Как просить у начальника так, чтоб получить, а не "получить". Не вали на подчиненных

Инструкция

Начните письмо с указания, кому вы пишете. Оформите послание так, как принято в деловой переписке. В верхней правой части документа напишите тремя строками должность, название компании и фамилию руководителя, например:

Генеральному Директору
ООО «ИнтерсвязьКом»
Иванову И.И.

Укажите, кто является адресантом письма. Сделайте это после отступа от предыдущего раздела послания также в правой части. Вам необходимо отметить свою должность и фамилию с инициалами, например:

От руководителя отдела продаж
Есениной Е.Е.

Отступите несколько строк от предыдущего раздела, выровняйте курсор по середине страницы, обозначьте характер послания. Вы можете написать «Служебная Записка», «Информационное письмо» или «Пояснительная справка», все зависит от того, по какому поводу вы обращаетесь к руководителю организации. Точку ставить после заголовка не надо. Если письмо связано с какой-либо просьбой, можно просто обратиться к директору по имени отчеству в уважительной форме.

Начните письмо словами, которые пояснят причину его написания, например, «в продолжение наших переговоров», «в соответствии с вашим запросом» или «исходя из ваших предложений».

Если ваше письмо связано с просьбой о приобретении техники, повышения сотрудника или предоставления возможности совершить деловую командировку, лучше начать письмо с фразы «Прошу рассмотреть возможность…».

Изложите ситуацию, сделайте пояснения, оформите таблицы или графики, если характер письма требует того. Выравнивание основной части документа следует установить по ширине страницы. Каждая строка должна начинаться с отступа.

Подпишите письмо, обязательно используйте перед указанием фамилии стандартное «с уважением», после него необходимо проставить запятую.

Не забудьте указать дату написания письма и поставить подпись на распечатанном документе.

Если в вашей организации заведено общение по внутренней электронной почте, начните письмо с обращения и изложите всю информацию в свободной форме.

Источники:

  • письмо просьба директору

Служебные письма составляют до 80% от общего количества документов, которые готовятся в организации или на предприятии. С их помощью происходит общение между учреждениями и частными лицами. Служебные письма носят информационный характер, они так же могут быть составлены в виде запроса или требования.

Инструкция

Определитесь с целью письма. Его нужно только в том случае, если вопрос, которому оно посвящено, нельзя решить по или при личной встрече, а также, если оно должно служить официальным документом, подтверждающим сам факт его отправления. Обдумайте его предварительно и убедитесь в том, что адресат вами выбран и что в его компетенции будет лежать ответ в том случае, если ваше письмо – запрос.

В одном должен быть изложен только один вопрос. Несколько вопросов допускается излагать только в том случае, если они взаимосвязаны между собой. Адресат должен сразу понять суть и вашего письма, поэтому ее необходимо изложить в первых же фразах. В них сообщите не только суть вопроса, но и те действия, которые вы предполагаете получить в ответ. В вводной части вы можете сослаться на нормативные акты, которыми вы руководствуетесь при составлении письма и которые служат основанием для запроса или предоставления информации.

Если обстоятельства и суть вопроса уже известны адресату и были обговорены заранее, то письмо можно писать без вводной части, излагая сразу сам вопрос.

Основная часть письма должна побуждать к действиям, убеждать или разъяснять. Текст ее должен быть ясным, четким, кратким и логичным. Факты, излагаемые в нем должны быть проверенными и объективными, цифровые данные – максимально точными. Само письмо пишите в деловом, нейтральном тоне. Текст может быть написан от первого лица в единственном или множественном числе или от третьего лица в единственном числе.

Избегайте в тексте письма категорических выражений. Используйте для этого вводные слова и конструкции: если возможно, по-видимому, как следует из, как известно.

Деловой требует начинать письмо с «Уважаемый» и писать имя и отчество адресата. Если их нет, то в конце письма, перед подписью вашей обязательно должна стоять фраза «С уважением,». Это уважение вы можете подчеркнуть и в тексте письма, используя такие деепричастные обороты, как: «тщательно изучив ваши Ваши замечания…», «внимательно рассмотрев Ваши предложения…».

Служебное письмо обязательно должно быть написано на бланке организации, где указано ее полное наименование и контактные телефоны.

При осуществлении хозяйственной деятельности некоторые руководители организаций вынуждены использовать служебные поездки. Из статьи 166 Трудового кодекса РФ следует, что сотрудник отправляется в по распоряжению руководителя организации. А как быть, если сам директор едет по служебному заданию, ведь получается, что он сам себя направляет на служебное задание.

Инструкция

В первую очередь посмотрите в уставе общества, кто имеет право издавать распорядительные документы. Если там прописано, что правом издания владеет лишь руководитель (он же – директор), то и оформлять документы на командировку должен он. Если вы делегировали право подписи заместителю, командировочные документы подписывает это лицо.

Оформите служебное задание для направления в командировку, оно имеет унифицированную форму №Т-10а. Здесь укажите место назначения служебной поездки, время ее начала и окончания (согласно билетам), цель командировки. Подпишите документ. После окончания служебной поездки заполните отчет, который располагается в нижней части формы.

Издайте приказ о направлении работника в командировку (форма №Т-9). Если в уставе прописано делегирование право подписи иному лицу, составлять распорядительный документ должен он. Сюда впишите информацию о служебной поездке: место назначения и период командировки, цель и основание (служебное задание). Подпишите документ или отдайте на подпись заместителю.

Оформите приказ о вашем временном замещении. Если имеется заместитель, назначьте его исполнять обязанности руководителя; если же нет в штате такой должности – назначьте другое лицо. В распорядительном документе пропишите период замещения и причину (командировка), уточните ряд полномочий.

Оформите на заместителя доверенность на право ведения дел. Например, для предоставления интересов компании в налоговой инстанции. Позаботьтесь и о подписании финансовых документов. Для этого вы можете обратиться в обслуживающий вас банк и переделать карточку подписей.

Составьте командировочное удостоверение (форма №Т-10). Укажите Ф.И.О. директора организации, его табельный номер. Ниже впишите цель командировки и период нахождения вне рабочего места. Попишите документ.

Источники:

  • как оформить командировочные

Что ты чувствуешь, когда собираешься на доклад к своему руководителю? Страх? Неуверенность в своих силах?

Общению с руководителем не учат в школах, однако по этому предмету нам всем приходиться держать экзамен, когда мы начинаем свою карьеру. И провал на этом экзамене может стоить тебе карьеры.

Лично ко мне опыт в том, как докладывать своему боссу, пришел позже, когда я сам стал руководителем и понял, насколько неуклюжие доклады делают подчиненные, если их никто этому не учил.

А если ты сам руководитель, то просто перешли своим подчиненным ссылку на эту статью. А еще лучше — собери их, прокрути слайды, которые ты видишь выше, и пройдись по тезисам из статьи. Результатом будет установление между вами набора общих правил, соблюдение которых сделают ваше общение более эффективным к вашему взаимному удовольствию.

До разговора с руководителем

1. Отчитывайся без напоминаний

«Я не могу быть секретаршей для всех и постоянно напоминать им о сроках. Иногда мне кажется, что люди просто пропускают мимо ушей задачи и сроки, которые я им поставил.»

— думает твой босс.

Не превращай своего босса в живой будильник. Не заставляй своего руководителя опускаться на уровень микроменеджмента и напоминать тебе о сроках отчета.

Если задача не готова — напиши ему об этом сам с кратким объяснением причин и новым сроком. Лучше показать, что ты не успел сделать задачу, чем отсутствием отчета дать ему повод думать, что ты проигнорировал задачу вовсе.

Если задача готова и тебе есть чем похвалиться — тем более проси о встрече и показывай свои результаты.

2. Не держи проблемы при себе

«Если мне заранее не сообщили о проблеме, значит, её нет и задача должна быть выполнена в срок.»

— думает твой босс.

Когда ты держишь проблему при себе, ты лишаешь своего руководителя возможности вовремя вмешаться и помочь тебе. Кроме того, если ты не сообщаешь о проблеме вовремя, значит, помощь тебе не нужна и ты можешь справиться со своей задачей самостоятельно.

Когда нужно сообщать о проблеме? Когда ты понял, что она не даст тебе выполнить задачу в срок или в соответствии с заданным стандартом. После этого ты попытался её решить самостоятельно и у тебя это не получилось. Вот тогда, не раньше и не позже, иди к своему боссу и проси о помощи.

3. Не приходи без подготовки

«Когда человек не может ответить мне ни на один встречный вопрос, возникают сомнения, а вник ли он в задачу как следует или пытается сбросить мне полуфабрикат?»

— думает твой босс.

Проработай заранее все вопросы, которые могут быть тебе заданы, все альтернативные решения проблемы. Будь готов объяснить, как получаются принесенные тобой цифры и почему они верны.

Иначе ты вызовешь раздражение шефа и будешь отправлен на доработку — потеряешь свою репутацию и время.

4. Планируй свой разговор

Это занимает всего минуту, но приносит много пользы. Как правило, к руководителю попасть получается реже, чем хотелось бы, поэтому к каждому разговору накапливается несколько вопросов, и этот список позволит тебе ничего не забыть.

Возьми чистый лист бумаги и накидай, чего ты хочешь от этого разговора. Таких целей может быть 4 типа:

  1. Донести информацию, которую он хочет знать : отчет о выполненных задачах, сдвиги сроков, важные новости и т.п.
  2. Донести информацию, которую ты хочешь, чтобы он знал : соблюдение тобой сроков, твои инициативы и предложения, возникшие проблемы и необходимая помощь.
  3. Получить информацию, которая будет полезна тебе : уточнение задачи, новости смежников, статусы важных тебе вопросов.
  4. Получить решение по необходимому тебе вопросу .

Если какой-то вопрос сложен для понимания или ты ожидаешь, что он вызовет противоречия, пропиши тезисно логику своего доклада по нему — твои аргументы и выводы.

При докладе руководителю

Обычный алгоритм доклада: сообщи цель разговора, дай данные, дай выводы, дай варианты решения, дай свою рекомендацию.

5. Без прелюдий

«Это все еще «вход в контакт» или мне уже нужно «врубаться» в то, что он говорит?»

— думает твой босс.

Сразу прямо говори, что тебе нужно: «хочу отчитаться о результатах», «есть проблема», «нужно решить», «нужно согласовать», «есть вопрос» и т.д.

Руководитель должен настроить свое сознание на правильный режим: «я решаю проблему», «я принимаю результаты», «я принимаю решение» и т.д. Пока он не настроился правильно, он не сможет эффективно воспринимать твою информацию.

6. Он не Нострадамус

«Он даже не удосужился задаться вопросом, в курсе я этой темы или нет. Это что — эгоизм или некомпетентность?»

— думает твой босс.

Подумай, что твой руководитель знает, а что нет, и введи его в курс дела. Пока он не будет в одном контексте с тобой, эффективного общения у вас не выйдет.

Не пропускай логические звенья. «Сюжетная линия» твоего рассказа должна быть непрерывной. Если для тебя что-то является само собой разумеющимся, совсем не факт, что твой руководитель обязан догадаться о логической связке, которую ты решил пропустить.

7. Вынеси мусор

«Почему я должен копаться в этой словесной помойке? Почему нельзя было подготовить связный доклад заранее?»

— думает твой босс.

Убери из своего повествования всю информацию, которая не относится к делу. Это в том числе касается информации, которая относится к делу, но является непроверенной или неокончательной. Ты рискуешь увести разговор в сторону или излишне усложнить его.

Определи, какое решение руководителя тебе нужно и исключи из доклада ту информацию, которая не приближает тебя к нему. Конечно, важно знать при этом меру — искажать или подтасовывать информацию неприемлемо.

8. Больше числительных, меньше прилагательных

«Очень хочется, чтобы мои подчиненные опирались на факты, а не на суждения и эмоции. Для этого они должны привыкнуть общаться языком цифр.»

— думает твой босс.

Высказывания, не снабженные цифрами, звучат безосновательно. Пока в разговоре не начинают звучать конкретные цифры и факты, люди всего лишь обмениваются субъективными суждениями, ни на йоту не приближаясь к истине.

Если ты хочешь убедить своего руководителя в чем-то, кратчайшая дорога к этому лежит через подготовку аналитики. Самое удивительное, что полученные цифры могут тебя самого удивить и изменить твое собственное суждение по обсуждаемому вопросу.

9. Будь конкретнее и прозрачнее

«Я как будто клещами должен вытаскивать из сотрудников ответы, чтобы добиться полного понимания ситуации. Они что-то скрывают или просто сами не вникали в подробности?»

— думает твой босс.

В ответ на вопрос «когда» давай дату. На вопрос «кто» — давай имя. На вопрос «сколько» — число: количество, сумму или долю в процентах. Чем быстрее ты дашь конкретные данные, тем быстрее закончишь этот затянувшийся разговор.

10. Не давай данных без выводов

«И зачем мне эта куча таблиц? А он сам-то попытался в них разобраться или его вообще этот вопрос не волнует?»

— думает твой босс.

Важны не цифры, а твое умение делать из них выводы.

Хороший сотрудник — самостоятельный сотрудник. Ведь если ты понимаешь, что после получения данных будет этап анализа, а после анализа — принятие решений, то почему бы тебе не попытаться пройти эту дорогу самостоятельно?

Скидывая боссу исходные данные без выводов, то говоришь ему «теперь это твоя проблема». А это, само собой, никому не нравится. Гораздо лучше был бы подход «я понимаю, что это моя проблема, и вот как я пытаюсь ее решить.»

11. Не приходи без предложений

«Если я сейчас за него придумаю решение, то он так и будет всю жизнь у меня на «ручном управлении». Пусть учится думать собственной головой.»

— думает твой босс.

Как говорит пословица, «если ты не часть решения, то ты часть проблемы». Всегда приходи не только с проблемой, но и с предложениями по её устранению. Желательно в нескольких вариантах.

Пусть твоему руководителю останется только одобрить твою идею. Пусть он видит, что у него замотивированный самостоятельный сотрудник.

12. Не уходи без решения

«Я устал. Я не хочу ничего решать. Я хочу бонус.»

— думает твой босс.

Ты пришел, чтобы получить решение (см. п. 4). .

Но принимать решения нелегко. Твой босс будет этого избегать. Помни о своей цели и возвращай разговор к принятию решения.

При встречных вопросах от руководителя

13. Отвечай на поставленный вопрос в своем первом предложении

«Ну зачем мне эти прыжки и ужимки? Я задаю конкретный вопрос и хочу конкретный ответ. Если мне будет что-то непонятно, я задам следующий вопрос. Не нужно тратить время в попытке отвечать на вопросы, которых я не задавал.»

— думает твой босс.

Если босс задает вопрос, то, как правило, он уже понимает наперед, что и в каком порядке он будет спрашивать дальше. Он уже выстроил для себя канву разговора и хочет вести разговор именно в таком русле.

Не нужно пытаться додумать его вопрос за него самого и отвечать на тот вопрос, которого он не задавал, но который он, как тебе кажется, подразумевает. Отвечай на буквально поставленный вопрос сразу. Все подробности, причины и логические объяснения — потом. Если спросят.

14. Правда и ничего, кроме правды

«Могу ли я в принципе работать с человеком, который пытается меня обмануть? Ведь он не только демонстрирует свою ненадежность, пытаясь мне соврать, но и глупость, надеясь, что я его не поймаю на лжи.»

— думает твой босс.

Не нужно ничего придумывать в попытке ответить на сложный вопрос. Не нужно дорисовывать реальность, когда отсутствуют факты. Тебя все равно выведут на чистую воду. Гораздо проще и быстрее признать, что ты чего-то не знаешь либо не сделал, и двигаться дальше.

15. Не вали на подчиненных

«Если человек не понимает, что он отвечает передо мной за действия своих подчиненных, то это клинический случай. У нас иерархия. Я отвечаю перед своим боссом за всех своих подчиненных, а они передо мной — за своих.»

— думает твой босс.

Задача ставится тебе, и отвечать за нее тоже тебе. Ты можешь делегировать задачу своим подчиненным, но это не снимает с тебя ответственности за её выполнение. При делегировании возникают дополнительные отношения ответственности между тобой и твоим подчиненным, но твоя изначальная ответственность перед твоим боссом при этом не исчезает.

16. Не трать время на оправдания

«Чем больше я прислушиваюсь к оправданиям, тем сильнее мои подчиненные будет надеяться, что от меня можно отделаться красивой историей при отсутствии результата.»

— думает твой босс.

Если твой босс ориентирован на результат, то причины его отсутствия (особенно те, которые вскрываются только в момент доклада — см п. 2) мало его интересуют.

Поэтому не трать время на оправдания — лучше потрать его на выполнение своей задачи.

При получении задачи

17. Вопросы сразу

Если в ответ на свой доклад ты получил еще одну задачу, и тебе в ней что-то непонятно, сразу задавай вопросы. Лучше выглядеть глупо при получении задачи, чем при ее сдаче, сделав не то, что требуется.

Заключение

Как ты видишь, перечисленные правила довольно просты и даже в чем-то очевидны. Однако, по моему опыту, людей, которые их системно выполняют, очень мало — для этого нужна смелость и самодисциплина. Попробуй придерживаться их, и, поверь, доверие и поддержка руководства тебе обеспечены.

См. также:

  • 18 рекомендаций, как побороть напряжение и страх в общении с начальством .
  • Собственник и управляющий: как избежать конфликтов. Советы управляющему.

А что самое сложное для тебя в общении с руководителем?

Неопределенность по поводу того, как называть начальника – «Дима» или «Дмитрий Николаевич» – может создавать напряжение у сотрудников. В современных организациях подчиненные часто обращаются к руководителям по именам – это нормально. Проблемы возникают, если включается внутренний цензор: сотрудник в таком случае расценивает общение без отчества как фамильярность и решает перестраховаться.

В западных странах придумали хороший выход: обращение к начальнику по должности или по фамилии. Но в российских компаниях такая форма не прижилась, потому что "доктор Левин" звучит слишком уж официально. Такая форма выглядит как преувеличенное уважение и даже подобострастие. В результате, в разговоре образуется "черная дыра", при обращении к руководителю.

Научный подход

В "Журнале практической социальной психологии" была опубликована статья "Черные дыры в социальном пространстве: возникновение и последствия избегания имен в организациях", в которой описано исследование. Опытная группа состояла из 74 студентов (их средний возраст – 30 лет), поступивших на неполный рабочий день по программе МВА. Участникам был задан вопрос о том, как они ведут себя в : насколько вероятно избегание обращения по имени, если они столкнулись с руководителем в холле, а не в офисе. Респондентам нужно было оценить высказывания по пятибальной шкале, где "один" означало, что участник категорически не согласен с предложенным высказыванием, а "пять" – абсолютно согласен.

"Респонденты указали, что они часто избегают обращений по имени к руководителю", – отмечают исследователи. Кроме того, результаты исследования показали, что при общении с генеральным директором респонденты чаще избегают имен, чем руководители отделов, в которых они работают. Исследователи выдвинули гипотезу: женщины, в силу особой модели социализации и тенденции к более низким статусам в командной цепочке организации, должны чаще, чем мужчины осторожничать в общении с начальством – эта гипотеза подтвердилась.

Различия в статусах – причина напряжения в офисе

Даже в организационных структурах, которые претендуют на уравнительность, различия в статусе до сих пор влияют на личные отношения, создавая напряженность в отношениях между властью и подчиненными.

Сотрудники, которые чувствуют неуверенность в своих отношениях с руководителем из-за разрыва в один-два или более уровней, могут испытывать неловкость – как же обращаться к начальнику? По имени как-то неудобно, да и по имени-отчеству тоже, если начальник называет вас на "ты". Многие предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, избегая имен, – а это неправильно с психологической точки зрения и создает дополнительное напряжение.

Как избежать "черных дыр" в общении?

"Черные дыры" в общении между сотрудником и руководителем (особенно руководителем верхнего звена) могут быть устранены, только если обе стороны понимают, что происходит.

"Когда опытный сотрудник не решается сократить дистанцию в общении с руководителем и избегает какого-либо обращения – это должно послужить для начальника сигналом: работник не чувствует себя комфортно", – отмечают исследователи. Идеальный выход из такой ситуации – инициатива со стороны руковдства. Например, разработка четкой и понятной корпоративной политики, которая подскажет сотруднику, как вести себя Если же руководитель игнорирует проблему, то, возможно, имеет смысл поднять этот вопрос на обсуждение или хотя бы выяснить, как поступают в такой ситуации другие сотрудники.

В жизни всем нам порой необходима помощь другого человека. Но зачастую мы предпочитаем скорее отказаться от желаемого, чем попросить о помощи. Особенно сложно это на работе, где хочется всегда быть на высоте.

Почему мы молчим, когда нужна помощь? Основной тормоз многих действий – это страх. Данный случай – не исключение. Нежелание попросить о помощи у коллег или начальства может быть вызвано следующими опасениями:

  • Боязнь показаться некомпетентным. Многим кажется, что если они не могут самостоятельно справиться со своими обязанностями или решить проблему, значит, они плохие работники либо не умеют справляться с трудностями.
  • Опасение потерять уважение коллег и уронить самооценку. Есть мнение, что сильный человек должен сам преодолевать сложности, а просьба о помощи – проявление слабости. Хотя данная позиция ошибочна, многие ее придерживаются.
  • Страх негативных эмоций. Как правило, данный страх возникает, если когда-то Вы просили помощь, а в ней грубо отказали. И теперь вы боитесь, что подобное случится снова.

Что делать, если Вы узнали один из своих страхов? В первую очередь – осознать эти страхи и понять, что они не должны Вас останавливать. Ведь сама по себе проблема не решится, и если для выхода из нее нужна помощь, то единственный вариант – попросить об этой помощи. А чтобы разговор прошел успешно, заранее подготовьтесь к беседе.

Как правильно попросить о помощи у начальника?

  • Будьте спокойны и уверенны. Проблемы бывают абсолютно у всех людей, в Вашей просьбе нет ничего необычного.
  • Выберите подходящее время. Не следует заводить разговор в начале рабочего дня или за несколько минут до его окончания.
  • У вашего собеседника тоже бывает хорошее и плохое настроение. Поэтому постарайтесь уловить его настрой.
  • Заранее проговорите свою речь. Подумайте, какие слова и фразы будут наиболее уместны. Говорите кратко, понятно, уверенно.
  • Будьте убедительны. Для этого предлагайте свои пути решения проблемы. Тогда Ваш начальник увидит, что Вы не пытаетесь переложить проблему на него или кого-то другого, а ищете оптимальный выход из сложившейся ситуации.
  • Если Ваша просьба касается работы, то перед тем как подойти к начальнику, дайте себе четкую установку, что Вы просите не для себя, а во благо компании. Тогда Вам будет проще просить начальника о помощи.

Как обратиться с личной просьбой?

А что, если Ваша просьба – не по работе, а личная – например, срочно нужна материальная помощь? И в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы попросить о помощи. Нет человека, который бы никогда не испытывал материальных трудностей. Если Вам нужно попросить о материальной помощи, следуйте данным советам:

Объясните, для чего именно Вам нужна материальная помощь . Наверняка это серьезная и веская причина. Постарайтесь говорить спокойно и сдержано, без эмоций. Реакция Вашего собеседника на эмоции может быть непредсказуемой и сыграть Вам как в плюс, так и в минус. Некоторые люди могут воспринять проявления чувств как игру на публику и попытку манипуляции. Используйте эмоции только в том случае, если хорошо знаете характер начальника и уверены, что реакция не будет негативной.

Если Вам сложно сдерживать эмоции, посетите консультацию психолога . Специалист научит Вас особым техникам , которые помогают контролировать себя в стрессовой ситуации.

Если Вы предполагаете вернуть деньги, то сообщите, в какие сроки сможете это сделать. Со следующей зарплаты, через год, в счет отпускных и так далее. Это продемонстрирует, что Вы тщательно обдумали просьбу. Если же Вы имеете в виду безвозмездную помощь, не скрывайте этого . Обман в данной ситуации – худший из вариантов.

Помните, что просьба о материальной помощи никаким образом не характеризует Вас как сотрудника. Постарайтесь не терять уверенности в себе и своих профессиональных качествах. Вспомните все свои достижения на работе. Тогда Вам легче будет вести разговор с начальником.

Подумайте, что произойдет, если Вы попросите начальника о помощи? Вы потеряете работу? Конечно, нет. В самом плохом случае – Вам откажут в помощи. Таким образом, Вы ничего не теряете , а напротив, приобретаете шанс получить то, что Вам необходимо.

К сожалению, не всем людям удается перебороть себя, переступить через страх и обратиться за помощью. Причина этого кроется в установке, которую мы с детства отложили в подсознании, что просить – плохо. Однако в действительности все человеческое общество строится на взаимопомощи. Просто не бойтесь сделать первый шаг, и тогда у Вас все получится.

Автор статьи: врач психотерапевт, психолог Сопот Ольга Павловна . Ведущий специалист центра в решении разного рода конфликтов, помогает разобраться в себе.


Письма-просьбы – это неотъемлемая, важная и необходимая часть деловой переписки. С одной стороны, это тактичные и дипломатичные запросы по текущим вопросам, с другой – инструмент для достижения определенных целей адресата. Цель любого письма-просьбы – побудить адресата к определенным действиям, необходимым автору письма. Как составить письмо-просьбу, чтобы максимально приблизиться к положительному ответу?


Любое письмо с просьбой должно состоять из хорошо продуманного обоснования и четкого изложения просьбы. Кроме этого, можно использовать приемы, повышающие эффективность письма.

Шаг 1. К кому Вы обращаетесь с просьбой?

Обращайтесь к адресату персонально, лучше – по имени отчеству:

«Уважаемый Иван Иванович!», «Уважаемый господин Иванов!»

Во-первых, Вы выразите свое уважение адресату, во-вторых, просьба, обращенная к конкретному человеку, накладывает на него ответственность за ее выполнение. Бывают ситуации, когда просьба адресуется коллективу или группе лиц. В таком случае также желательно максимально персонализировать обращение:

«Уважаемые коллеги!», «Уважаемые менеджеры!», «Уважаемые младшие сотрудники!», «Уважаемые работники кадровой службы!»

Шаг 2. Почему Вы обращаетесь ко мне?

Сделайте комплимент адресату. Делая комплимент адресату, Вы отвечаете на его вопрос: «Почему Вы обращаетесь с этим вопросом ко мне?» Отметьте его прошлые заслуги или личные качества.

«Вы готовы всегда выслушать и найти оптимальный путь решения проблемы практически каждого, кто обратился к Вам. И, надо отдать Вам должное, Вы многим помогли».

«Вы являетесь ведущим экспертом в области …».

«Вы многим помогли разрешить сложнейшие вопросы в сфере …».

Этот прием позволит адресату взглянуть на просьбу пристальнее и постараться найти возможность удовлетворить ее.

Комплимент уместен, когда речь идет о нестандартных просьбах, когда адресата нужно расположить к себе, когда нужно обратить внимание на некие заслуги и качества, которые нужны и важны для выполнения Вашей просьбы.

Очень важно не переступить грань между комплиментом и грубой лестью. Будьте искренни.

Шаг 3. Обоснование просьбы

Любую просьбу нужно обосновать, почему Вы обращаетесь именно с этой просьбой. Введите адресата в контекст Вашей проблемы.

На этом этапе нужно подобрать три наиболее весомых для адресата аргумента. Лучше всего выстроить аргументы по схеме: сильный – средний – самый сильный.

Просьбы бывают разного уровня сложности, поэтому адресат не всегда заинтересован в выполнении чьих-то просьб. Его нужно убедить, что выполнение просьбы несет в себе потенциальную выгоду:

Заинтересуйте адресата

Предложите реализовать некую привлекательную для него возможность, связанную с выполнением Вашей просьбы:

«Во все времена деловые, предприимчивые люди стремились не только добиться материального успеха, но и оставить свой след в истории Родины, запомниться добрыми делами, завоевать уважение».

« Успешная деятельность любого профессионального сообщества – это, прежде всего, понимание и поддержка со стороны дружественных Союзов, участие в совместных мероприятиях и проектах ».

« Конечно же, Ваша большая цель – это чистый и благоустроенный город для людей ».

Или же озвучьте проблему, которая очень актуальна именно для Вашего адресата:

«Вы, как мудрый хозяин города, наверняка обеспокоены беспорядочными прогулками детей разного возраста в непригодных для этого местах, что приводит к участившимся ДТП и росту детской преступности».

«В ваш отдел участились обращения по непрофильным вопросам, что отнимает массу бесценного рабочего времени».

Покажите, как Ваша просьба может помочь реализовать возможность:

« А сегодня, когда наша страна делает ставку на молодежь, трудно найти более нужное, святое дело, чем помощь юношам и девушкам из неблагополучных семей. В нашем городе есть те, кто уже оказывает такую помощь – под эгидой мэрии на пожертвования горожан действует наш благотворительный центр «Наследие», обучающий трудных подростков народным ремеслам».

Или решить проблему:

«Оборудование специализированных мест для времяпрепровождения детей разного возраста поможет снизить уровень детской преступности и свести к минимуму ДТП с участием детей».

Опишите значимость просьбы

Когда нечего предложить адресату или в контексте данной просьбы это неуместно, то лучше ввести адресата в курс дела. Здесь нужно описать ситуацию настолько полно, насколько это нужно для понимания актуальности просьбы и важности ее выполнения. Значимость просьбы нужно описать так, чтобы «за душу взяло». Если просьба не относится к разряду «душещипательных», то нужно показать адресату причинно-следственные связи, что даст выполнение адресатом просьбы.

«С (дата), согласно договору об аренде № Х, арендная плата за 1 м 2 составляет 20 у.е. в день. В течение последних трех месяцев наблюдается спад торговой активности в связи с экономической нестабильностью и социальными беспорядками. Средняя прибыль от торговли составляет 10 у.е. в день, чего не хватает даже на оплату аренды. Если не принять меры, то частные предприниматели вынуждены будут закрыть свои торговые точки, что может негативно отразиться на Ваших доходах».

Таким образом, Вы должны дать понять адресату, что выполнение просьбы несет в себе перспективу получения материальных или нематериальных благ.

Шаг 4. Изложение просьбы

Когда адресат подготовлен, можно излагать собственно просьбу. Текст просьбы должен быть достаточно лаконичным и предельно ясным. Ни в коем случае в нем не должно быть двусмысленности или недосказанности. Например, если речь идет о снижении арендной платы, то важно указать до какого уровня:

«Просим Вас снизить уровень арендной платы до стабилизации положения до 5 у.е. за м 2 в день».

Если речь идет о предоставлении услуг, то максимально конкретизируйте просьбу, указывая желаемые даты, ценовой вопрос и т.д.:

«Для оборудования гончарной мастерской нужна печь для обжига керамики – мы просим Вас помочь нам в ее приобретении. Стоимость печи с установкой составляет 998 тыс. рублей ».

В данном примере не совсем понятно, какая помощь требуется от адресата. Лучше просьбу сформулировать более конкретно: «Просим Вас помочь в приобретении печи для обжига керамики, перечислив на расчетный счет компании по производству и установке печей 333 тыс. у.е.».

О чем бы Вы ни просили, адресат должен точно знать когда, чего, сколько и по какой цене Вы хотите получить. Обобщенная просьба более подвержена риску отказа, т.к. у адресата не всегда есть время и желание разбираться с подробностями. Кроме того, Вы рискуете получить не то, чего хотите, передавая инициативу адресату.

Например, частные предприниматели написали письмо с просьбой о снижении арендной платы, но не указали, до какого уровня они хотят снизить плату:

«Просим Вас снизить уровень арендной платы до стабилизации положения».

В результате они получили снижение арендной платы, но незначительное (на 1% от имеющейся). Таким образом, их просьба была удовлетворена, но мало что изменила в положении инициаторов письма.

В некоторых случаях текст просьбы можно выделить жирным шрифтом, чтобы он выделялся в тексте, но не злоупотребляйте этим приемом.

Шаг 5. Резюмируйте свою просьбу.

Повторите свою просьбу и акцентируйте, какую выгоду получит адресат в случае выполнения просьбы. Просьбу следует несколько видоизменить. Лучше всего подходит построение предложения по схеме: «Если Вы выполните просьбу, то будет Вам счастье».

«Если Вы пойдете нам навстречу и снизите арендную плату на время, пока стабилизируется положение в регионе, то сможете не только сохранить более 150 рабочих мест, но и не понесете глобальных убытков из-за полного отсутствия арендной платы».

Но могут быть и другие варианты:

«Вы можете быть уверены, что каждый рубль Ваших благотворительных пожертвований пойдет на благое дело и поможет попавшим в сложную ситуацию ребятам вырасти достойными гражданами».

«Вы можете быть уверены, что каждая детская улыбка подарит Вам моральное удовлетворение от Вашей непростой работы, а Ваши старания и усилия – это инвестиция в достойных и счастливых граждан ближайшего будущего».

Главное, повторить смысл просьбы и выгоду от ее выполнения. Выгода не обязательно должна быть материальной. Помните, что адресат – человек, и ему не чужды чувства.

ПРИМЕР:

Было

Стало

«Любезно просим Вас, И.И. Иванов, организовать встречу абитуриентов с главным менеджером Вашей компании. Будем признательны за оказанное содействие.

С уважением и благодарностью,

Директор центра занятости

П.П. Петров»

-

«Уважаемый Иван Иванович!

Ваша компания уже не первый год участвует в Программе по профориентации абитуриентов, помогая им определиться с выбором профессии.

Вы как менеджер по кадрам заинтересованы в подготовке профессионалов, а мы готовы помочь из школьников начать готовить мастеров своего дела. На сегодняшний день профессия менеджера одна из наиболее распространенных, но многие абитуриенты не имеют четкого представления о ее смысле.

В связи с этим просим Вас организовать встречу главного менеджера с абитуриентами 23 марта в 15.00 на базе Вашей компании.

Рассказав ребятам о секретах профессии сегодня, Вы закладываете фундамент для подготовки настоящих профессионалов завтра. Возможно, через несколько лет именно кто-то из них выведет Вашу компанию на новый уровень развития.

С уважением и благодарностью,

Директор центра занятости

П.П. Петров»

И не забывайте об оформлении письма – это «лицо» организации. Если инициатором письма-просьбы является организация, то такое письмо оформляют на фирменном бланке с подписью руководителя либо уполномоченного лица. Если частное лицо – то достаточно соблюдения основных норм в расположении элементов письма. Эти детали юридически и психологически очень важны для адресата и формирования правильного имиджа отправителя.

-
- Отправляете сотни коммерческих предложений, просьб и других деловых писем каждый день, но не добиваетесь своим посланием нужного результата? Не знаете как ненавязчиво и вежливо напомнить адресату о его обязательствах? Тогда Вам непременно поможет онлайн-тренинг «Навыки делового письма» ! Вы можете пройти его в любое удобное время по . - -
-