ШЛИ им. А

С чего начиналась Школа летчиков-испытателей

Как известно, Школа летчиков-испытателей была образована в октябре 1947 г. Но мало кто знает о существовании курсов повышения квалификации летчиков-испытателей при ЛИИ, начавших свою работу еще в 1944 г.
Курсы были образованы на основании приказа народного комиссара авиационной промышленности СССР № 623 от 24 октября 1944 г. Вот текст этого приказа:

«В целях повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП и передачи им опыта по испытаниям самолетов ЛИИ НКАП, приказываю:
1. С 12 ноября 1944 г. открыть при ЛИИ НКАП двухнедельные курсы повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП. Занятия на курсах производить по утвержденной много программе.
2. Начальником курсов назначаю заместителя начальника ЛИИ НКАП т. Зосима Д.С.
3. Начальнику ЛИИ НКАП т. Чесалову А.В. выделить оборудованные помещения для классов и общежития курсантов и обеспечить курсы инструкторско-преподавательским составом.
4. Начальнику Главснаба НКАП т. Калинину И.А. обеспечить курсы инвентарем, согласно прилагаемой спецификации (приложение № 1), и канцелярскими принадлежностями по заявкам ЛИИ НКАП.
5. Заместителю наркома т. Шорину Г.Ф. обеспечить спецпитанием летчиков-испытателей во время пребывания их на курсах,
6. Директорам заводов обеспечить своевременность командирования летчиков-испытателей на курсы повышения квалификации, учитывая сроки их прибытия, согласно прилагаемым спискам (приложение № 2 рассылается соответствующим заводам и организациям).
7. Начальнику курсов т. Зосиму Д.С. на всех окончивших курсы летчиков-испытателей представить председателю классификационной комиссии НКАП т. Коккинаки В.К. аттестации для присвоения классов.

Народный комиссар авиационной промышленности
А.И.Шахурин».

Вдумайтесь: еще идет война, враг только-только вытеснен за пределы страны, а нарком уже думает о будущем. Он понимает, что для освоения новых скоростей и перехода на реактивную технику необходимы более глубокие знания и опыт.
К приказу подшиты три приложения. В приложении № 1 перечисляются «постельные принадлежности и другие материалы для организуемых курсов летчиков-испытателей НКАП». Поражает дотошность снабженцев (нельзя удержаться, чтобы не процитировать). Итак, для создаваемых курсов выделялись:

«1. Матрацев - 30 штук
2. Подушек - 60 штук
3. Одеял - 30 штук
4. Простыней - 120 штук (по 2 смены)
5. Наволочек- 120 штук (по 2 смены)
6. Полотенец - 120 штук (по 2 смены)
7. Материал для светомаскировки - 100 метров».

Как видите, предусматривались все мелочи. Аэродром еще на военном положении (сохраняется светомаскировка), но курсы начинают работу.
Далее следует приложение № 2 «Список летчиков-испытателей НКАП, направляемых на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В списке - 120 фамилий. В одной из граф списка проставлена очередность прохождения курсов. Летчики должны были обучаться на курсах четырьмя последовательными группами по 30 человек.
А в завершение приказа - приложение № 3 «Список летчиков-испытателей НКАП, не подлежащих направлению на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В нем - 36 летчиков. В их числе - все летчики-испытатели ЛИИ (работавшие в институте в то время), а также наиболее подготовленные летчики-испытатели других организаций. Среди них - Б.Н.Бирбуц, Ф.Е.Болотов, А.И.Жуков , В.Б.Иншаков, В.В.Карпов, В.К.Коккинаки, Б.Н.Кудрин, А.А.Курбан, В.А.Матвеев, Я.Н.Моисеев, Ф.Ф.Опадчий, Я.Г.Пауль , А.К.Туманский, Н.А.Целибеев, Л.А.Юнгмейстер. Пусть читатель простит столь длинный список, но это - лучшие летчики-испытатели страны тех лет. Жаль, что теперь их фамилии известны лишь очень узкому кругу историков авиации.
К огромному сожалению, сейчас жив только один из более чем 100 выпускников курсов - Виталий Григорьевич Мареев. Ему - 93 года, живет в Киеве. Он смог рассказать некоторые подробности о том, как проходило обучение на курсах. Лекции читали такие признанные научные авторитеты, как М.А.Тайц, В.С.Ведров, А.В.Павлов и другие. Летчики-испытатели ЛИИ - С.Н.Анохин , М.Л.Галлай , А.Н.Гринчик , С.Ф.Машковский , Н.С.Рыбко , А.П.Якимов и другие - щедро делились своим богатым опытом. За полмесяца слушатели получали серьезный багаж новых знаний. После прохождения курсов летчики сдавали экзамен комиссии, которую возглавлял известный ученый, профессор Владимир Леонтьевич Александров. Тем, кто успешно сдал экзамены, повышались классы, и они возвращались к летной работе на свои авиазаводы. В 1945 г., после прохождения обучения всеми летчиками из списка, курсы прекратили свое существование. А в 1947 г. при ЛИИ была создана двухгодичная Школа летчиков-испытателей, история деятельности которой известна.
Таким образом, можно считать, что Школа летчиков-испытателей ведет свое начало от курсов повышения квалификации при ЛИИ, которые были образованы осенью 1944 г.

Андрей СИМОНОВ

1960 год... Мы стоим с Головановым на стоянке, где базируются самолеты ГосНИИ ГА, - вспоминает А. А. Лебедев. Мимо нас проносится только что приземлившийся Ту-104. Аэрофлот вот уже несколько лет эксплуатирует тяжелые пассажирские реактивные машины. Я с завистью провожаю «сто четвертую». От Голованова мой взгляд не укрылся.
- Завидуешь? - в его голосе звучит сочувствие. - И я подтверждаю; завидую... - Но мне дорога на эти машины заказана, а ты-то что топчешься?
- А что делать? Уходить в Аэрофлот линейным летчиком?
- Зачем? Иди в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. В октябре в Жуковском начинаются занятия. Первый набор от гражданской авиации, - он помолчал. Молчал и я, застигнутый врасплох столь неожиданным предложением.
- Ну что, тебя вносить в список?
- Да, - я так быстро ответил, что Голованов рассмеялся, махнул рукой и ушел.
...На учебу мы ездили каждый день в электричке, и мало кто из ее пассажиров мог бы угадать, кто же мы на самом деле. Студенты, как студенты, листают учебники, конспекты, рассказывают веселые истории... Хотя ездили мы в необычное учебное заведение.
А школа-то действительно была уникальной. Демократия -полнейшая. Занятия начинались без привычных звонков. В перерывах можешь сыграть в настольный теннис или на биллиарде с преподавателем. А преподаватели у нас - специалисты высшей квалификации: С.А.Анохин, М.Л.Галлай, Я.И.Берников... Что ни имя - легенда.
Ко времени в школе относились бережно, по-деловому. Вот лишь один пример. Приближались сроки вылета на самолете Ил-28. Мы-то привыкли, что будут лекции по изучению самолета, двигателя... А их нет. Не вытерпели, пошли к начальнику штаба с вопросом, когда, мол, начнем? Ответ нас обескуражил:
- На это мы учебные часы не планируем. Руководство по самолету - в библиотеке, а зачеты по знанию материальной части будете сдавать инженеру школы прямо на стоянке у Ил-28.
...Год учебы пролетел незаметно. И вот уже сдан последний экзамен, выполнен последний учебный полет. Пришла пора расставаться с полюбившимся всем нам коллективом преподавателей и испытателей школы.
Как провести выпускной вечер? Посоветовались и... решили «купить» теплоход. Им оказался «Максим Горький». Приглашены были все преподаватели и инструкторы, летчики с женами, выпускники группы МДП, которые учились с нами параллельно.
Каждому был вручен пригласительный билет такого содержания.

Уважаемый товарищ Лебедев А.А. Группа выпускников, летчиков ГссНИИ ГА, приглашает Вас с супругой в субботу 30 июня 1962 года на ПРОГУЛКУ ПО КАНАЛУ им. МОСКВЫ,
ПОСВЯЩЕННУЮ
ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ ЛЕТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ Вам предлагается прибыть к 12.30 (мск.) на Речной вокзал Химки. Теплоход «Максим Горький» отплывает в 13.00 (мск.) (при себе иметь: свежую голову и пустой желудок).
Приблизительная программа прогулки
I ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Доклад начальника школы (коротенько, минут на сорок). Ответный содоклад (хвалебный) одного из выпускников. Вручение дипломов (по одному каждому выпускнику).
II. ОБЕД (скромный)
Сопровождается остроумными тостами и лекцией о вреде алкоголя (лекцию читает не кандидат медицинских наук тов. А. С. Томилин).
III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ (самодеятельность.
Желательно без цирка)
Исполняется Авиационный гимн (поют стоя. Женщины тихо сидят).
Короткие рассказы о том, кто как летал (рассказывают все сразу).
Традиционные песни, например «Подмосковные вечера» и др. (поют хором все, дружно, главное громко!).
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельно любоваться красотой берегов, одновременно - заверения в дружбе (рукопожатия, объятия и т. д.).
Прибытие в Москву. Вывод с теплохода, развод по такси (выполняют жены).
Предупреждение: опоздавшие лишаются возможности попасть
на торжественную часть.

ОРГГРУППА В солнечный июньский день, в указанное время, участники торжества заполнили палубы теплохода, опоздавших не было. Теплоход снялся со швартовых, и мы отправились в путешествие но каналу имени Москвы. Пока жены любовались красотой пронизывающих берегов, а в залах ресторана накрывался праздничный стол, в музыкальном салоне теплохода проходило торжественное заседание.
С речью к выпускникам обратился начальник школы А. И. Розанов, который и вручил каждому из нас диплом об окончании школы летчиков-испытателей МАП. С ответной речью от выпускников выступил Б.А.Анопов.
По окончании торжественной части все были приглашены за прекрасно сервированный стол ресторана. Летчик-инструктор Мих. Мих. Котельников, так его сокращенно именовали, попросил снова. Разговоры притихли, а он с напускной серьезностью сказал:
- Почему не выполняются пункты, указанные в пригласительном билете?
- Кто-то робко спросил:
- Какие?
- Как какие? Пора начинать петь Авиационный гимн! «Все выше, и выше...» - и, не дожидаясь нашего согласия, встав на свое кресло, он начал петь и дирижировать всеми поющими...
После веселого обеда на палубе начались танцы. Кто до танцев был не горазд, заверяли друг друга в любви и вечной дружбе.
Причалили к речному порту поздно вечером. Вместе со своими старшими товарищами с корабля сошли дипломированные летчики-испытатели: Б.А.Анопов, Б.А.Возяков, В.В.Козлов, А.С.Томилин, В.Д.Попов, В.М.Алексеев, С.И.Горчилин и А.А.Лебедев.
Я достал дома из кармана прямоугольную голубую книжицу. перечитал оценки, вплоть до «отлично» по математике. Поглядел нa подписи, печати...
- Не веришь, Саша? - тихонько спросила жена, войдя в комнату, где я разглядывал свой диплом.
- Не верю... - сказал я.
И долго еще не мог поверить в то, что мечта моя наконец-то сбылась и я получил высшую квалификацию в летном деле - летчика-испытателя.
Но будни отодвигали все дальше в прошлое наше плавание, а с ним - и воспоминания о школе. Я втягивался в работу на новых машинах...

«Если очень хочешь, станешь» - так ли это? Илья Павлович Мазурук рассказывает



Катастрофа Ту-154 под Иркутском еще раз выдвинула на первый план проблему "человеческого фактора" в авиации. На вопросы "Красной звезды" сегодня отвечает заслуженный летчик-испытатель СССР, начальник Школы летчиков-испытателей имени А. В. Федотова Владимир КОНДРАТЕНКО.

Сама жизнь поставила наших авиаторов перед необходимостью создания такого профессионального учебного заведения. 20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано, что: "В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей...".

Жизнь подсказывала следующее. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина - резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки. В этом, на мой взгляд, все было естественно и закономерно. Так же, как было закономерным появление школ бального танца, театра или фигурного катания на льду. В авиационных кругах все чаще стали говорить о том, что необходима какая-то организация, которая бы занималась подготовкой и переподготовкой летно-испытательного состава, повышением квалификации авиационных специалистов.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, в 1947 году Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана. 17 сентября 1984 года ей присвоено имя Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова. В 2002 году, дай Бог здоровья, будем отмечать ее 55-летие.

Кроме выработки единой методики испытаний и подготовки, какие еще задачи изначально стояли перед Школой?

Прежде всего постоянно решался и решается сегодня главный вопрос - безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в Школе включала в себя освоение ими 10-12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Чем была обусловлена задача освоения слушателями Школы более десятка разнотипных воздушных судов?

Это не просто произвольный набор летательных аппаратов. Мы считаем, что подготовка летчика-испытателя на разных типах машин вырабатывает у него такие качества, которые в дальнейшем помогут ему лучше ориентироваться в различных кабинах с присущей только им авионикой, изучить индивидуальные полетные характеристики воздушных судов.

В настоящее время выпускники Школы - ведущие летчики-испытатели опытных конструкторских бюро, авиационных заводов, многих летно-исследовательских институтов. Освоенные в ШЛИ многие типы самолетов и вертолетов, позволяют им лучше ориентироваться и более грамотно давать оценку любому летательному аппарату.

Какому направлению подготовки будущих летчиков-испытателей в Школе отдается предпочтение: летному или инженерному?

Больше, наверное, уделяется внимание подготовке испытателя как летчика-профессионала, а не исследователя. Хотя не раз жизнь подсказывала, что не мешало бы сместить акценты на инженерно-исследовательское направление. И такие попытки были.

Недавно я встречался с коллегами из Англии. Так они вот чем меня удивили. Спрашивают, есть ли у вас летчики-испытатели, которые играют на скрипке, рояле или неординарно проявили себя в области математики. Они, оказывается, просчитали, что такая разносторонность интересов способствует более гармоничному развитию обоих полушарий человеческого мозга, а то у летчика-испытателя в силу специфики работы получается "недозагруз" одного из них, и это снижает эффективность его профессиональной деятельности. Специально музыкального образования мы своим слушателям не даем, но среди них много талантливых людей не только в летном деле, а вот "зашоренных", "узконаправленных" не встречал.

Владимир Григорьевич, какая потребность в выпускниках школы была, скажем, лет десять назад и сегодня?

Анализ показывает, что когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10-20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры. Но вот уже второй год подряд мы набираем по 19 слушателей на курс обучения. И в дальнейшем, думаю, потихонечку пойдем с набором высоты. Уверен, положение с подготовкой летчиков-испытателей будет выправляться. Конечно, все будет зависеть от общего экономического состояния государства. Выйдет Россия из оцепенения - пойдет на взлет ее авиация.

Кто обучает летному мастерству слушателей Школы?

В настоящее время - ее же воспитанники. Школа жила за счет летчиков-испытателей ЛИИ. Для обучения наших слушателей их в качестве инструкторов на какое-то время распоряжением начальника института откомандировывали к нам. Это был непостоянный контингент инструкторов. Чтобы летчикам-испытателям ЛИИ не выпадать из тематического плана своей основной работы, их плавно заменяли. На качестве подготовки выпускников Школы, считаю, это не отражалось. Оно всегда было очень высоким.

Но не каждый летчик-испытатель может быть инструктором. Летное и педагогическое мастерство не всегда сочетаются...

Отбор делает сама жизнь. Еще первый начальник Школы летчиков-испытателей Михаил Васильевич Котельников в своей работе исходил из этого принципа. Инструктором был его сын Михаил Михайлович, который показал себя одним из лучших педагогов Школы. В их числе назову Дружинина, Гордиенко, Муравьева, Васильева, Кондратьева, Агафонова и еще многих и многих летчиков-испытателей, которые в качестве инструкторов Школы передавали свой опыт молодежи.

Владимир Григорьевич, закончилось первое авиационное столетие. Какой вклад в копилку отечественной авиации за время своего существования внесла Школа летчиков-испытателей?

Обратимся к цифрам. Со времени своего основания Школа выпустила около 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя. Около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля прошли обучение на курсах повышения квалификации.

С особой гордостью скажу, что за высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 - звание "Заслуженный летчик-испытатель" и 16 - звание "Заслуженный штурман-испытатель". Ну, а скольким летательным аппаратам наши выпускники дали путевку в небо подсчитать трудно. Практически всем, что сегодня летают в небе.

Какие ваши планы на ближайшее десятилетие?

Знаете, думаю, не стоит нам сегодня искать крайнего, виноватого в том, почему в таком бедственном положении оказалась и отечественная авиационная промышленность, и наша школа. Те люди, которые создали ШЛИ, уверен, были, грубо говоря, не глупее нас. Работали, выполняли поставленные задачи. Что мы видим сегодня? Школа - структурное подразделение Летно-исследовательского института имени Громова, непосредственно замыкается на Летно-исследовательский центр. В силу этого статус ШЛИ, естественно, понизился. Школа потеряла главное - свою самостоятельность. Сегодня мы не можем самостоятельно спланировать ни количество слушателей для обучения, ни составить конкретный договор, скажем, с Министерством обороны по отбору кандидатов, ни заказать у промышленности топливо и воздушные суда, не говоря уже о выделении финансовых средств на обучение летчиков-испытателей.

Возникает вопрос: как жить дальше? На мой взгляд, только через обретение школой самостоятельности в своей профессиональной деятельности. Школе, например, не нужны посредники при заключении договоров с Минобороны. Происходит большая потеря времени при различных согласованиях, в процесс оказывается вовлечено много людей, которые не владеют ситуацией. Так работать нельзя.

А вы не пытались добиться для школы статуса унитарного предприятия?

Еще лет пять назад я попробовал выйти с этим предложением, но, увы, меня не поняли.

Возможно, институт не желает из-под себя выпускать такую уникальную, престижную организацию?

Необязательно - отпускать. Можно было сделать дочернее государственное унитарное предприятие. Школа оставалась бы в общей системе ЛИИ, подчинялась бы институту, но обладала необходимой для общей пользы дела степенью свободы. Как дальше выгребать из нижней точки синусоиды, в которой сегодня оказалась Школа летчиков-испытателей, сказать затрудняюсь.

Самое страшное в том, что школу покидают люди. Уходят кадры, которые работали в школе десятилетиями, передавая преемственность из поколения в поколение. В школе очень маленькие оклады, а у каждого специалиста - семья, ее кормить надо. Я молюсь на ветеранов школы, которые пока еще работают в ней, но их энтузиазм источается. И я, начальник ШЛИ, ничем не могу их удержать. Обидно! Поддержки не чувствую.

Плачевное положение и с парком воздушных судов. В ЛИИ он тоже не обновляется. Опять же из-за нашей нищеты. Летать скоро будет не на чем не только слушателям ШЛИ, но и испытателям института.

Еще раз хочу подчеркнуть свою мысль: Школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный. Сумма-то нужна смешная. У меня весь фонд месячной заработной платы составляет всего 24.000 рублей.

Возможен и иной вариант. Государство не дает Школе летчиков-испытателей денег. Ну и ладно. Мы сами можем выжить без бюджетного финансирования. Дайте школе воздушные суда, на которых мы могли бы зарабатывать деньги. Их хватит и на подготовку летчиков-испытателей, и на развитие ЛИИ, и на пополнение государственной казны.

Владимир Григорьевич, а вам не кажется, что само существование Школы летчиков-испытателей в России может оказаться под угрозой расформирования: военная авиация не обновляется и почти прекратила летать, гражданская авиация смотрит на воздушные суда зарубежного производства, а конструкторским бюро денег даже на научную тематику не выделяется. Вот и скажет какой-нибудь высокопоставленный чиновник: летчики-испытатели нам не нужны...

Нет, никто такого не скажет. И вот почему. Как бы ни было тяжело сегодня российским авиационным ОКБ, но они живут, занимаются новыми разработками, строят опытные образцы летательных аппаратов, которые надо испытывать. И конструкторские бюро, пусть по одному человеку, но приглашают воспитанников нашей Школы летчиков-испытателей к себе на работу. Так поступили в прошлом году "микояновцы", "туполевцы". Самая благополучная российская фирма имени Сухого направила к нам в школу двух своих летчиков-спортсменов. Из них получатся настоящие испытатели.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле.

Я глубоко убежден, что Школа летчиков-испытателей имеет не только легендарное прошлое, но и вполне определенное будущее. Сама жизнь определила ее место в развитии отечественной авиации. И какие бы тенденции ни существовали в этом развитии, новые самолеты будут рождаться, и испытывать их, давать им путевку в небо должны профессионалы высокого уровня. Опыт школы бесценен. Это стратегический ресурс России.

Можно стать, только получив образование в одном из авиационных институтов и училищ. Они бывают гражданские и военные. Самый известный авиационный институт для гражданских – МАИ. Чтобы поступить туда, необходимо предоставить следующий комплект документов:

– аттестат об окончании одиннадцати классов средней школы или диплом об окончании летного училища;
– сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;
– медицинскую справку (форма N 086/у);
– удостоверение гражданина, подлежащего призыву (приписное свидетельство) или военный билет (только для мужчин 18-27 лет);
– общегражданский паспорт (копия и оригинал);
– фотографии – 3х4 или 4х6, черно-белые, 6 шт.

Также необходимо иметь хорошие знания в области физики и математики, так как при поступлении проводятся дополнительные экзамены по этим предметам.

Готовят пилотов и военные институты и училища. Они расположены в Иркутске, Ульяновске, Ейске, Краснодаре и других городах России. Для поступления в каждое из этих учебных заведений необходим свой комплект документов, список которых можно уточнить по телефону. Телефоны вузов и училищ можно найти на справочных сайтах.

Закончив нужный вуз или авиационное училище, необходимо стать действующим пилотом и налетать определенное количество часов, чтобы иметь возможность получить второе образование по специальности «летчик-испытатель».

Летчики-испытатели – где их готовят

Летчики-испытатели требуются как в военной , так и в гражданской. Готовят их в школах летчиков-испытателей. Их в России всего две – в подмосковном Жуковском и городе Ахтубинске. Чтобы поступить туда, необходимо иметь образование по специальности летчик-инженер, причем предпочтение отдается кандидатам, закончившим учебное заведение с отличием. Также к экзаменам допускаются только пилоты, налетавшие определенное количество часов. При этом возраст абитуриента должен быть не старше тридцати одного года. С каждым из поступающих в школу проводится собеседование. Кроме того, будущие летчики-испытатели проходят специальные психологические тесты, целью которых является выявление готовности к этой сложной и опасной работе.

Обучение в школе летчиков-испытателей проводится в течение полутора лет. За это время будущие специалисты летают на двенадцати видах самолетной техники, а также изучают различные тренажеры. К концу обучения слушатели умеют определять летно-технические характеристики авиационной техники, а также могут выполнять полеты любых видов.

Очередная авиационная катастрофа 24 июня в Подмосковье, когда во время испытательного полета на землю рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка», приоткрыла небывалую ранее проблему нашего воздушного флота. Выяснилось, что пилотировали винтокрылую машину лётчики-испытатели, возраст которых даже по сугубо гражданским меркам — предпенсионный. Одному 57, другому 59 лет. Оказывается, это примерно средний возраст современного лётчика-испытателя в России. И дело не только в том, что некогда одна из самых привлекательных профессий ушла в аутсайдеры по популярности, уступив первенство таким видам деятельности, как менеджмент, брокерство, юриспруденция, шоу-бизнес и пр. Беда ещё и в другом: если учебных заведений для освоения названных выше профессий — пруд пруди, то для подготовки летчиков-испытателей их практически не осталось.

Главной кузницей пилотов этой категории была Школа летчиков-испытателей им. А.В.Федотова, которая не так давно отмечала 60-летний юбилей, похоже, последний в своей славной истории. Когда еще до Великой Отечественной войны началось бурное развитие отечественной авиации и возникло много опытно-конструкторских бюро, то каждое из них старалось идти своим путем, каждый конструктор проектировал, строил и испытывал что-то свое. И вскоре начала вырисовываться печальная картина — резко возросла аварийность. Возникла потребность в выработке единой методики испытаний авиационной техники, единой школы подготовки.

Созданию такой школы помешала война. Но сразу после Победы по инициативе Михаила Михайловича Громова, первого начальника Летно-испытательного института, Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) была создана.

20 октября 1947 года Сталин подписал постановление Совета Министров СССР, в котором сказано: «В целях организации подготовки высококвалифицированных летчиков-испытателей, необходимых научно-исследовательским институтам, опытно-конструкторским бюро и предприятиям авиационной промышленности Совет Министров постановляет: разрешить Министерству авиационной промышленности организовать при Летно-исследовательском институте Школу подготовки летчиков-испытателей…»

Прежде всего решался главный вопрос — безопасность полетов. Слушателей набирали из Военно-Воздушных Сил, как правило, летчиков опытных, в основном, не ниже 1-го класса. Программа летного обучения в ШЛИ включала в себя освоение ими 10−12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала: полеты на простой и сложный пилотаж; полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью; полеты по определению летных характеристик воздушных судов и двигателей; полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости; полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов; полеты на отработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управления и другие варианты исследований.

Со времени своего основания ШЛИ выпустила более 700 летчиков-испытателей самолетов и вертолетов, 63 штурмана-испытателя, около 3.500 тысяч авиационных специалистов различного профиля.

За высокое летное мастерство и мужество, проявленные при испытаниях авиационной техники, 56 выпускникам ШЛИ присвоено звание Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, 138 — звание «Заслуженный летчик-испытатель» и 16 — звание «Заслуженный штурман-испытатель».

В последние годы ШЛИ возглавляет заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Кондратенко, который вспоминал в интервью газете «Красная звезда»: «Когда мы вступили в эти так называемые рыночные отношения, то российской Школе летчиков-испытателей лиха досталось полной мерой. Раньше потребность в выпускниках школы была в пределах 10−20 человек ежегодно. Вначале у нас было двухгодичное обучение, затем плавно перешли на полуторагодичное.

Был период, когда в течение пяти-семи лет потребность в пополнении числа летчиков-испытателей вообще пропала. Школу можно было закрывать. Некоторое время мы прожили за счет старого багажа. Работы Школе летчиков-испытателей практически не было. Старели и уходили в поисках лучшей доли уникальнейшие, опытнейшие кадры.

В настоящее время средний возраст летчика-испытателя в России шагнул за 50-летний рубеж. Годы берут свое, люди уходят. И если не брать молодежь, то вскоре некому будет передать накопленный за полвека опыт. Страшно, если прервется преемственность в нашем деле".

К своему 60-летию школа подошла в плачевном состоянии. К занятиям в новом учебном году приступили аж три слушателя: два летчика с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре и один летчик из Нижнего Тагила из Института испытания металлов. Преподавательский состав школы не менее «могуч»: три летчика-инструктора и один штурман-инструктор. На торжества, посвященные юбилею ШЛИ, приехал сам Владимир Владимирович Путин. Он выразил надежду, что и впредь ШЛИ будет, как всегда, на высоте поставленных задач, и пожелал ей перспективного будущего.

Но уже через год с небольшим в Москве состоялось расширенное рабочее заседание представителей заинтересованных ведомств под красивым названием «Основные задачи создания Центр подготовки летного и инженерно — технического состава на базе Школы лётчиков-испытателей им. А.В. Федотова». Оно было организованно Министерством транспорта Российской Федерации, ГК «Ростехнологии», ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова, ФГУП ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и проводилось в рамках Государственной программы по безопасности полетов ВС ГА, а также в рамках концепции Транспортно-выставочного комплекса «ТВК-Россия», который создан по указу президента РФ № 217 от 20.02.2008 года.

В реформированной школе предложено организовать учебный процесс по следующим видам подготовки:

— специальная наземная и летная подготовка экипажей для действий в особо нестандартных условиях полетов;

— подготовка российских пилотов для полетов на иностранных воздушных судах (ВС);

— переподготовка ИТС для технического обслуживания ВС иностранного производства;

— первоначальное летное обучение и подготовка пилотов-любителей;

— подготовка летчиков стран импортеров, закупающих авиационную технику российского производства;

— подготовка коммерческих пилотов.

Тут виден явный крен в сторону коммерциализации работы ШЛИ, вместо того, чтобы наладить её чисто профессиональную деятельность.

По мнению летчика-испытателя СССР Владимира Кондратенко, «школу летчиков-испытателей надо сделать государственной. В мировой практике примеров достаточно: США, Англия, Франция. Эти страны гордятся своими школами летчиков-испытателей, считают их национальным достоянием и не жалеют средств на их развитие. Российская Школа летчиков-испытателей должна получать бюджетное финансирование. Денег на ее содержание государство много не затратит, а доход от этого будет иметь огромный».

Но кто сегодня прислушивается к профессионалам? В фаворе у кремлевских руководителей, похоже, только «короли коммерции».