Синдром перегорания на работе. Сгорел на работе! Как преодолеть синдром профессионального выгорания

Вы встаете с утра, стараясь не думать о том, что нужно идти на работу. Но все-таки едете туда, по инерции приведя себя в порядок перед выходом. Вы на автомате добираетесь до офиса - по большому счету, вы можете доехать до него с закрытыми глазами. Дежурно улыбаетесь коллегам, включаете компьютер, что-то делаете, но в конце дня не в состоянии вспомнить, чем же вы занимались. По инерции проводите совещание, по инерции встречаетесь с клиентами... Если остановиться и посмотреть на себя со стороны, возникает страшное ощущение: вы уже не человек, вы - робот, качественно и быстро выполняющий привычные функции. Но ведь когда-то было не так! Вы неслись на работу с горящими глазами, вас переполнял энтузиазм, обуревало здоровое чувство конкуренции. Вы могли свернуть горы! И делали это! А сейчас, став профессионалом высокого класса и добившись того, о чем только могли мечтать, вы… перегорели.

Строго говоря, термин «профессиональное выгорание» обычно применяется к врачам, которые перестали сочувствовать больным, или спасателям, не желающим больше слышать о людском горе. Но придется его позаимствовать, чтобы поговорить о том, что укладывается в известную фразу: «Еще один сгорел на работе». Можно также использовать слово «демотивация», но, согласитесь, это бледновато - не передает того запаха горелой проводки, который словно витает над вашим рабочим столом...

Кому свет не мил

Начнем с того, что выгорание - болезнь больших городов: людей вокруг много или очень много, и с ними приходится «вступать в контакт» независимо от нашего желания: в пробке, в магазине, на улице, в офисе. Психологи называют это «навязанное общение». Те же, кто по роду деятельности общается больше всех, больше всех подвержен и профессиональному выгоранию. Встречи с людьми, часто незнакомыми, необходимость всегда быть в форме и улыбаться, даже когда человек неприятен, изматывают порой сильнее, чем копание траншеи «от меня и до обеда». Менеджеры по продажам и по персоналу, психологи, пиарщики первыми попадают под удар. На работе, состоящей из непрерывного общения, особенно быстро выгорают интроверты.

Такая проблема актуальна для больших корпораций, ведь там - настоящая школа выживания, где каждый бьется за свое место, за повышение зарплаты, за благосклонность начальника. Большие деньги, большие нагрузки и… большое разочарование, когда кто-то оказывается еще активнее и проворнее, чем вы.

Но как могут «сгореть» люди, живущие в постоянном страхе потерять рабочее место, так же могут надорваться и фрилансеры. Вроде бы фриланс тем и замечателен, что позволяет быть самому себе хозяином.

Тем не менее синдром «выгорания» может развиться от неуверенности в завтрашнем дне - то есть это тот же страх потерять (а точнее, не найти) заработок.

Угрожает демотивация и женщинам, разрывающимся между работой и семьей: кроме чувства вины перед детьми, на них давит необходимость постоянно доказывать свою состоятельность в мире бизнеса. «У меня был первый признак демотивации: я разучилась плакать, потом начались конфликты с мамой. Теперь я вообще нигде и никогда не могу расслабиться. Иногда думаю, что хотела бы работу попроще и чтоб она не занимала по 12 часов в день. К тому же я - перфекционистка, а это ужасно мешает жить спокойно и счастливо», - вздыхает 31-летняя Инна.

Звоните 01

Выгорание может случиться по самым разным причинам. Мы перечислим главные опасности, подстерегающие человека на работе, а бизнес-тренер Тамара Гайворонская предложит пути к спасению. Хорошая новость: некоторые из них универсальны и подходят для любого случая «возгорания».

1. Элементарная усталость Человек не хочет работать не потому, что обленился или разочаровался в своей деятельности, а просто как в анекдоте про девочку, которая не курит и не пьет: «Не могу больше...» Надо признать, что многие из нас оскал капитализма видят каждый день, причем с 9 утра до 9 вечера. Объем работы подчас бывает такой, что его физически выполнить невозможно!

Решение: следите за интенсивностью своего труда. Вы не биоробот. Вы не можете и не должны работать сутками. И вы в состоянии донести это до окружающих, особенно до начальства.

Банальный отпуск - мощное средство против выгорания. Только запретите себе не только звонить на работу, но даже думать о ней.

И уезжайте - хоть в Ниццу, хоть в Винницу.

2. Масса других проблем вне работы Какой бы вы ни вели образ жизни, у вас есть другие сферы, где приходится много трудиться: дом, семья, ребенок. Те немногие силы, что остаются после работы, уходят туда.

Решение: надо смириться с временным выгоранием, затаиться и просто пережить этот период. Работайте по минимуму, не надрываясь, а сконцентрируйтесь на проблемах из той, «другой» жизни. Кстати, это должны быть не обязательно проблемы: например, влюбленность может лишить всякой способности к эффективному труду. Уж тут само собой напрашивается решение, как в известной присказке: «Если пьянство мешает работе, брось... работу».

3. Потеря интереса к работе Обычно возникает ощущение, что вы все знаете, все умеете и видели это все... Так вот, если вас это утешит, знайте: всегда и везде, будь то работа или личная жизнь, после периода стабильности и уверенности возникает эффект привыкания, когда кажется, что ничего нового вам уже не покажут.

Решение: осознать, что покажут. Но только если вы сами готовы смотреть. Не будьте самонадеянны: да, вы - профессионал, да, у вас огромный опыт работы, но есть еще много областей, где вы вновь можете почувствовать себя новичком с широко распахнутыми глазами. Лучше, если эти новые горизонты откроет руководство. Или придите с предложениями сами. Поразмышляйте, как вы можете разнообразить свою работу. Оглядитесь вокруг: может, молодые коллеги делают что-то по-другому и вам есть чему у них поучиться? Может, какая-то смежная работа ждет вас с вашими талантами? Если второе дыхание не открылось, а настроение все хуже и хуже, то лучше сменить работу.

4. Непреодолимая любовь к работе Бывает и такое, что работа не нравится изначально и вы держитесь за место исключительно из-за денег. Ну вот так сложилась жизнь, что сейчас вам очень нужны деньги и ради этого вы готовы терпеть любые муки.

Решение: сместите акценты. Ситуация, конечно, тяжелая, но остается только принять ее и смириться. Перемените свое отношение к работе: рассматривайте ее как источник дохода и не более того.

5. Обида. Вас перестали ценить: появился конкурент, который принижает ваши заслуги, или новый начальник делает ставку на своих людей. В общем, вам перекрыли кислород и вы чувствуете себя незаслуженно обиженной.

Решение: надо определить перспективы. Первый вариант развития событий: вы увольняетесь, хлопнув дверью. На прощанье, если против вас вели нечестную игру, обязательно выскажите обидчику все, что о нем думаете, - психологи уверяют, что это необходимо. Второй вариант: вы решаете остаться на работе во что бы то ни стало. Тогда перестаньте тратить энергию на обиду - справедливости достичь трудно, практически невозможно. Не поддавайтесь на провокации, не отвечайте на нападки, а добейтесь таких результатов в работе, чтобы вас никто не могу ни в чем обвинить.

Вы уже почти сгорели на работе, если...

  • Постоянно чувствуете себя уставшей, причем даже после долгого сна.
  • Плохо реагируете на окружающую действительность: вас не интересуют новинки и премьеры, вы равнодушны к жизни друзей и родственников, не боитесь въехать в соседнюю машину на парковке - вам все равно.
  • Вас мучают головные боли и бессонница, но днем, наоборот, неодолимо тянет поспать.
  • Не покидает ощущение, что работа становится все тяжелее и выполнить ее вам уже почти не по силам.
  • Вы чувствуете бесполезность своего труда и практически безразличны к его результатам.
  • Вы откладываете действительно важные дела, зато долго и вдумчиво занимаетесь незначащими: переставляете горшки с цветами в своем кабинете или перебираете скрепки, а срочный отчет о командировке брошен в компьютере на стадии «открыть новый документ».
  • Вы не можете упорядочить свое расписание: даже просидев в офисе полдня, не можете выполнить и половины намеченного.
  • Вас мучает постоянный страх, что «ничего не получится» или что человек, которому вы поручили работу, все завалит.

Как вернуть вкус к работе

Уж много раз твердили миру, что предупредить легче, чем лечить. Ну так это правда! Для предотвращения профессионального выгорания тоже нужна постоянная профилактика: отслеживайте, что и зачем вы делаете на работе, нравится вам это или нет.И напоследок немного дружеских нотаций. Женщина, энергично и успешно делающая карьеру, уверена, что это - самое важное в ее жизни. «Но это только кажется, что работа - это ВСЕ. Нет, есть еще и то, и другое, и третье! Будьте карьеристкой, но не придавайте так много значения работе», - убеждает бизнес-тренер Тамара Гайворонская.Посмотрите на свою жизнь с другой точки зрения - не из-за рабочего стола, добавьте в нее красок. Можно сделать ремонт, завести хобби или роман. А еще существуют кардинальные решения. «В какой-то момент я уже, откровенно говоря, не занималась своим делом, а только конфликтовала и нервничала. И мой муж сказал: „Или съешь всех и успокойся, или расслабься и... успокойся“, - рассказывает 34-летняя Ольга. - Он знал, что я выберу второе. Я уволилась из корпорации и занялась своим бизнесом. Да, доходы теперь не те, но я ни разу не пожалела: не хочу быть отработанным материалом. А одна моя знакомая, когда поняла, что знает о своей профессии все, сбежала… в роддом».

Время пошло!

Возрастные кризисы тоже отражаются на работе. Первый кризис самоопределения наступает в 20–23 года, когда человек впервые становится наемным работником и начинает нести ответственность за свою работу.Второй кризис случается в 30–35 лет, когда человек добился некоторых успехов и начинает спрашивать себя, те ли это результаты, к которым он стре мился. В самых тяжелых случаях он может полностью разочароваться в выбранной когда-то профессии.Кризис среднего возраста наступает в 40–45 лет. В этом возрасте появляется боязнь оказаться не у дел. Особенно тяжело этот кризис переживают мужчины, занимающие высокие должности: они чувствуют, что достигли своего потолка, и не знают, куда двигаться дальше, ведь «выше только звезды».По-хорошему, в фирмах, где руководство подозревает о существовании профессионального выгорания, менеджерам по персоналу вменяют в обязанности следить, чтобы сотрудники не «перегорели». Но так происходит не всегда, тем более что остается вопрос: кто поможет самим начальникам?

С другой стороны, встречаются иногда исключения, когда человек даже в пожилом возрасте заражает всех своей энергией, генерирует новые идеи и планы. Почему это удается одним и недоступно для большинства? Ответ — выгорание.

Если подойти к вопросу поверхностно, то решение этой проблемы лежит на поверхности — надо просто меньше уставать и делать перерывы в работе. Однако не всё так просто.

В нормальном рабочем процессе всегда должны присутствовать две связанные стадии: напряжение, когда мы непосредственно работаем, и закрепление — это своеобразная пауза, шаг назад, отдых и осмысление результатов.

Если вы застряли только в первой стадии, если ваше постоянное напряжение не сменяется периодами закрепления, то вы на пути к выгоранию.

Роберт Фритц

Что такое выгорание и каковы его причины?

Выгорание — это не просто эмоциональные проблемы. Словарь Merriam-Webster определяет выгорание как:

Истощение физических или эмоциональных сил и мотивации, как правило в результате длительного стресса или фрустрации.

Выгорание обычно происходит по одной из двух причин:

  • Недостаток отдыха для восстановления (переутомление).
  • Отсутствие мотивации и вознаграждения.

За последние годы отдых приобрел плохую репутацию. «Работай, работай днем и ночью, отдохнешь на том свете» — говорят нам со всех сторон. Тем не менее, работа и отдых являются двумя взаимодополняющими сторонами одного и того же цикла, которые усиливают друг друга. Мы знаем это интуитивно, именно поэтому так любим хорошенько выспаться после целого дня продуктивной работы и любим идти на работу, когда чувствуем себя свежими и отдохнувшими.

Когда этот цикл работает правильно, мы чувствуем положительный импульс, а когда нет, то мы испытываем опустошение.

Выгорание может произойти также в следующих ситуациях:

  • … работа, которую мы делаем, не соответствует нашим навыкам и интересам.
  • … мы не заинтересованы в этой конкретной задаче и заставляем себя выполнять её слишком часто.
  • … в нашем рабочем окружении атмосфера страха и принуждения.
  • … у нас слишком много чрезвычайных ситуаций как на работе, так и дома.
  • … мы или кто-то из членов семьи болен.

Когда нам хорошо, мы можем выдержать некоторые турбулентности в нашей жизни. Когда черная полоса длится слишком долго, это начинает ослаблять нас. Жизнь не должна быть постоянной чрезвычайной ситуацией.

Как оценить возможность выгорания в вашей жизни

Для оценки возможности появления этого явления в вашей жизни и работе оцените разные аспекты вашей жизни, перечисленные ниже и прямым образом связанные с появлением эмоциональной усталости и недовольства. Откровенные ответы самому себе помогут выявить самые потенциально опасные факторы.

Рассмотрим ваше физическое состояние:

  • Вы сильны и имеете физические резервы, которые позволяют вам противостоять даже долгосрочным стрессовым ситуациям.
  • Ваша стойкость к негативным явлениям не очень высока, вы должны быть осторожны и предпочитаете избегать перегрузок.
  • Вы легко утомляетесь.
  • Вы больны или чересчур болезненны.

Рассмотрим ситуацию на работе:

  • Вас ценят?
  • Вы делаете работу, которую вы любите?
  • Есть ли у вас навыки, необходимые для успеха?
  • Вы работаете с людьми, которые приятны для вас?
  • Является ли организация хорошо управляемой?
  • Бывает ли у вас сверхурочная работа?
  • Довольны ли вы вознаграждением? Достойна ли оплата?

Рассмотрим ваши отношения:

  • Начнем с семьи. Вы чувствуете тепло, любовь и поддержку семьи, или вы вообще разочарованы и несчасты в вашей семье?
  • Есть ли у Вас близкие друзья?
  • Являетесь ли вы частью какого-либо сообщества или группы по интересам?
  • Довольны ли вы вашей социальной жизнью?
  • Хорошие ли у вас отношения в рабочем коллективе?

Ответы на поставленные вопросы не поставят точного диагноза вашей жизни, но позволят задуматься и оценить те «узкие места» и конфликтные зоны, из-за которых вы можете почувствовать преждевременную усталость от жизни и работы. А вовремя замеченная и осознанная проблема является первым шагом для поиска ее решения.

Меры для предотвращения выгорания

Есть много способов для того, чтобы не допустить превращения работы в рабскую повинность, а жизни в скучную рутину:

  1. в первую очередь. Возобновляйте свою энергию с помощью полноценного , занятий спортом, обильного питья и . Очищайте ваше тело от токсинов с помощью специальных процедур, поскольку токсины могут накапливаться с течением времени и вызывать слабость.
  2. Научитесь , чтобы снять стресс и восстановить душевное равновесие. Медитация творит чудеса.
  3. Составьте список всех задач, над которыми вы хотите работать, и установите приоритеты для них.
  4. Ищите в Интернете сведения о проблемах, которые вам необходимо решить. Как правило кто-то где-то уже сталкивался с ними и успешно решил, используйте их опыт. Не бойтесь решать такие большие вопросы, как выбор профессии и семейные проблемы.
  5. Не бойтесь отказаться от задач, которые слишком вас обременяют. Ваши другие обязательства только выиграют от освободившихся для них времени и внимания.
  6. Улучшение своих умений и рабочих навыков позволит повысить вашу ценность как работника и легче справляться с заданиями.
  7. Для задач, которые вы ненавидите, у вас есть несколько вариантов: удалить их, если это на самом деле неважно; разбить их на более мелкие составные части, чтобы их выполнение не тянулось так долго; делегировать их или обменять свои нежелательные задачи на чужие.
  8. Определите, что является наиболее важным для вас, выделяйте больше времени на такие задачи и, следовательно, получайте больше удовольствия от их выполнения.
  9. Относитесь к выгоранию, как к действительно опасному явлению, которого, впрочем, можно избежать внимательным отношением к качеству вашей жизни.

Осознайте необходимость изменений и составьте четкий план по их осуществлению. Скажите «нет» тем, кто вас тянет назад — вы не обязаны держать весь мир на своих плечах.

Жизнь каждого человека уникальна и неповторима, и каждый достоин того, чтобы ей наслаждаться.

Если вы станете активным, гибким, помнящим не только о своих обязательствах, но и о своем намерении быть счастливым, то никакое выгорание вам не опасно.

Эмоциональное выгорание - серьезное психологическое истощение, вызванное постоянным стрессом и перегрузками на работе. Когда-то считалось, что этот синдром - участь тех, кто имеет дело с людьми: врачей, учителей, менеджеров по продажам. Но несколько лет назад психологи забили тревогу: выяснилось, что от него могут страдать представители всех профессий без исключения. Чтобы «вылечиться», иногда достаточно взять отпуск, записаться на курс массажа и научиться медитировать, а иногда требуются радикальные меры. Например, разговор с начальством о перераспределении твоих обязанностей или даже увольнение. Но как отличить выгорание от обычного утомления после рабочего дня? Рассказываем о его основных признаках.

Ты чувствуешь усталость

Всегда. Даже по утрам или на выходных. Крепкий сон или привычные развлечения не помогают справиться с проблемой . Да и какие уж тут развлечения - ты не можешь заставить себя встать с дивана, чтобы суп сварить, что уж говорить о походе в кино или встрече с подругами. Каждый понедельник ты с трудом вылезаешь из кровати, а к пятнице начинаешь серьезно думать о том, как классно болеть - лежишь себе в палате, ничего не делаешь. Ах, нет, делаешь - отвечаешь на звонки и пишешь письма.

Часто - выполняя самые элементарные задания, те, с которыми раньше не возникало никаких проблем. И это совсем не вызывает у тебя эмоционального отклика. Вместо «О ужас!» ты думаешь: «Ну подумаешь, отчет запорола, ну и наплевать». И даже замечания начальника и коллег тебя волнуют меньше, чем полгода назад.

Ты прокрастинируешь

Окей, все мы время от времени отвлекаемся от работы, чтобы зависнуть в соцсетях или поболтать с коллегами. Но теперь ты хватаешься за любой предлог для ничегонеделания гораздо чаще, чем несколько месяцев назад - сначала идешь пить кофе одна, потом с подружкой, потом два часа открываешь почту, ой, а вот и обедать пора.

Ты чаще болеешь

Хроническая усталость отражается и на здоровье: у тебя снижается иммунитет , вылезают старые болячки. Ты все время ходишь простуженная, а твоя сумочка давно превратилась в аптечку. Заметила, что словосочетание «антибиотики плюс работа» становится твоим любимым? Пора бить тревогу.

Тебе просто не хватает энергии, чтобы готовить полезную еду и ходить в фитнес-клуб. А вредные привычки, с которыми ты раньше боролась, снова расцвели пышным цветом: ты не отказываешься от предложения покурить и не против пропустить пару бокальчиков вина, чтобы сбежать от мрачных мыслей.

Ты плохо спишь

Потому что до трех-четырех утра думаешь о работе. Или всю ночь видишь, как готовишь презентации и выступаешь перед начальством, периодически просыпаясь в холодном поту. А открыв глаза ближе к рассвету, не засыпаешь еще долгое время. Хуже всего, если ты не можешь погрузиться в сон без помощи успокоительных.

Ты превратилась в нытика

Пожаловаться на жизнь - милое дело, но твои офисные проблемы постепенно стали проблемами твоих друзей, родителей и бойфренда. Последний, кстати, недвусмысленно намекает: он устал слушать, какой у тебя ужасный босс, и хочет заняться сексом. Но у тебя, конечно, нет сил. Ты и сама чувствуешь, что постоянное обсуждение офисных интриг вытягивает из тебя энергию, но почему-то не можешь остановиться.

Текст: Анна Володина

Воскресным вечером вы раздражены мыслью, что завтра опять на работу? А в понедельник просыпаетесь и огромным усилием воли выталкиваете себя взашей из дома? В зеркале вы видите вымотанного, измочаленного человека? Знайте, что вы столкнулись с «синдромом профессионального выгорания».

Специалисты чаще называют это явление «выгоранием». Мне же кажется более подходящим в данном случае слово «перегорание». Человек не выгорел, как ковер на солнце, а перегорел, как лампочка. Увлеченно горел своим делом, и вдруг произошло угасание интереса и стимулов.

Возможные симптомы перегорания:

  • ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности;
  • хроническая усталость (за выходные силы не восстанавливаются); чувство равнодушия (безразличие к деятельности, которая еще недавно радовала);
  • раздражение по отношению к коллегам и нетерпимость к клиентам;
  • чувство неуверенности в собственных силах, ощущение своей некомпетентности и страх, что вы теряете свои профессиональные навыки;
  • постоянные, не покидающие и в свободное время, негативные мысли о работе...

Еще недавно вы бодро шагали на работу и активно включались в процесс. И вдруг все чаще стали задаваться вопросом: какую пользу я приношу, кому это все надо, и меняюсь ли я в лучшую сторону, благодаря тому, чем занимаюсь.

А когда устаете размышлять на тему смысла своей работы, накатывает чувство опустошенности и отстраненности. Вдруг, сидя на своем привычном рабочем месте, вы становитесь наблюдателем. На коллег и события дня смотрите как бы со стороны.

Это говорит о том, что физически и эмоционально вы истощены. И вполне естественно, что при хронической усталости продуктивность вашей работы снижается.

Вы критикуете всех и все. Частенько негативно высказываетесь в адрес начальства, коллег, клиентов, собственных обязанностей. И если женщине более свойственно эмоциональное истощение (нытье, ворчание), то мужчине в этот период сложно удержаться от злобы, сарказма, снобизма, циничных высказываний в чей-то адрес.

И это плохо, прежде всего, для здоровья. Хроническая усталость может привести к тяжелым заболеваниям, а раздражительность и неудовлетворенность к частым головным болям, астении и бессоннице.

Это опасно и тем, что вы сами включаете механизм отторжения от коллектива и от работы. Так как мысль материальна, то, регулярно высказывая недовольство, вы добровольно отказываетесь от того, что перестаете ценить. И вскоре можете лишиться места по любой внешней причине: закроется проект, случится непредвиденное сокращение штата. И «вылетите» именно вы. На самом же деле, главной причиной будет ваше собственное решение и выбор. И потому надо быть осторожнее с мыслями и высказываниями.

Опасность есть и в том, что можно самому настолько убедить себя, что все так плохо, что никакие дальнейшие внешние изменения (повышение зарплаты, улучшение условий труда, доброжелательное внимание со стороны руководителя) не смогут уже удержать вас на этой работе. Собственными руками, вернее сказать, мыслями и речами, человек может разрушить свою карьеру.

Безусловно, угасание свойственно, прежде всего, людям, которые годами привязаны к своей работе. Но не стоит думать, что это только удел тех, для кого работа - наркотик. Синдрому подвержены и «летуны», меняющие работу каждый год при первых же признаках перегорания или еще на стадии, когда просто работа перестает приносить привычный кайф.

Возможные внешние причины перегорания:

  • испортившиеся отношения с начальством или коллегами;
  • регулярное и утомляющее общение с людьми;
  • отсутствие стимулов (в виде повышения зарплаты и продвижения по карьерной лестнице) в течение длительного времени;
  • перегрузки (в связи с гонкой на пути достижения поставленной цели);
  • потеря смысла (после достижения желанной позиции);
  • рутинность работы, жизнь по инерции;
  • невидение дальнейших перспектив;
  • нарушение баланса между карьерой и частной жизнью (жизнь ограничена только работой)...

Одной из главных причин, по мнению специалистов, является расхождение между принципами работы и личными стремлениями человека. Человеку важно чувствовать, что он эволюционирует; развивается в нужном для него направлении.

Если работа превращается в постоянно повторяющуюся последовательность одних и тех же действий, хочется быстрее сбросить со своих плеч эту тяжелую ношу. Рутинность изнуряет.

Карьера (как и любовь, семья, дружба) предполагает постоянных душевных вложений, самоотдачи, искреннего желания вносить постоянно что-то новое в свое дело.

Даже для тех, кто рассуждает, что работает исключительно ради денег, все равно немаловажно чувствовать значимость своего труда. Иначе не будет чувства удовлетворенности. Если ежедневно сталкиваешься с решением, на твой взгляд, глупых задач, то «скисаешь». Осознание же своей принадлежности к какому-то большому делу вдохновляет и дает силы для покорения следующих вершин в профессии.

На самом-то деле, это задача работодателя следить и заботиться о сохранении интереса к работе его подчиненных. Это он должен мотивировать своего работника к труду.

Возможные варианты мотивации:

  • регулярная разработка небольших целей, по достижении которых работник премируется, поощрение инициативы;
  • поручение обмена опытом, наставничество над более молодым сотрудником;
  • повышение зарплаты (материальное вознаграждение);
  • продвижение по карьерной лестнице;
  • расширение деятельности (новый круг обязанностей);
  • переключение деятельности на другие вакансии;
  • обучение новым технологиям (организация семинаров, круглых столов, тренингов);
  • поощрение стремления к повышению профессиональных навыков;
  • выделение дополнительного свободного времени (не считая перерыва на обед);
  • организация вечеринок, банкетов, выезда всем коллективом на природу...

Важно чувствовать себя нужным фирме (организации), в которой работаешь. Приятно, когда начальство уделяет тебе внимание и высоко ценит твой труд. Это хорошая и правильная мотивация.

Самым эффективным лечением или профилактикой заболевания «профессионального перегорания» является, конечно, академический оплачиваемый отпуск (англ.sabbatical). Со стороны умного руководителя предоставить возможность годик передохнуть хорошему работнику было бы даже справедливо.

Если он проработал более пяти лет и был полезен фирме, то отчего бы не дать ему попутешествовать, поваляться с книжкой, подзарядиться энергией от природы и набраться новых впечатлений, а главное - соскучиться по работе, по сослуживцам?! А какой это замечательный стимул для всех молодых работников?! Но это из разряда «идеального», и в нашей стране о таком приходится лишь мечтать.

И вообще, стоит ли надеяться на то, что кто-то будет заниматься нашим «выздоровлением»?! Мы давно привыкли, рассчитывать на свои собственные силы и будем, как птица Феникс, возрождаться из пепла сами.

Как писал Вольтер: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей». А потому трудностей нам не стоит бояться!

Возможные действия для восстановления :

  • пробуждение («проснуться», «очнуться»);
  • понимание и спокойное принятие своего «диагноза»;
  • помнить, что ты счастливчик (очень многие сегодня желали бы оказаться на твоем месте);
  • осознанное желание к «выздоровлению», «возрождению»;
  • постоянный поиск положительных сторон своей работы (например, наличие социального пакета, своевременность выплат зарплаты…);
  • можно и важно разнообразить досуг, пойти учиться (танцам, языкам, дайвингу…), благодаря чему из жизни уйдет однообразие;
  • продолжение профессионального обучения (курсы, второе высшее…); наличие конкретных целей, ясное видение своего будущего...

В список не вошли основополагающие (и само собой разумеющиеся) три пункта: вести здоровый образ жизни, грамотно питаться и верить в лучшее.

И если все же ваши попытки не увенчаются успехом, то, возможно, пришло время менять работу. И этого не стоит бояться. Новый коллектив всегда хороший стимул к тому, чтобы захотеть хорошо выглядеть, проявить себя с лучшей стороны в работе, включиться в какой-нибудь соревновательный процесс. Это мобилизует, а желания придадут дополнительной энергии для исполнения задуманного.

А вот менять сферу деятельности - это серьезное решение. Не торопитесь, принимая его. Сделать карьеру не просто, а вами уже затрачены определенные усилия. Это надо ценить. Хорошо было бы строить новые цели, используя прошлый опыт и наработанные вами профессиональные навыки.

Бросить все и начать с нуля имеет смысл лишь в том случае, если вы четко увидели свое предназначение в чем-то абсолютно новом, уверены в своих намерениях и силах и созрели для перемен. Тогда смелее! И удачи!

Хронический стресс или как не сгореть на работе

Как ни прискорбно подавляющее количество современных людей вынуждено проводить большую часть своего времени на работе. Часто по возвращению домой, времени хватает лишь на ужин, программу новостей или теле-шоу, а потом - сон.

Выходные тоже не приносят долгожданного облегчения: скапливается много дел, времени на выполнение которых не хватило на неделе. Таким образом, проблемы на работе вторгаются в личное , автоматически перебираясь с работы домой. Статистика неумолима: чуть ли не 70% работающих людей страдают хроническим стрессом в той или иной форме. Причин у такого стресса может быть много: сложности в отношениях с начальством или коллегами, высокий уровень загруженности, необходимость работать внеурочно, не способность реализовать амбиции. Итог: хроническая усталость (не забывайте, что это серьезный диагноз) и постоянное чувство недовольства собой.

Естественно, все это не лучшим образом отражается на работе: только усугубляет ситуацию. Что самое опасное, чем успешнее человек, тем выше вероятность того, что новомодный синдром сгоревших на работе, станет его вечным спутником. Однако психологи разработали ряд эффективных мер по борьбе с такого рода трудностями.

Прежде всего, по мнению специалистов необходимо определить, в какой форме человек страдает синдромом сгоревших на работе. Обычно предлагается тест, ответив на простые вопросы которого, можно определить, насколько серьезно положение.

В принципе, самым важным сигналом является следующее - чувство постоянной усталости, нежелание идти на работу, низкая производительность труда, недовольство собой, отсутствие прогресса в карьерном росте или наоборот слишком активное восхождение по карьерной лестнице, полностью выматывающее человека. Часто появляются признаки различного рода психосоматических заболеваний. Например, мигрени, гастрит, нарушения сна. Страдающие данным синдромом всегда усталые, и даже отдых не приносит им облегчения.

Все это приводит к тому, что жизнь человека систематически отравляется и появляется реальная угроза для психического здоровья. В особо тяжелых случаях психологи считают, что помощь квалифицированного специалиста просто необходима.

Особым успехом пользуются различные методы психотерапии, в том числе и групповой. Например, психотерапевт Дитер Кляйбер считает, что иногда проблемы кроются в том, что люди в коллективе сильно оторваны друг от друга и часто не могут обсудить даже элементарных вопросов.

Бывают также организации, работники которых постоянно посещают врачей, так как сама структура устроена таким образом, что люди испытывают постоянный стресс. "Пока не будет изменена сама структура организации, поток пациентов неиссякаем", - утверждает Кляйбер.

И напрасно многие полагают, что психологи не в состоянии помочь решить такого рода проблемы. На самом деле, они их и не решают, а помогают человеку увидеть причины, приводящие к сложностям, а затем ищут оптимальный путь их решения. Принцип "помоги себе сам" остается основополагающим, только происходит такое спасение под чутким руководством инженера человеческих душ.

Вообще на западе в крупных компаниях принято иметь штатного психолога, который улучшает отношения внутри коллектива, помогает людям раскрыть себя на работе и проводит различного рода трейнинги, целью которых является повышение производительности труда. До нашей страны такое новшество докатилось в качестве редчайших исключений.

Но оставим особо тяжкие случаи на откуп специалистов. В первую очередь стоит обратить внимание на более легкие формы сгоревших на работе. Симптомы, в принципе, все те же, но в более мягкой форме. Просто пока есть время для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию своими силами. По мнению немецкого психолога Волькера Фауста, одного из идеологов синдрома сгоревших на работе, главным ключом успеха является готовность человека искать причины и менять свое отношение ко многим беспокоящим его вопросам.

Иногда такая простая формулировка - "Возможно, я беру на себя слишком много, для некоторых производственных задач мне требуется больше времени и должен признать, что не все я могу сделать на пять баллов" - может помочь более спокойно относиться к своим промахам и неудачам, вызывающим стресс. Не менее важную роль играет самоанализ, состоящий из трех этапов - распознавание проблемы, принятие ее и последующего преобразования. Итогом должно стать решение имеющейся проблемы.

Американский психолог Аяла М. Пинес считает, что стресс часто бывает конструктивным. В таком случае кризисная ситуация получает статус шанса. Человек имеет возможность проявить себя как сильная личность, готовая к поиску решений и преодолению сложных задач. Но только в том случае, когда преодоление этих задач способно повысить уровень профессионализма или позволяет приобрести новые навыки.

Однако в тех случаях, когда стресс является хроническим и непреодолимым, например, начальник-тиран или крайне тяжелая обстановка в коллективе (сплетни, интриги), то иной раз бывает эффективней сменить работу, чем гробить здоровье.

Фирменный совет от А. М. Пинес: завести особый ежедневник "Стрессовый дневник", записывать туда все производственные стрессы. Во-первых, само прописывание проблемы помогает от нее абстрагироваться и начать ее конструктивно решать. Во-вторых, описав ту или иную ситуацию, человек избавляется от утомляющего мозг многократного прокручивания ее в голове, которое зачастую только отнимает психический ресурс, ни капли не помогая, разрешить сложный вопрос.

Время от времени дневник стоит просматривать и изучать динамику, делать соответствующие выводы. Туда же можно записывать свои надежды, ожидания, пусть даже самые смелые и кажущиеся на первый взгляд невыполнимыми.

Кроме того, настоятельно рекомендуется научиться отдыхать от работы. Выключаться, уходя с работы, и переключаться на личные дела. Постоянные мысли о производственных проблемах не всегда полезны для психики. Нужно уметь переключать внимание на нечто противоположное: будь то общение с друзьями, музыка, спорт или даже посещение фестиваля. Вне работы человек иной раз лучше сможет увидеть нужные ему цели и расставить правильные приоритеты. Отдых позволит мозгу расслабиться и с новыми силами включиться в работу на следующий день. Важно научиться снимать рабочий стресс или, как говорят психологи, "снимать давление".

Не стоит тащить проблемы с работы домой. Усталость после работы или чувство полной истощенности не должно загонять в кресло перед телевизором. Нужно уметь находить время для активного образа жизни, ибо движение - это жизнь. Поиск нового вокруг себя - хороший помощник в борьбе со многими факторами на рабочем месте.