретерминологизации ослабляется семантическая строгость. С одной стороны, благодаря ретерминологизации рождаются новые термины; с другой - термин, попав в другую терминосистему, приобретает более широкое распространение и употребление, иногда становится общенаучным. Таким образом, термин расширяет свою сферу употребления и становится более доступным для широкой аудитории, приближается к общеупотребительной лексике.

В газетно-публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка-информационная и воздействующая. Термины помогают газете в передаче информации и воздействии на читателя. Общественно-политическая терминология-особый пласт газетной лексики. Понятность, доступность слов составляют его отличительную особенность. Еще одна яркая особенность общественно-политической лексики заключается в ее социально оценочном характере. Ее информативность характеризуется открытой социальной позицией или ценностной установкой. В зависимости от выражаемого идеологического содержания общественно-политические слова приобретают в публицистике положительную или отрицательную окраску. Кардинальные политические изменения в обществе могут приводить к изменению оценок, связанных с отдельными понятиями. Прагматическая ценность терминологической информации заключается в ее способности определенным образом влиять на общественно-политические позиции. Общественно-политическая терминология во многом способствует выполнению функции воздействия газеты.

Функции передачи информации выполняют термины преимущественно в прямом употреблении. По авторскому толкованию читатель может наглядно представить себе предмет, обозначенный словом-термином. Термин в газете выражает основные признаки понятия и увеличивает уровень знаний читателя и целого общества. Функция передачи знаний-одна из основных функций терминов в газете. Непонятные термины, терминологические ошибки, допускаемые журналистами, слабо владеющими научной и технической терминологией, снижают информативность газеты в целом.

Термины других научных областей в переносном значении преимущественно выполняют стилистические функции воздействия своей оценочностью и метафоричностью. Цель метафоры в языке газеты в объективной и всесторонней информации в специфических условиях газетного процесса. Газетная метафора, строящаяся на внешних чертах и свойствах содержания понятия, имеет по преимуществу пейоративный характер.

По степени экспрессивности термины в переносном значении в газетах разделяются на три группы: окказиональная метафора, строевая метафора, ретерминологизированные термины. Соответственно термины в переносном значении в газетах разделяются на три группы: новые или узкоспециальные термины, термины из разных областей, в том числе и музыкальные, театральные и другие термины. К последней группе принадлежат большинство спортивных терминов, которые в результате ретерминологизации пришли из сферы военного дела, и общественно-политические термины из военной или спортивной сфер.

Степени экспрессивности и этапы детерминологизации терминов в газете тесно взаимосвязаны. Чем чаще используется термин в газете, чем он доступнее для читателя, тем менее степень его экспрессивности.

Термин из своей терминосистемы переходит в язык газеты, на первом этапе детерминологизации он является новым словом-термином, который только что начинает употребляться в газетных текстах. В это время он используется только в прямом значении и нуждается в разъяснении. Если на этом этапе он переносно используется в газетных текстах, то его окказиональный оттенок придает тексту сильный эффект экспрессивности. Со временем его научное значение становится доступнее читателю, его переносное значение постепенно лишится свежести для читателя, соответственно, его степень экспрессивности снижается. В результате ретерминологизации семантическое значение термина вполне доступно читателю, и он потеряет коннотации и экспрессивность. Он фактически становится общеупотребительным словом. Таким образом некоторые термины входят в общеупотребительный язык.

В газете нередко наблюдается неоправданное стилистически использование терминов. Это непонятные читателям узкоспециальные термины, ошибочное понимание термина, нарушение семантической сочетаемости между метафорической номинацией и связанными с нею словами. Иногда нарушаются этические требования к языку в современной прессе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ци Ванчжи, 2006 год

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Для того чтобы метафора, метонимия, синекдоха попадали в цель, оказывались в тексте на месте, были оправданными, нужно хорошо знать смысл слова, соблюдать "правила" употребления его в переносном значении. Так, авторы метафор должны помнить, что это переносное значение говорит о сходстве того, что называют, с тем, с помощью чего называют. Значит, в "правильной" метафоре должен содержаться признак, которым обладает предмет (понятие), давший свое имя обозначаемому.

Между тем, это правило соблюдается не всегда. И особенно грешат этим журналисты. Нередко образ, использованный для метафорического обозначения предмета, явления и т.д., не вызывает ассоциаций с изображаемым, а значит, остается неясным, в чем же сходен предмет, признак, данное явление и т.д. с тем, чьим "именем" он назван. Например: "А жребий сложился так, что Тильдуму вообще пришлось завершить лыжную корриду" (Сов. сп. 1972. 5 февр.). Как известно, коррида - это бой быков, т.е. сражение на большой арене пеших и конных бойцов с доведенными до ярости быками" (Словарь иностранных слов. 7е изд. М., 1979). Но что же общего между таким боем и лыжной гонкой? Совершенно неясно. Коррида, видимо, понравилась, она стала встречаться еще и еще, но не стала точнее: "В субботу я пришел на "корриду". Так называют в Ворошиловграде стадион "Авангард", где берут в команду любого желающего". Приведя это более чем странное обозначение - коррида - стадион (!), где играет тот, кто хочет, - журналист "Комсомольской правды" не выразил удивления по поводу этой странности. Более того, дальше он сам употребил это слово: "Через "корриду" прошли все мастера ворошиловградского футбола". А вот заголовок -. "Болгарская коррида". Он был предпослан материалу, рассказывавшему о чемпионате мира по тяжелой атлетике в одном болгарском городе (Сов. сп. 1987. 11 сент.). И здесь нельзя усмотреть сходство между боем тореодоров с быком, которого они, доводя до ярости красной мулетой, поражают специальным копьем (бандерильей). Не более ясны и мотивы переносного использования слова перекресток (его единственное традиционное значение - `место пересечения дорог, улиц`) в сочетаниях "шахматный перекресток" (самое частое), "футбольные перекрестки", "осенние перекрестки". Так нередко почему-то именуются заголовками в газете новости шахматного спорта, причем, как правило, речь идет к тому же о спортивных встречах, происходящих в разных странах, разных городах.

Иногда несовпадение словесного (метафорического) образа с изображаемым вызвано тем, что объективные признаки их в контексте противоречат друг другу. Например: "Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы, не говоря уже о лесоматериалах, стекле, бумаге и картоне, не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь" (Моск. пр. 1967. 17 нояб.). Сталь - символ прочности (недаром о твердом, непреклонном, огромной выдержки человеке говорят, что у него "стальной характер", "стальные нервы"). Калейдоскоп - трубка со вставленными в нее под углом друг к другу зеркальными стеклами и положенными между ними цветными стеклышками, частичками цветной бумаги и т.д., которые отражаются в зеркалах и создают разнообразные узоры, изменяющиеся уже при легком поворачивании трубки. Следовательно, метафора калейдоскоп говорит о быстрой смене, неустойчивости, непостоянстве состава чего-либо, о быстром изменении чего-то (ср. "калейдоскоп лиц", "калейдоскоп событий") и поэтому не может быть оправдана по отношению к качествам, свойствам стали. Противоречит представлению о караване распространенное в газете использование метафоры караван по отношению к растянувшейся группе соревнующихся гонщиков (велосипедистов, лыжников, биатлонистов и т.п.), поскольку движение животных, составляющих караван, представляется как достаточно медленное (недаром же Пушкин написал: "Гусей крикливых караван тянулся к югу"). Поэтому неудачны примеры типа: "На первом этапе в нашей команде стартовал А. Петров - спортсмен быстрый, смелый и азартный. Караван гонщиков он возглавил с первых же метров дистанции..."

Часты случаи, когда создатели метафор считают возможным пренебречь (ради свежести, оригинальности нового названия) существенным признаком того значения, на основе которого создана метафора, строя ее на признаке малозначительном. Примером таких неоправданных метафор может служить употребление слов дуэт, трио, квартет по отношению к двум, трем, четырем неодушевленным предметам, не связанным никаким общим действием и потому не могущим вызвать образ единого ансамбля. Еще хуже, когда дуэт, трио, квартет (и под.) используются по отношению к двум, трем, четырем спортсменам или командам-соперницам. Ср.: "На льду - квартет [заголовок]. Победив команду США со счетом 2:1, советские хоккеисты заняли первое место в круговом турнире и вышли в полуфинал Кубка Канады... Определились и другие полуфиналисты. Кроме сборных СССР и США борьбу продолжат канадцы, выигравшие со счетом 7:2 у чехословацких хоккеистов, а также шведы" (Комс. пр. 1984. 11 сент.). Это уже иллюстрация того случая, когда признаки обозначаемого (спортсмены-соперники) противоречат признакам обозначающего (единый, действующий согласованно ансамбль). Та же ошибка и в употреблении метафоры трио применительно к шахматистам (которые всегда борются за единоличное первенство): "Но уже сейчас все трио лауреатов можно поздравить с выполнением программы-минимума. Они вместе с занявшими следующие места А. Соколовым и Ю. Балашовым... получили право включиться в борьбу за звание чемпионов мира" (Ог. 1985. № 15) (трио в тексте - шахматисты, занявшие 1, 2 и 3-е места). Любят журналисты и метафору симфония: "Хоккейная симфония. Исполнитель - большой квартет" (Изв. 1967. 25 марта); "И как мастерски, артистически непринужденно он исполнил этот труднейший аккорд своей небольшой футбольной симфонии" (Сов. сп. 1972. 10 марта). Но симфония - это большое музыкальное произведение для оркестра, которое никак квартетом исполняться не может, тем более не может быть небольшой симфонии, которую исполняет один человек. И еще одна "симфония": "Накормив клестиху, заботливый глава семейства усаживается на макушку дерева и давай выводить симфонию зимнего леса..." (Моск. пр. 1988. 11 февр.). Общее у традиционной симфонии с симфонией, "выводимой" (!) клестом, лишь в том, что и там и здесь звуки... Новое метафорическое увлечение - посеянный: "Львовянка Лариса Савченко, посеянная в таблице под третьим номером, выиграла у Барбары Геркен (США)..." (Комс. пр. 1987. 14 фев.); "Посеянной под первым номером Граф потребовалось 55 минут для очередного успеха" (Комс. пр. 1989. 11 апр.); "Минчанка Наталья Зверева, "посеянная" под первым номером, в первом круге международного турнира выиграла у Комми Мак-Трегор из США..." (Комс. пр. 1989. 26 окт.). И здесь мотивировка (зерно "помещают" в почву - фамилию помещают в такое-то место табло) ничтожна.

Подобные неудачи можно встретить и у хороших поэтов. Так, желание показать, что при ветре паруса прогибаются в сторону, противоположную той, откуда дует ветер, привело к следующему: "И только в пенье впалых парусов еще вздыхает память о лесах" (Матв.). Впалый - ввалившийся. Впалость вызывается изнурительной болезнью или старостью, она связана с не вполне нормальной худобой. То есть впалость обычно свидетельство нездоровья, некоторой изможденности, а значит, физической слабости. Натянувшиеся же от ветра, поющие паруса упруги; корабль под наполнившимися ветром парусами энергично движется вперед, что явно противоречит возможностям предмета, характеризуемого как имеющего что-то "впалое".

До сих пор говорилось о метафорах, в которых в той или иной степени нарушается идея сходства. Можно указать еще и на такие случаи, когда метафора остается для большинства читающих непонятной (а значит, неясно сходство, не воспринимается образ), так как она представляет собой употребление необщенародного слова, особенно узкоспециального или узкообластного, узкоместного, а также слова сугубо книжного или устаревшего. Вот несколько примеров из романа М.А. Шолохова "Тихий Дон": "Вновь, потрагивая сибирьковую бороду, тянул делегат 44 полка..."; "Необычная для начала весны раскохалась теплынь"; "А на севере за станицей шафранный разлив песков, чахлая посадка сосняка, ендовы, залитые розовой, от красноглинной почвы, водой". В известной песне "По долинам и по взгорьям", написанной на стихи Парфенова, есть куплет, в котором первоначально было узкообластное (во всяком случае, в то время) слово отава: "Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда. Партизанские отавы занимали города". Малопонятную метафору отава (прямое значение этого слова - `трава, выросшая в том же году на месте скошенной`) народ впоследствии заменил общепонятным словом "отряды". А ниже - иллюстрации метафорического использования сугубо книжного (апокалипсис) и устарелого (кринолин) слов: "Однако такой взгляд чаще отыскивает кровавые драмы, насильственные смерти, трагические противостояния, словом, некий апокалипсис общей американской родословной"; "Дом был окружен кринолином веранд". Вряд ли понятен многим читателям и заголовок "Алгоритм катастроф" (Комс. пр. 1989. 12 нояб.).

Имея в виду качество нетрадиционного метафорического, метонимического и т.д. применения слова, нужно помнить, что используемый образ содержит, как правило, оценку или поэтизирует обозначаемое. Поэтому отношение к предмету речи, каким он предстает в контексте, не должно противоречить оценке или тому поэтизирующему его признаку, которые содержат слова в переносном значении. С этой точки зрения явно неудачны следующие метафоры: "Дуэт "Агнессы" и "Вэнди" (Комс. пр. 1968.12 сент.); "Следующей испытывалась бомба-первенец Ливерморской лаборатории, созданная под руководством Эдварда Теллера" (Сов. Рос. 1987. 21 окт.). В первом примере метафорой дуэт, призванной оценивать слаженность, гармоничность действий двух лиц, в тексте характеризуется появление двух тайфунов, вызвавших на северо-востоке нашей страны ураган, принесший значительные разрушения, большой материальный ущерб. Во втором - слово первенец, которое называет первого родившегося в семье ребенка (а рождение первенца - радость для семьи), использовано применительно к тому, с чем связываются кошмары XX века. Ясно, что обе эти метафоры абсолютно неуместны. И еще пример. Под заголовком "Снарядами - по городу" газета (Комс. пр. 1989. 26 сент.) сообщила, что неподалеку от города Юрга в воинской части загорелся ацетон на складе боеприпасов. Начали взрываться и разлетаться снаряды, причем взрывная волна раскидывала и неразорвавшиеся снаряды. И дальше в тексте; "Тяжелые болванки падали на убранные поля, врезались в золото лесов, ломали стены и крыши зданий..." и в этом контексте неуместна использованная метафора, которая своим поэтизирующим характером как будто призывает любоваться природой тогда, когда вокруг рушатся дома.

Ошибка в использовании слов в переносном значении может состоять и в том, что "правильные" сами по себе метафоры, метонимии, синекдохи попадают в несвойственные им сочетания, т.е. происходит нарушение ассоциативной цепочки. Например: "Мы сразу пытаемся найти в человеке то зерно самоуважения, на которое можно опереться" (Сов. Рос. 1989.24 окт.). Из зерна может что-то "вырасти", "пробиться", "проклюнуться", "прорасти", но "опереться" на зерно нельзя. "Но, отказываясь в эпилоге ленты от иронии и заменяя ее патетикой, режиссер впрямую свидетельствует: если молекула шестидесятых запала в душу одного человека, и еще одного, и еще десяти, значит, не все потеряно" (Сов. эк. 1986. № 2). Но годы не имеют молекул, и молекулы не могут ни "падать", ни "западать". "...Вышедшая вслед за ней на ковер Е. Давыдова настолько гармонично вписала такие волнующие аккорды в музыку фантастически сложных движений, что судьи единодушно остановились на оценке 10 баллов!" (Пр. 1980. 24 июля). "Вписала аккорды в музыку... движений..." "Аккорды" не вписывают (при исполнении), их "берут". И если аккорды вписывают "в музыку", то из чего состояла до "вписания" музыка? Это, как и следующее употребление, - метафорическая каша. "Премьера балета А. Аренского "Египетские ночи" щедрым аккордом вписалась в сюиту новогодних подарков..." (Лен. пр. 1989. 13 янв.). И здесь "аккорды", которые "вписываются", но уже в "сюиту подарков". Количество примеров можно было бы увеличить, но уже, очевидно, ясно, что лишь намеренное подчеркивание логически не сочетающихся слов, преследующее цель создания комического эффекта, может быть в тексте оправдано. При отсутствии такой задачи подобные сочетания воспринимаются как ошибки, свидетельствуют о языковой глухоте.

Наконец, неудачным переносное употребление слов может оказаться и в том случае, если в тексте возникает двусмысленность, возможность неоднозначного понимания, которая автором не предполагалась. Например: "Кому улыбнулся лед" (Комс. пр. 1981. 8 фев.). Одно из традиционных значений слова улыбнуться - `не достаться кому-либо; не осуществиться`. Поэтому заголовок можно прочитать так: кому-то не удалось потренироваться, покататься или выступить на льду. Автор же хотел сказать о тех, кто выступил удачно. Еще пример: "И когда на "круглом столе" выступил товарищ из ВКШ, все и всем стало ясно" (Комс. пр. 1987. 11 дек.). Конечно, мало кто серьезно представит себе товарища из ВКШ, произнесшего речь на столе. Но этот смысл благодаря сочетанию с предлогом "на" все-таки возникает в сознании, вызывая ненужную автору текста улыбку. Не очень удачен поэтому и заголовок "Дружба-84" финиширует" (Пр. 1984.9 июля), где, хотя и есть кавычки, а также разбивающая сочетание слов цифра, слишком близко стоят слова дружба и финиширует.

Итак, метафоры, метонимии, синекдохи - неисчерпаемый источник яркой, эмоциональной речи. Но использование многозначных слов, создание новых метафор требуют от пишущих внимания, уважения к слову и неустанного повышения своей речевой культуры.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.