Интересные скороговорки для детей. Смешные скороговорки для детей и взрослых

Страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур) во время Второй мировой войны были оккупированы Японией. После поражения Японии в регионе развернулось национально-освободительное движение. В августе 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии победили революции. 2 сентября 1945 г. Вьетнам был провозглашен демократической республикой, Главой Временного правительства и бессменным руководителем страны в течение следующих 24 лет стал Хо Ши Мин. 17 августа 1945. была провозглашена независимость Республики Индонезия, первым президентом которой стал Сукарно (с 1968 г. - Сухарто). Однако края-ни-метрополии начали военные действия против этих государств.

В сентябре 1945 г. французские войска захватили центральную и южную части Вьетнама. Однако благодаря помощи СССР вьетнамской армии удалось весной 1945 г. разбить французский экспедиционный корпус в районе Дьєнб"єнфу. В июле 1954 г. между Францией и Вьетнамом были подписаны Женевские соглашения, по которым независимым стал Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам - ДРВ). К югу от 17-й параллели в Южном Вьетнаме расположились французские войска. В 1956 г. в Южном Вьетнаме были проведены выборы в национальное собрание и принята конституция. США" Великобритания, Франция признали эту новую республику и оказали ей значительную экономическую и военную помощь. Однако созданный в 1960 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама во главе с коммунистами, опираясь на поддержку ДРВ, развернул активные боевые действия против сайгонського режима, что положило начало гражданской войне во Вьетнаме.

США, стремясь удержать Южный Вьетнам под своим контролем и не допустить установления там коммунистического режима, постепенно втянулись в эту войну, а с 1964 г. начали активные военные действия против ДРВ. Американо-вьетнамская война - самая кровавая среди локальных войн XX века. - продолжалась почти 10 лет и завершились победой ДРВ. В январе 1973 г. США подписали Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 2 июля 1976 г. Вьетнам был объединен и провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) со столицей в Ханое.

Неудачи со строительством социализма заставили в 1986 г. правящую коммунистическую партию, начать экономические реформы, подобные китайским: сокращенно государственное планирование; предоставлено свободу предприятиям; улучшены условия деятельности мелких частных предприятий; предоставлены льготы иностранному капиталу; в конституцию внесены статью про частную собственность. Следствием этого стал экономический рост - Вьетнам вышел на 3-е место в мире по экспорту риса, прекращения инфляции, увеличение иностранных инвестиций, в основном от частных предпринимателей из Восточной и Юго-Восточной Азии. Средний прирост ВНП в стране - 8-9 % в год. Изменилась и внешняя политика СРВ. В конце 80-х годов она вывела свои войска из Камбоджи и Лаоса, которые до того были в сфере ее влияния, нормализовала отношения с Китаем, который в 1979 г. начал против Вьетнама военные действия, а в 1995 г. восстановила дипломатические отношения с США.

В Индонезии до 1949 г. шла война со страной-метрополией - Нидерландами. После периода "либеральной экономики" 1950 - 1957 гг., который характеризовался нестабильностью хозяйственной жизни, Сукарно ввел военное положение. Попытка коммунистов захватить власть в 1965 г. была подавлена военными во главе с генералом Сухарто, который в 1968 г. стал президентом, установив "новый порядок", что опирался на преобладающее влияние армии во всех сферах жизни. С этого периода страна развивалась в основном благодаря экспорту нефти. В 70-80-е годы было денаціоналізовано промышленность и аграрный сектор. Внешняя и внутренняя политика стала ориентироваться на западные страны - иностранному капиталу были предоставлены льготные условия для инвестиций. Уровень жизни оставался сравнительно невысоким. После выборов 1987 г. режим Сухарто еще больше окреп и в XXI ист. страна вступила в условиях относительного экономического подъема и политической стабильности.

Один из самых трагических периодов развития прошла после войны в Камбодже. После обретения независимости в 1954 г. там была восстановлена монархия во главе с принцем Сіануком. В 1970 г. в стране произошел государственный переворот и к власти пришло правительство во главе с генералом Лон Нолом. Камбоджа провозглашалась кхмерском языке Республикой, а монархия была ликвидирована. Но в 1975 г. к власти пришел националистический ультралівий режим "красных кхмеров" во главе с Пол Потом. Выбрав за образец маоцзедунівсь-кий Китай, Пол Пот выдвинул идею кхмерского социализма: ликвидация городов, торговли, денег, семьи, создания сельскохозяйственных коммун. Было уничтожено почти всю интеллигенцию и военных. Всех жителей Пном-Пеня (столицы Камбоджи) виселели в сельскую местность за 72 ч, ввели принудительные браки. Погибло 3 млн из 8 млн населения. В 1978 г. Вьетнам при поддержке СССР захватил Камбоджу, полпотівців выгнали из страны и в январе 1979 г. была провозглашена Народная Республика Кампучия. Через 10 лет вьетнамские войска были выведены. Камбоджа постепенно стала возвращаться к мирной жизни.

В 70-80-е годы у власти в стране находился провьетнамський режим. Ему противостояли сторонники принцаСіанука, который правил страной до 1970 г. и "красные кхмеры", которые контролировали обширный регион на границе с Таиландом. Только в конце 80-х годов начался политический диалог с целью достижения единства в государстве. У1989 г. Вьетнам вывел свои войска, в 1993 г. состоялись выборы, на которых победу одержали сторонники принца Сианука, который снова возглавил государство. В Камбодже восстановилась монархия. Но мирные инициативы были сорваны в 1997 г., когда распалась правительственная коалиция и сторонники бывшего премьер-министра Хун Сена начали гражданскую войну.

Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Тайвань образно называют "азиатскими тиграми" в связи с их быстрым "скачком" из экономической отсталости к процветанию за последние 25 лет. Можно назвать несколько причин такого успеха:

o сочетание многовековых традиций конфуцианства (уважение к авторитету и власти, высокая культура труда, жертвенность во имя общего блага, умение довольствоваться малым, отсутствие прав и свобод западноевропейского образца и т. п) с рыночной экономикой;

o военная и финансовая поддержка со стороны США, Южной Кореи и Тайваня, прочные связи Гонконга и Сингапура с Великобританией;

o активное вмешательство государства в экономику - побуждение предпринимателей проявлять инициативу, завоевывать международные рынки; поддержка государством экспортно ориентированных отраслей экономики.

В Южной Корее (Республике Корея), что возникла в 1948 p., ежегодный экономический рост в течение последних 50 лет было на уровне 4,5-13 %, сейчас доход на одного человека составляет более 11 тыс. долл. на год. Экономическое процветание страны началось с развития текстильной промышленности и экспорта текстиля, цены на который на мировом рынке были невысокими вследствие низкой себестоимости рабочей силы. В стране царил авторитарный режим военных (1948-1960 гг. - Ли Сын Ман, 1960-1979 pp. - Пак Чжон Хи). Демократические преобразования начались в 1987 p., когда были проведены первые всенародные выборы и введено в действие демократическую конституцию страны. В 80-х годах Корея стала мировым лидером по производству бытовой техники, кораблей, легковых автомобилей, обуви.

Китайская Республика (Тайвань) была создана в 1949 г. Чан Кайши, который эмигрировал на остров из континентального Китая после поражения в гражданской войне. Как и в Корее, экономическому росту здесь способствовал авторитарный режим: 1949-1975 гг.- Чан Кайши, 1975-1986 - Цзяа Цзінго, сына Чан Кайши. Демократические преобразования утвердились лишь после смерти последнего. Правящий режим создал условия для развития таких отраслей промышленности, как текстильная, производство одежды и обуви, игрушек; позднее развились машиностроение, наукоемкие отрасли. Сегодня На Тайване резервный запас валюты в долларах США крупнейший в мире.

В Сингапуре, который стал независимым государством в 1965 p., более трети населения занято в финансовой сфере и сфере услуг. Город Сингапур - один из финансовых центров мира и большой порт. Лидером правящего в стране авторитарного режима с 1959 по 1990 г. был премьер-министр Ли Куан Ю. Главные статьи экспорта - электроника и компьютерная техника, продукты нефтехимии, легкой промышленности.

В Гонконге (Сянгане), перешел под юрисдикцию Китая от Великобритании 1 июля 1997 p., самый высокий среди "тигров" уровень доходов на одного человека - 24,5 тыс. долл. на год. Город экспортирует до 90 % производимой продукции (одежда, игрушки, часы). В производстве занято 28,5 % населения, столько же - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе.

Быстрое экономическое развитие богатых полезными ископаемыми стран региона происходит благодаря преимущественно китайской буржуазии, которая обнаружила здесь необычайную предприимчивость, очень быстро создав крупные транснациональные корпорации. В федерации Малайзия собственно малайская буржуазия контролирует только 30 % экономики, китайский - 60%. На экспорт идут каучук, олово, нефть, древесина, а в последнее время - электротехнические изделия, компьютеры. Ежегодный прирост ВВП - 8-9 %.

Королевство Таиланд, которое длительное время было слаборазвитой, политически нестабильным государством (за 60 лет 17 государственных переворотов), в 70-80-х годах превратилось в крупнейшего в мире экспортера риса. В 80-х годах благодаря иностранным инвестициям и технологиям экспортными товарами стали электроника, продукция химической и автосборочная промышленности.

Молодые индустриальные страны стремятся к региональному объединению. В 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины образовали экономическое объединение АСЕАН. Экономическая интеграция, беспошлинная торговля в рамках Ассоциации дали возможность поднять уровень производства и превратить этот регион в один из центров мировой экономики.

Развитие стран Азии во второй половине XX века. характеризовался разнообразием моделей и идеологических парадигм. Значительной части азиатских государств не только удалось стать на путь устойчивого развития, но и успешно конкурировать с ведущими европейскими государствами и США, что дает основания многим специалистам ввести в оборот понятие "тихоокеанский век". И действительно, по многим параметрам именно Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) все больше становится центром мировой торговли и производства товаров и технологий.

Следуя примеру Японии, четыре "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея) в период 70-90-х pp. превратились в динамичные и развитые общества, благосостояние которых основывается на експортооріентованих быстро развивающихся экономиках.

Одним из феноменов развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв. стало китайское "экономическое чудо". Среднегодовые темпы развития страны с 1979 по 2003 г. составляли 9,4 %. С момента начатых Дэн Сяопином в 1978 году.реформ Китаю удалось к 2000 г. увеличить уровень производства в четыре раза. Значительным ресурсом для модернизации стало присоединение бывших колоний Гонконга и Макао соответственно в 1997 и 1999 pp. Воплощая в жизнь принцип "одна страна - две системы" (то есть параллельное существование так называемых капиталистической и социалистической систем в пределах одного государственного целого), эти две особые административные районы и в дальнейшем остаются экономически привлекательными для миллиардных инвестиций, сохранив и развивая значительный экономи-ко-финансовый потенциал. В то же время в Гонконге проведены выборы в местный законодательный орган под значительным давлением со стороны центра, вследствие чего пропекінські силы получили большинство. Временный прогресс в решении проблемы статуса Тибета, начавшегося заявлением в 2004 г. Далай-ламы о признании этого края частью Китая и диалог с Пекином, было омрачено выступлениями местного населения, значительная часть которого недовольна политикой культурно-этнической ассимиляции со стороны центра. Определенных подвижек удалось добиться в деле сближения между материковым Китаем и Тайванем. В 2005 г. лидеры ведущих тайваньских партий (за исключением правящей в то время Демократической прогрессивной партии), в том числе и председатель Гоминьдана, посетили КНР. Однако значительный уровень военного противостояния и дальнейшее политико-военное давление Пекина сохраняют возможности для взрыва конфликта.

Развитию стран Ближнего Востока и их взаимоотношениям с внешним миром во второй половине ХХ - начале XXI века посвящён данный урок.

Предыстория

Ближний Восток издавна был ареной борьбы за сферы влияния западных держав, особенно выросло значение региона после открытия в начале XX века месторождений нефти на побережье Персидского залива.

Турция

Османская империя - крупное государство с центром в современной Турции - прекратила своё существование после окончания Первой мировой войны. Территории бывшей Османской империи были превращены в оккупационные зоны Великобритании, Франции, Италии и Греции. Однако национально-освободительное движение турок во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отстояло независимость. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет, что благоприятствовало её экономическому развитию.

Иран

После окончания Первой мировой войны в Иране сохранилась монархия, помещичье землевладение, огромная роль мусульманского духовенства. Иран находился под сильным влиянием Великобритании. В частности, нефтяные месторождения, открытые в Иране, были под контролем британских компаний.

Ирак

Ещё в 1930 г. был подписан англо-иракский договор, согласно которому Ирак находился в зависимом положении от Великобритании. Попытка перезаключить аналогичный договор в 1948 г. вызвала массовые народные протесты, подавляемые репрессиями со стороны правительства.

События

Турция

1952 г. - Турция сближается с США и вступает в НАТО.

1950-1958 гг. - бурный экономический рост под влиянием прихода к власти либеральных сил.

С 1968 г. - политическая нестабильность. Выступления рабочих и студентов, националистов, курдских сепаратистов.

1974 г. - турецкая интервенция на Кипр. Образование Республики Северного Кипра, не признанной никем в мире, кроме Турции.

1980 г. - военный переворот, в результате которого власть в стране перешла к Совету Национальной Безопасности. В то же время в турецком обществе нарастает влияние ислама (со времён Ататюрка в Турции было ослаблено влияние религии и усилено влияние армии).

2002 г. - победа на выборах умеренно-исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Исламисты впервые пришли к власти после десятилетий господства либеральных партий.

Сейчас две основные соперничающие политические силы в Турции — исламисты и военные.

Ирак

1955 г. - под давлением Запада в Багдаде подписан Багдадский пакт об организации военно-политического блока Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. Вызвало недовольство иракского народа.

1958 г. - военный переворот. Пал прозападный монархический режим. Ирак объявлен независимой республикой. У власти находится Абдель Керим Касем.

1968 г. - власть в результате государственного переворота перешла к националистическому крылу Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Президентом стал лидер партии БААС Ахмед Хасан аль-Бакр. В его правление национализированы все нефтяные ресурсы, подписан договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.

1979 г. - приход к власти Саддама Хусейна, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Повышается роль идеологии, Хусейн претендует на роль лидера всего арабского мира и ведёт жёсткий антизападный и антиизраильский курс.

Ирак. До прихода к власти Саддама Хусейна (см. Рис. 2) в 1979 году Ирак представлял собой довольно слабое государство, являвшееся полем для борьбы политических и военных сил между собой. Постоянные перевороты и конфликты не приводили экономику государства к стабильности и не могли успокоить население.

Начиная с 1979 года, новый иракский лидер Хусейн устанавливает режим единоличной диктатуры , но в то же время проводит социальные преобразования, налаживает хорошие отношения с СССР и стремится стать главной силой в регионе. В 1980 году вспыхивает ирано-иракская война, продолжавшаяся до 1988 года и не принёсшая сторонам никакого видимого успеха, только тяжелые человеческие и экономические потери.

В 1980-х гг. Ирак воевал с Израилем, Кувейтом и рядом других стран региона . В 1991 году в ответ на войну с Кувейтом США начали операцию «Буря в Пустыне », в ходе которой иракская армия была разбита.

После терактов 11 сентября 2001 года президент США Дж. Буш-младший обвинил Ирак и его лидера в пособничестве терроризму и в том, что вопреки решению ООН, Хусейн производит оружие массового поражения. В 2003 году , несмотря на протесты ряда великих держав, США и их союзники по НАТО вторгаются в Ирак , и уже через месяц разбивают иракскую армию. Саддам Хусейн будет арестован, осуждён и повешен.

Иран. До 1978 года Иран представлял собой наследственную монархию. Шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви проводил политику т.н. «Белой революции » - радикальные реформы, направленные на преодоление вековых устоев и традиций и на преобразование общества, его европеизацию и модернизацию. Расширялись права женщин, началось просвещение народа, началась промышленная модернизация, активно внедрялись западные ценности.

Аграрная реформа привела к обезземеливанию многих крестьянских хозяйств. Многие крестьяне двинулись в города на заработки, стали уходить в промышленность, которая была ещё настолько не развита, что в городах царили безработица и нищета.

Недовольное своим ужасным социальным положением население всё чаще стало уповать на вековые ценности ислама. Возросла роль духовенства. В 1978 году в стране начались протесты студентов, духовенства и городских низов. Шах приказывал стрелять в толпу. Пролилась первая кровь. Многие военные, не желавшие доводить события до гражданской войны, отказывались выполнять приказы. В начале 1979 года шах уехал из страны. Новым лидером, вокруг которого стали собираться представители народа, стал вернувшийся из изгнания за критику «Белой революции» аятолла (высшее духовное звание у шиитов) Рухолла Мусави Хомейни .

В течение 1979 года сторонники шаха были разгромлены, последователи Хомейни захватили американское посольство, т.к. именно в США они видели корень всех бед. В стране произошла Исламская революция - возврат к чистоте ислама и Корана (см. Рис. 3). В 1980-х гг. Хомейни вёл войну с Ираком и исламизировал иранское общество. К власти пришли исламские фундаменталисты - ревностные и строгие последователи исламских традиций.

Со смертью в 1989 году Хомейни, роль фундаменталистов постепенно ослабла. В 2005 году президентом Ирана стал радикальный исламист Ахмадинежад , проводящий жёсткую политику по отношению к главному врагу - США.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
  1. Академик ().
  2. История войн и военных конфликтов ().
  3. РусОриент ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 26, стр. 290-296 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 3 на стр. 297.
  2. В чём вы видите причины Исламской революции в Иране?
  3. Почему для большинства стран исламского мира США являются главным врагом?

Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Преобразования периода народной демократии

Участие во Второй мировой войне принесло народам Восточной Европы огромные лишения и жертвы. Этот регион являлся основным театром военных действий на европейском континенте. Восточноевропейские страны стали заложниками политики великих держав, превратившись в бесправных сателлитов противоборствующих блоков или объекты открытой агрессии. Их экономика оказалась серьезно подорвана. Чрезвычайно сложной была и политическая обстановка. Крах профашистских авторитарных режимов, широкое участие населения в движении Сопротивления создавали предпосылки для глубоких изменений всей государственно-политической системы. Однако в действительности политизация масс и их готовность к демократическим преобразованиям носила поверхностный характер. Авторитарная политическая психология не только сохранилась, но и даже укрепилась в годы войны.Для массового сознания по-прежнему было свойственно желание видеть в государстве гарант социальной стабильности и силу, способную в кратчайшие сроки «твердой рукой» решить стоявшие перед обществом задачи.

Поражение национал-социализма в глобальной войне общественных систем поставило лицом к лицу других непримиримых противников - коммунизм и демократию. Сторонники этих победивших в войне идей получили преобладание в новой политической элите восточноевропейских стран, но это обещало в будущем новый виток идеологического противоборства. Ситуация осложнялась также возросшим влиянием национальной идеи, существованием даже в демократическом и коммунистическом лагерях националистически ориентированных течений. Национальную окраску получили и возрожденная в эти годы идея аграризма, деятельность по-прежнему влиятельных и многочисленных крестьянских партий.

Уже в последние месяцы войны в подавляющем большинстве восточноевропейских стран начинается процесс консолидации всех бывших оппозиционных партий и движений, образования широких многопартийных коалиций, получивших название национальных или отечественных фронтов. По мере освобождения их стран эти коалиции принимали всю полноту государственной власти. Так произошло в конце 1944 г. в Болгарии, Венгрии и Румынии, в 1945 г. - в Чехословакиии, Польше. Исключение составили лишь страны Балтии, оставшиеся в составе СССР и подвергшиеся уже в годы войны полной советизации, и Югославия, где полное преобладание сохранил прокоммунистический Народно-Освободительный фронт.

Причиной столь неожиданного на первый взгляд единения совершенно разнородных политических сил было единство их задач на первом этапе послевоенных преобразований. Коммунистам и аграриям, националистам и демократам было совершенно очевидно, что наиболее насущными проблемами является формирование основ нового конституционного строя, ликвидация авторитарных структур управления, связанных с прежними режимами, проведение свободных выборов. Во всех странах был ликвидирован монархический строй (лишь в Румынии это произошло позже, после утверждения монопольной власти коммунистов). В Югославии и Чехословакии первая волна реформ касалась также решения национального вопроса, формирования федеративной государственности. Первоочередной задачей являлось и восстановление разрушенной экономики, налаживание материального обеспечения населения, решение насущных социальных проблем. Характер проводимых преобразований позволил охарактеризовать весь этап 1945-1946 гг. как период «народной демократии».

Первые признаки раскола правящих антифашистских блоков проявились в 1946 г. Крестьянские партии, наиболее многочисленные и влиятельные в тот момент не считали необходимой ускоренную модернизацию, приоритетное развитие индустрии. Они выступали также против расширения государственного регулирования экономики. Основной задачей этих партий, в целом выполненной уже на первом этапе реформ, было уничтожение латифундий и проведение аграрной реформы в интересах среднего крестьянства.

Демократические партии, коммунисты и социал-демократы, несмотря на политические разногласия, были едины в ориентации на модель «догоняющего развития», стремлении обеспечить рывок своих стран в индустриальном развитии, приблизиться к уровню ведущих стран мира. Не имея большого перевеса в отдельности, все вместе они составили мощную силу, оттеснив от власти своих оппонентов. Изменения в высших эшелонах власти привели к началу крупномасштабных реформ по национализации крупной промышленности и банковской системы, оптовой торговли, вводу государственного контроля над производством и элементов планирования. Однако если коммунисты рассматривали эти преобразования как первый этап социалистического строительства, то демократические силы видели в них лишь процесс усиления государственного регулирования рыночной экономики. Новый виток политической борьбы был неизбежен, и итог его зависел не только от расклада внутренних политических сил, но и от событий на мировой арене.

Восточная Европа и начало «холодной войны».

После своего освобождения восточноевропейские страны оказались на aвaнсцене мировой политики. CIIIA и их союзники предпринимали самые активные действия по укреплению своих позиций в этом регионе. Однако уже с последних месяцев войны решающее влияние принадлежало здесь СССР. Оно основывалось как на прямом советском военном присутствии, так и на большом моральном авторитете СССР как державы-освободительницы. Понимая свое преимущество, советское руководство долгое время не форсировало развитие событий и подчеркнуто уважительно относилось к идее суверенитета восточноевропейских стран .

Ситуация в корне изменилась к середине 1946 г. Провозглашение «доктрины Трумэна», объявившей начало крестового похода против коммунизма, положило начало открытой борьбе сверхдержав за геополитическое влияние в любой точке земного шара. Восточноевропейские страны ощутили изменение характера международной обстановки уже летом 1947 г. Официальная Москва не только отказалась от инвестиционной помощи по американскому плану Маршала, но и жестко осудила возможность участия в этом проекте любой из восточноевропейских стран. СССР предложил щедрую компенсацию в виде льготных поставок сырья и продовольствия, быстро расширяя масштабы технической и технологической помощи странам региона. Но главную задачу советской политики - искоренение самой возможности геополитической переориентации Восточной Европы - могла обеспечить лишь монопольная влаcть в этих странах коммунистических партий.

2.Образование социалистического лагеря. Период «построения основ социализма»



Оформление коммунистических режимов в странах Восточной Европы происходило по схожему сценарию. Еще с конца 1946 г. началось складывание левых блоков с участием коммунистов, социал-демократов и их союзников. Эти коалиции провозглашали своей целью мирный переход к социалистической революции и, как правило, получали перевес при проведении демократических выборов. В 1947 г. новые правительства, пользуясь уже открытой поддержкой советской военной администрации и опираясь на органы государственной безопасности, создававшиеся под контролем советских спецслужб на основе коммунистических кадров, спровоцировали серию политических конфликтов, которые привели к разгрому крестьянских и буржуазно-демократических партий.

Состоялись судебные политические процессы над лидерами венгерской партии мелких сельских хозяев З.Тильди, польской народной партии С.Миколайчика, Болгарского земледельческого народного Союза Н.Петкова, румынской партии цэранистов А.Александреску, словацким президентом Тисо и поддержавшим его руководством словацкой демократической партии. Логичным продолжением разгрома демократической оппозиции стало организационное слияние коммунистических и социал-демократических партий с последовавшей дискредитацией, а впоследствии и уничтожением лидеров социал-демократии. В итоге к 1948-1949 гг. практически во всех странах Восточной Европы был официально провозглашен курс на построение основ социализма.

Политический переворот, произошедший в восточноевропейских странах в1946-l948 гг., укрепил влияние СССР в регионе, но еще не сделал его подавляющим. Для поддержки «правильного» политического курса молодых коммунистических режимов Восточной Европы советское руководство предприняло ряд энергичных мер. Первой из них стало образование нового международного координационного центра коммунистического движения - наследника Коминтерна. Осенью 1947 г. в польском городе Шклярска-Поремба состоялось совещание делегаций коммунистических партий СССР, Франции, Италии, восточноевропейских государств, постановившее создать Коммунистическое информационное бюро. Коминформ стал политическим инструментом для закрепления «правильного» видения путей строительства социализма, т.е. ориентации социалистического строительства по советскому образцу. Поводом же для решительного искоренения инакомыслия в рядах коммунистического движения стал советско-югославский конфликт.

Советско-югославский конфликт.

На первый взгляд, из всех восточноевропейских стран Югославия давала наименьшие основания для идеологических разоблачений и политической конфронтации. Еще со времен войны Коммунистическая партия Югославии превратилась в наиболее влиятельную силу в стране, а ее лидер Иосиф Броз Тито стал настоящим национальным героем. Уже с января 1946 г. в Югославии была юридически закреплена однопартийная система, началась реализация широких программ национализации промышленности, коллективизации сельского хозяйства. Форсированная индустриализация, проводимая по советскому образцу, рассматривалась как стратегическая линия развития национальной экономики и социальной структуры общества. Авторитет СССР в Югославии в эти годы был непререкаем.

Поводом для осложнения советско-югославских отношений стало стремление руководства Югославии представить свою страну в качестве «особого» союзника СССР, более значимого и влиятельного, чем все остальные члены советского блока, консолидировать вокруг Югославии страны Балканского региона. Югославское руководство также попыталось поставить вопрос о недопустимом поведении некоторых советских специалистов, работавших в стране и почти открыто вербовавших агентуру для советских спецслужб. Ответом стал вывоз из Югославии всех советских специалистов и советников. Конфликт принял открытую форму.

27 марта 1948 г. Сталин направил личное письмо И.Тито, в котором излагал обвинения, выдвинутые в адрес югославской стороны. Тито и его соратникам ставились в вину критика универсальности исторического опыта СССР, растворение коммунистической партии в Народном фронте, отказ от классовой борьбы, покровительство капиталистическим элементам в экономике. На самом деле к внутренним проблемам Югославии эти упреки не имели никакого отношения - она была избрана мишенью только из-за излишнего своеволия. А вот руководители других коммунистических партий, приглашенные участвовать в публичном «разоблачении преступной клики Тито», были вынуждены официально признать преступность самой попытки найти иные пути строительства социализма.

Период «построения основ социализма».

На втором заседании Коминформа в июне 1948 г., формально посвященном югославскому вопросу, окончательно были закреплены идеологические и политические основы социалистического лагеря - право СССР на вмешательство во внутренние дела других социалистических стран, признание универсальности советской модели социализма, приоритет задач, связанных с обострением классовой борьбы, укреплением политической монополии коммунистических партий, проведением ускоренной индустриализации. Внутреннее развитие стран Восточной Европы отныне происходило под четким контролем СССР. Создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи, взявшего на себя функции по координации экономической интеграции социалистических стран, и уже в 1955 г. - военно-политического блока Организация Варшавского Договора, завершило создание социалистического лагеря.

Переход строительства социализма в странах Восточной Европы под жесткий контроль СССР привел к радикальной чистке самого коммунистического движения в этом регионе . В 1949-1952 гг. здесь прокатилась волна политических процессов и репрессий, ликвидировавших «национальное» крыло коммунистических партий, выступавшее за сохранение государственного суверенитета своих стран. Политическая консолидация режимов, в свою очередь, стала толчком к ускоренному реформированию всей социально-экономической системы, форсированному завершению национализации, ускоренной индустриализации с приоритетом отраслей по производству средств производства, распространению полного государственного контроля над рынком капиталов, ценных бумаг и рабочей силы, проведению насильственного кооперирования в сельском хозяйстве.

В результате проведения реформ уже к середине 50-х годов Восточная Европа достигла небывалых успехов в «догоняющем развитии» и совершила впечатляющий рывок в наращивании всего экономического потенциала, в модернизации социальной структуры. В масштабах всего региона был завершен переход к индустриально-аграрному типу общества. Однако стремительный рост производства сопровождался увеличением отраслевых диспропорций. Создаваемый экономический механизм был во многом искусственным, не учитывающим региональную и национальную специфику. Его социальная эффективность была чрезвычайно низкой, и даже успешный ход реформ не компенсировал большое социальное напряжение в обществе и снижение жизненного уровня, вызванные издержками ускоренной модернизации.

Политический кризис в Восточной Европе в середине 50-х годов.

В наибольшей степени пострадали те восточноевропейские страны, в которых к началу реформ уже существовали основы рыночной инфраструктуры, - Польша, Венгрия, Чехословакия. 3десь социалистическое строительство сопровождалось особенно болезненной ломкой социальной структуры, ликвидацией достаточно многочисленных предпринимательских слоев, насильственным изменением приоритетов социальной психологии. Со смертью Сталина в 1953 г. и некоторым ослаблением контроля со стороны Москвы в правящих кругах этих стран начинает расти влияние тех политиков, которые призывали к более гибкой стратегии реформ, повышению их социальной эффективности.

В Венгрии с 1953 г. правительство Имре Надя начало серию реформ, призванных снизить темпы индустриализации, преодолеть крайности насильственной коллективизации в сельском хозяйстве, повысить хозяйственную самостоятельность предприятий. Столкнувшись с оппозицией в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся, Надь был смещен с занимаемого поста и вернулся к власти уже в конце 1956 г. на фоне острого социального кризиса, охватившего венгерское общество. Решающие события начались в Будапеште 23 октября из стихийных манифестаций студентов, протестующих против действий старого руководства ВПТ. И.Надь, вновь возглавивший правительство, объявил о продолжении реформ, о разрешении демонстраций и митингов, свободы слова. Однако сам Надь в действительности не имел четкой концепции реформирования общественного строя Венгрии, обладал явными популистскими наклонностями и скорее шел за событиями, чем управлял ими. Вскоре правительство полностью утратило контроль над происходящим.

Широкое демократическое движение, направленное против крайностей сталинской модели социализма, вылилось в откровенную антикоммунистическую контрреволюцию. Страна оказалась на грани гражданской войны. В Будапеште начались вооруженные столкновения восставших с рабочими дружинами и сотрудниками госбезопасности. Правительство Надя фактически встало на сторону противников режима, заявив о намерении выйти из Организации Варшавского Договора и закрепить за Венгрией статус нейтрального государства. В столице и крупных городах начался белый террор – расправы над коммунистами и сотрудниками ГБ. В этой ситуации советское правительство приняло решение о вводе в Будапешт танковых частей и подавлении восстания. Одновременно бежавшие из столицы члены ЦК ВПТ во главе с Яношем Кадаром образовали новое правительство, принявшее к 11 ноября всю полноту власти. Надь и его ближайшие соратники были казнены. Партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую рабочую партию, подверглась чистке. Одновременно Кадар заявил и о намерении искоренить все проявления сталинизма, вызвавшие кризис венгерского общества, добиться более сбалансированного развития страны.

Не менее драматично развивались события и в Польше, где стихийные выступления рабочих в 1956 г. правительство встретило жестокими репрессиями. Социальный взрыв был предотвращен лишь благодаря возращению к власти опального В.Гомулки, возглавлявшего ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948 гг., но исключенного из партии за увлечение идеей «национального социализма». Эта перестановка в руководстве Польши вызвала большую тревогу в СССР. Однако новые польские лидеры смогли убедить представителей Москвы в своей политической лояльности и в том, что корректировка реформ не затронет основ социалистического строя. Это произошло в тот момент, когда к Варшаве уже направлялись советские танки.

Рост напряженности обстановки в Чехословакии был не так велик, поскольку в промышленно развитой Чехии задача ускоренной индустриализации практически не стояла, а социальные издержки этого процесса в Словакии компенсировались в некоторой степени федеральным бюджетом.

В январе 1942 г. под давлением Японии Таиланд официально объявил войну Великобритании и США. В обмен на поддержку Таиланда Япония согласилась передать ему северные малайские территории (Келантан - Kelantan, Кедах - Kedah, Тренггану - Terengganu и Перлис - Perlis) и два шанских государства. В 1941 г. Таиланд также занял западные провинции Камбоджи и правобережную часть Лаоса, на тот момент входившие в состав французского Индокитая. На завершающем этапе Второй мировой войны точки зрения британцев и американцев по вопросу о послевоенном урегулировании в отношении Таиланда кардинально расходились. Великобритания настаивала на том, что Таиланд нарушил предыдущие международные договоренности о суверенитете Великобритании в отношении подконтрольных ей территорий, и признала состояние войны с Таиландом.

Соединенные Штаты же предпочитали рассматривать Таиланд как страну, оккупированную противником, а декларацию об объявлении войны - как документ, принятый в особых обстоятельствах и не отражавший интересы таиландского народа. Основанием для этого служил тот факт, что тогдашний посол Таиланда в США Сени Прамот (Seni Pramoj) отказался передать государственному секретарю документ об объявлении войны. На территории Таиланда против Японии также действовало партизанское движение «Свободные таи» (Сери тхай). Отряды сопротивления японцам с конца 1943 г. организовывал и регент Приди Пханомионг (Pridi Phanomyong) (1900-1983) - выдающийся таиландский политический деятель, глава гражданской группы «Народной партии», осуществившей в 1932 г. смену системы правления с абсолютной монархии на конституционную.

В июле 1944 г. премьер-министр Плек Пхибунсонгкхрам (Plaek Phibun- songkhram), занимавший этот пост с 1938 г. и принявший в 1941 г. решение сделать ставку на союз с Японией, был вынужден уйти в отставку (с 1945 по 1946 г. в соответствии с законом о наказании военных преступников от 1945 г. он находился в тюрьме и затем был амнистирован). При поддержке Приди Пханомионга правительство возглавил Кхуанг Апхайвоиг (Khuang Aphaiwong), перед которым стояла непростая задача добиться по возможности безболезненного вывода Таиланда из войны, маневрируя между различными политическими силами кнутри страны, равно как и между японцами и местным сопротивлением.

В конце 1945 г. премьер-министром стал вернувшийся из США Сени Прамот. Его предыдущий опыт работы в США в качестве посла должен был помочь Таиланду обеспечить себе сильного союзника в условиях нового расклада сил на международной арене. Великобритания предъявила Таиланду требования вернуть все приобретенные в военный период территории, а также предоставить в соседние, подконтрольные британцам страны, 1,5 млн т риса в качестве репараций. Таиланд также обязался вернуть Франции территории, занятые им в 1941 г.

Несмотря на то что в процессе переговоров удалось договориться об оплате поставок риса, хотя и не по рыночной цене, и что Таиланд смог вступить в 1946 г. в ООН в результате дипломатических усилий Приди Пха- номионга и кабинета министров, авторитет правительства Сени Прамота был подорван. В ходе первых послевоенных выборов в январе 1946 г. к власти пришли либерально настроенные силы во главе с Приди Пханомионгом, который, однако, занял премьерский пост только в марте того же года.

В мае 1946 г. при активном участии Приди Пханомионга в Таиланде была принята новая конституция, закладывавшая основы для формирования полноценного демократического режима. Она предполагала создание избираемого парламента (Национальной Ассамблеи), затем планировалось его расширение за счет создания двух палат - избираемой Палаты представителей и Сената, назначаемого королем. В стране были сформированы политические партии, среди которых - Кооперативная партия, вошедшая в 1946 г. в Конституционный фронт под руководством Приди Пханомионга, и Демократическая партия (Прачатхипат). После отмены в 1946 г. антикоммунистического закона в стране также действовала Таиландская коммунистическая партия.

Тем не менее, несмотря на позитивные институциональные изменения, правительство Приди Пханомионга столкнулось с рядом существенных трудностей. Оно оказалось неэффективным в решении экономических проблем (послевоенный дефицит продовольствия, инфляция, ухудшение экономического положения в целом), которые усугублялись необходимостью обеспечивать репарационные поставки риса.

В июне 1946 г. король Ананда Махидон (Рама VIII) (Phra Bat Somdet Phra Poramentharamaha Ananda Mahidol Phra Atthama Ramathibodindara), совсем недавно возвратившийся в Таиланд из Швейцарии, где он проходил обучение, был найден мертвым в своей комнате. В стране распространялись неподтвержденные слухи о возможной причастности Приди Пханомионга к этим событиям. Несмотря на то что обвинения не имели под собой каких-либо серьезных оснований, в августе 1946 г. он передал свой пост Тхавапу Тхамропгпаватсавату (Thawan Thamrongnawasawat). Новым королем стал младший брат Рамы VIII - Пхумипхон Адульядет (Phra Bat Somdet Phra Paraminthra Maha Bhumibol Adulyadej Mahitalathibet Ramathibodi Chakkrinaruebodin Sayamminthrathirat Borommanatthabophit) (Рама IX, правит с 1946 г. по настоящее время).

На фоне отмеченных событий в Таиланде усугублялся раскол между несколькими политическими группировками. Военные и бюрократия объединились вокруг вновь заявившего о себе на политической сцене Таиланда амнистированного в 1946 г. фельдмаршала Плека Пхибунсонгкхрама.

Это интересно!

В исторической литературе высказываются различные точки зрения по поводу того, почему Приди Пханомионг поддержал амнистию Плека Пхибунсонгкхрама после Второй мировой войны и тот не понес серьезного наказания как военный преступник. Одно из объяснений связывает такую позицию с тем, что до 1946 г. и Приди Пханомионг, и Плек Пхибунсогкхрам, по сути, относились к одной патронатно-кли- ентельной группе в политической сфере. Оба они были участниками переворота 1932 г. и затем в 1940-х гг. были членами одного кабинета министров. При этом принадлежность к одной политической 1руипировке имела большее значение, чем их идеологические расхождения: Приди Пханомионг в большей степени придерживался левых взглядов, в то время как Плек Пхибунсонгкхрам стоял на правых консервативных позициях.

Таким образом, в первые послевоенные годы, хотя и были созданы институциональные рамки демократического развития, внутренние политические противоречия и сложное экономическое положение Таиланда не благоприятствовали сохранению гражданских правительств у власти. В этих условиях оказалось возможным становление и укрепление в стране на протяжении 1950-1980-х гг. нескольких военных режимов.

Наиболее масштабно модернизация на Востоке развернулась после второй мировой войны. Она имела своей целью:

1) ускорение развития, индустриализация;

2) сохранение фундаментальных цивилизационных ценностей, то есть самосохранение сообщества от разрушения под давлением ценностей другого типа цивилизации.

В середине XX в. развернулась деколонизация Востока. Освободившиеся страны стремились обрести свою судьбу в мире, который все более обезличивался под катком индустриального прогресса. Пути модернизации выбирались разные. Можно выделить три наиболее часто встречающиеся варианта.

1. Внедрение и приспособление элементов прогрессивного типа развития к собственным условиям в полном объеме: рынок и все, что ему сопутствует; демократия и правовое государство.

Модернизация по этому варианту шла непросто и принесла успехи тем странам, которые значительно продвинулись на этом пути до второй мировой войны. Сыграло свою роль и обновление западной цивилизации, помощь западных стран. Вот что писали о модернизации в Японии историки Я. Мураками, С. Кумон, С. Сато: «История довоенной Японии - это бесконечная летопись проб и ошибок, попыток взаимно приспособить западные принципы и принципы, выработанные «обществом иэ» (т.е. существовавшие в Японии - Л.С), ради достижения цели - «индустриализации» (догоняющей модернизации). Те из этих попыток, которые уже начали приносить первые плоды, были возобновлены с новой силой после войны (речь идет о второй мировой - Л.С.)». Характерно, что перенесение элементов прогрессивного пути развития происходило не автоматически. Они приспосабливались к особенностям общества, трансформировались.

Приведем лишь некоторые примеры. На Востоке есть две демократии с парламентом, развитыми партийно-политическими системами: Япония и Индия. Однако эти демократии при внешнем сходстве с западными разительно отличаются от них. Политические партии в Японии жестко организованы, с неукоснительной дисциплиной. По сути это партии-патронаты по отношению к своим членам, контролирующие каждого. Партия, победившая на выборах, приобретает настолько доминирующее влияние, что это приводит к фактически однопартийности - диктатуре одной партии. Либеральная партия Японии 38 лет находилась у государственного руля и целиком определяла курс страны. Лишь в 1993 году создано коалиционное правительство и возникла новая ситуация.

Для Востока по-прежнему характерно особое «харизматическое» отношение к национальному лидеру, вождю. Политика во многом персонифицирована. Для европейца, привыкшего выбирать между программами, странно видеть, например, борьбу в индийском парламенте, где никто не обращает внимания на программы, идеологические платформы, а все сосредоточено вокруг личностей. Исход борьбы определяет авторитет личности и ничего больше. Отсюда и такая особенность, что замещение высших легистратур повсюду на Востоке - от Ливана до Японии - часто происходит по принципу наследования. Классический пример в этом плане цепочка премьер-министров Индии: Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, его внук Раджив Ганди. То же в Пакистане. Политический капитал убитого экстремистами премьер-министра Зульфикара Бхутто служит основанием для прихода на этот пост его дочери Беназир Бхутто.

Даже в такой суперсовременной державе как Япония очень сильны традиционные ценности, в частности, коллективизм, подчинение интересов личности коллективу. Американские представители, возглавлявшие администрацию в Японии после второй мировой войны, запуская механизм модернизации, дальновидно предпочли не трогать японскую общину. И община на разном уровне в разной форме играет огромную роль и сегодня. Японский капитализм сами японцы называют «корпоративным», то есть коллективным. Господствует принцип; «Корпорация прежде всего». Японская компания это, по сути, корпоративная община, где рабочий, служащий, управляющий, акционер руководствуются не своими личными интересами, а только интересами фирмы. Для индивидуализированного западного человека - это иррациональное поведение. Для японца - закон, который не может быть нарушен. В противном случае, оказываясь вне корпоративной общины, человек лишается мощной социальной защиты.

Япония, добившаяся наибольших успехов в радикальной модернизации, проходила этот путь после второй мировой войны трудно: тяжелая социально-экономическая и политическая ситуация после поражения, коррупция государственных чиновников, которая достигла необычайного расцвета. Свирепствовала дисциплинированная по-японски мафия - якудза. Но японцы сумели все это преодолеть, правда, не без помощи Запада на первых порах. За полстолетия они прошли индустриальную стадию и первыми из восточных народов вошли в постиндустриальную эпоху - информационное общество. Созданы мощные слои мелких и средних собственников, которые служат опорой демократии и рыночного развития.

Это создает новую ситуацию. Если на индустриальной стадии традиционные для восточных обществ коллективистские принципы сохраняются и работают на модернизацию то на постиндустриальной - это вопрос. С возникновением мощных средних классов возникает угроза размывания традиционных коллективистских ценностей. В частности, Япония сейчас стоит перед проблемой выбора приоритетов развития. Либо «новые средние слои» будут признаны долговременным, перспективным явлением и на них будет сделана ставка, тогда произойдет индивидуализация общества и общественная организация приблизится к европейской. Либо произойдет укрепление традиционных коллективистских приоритетов, и средние слои не будут играть такой роли, как на Западе.

При таком варианте модернизации наблюдаются наибольшие успехи. Япония - яркий тому пример.

2. Внедрение организационно-технологических элементов индустриального общества, рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа.

Казалось бы, имея в виду указанные выше задачи модернизации, этот вариант щадящий; рынок дает механизм прогрессирующего саморазвития и, одновременно, сохраняются традиционные ценности. При таком варианте есть примеры процветания, но они объясняются исключительно благоприятными природными условиями - Саудовская Аравия, Арабские эмираты в Персидском заливе. Это - нефть. Расцвет создан за счет нефтедолларов. Индустриальный потенциал, современное производство и быт, университеты и библиотеки соседствуют с привычными хозяйствами бедуинов, женщинами в чадре, харизматическими чертами общественного сознания. В большинстве стран, которые также пошли по этому пути, достижения более скромные, но значительные. В Южной Корее мелкая частная собственность на землю была введена всего в 1949 г. Тогда же началось внедрение рыночных отношений. Сегодня - это страна с развитой рыночной экономикой, занимающая важные позиции в мире.

Однако страны, избравшие этот вариант модернизации, сталкиваются со следующими проблемами. Рынок с его социально-классовой дифференциацией, индустриализация с ее материализмом и рационализмом разрушают систему компенсаторов, приводят к выступлениям против жесткой системы. Смягчение общественной организации, внедрение демократических институтов становится настоятельной потребностью. Отсутствие механизма согласования социально-классовых противоречий ведет к массовым выступлениям снизу против системы власти. Южная Корея добилась потрясающих успехов в развитии рыночной экономики, однако, отсутствие развитых форм демократии ведет к выступлениям в ее пользу. Как ни ограничены зоны рыночного типа в Китае, но их существование ставит вопросы пока хотя бы о либерализации (то есть о смягчении), а в перспективе - неизбежно о демократизации общества. С 1978 г. Китай осуществляет рыночную реформу при тщательном сохранении особенностей общественного устройства. Однако специалисты предсказывают, что рост экономического могущества провинций в ущерб центру, социально-классовая дифференциация могут привести страну к конфликтам и даже к гражданской войне. Необходимость кардинальных изменений очевидна. Ученые советуют учредить федеральную структуру, подобную американской, превратить Всекитайское собрание в полноценный парламент, в демократический орган власти, с тем, чтобы он мог законным путем улаживать конфликты между центром и провинциями, между противостоящими социальными группами.

Как показывает опыт: рынок и демократия взаимосвязаны. И все страны, рано или поздно, придут к первому варианту. Южная Корея, Турция начали модернизацию по второму варианту, а сейчас активно развиваются по первому.

3. Перенесение только организационно-технологических структур индустриального общества при отрицании рынка и демократии. Знаменем этого варианта модернизации стала социалистическая идея » марксистском варианте, проповедующая индустриальный прогресс в условиях социального равенства и коллективизма.

При таком варианте создается индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов. Однако подобное общество не имеет никакого отношения к социализму. В марксистских категориях происходило конституирование традиционных политических институтов и культуры. На первый план выдвигаются технократы, которые под флагом социализма создают технизированное общество, в котором человек подчинен не только государству, но и машине. Поскольку нет рынка и демократии, то есть нет механизмов саморазвития общества, роль государства еще более усиливается. Оно берет на себя функции руководства созданием и приумножением индустриального потенциала, подготовки кадров, контроля. Все направлено на обслуживание индустриального потенциала. Поскольку прогресс предусматривает высокий темп развития (иначе общество вновь отстанет), темп обеспечивается за счет насилия. Система власти из авторитарной, деспотической превращается в тоталитарную. Применяется тотальное насилие и тотальный контроль над обществом.

Государственная организация остается классически восточной: ограничение прав и свобод, всесилие бюрократии, обожествление коммунистического правителя (Генерального секретаря Коммунистической партии, президента или просто вождя). Контроль коллектива за личностью еще более усиливается.

Наиболее яркие примеры модернизации этого типа: Китай эпохи Мао-Цзедуна, Куба, современная Северная Корея. В некоторых странах идея индустриального социализма К. Маркса и Ф. Энгельса была трансформирована в исламский социализм (Ливия, Сирия, Ирак), который отличался апелляцией к религиозной доктрине.

Тотальный кризис западной цивилизации в первой половине XX в., социально-классовые потрясения и конфликты, тяжелое наследие колониальной эпохи привели к довольно широкому распространению этого варианта. Социализм, на первый взгляд, давал возможность избежать всего того, от чего страдала западная цивилизация. К тому же страны Востока наиболее близки к воспетому К. Марксом социализму. В них нет рынка, частной собственности, нет антагонистических классов. Одновременно рабочий социализм позволял привнести в эти общества технический прогресс, индустриализацию и урбанизацию. Привлекало в этом варианте модернизации и то, что главным рычагом прогресса являлся традиционный для Востока коллективизм.

Однако этот вариант оказался, как показал исторический опыт, тупиковым. Общество не получает механизмов прогрессирующего саморазвития, а насилие в безграничных размерах действует на общество разрушающе. Массовый террор, геноцид по социальному или идеологическому принципу выбивали наиболее активные силы общества. К счастью, в историческом плане для многих стран движение по этому пути оказалось недолгим - три-четыре десятилетия.

Надо отметить и другое. Социалистическая идея - продукт западного классово-дифференцированного общества. Она существует и развивается более двух тысяч лет, очень плодотворна в контексте западной культуры, поскольку помогает совершенствовать противоречивую, жестокую действительность. Не случайно, в современных условиях так сильны в развитых странах Запада, особенно в Европе, социалистические и социал-демократические партии. В некоторых странах они являются правящими десятки лет. Однако перенесенная на другую культурную почву, социалистическая идея стала оправданием насилия, орудием разрушения многовековой культуры. Развернулся процесс примитивизации элиты, новые поколения воспитывались негативистски по отношению к прошлому и духовным ценностям народа.

Вариант модернизации на основе марксистского социализма, в буквальном или опосредованном национальными особенностями виде, активно пропагандировался КПСС. Помощь СССР была разносторонней: предоставление безвозмездных кредитов, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т.п. Это сыграло свою роль, особенно в странах, которые были не способны собственными силами создать индустриальную базу. Действовал и пример самого СССР, мощного, хорошо вооруженного государства, с которым считались в западном мире, имевшего общественную организацию восточного типа.

Однако этот путь привел общество к черте саморазрушения. Большинство стран, которые развернули модернизацию на основе социалистической идеи, отказались от этого. Стали рушиться последние бастионы. Ирак заявил о масштабной программе приватизации промышленности, не связанной с обороной. Куба начала вводить элементы рыночной экономики. Нерушимой остается пока Северная Корея. Большинство стран перешло на второй, а затем неизбежно и на первый вариант модернизации.

Модернизация обществ восточного типа, индустриализация, по мере ее успеха, ведут, как ни странно, к ограничению западного влияния. Комплекс социально-цивилизационной неполноценности ушел в прошлое. Фундаментальные основы-жизни, мировоззрения, основанные на религии, сохранились. Государство по-прежнему играет главенствующую и патронирующую роль по отношению к обществу, обладает колоссальной собственностью в большинстве стран (включая казну). Сохраняется религиозно-детерминированное социальное поведение, особенно в мусульманских странах. Частная собственность не пользуется престижем, хотя существует и укрепляется. В общественном сознании господствует приоритет духовных ценностей. Восток остается Востоком.

Все изложенное свидетельствует; мир сохраняет своеобразие и многообразие, а жизнь не становится проще.

С Востока на Запад

Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад - восточные. Особо обратите внимание на это. Сейчас не менее важным признается «обратное» движение - с Востока на Запад. Признано, что прогрессивным может быть не только индивидуализм, но и коллективизм. В западных странах возрастает интерес к.культуре коллективизма: создаются специальные службы, развернута подготовка специалистов по налаживанию связей в коллективе, общине (производственном, профессиональном, любом). Большое внимание уделяется восстановлению первичной коллективной ячейки-семьи в ее традиционном виде.

Происходят изменения в общественном сознании: смещение приоритетов от конкретных целей к смысловым установкам. Делается попытка одухотворить деловую, меркантильную западную цивилизацию. Хватит высокомерного европеизма, - раздаются голоса. На Западе популярны философские и эстетические учения Востока. Китаевед Е. Завадская писала: «Американская традиция, западная традиция, даже тибетская традиция не дает нам достаточно ресурсов, чтобы справиться с обступившими нас роковыми проблемами, как бы эти традиции ни были богаты и достойны изучения, если мы прильнем к ним и только к ним, мы будем повинны в узком и, возможно, саморазрушительном провинциализме». Таким образом, идет поиск материала для новаций, в том числе и в духовности Востока.

Таковы основные положения цивилизационного подхода. Необходимо подчеркнуть, что западная историческая наука в большей своей части считает, что цивилизационные различия имеют значения лишь в культурном плане, а в общеисторическом - несущественны. Главное: одни страны - богатые, другие - бедные, одни - развитые, другие - отсталые. История обществ делится чаще всего на три ступени; традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное (или информационное)"общество. Предлагается руководствоваться при оценке исторического пути только идеей материального и научно-технического прогресса и степенью ее реализации. Такой подход возможен. Однако жизнь общества не сводима к достижениям науки, техники и их применению. Принципы цивилизационного подхода позволяют изучать мир более широко и полно, под девизом: единство в сочетании с многообразием.

ТЕМА II. ФЕНОМЕН РОССИИ

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОКИ