Государь император петр великий. Петр I, армия и флот

русский царь (1672–1725)

Петр Великий, русский царь и полководец, оказал большое влияние на историю России, превратив свою страну из почти средневековой в одну из великих держав. Петр сочетал западные идеи с русской традицией для того, чтобы модернизировать свою страну и создать мощные армию и флот.

Петр был сыном царя Алексея от его второй жены Натальи Нарышкиной. Он родился в Москве 9 июня 1672 г. После смерти царя Петр вел борьбу со своими единокровными братьями и сестрами за власть. После ряда смутных лет, в 1689 г. семнадцатилетний Петр стал единственным русским царем. Хотя он прославился благодаря «вестернизации» России, основные его усилия были направлены на создание военной мощи государства. За более чем двадцать пять лет его царствования Россия почти не знала мирных лет.

За первое десятилетие своего правления Петр превратился из нескладного подростка в статного и сильного молодого человека ростом около шести с половиной футов. Он делал все возможное для укрепления России. Молодой царь, всегда живо интересовавшийся военной теорией и историей, создал два полка личной гвардии, главной целью которых были военные учения и военные игры. Петр понимал, что с помощью одних сухопутных сил нельзя создать военной мощи России, а потому занялся также организацией военного флота. В 1696 г., когда ему было всего двадцать четыре года, он начал войну с турками в районе Азова. Победа открыла России доступ к Черному морю.

Несмотря на первый успех, Петр понимал, что Россия в военном отношении была несравнима с другими европейскими державами. Унаследовав престол в стране, которая не знала ни Ренессанса, ни Реформации и которая почти на столетие отстала в научном и техническом развитии от остальной Европы, Петр решил понять, почему так случилось.

В 1697–1698 гг. Петр совершил путешествие по Европе под чужим именем и без придворной пышности. Он изучал кораблестроение в Англии и Голландии и оружейное дело в Пруссии. Кроме того, он посещал военные и обычные школы, фабрики, музеи, военные арсеналы. Вернувшись в Россию, Петр привез с собой советников из числа западных педагогов, предпринимателей, военных.

Прежде чем провести задуманные им реформы, Петру пришлось подавить внутреннее сопротивление. Он делал это с помощью кровавых мер, давая понять своему народу, что несмотря на новые идеи молодого царя власть его будет абсолютной. Петр полностью подчинил знать и церковь трону, не оставив базы для серьезного сопротивления его радикальным преобразованиям. Он потребовал внедрения западных образцов и методов в образовании, промышленности, торговле, а также создал Академию наук. Кроме того, он упростил русский алфавит, ввел арабские цифры и основал первую в России газету. В своих попытках вестернизации Петр зашел так далеко, что требовал, чтобы все мужчины брили бороды, а все придворные носили европейскую одежду. Он даже поощрял курение табака и питье кофе, чего Россия прежде не знала.

Но главной целью петровских реформ было создание мощных армии и флота, способных обеспечить безопасность России и расширить ее границы. Начав почти с нуля, Петр создал флот из пятидесяти с лишним новых боевых кораблей и семисот вспомогательных судов. Вскоре русский флот господствовал на Балтике и соперничал с флотами европейских держав за господство на Атлантике.

Петр установил систему призыва в армию, при которой каждые двадцать домовладений должны были поставлять одного рекрута. Царь был так привержен идее создания сильной армии, что рождение одного из своих сыновей приветствовал как появление «нового рекрута». Когда русская армия выросла уже до четверти миллиона, заграничные советники Петра провели ее реорганизацию и ввели новые методы обучения. Петр ввел в армию новую форму и вооружение - новые для того времени кремневые мушкеты и пушки, произведенные на его заводах. Офицеры должны были проходить военную подготовку, а награды и продвижение по службе при Петре зависели не от социального положения, а от личных заслуг.

Петр проводил много времени со своей армией, приезжая в Москву только при крайней необходимости.

Нередко он участвовал в походах наравне с солдатами и помогал заряжать пушки на кораблях. Признание Петром необходимости для него самого учиться военному делу - качество великого полководца.

В 1700 г. Петр объявил войну Швеции. Так началась Великая северная война, продолжавшаяся двадцать один год. Начав с поражения под Нарвой, русская армия быстро достигла зрелости и одержала победу в решающем сражении под Полтавой в 1709 г. После ряда сражений на суше, а также поражения шведского флота при Гангуте военные действия развивались медленно, и, наконец, в 1721 г. Швеция запросила мира и уступила России Эстонию, Ливонию и Балтийское побережье к северу от Выборга.

Во время этой долгой войны Петр Великий продолжал совершенствовать армию и заниматься реформами. В 1712 г. он перенес столицу в Петербург, ставший «окном в Европу». Он написал несколько книг - «Правила сражения» (1708) и «Военный устав» (1716) - в которых изложил свои правила военной подготовки и ведения боя. В 1718 г., чтобы унифицировать руководство армией, Петр создал Военную коллегию.

Конечно, все эти преобразования стоили очень дорого, и Петр собирал с народа огромные налоги. При нем произошло несколько восстаний, которые Петр беспощадно подавлял, казня главарей. В 1718 г. за участие в заговоре против него Петр арестовал и велел пытать собственного сына Алексея, который в дальнейшем умер в заключении.

В начале 1725 г. Петр, проявляя обычную для него заботу о своих людях, бросился в ледяную воду Финского залива, пытаясь спасти тонущих солдат. От сильного переохлаждения он заболел и выздороветь уже не смог. Петр скончался в Петербурге 8 февраля, на пятьдесят третьем году жизни.

Петр успешно провел модернизацию России и военные реформы, превратив Россию в великую державу. Сверх того, заботясь о наилучшем вооружении и военной подготовке для армии и флота, Петр умело подбирал для командования людей, более сведущих в военном деле, чем он сам. Он смог создать огромную армию и флот, а также промышленную базу для вооружения армии. Лично участвуя как в военных учениях, так и во многих боях, Петр поднял моральный дух своих солдат и моряков. Благодаря организаторскому таланту и энтузиазму Петра Россия стала одной из самых мощных держав мира.

После Петра Великого царская Россия еще два века была ведущей европейской державой. Ее крах наступил не из-за вторжения врагов, а вследствие большевистской революции 1917 г. Если бы не было реформ Петра Великого и их последствий, то Россия не смогла бы играть роль в мировой политике наравне с Англией, Францией и Пруссией. Сомнительно и то, чтобы Советский Союз смог в XX веке стать сверхдержавой, сыгравшей такую роль во Второй мировой войне и оказавшей влияние на начало и ход холодной войны в дальнейшем.

Помогите написать историческое эссе!! Срочно! Тема: "Петр создал мощную армию и флот.Благодаря этому Россия перестала пребывать в постоянной военной опасности,получив возможно сть развиваться мирно.."

Ответы:

Как ни странно, но история Российского Военно-морского флота началась не при Петре I, как считают многие, а при его отце. 19 мая 1668 г. в селе Дединово, что на Оке, по соизволению царя Алексея Михайловича был построен первый русский военный корабль, получивший гордое имя «Орел» . Корабль предназначался для сопровождения и охраны русского торгового флота на Каспийском море. Но уже в 1670 г. , сразу же с началом восстания на юге России под предводительством Степана Разина (1670 – 1671 г. г.) , «Орел» был захвачен бунтовщиками, разграблен и брошен в одном из многочисленных протоков дельты реки Волга. Но, конечно же, рождение военно-морского флота как мощной составляющей русской армии, произошло благодаря императору Петру I. Первым регулярным соединением Военно-морского флота России стал Азовский флот, созданный Петром Алексеевичем для борьбы с Турцией за выход в Черное море. 19 июля 1696 г. – это дата первой победы русского флота, в результате которой была взята турецкая крепость Азак (нынешний Азов) . 30 октября 1696 года по повелению Петра I боярская Дума решила «Морским судам быть» . Это решение стало первым законодательным актом о флоте. Первая победа русского флота на Балтийском море состоялась 27 июля 1714 г. в ходе Северной войны (1700 – 1721 г. г.) . Здесь галерный флот под командованием Петра I разгромил шведский флот в знаменитом Гангутском сражении. Эта славная победа, наряду с победой у острова Гренгам и успешными действиями русской армии на балтийском побережье, обеспечила российскому флоту полное превосходство в Балтийском море. Таким образом, к 22 июня 1939 г. – моменту принятия Совнаркомом СССР и ЦК ВКП (б) решения о праздновании Дня Военно-морского флота, имелись 4 первые по хронологии памятные даты, связанные с российским флотом: 1.) 19.05.1668 – спущен на воду первый русский военный корабль «Орел» ; 2.) 19.07.1696 – первая победа русского флота в Азовском море (взятие Азова) ; 3.) 30.10.1696 – постановление Боярской Думы «Морским судам быть» ; 4.) 27.07.1714 – первая победа русского флота на Балтике (Гангутское сражение) . Есть некая логика в том, что официально День ВМФ был установлен в последнее воскресенье июля. Во-первых, в этом месяце одержаны две первые крупные победы российского флота. Во-вторых, советские власти наверняка обеспокоились, что празднование нескольких знаменательных дат на флоте будет происходить по новому и по старому стилю, наподобие празднования Нового/Старого года. А это резко могло бы снизить боеспособность ВМФ. Поэтому всё решили совместить, даже «запихнули» в этот день и языческий праздник Нептуна, бурно и весело отмечаемый частью моряков и сухопутных жителей. Мы празднуем день Военно-морского флота России как день памяти русских моряков, отдавших свои жизни за Отечество. Вместе с тем – отдаём дань уважения тем, кто и сегодня служит верой и правдой России, защищая нас с моря.

Введение
Глава I. Реформа вооруженных сил
Глава II. Создание военно-морского флота
Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучение военного прошлого нашей страны является одной из важнейших задач исторической науки. Научная разработка истории вооруженных сил России имеет большое значение как для изучения истории России в целом, так и для понимания путей развития военного дела и славных традиций русской армии и флота.

Военная мощь государства, как известно, определяется уровнем экономического развития. Военная история показывает, что развитие средств борьбы, то есть военной техники, всегда находилось в непосредственной связи с развитием промышленности. Развитие экономики России в первой половине XVIII века достигло того уровня, который позволил осуществить переход от постоянной армии к регулярной.

Главной целью военных реформ, проведенных в начале XVIII столетия, было приспособление армии к новым историческим условиям, превращением ее в послушное орудие правящего класса. Классовый характер вооруженных сил России проявлялся в системе комплектования, организации и боевой подготовке.

Складывание новых форм и способов ведения войны и боя происходило в ходе многочисленных войн XVIII века. Война являлась практическим мерилом целесообразности проведенных мероприятий в организации и устройстве войск. Война рождала новые явления военного искусства. Так боевая практика рождала новую военную теорию.

Время правления Петра I — это безусловно одна из интереснейших эпох России. Ведь именно в этот момент мы можем наблюдать как закостенелая Россия уходит в небытие, и происходит становление новой России, а именно Российской империи, готовой благодаря своей регулярной армии и флоту не только к защите своих рубежей, но и к завоеванию новых.

1. Реформа вооруженных сил.

Военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий. Василий Осипович Ключевский писал: « Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы». Именно война диктовала Петру какие необходимы дальнейшие преобразования в экономике, промышленности и других отраслях, поскольку царствование Петра I – это история войн. За три с половиной десятилетия правления Петра Алексеевича Романова после свержения в 1689 году царевны Софьи Россия знала всего несколько лет мира. Все силы и ресурсы страны, ее реформирование «через колено» были направлены в первую очередь на решение внешнеполитических задач по всему периметру границ государства Российского. Армия и флот, расширение и укрепление рубежей поглотили основное внимание Петра I. Более того со временем армия стала для него образцом государственного строительства и даже моделью реорганизации общества.

Одной из важных проблем при создании русской регулярной армии был вопрос комплектования и организации. Основное положение Петра Великого, как организатора, выражено полностью его знаменитым изречением: «Не множеством побеждают». Элементу качества отводится главное место. Как этого добиться? Очевидно, путем наибольшего привлечения в армию того сословия, которое наиболее хранило воинские традиции и издревле предназначалось к отправлению ратной службы. И Петр издает указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян. По достижении известного возраста (16 лет) недорослей, экзаменовали особыми комиссиями. Невыдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, а выдержавшие брались на государственную службу: две трети в военную, треть в гражданскую. От службы не освобождался никто. Таким образом, наиболее ценное в военном отношении сословие было использовано полностью.

Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община, сельская или мещанская, обязывались поставить по рекруту с определенного числа дворов (впоследствии – с числа душ), решив своим приговором, кому идти на службу.

Итак, Петр сохранил основной принцип устройства русской вооруженной силы – принудительный характер обязательной воинской повинности, резко отличавшийся во все времена от наемно-вербовочной системы западных стран.

Система комплектования носила территориальный характер. В 1711 году полки были расписаны по губерниям и содержались за счет этих губерний. Каждый полк имел свой определенный круг комплектования – провинцию, дававшую полку свое имя

Сухопутные вооруженные силы разделялись на действующую армию и местные войска – гарнизонные и ландмилицию, и казаков. Ландмилиция была образована из остатков прежних войсковых сословий (пушкарей, солдат, рейтар) в 1709 году и поселена на Украине для защиты южных границ. Губернии Архангелогородская и Астраханская содержали и комплектовали флот.

В итоге с 1699 года по 1725 год было произведено 53 набора в армию и на флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тысяч человек, призванных на пожизненную воинскую службу. И если в 1699 году было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 году петровская армия была доведена до 52 пехотных (в том числе 5 гренадерских и 33 кавалерийских) полков. После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100 тысячная армия состояла из 42 пехотных 35 драгунских полков. Однако новая табель 1720 года определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тысяч находилось в гарнизонных службах, 6 тысяч в ландмилиции (ополчении) и свыше 105 тысяч — в казачьих и других иррегулярных частях.

Военная реформа, проведенная Петром I, вызвала изменения и в управлении войсками, которые выражались главным образом в централизации военного дела. С этой целью в 1699 году после расформирования стрельцов все военные дела были изъяты из Стрелецкого приказа и переданы Земскому приказу, который и стал ведать делами набора в армию. В 1700 году упраздняются Иноземский и Рейтарский приказы, и вместо них учреждается Особый приказ, преобразованный в 1701 году в Приказ военных дел, во главе которого был поставлен боярин Т.Стрешнев. Этот приказ ведал военными делами. Обеспечение войск оружием, обмундированием и деньгами находилось в ведении генерал-комиссара.

В связи с учреждением в 1711 году Правительствующего Сената система управления армией несколько изменилась. Сенат занимался комплектованием армии. При Сенате был образован Комиссариат, который финансировал войска, снабжал их провиантом, обмундированием и вооружением. Чтобы успешно осуществлять управление в 1718 году были введены коллегии. Военные дела были сосредоточены в ведении Военной коллегии, подчиненной Сенату. Военная коллегия должна была заниматься всеми военными делами страны.

Одновременно с центральным военным управлением перестраивались и органы местного управления. Этот процесс был связан с формированием губерний. В 1711 году на губернаторов возложили обязанность – проверять ход рекрутских наборов и производить осмотр рекрутов, отправляемых в полки. Местные власти являлись исполнительными органами Сената и Военной коллегии.

Создавая регулярную армию, Петр I положил в основу полк. Во главе полка стоял полковник, имевший в своем распоряжении штаб, в который входили подполковник, премьер-майор, секунд-майор и 8 полковых офицеров. Управление войсками в военное время осуществлялось через находившийся при армии «полевой штаб армии» или генеральный штаб. Во главе армии должен стоять генералиссимус, но ее, как правило, возглавлял генерал-фельдмаршал или генерал-аншеф, непосредственно подчинявшийся Петру. В дивизиях и бригадах своих штабов не было. Генералы или бригадиры управляли частями через адъютантов и имели свою личную канцелярию.

Новый подход к устройству армии обнаружил катастрофическую нехватку обученных военных кадров. В связи с этим, для обучения солдат и офицеров помимо «Устава воинского» (1698) были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи» и др. Наконец, в 1716 году был издан «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698 — 1699 годах была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. В 20-х годах для подготовки унтер офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковались стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. До Петра I выезды за рубеж возбранялись, и «железный занавес» ХVI-ХVП веков наглухо изолировал Россию от Европы. Общее нежелание дворянской молодежи обучаться военным наукам и профессии привело к мысли о принудительных командировках за рубеж, в воюющие флоты армии Европы, а также к изданию указа от 28 февраля 1714 года о принудительном обучении. К концу петровского царствования русские недоросли уже добровольно овладевали грамотой, математикой и военным мастерством в инженерных, артиллерийских и навигацких школах.

В 1700-1725 гг. примерно треть офицерского корпуса России состояла из наемных иностранцев-инструкторов, получавших жалованье вдвое большее, чем русские офицеры. Однако национальной ущемленности русские не испытывали, наоборот, иностранцам, добросовестно служившим русскому делу, иногда приходилось составлять коллективные протесты против неуважительного отношения к ним русских. С 1711 года «заморских» офицеров стали сознательно замещать русскими с целью воспитать как можно больше своих командиров.

Петр не сомневался в том, что армия должна иметь ядро. В 1683-1697 гг. он создает отборные элитные части — гвардейские полки, в которые царь лично отбирал каждого. Русская гвардия стала боевой школой офицерского корпуса.

Описание военной реформы, проведенной Петром Великим, было бы неполным без упоминания нововведений в тактике ведения боя. Новый линейный порядок, введенный в регулярной русской армии, дал ей новое качество. У армии появилось то, чего не было раньше, — прочная организационная структура и коллективная воля отдельных соединений. Сражавшиеся в батальоне плечом к плечу солдаты обрели стойкость способность выдерживать чудовищные (до 30-50 процентов состава) потери, которых не выдерживала ни одна армия мира. Сплоченные боевые порядки дали силу лобовым таранно-штыковым атакам, обеспечивавшим успех русскому оружию вплоть до середины XIX в.

Неожиданным для противника новшеством была организация «летучего корпуса» «корволанта» — легкого десантного соединения, способного совершать быстрые переходы. В 1707-1710 гг. гвардейские Преображенский и Семеновский полки воевали на конях именно таким образом. Первым в мире, за сто лет до Наполеона и за полстолетия до Фридриха, царь завел конную артиллерию.

В годы Северной войны было обращено особое внимание на устройство вооруженных крепостей. Наиболее крупные крепостные сооружения возводились в городах, расположенных на северо-западе страны. Крепости предназначались для защиты русских границ от шведов. Такие крепости как Петропавловская, Шлиссельбургская, Псковская, Нарвская, Ивангород являлись мощными сооружениями, снабженным большим количеством оружия и пороха. Вначале крепости подчинялись губернаторам. Но в 1722 году начальником над всеми крепостями был назначен де Кулон.
Таким образом, цель – создание сплоченной, дисциплинированной, хорошо вооруженной и морально готовой к новым победам армии – была достигнута. Петр по праву считается основателем подлинно национальной русской военной школы.

2. Создание военно-морского флота.

В начале XVIII века России пришлось решать весьма важные задачи: создавать военный флот, строить базы и готовить военно-морские кадры. Стоит отметить, что военно-морской флот был любимым детищем Петра.

В годы Северной войны в России было создано три флота: Азовский, Балтийский и Каспийский.

В состав Азовского флота входили линейные корабли, шнявы, бомбардирские суда, мелкие парусные суда, бригантины, галеры и полугалеры. Всего 219 парусных и гребных судов. Базы Азовского флота находились в Воронеже, Азове и Таганроге. Основная тяжесть строительства ложилась на плечи крестьян: они поставляли рабочую силу и деньги.

Постройка флота «кумпанствами» продолжалась около трех лет. Строительство шло медленно. «Партикулярный адмиралтеец» А.П.Протасьев, стоявший во главе строительства, доносил Петру I о нерадении бояр. Построенные корабли оказались невысокого качества, вследствие этого правительство вскоре распустила «кумпанства» и взяло строительство флота в свои руки.

Балтийский флот был наиболее крупным флотом России, создавался в период с 1702 по 1709 годы. До 1709 года флот не имел линейных кораблей, но уже в 1715 году на Балтике было 25 линейных кораблей, 19 фрегатов, 4 шнявы, 3 бомбардирских судна и 3 прама. Число гребных судов возросло до 288. К 1720 году в состав Балтийского флота входили 31 линейный корабль, 5 фрегатов, 6 шняв, 2 бомбардирских судна, 2 прама и 78 мелких парусных судов. Всего 124 парусных корабля, построенных на своих верфях и 55 кораблей, захваченных у противника. Число гребных судов возросло до 416.

Балтийский флот разделялся на три эскадры. В походе 3-я эскадра составляла авангард, 2-я – кордебаталию, а 1-я – арьергард.

Главной базой флота был Петербург, имевший передовую базу в Кроншлоте, сооруженную в 1703 году. По мере развертывания боевых действий на море возникла необходимость иметь передовые базы в Выборге и Ревеле. В 1710 году они были созданы. Вслед за ними построили еще три базы – в Гельсингфорсе (1713), в Або и на Аландских острвах (1714). Последняя база имела временный характер. В ходе войны строилась база в Кронштадте. С 1723 года она стала главной базой Балтийского флота.

Каспиийский флот был учрежден накануне Персидского похода. В его состав входили 47 парусных кораблей и 38 гребных судов. Базы находились в Астрахани, Дербенте, Баку и на южном берегу Каспийского моря.

До начала XVIII века Россия не имела учреждения, ведавшего делами военно-морского флота. Во время строительства Азовского флота надзор за верфями и общее управление строительством осуществлял окольничий А.П.Протасьев. Он де ведал Владимирским судным приказом. В 1700 году Владимирский судный приказ переименовали в «Приказ адмиралтейских дел», во главе которого стал потом Ф.М.Апраксин. Постройкой боевых кораблей ведали лица, не имевшие отношения к флоту, к их числу относился и А.Меншиков. Руководство флотом было распылено, и это отрицательно сказывалось на укреплении обороны страны с моря.

В 1715 году в Петербурге образовали «Морской комиссариат». Московский же приказ переименовали в Московскую адмиралтейскую контору. Однако разделение функций между этими органами не улучшило управление. Надо было объединить приказы и конторы и создать один орган. В 1718 году была создана Адмиралтейская коллегия и установлено единое управление военно-морским флотом. Для этой коллегии в 1720 году был издан «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи в должностях коллегии Адмиралтейской». Хотя флот и получил твердую организацию, но она оказалась громоздкой. Поэтому для решения текущих дел было создано 10 контор. Это усложняло делопроизводство, вопросы решались медленно.

Несмотря на некоторые трудности в организации управления на тот момент мощным военно-морским флотом, самым главным стало то, что Россия крепко укрепилась в Прибалтике, получив удобный выход в Балтийское море. Следствием чего стало активное развитие торговли морским путем с другими странами. А получив рынки сбыта получили развитие ремесленничество и промышленность, которые достаточно сильно поддерживались Петром.

Заключение.

Осуществляя государственные преобразования, создавая промышленные предприятия, Петр I серьезно занимался и военными вопросами. Хорошо изучив военные организации различных стран, он не мог принять за образец ни шведскую, ни австрийскую, ни прусскую системы. Петр I создал такую военную организацию, которая соответствовала социально-политическим условиям России того времени.

Кроме того, русская армия стала самой сильной, а флот самым мощным не только в Балтийском море, но и в мире. Получив такую армию и флот Россия добилась мирового признания ее силы, а значит стало возможным отстаивать свои интересы на мировой арене. Правда, став более сильным государством Россия приобрела и новых врагов в лице бывших друзей.

Таким образом, в результате военных реформ были созданы все предпосылки для становления крепкого государства.

Список использованной литературы.

  1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 18 в., М., 1958., 646 с.;
  2. ДворниченкоА.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России., М, издательство «Проспект», 2005, 470 с.;
  3. Елагин С. История русского флота. Период Азовский., СПб., 1864., 200с.;
  4. Керсоновский А.А. История русской армии. Т.1, М., «Голос», 1992, 304с.;
  5. Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. М., «Рипол Классик», 1999. 672 с.;
  6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России., М., «Норма Инфра М», 1998., 392 с.

Кушнир А.Г. Первое тысячелетие Руси – России. История Русского государства в документах, материалах и комментариях. Учеб. Пособие. Том первый. М., «Рипол Классик», 1999., с.197-199.

Керсоновский А.А. История русской армии. Т.1, М., «Голос», 1992, с.50-54.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 18 в., М., 1958., с.50-52.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 18 в., М., 1958.,с.50-52.

ДворниченкоА.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России., М, издательство «Проспект», 2005, с.180-182; Керсоновский А.А. История русской армии. Т.1, М., «Голос», 1992, с.56-63.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 18 в. М., 1958., с.50-52.

Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение.

Елагин С. История русского флота. Период Азовский., СПб., 1864., с. 162.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в 18 в. М., 1958., с.50,106-107.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО ФЛОТА ПЕТРОМ I

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот, историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создаётся Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие — неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот. Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту — в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра). На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».


К сожалению, судьба корабля сложилась трагично — он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».


Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

В 1689 году разрешился внутренний кризис — царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника — геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.


В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня — с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь — Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи — все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться — отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру — не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях. По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» — он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.

В составе эскадры из трех кораблей («Св. апостол Павел», «Св. Пророчество» и «Святой Петр») Петр провожал торговую эскадру до выхода из Белого моря. К сожалению, этот поход прошел не слишком радужно. Во время достаточно короткого перехода стал очевиден дефицит морских офицеров — все сподвижники Петра были хороши для Потешной флотилии, но с трудом ходили на настоящих судах. Если «адмирал» Ромодановский и «вице-адмирал» Бутурлин худо-бедно справились с обязанностями, то «контр-адмирал» Гордон только по счастливой случайности не посадил на скалы яхту «Свя той Петр».

На этой же яхте Петр решил посетить Соловецкий монастырь, но в пути корабль застала сильная буря. В наше время наострове БольшойСоловецкий находитсяморскоймузей. . Если верить некоторым источникам, священники уговаривали царя принять причастие чтобы умереть с чистой совестью. Но Петр только отмахнулся от предложения и сам встал за штурвал яхты. Все обошлось — пробыв некоторое время на Соловках, он вернулся в Архангельск.

По возвращении в Архангельск Петр занялся вооружением и снаряжением корабля «Апостол Павел», а после прибытия купленного в Голландии корабля «Св. Пророчество» принял его под команду и совершил плавание в Белом море до Св. Носа в эскадре под флагом Ромодановского. Из второго путешествия по Белому морю Петр возвратился с неукротимым желанием приступить к строительству русского флота. России в то время принадлежало два морских побережья - Беломорское и Каспийское.

Естественным было устремление к Белому, которое связывало страну с Англией, Голландией и дру-гими странами. В Москве далеко не все понимали эти устремления. Петр же понимал, что великая страна, ее экономика требовали выхода к морю. Он не мог тогда бо-роться за возврат Балтийского побережья России, там господствовала мощная держава. И повернул свои взоры на юг, к Азовскому и Черному морям.

Россия искала выход к морю. Начинать было решено с юга… В феврале 1695 г. царь Петр Iприказал собирать войско - отвоёвывать у турок город Азов в устье Дона. Под именем бомбардира Петра Михайлова царь отправился в путь вместе с первыми полками западного образца: Преображенским, Семёновским и Лефортовым . Крепость Азов после долгой осады решили взять штурмом. Множество русских солдат и офицеров погибло, но город взять не удалось. Турки подво-зили морем свежие войска и продовольствие. Первый азовский поход 1695 г. закончился бесславно…

Пётр тяжело переживал неудачу, однако об отступлении не думал. Без военного флота приморскую крепость взять было сложно. Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты, шить паруса и лить пушки.


Выстроили верфи, амбары, бараки. Заложили на стапелях два 36-пушечных корабля, двадцать две галеры и четыре брандера. К весне всё было готово. Начался второй Азовский поход. В мае 1696 года на новой 34-вёсельной галере «Принцимпиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска, пополненные и отдохнув-шие, снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи.

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Произошло это 18 июля 1696 г. С этого дня и открылся свободный выход в Азовское море.

Надо было утверждаться на всем Азовском море, вы-двигаться к Черному. А для этого следовало продолжать создавать флот и построить гавани, ибо, как говорил Петр I, «гавань - это начало и конец флота, без нее есть ли флот или нет - его все равно нет». 27 июля, после взятия Азова, Петр стал на лодках объезжать побережье. Как гласит легенда, на одном из мысов, или, как их здесь называли, рогов, вечером горели костры - то пастухи на таганах варили пищу. Здесь, на таганьем рогу, и решили соорудить гавань (будущий Таганрог) для первого в России регулярного военно-морского флота.

Позднее в предисловии к Морскому уставу Пётр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот - обе!» Вскоре после взятия Азова, 20 октября 1696 г., Боярская Дума по предложению Петра приняла постановление:«Морским судам быть!» Этот день считается днём рождения Российского Военно-Морского Флота.

В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр I отправился волонтером при Великом посольстве в Голландию. Работал он сначала в Саардаме на частной верфи, затем в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании, где участвовал в постройке корабля от закладки до окончания и получил от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. Одновременно царь жадно впитывал знания разного рода, которые в будущем он использовал для проведения преобразований в России.

В 1698 г., заметив, что у голландских кораблестроителей не хватает теоретических знаний и они более руководствуются опытом и практикой, Петр отправился в Англию и в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Будущий адмирал плавал на английском флоте до острова Уайт, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах, посещал музеи, арсеналы и другие интересовавшие его места. Во время поездки за границу были наняты на русскую службу моряки и других специалисты, в том числе вице-адмирал Корнелиус Крюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез, которые взялись за приведение в порядок администрации флота.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям. Тем не менее царь продолжал сооружение Азовского флота. По возвращении из заграничного путешествия Петр Михайлов, как царь себя называл, принял звание корабельного мастера и стал получать жалованья по 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он заложил в Воронеже 58-пушечный корабль. Но всё-таки путь на широкие, мировые морские просторы был для русских кораблей затруднён: Керченский пролив контро-лировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы - проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.

Основная нацеленность интересов русского государя изменилась, Пётр I обратил свои взоры на Балтику. Но там уже господствовал сильный флот только что взошедшего на престол юного и отчаянного шведского короля Карла XII. Опираясь на под-держку двух других признанных морских дер-жав - Англии и Голландии, он угрожал не только своим прибалтийским соседям - Дании и Польше, но и намеревался захватить русские города:Псков, Новгород и Архангельск .

«Король мечтает только об одной войне, - писал о Карле XII французский посланник, - ему слишком много насказали о подвигах и походах его предков. Сердце и голова наполнены этим, и он считает себя непобедимым…» Такую уверенность придавало Карлу обладание не только флотом, насчиты-вавшим 50 кораблей, но и 150-тысячной армией, набиравшейся из шведских крестьян, которые в мирное время жили на полученной от государства земле. Эта армия превосходила по своим боевым качествам многие западноевропейские наёмные армии.

Против Швеции в 1699 г. был создан антишведский воен-ный Северный союз. Каждое государство антишведской коалиции имело свои интересы: датский король Фридрих IV хотел вернуть области, утраченные его страной в 1660 и 1689 гг., в частности Шлезвиг (область на границе Дании и Германии); саксонского курфюрста Августа II , который одновременно был и королём Польши, привлекали земли Лифляндии и Эстляндии (При-балтики); Пётр Iстремился не только выйти к морю, но и вернуть России её исконные территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г.

В мае 1703 г. по приказуПетра I была заложена на берегу Невы, на острове Янни-Саари, крепость в шесть бастионов. Имя ей дали Петропавловская. Тысячи мужиков, свезённых со всей России, стоя по пояс в воде, дубовыми «бабами» забивали сваи в топкий берег. Всех воров-колодников по приказу Петра тоже пригоняли сюда на работу. Сотнями ложились люди в мокрую землю на краю света - не выдерживали трудов, да и хлеба не хватало. «Зело здесь болеют, а многие и померли», - писал Пётр в Москву, требуя прислать ещё людей. Так начался строиться Санкт-Петербург - новая столица России.

Столицу надо было защитить от шведов… Недалеко от устья Невы, в Финском заливе, лежал остров Котлин , заросший густым сосновым ле-сом. Только вблизи него можно было пройти к устью Невы, - в других местах мешали отмели. Скоро на отмели к югу от острова Котлин началась стройка нового русского форта Кроншлот , части будущей морской крепости Кронштадт. В инструкции ко-менданту крепости говорилось: «Содержать сию цитадель с божьей помощью ащо случится хотя до последнего человека».

Уже через год шведы начали нападать на новую крепость, да и на побережье тоже. Хотя все атаки были отбиты, но без кораблей надёжно защи-тить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, завизжали пилы. На берегах рек Сясь и Свирь, а за-тем и Невы возникали верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 г. - 30-пушечный фрегат «Штандарт».

В мае 1703 г., начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устье Невы шведские суда «Гедан» и «Астрильд», за что был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. Оказавшись без поддержки, гарнизон крепости Ниеншанц капитулировал после обстрела. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В сентябре в звании капитана он привел с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург корабль «Штандарт».

К концу 1705 г. он насчитывал более двух десятков кораблей, фрегатов и галер. Триста орудий стояло на их палубах, ещё пахнувших свежим лесом, и две тысячи двести человек экипажей, матросов и пушкарей, ожидали приказа, чтобы тронуться в путь. Ко-мандующим флотом царь Пётр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.

Борьба шла долго и не всегда с успехом! Более двадцати лет, с 1700 по 1721 г., шла Северная война между Швецией и странами Северного союза. Вос-пользовавшись тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоёвывать Шлезвиг, Карл XII при поддержке англо-голландского флота высадил десант на датский остров Зеландия и осадил Копенгаген . Угрожая сжечь столицу Да-нии, Карл XII заставил Фридриха IV капитулиро-вать и выйти из Северного союза. Это произошло 7 августа 1700 г.

Эта война делится современными истори-ками на два периода: первый - с осени 1700 г. (начало осады Нарвы) до лета 1709 г. (Полтавская битва); второй с середины 1709 г. до 1721 г. (заключение Ништадтского мира).

С началом Северной войны необходимым стал и Балтийский флот. В 1702-1704 гг. строительство кораблей развернулось сразу в нескольких местах: на реках Сясь, Свирь, Луга, Волхов, Ижора. Кроме семи фрегатов было построено 91 судно. В конце 1704 г. созданная Петром на острове Котлин крепость имела уже более 70 орудий. К 1710 г. в состав флота на Балтике входило уже 12 линейных кораблей. Сильный флот ускорил взятие русскими войсками Выборга, Риги, Ревеля.

В 1706 г. Петра I произвели в капитан-командоры. 30 ноября 1707 г. он заложил в Санкт-Петербурге 16-пушечную шняву «Лизет», спущенную им в 1708 г. С 29 октября 1708 г. по указу адмирала графа Апраксина Петр Алексеевич стал получать жалованья командорского по 600 рублей, корабельного мастера по 1200 рублей. С 14 февраля по 27 мая 1709 г. он находился при судостроении в Воронеже, обозревал азовские порты, плавал на бригантине в Азовском море и 7 апреля спустил в Воронеже 2 построенных им корабля: 50-пушечный «Ластка» и 80-пушечный «Старый Орел».

Хотя для русских моряков строилось много разных кораблей и галер, - до шведского флота было всё-таки далеко. Однако мало-помалу русские войска с помощью флота отбили у шведов Нарву, Выборг, Ригу и Ревель и, наконец, в июле 1713 г. Гельсингфорс. У шведов не осталось в Финском заливе ни одного опорного пункта. В июле 1714 г. русский флот одержал победу над шведами в Гангутском морском бою, разгромив и взяв в плен отряд шведских кораблей.

Следующий этап резкой активизации в строительстве новых кораблей наступает в 1711-1713 гг. На русских верфях уже строили мощные 52- и даже 60-пушечные корабли. В 1714 г. русский флот одержал 27 июля крупную морскую победу над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Победа позволила русскому флоту контролировать Аландские шхеры и побережье. Стремясь перенести войну на территорию врага, российский царь наращивал численность и мощных линейных кораблей и шхерного флота. Окончательное утверждение на Балтийском море может быть приурочено к победе у Гренгама 27 июля 1720 г. К моменту окончания войны Россия имела на Балтике 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.

С 1705 г. начались рекрутские наборы специально для флота. В дальнейшем до 1715 г. было 5 наборов, примерно по 1-1,5 тыс. человек каждый. Однако полностью комплектование флота стало реальностью только начиная с 1718 г. Первое мореходное училище было организовано еще в 1698 г. в Азове. В 1701 г. в Москве открылась школа «математических и навигацких» наук, готовящая кадры и для армии, и для флота. Вначале она была рассчитана на 200, а с 1701 г. - уже на 500 человек. В 1715 г. стала действовать петербургская Морская академия офицерских кадров. В 1716 г. была организована так называемая гардемаринская рота.

В 1718 г. царственный вице-адмирал командовал авангардом флота Апраксина Ф.М. в плавании по Финскому заливу. 15 июля был спущен в Санкт-Петербурге построенный 90-пушечный корабль «Лесное». В 1719 г. царь начальствовал Балтийским флотом; флот ходил до Аланда, где простоял почти два месяца. В этом и предшествующем годах Петр усердно трудился над составлением морского устава, работая иногда по 14 часов в сутки.

Шведские сенаторы пробовали уговаривать своего короля Карла XII, чтобы он заключил мир с Россией. Однако Карл и слушать ничего не хотел. «Хотя бы вся Швеция пропала, - заявил он, - а миру не быть!» Пришлось опять объявлять новую мобилизацию по всей Швеции…

Ещё много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот, и в 1721 го-ду шведы были вынуждены подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору к России отошли: Ингерманландия, на землях которой возник Петербург, Эстляндия с городом Ревель, Лифляндия - с Ригой и часть Карелии - с Выбор-гом и Кексгольмом.

В честь Ништадтского мира Пётр приказал устроить большие празднества сначала осенью в Петербурге, а затем зимой 1722 г. в Москве. По московским улицам прошла не-обыкновенная процессия: множество больших макетов кораблей, поставленных на санные полозья, двигались к Кремлю.

На флагманском макете восседал сам Петр I, возглавлявший это шествие. А в Кремле его встретил старый друг. На пьедестале, украшенном картинами и надписями, стоял «Дедушка русского флота» - старый английский корабельный бот, на котором молодой русский царь плавал ещё по Яузе, и все «ко-рабли» отдавали «дедушке» честь…

К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своем составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов (Коробков Н.М. «Русский флот в Семилетней войне», М., 1946 г.). В его рядах было до 30 тысяч человек. Петербург, Кронштадт, Ревель, Архангельск - вот основные порты и базы его пребывания.

Понятно, что без труда многих и многих специалистов создать флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что было бы невозможно свершить это великое дело в столь краткие для истории сроки без энтузиазма молодого Петра Великого, влюбившегося в морское дело, осознавшего в полной мере его важность для государства и заставившего приближенных также стать его энтузиастами.
Царь Петр стал редчайшим примером человека, обладавшего полнотой власти, но действовавшего не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела. Достойным памятником преобразователю служит созданный им флот.

Армия и флот

Петр не создал в России хорошо устроенных финансов; он оставил ей военную организацию, доказавшую свои блестящие качества и составляющую одну из наиболее бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Но его дело, даже в этом отношении, не имеет характера личного создания, обыкновенно ему приписываемого, и, с другой стороны, не является вполне безупречным. Не входя по этому поводу в спор, превышающий нашу компетенцию, мы ограничимся кратким изложением фактов, наиболее выдающихся, и мнений, наиболее авторитетных.

О предшественниках великого мужа можно сказать, что у них было двести тысяч вооруженных людей и ни одного солдата. Весьма живописный вид этой армии не имел ничего воинственного. Наряду со средневековым рыцарем, закованным с ног до головы в латы, красовался всадник на неоседланной худой кляче, с палкой в руках вместо всякого оружия и мешком ржи за плечами в виде воинского снаряжения. Не существовало никакого правильного набора для такого разношерстного войска; просто сборище вооруженных людей, принадлежащих все к одному классу – земельных собственников. Никакой подготовки в военном искусстве; военные упражнения в мирное время были вещью незнакомой. Не было организованного начальства, предводительство над войсками принадлежало по праву представителям местной аристократии – боярам, окольничим. Не было интендантства: люди снаряжались и питались как хотели и как могли. Наконец, эта армия состояла почти исключительно из кавалерии и, следовательно, совершенно не соответствовала требованиям современного ведения войны.

Но такое положение вещей не оставалось неизменным до воцарения Петра. С XVI века царь Федор Иванович (1584–1598) уже имел некоторое количество регулярных войск, обученных и одетых по-европейски. Француз Маржерет и лифляндец фон Розен, находясь у него на службе, командовали отрядом в две тысячи пятьсот человек, состоявшим преимущественно из поляков, лифляндцев, немногих шотландцев, датчан, шведов, французов и греков. Непосредственные предшественники Петра, Алексей и Федор Алексеевич, пошли далее. Они завещали своему преемнику первую попытку общей реформы командования, рекрутского набора и даже преобразования армии в духе демократическом, сообразно требованиям того времени. Комиссия, учрежденная в 1681 году под председательством князя Василия Голицына, постановила в выборе военачальников руководствоваться проявленным дарованием. Вместе с тем личная служба земельных собственников была отчасти заменена поставкой рекрутов даточных соразмерно с обширностью владений. Наконец, появились постоянные регулярные войска, иностранные и даже местные, состоявшие из полков пехоты.

Личная заслуга Петра заключалась в развитии, надо сознаться, довольно непоследовательном и фантастичном, по крайней мере вначале, этого почина. 30 января 1683 года Сергей Бухвостов, придворный конюший, приставленный к царским конюшням, был первым завербован в потешный полк - затею юного царя. Впоследствии он был первым солдатом Преображенского полка. Затем туда были зачислены остальные конюхи, а потом постепенно и боярские дети, принадлежавшие к партии, враждебной правительству Софьи. В 1684 году уже имелся наличный состав в триста человек и ядро военного образования в Преображенском. В следующем году Петр решил произвести рекрутский набор. Число ополченцев достигло тысячи, и второй потешный полк был создан в Семеновском, откуда произошло название второго гвардейского полка. В 1690 и 1691 годах происходили первые маневры этого войска под названием Семеновской кампании. В 1692 году потешные полки получили свою окончательную организацию. Петр значился сержантом в Преображенском полку. В 1694 году во время Кожуховской кампании - вторых маневров – оба полка принимали участие как правильно сорганизованные тактические единицы, уже потеряв качества и название потешных полков. Прекратилась игра в солдаты, подготовлялось серьезное дело. В том же году была сформирована рота бомбардиров, и царь был в нее зачислен под именем Петра Алексеева.

Это было ядро будущей армии, не имевшей уже ничего общего в смысле устройства, дисциплины и обучения с древней ратью или ополчением разного рода оружия. Только Лефортовский полк – недавнего происхождения – и Бутырский полк, возникший в 1642 году при Михаиле Федоровиче, до известной степени имели сходство с новой организацией.

Она доказала свое сравнительное превосходство под стенами Азова в 1695 году. Однако до 1699 года Петр ничего не предпринимал для распространения и обобщения принципа, положенного в основу этой организации. Он ограничился уничтожением стрельцов, чем разрушил прежнюю армию, не создав на ее место новой. Для возбуждения творческой деятельности великого мужа понадобилась шведская война. Но тут последовал взрыв: мощный поток соображений и приказаний, не считавшихся ни со временем, ни с пространством, ни со средствами, ни с благоразумием.

Приказания дышали бесподобной отвагой и смелостью, соображения часто отличались оригинальностью. Прежде всего Преобразователь отказался от способа вербовки, принятого в большинстве современных армий; он остановился на системе рекрутского набора, отличавшейся от теперешнего обязательного отбывания воинской повинности только своим характером, не индивидуальным, но коллективным. Надо сознаться, что в этом различии заключается коренной недостаток всей системы. Обязательство каждого сословия представить соответствующее количество рекрутов привело к прискорбным уловкам замещения и освобождения посредством наемных ставленников. Петр добавил к этому службу пожизненную, что противоречило принятому принципу общего управления, так как не могли же все служить в армии, ряды которой опустошались только смертью, кроме того, это отделяло армию от народа, придавая ей характер замкнутой касты, и, наконец, создавало из нее армию инвалидов.

Таким образом, опередив Европу в некоторых отношениях, план страдал отсутствием уравновешенности. Вначале все дело сводилось к созданию материальному. Дух военных установлений Запада, составляющий их главную силу, по-видимому, отсутствовал. Доказательством тому вскоре явилась осада Нарвы. Из тридцатидвухтысячного состава регулярных войск, уже находившихся в распоряжении Петра, только полки Преображенский и Семеновский оказались способными на некоторое сопротивление; но, разрядив до двадцати раз свои ружья, по свидетельству Посошкова, они не убили никого.

Это второе испытание наконец открыло молодому государю значение нравственного элемента, с которым он до сих пор совершенно не считался в своих быстро выполненных преобразованиях, и направило его на верный путь. Не забывая об остальных элементах действительного могущества, он стал относиться впредь с особой заботливостью к воспитанию души солдата. В этом главным образом заключается его заслуга, более важная, чем учреждение пушечных заводов на Охте и в Туле, пороховых фабрик, основанных в Петербурге и на Охте, военно-инженерного училища, открытого в Москве, и даже первого, приписываемого Петру опыта конной артиллерии. К концу царствования у него уже имелось сорок полков пехоты, тридцать три драгунских полка, пятьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят шесть пехотинцев и тридцать шесть тысяч триста тридцать три лошади в постоянной армии, не считая войск иррегулярных, казаков, калмыков и т. д. Но самая численность, при всей своей внушительности, является лишь вопросом второстепенной важности в совершенном подвиге. Последний, прежде всего, велик могучим духом, каким творец сумел проникнуть и оживить свое создание. Воспитанный Петром, русский солдат из простого полубессознательного животного превратился в существо мыслящее, повинующееся, что бы ни говорили, также иным побуждениям, кроме страха наказания. У него есть идеал и душевное мужество, сознательная храбрость, не внушенная палкой. Возражая против оценки, слишком легко признанной в этом случае, мы приведем лишь одну черту: в то время как на Западе война из-за испанского наследства привела к окончательному признанию превосходства механического строя в боевых построениях, Петр упорно отстаивал у себя принцип действия, органически независимого, – отдельных тактических единиц, и его военные инструкции и регламенты неизменно проникнуты тем же духом: заботой развить и предоставить свободу личной инициативе сражающихся.

Военное законодательство Петра, хотя весьма тщательно изученное и в виде исключения поддавшееся кодификации, не во всех отношениях заслуживает подобной похвалы. С точки зрения дисциплины и наказания оно идет совершенно вразрез с принципами, положенными в основу организации и воспитания вооруженной силы, является полным нарушением здравого смысла. В защиту его приводился тот аргумент, что в суровости мер, варварстве способов наказания – отрубании голов, казней через повешение, четвертовании, отрезании носов и ушей – оно лишь подражало иностранным образцам, именно французскому военному кодексу, даже смягчая в некоторых случаях его строгость в смысле большей гуманности. Но слова защиты малоубедительны. Законодательство не сообразовалось с различием между составом русской армии и прочих западных армий. Русский солдат, современник великого царствования, не был, по крайней мере в принципе, рекрутом в немецком или французском значении этого слова; он не принадлежал, как очень часто случалось там, к подонкам черни. Скорее, опять-таки в принципе, он являлся представителем лучших сил народа, даже на самом деле по большей части представлял элемент значительно высший. Этого не сумел понять сам Петр. Поэтому он только достиг всеобщего повального бегства, красноречиво выразившегося в количестве его указов, касающихся преследования нетчиков, рекрутов, уклонившихся от набора, ослушников, бежавших от службы, превращенной в безжалостное, бесчеловечное рабство.

С другой стороны, всей энергии и умению Петра не удалось справиться с некоторыми причинами отрицательного качества, еще в недавнее время гибельно отражавшихся на успехе русского оружия: с недостатками администрации, неудовлетворительностью высшего начальства. Нам кажется, что опыт в достаточной степени освещает это второе различие, часто отрицаемое, между природными свойствами и качествами человека, так сказать, инстинктивными, и теми, которые являются последствием долгой и кропотливой культуры. Петр в этом отношении не мог переступить вечных законов мира умственного и нравственного. Храбрость и даже честь – явления элементарного порядка и встречаются даже в состоянии диком.

Другое дело знание или честность. Древняя Московия не отличалась воинственностью; победы князей московских над татарами были плодом политики коварства и терпения; современная Россия могла быстро сделаться воинственной и геройской; Петр легко разбудил инстинкты, способствовавшие такому превращению, такому возврату к далеким заветам норманнской эпохи. Но он напрасно старался подняться выше этого. Однако, подарив государству полтавскую армию, он создал из нее прекрасное орудие, средство осязательного могущества и в то же время нравственного прогресса. Настоящее величие России возникло при его помощи.

В том, что касается мореплавания, – флота военного или флота торгового, современников великого царствования, – мы отважимся выставить иные оговорки. В поспешности и неумеренности, здесь обнаруженной, по нашему мнению, сказалось проявление атавистического инстинкта, сделавшегося нерациональным, принимая в расчет местные условия, и обратившегося в каприз безудержного самовластия. Примеры прошлого, потому что и в этом направлении были примеры, должны были бы предостеречь Петра против увлечений воображения. В царствование Михаила Федоровича, желая использовать течение Волги для сношений с Персией, голштинские купцы испросили разрешения выстроить в Нижнем Новгороде известное количество судов; позднее Алексей Михайлович сам принялся за судостроительство в Дединове, при слиянии Москвы с Окой. Все эти попытки окончились неудачей: гибелью голландских кораблей на Каспийском море, захватом и уничтожением остальных Стенькой Разиным в Астрахани. Сама природа в этой стране, не имевшей морских берегов, казалось, возмутилась против учиненного над ней насилия.

Пустившись в плавание по бурным волнам Белого моря на яхте, наскоро выстроенной на астраханских верфях, только что созданных, Петр подвергся сам и подверг своих спутников большой опасности. Прибегнув к содействию голландских кораблестроителей, он уже обладал в 1694 году тремя судами: кораблями, одинаково пригодными для двух целей – военной и торговой, выстроенными по типу, выработанному первыми судохозяевами из опасения волжских разбойников и надолго сохранившемуся в отечественном судостроительстве; но эта эскадра являлась просто забавой, и молодой государь понимал это настолько хорошо, что в 1695 году неожиданно бросил свой северный порт и все старания, там потраченные, а также увеселительные прогулки. Он снова возвратился к тихим водам Яузы, где прежде всего обнаружились его мореплавательные фантазии. Там он принялся, взяв за образец остов голландской галеры, привезенной к месту строительства на санях, за подготовление флотилии, перевезенной затем – все сухим путем – в Воронеж, спустившейся по Днепру и содействовавшей взятию Азова.

Нам уже пришлось говорить о сомнительном успехе этой второй попытки. В следующем году военная флотилия, в свою очередь, оказалась в ряду игрушек, переставших нравиться. Теперь Петр стремился прежде всего иметь торговый флот, и, верный своей манере добиваться намеченной цели, он допускал возможность приобрести его сразу, превратив свое желание в повеление и прибегнув к властным приемам. 4 ноября 1696 года, собрав в Преображенском совет, он решил, что все собственники, миряне и духовенство, обладающие сотней домов и больше, должны были в течение месяца явиться в Москву в поместный приказ для корабельной раскладки, кому с кем быть в кумпанстве для постройки торговых судов. Архимандриты, владевшие недвижимостью в монастырских имениях, не составляли исключения, и патриарх обязан был соорудить два пятидесятипушечных фрегата! Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить восемьдесят, а еще восемьдесят государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены.

Постройка должна была окончиться в два года. Смертная казнь для запоздавших! Все повиновались, и к назначенному сроку все было готово; только 20 апреля 1700 года вышел новый указ, повелевавший упразднить кумпанства, исполнившие волю государя, сорганизовавшиеся и создавшие флот, но положительно не умевшие им пользоваться.

Вся эта громадная затрата времени, энергии и денег снова привела лишь к морской демонстрации, имевшей, однако, известное значение. В августе 1699 года русский корабль переплыл Черное море и вошел в Константинопольский рейд, конечно, с мирными намерениями, доставив двух царских уполномоченных, имевших поручение приступить к заключению окончательного договора. Но все же появление корабля вызвало сильнейшее волнение среди турок. Дипломатические аргументы, просьбы и угрозы – все было пущено в ход, чтобы преградить дорогу этому посетителю. Но Петр настоял на своем. И, в сущности, такой демонстративный характер остался связанным со всей будущностью русского военного флота. Он действовал и достигал цели главным образом нравственным воздействием. Что касается донской флотилии, засевшей в Воронеже благодаря мелководью Дона, ей нельзя было воспользоваться в 1711 году при возобновлении враждебных действий с Турцией. После же потери Азова она сделалась совершенно неприменимой. Часть ее была уступлена тем же туркам, а остальная предоставлена разрушению.

Более серьезным казалось создание северного флота, вызванное войной со Швецией. Первые шаги его были геройскими. Захваченные шведами и принужденные служить лоцманами при нападении на Архангельск, в июне 1701 года два русских матроса, Иван Рябов и Дмитрий Боринов, привели неприятельские корабли под крепостные пушки, где те были разбиты и взяты в плен. Избитые, герои притворились мертвыми и наконец все-таки спаслись. Затем последовало несколько удачных сражений на Ладожском озере, обладание которым осталось за русскими. В 1703 году, после победы у устья Невы, в Олонецке на Олонке были устроены кораблестроительные верфи. Год спустя было основано С.-Петербургское адмиралтейство, а при взятии Дерпта и Нарвы молодой балтийский флот уже помогал в перевозке войск и провианта. В 1705 году он отразил нападение шведов на остров Котлин, в 1706 году захватил в плен под стенами Выборга большое шведское судно, в 1710 году принимал участие во взятии Выборга. Но все-таки еще Финский залив, державший в осадном положении все побережье Балтийского моря, оставался в руках Швеции. Одно только численное превосходство ее войска обеспечивало ей такое выгодное положение. Правда, уже в 1701 году, при свидании с Августом в Биржах, Петр похвалялся своему царственному другу, что обладает восемьюдесятью шестидесяти– и восьмидесятипушечными кораблями, из которых один, построенный по его собственному чертежу, называется «Божье Предвидение». «У этого корабля на носу находится изображение св. Петра; над аллегорическим изображением, также нарисованным самим Петром, лодка, на которой дети пускаются плавать по морю». Петр, бесспорно, составлял чертежи и рисунки, но эскадра, с которой двенадцать лет спустя он предпринял победоносную осаду Гельсингфорса и Боргё, состояла всего из семи линейных кораблей и четырех фрегатов, из числа которых три корабля и два фрегата были куплены за границей.

Эта самая эскадра, сопровождавшая флотилию из двухсот галер и других мелких суденышек, участвовала в первой значительной морской победе, какой могут гордиться летописи русского флота, – в сражении при Гангуде (Ганго-Удд), где 25 июля 1714 года шведский адмирал Эреншёльд отдал свою шпагу Петру Михайлову. Эскадра опустошила в 1719 году берега Швеции, а в 1721 году, дозволив генералу Лесси совершить высадку на шведский берег, сильно содействовала ускорению Ништадтского мира. Но победоносными делали эти выступления, по большей части сохранявшие характер демонстраций, численность и качество войск, находившихся на флотилии. Так, Апраксин имел при себе в 1719 году двадцать семь тысяч человек пехоты. Битвы, происходившие неизменно в очень близком соседстве от берегов, тоже не были похожи на настоящие морские сражения. Там господствовал элемент сухопутный и обеспечивал успех.

В общем, как с точки зрения военной, так и с точки зрения торговой, Петр приложил много бесплодных стараний, чтобы обратить русский народ в мореплавателей. Жители обширного пространства, окаймленного морями, далеко не гостеприимными, не были виноваты, что не сумели приспособиться к фантазии своего царя. В торговом отношении Россия до сих пор остается данницей иностранных флотов. Военный флот Дона со своими подражаниями галерам голландским, английским, венецианским оказался затеей дорогой и неудачной. Необходимость уменьшить осадку даже не позволила воспроизвести основные мореходные качества взятых образцов. Благодаря более благоприятным местным условиям и опыту, приобретенному государем, его северные верфи удались лучше. Они даже внушили некоторое беспокойство Англии, однако, как доказали последствия, забившей тревогу слишком рано. Неумеренность и поспешность – два недостатка, свойственные всем созданиям великого мужа, – здесь, как и в других случаях, помешали успеху стараний. Лес, употребленный в дело, был слишком сыр, оснастка плохого качества, матросы не были обучены. Течь, потеря мачт, неопытность и неподготовленность команды, наскоро набранной, уносимой болезнями, – ежедневные явления в истории Петровского флота. Число судов всякого рода, линейных кораблей, фрегатов или галер, построенных в эпоху великого царствования, достигало почти тысячи; но когда в 1734 году, девять лет спустя после смерти Петра, для предполагаемой осады Штеттина понадобились их услуги, то налицо с трудом оказалось пятнадцать, способных держаться на воде, и ни одного офицера, чтобы ими командовать.

Петр пошел слишком быстрыми шагами, а главное, хотел зайти слишком далеко. Создать в России флот было прекрасной мыслью, превратить Россию в Голландию – безрассудным намерением. Учреждая в двадцати пяти местах своей империи, иногда очень далеких от моря, верфи, последовательно заброшенные, заменяя канцелярию мореплавательных сооружений во Владимире адмиралтейской канцелярией в Москве, причем оба пункта находятся от моря на расстоянии более шестисот километров, Петр придал своему созданию характер искусственности, сохранившейся и по сие время. Перенесенные позднее в С.-Петербург вместе с канцелярией военного флота (1712 г.), сосредоточенные окончательно в новой столице совместно с коллегией адмиралтейства (1719 г.) предприятия могут показаться предназначенными главным образом для доставления царю развлечения и иллюзии. Без сомнения, они содействовали если не обоснованности, то предоставлению некоторых веских аргументов оппозиции, с какой пришлось столкнуться всей деятельности Преобразователя, к чему мы вернемся в заключении.

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

6.9. «Античный» флот греков, плывущий на Трою и венецианский флот, везущий крестоносцев на Царь-Град Греческие вожди должны были собрать большой флот, чтобы достичь Трои. В Илиаде и Троянских Сказаниях подробно перечисляются корабли, принявшие участие в походе. «Когда

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора

Глава 21 Армия Андерса и армия Берлинга Еще до начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1940 г., советское правительство приняло решение о создании польской дивизии на территории СССР. В лагерях военнопленных был подобран командный состав - 3 генерала, 1 полковник, 8

Из книги Петр Великий автора Валишевский Казимир

Глава 7 Армия и флот IПетр не создал в России хорошо устроенных финансов; он оставил ей военную организацию, доказавшую свои блестящие качества и составляющую одну из наиболее бесспорных и славных заслуг Преобразователя. Но его дело, даже в этом отношении, не имеет

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из книги Византия [Быт, религия, культура] автора Райс Тамара Тэлбот

Глава 5 Армия и флот С самого начала византийские императоры пребывали в полном согласии с римскими правителями в том, что касалось обеспечения безопасности империи и сохранения ее границ в неприкосновенности. Но в отличие от римлян, которые придерживались крайне

Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков Александр

Английская армия и флот перед войной 1840–42 гг. Сухопутные войска: Перед первой войной английские армия и флот строилась на традициях, заложенных великими Нельсоном и Веллингтоном. «Абукир», «Трафальгар», «Талавера», «Арапилес», «Витория», «Тулуза», «Ватерлоо» были

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

АРМИЯ И ФЛОТ: СТРУКТУРА И РЕСУРСЫ Армия Восточной Римской империи в VI в. состояла из двух основных контингентов: стационарных пограничных войск, известных под названием лимитанеи (limitanei), которые состояли в основном из старых легионов, и вспомогательных отрядов и

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Глава четвертая Армия, флот Армейские органы управления Армия, как объединение нескольких войсковых соединений, действующих на одном направлении, значительный период русской истории носила скорее условный, чем оперативный характер, хотя уже во время Отечественной

Из книги Мозг армии. Том 1 автора Шапошников Борис Михайлович

Глава II. Австро-венгерские армия и флот в начале XX столетия Лагерь Валленштейна – основа армии Габсбургов. – Полководческая боязнь Габсбургов. – Основы спайки австро-венгерской армии. – Революция 1848 года и армия. – Конституция 1867 года и разделение армии. – Основы

Из книги «Философия войны» в одноименном сборнике автора Керсновский Антон Антонович

Глава XVII Армия, Флот, Авиация Трем элементам природы - земле, воде и воздуху - соответствуют три вида вооруженной силы - сухопутные, морские и воздушные.«Всякий потентат, который только армию имеет - одну руку имеет, а который и флот имеет - обе руки имеет», - сказал

Из книги Александр III – Миротворец. 1881-1894 гг. автора Коллектив авторов

Армия и флот АРМИЯ. Реформированная Александром II армейская система продолжала функционировать и при Александре III. Рекрутский набор был заменен воинской повинностью. Так произошел переход от профессиональной к массовой армии, ведь длинная, фактически пожизненная

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Глава четырнадцатая АРМИЯ И ФЛОТ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ III У России есть лишь два верных союзника - её армия и её флот.Александр

Из книги Северная война. Карл XII и шведская армия. Путь от Копенгагена до Переволочной. 1700-1709 автора Беспалов Александр Викторович

Датская армия и флот, внешняя политика Кристиана V и Фредерика IV в 1697-1700 гг. Что касается Дании, то необходимо упомянуть о том, что она располагала 15-25 тыс. армией и мощным военно-морским флотом.Таким образом союзники могли вести войну против Швеции одновременно на трех

Из книги На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго автора Манвелов Николай Владимирович

Глава 14. АРМИЯ И ФЛОТ «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас», - сказал как-то император Александр Третий. Но на практике говорить о неких «союзнических отношениях» между родами

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 Русская армия и флот к 1904 году В настоящее время любимым аргументом военных на критику в свой адрес стало: «Армия - слепок общества». То есть какое общество, такая и армия. С того же следует начать и рассказ о русской армии начала XX в. Как в жизни империи уживались

Из книги Колокола тревог автора Терещенко Анатолий Степанович

Армия и флот - родные дети или пасынки? Когда-то самый спокойный царь-миротворец в России Александр Третий сказал, что у него есть только два друга, два союзника - армия и флот. И надо отметить, хотя он и не воевал ни с кем, но очень заботился о боеготовности армии и флота.