Проект по литературному чтению на тему родина. а) на юге страны

ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»

Проект

по литературному чтению

«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ»

4 класс

Руководитель: Богданова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

специалист ІІ категории

2016 г.

Цели проекта:

    раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

    развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

    развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;

    развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

    воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

1 страница

«Я О РОДИНЕ»

Подготовили: Николаенко Данил

Винокурова Алена

ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ МОЯ РОДИНА?

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна, в которой ты родился, живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина. Мы гордимся своей Родиной и своим народом. Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.


Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом, в котором я родилась, Родина - это школа, где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину. Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину, она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

2 страница

«ПИСАТЕЛИ

О РОДИНЕ,

О ВОЙНЕ»

Подготовили: Базарова Ольга

Бурцев Александр

Бунин Ярослав

Столба Ангелина

Трофимов Данил


ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя...

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

ОТЦЫ

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

И вот,

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.


Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

Ю. Воронов

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ

Дмитрий Чибисов

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ Много лет тому назад

Был великий День победы.

День победы помнят деды

Знает каждый из внучат.

Светлый праздник День победы

Отмечает вся страна.

Наши бабушки и деды

Надевают ордена.

Мы про первый День победы

Любим слушать их рассказ

Как сражались наши деды

За весь мир и за всех нас.


3 страница

«ГЕРОИ ЛУГАНЩИНЫ»

Подготовили: Разживин Владимир

Стахник Надежда

Лысенко Мария

Горбачев Владислав

Яковенко Никита

Головина София


Дубенко

Александр Васильевич

1921 - 1946

Александр Дубенко родился в посёлке (ныне - ) в семье. Окончил неполную среднюю школу. В Дубенко был призван на службу в . В окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. С декабря того же года - на фронтах Великой Отечественной войны.

К августу Александр Дубенко командовал 622-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии . К тому времени он совершил 128 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, его укреплений и эшелонов.

Указом Президиума от 1944 года старший лейтенант Александр Дубенко был удостоен высокого звания с вручением и .

После окончания войны Дубенко продолжил службу в Советской Армии. Трагически погиб в авиакатастрофе .

Был также награждён тремя , орденами 1-й степени и , рядом медалей.

В честь Дубенко названа улица в Селезнёвке .

Шапочка

Иван Тимофеевич

1909-1994

Родился 28 сентября 1909 года в Ростове-на-Дону в семье рабочего. Образование среднее. Работал слесарем и механиком на заводе. В Красной Армии в 1932-1934 годах и с ноября 1941 года. В действующей армии - с июня 1942 года.

Помощник командира взвода противотанковых ружей 7-го гвардейского отдельного истребительного противотанкового дивизиона (7-й гвардейский кавалерийский корпус, 61-я армия, Центральный фронт), гвардии рядовой.

Помощник командира взвода ПТР гвардии рядовой Иван Шапочка в ночь на 27 сентября 1943 года во главе трёх расчётов ПТР на самодельном плоту переправился через Днепр у деревни Нивки (Брагинский район Гомельской области) и вступил в бой, обеспечивая переправу других подразделений. Заменив раненного в бою командира взвода, удерживал захваченный плацдарм до окончания переправы всей части. Был ранен, но продолжал выполнять боевую задачу.

В 1944 году был демобилизован по ранению. Жил в поселке Чернухино Перевальского района Ворошиловградской области (ныне Луганская область). До 1979 года работал в Чернухинском шахтоуправлении.

Умер Иван Тимофеевич в 1994 году.


Яковенко

Иван Михайлович

1910-1942

Яковенко Иван Михайлович -командир партизанского отряда в годы ВОВ.

И.М. Яковенко работал на заводах Донбасса, а в начале войны - вторым секретарем Луганского горкома партии.

С приходом фашистов И.М. Яковенко перебрался в партизанский отряд, который базировался в лесах по реке Северский Донец и действовал в Александровском, Станично-Луганском, Верхне-Тепловском и Новосветловском районах. В первых числах июля 1942 года была прервана переправа через реку Донец в районе Веселой горы. Вскоре на пути к переправе был разгромлен немецкий обоз. В августе партизаны произвели налет на фашистский пост у хутора Паньковки, а на шоссе Луганск - Коммунарск подорвали легковую автомашину с офицерами гитлеровской армии.

15 сентября 1942 года немецко-фашистским карателям удалось напасть на след партизанского отряда. Между хуторами Паньковкой и Христовым завязался неравный бой, в котором геройски погиб И.М. Яковенко и другие.

В 1944 году в сквере Революции г.Луганска на могиле Ивана Яковенко установлен памятник.


Туркенич

Иван Васильевич

1920 - 1944

Иван Васильевич Туркенич родился 18 января 1920 года в селе Новый Лиман, Петропавловского района, Воронежской области.

В 1921 году вместе с родителями переехал в Краснодон, где до 1935 года учился в школе № 1 имени Горького.

Окончив 7 классов, Туркенич поступил на работу в краснодонскую типографию наборщиком. Одновременно учился на вечернем рабфаке Ворошиловградского пединститута, организованном в те годы в городе Краснодоне. В 1938 - 1940 годах Туркенич учился в Севастопольском железнодорожном техникуме, а в 1940 году был призван в Красную Армию. В армии он учился в училище зенитной артиллерии и на краткосрочных курсах командиров минометных батарей.

В боях на Дону в августе 1942 года Туркенич попал в плен, но вскоре бежал и вернулся в оккупированный Краснодон. Здесь он встретил своих товарищей по школе и стал одним из активных членов подпольной организации «Молодая гвардия». Учитывая офицерский боевой опыт, подпольщики назначили его своим командиром.

Когда в Краснодоне начались аресты подпольщиков, он ушел в глубокое подполье. После того, как части Красной Армии подошли к Донцу, он перешел линию фронта.

14 августа 1944 года в боях на Висле И. В. Туркенич был тяжело ранен и умер на руках боевых товарищей.
Польский народ, за освобождение которого отдал свою жизнь герой «Молодой гвардии», похоронил его на кладбище советских воинов в городе Жешуве.


Поляков

Николай Федотович ) в рабочей семье. Образование 8 классов.

В ряды Н. Ф. Поляков был призван в августе 1944 года. Окончил курсы младших командиров в запасном полку. В боях с немецко-фашистскими захватчиками и их венгерскими союзниками сержант Н. Ф. Поляков с ноября 1944 года в должности командира стрелкового отделения 6-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 1-го стрелкового полка .

Отделение сержанта Н. Ф. Полякова первым высадилось на левый берег реки Дунай и захватило господствовавшую над местностью высоту. После того, как из строя вышел командир взвода, сержант Поляков принял командование взводом на себя. Под его командованием взвод штурмом овладел посёлком Мариахаза (Mariaháza). В бою за посёлок Н. Ф. Поляков лично уничтожил 10 военнослужащих .

8 декабря 1944 года сержант Н. Ф. Поляков был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить награду он не успел.

9 декабря 1944 года он погиб в бою на линии немецкой линии обороны «Маргарита» северо-восточнее озера . Звание Героя Советского Союза было присвоено сержанту Полякову Николаю Федотовичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 1945 года посмертно.

Первоначально Н. Ф. Поляков был похоронен на северной окраине посёлка Мариахаза. Вероятно, позднее воинские захоронения из Мариахазы были перенесены в посёлок Эрчи.


4 страница

«МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Подготовили: Бондаренко Светлана

Бородина Елена

Грабовская Марина

Клыженко Дарья

Свирида Александр

Склярова Анастасия






МОУ «Бронцевская средняя общеобразовательная школа»
Проект
по литературному чтению
«ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ»
4 класс
Руководитель: Кривова Валентина Федоровна
учитель начальных классов
2018 г.

Мой ПРОЕКТ
на тему: «Они защищали Родину»
Цель моего проекта:
Узнать кто защищал нашу Родину и
зачем?
Задачи:
Ответить на вопросы «Что такое
Родина и патриотизм?»
Выяснить как защищали родину мои
родственники в годы войны и в
мирное время.

Кто такой патриот?
«Патриот - это человек, служащий Родине.»

Н.Г.Чернышевский.
- А, что такое Родина?
Для меня, Родина – это-то место, где я родилась и
выросла, где получу в дальнейшем образование и
встану на ноги. Это тот уголок, который мы должны
сберечь, защитить и сохранить.
Не даром говорят: "Где родился, там и сгодился».
На протяжении всей многовековой истории нашей
Родины народ превыше всего ценил верность
Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за
торжество добра и справедливости…
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой
семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле,
политой кровью миллионов, обращаем свою память к
тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину.
Практически у многих ребят нашей школы
прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину,
прославляя семьи подвигами. Одни из них были
солдатами, другие - сёстрами или братьями
милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них
уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!
И нашей семьи тоже коснулась Великая
Отечественная Война…
Мой прадедушка, Селяхин Алексей Алексеевич
родился 19 августа 1919 года в Брянской области,
деревня Юрово.
18-летним пареньком, он, как и все юноши в его
возрасте, проходил службу в рядах Советской Армии.
Он был призван в армию 24 ноября 1939 года
Дугнинским райвоенкоматом Калужской области.
Мой прадедушка прошёл всю войну. С 10 декабря
1942 года по 9 мая 1945 год воевал в составе
зенитно-пулемётной роты. Дошел до самого Берлина.
Имеет правительственные награды:
Медаль за отвагу;
Медаль за взятие Кенесберга;
За победу над Германией;
20 лет победы в ВОВ 1941-1945;

25 лет победы в ВОВ;
50 лет Вооруженных Сил СССР.
Умер прадедушка 11 февраля 2002 года.
Мои дедушки и папа тоже были солдатами, но
уже в мирное время.
Дедушка Анатолий Савельевич Тихонов
Служил в Армии с 8 октября 1958года по 09 января
1962 года
Старший сержант. Специалист колёсных машин,
командир отделения водителей.
Дедушка Анатолий Николаевич Некрасов
Служил в Армии с 18 сентября 1959 года по 18
октября 1962 года
Рядовой. Специалист по электрооборудованию
автономных систем управления ракет вооруженных
сил СССР.
Мой папа Николай Анатольевич. Он служил в
танковых войсках с 1987 по 1989 годах. в Польше,
городе Борно-Сулиново.
В ходе работы:
1. Изучены высказывания известных людей о
патриотизме.
2. Сформировано понятие «РОДИНА».

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. (слайд 2)

Цели урока:

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • подвести итоги войны;
  • воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)

Задачи урока:

  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения
  • анализировать художественные произведения;
  • повторить и систематизировать знания по теме;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Оборудование :

  • карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
  • портреты полководцев и героев ВОВ;
  • выставка художественной литературы по теме;
  • компьютерная презентация.

Тип урока: обобщающий урок-семинар.

Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп по темам:

А) « Женщина на войне».

Б) « Командиры и офицеры».

В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».

Г)« Дорогами войны ».(слайд 4)

3. Обсуждение тем.

4. Итог урока

5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.

2. Выступление групп по темам

Ответы на слайдах презентации.

Они защищали Родину!

Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)

Н.Г.Чернышевский.

  1. С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
  2. Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
  3. Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
  4. Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
  5. «Шла она неслышно
    От школьного порога
    Уходила девочка
    В бессмертную дорогу…»
    (М.Румянцева)

Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

А что знаете вы о подвиге этой девушки?

Обязательно : Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.

! В помощь

Они защищали Родину!

ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)

« Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
  2. Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они (репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх(А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
  3. Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами(облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
  5. Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?

Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой…
    И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ.
  2. Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
  3. «Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем « Россия»,
    Не могла сыскать»
    Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

  4. На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.

Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.

! В помощь : для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Примерный план выступления лекторской группы.

1418 дней шла Великая Отечественная война.

1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

  1. Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости . В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
  2. Город- герой Смоленск . Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
  3. С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
  4. Враг силой не мог нас осилить,
    Нас голодом хочет он взять,
    Отнять Ленинград у России,
    В полон ленинградцев забрать.
    Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу.
  5. На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
    И врагу никогда не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!
  6. После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
  7. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы .
    И пробил час. Удар обрушен первый-
    От Сталинграда пятится злодей.
    И ахнул мир, узнав, что значит верность,
    Что значит ярость верящих людей.
  8. К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
  9. Красная армия освободила Орёл и Белгород . В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.(12 залпов из 124 орудий).
  10. Освобождение Европы . Взятие Берлина .

Обязательно : Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

3. Обсуждение по темам.

4. Итог урока

Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)

5. Домашнее задание

Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»

Использованная литература:

  1. Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.

Они защищали Родину

Учитель: Маркина Алла Александровна

Выполнил: Летуновский Максиму

Ученик 4Г класс

МБОУ «Лицей № 83»

Г. Казань


Родина-это...

У каждого из нас есть малая и большая Родина.

  • Малая Родина
  • Малая Родина - это место, где я родился, где живёт моя семья. Для меня это город Джалиль
  • Большая Родина
  • Большая Родина - это страна, в которой находится моя малая Родина. Для меня большая Родина это Россия

  • Родина- это природа за окном. Это Солнце, ветер, животные, леса, луга, реки.
  • Родина- это мой дом, школа, родители, сестра и братья, друзья.
  • Родина- это Россия, история страны, культура, язык: русский и татарский.
  • Родина- это то, за что ты готов пролить свою кровь, защищая её.

Великая Отечественная война...

Война в России шла с 1941-1945 года.

Вся страна встала на защиту Родины !

И взрослые, и дети защищали свою большую Родину, страну.


дина высоко оценила заслуги генерал-полковника И.М. Голушко. Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Герои ВОВ

Голушко Иван Макарович – генерал-лейтенант, во время Великой Отечественной войны служил в танковых войсках.

Он был награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды и многими медалями.


  • В июле - декабре 1941 г. было сформировано 48 подвижных ремонтных баз для производства среднего ремонта танков и машин на поле боя и непосредственно в войсках.
  • За годы войны было произведено свыше 400 тыс. ремонтов танков.
  • При остановке танка на поле боя к нему высылался наблюдатель для установления вида повреждения и объема ремонта , после чего танк ремонтировался на месте или эвакуировался в укрытие.

  • ...Ремонт подбитых танков производилось

на нейтральной полосе. Поэтому попасть к ним было сложно. Где по траншеям, где ползком пробирались ремонтники до танков. Делали передышку, а затем, рискуя жизнью, проникали внутрь машины через аварийные люки, а если они были закрыты - то через люки механика-водителя или командира. И уже на месте определяли степень повреждения.


  • ... Эвакуация выглядела так. На правом берегу находился исправный танк-буксир. От него тянулся трос через Неву, который проходил несколько полиспастов на необходимых поворотах и крепился к поврежденному танку. Тягач трогался, и на виду у всех танк двигался по пятачку, через Неву и на правый берег, где его подхватывали другие тягачи и прятали в Большую Рощу….

Д митрий Чибисов

Вечный огонь

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них! ….

Подвиг людей, защитивших нас,

никогда не будет забыт !