Методическая разработка на тему: Анализ летнего оздоровительного лагеря "Экологическая тропа". Остановка «Познавательная

В ходе конкурсов выявляется уровень знания участницами лекарственных растений, грибов, фруктов, ягод, овощей, умения определять название дерева по контуру его листа, а также изображать с помощью пантомимы действия, иллюстрирующие летние работы.

Победительница становится обладательницей титула «Сударыня Лето» и короны.

Ведущий. Уважаемые зрители! Конкурсную программу «Сударыня Лето» мы начинаем со знакомства с участницами, которые будут приглашаться в зал по очереди и отвечать на наши вопросы. При этом жюри будет оценивать умение девочек преподнести себя, непринужденность, находчивость, оригинальность ответов.

Ведущий представляет каждую участницу, задает ей вопросы, затем предлагает зрителям задать свои вопросы.

Примерные вопросы ведущего

♦ За что вы любите лето?

♦ При слове «лето» какие ассоциации у Вас возникают?

♦ Самый красивый, на Ваш взгляд, летний цветок?

♦ Есть ли что-нибудь, не нравящееся Вам в лете?

♦ Если бы Вас попросили нарисовать эмблему лета, что бы Вы изобразили на ней в первую очередь?

♦ Вам бы хотелось, чтобы лето продолжалось круглый год?

Зрители задают свои вопросы. Жюри оценивает конкурс.

Ведущий . Следующий конкурс носит название «Лесная аптека».

Лес — это наше богатство, это своего рода аптека, дающая нам бесплатные лекарства, с помощью которых предупреждаются и излечиваются различные болезни.

Проверим, насколько хорошо наши участницы знают лекарственные растения. Я буду читать загадку, а девочки строго по номерам будут записывать на листках отгадки.

1. Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

2. Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (Подорожник)

3. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

4. Белая корзинка, золотое донце;

В ней лежит росинка и сверкает солнце. (Ромашка)

5. Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей)

6. «Кошачья травка» —

Больным поправка,

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

7. Зелены кусточки,

Алые цветочки;

Коготки-коготочки

Стерегут цветочки. (Шиповник)

Жюри оценивает результаты конкурса. В это время зрители отвечают на вопросы по теме «Лесная аптека».

Какое растение сводит бородавки? (Чистотел)

Цветок ярко-синего цвета, который можно найти во ржи. (Василек)

Какое дерево имеет эффектный, «боярский» вид, откуда и произошло его название? (Боярышник)

Травка от 99 болезней с золотисто-желтыми цветками, собранными в метелку, которая не только лечит, но и калечит, правда, в основном, животных. (Зверобой)

Желтые и оранжевые цветы, название которых имеет что-то общее с календарем. (Календула)

Дерево с душистыми цветками, название которого иногда употребляется в значении «подделка», «фальшивка». (Липа)

В названии этого растения упоминается родная и неродная мама. (Мать-и-мачеха)

Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодками: сидят они, плотно прижавшись друг к другу. (Облепиха)

Ведущий . Теперь посмотрим, хорошо ли претендентки на звание «Сударыня Лето» знают деревья, растущие в нашей местности. Конкурс «Деревья». Их задача — по контуру листа назвать дерево. (См. приложение)

Девочки на листах бумаги под соответствующим номером записывают название дерева.

Ответы: 1. Дуб. 2. Ольха. 3. Береза. 4. Клен. 5. Рябина.

Пока жюри оценивает работу участниц, зрители выполняют задание ведущего: «В данном слове заменить всего одну букву на другую, чтобы получилось название дерева».

Сла ва — сли ва, д ва — и ва, к уб — д уб, кли н — кле н, ла па — ли па, бы к — бу к, во з — вя з, Г алина — к алина, кеды — кедр , пин та — пих та.

Ведущий. Следующий конкурс называется «Грибной кузовок».

По тропинке во весь дух

Мчится из лесу петух.

Он кричит: — Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой!

Из-под елки фыркнул еж:

— Все грибы ты растрясешь!

Ежик прав: у петуха

В кузовке одна труха.

♦ КА — РО — MAC — ЛЁ — СЫ — ЕЖ — ВИК,

♦ НОК — ПОД — ОСИ — ВИК — РЫ — КА — ЖИК,

♦ КА —СИЧ — ЛИ — ПОД — РЁ — БЕ — ЗО — НО,

♦ НУШ — ИК — КА — ИН — ПЁ — МОК — ВОЛ — ОВ — О.

Задание : составить из данных слогов как можно больше слов, обозначающих названия грибов. (Каждая участница получает по набору карточек со слогами.)

Ответы : масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит со зрителями игру: рассыпает по полу рисунки грибов и устраивает соревнование между двумя игроками — кто больше «грибов» успеет собрать в кузовок, при условии, что собирать нужно «грибы» по одному.

Ведущий . А сейчас — конкурс под названием «Во саду ли, в огороде». Участницы в порядке очередности будут называть все, что растет в саду и на огороде: овощи, фрукты, ягоды. Та участница, чье молчание будет длиться более трех секунд, выбывает из конкурса. Соответственно, побеждает оставшаяся в игре. Начинаем!

Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий . Чтобы выяснить, насколько хорошо претендентки на звание «Сударыня Лето» знакомы с разными видами летних работ, мы проведем конкурс, который называется «Хозяюшка». С помощью жестов и мимики участницам нужно показать действия, которые записаны на карточках. Задача зрителей — узнать и назвать эти действия.

КАРТОЧКИ

♦ Вы полете грядки.

♦ Вы собираете яблоки с дерева в корзину.

♦ Вы собираете грибы.

♦ Вы поливаете огород.

♦ Вы косите траву.

♦ Вы варите варенье.

Ведущий. Слово жюри. Оно подведет окончательные итоги и назовет победительницу.

Вручение короны победительнице, вручение поощрительных призов всем участницам.

Основным механизмом реализации общелагерной деятельнос­ти являются тематические дни. Тематический день - это система­тизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется:

· идеей смены;

· общечеловеческими ценностями;

· знаменательными датами, празднование которых предстоит

· год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

К примеру, тематические дни могут называться так: День Земли, День Мира, День Человека, День Отечества, День Знаний, День Труда, День Культуры. В контексте сюжетно-ролевой игры эти дни могут стать своеобразными праздниками.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следу­ющих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса - знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной цен­ности, дела, способствующие формированию положительного от­ношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

· по направленности - социально и личностно значимые;

· по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия; игровая деятельность; организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность; познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности; организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межот­рядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить уча­стки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает :

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкаль­ного оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоциональ­но-нравственной атмосферы в течение дня.

В рамках смены может быть самое разное содержательное на­полнение тематических дней:

1. День человека:

· диспут «Герой нашего времени»;

· праздник спорта и искусства «Малые Олимпийские игры»;

· школа выживания;

· дневник эволюции человечества;

· беседа «Человек - дитя природы»;

· создание общества прав ребенка (темы для обсуждения: «Что значит быть человеком», «Как научиться жить среди людей», «Азбука жизни дома, в школе, на улице, в стране, в обществе», «Я - ребенок, я - человек: мои права и обязанности», «Что важнее - выполнять обязанности или соблюдать права?», «Закон и люди», «Кто защищает мои права?»);

· ток-шоу «За гражданские права, честь и достоинство»;

· фестиваль «Должны смеяться дети»;

· вечер «Что в имени тебе моем...»;

· «Школа здоровья»;

· работа творческих мастерских «Семь граней «Я»;

2. День Земли:

· беседа-практикум о состоянии природы, об экологии;

· экскурсии в природу;

· акции в защиту природы;

· теоретико-практические занятия «Уроки природы»;

· экологический митинг «Во имя жизни»;

· разработка проекта на тему «Экологическая защита города» и его реализация в лагере;

· конкурс экологических плакатов «Я +»

· разработка проекта «Экологическая ситуация в области»;

· ролевая игра «SOS» - экологическая акция по спасению территории вокруг лагеря;

· академия экологических знаний;

· уроки общения с природой;

· смотр агитбригад «Охраняй окружающую среду»;

· «Путешествие по ближнему зарубежью» (исследование достопримечательностей ближайшего леса);

· проект сооружения памятника «В защиту зеленого друга»;

· проект «Легендарное место» (обследовать местность, придумывать название и легенду необычного места);

· продуктивно-познавательная игра на местности «Экологический бумеранг»;

· тематические огоньки «Судьбы едины».

3. День Отечества:

· знакомство с жизнью выдающихся людей;

· путешествие по Золотому кольцу России;

· конкурс гербов;

· игра-путешествие «По деревням и селам»;

· праздник славянской письменности;

· фестиваль «Вехи»;

· заочное путешествие «Губернская экспедиция»;

· диспут-клуб «Я - патриот!?»;

· фольклорный праздник «Берендеевы поляны»;

· интеллектуальная игра «Поле русской славы».

4. День мира:

· клуб интернациональной дружбы;

· игра «Конфликт»;

· встреча с участниками военных действий;

· конкурс военной песни; дискуссия на тему «Толерантность»;

· информация о современном оружии;

· просмотр фильмов о войне и их последующее обсуждение;

· конкурс рисунков «Мир»;

· «Спорт - посол мира» - спортивный праздник;

· ассамблея «Планета людей»;

· историко-литературный вечер «Великие граждане Земли»;

· спортивно-познавательная игра на местности «Полигон экстремальных условий».

5. День Знания:

· устный журнал «По следам великий открытий»;

· Марафон интеллектуальных игр;

· конкурсная программа «Интеллект - шоу»;

· конкурс «Почемучек»;

6. День Труда:

· конкурс «Операция «Уют»;

· ролевая игра «Тимур и его команда»;

· конкурс комиксов «Как труд создал из обезьяны человека»;

· «В гостях у Самоделкина» (праздник труда);

· операция «Вперед, спасатели» (спасение территории от мусора);

· экономическая игра «Ярмарка творческих услуг»;

· операция «Разведай. Выполни. Сообщи»;

· конкурс защиты профессий «Профи-шоу».

7. День Культуры:

· диспут «Добро и зло»;

· путешествие по странам, знакомство с их культурой;

· практикумы по этикету;

· театр Петрушки;

· игра «Разноцветная планета» (встреча с семьями разных народов);

· лирический вечер;

· КТД «Маскарад»;

· русские посиделки;

· художественные салоны - музыкальный, литературный, живопись, скульптура, дизайнерский и т.д.;

· фестиваль творчества юных; , школа вежливых наук;

· открытие «Дизайн-интерьер клуба», разработка проектов оформления комнат и их воплощение;

· праздник изысканных удовольствий;

· познавательно-творческая игра «Кругосветная регата»;

· Фестиваль танца «Танцевальный фейерверк».

8. День Семьи:

· составление генеалогического древа отряда;

· игра «Моя семья»;

· диспут «Отцы и дети»;

· устный журнал «Книга солнечных фамилий»;

· отрядный огонек «Сбор у семейного очага».

Какие еще тематические дни можно провести в лагере:

· ДЕНЬ ИМЕНИННИКА

· ДЕНЬ ВЕСНУШЕК

· ДЕНЬ НАОБОРОТ или день непослушания. Девочки становятся мальчиками, вожатые образуют отряд детей, зарядку проводят после ужина и т.д.

· ДЕНЬ СМЕХА

· ДЕНЬ НЕВЕРОЯТНЫХ РЕКОРДОВ в спорте, в еде, в чем - угодно.

· ДЕНЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

· КАРНАВАЛ В БРАЗИЛИИ

· ЦАРСТВО ЦАРЯ ГОРОХА

· ДЕНЬ БЕРЕНДЕЯ

КУРАТОРАМ: самостоятельно подготовьте материал по план-сетке лагеря и её написанию. Домашнее задание – объединиться по 3-5 человек, выбрать тематику и разработать к следующему занятию план-сетку на 1-4, 5-9, 10-14, 15-18, 19-21 дни смены отдельно. На следующем занятии объединить и скорректировать.

В дачном сражении участвуют 2 команды с любым количеством игроков. Ответы на все задания записываются капитаном и передаются жюри. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Мероприятие актуально для учащихся 2—4 классов.

Ведущий. Дача — это и место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны до поздней осени. И каждый сможет найти себе на даче занятие по душе!

А мы с вами сегодня проведем дачный поединок и выясним, какая команда более компетентна в дачных вопросах.

Открываем сражение двух команд задачами про дачу. Каждую задачу я читаю один раз. Будьте внимательны. (После совместного обсуждения и решения капитан передает ответ в письменном виде жюри.)

ЗАДАЧИ

♦ Дядя Вася высадил на грядку 20 Капустин. 3 Капустины затоптал соседский индюк. 5 Капустин сломал сын дяди Васи футбольным мячом. 4 — съели вредители. Остальные Капустины выросли. Сколько кочанов капусты выросло? (8)

♦ Одна сторона участка дяди Васи длиной 18 метров примыкает к зоопарку, где живет очень любопытный жираф. Один шаг жирафа — 3 метра. Сколько шагов он делает, когда идет от одного края участка до другого? (6)

♦ Жираф из предыдущей задачи таскает с участка все, что там растет. Дядя Вася поставил со стороны зоопарка забор, вкопав через каждые 3 метра по столбу и натянув на них сетку. Сколько столбов понадобилось дяде Васе? (7)

Ведущий. Дачники используют на своих участках различные сельскохозяйственные орудия труда. Загадки о них я сейчас предложу командам. (Строго по номерам капитан записывает отгадки и передает жюри.)

ЗАГАДКИ

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила)

Где прошла гребенка,

Выросла копенка. (Грабли)

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

Согнута в дугу,

Летом на лугу.

А зимой на крюку. (Коса)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Нос дырявый у колодца —

И оттуда дождик льется. (Лейка)

Старая бабка по двору шныряет,

Чистоту соблюдает. (Метла)

Ведущий. Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды... А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву.

Команды получают карточки.

Карточка

Слава — ..., река — ..., маг — ..., грех — ..., машина — ..., плюс — ..., луч — ..., линия — ..., порох

Ответы: слива, репа, мак, орех, малина, плющ, лук, лилия, горох.

Ведущий. Лакомством для дачников являются ягоды. Следующее здание называется «Слово рассыпалось». «Соберите» слова и получите названия ягод.

Команды получают карточки.

КАРТОЧКА

ИЛМААН, МРНСДИООА, ИОЫРЖВНКК, ЛБИКАНУК, ИЯНВШ, ЛОЕИАБПХ.

Ответы: малина, смородина, крыжовник, клубника, вишня, облепиха.

Ведущий. Конечно же, ни одна дача немыслима без овощей и фруктов. Что обычно выращивают дачники на своих земельных участках? Ответ кроется в загадках. Но в каждой загадке пропущена одна строчка. Нужно найти эту строчку в наборе карточек, которые я выдам каждой команде, и вписать ее в загадку.

Команды получают карточки с текстом загадок и наборы карточек с пропущенными строчками.

КАРТОЧКИ С ЗАГАДКАМИ

♦ Раскололся тесный домик

На две половинки,

……………….

Бусинки-дробинки.

♦ Привязан кустик к колышку.

На кустике — шары.

……………….

Краснеют от жары.

♦ ……………….

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

♦ Я румяную матрешку

……………….

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

♦ Долгоножка хвалится:

……………….

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.

♦ ……………….

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

КАРТОЧКИ С ПРОПУЩЕННЫМИ СТРОЧКАМИ

♦ И посыпались в ладони

♦ Бока подставив солнышку,

♦ Неказиста, шишковата,

♦ От подруг не оторву.

♦ — Я ли не красавица?

♦ Расселась барыня на грядке,

Ведущий. Следующее задание носит название «Дачное ассорти». На карточке записаны слова. По определенному принципу их нужно разделить на три группы.

КАРТОЧКА

Огурец, малина, земляника, абрикос, груша, тыква, клубника, редис, яблоко.

Ответ.

1. Огурец, тыква, редис — овощи.

2. Малина, земляника, клубника — ягоды.

3. Абрикос, груша, яблоко — фрукты.

Ведущий . Дачный сезон совпадает с грибным. Многие дачники пользуются возможностью пособирать в ближайшем лесочке съедобные грибы. Перед вами кроссворд, в который за три минуты нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

Ведущий. Слово жюри для подведения окончательных итогов.

Алёна Макейкина
Игровое путешествие в летнем лагере к празднику Дню Нептуна. Большое лесное приключение

Мероприятие проводится для ребят всего лагеря . Проводить можно как в первой, так и во второй половине дня. Готовится оно заранее. Проходит за территорией лагеря . Организаторы для каждой команды прокладывают свой маршрут (с помощью шишек, веток, белых тряпочек) и составляют карту, с помощью которой ребята будут проходить по своему маршруту. Маршруты не должны пересекаться и, по возможности, находится на удалённом расстоянии друг от друга. В итоге все команды должны будут прийти в одну точку. Время прохождения всего маршрута не учитывается. Прохождение маршрута проходит с тремя остановками – «полянами» , на которой каждая команда выполняет определённое задание. Задания для всех команд одинаковые. В зависимости от количества команд высчитывается своя система очков. В данной игре принимали участие 3 команды : 1 и 6 отряд, 2 и 5 отряд, 3 и 4 отряд. Первое задание на всех полянках будет найти по две записки. В итоге их получится 6. Надо написанный рассказ, разорвать на 6 частей. Если рассказ прочитан верно – команда получает 3 балла.

Ребята выстраиваются на линейке.

Царь Берендей. Здравствуйте, уважаемые ребята.

Люблю дорожкою лесною ,

Не зная сам куда, брести;

Двойной глубокой колеёю

Идёшь и нет конца пути…

Нога шумит… а ухо внемлет

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет,

А красных мухоморов ряд,

Что, карлы сказочные, спят…

Майков А. Н.

Посмотрите, как красиво вокруг : светит солнышко, поют птички, искрится и переливается всеми цветами радуги водичка, да и сама природа своей красотой дарит нам каждый день праздник . Сегодня мы с вами отправимся в большое лесное путешествие . Когда то один мудрец, лёжа на смертном одре сказал своим детям : «Я беден и ничего не могу оставить вам в наследство, кроме доброго совета : будьте умными, если хотите, будьте добрыми, если хотите, но природу любите всегда и она ответит вам взаимностью».

Лесовичок. Силы природы медленно, но беспрерывно работают в двух направлениях : прежнее изменяют или разрушают, новое созидают. Стоит только присмотреться к многочисленным явлениям нашей планеты, чтобы уразуметь величие совершающихся изменений и бесчисленные взаимодействия, в которых вступают между собой различные силы природы.

Статистика подсчитала, что каждый из нас использует за всю жизнь около двухсот деревьев в качестве строительного материала, топлива, спичек, бумаги, целлюлозы… Из древесины можно изготовить 12 тысяч различных изделий.

Царь Берендей. Только в Калифорнии – на западном склоне Сьерра-Невады растёт мамонтовое дерево. Дерево это удивительное. Оно удивительно своими размерами и долголетием. До 10 метров в обхвате, до 100 м высотой, живёт оно 3-4 тысячи лет.

Лесовичок. В Центральной Америке ботаники отыскали светящееся дерево. В темноте от ствола и ветвей исходит голубоватый свет, так что под его кроной ночью настолько светло, что можно даже читать. В коре этого дерева содержится много фосфора.

Царь Берендей. В Северной Америке произрастет удивительная сосна Ламберта. Это толстое дерево с диаметром ствола больше метра , а его могучая крона уходит вверх на высоту больше 50 метров . У неё гигантские шишки, достигающие длину более полуметра.

Мы сейчас вместе с вами отправимся обозревать красоты местного леса.

Все команды выходят на берег озера.

Царь Берендей. Прежде, чем капитаны найдут свои карты, я расскажу немного о ваших предстоящих маршрутах. У каждой команды свой маршрут. Никуда бежать не надо. Маршруты проходите спокойно. Время их прохождения не ограничено. Будьте внимательны. На протяжении вашего маршрута лежит записка. Она может находиться в чём и где угодно (записка прячется на видном месте : в консервной банке, пластиковой бутылке, прикреплена на дереве и т . д.). Найденную записку вы отдаёте мне (1. Относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе (присказка) . 2. Не топор кормит мужика, а июльская работа (пословица) . 3. Птице – гнездо, пауку – паутина, человеку – дружба (С. Маршак, афоризм) . За неё получаете очки. На каждой полянке вы тоже получаете очки. За первое место команда получает 3 балла, за второе – 2 балла, за третье – 1 балл. Ваша задача – набрать наибольшее количество очков . Вам предстоит посетить 3 «поляны» на которых мои помощники (лешие) расскажут, что нужно выполнять. Прошу выйти ко мне командиров. Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы здесь (обводит рукой ориентиры, для каждого командира свой) найти вашу карту путешествия , в которую помощники будут записывать очки во время прохождения маршрута. Первые очки запишу я сам. Готовы. Начали. Ребята, поддержите своих командиров. Не сходя с места, вы можете давать советы своему командиру, где лучше искать карту.

Царь Берендей выставляет первые очки и команды отправляются по своим маршрутам.

«1-я полянка»

1. «Найди записку» «Лесные разведчики »

1-я записка. В дупле корявого дерева среди глухого леса поселились две совы – серые неясыти.

Ранней весной неясыть-самка снесла прямо на трухлявое дно дупла четыре круглых белых яйца.

Совы вылетали из дупла только по ночам, когда все другие птицы спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники.

Не знали этого и крошечные корольки с огненно-жёлтыми шапочками на голове, Они долго искали по всему лесу спокойное место для своего гнезда. В конце концов они выбрали высокую …

2-я записка.. ёлку как раз рядом с корявым деревом, где прятались совы. В начале лета, когда в дупле вылупились совята, корольки тоже устроили себе гнездо.

Высоко над землёй, на самом кончике ветки, они ловко сплели гибкие иглы хвои. Совам казалось снизу, что на широкой еловой лапе перепутались в клубок мелкие веточки. Им и в голову не приходило, что в этом клубке было уютное круглое гнездо из мха, стебельков травы и крепкого конского волоса.

2. Игра «Грибники» . Участие принимают 2 мальчика и 2 девочки. Леший высыпает в произвольном порядке мухаморы (20) . Участникам завязываются глаза и на сбор грибов даётся 1 минута. Количество собранных грибов заносится в карту.

3. Лекция о лесных растениях . (Рассказывает Леший) . Береза повислая.

Нет дерева на свете милее и роднее берёзы! У нас в стране наиболее распро-странены березы повислая и пушистая, а всего на земном шаре насчитывается около 120 видов берёз, только не все они с белой корой, у некоторых видов она совсем тёмная, почти чёрная. Выносит различные климатические условия и поэтому произрастает от тундры до степной зоны. Образует производные временные леса, возникающие на месте вырубленных или сгоревших сосняков, ельников, дубняков, лиственничников, а в дальнейшем вытесняется коренными породами. Листья, почки и сок этого дерева нашли применение при лечении многих заболеваний. Из древесины получают активированный уголь и дёготь. Применяют и березовый гриб - чагу.

Русские врачи более ста лет назад установили мочегонное действие берёзовых почек, которые собирают с берёзы повислой. Берёзовые почки и листья содержат эфирное масло, смолы, аскорбиновую и никотиновую кислоты. Настои и отвары берёзовых почек употребляют как мочегонное и дезинфицирующее средство, при мелких ранениях и производственных травмах - как противовоспалительное, при пролежнях и трофических язвах - как ранозаживляющее. Листья применяют в виде настоев и отваров как мочегонное средство. Раньше настои из листьев часто использовали как общеукрепляющее средство при авитаминозах.

Берёзовый сок – это поистине живительная влага, кровь дерева. В нем микроэлементы, витамины, сахар, белки, кислоты, ароматические и дубильные вещества. Он очень полезен как общеукрепляющее средство. Применяют свежий сок и при заболеваниях легких, а наши прабабушки умывались берёзовым соком и выводили пигментные пятна и угри.

С косметической целью употребляют почки, листья, сок берёзы и берёзовый деготь. Современная косметика рекомендует применять отвары почек для прекращения вос-палительных процессов, зуда или раздражения кожи лица, для повышения тонуса кожи и против угрей. Отваром из листьев моют голову для улучшения роста волос. Косметологи считают сок полезным для лечения экзем, лишаев, различных сыпей и фурункулеза, а также назначают его в качестве средства, снимающего жирность кожи.

В течение многих веков служила берёза людям верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и дёготь, тот самый, одна ложка которого портит целую бочку мёда, но врачует кожные за-болевания, раны, язвы и ожоги. Дёготь и сейчас широко используется в медицине и дерматологии для этих же целей, входит в состав всем известной мази Вишневского.

«2-я полянка»

1. «Найди записку» . В определённом радиусе прячутся две записки. Записку ищут всей командой. На записках – отрывок из рассказа В. Бианки «Лесные разведчики » . Время, потраченное на поиски записок заносится в карту.

3-я записка. Сверху корольки убрали гнездо еловым лишайником, в стенки вплели тонкие паутинки, а внутри выстлали перышками; на эту мягкую подстилку самка отложила восемь розовых с бурыми крапинками яичек, величиной с горошину.

Не прошло и двух недель, как в гнезде у корольков забарахтались голые малютки. Совята к этому времени уже подросли. Старые неясыти …

4-я записка. … ловили ночью в лесу мышей и птиц, разрывали на куски и кормили ими своих голодных пушистых птенцов. Совята становились всё прожорливее.

Они громко требовали себе мяса даже днём, если за ночь родители не успевали досыта накормить их.

2. Игра «Меткий стрелок» . Участие принимают 10 человек. Участники поворачиваются спиной к небольшой ямке , в которую через голову бросают по 5 шишек. В карту заносится то количество шишек, которое осталось в ямке.

3. Лекция «Вы заблудились» . (Рассказывает Леший) . В лесу стороны горизонта можно определить, хотя и не очень точно, по мхам и лишайникам, покрывающим деревья и камни только с северной стороны. Пни и стволы засохших, упавших на землю деревьев гниют сильнее тоже с северной стороны. У основной массы деревьев крона богаче с южной стороны. Муравьи строят свои муравейники так, что они выглядят более пологими с южной стороны и более крутыми с северной. С южной стороны плоды и ягоды краснеют скорее, у хвойных деревьев обильнее выделяется смола, шиповник имеет больше цветков , почва около камней значительно суше, трава весной растет быстрее, а летом раньше желтеет и сохнет.

Хорошим компасом считается марь белая (лебеда) . Марь, как только заходит солнце, наклоняет верхушку стебля в сторону солнца и остается в таком положении до утра.

В походе у туристов может появиться необходимость подавать различные сигналы. Если вы находитесь в условиях ограниченной видимости, то для подачи сигнала в руку можно взять платок или другой хорошо заметный предмет. На зеленом фоне леса лучше виден белый, на фоне поля, неба - темный цвет.

В случае несчастья сигнал «На помощь!» подается голосом или дымом. Для этого в костер бросают сырые или смолистые ветки, мокрое сено, чтобы вызвать дым. Заметив этот сигнал, туристы должны прийти на выручку.

«3-я полянка»

1. «Найди записку» . В определённом радиусе прячутся две записки. Записку ищут всей командой. На записках – отрывок из рассказа В. Бианки «Лесные разведчики » . Время, потраченное на поиски записок, заносится в карту.

5-я записка. Ростом корольки были не больше стрекозы . Своими слабыми клювами и лапками они не могли защищаться от свирепых сов.

И всё-таки маленькие птички остались жить рядом с совиным дуплом. По ночам они забирались в своё гнездо, прикрывали собой птенчиков и дрожали от страха при каждом крике голодных совят.

6-я записка. Совы рыскали по всему лесу, но не замечали маленького гнезда корольков у себя над головой.

Наконец совята покрылись перьями, вылетели из гнезда и научились сами себе добывать еду.

2. «Лесной DJ » . Команде нужно назвать как можно больше песен , тексты которых связаны с лесом.

3. Лекция «Как высушить вещи» . (Рассказывает Леший) . Попав под дождь или переходя реку вброд, немудрено намочить одежду. Обувь и одежду лучше всего сушить на солнце при небольшом ветерке . Однако солнце бывает далеко не всегда, и поэтому сушкой приходится заниматься у костра. Для этого разводят большой костёр и вокруг него на палках, верёвках развешивают мокрое бельё. Обувь сушат, предварительно вынув из неё мокрые стельки, повесив на палочку внутренней частью к огню. При этом нужно проявлять особую осторожность : вблизи огня влажная кожа обуви быстро трескается, коробится и прогорает. Очень хорошо сушить обувь нагретой на костре галькой, перекатывая камешки внутри башмаков. Когда сушится много вещей, лучше назначить дежурного, который будет следить за тем, чтобы вещи не сгорели.

Все команды собираются в заданной точке.

Царь Берендей. Смотрю на вас и радуюсь. Как всё-таки лес положительно влияет на его посетителей. Все собрались? Понравилось ли вам путешествие по лесу ? Много ли нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) . Ребята, пока я буду совещаться со своими помощниками и выставлять общие оценки, вас ждут ещё несколько конкурсов :

1. «Помогите!» . Из подручных средств выложите согнал помощи «SOS» . Оцениваются размеры и оригинальность материала. Время 10 минут.

2. «Взвейтесь кострами…» . Соберите костёр. Чей костёр будет гореть выше, тот и победитель. На сбор костра 5 минут.

3. «Счас спяю» . На последней полянке вы называли песни о лесе. Выберите одну из них и спойте всей командой. Оценивается не столько качество исполнения, сколько душевность. (Царь Берендей или его помощники подыгрывают на гитаре) .

В то время как проходят конкуры, идёт подсчёт очков, учитывая те конкурсы, которые проходят здесь.

Царь Берендей. Вот и закончилось наше большое лесное приключение . Надеюсь, что вы будете любить и уважать природу, а находясь в лесу – вспоминать о нас – лесных жителях , которые желают вам в лесу всегда приятного отдыха.

Царь Берендей объявляет победителей. Путешествие заканчивается .

Приложение к игре. Викторина

«Лесная аптека »

1. Какие растения употребляются при простудах? (Малина, липа, мать-и-мачеха, аптечная ромашка)

2. Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарства? (Росянка, от бородавок)

3. Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Лист подорожника)

4. Какое лекарственное растение повышает аппетит? (Корень одуванчика)

5. Из каких ядовитых растений приготавливают лекарства? (Дурман, белена, вороний глаз, белладонна)

6. Плоды каких лесных растений содержат витамины? (Шиповник, рябина)

«Водное царство Нептуна »

1. У какого растения наших вод самые крупные цветы? (Белой кувшинки, до 16 см в поперечнике)

2. Какая рыба вьёт гнездо? (Корюшка)

3. Какая рыба имеет змеевидную форму? (Угорь)

4. Каких промысловых рыб вы знаете? (Щука, сом, окунь, карп, карась)

5. Какая рыба называется именем человека? (Карп)

6. Какие города носят название рыб? (Калуга, Судак)

7. Какая рыба без чешуи? (Сом)

8. Выдумал ли Пушкин или на самом деле есть золотая рыбка? (Есть, выведена из золотого карася)

9. Кит и дельфин – это рыба? (Млекопитающие)

10. Сколько лет может жить щука? (200-300)

«Царство берёзки»

1. Ель и берёза растут рядом. Кто скорее вырастет? (Теплолюбивая ель перерастёт берёзку и, лишив её света, погубит)

2. Сколько лет живёт брусника? (До 300 лет)

3. Почему дрожит осиновый лист? (Он на длинном черешке)

4. Назовите хвойные деревья и кустарники? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник)

5. Сколько лет может жить дуб? (В среднем 2000 лет)

6. Никто не пугает, а вся дрожит, что это? (Осина)

7. Из цветов какого дерева пчёлы приготавливают самый вкусный мёд? (Липа)

«Мир пернатых»

1. Кто в лесу без топора строит избу без угла? (Птицы – гнёзда)

2. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птицы могут бросить гнёзда)

3. Куда деваются из скворечника скорлупки разбитых птенцами яиц? (Скворцы-родители выбрасывают их подальше)

4. Детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание – у кого? (У кукушки)

«Грибная полянка»

1. Какой гриб самый ядовитый? (Белая поганка)

2. Какие съедобные грибы можно выращивать в теплице круглый год? (Шампиньоны)

3. Какие съедобные грибы ищут со специально натренированными собаками? (Трофели)

4. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

5. Название какого гриба связано с названием пищевого продукта? (Маслята)

«Волшебный букет»

1. Какой цветок зацветает самым первым и без листьев? (Мать-и-мачеха)

2. Какие цветы днём спят, а ночью открываются? (Маттиола, душистый табак)

3. Назовите какой цветок состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? (Незабудка)

4. В лучах сестрички : золотой глазок, белые реснички – какой цветок? (Ромашка)

5. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Иван-чай, Иван-да-Марья, Василёк)

Лагерь – это большая, умная игра, которая помогает детям
радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А. Шлаков

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых.

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Это период, когда школьники полностью освобождены от проблем школьной жизни и часто предоставлены сами себе. Проблему полноценного отдыха и оздоровления детей эффективно решают лагеря с дневным пребыванием детей.

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и других могут приобрести за это время ребята, смогут много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе.

Эффективной формой такого воспитательного процесса в условиях летнего отдыха является проведение тематического дня.

Область применения разработки: оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Возраст: с 6 до 15 лет

Цель проведения тематического дня: организацияинтересного отдыха детей,углубление знаний, развитие навыков, умений, личностных качеств в рамках конкретно взятой темы.

Ожидаемые результаты: полноценный, интересный отдых, формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей, развитие умений и навыков ребят.

Формы и методы реализации: в рамках тематического дня используются разнообразные формы (викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.) объединенные одной темой.

Материально-техническое обеспечение: подручные материалы, техническое оборудование, канцелярские товары, спортивный инвентарь, методические разработки, методическая и художественная литература и т.д.

1. Понятия и определения.

Что нужно понимать под термином “Тематический день?”. Тематическим днем называется такой день, в котором проводятся мероприятия, связанные единой тематикой. Тематика таких дней разнообразна:

  • интеллектуальная (игры, викторины, защиты, тренинги).
  • творческая (концерты, конкурсы, конференции).
  • спортивная (соревнования, турниры, спартакиады)

Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День цветов, День именинника, День мам. Или образное “название-символ” (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: “Помнит мир спасенный...”, “Его величество, театр...”

Программа дня может включать различные направления деятельности:

  • интеллектуальное (викторины, игры)
  • трудовое (трудовые десанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
  • творческое (конкурсы, праздники, концерты..)
  • спортивное (соревнования)
  • организаторское (советы дел, ведущие, творческие группы, члены жюри и др.)

3. Вариативные модели организации тематических дней.

Модель № 1.

Тематические дни выделяются в плане работы всего лагерного коллектива. И тогда в содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня. Например: “День мира”. В программу можно включить:

  • Конкурс рисунков на асфальте, плакатов “Мы мечтою о мире живем” (ответственные: творческая группа. Участвуют младшие отряды).
  • Военно-спортивная эстафета “Смелые. Сильные. Ловкие.” Участвуют команды отрядов (разновозрастные). Ответственные: совет дела, представители отрядов)
  • Час встреч. “У нас в гостях участники войны, труженики тыла”. Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.
  • Программа “А песня ходит на войну”

Модель № 2.

Тематические дни определяются в плане на каждый день. Тогда планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа из числа ребят, выражающих интерес к определенной теме. Такие дни могут быть как в общелагерных так и в отрядных планах. Например: “День спорта” (соревнования, награждение), “День туриста” (поход, туристическая эстафета,), “День памяти” (линейка, конкурс рисунков, возложение венков к памятнику), “День веселых мастеров” (работа в мастерских, конкурс-выставка “Своими руками”, награждение, концерт-экспромт, “День барона Мюнхгаузена” (конкурс на лучший рассказ-небылицу, отыскать ошибки в рассказе Барона и др.), “Веселая пятница” - День забот и развлечений, “День смеха” (смехопанорама), “День фантазеров” (конкурс фантастических проектов), “День музыки” (концертный зал “Мелодия”)

Модель № 3.

Тематические дни могут быть включены в циклограмму работы лагеря. Тогда программы этих дней будут представлены различным содержанием. Ответственность за организацию таких дней могут нести:

  • дежурный отряд;
  • совет дела (представители разных отрядов);
  • творческие группы

Пример:

  • Понедельник - День леса
  • Вторник - День игры и игрушки
  • Среда - День сказки
  • Четверг - День творчества
  • Пятница - День здоровья
  • Суббота - День великих открытий
  • Воскресенье - День путешественников

Тематический день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман.

Удобство такого дня прежде всего организационно – содержательное: не надо ломать голову, что провести с детьми утром и что в обед. Логика дня выстраивается сама собой, тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что - то творческо-конкурсное, что – то из разговорного жанра. Например, если планируешь, День Леса, то программа дня будет такой:

  • “Зоологические забеги” (что - то спортивное);
  • Викторина “Загадки леса” (что - то познавательное);
  • Беседа “Человек – дитя природы” (что - то из разговорного жанра).
  • Конкурс и фантазия (что - то творческое).

При организации любого другого дня алгоритм остается тем же. Может меняться только очередность. И может что- то добавиться, например: танцевально – игровая программа или концерт и т.д. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

Тематический день позволяет внести “что-то свеженькое в скучные организационные моменты. Ведь и зарядка и завтрак становятся тематически нацеленными. В результате появляются на свет “смотр индейских войск” вместо зарядки, “процедура заправки топливом” вместо “завтрака” и др.

4. Порядок разработки тематического дня.

Все начинается с выбора тематической темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как педагогу хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы чем-то похож на придумывание названия отряда.

  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика...)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать.
  • Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
  • Тематический день может быть отрядным или общелагерным.
  • Тема дня - всё что угодно (День индейца, Нептуна, красоты, любви, науки и т.д....)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)

Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.

Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска...)

“Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому после обеда: великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров.

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения - общелагерные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  • Тема Дня так или иначе перекликается с темой сезона.
  • В простом тематическом дне не менее двух отрядных и лагерных мероприятий.
  • У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  • Важно предвидеть результаты тематического дня.

5. Условия разработки тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий;
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное лагерное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот возможные темы:

  • День рекордов (приложение №1),
  • День здоровья.
  • День сказочных затей (приложение №2).
  • День спорта.
  • День цветов.
  • День проказов и приколов.
  • День космонавтики (приложение №3).
  • День дружбы.
  • День наоборот.
  • День хороших манер.
  • День государственности и др.

Таким образом получается, что тематический день - замечательная организационная находка.

6. Примеры методических разработок тематических дней

Вариант №1

День творчества “Мой Называевск, родной”

  • театрализованное представление: “Говорит Называевск”
  • конкурсы (на разных площадках): ораторов – “Приезжайте в город к нам”, певцов – “Мелодии Сибири”, умельцев – “Сибирский сувенир”, реклам – “Сделано в Называевске”, рисунков – “Уголки родного города!”
  • представление лауреатов, награждение, демонстрация лучших работ, выступлений.

Вариант № 2

День творчества “Русские узоры”

  • посиделки “А у нас...”;
  • конкурсы: частушечников “Сибирские попевочки”, шумовых оркестров “Перезвон”, мастеров росписи “Матрешка”, плясунов “Веселый каблучок”, скороговорщиков “Тараторки”;
  • галерея лауреатов: представление, награждение, выступления.

Вариант № 3

День творчества “Его величество театр”

  • конкурсная программа “Театральные мастера”,
  • конкурсы: художников (“Афиша” спектаклю), пантомимы, выразительного чтения, сценического движения, моя роль...(в костюме), веселых рассказчиков анекдотов, театрального костюма.
  • гала-концерт. Награждение.

Таким образом, тематические дни представляют собой интересную форму организации жизнедеятельности детского коллектива, позволяющие объединить детей и взрослых, придать самобытность лагерной смене, сформировать привлекательный имидж лагеря.

Примерные программы проведения тематических дней в лагере дневного пребывания:

“День мальчиков”

  • Утренний сюрприз. Мелодии о мальчиках, красочные газеты, плакаты, фотоколлажи встречают мальчиков на территории, в столовой и т.д.
  • Театрализованное приветствие
  • Праздничный приказ “Мы вам точно сказать хотим”.
  • Конкурсы: спортивный, военный, бизнес, этикета, хозяин, эрудит (жюри только девочки)
  • Концерт “На сцене только девочки”
  • Парад мальчишек

“День именинника”

  • Газеты Поздравительные телеграммы, открытки от ребят, сказочных и эстрадных звезд и др.
  • Стол подарков от друзей.
  • Шоу-программа “Под знаком “Близнецы”
  • Концерт-капустник “Посвящаем Вам” (по заявкам)
  • “Благодарим...” (ответное слово именинников)