Статья киевской руси в период расцвета. Расцвет киевской руси

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ29

лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга" государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" зятя польского короля Болеслава Храброго -- из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. -- Авт.) царя нашего". 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного " признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

"Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),

"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) -- Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса -- "Правды Ярослава"). Смысл дополнений защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий огнищанин (от слова "огнище" -- дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения -- людей (мужей) -- оценивалась в 40 гривен;

жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

Этот видеоурок создан специально для самостоятельного изучения темы «Расцвет Киевской Руси». В ходе занятия все желающие смогут узнать об истории Киевской Руси, о расцвете Руси в период с 1015 до 1054 года. Учитель расскажет о князе Владимире, его многочисленных потомках, которые в течение многих лет правили нашей страной.

Тема: Древняя Русь

Урок: Расцвет Киевской Руси. Ярослав Мудрый

На этом уроке мы выясним, какие усобицы начались после смерти Владимира. Кто были первые русские святые. Ярослав Мудрый и почему он получил такое прозвище. Какова его историческая роль?

1. Борьба за киевский престол

Неожиданная смерть Владимира Святого в 1015 г. породила острейший политический кризис, истоки и суть которого до сих пор являются предметом острых научных споров. Традиционная версия тех событий, отраженная в ПВЛ, гласит, что после смерти великого князя вопреки его завещанию киевский престол захватил князь Святополк, который ради достижения высшей власти совершил тягчайший грех братоубийства, предав смерти своих сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава.

Оставшийся в живых новгородский князь Ярослав, узнав о совершенном злодеянии, начал затяжную войну со своим сводным братом (1015-1019 гг.), которая в конечном итоге завершилась победой Ярослава и смертью Святополка, «почившего в Бозе» на пути к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. Однако надо сказать, что ряд современных авторов (Н. Ильин, А. Кузьмин, И. Данилевский, Г. Филист) ставят под большое сомнение данную версию событий, изложенных в ПВЛ, и утверждают, что именно Ярослав повинен в братоубийстве и разжигании жестокой и кровавой междоусобной войны. Но позднее под пером льстивых летописцев, исполнявших «государственный заказ», события тех лет получили нужную трактовку, и Святополк вошел в анналы российской истории как Окаянный, а Ярослав стал Мудрым.

Рис. 2. Серебряник Святополка Окаянного ()

После победы над соперником Ярослав Мудрый занял великокняжеский престол, но его положение на троне все же оставалось неустойчивым, поскольку в далекой Тмутаракани восседал на престоле его младший брат Мстислав.


Рис. 3. Мстислав Тмутараканский в бою с Редедей ()

Вскоре вспыхнула новая междоусобная война (1024-1026 гг.), завершившаяся подписанием Городецкого мира, по которому Ярослав и Мстислав становились равноправными соправителями Руси. При этом резиденцией Ярослава остался Киев, а резиденцией Мстислава стал Чернигов.

В 1028 г. началась очередная русско-польская война, итогом которой стало вторичное вхождением волынских и галицких земель в состав Киевской Руси. Однако вскоре после ее окончания, в 1036 г., умер черниговский князь Мстислав, и Ярослав Мудрый становится единоличным правителем Руси. Тем временем, узнав о смерти Мстислава, слывшего грозой печенегов, «поганые» предприняли грандиозный поход на Киев, но были разбиты Ярославом в битве на р. Альте, после чего они прекратили свое существование как самобытный кочевой этнос, растворившись среди других тюркских племен, в частности торков и половцев.

Вторая половина правления Ярослава Мудрого традиционно трактуется как время наивысшего расцвета Киевской Руси, и тому есть серьезные основания.

Во-первых , именно при нем был создан первый письменный правовой кодекс Древней Руси — знаменитая «Русская Правда», или «Правда Ярослава», представлявший собой синтез норм государственного (раннефеодального) и обычного права. Надо сказать, что ряд авторов (М. Тихомиров, Л. Черепнин) считали, что первые статьи «Русской Правды» — так называемый «Устав о мордобое», был издан Ярославом еще в 1016 г., в бытность его новгородским князем. Но их оппоненты (С. Юшков) склонны датировать принятие всей «Русской Правды» 1035 г.

Во-вторых , в эти годы Ярослав проводит активную внешнюю политику: в 1038 г. он совершает удачный поход против ятвягов, в 1040 г. его войска с триумфом прошлись по землям аукштайтов и жемайтов, в 1041 г. силу русского оружия познали мазовшане, в 1043 г. дружина Ярослава под водительством его старшего сына, новгородского князя Владимира совершила последний в истории русско-византийских отношений поход на Константинополь, итогом которого стал новый мирный договор между двумя державами (1046 г.) и т. д. Все эти славные победы не только укрепляли военную мощь Древнерусского государства, но и резко подняли его авторитет на международной арене. Зримым доказательством этого факта стали браки его сыновей и дочерей на коронованных особах крупнейших европейских государств: Изяслав стал мужем польской королевы Гертруды, Святослав был женат на австрийской принцессе Оде, Всеволод стал мужем византийской принцессы Анастасии, Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андраша I, и Анна стала супругой французского короля Генриха I.

В-третьих ,именно при Ярославе Мудром в русских землях утверждается византийский вариант православия и в 1036/1037 гг. создается Киевская митрополия, главой которой становится греческий архиепископ Феопемт. При нем же возникают первые русские обители — Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде, а также принимается первый церковный устав. Позднее, в 1051 г., желая укрепить автономный статус Русской православной церкви, Ярослав инициирует избрание на митрополичий престол природного русина Илариона, автора знаменитого «Слова о законе и благодати» и одного из основателей Киево-Печерского монастыря.

В-четвертых , при Ярославе Мудром начинается грандиозное каменное строительство на Руси и создаются такие шедевры древнерусского зодчества, как храмы Святой Софии в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), Великокняжеский дворец (1036 г.) и Золотые ворота (1037 г.) в Киеве и т. д.

1. Алексеев С. В. Ярослав Мудрый — самовластец Киевской Руси. М., 2006

2. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005

3. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

4. Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001

5. Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. М., 1990

6. Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и «Русская Правда». М., 1965

7. Тихомиров М. Н. Исследования по «Русской Правде». М., 1991

8. Рыбаков Б. А. Начальные века русской истории. М., 1994

1. Анна Ярославна - королева Франции ().

2. Фильм «Ярославна, королева Франции» ().

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

978 (?) - Владимир Святославич из Новгорода отправляется в Полоцк. Он хотел взять в жены дочь полоцкого князя Рогволода Рогнеду, однако Рогнеда, рассчитывавшая на брак с Ярополком, отказала Владимиру, с уничижением отозвавшись о сыне рабыни (см. 970 г.). Тогда Владимир убивает Рогволода и братьев Рогнеды, а ее силой берет в жены.

980 - Владимир нападает на Ярополка, вынуждает его бежать из Киева в город Роден, а там воевода Ярополка Блуд, обманывая своего князя, убеждает его прийти к Владимиру с миром. Ярополка в дверях княжеских палат встречают воины-варяги и пронзают мечами. Киевским князем становится Владимир.

981 - В годы своего княжения Владимир осуществляет успешные походы против поляков и прусского племени ятвягов, подчиняет себе радимичей.

988 - По просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII Владимир посылает им шеститысячный корпус воинов, с помощью которого императоры наносят поражение в битвах при Хрисополе и Авидосе мятежному полководцу Варде Склиру. По условиям соглашения императоры должны были отдать Владимиру в жены свою сестру Анну, а он - креститься.

989 - Императоры медлят с выполнением обещаний (хотя Владимир, как полагают, уже тайно крестился), тогда князь осаждает и захватывает византийскую крепость в Крыму - Херсонес.

990 - Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром. Владимир повелевает крестить киевлян. За этим следует обращение в христианство и других жителей Руси, растянувшееся, однако, на многие десятилетия.

1015 - Владимир умирает. Его княжение отмечено не только важнейшим событием в жизни Руси - провозглашением христианства государственной религией и началом христианизации страны, - но и значительным возрастанием ее международного авторитета. Владимир успешно борется с нападениями печенегов, создает на рубежах Киевской земли ряд городов-крепостей: при нем построены Белгород, города-крепости на берегах рек Десны, Остера, Трубежа, Сулы, Стугны. К концу его княжения стольными городами его сыновей являются Новгород, Полоцк, Туров, Ростов, Муром и даже далекая Тмуторокань.

С именем Владимира народная память связывала время величия Древней Руси, именно он часто выступает в былинах как мудрый и щедрый князь. Со временем его княжения связаны и народные легенды, вошедшие в состав «Повести временных лет»: о юноше, сыне кожевенника, одолевшем печенежского богатыря (в летописи мод 992 г.), или о старце, благодаря мудрости которого был спасен осажденный печенегами Белгород (под 997 г.).

После смерти Владимира между его сыновьями начинается распря (генеалогию князей см. в табл. 1). Согласно летописной версии, Святополк - сын убитого Владимиром Ярополка - коварно убил своих сводных братьев - князей Бориса, Глеба и Святослава. Смерть Бориса и Глеба, объявленных впоследствии святыми, описана в посвященных им житийных сказаниях.

Сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами, перебившими княжеских наемников - варягов. Однако, узнав о действиях Святополка, Ярослав поспешил примириться с новгородцами и отправился в поход против захватившего киевский стол князя.

1016 - Войска братьев-соперников остановились на противоположных берегах Днепра. В жестокой битве воинам Ярослава удалось победить; Святополк бежал в Польшу, а Ярослав вступил в Киев.

1018 - Святополк вернулся на Русь с войсками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В битве на реке Буг Ярослав был побежден и лишь с четырьмя соратниками бежал в Новгород. Святополк с Болеславом вступили в Киев. Болеслав вскоре ушел из Киева, увезя с собой богатую добычу и уводя множество пленных.

1019 - В битве на реке Альте Ярослав нанес поражение Святополку. Побежденный бежал и, если верить летописцу, одержимый манией преследования и разбитый параличом умер где-то в неведомом месте между Чехией и Польшей. Ярослав вновь сел на киевский стол.

1024 - Брат Ярослава тмутороканский князь Мстислав одолевает в единоборстве Редедю - князя касогов (касоги - предки современных осетин).

В том же году была битва у Лиственя между Ярославом и Мстиславом. Наемная варяжская дружина Ярослава, возглавлявшаяся Якуном, была разбита; Ярослав бежал в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, и два года спустя они поделили между собой Русскую землю: Ярославу достался Новгород и Правобережье Днепра, Мстиславу - Левобережье Днепра и Тмуторокань.

1030 - Ярослав основал на земле чуди город Юрьев (ныне Тарту).

1036 - Мстислав, разболевшийся во время охоты, умирает. Ярослав становится единовластным правителем Руси. В том же году печенеги пришли на Киев, но были разбиты. С этой поры они больше не нападают на Русь.

1043 - Поход Владимира, сына Ярослава, на Византию. Согласно византийским источникам, русские дошли до Мраморного моря. Однако флот их пострадал от бури и от «греческого огня» (см. 941 г.). Около 6 тысяч русских воинов высадились на берег и под предводительством воеводы Вышаты отправились на Русь, однако у Варны они были взяты в плен, причем часть пленных была искалечена: одних ослепили, другим отрубили правую руку. В 1046 г. с Византией был заключен мирный договор, скрепленный браком дочери императора Константина Мономаха и сына Ярослава - Всеволода.

1051 - Ярослав, желая укрепить автономию русской церкви, вопреки традиции ставит митрополитом не грека, а «русина» Илариона (автора знаменитого церковно-политического трактата «Слово о Законе и Благодати»).

1054 - Умирает князь Ярослав, получивший в исторической традиции прозвание Мудрый. С его именем связано дальнейшее укрепление могущества и авторитета Руси, о чем свидетельствуют династические связи русских князей с правителями различных европейских стран. Сам Ярослав был женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Сын Ярослава Изяслав был женат на Гертруде, дочери польского короля Мешко II, другой сын - Святослав - на Оде, дочери немецкого графа, третий - Всеволод - на Марии, дочери византийского императора Константина Мономаха. Дочери Ярослава стали королевами: Анастасия - венгерской, Елизавета - норвежской, а затем датской, Анна - французской (с 1051 по 1060 г.), затем, овдовевшая, она была похищена графом Раулем де Крепи и де Валуа, женой которого оставалась до его смерти.

При Ярославе значительно вырос и укрепился Киев: создаются новые оборонительные укрепления со знаменитыми «Золотыми Воротами». Ярославов город (т. е. обнесенная стенами часть Киева) по территории значительно превосходит старый «город Владимира». Завершается строительство Софийского собора - крупнейшего и богатейшего собора Киевской Руси, строятся и другие киевские храмы. Интенсивно развивается древнерусская книжность. По словам летописца, сам князь «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг». При Ярославе был составлен свод законов «Русская правда»; тогда же, как полагает большинство ученых, начинается систематическое ведение летописи. Летописным центром становится созданный (видимо, в 1051 г.) Киево-Печерский монастырь.

Перед смертью Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире и подчиняться старшему из братьев, которому должен принадлежать киевский княжеский стол. Киевским князем стал Изяслав Ярославич, его брату Святославу достался Чернигов, Всеволоду - Переяславль Южный, Вячеславу - Смоленск, Игорю - Владимир (на Волыни). Этим было закреплено начатое еще Владимиром разделение Руси на несколько княжеств, и власть киевского князя над всей Русью с течением времени становится все более номинальной.

1061 - В этом году совершен первый набег на Русь кочевого тюркского народа - половцев. Пять лет перед тем половецкий хан Болуш уже приходил к русским владениям, но тогда дело кончилось миром. На этот раз половцы одолели в бою выступившего им навстречу Всеволода Ярославича.

1067 - Начались междоусобные войны между полоцким князем Всеславом Брячиславичем (правнуком Владимира Святославича) и братьями Ярославичами - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Всеслав захватил Новгород, но был разбит Ярославичами на речке Немиге (по мнению многих ученых, эта речка протекала на территории современного Минска). Затем Всеслав, пришедший к победителям для переговоров, был обманом заключен под стражу и с двумя сыновьями посажен в темницу («поруб») в Киеве.

1068 - Половцы победили объединенные силы трех Ярославичей в битве на реке Альте (притоке р. Трубеж). Русские города и села подверглись разграблению, на чужбину потянулись вереницы пленников. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Киевляне потребовали от Изяслава оружия и коней, чтобы выйти на бой с половцами. Когда он отказал, в городе началось восстание. Восставшие освободили из темницы Всеслава и провозгласили его князем. Изяслав бежал в Польшу. Тем временем половцы потерпели поражение под Сновском от черниговского князя Святослава.

1069 - Изяслав с племянником своей жены польским королем Болеславом Смелым (1058-1079) возвратился в Киев. Его сын Мстислав жестоко расправился с предводителями восстания. Всеслав, бросив на произвол судьбы своих соратников, бежал в Полоцк.

1073 - Святослав и Всеволод выступают против своего брата - киевского князя Изяслава. Изяслав бежит в Польшу, а великим князем киевским становится Святослав. Для него переписывается роскошный сборник поучений, так называемый Изборник Святослава - одна из старейших древнерусских рукописей.

1076 - Святослав умирает после операции (удаления желвака), и киевским князем становится Всеволод Ярославич (род. в 1030 г.), женатый, как говорилось выше, на дочери византийского императора. Всеволод отличался образованностью: по словам его сына, он знал пять языков.

1077 - На Волыни между Изяславом, направлявшимся на Русь с польскими отрядами, и Всеволодом заключен мир. Изяслав вновь стал киевским князем, а Всеволод удалился в Чернигов.

1078 - Олег Святославич («Слово о полку Игореве» называет его Олегом Гориславичем) и Борис Вячеславич (сын Вячеслава Ярославича) привели на Русь половецкие отряды. Всеволод потерпел поражение, Олег и Борис вступили в Чернигов, «...земле Русской... великое зло причинили, пролив кровь христианскую», - скажет об этом летописец. Всеволод, помирившись с Изяславом, выступил навстречу Олегу и Борису. Олег согласился было пойти на перемирие, но Борис настоял на битве. Она произошла близ Чернигова, на «Нежатиной ниве». Битва была жестокой: был убит Борис, а Изяслава, находившегося в рядах пеших воинов, кто-то, подъехав сзади, смертельно ранил копьем в плечо. Олег, потерпевший поражение, бежал в Тмуторокань; Изяслава же отвез в Киев его сын Ярополк. Киевским князем стал Всеволод, а его сын Владимир (прозванный по матери Мономахом) стал княжить в Чернигове.

1079 - Продолжаются набеги половцев. Олега Святославича захватили (возможно, по наущению Всеволода) хазары и отправили в Византию. Там он жил на острове Родос, женился на знатной гречанке Феофании Музалон, а в 1083 г. вновь вернулся на Русь, захватив отдаленную Тмуторокань.

1086 - В пути был убит неким Нерадцом князь Ярополк Изяславич.

1093 - Умирает Всеволод Ярославич. Сын его Владимир Мономах размышляет: если он займет киевский престол - не миновать распри со Святополком Изяславичем. Он уступает ему (как сыну старшего из Ярославичей) престол, а сам остается княжить в Чернигове. Этот год был трагичен для Руси: снова напали половцы, а князья вместо того, чтобы совместно дать им отпор, «затеяли распри и ссоры» и лишь потом выступили навстречу неприятелю. Когда русичи дошли до берега речки Стугны (притока Днепра), Владимир Мономах советовал остаться на ее северном берегу, но киевляне настояли на переправе. В битве русские потерпели поражение и отступили. При переправе через разлившуюся от весеннего половодья Стугну на глазах Владимира утонул его младший брат Ростислав.

Половцы же продолжали разорять Русскую землю, и эту народную трагедию с горечью описывает летописец: пленники - голодные, страдающие от жажды, босые, раздетые, измученные дорогой, - со слезами вспоминали о городах и селах, откуда их угоняли на чужбину.

1094 - События этого года демонстрируют сложность и противоречивость русско-половецких отношений: великий князь киевский Святополк Изяславич женится на дочери хана Тугоркана (хан будет убит в следующем году во время очередного половецкого набега на Русь), а Олег Святославич Тмутороканский уже в третий раз приходит на Русь с половецкими отрядами. Он осадил Чернигов, который вынужден был уступить ему Владимир Мономах; половцы бесчинствуют в Черниговской земле: «...много христиан изгублено бысть, а друзии полонени и расточени {рассеяны} по {разным} землям», - сообщает летописец. В этот год впервые на Русь обрушилось новое бедствие - нашествие саранчи.

1096 - Половецкий хан Боняк едва не ворвался в Киев. Был разграблен и частично разрушен Киево-Печерский монастырь.

1097 - Олег Святославич направился в Муром, принадлежавший Святославичам, но захваченный Изяславом - сыном Владимира Мономаха. В битве под стенами города Изяслав был убит. Опечаленный Владимир все же пишет Олегу примирительное письмо; он знает, что его сын захватил чужую волость. Об одном просит Олега Мономах: отпустить к нему вдову убитого, чтобы - пишет он, - «я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их... Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге».

Однако Олег, отвоевав Муром, не успокоился: он захватывает Суздаль и Ростов. Только после того как сын Мономаха новгородский князь Мстислав вместе с братом своим Вячеславом разгромил Олега под Суздалем на реке Колокше, воинственный князь согласился замириться со своими двоюродными братьями.

В том же году в Любече (вероятнее всего, это селение на левом берегу Днепра, напротив Киева) собрались на съезд («снем») русские князья: киевский князь Святополк, Владимир Мономах из Переяславля Южного, Давыд, сын Игоря Ярославича, правнуки Ярослава Мудрого Василько Ростиславич и два Святославича - Олег и Давыд (разобраться в родственных отношениях князей поможет табл. 2). Летописец так изложил основную мысль «снема»: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри? А половцы раздирают нашу землю и радуются, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем беречь землю Русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей...» И установили: в Киеве сидит Святополк, в Переяславле - Владимир, во Владимире Волынском, Перемышле и Теребовле - Давыд Игоревич и братья Ростиславичи - Василько и Володарь, а в «отчине» Святослава - Олег, Давыд и Ярослав.

Но не суждено было установиться согласию в Русской земле. Когда Василько Ростиславич возвращался из Любеча, его пригласили в Киев Святополк и Давыд Игоревич, по клеветническому обвинению заточили и жестоко расправились с ним - ослепили. Такой расправы (характерной, впрочем, для Византии того времени) не было на Руси: «Не бывало еще в Русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла», «нож в нас брошен», - воскликнул, узнав об этом, Владимир Мономах. Именно жестокость расправы над Васильком побудила летописца, обычно скупого на подробности, включить в свой текст обстоятельный рассказ некоего Василия о том, как ничего не подозревавшего Василька приводят в избушку, где он сел беседовать с Святополком и Давыдом; как вышел затем Святополк, а оставшийся Давыд сидел, словно немой, ибо «коварный замысел держал в сердце»; как после ухода Давыда в избу врываются слуги и оковывают Василька в «двойные оковы». На другой день князья приказывают ослепить Василька. И снова подробности: отчаянно сопротивляющегося князя опрокидывают навзничь, прижимают ему грудь доской, так что трещат ребра, пастух Беренди с первого удара промахнулся и порезал ножом Васильку лицо, а затем еще ударил и вырвал глаз, а потом и второй... Расправа над Васильком явилась причиной почти трехлетней междоусобицы. Лишь в 1100 г. был заключен мир: Васильку вернули принадлежавшую ему волость, а зачинщик расправы - Давыд - был лишен своего стольного города Владимира и вынужден был довольствоваться Бужским острогом.

1103 - Этот год отмечен успешным походом Святополка Киевского, Владимира Мономаха и других русских князей (только Олег Святославич отказался, сославшись на болезнь) на половцев. В битве на Сутени (как полагают, на р. Молочной - к югу от Запорожья) погибли двадцать половецких ханов. Русские воины с богатой добычей - скотом, конями, верблюдами и пленниками - возвратились домой.

1107 - Набег хана Боняка на Переяславль. Однако объединенные силы семи русских князей разбили половцев за Сулой, половецкий хан Шарукан едва избежал плена. И в тот же год на половчанках, ханских дочерях, женились сын Владимира Мономаха Юрий (он известен в истории как Юрий Долгорукий) и сын Олега Святославича Святослав, отец Игоря - героя «Слова о полку Игореве». После смерти жены-половчанки Святослав женится второй раз - на новгородке; от этого брака и родится Игорь.

1109 - В Киеве умирает Евпраксия Всеволодовна, сестра Мономаха, женщина трагической судьбы. В 1083 г. она была выдана замуж за маркграфа Генриха Длинного Штаденского, а после его смерти стала женой императора Священной Римской империи Генриха IV (1056-1106), получив при коронации имя Адельгейды. Около 1093 г. супруги расстались: в 1094 и 1095 гг. Евпраксии пришлось выступить на церковных соборах и поведать об изощренном разврате, которому предавался ее супруг. Генрих был осужден, а Евпраксию-Адельгейду освободили даже от церковного наказания. Вернувшись на Русь, Евпраксия постригается в монахини. Умерла она в возрасте 35 лет.

1111 - Мономах организует новый поход против половцев, в котором также приняли участие Святополк Изяславич, Давыд Святославич и другие князья. Двинувшись на восток, русские нанесли поражение половцам «на Дону», т. е. в верховьях реки Северский Донец (которую в источниках того времени именовали Доном); были взяты и разрушены половецкие городки Шарукань и Сугров.

1113 - Умер киевский князь Святополк Изяславич. В Киеве вспыхнуло восстание: был разграблен двор тысяцкого Путяты, дома евреев. Киевляне (видимо, бояре и старшие дружинники) послали к Владимиру Мономаху, призывая его на княжение и пугая, что в противном случае восставшие нападут «на жену брата {его} (Святополк приходился Владимиру двоюродным братом. - О. Г.) и на бояр, и на монастыри». Историки полагают, что причиной восстания послужило насилие и притеснение феодалов и ростовщиков: Владимир, став князем, вынужден был дополнить свод законов - «Правду Русскую» - статьями, сдерживающими (хотя бы на словах) произвол феодалов и несколько облегчающими положение должников.

1114 - Под этим годом летопись сообщает о строительстве новых стен Новгородского кремля и укреплений в Ладоге.

1115 - Умер Олег Святославич, зачинщик многих междоусобиц, о котором вспоминает и «Слово о полку Игореве»: «Тогда при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Дажьбожа внука; в княжих крамолах веци человеком скратишась».

1123 - Новая феодальная распря: город Владимир (на Волыни), где сидел сын Мономаха Андрей, осаждает Ярослав Святополчич с наемными полками венгров, поляков и чехов. Ему помогают Володарь и Василько Ростиславичи. Однако два воина-поляка убивают Ярослава, наемники расходятся, Ростиславичи возвращаются восвояси. Владимир Мономах и его сын Мстислав распускают собранных было воинов.

1125 - Умирает Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных и могущественных князей Русской земли, инициатор и участник победоносных походов на половцев. Летописец в некрологической похвале говорит, что Мономах «просветил всю землю Русскую, словно солнце, испускающее лучи, слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, но особенно страшен был он для поганых» (т. е. для половцев) И столетие спустя в памятнике времен монголо-татарского Ига - «Слове о погибели Русской земли» - автор вспоминает, что именем его «половцы своих детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы в них не въехал, а немцы радовались, что они далеко - за синим морем». Даже император византийский Мануил «от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не отобрал». Это изображение могущества Мономаха, разумеется, гиперболично, - в частности, император Мануил Комнин вступил на престол в 1143 г., много позднее смерти Мономаха, и Русь в XII в. никак не могла угрожать Византии, - но примечателен тот ореол могущества, которым было окружено в памяти потомков имя Мономаха.

Брачные связи сближали Владимира с европейскими правящими домами: сын византийской царевны, он был женат на Гите - дочери последнего англосаксонского короля Гаральда, его сын Мстислав был женат на дочери шведского короля, а дочь была замужем за венгерским королем. До нас дошло замечательное «Поучение» Мономаха, в котором князь дает ряд политических и нравственных советов. «Поучение» свидетельствует о его образованности и высоком интеллекте.

После смерти Владимира великим князем киевским стал его сын Мстислав, занимавший этот стол до своей смерти в 1132 г.

Междоусобные войны знала Русь и в XI в. Но именно в XII столетии конфликты князей достигают особой остроты, а число участников резко возрастает. Это понятно: в двадцатые годы, например, на политической арене оказываются пятнадцать активно действующих правнуков Ярослава Мудрого, и каждый со своими претензиями, симпатиями и антипатиями, союзническими отношениями или непримиримым антагонизмом.

Следует отметить характерную черту этого времени. Полтора века спустя московский князь Иван Калита начнет «округлять» свое княжество, приискивая новые земли - то покупая, то приобретая по завещанию выморочные уделы. Едва ли перед его мысленным взором будущая Русь рисовалась как единое государство с центром в Москве, включавшее в свой состав прежде независимые княжества, - традиции удельных вотчин были в то время еще очень сильны, - но практически именно Калита начал дело «собирания» государства. Однако это будет в XIV в. В XII столетии идеалы были иными. Князья редко стремились к захвату и присоединению чужих уделов, напротив, повсюду наблюдалась тенденция к их дальнейшему дроблению: подрастающие сыновья требовали у отцов своих собственных столов. А феодальные войны? Как увидим далее, цели их совершенно иные. Прибегнув к смелому сравнению, скажем, что владельцы феодальных «квартир» стремились не увеличить их площадь, сломав стену к соседу, а поменять их - меньшую на большую, «квартиру» на окраине на «квартиру» в центре. Престижный стол (прежде всего киевский, а в уделах - полоцкий, черниговский, смоленский и т.д.) - вот импульс большинства феодальных войн XII в. Заметим, что у князей нет привязанности к «отчему дому»: легко меняют они одну столицу на другую, лишь бы добытый удел превосходил оставленный по своей значимости. Разве мало могущества было у суздальского князя Юрия Долгорукого?.. Но всю жизнь он добивался именно киевского стола.

В чем же дело? Почему после Владимира и Ярослава стала распадаться единая Русь? Причиной ее будущей слабости становится нынешняя сила: окрепшие и разбогатевшие удельные центры начинают тяготиться опекой великого князя киевского, их зависимость от «матери градом русским» становится все более номинальной, могучая длань киевского князя не нужна больше как средство защиты от внешних врагов, к тому же она перестала быть могучей. Эйфория гордой самостоятельности заслонила трезвую оценку опасности положения, при котором политические амбиции и неуживчивость князей разоряли страну непрекращающимися военными конфликтами, и эта разобщенность трагически отзовется в годы монголо-татарского нашествия.

Из книги Литература Древней Руси автора Творогов Олег Викторович

ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (XI-XII вв.) Осваивая общеславянскую литературу-посредницу, занимаясь переводами с греческого, древнерусские книжники одновременно обращаются к созданию оригинальных произведений различных жанров. Мы не можем с точностью указать, когда появились

Из книги Рождение Руси автора

Расцвет киевской Руси

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Расцвет и падение Киевской Руси ВладимирПервым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского Государства, а затем расширяет границы своего государства на запад до реки

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Расцвет Киевской Руси Русь при Ярославе обрела черты, присущие большинству христианских государств Европы. Ярослав имел много детей, и заключил множество династических браков с правящими домами Франции, Норвегии, Венгрии. При нем развернулось начатое Владимиром

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

1. РАСЦВЕТ И УПАДОК КИЕВСКОЙ РУСИ Так проходил век за веком. Кочевники упивались блеском и славою своих захватывающих дух сражений и побед. Наслаждались всеми благами своей утонченной цивилизации жители приморских городов. И только по-прежнему никому не известные, ничем

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 4 Лестничный порядок престолонаследия. Изгои. Родовое наместничество. Разделение Руси при Ярославичах Междоусобицы. Владимир Мономах. Причины распада Киевской Руси. Отток народонаселения В начальный период существования государственности на Руси проблем с

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Глава пятая. Расцвет Киевской Руси (XI - начало XII в.)

Из книги Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIVвв.). Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Лекция 1: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ К РУСИ УДЕЛЬНОЙ В отечественной историографии в качестве рубежа существования того самого зыбкого и довольно аморфного объединения, которое громко именуется Киевской Русью или Древнерусским государством, принято считать рубеж первой-второй

Из книги Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. автора Коняев Николай Михайлович

Расцвет Киевской Руси (997-1125) Смертью равноапостольного князя Владимира и трагической гибелью его сыновей Бориса и Глеба начался этот период нашей истории.Тогда, на рубеже веков, русские богатыри еще мелькали на страницах наших летописей, взваливали на свои могучие плечи

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 2. 980-1174 Расцвет и упадок Киевской Руси Княжение Владимира открывает новый этап в строительстве Киевской Руси, которая, сделавшись христианской державой, входит отныне в византийскую эйкумену и усваивает древнюю иудеохристианскую культуру. Как это было во всех

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Культура Киевской Руси Некоторые историки и археологи считают, что в IX веке на Руси существовала протописьменность в виде «черт и резов», о чем писали позже болгарин Черноризец Хробр, арабы Ибн Фадлан, Эль Масуди и Ибн эль Недима. Но после принятия христианства здесь

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

4 РУСЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА И ЯРОСЛАВА МУДРОГО. РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ При Владимире Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии. Впоследствии при Ярославе Владимировиче эти черты получили дальнейшее развитие. Структура политического устройства

автора Кукушкин Леонид

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Расцвет и падение Киевской Руси Владимир Первым шагом Владимира было возвращение земель, утраченных в годы междоусобицы. Прежде всего, он отбирает у поляков захваченные ими территории Киевского государства, а затем расширяет границы на запад до реки Сан, –

Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции) официальное название


Благодаря Кию и его племени хорват, мигрировавшим с Дуная на среднее Надднепровье, в 9 веке возникло новое древнее государство, и начался расцвет Киевской Руси.
Общеэкономическое положение Руси Киевской предполагало преимущество сельского хозяйства, при котором все нужное выращивалось и создавалось не для рыночной продажи, а для личного употребления. Разводилось множество домашних животных. Существовало до шестидесяти ремесел. Создавалась продукция, изготавливаемая кузнецами, ювелирами, оружейниками, гончарами, стекольщиками, книжными писцами.
Постепенно образовалась специализация регионов. В Прикарпатье добывали соль, на юге Руси – выращивали рожь, пшеницу и домашний скот, на севере – изготавливали царские меха. На экспорт из Киевской Руси поступали пшеница и рожь, соль, гончарные изделия, крупный рогатый скот, меховые изделия. Импортировались же винная и ткацкая продукция, восточные сладости и приправы, невиданные изделия. Тогда и появился великий торговый путь по Днепру.

Общественно-правовое положение Руси Киевской

В Руси Киевской образовалась раннефеодальное царство федерального типа, имеющее градацию власти:
- великий князь;
- ближнее окружение;
- мечники и вирники;
- тысяцкие с посадниками.
Далее шло деление простого населения:
- смерды;
- закупы;
- рядовичи;
- изгои;
- прощенники;
- холопы.
Понятие частной собственности на землю до второй половины десятого века не существовало. Она находилась в общественной собственности князей и бояр, а также старших дружинников, а представлял её – киевский князь.
Около 300 лет просуществовала Киевская Русь, поменялось много князей, и каждый из них внес что-то новое – или хорошее, что продвигало расцвет Руси, или плохое, что, наоборот, приводило к относительному упадку.

Кто и когда правил древним государством

Первым князем был Рюрик, последователем его был Олег, присоединивший племена древлян, радимичей и северян, тем самым увеличив территорию Руси.
Затем правил сын Рюрика, Игорь, правление которого отличилось многочисленными военными действиями и небольшой победой над Византией.
Затем правила жена Игоря, вдова Ольга, которая претворила в жизнь реформу пошлин и оброков.
Святослав, сын Ольги, унаследовав престол, так же как и Игорь провел время в войнах. В годы своего княжества Святослав проводил языческую политику, наказывая верующих в бога, и пытаясь переложить на них ответственность за военные промахи. Он собирался изничтожить всех верующих в Христа.
Правление Ярополка отличилось внешнеполитическими отношениями с германской империей. С ним также связывают изготовление первых собственных монет Древнерусского государства.
Ярополк был свержен, и править стал его брат Владимир. Он вошел на престол как языческий лидер, разрушая христианские церкви. Расширил территорию Руси, присоединив земли вятичей и родимечей. Со стороны печенегов построил сеть городов, призванных охранять Великую Русь. Для упорядочивания власти принял решение креститься сам, а годом позже крестил всё своё население Руси. Начался расцвет государства в полную силу. При нем Русь достигла высшей точки своего развития.
Дальнейшая история связана с правлением Святополка Окаянного. Его царствование ассоциируется с родственными междоусобицами и борьбой за власть.
Феодальные отношения были юридически подкреплены сборником законов «Русская правда» во времена царствования Ярослава Мудрого. Он сам определил митрополита всея Руси, чтобы не приглашать его из Византии. Основал первую библиотеку в Киеве. Наладил родственные отношения с европейскими дворами. За что и получил признание народа и был назван Мудрым.
После правили Изяслав, Всеволод и Святополк – три брата занимали одновременно княжеский трон. Их совместное правление также сводилось к междоусобицам. В это время был написан первый общегосударственный кодекс законов «Правда» Ярославичей.
Дальше Киевской Русью суждено было править сыну Всеволода Владимиру Мономаху. Его правление отличалось мягкостью, что и привлекало к нему народ. Боролся за прекращение княжеских смут. Укреплял династические связи с Европой. Подавил восстание народа против ростовщиков, и уменьшил давление феодалов на крестьян. Оставил миру свои важные литературные труды – «Поучение детям» и «Устав Владимира Мономаха».
Мстислав был последним князем Руси Киевской, сын Владимира, который пытался продолжить политику отца, укрепляя границы государства. Но после его царствования Киевскую Русь ждал бесповоротный распад на отдельные земли.

Причины обособленности земель

Разъединение феодальных вотчин было закономерным явлением во всех странах Европы.
В связи с развитием в отдельных землях на Руси своих феодальных пирамид, в начале двенадцатого века существовавшая форма земель уже перестаёт быть актуальной и становится не востребованной.
Возникшая вражда и зависть между князьями соседних вотчин, привела к совершенному отсутствию экономических предпосылок для объединения. Налаженная система оброков и налогов в каждых княжествах свела на нет потребность киевского руководства.
Сформированные самостоятельные управленческие общины и дружины дали возможность князьям померяться силами с киевским войском. Создание геополитических центров феодальных княжеств относительно обезопасил как от внешнего нападения кочевников, так и киевских дружин.
Создался парадокс, когда в условиях постоянных крестьянских восстаний и междоусобиц Киевские князья сами были вынуждены наделять отдельные княжества дополнительными полномочиями. Величественные размеры Киевской Руси привели к тому, что в случае волнений и мятежей, помощь Киева была не актуальной, так как не было возможности быстрого реагирования.
Стремление княжеств к самостоятельности раздробило великую Русь и как следствие потеря важного торгового пути, так как Европа теперь самостоятельно налаживала торговые контакты с Ближним Востоком. В этот период начинается развитие феодализма в рамках отдельных вотчин и княжеств.
Разделение земель с каждым веком прогрессировало, превращая Русь в федерацию земель. В самом начале, в двенадцатом веке, Русь распалась на достаточно укрепленные двенадцать княжеств, а уже через 200 лет количество их достигло двухсот пятидесяти. Это значительно снизило обороноспособность страны и привело к возможности завоевания Великой Киевской Руси монголо-татарским игом.
Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями. Но, несмотря на все разделения – обычаи, религия и культура для всех оставались общими.
Смотря в прошлое можно привести аналогии Киевской Руси в настоящем, ведь жизнь – это сплошной прецедент.

Киевская Русь - крупнейшее государство средневековой Европы. Сформировалось оно в 9 веке в результате внутреннего развития Киевская Русь сыграла значительную роль в истории восточнославянских народов. На протяжении всего существования государства складывалась которая стала этнической основой 3 народов - русского, белорусского и украинского. Объединение славянских племен способствовало развитию экономической, культурной и Киевская Русь занимала ведущее место на международной арене. Тесные контакты были налажены с Чехией, Грузией, Польшей, Францией, Византией, Англией.

Расцвет Киевской Руси

На протяжении длительного периода для крупнейшего государство Европы была характерна раздробленность. Князья не могли прийти к соглашению при решении простых вопросов.

Расцвет Киевской Руси во многом связан с религиозными реформами, которые проводил князь Владимир. Он понимал, что язычество не отвечает интересам такого могущественного государства. Вера в силы природы подразумевала поклонение многим богам. А Владимир решил укрепить свою власть с помощью христианства. Таким образом, население Киевской Руси понимало - если на небе один Бог, то и у них может быть лишь один государь - Владимир. Он принял христианскую веру. Сразу после этого практически всё население получило крещение. С княжеская власть укрепилась.

Расцвет Киевской Руси продолжался и в период правления При нем большое внимание уделялось укреплению позиций христианства. Кроме того, культура и просвещение достигли высочайшего уровня. В этот период было переведено большое количество книг с греческого языка на древнерусский. В Новгороде была создана школа, в которой триста учеников учились грамоте. В Киеве при Софийском соборе была основана В ней не только переводились книги, но и писались летописи.

Расцвет Киевской Руси характеризовался развитием архитектуры и живописи. Ярким образцом является Софийский Собор. Он не имеет аналога ни в одном государстве. Собор отличается самобытностью. В отличие от архитектурных шедевров того времени, Киевская София не возносилась над землей. В живописи важное место принадлежало фреске и мозаике.

Внешняя политика Киевской Руси

Основными задачами, стоявшими перед Древнерусскими князьями, были:

Защита торговых путей;

Борьба со степными кочевниками;

Укрепление связей с Византийской империей.

В условиях постоянных нападений, угрозы со стороны кочевников князья Руси укрепляли линии обороны. Так, при Владимире были сформированы мощные рубежи на таких реках, как Десна, Сула, Струна. По всей линии обороны были построены крепости, укрепления.

Начиная с 10 века, между Византией и Киевской Русью проходили частые войны. Во многом они были связаны с борьбой за торговые пути, уменьшение пошлин для купцов, усиление могущества. Только в 1046 году два могущественных государства Европы заключили окончательный мирный договор, который был скреплен венчанием киевского князя Ярослава и дочери византийского императора Мономаха.

Князья Древней Руси

Согласно норманнской теории, древние славяне до 9 века жили небольшими племенами без централизованного управления. Затем они пригласили на правление варяжских князей, которые и положили начало образованию древнерусского государства. В этот период земли подвергались нападениям кочевников. В результате один из варяжских князей (Рюрик) погиб. Место киевского князя занял Олег. После смерти Олега править государством стал Игорь.

Большая роль в развитии Киевской Руси принадлежит Владимиру. Он не только объединил все земли, но и принял христианство.

Не менее важное место в истории древнерусского государства отводится Ярославу Мудрому. При нем Киевская Русь достигла своего расцвета: укрепились связи со многими странами мира, произошел рывок в культурной сфере.

После княжества Ярослава Мудрого престол перешел к Владимиру Мономаху, а затем - к Юрию Долгорукому.

Безусловно, при каждом правителе Киевская Русь достигала разного уровня развития, но нельзя отрицать тот факт, что именно при Владимире и Ярославе Древнерусское государство достигло вершины своего развития.