Итоги феодальной раздробленности на руси кратко. Феодальная раздробленность на руси и ее последствия

С 30-х гг. XII в. Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности. Это был закономерный этап общественно-экономического развития, вызванный объективными предпосылками.

Назовем главные причины и предпосылки феодальной раздробленности:

1) рост крупного удельного княжеского и боярского землевладения (вотчин) создавало условия для политической самостоятельности;

2) господство натурального хозяйства, слабые экономические связи позволяли изолированным княжеским и боярским хозяйствам вести самостоятельную экономическую жизнь и не зависеть от центральной власти киевского князя;

3) в результате бурного развития ремесел, превращения крупных городов в новые политические и культурные центры некоторые из них (Новгород, Псков и др.) стали самостоятельными административными центрами, вокруг которых складывались местные рынки и утверждалась власть наместников-бояр и местных князей;

4) мелкие феодалы были заинтересованы в твердой княжеской власти на местах для совместного подавления бунтов крестьян, отражения внешней опасности;

5) ослабление центральной власти великого князя киевского во многом было обусловлено наследования княжеского престола не старшему сыну, а старшему в роду, что порождало ссоры, военные столкновения и создание новых независимых княжеств.

С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок (удел – княжеское владение), когда князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники. С прекращением перемещений князей по княжениям в порядке старшинства общерусские интересы сменились частными: увеличение своего княжества за счет соседей.

С изменением положения князя изменилось и положение остальных слоев населения. Теперь бояре и дети боярские получили возможность выбирать, кому служить, что было зафиксировано в праве отъезда. Сохраняя свои земельные владения, они должны были платить дань тому князю, в княжестве которого находились их вотчины.

Политическая раздробленность привела к небывалому экономическому и культурному подъему каждой русской земли в отдельности, ив этом смысле она, несомненно, сыграла прогрессивную роль. С другой стороны, политическое разъединение русских земель привело к ослаблению их военного потенциала, что оказалось губительным в эпоху монгольского нашествия.

Формирование единого великорусского государства (XIV – первая четверть XVI вв.)

Монголо-татарское нашествие кардинально изменило территориально-хозяйственную структуру Руси. Спасаясь от ордынцев, русичи переселялись на север от Оки и в верховье Волги, следствием чего стал экономический подъем городов Переяславля, Городца, Костромы, Москвы. В XIV в. на Руси складывались новые крупные политические объединения - Московское, Тверское и Рязанское княжества, между которыми развернулось соперничество за великое княжение владимирское и роль объединителя всех русских земель. В результате победа досталась Московскому княжеству, которое и возглавило объединительный процесс на северо-востоке Руси.

Для объединения русских земель сформировались экономические и социально-политические предпосылки:

1) рост населения Северо-Восточной Руси и разумная политика ее князей, приглашавших на службу из других княжеств бояр с их многочисленными дружинниками и челядью, способствовали интенсивному освоению новых земель и ликвидации экономической замкнутости;

2) энергичное восстановление сельского хозяйства Северо-Восточной Руси (наряду с подсекой и перелогом стала распространяться «паровая» система земледелия с трехпольным севооборотом; появились соха с двумя железными сошниками (лемехами), водяные мельницы) содействовало возрождению старых городов и появлению новых, а следовательно, развитию ремесла и росту численности посадского населения, укреплению торговых отношений и образованию общего экономического пространства;

3) заинтересованность крестьян, горожан, мелких и средних феодалов в сильной княжеской власти, способной пресечь феодальные усобицы и защитить интересы всего населения;

4) интересы самообороны и борьбы с внешними врагами на востоке и западе диктовали необходимость объединения, вырабатывали национальное сознание, стремление к консолидации и независимости всех сил русского народа;

5) активная поддержка объединительных тенденций православной церковью, выступавшей в роли духовного руководителя всех русских людей и гаранта укрепления верховной власти князя, олицетворявшего мощь русского народа и защитника религии. В 1299 г. резиденция митрополита Максима была переведена из Киева во Владимир-на-Клязьме, который превратил духовную власть в сильное оружие в борьбе за объединение славян на основе единой веры, признавал священным долгом христиан борьбу с ордынским игом, проводил политику «соборности», т.е. духовного единения всех людей.

Начало собирания русских земель

В конце XIII – начале XIV в. в борьбу за лидерство на северо-востоке включились сначала переяславские, городецкие, затем тверские, и, наконец, московские князья.

Москва, как окраинный удел, досталась одной из младших линий потомков Всеволода Большое Гнездо, четвертому сыну Александра Невского князь Даниилу (1273-1303), который стал родоначальником московского княжеского дома.

В 1316 г. сын Даниила Юрий(1303-1325) женился на сестре хана Узбека - Кончаке, тем самым «вырвал» у тверского князя Михаила золотой ярлык на великое княжение владимирское и укрепил свою вотчину – Московское княжество, которое стало центрам объединения русских земель. При князе Юрии резиденция митрополита Петра была перенесена из Владимира в Москву, что сделало ее духовным центром Руси.

В объединении русских земель вокруг Москвы большую роль сыграл Иван Данилович Калита (1325-1340), который повел борьбу с тверскими князьями за ханский ярлык в обход старшинства. В 1328 г. Иван получил от хана Узбека золотой ярлык на великое княжение владимирское, а также право собирать дань («выход») со всех русских земель и отправлять ее в Орду.Тем самым русский народ был избавлен от баскаков, и на Руси наступил относительный покой. Дань стала собираться по сохам, т.е. в зависимости от количества обрабатываемой земли и промыслов. Сбор дани позволил поправить Ивану финансовые дела княжества. Из-за этого он вошел в историю под прозвищем Калиты (кошелек).

Ивану Калите удалось передать титул великого князя владимирского своему сыну Симеону Гордому (1340-1353), а затем своему внуку – Дмитрию Ивановичу Донскому (1359-1389).

Князь Дмитрий с юного возраста проявлял твердость характера, стремление к самостоятельности и независимости от Орды. Он расширил пределы Московского княжества, присоединив Дмитров, Стародуб (Суздальский) и Кострому. В период ордынского ига он ввел собственную чеканку монет (с изображением петушка), что свидетельствовало о возросшей самостоятельности Москвы. Князь Дмитрий первым поднял знамя общерусской вооруженной борьбы против монгольского ига. В 1374 г. он прекратил платить дань Золотой Орде, которая в этот момент переживала процесс феодальной междоусобицы.

После победы на Куликовом поле он включил в свою Московскую вотчину Владимирское княжество, не спрашивая разрешения у Золотой Орды, и с этого времени престол великого князя московско-владимирского передавался по наследству от отца к сыну, а «выморочные» удельные княжества переходили в собственность великого князя.

В 1389 г. после смерти Дмитрия Донского на великокняжеский московско-владимирский престол вступил его старший 18-летний сын Василий I (1389-1425). Он выкупил у хана Золотой Орды и присоединил к Московии Нижний Новгород, Городец, Тарусу и Мещеру, практически перестал платить ежегодную дань Золотой Орде.

После смерти Василия I в Северо-Восточной Руси началась почти 30-летняя междоусобная феодальная война за великокняжеский престол (1425-1453). Причиной для раздора послужило завещание Дмитрия Донского, согласно которому после его смерти престол переходит к сыну Василию Дмитриевичу (Василию I), который тогда еще не был женат и не имел детей. Поэтому Дмитрий Донской распорядился в случае смерти Василия великое княжение должно перейти к его дяде – галицко-звенигородскому князю Юрию Дмитриевичу. Но перед смертью в 1425 г. Василий I завещал московский престол своему 10-летнему сыну Василию II (1425 - 1462). Война между Василием II и Юрием Дмитриевичем, а затем его сыновьями (Василием Косым и Дмитрием Шемякой), длилась около 20 лет и доходила до чрезмерных жестокостей с обеих сторон.

Итоги феодальной войны:

1) в руках Василия II к концу княжения сосредоточились все уделы Московского княжества, кроме верейского. Владения великого князя увеличились в 30 раз по сравнению с началом XIV в.;

2) победа Василия II закрепила новый порядок наследования от отца к старшему сыну. Еще при жизни он заставил признать «великим князем» и своего сына Ивана III, что делало его общепризнанным наследником великого княжения по новому порядку наследования;

3) Василий II, не разделивший свои владения поровну между сыновьями, заложил государственное начало в княжеском наследовании;

4) великий князь перестал быть первым среди равных и оказался по отношению к удельным князьям в положении господина.

Завершающий этап объединения Великороссии связан с деятельностью сына Василия II Иваном III.

Став великим князем московским, наметил основные направления внешней и внутренней политики Москвы:

1) дальнейшее собирание русских земель

Расчетливому, волевому и решительному Ивану III удалось успешно достичь всех основных своих целей. К московскому княжеству были присоединены Суздаль и Нижний Новгород (1462 г.), Ярославль (1463 г.), Пермский край (1472), Ростов Великий (1474), Тверь (1485) и т.д. Была ликвидирована независимость Новгорода (1478)

2) создание единого централизованного государства с единым законодательством, единой системой мер и весов.

В 1464 г. он ввел герб Москвы - св. Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона. В 1472 г. женился на племяннице свергнутого турками последнего императора Византии Константина XI Софье Палеолог и провозгласил себя преемником византийских императоров, а Москву - центром христианского мира. Изменилось даже название страны, ее стали называть на греческий манер «Россия» вместо «Русь». В 1485 г. Иван III принял титул Государя всея Руси, заявив тем самым, что он - суверенный правитель единого государства, которому подданные должны присягать на верность; государь вправе налагать на бояр опалу, отбирать их владения и даже казнить непокорных. Наконец, в 1497 г. Иван III принял первый государственный герб России - двуглавый византийский орел, на груди которого размещался герб Москвы.

3) начала складываться система центральных государственных органов - Дворец и Казна, которые напрямую подчинялись великому князю.

4) В 1497 г. был принят первый свод законов единого Российского государства (Судебник), который должен был объединить судебные системы разных земель, базирующиеся еще во многом на «Русской Правде».

5) Во время правления Ивана III была уничтожена зависимость Руси от Золотой Орды. Иван III не ездил на поклон к хану, а с 1475 г. прекратил платить дань. В 1480 г. хан Ахмат задумал восстановить выплату Московским княжеством дани и двинулся на Русь. В результате «стояния на р. Угре» монголо - татары признали свое поражение, и монголо-татарское иго, длившееся почти два с половиной века, было окончательно свергнуто.

двух тенденций развития государства, династический кризис.


Похожая информация.


Фе­одальная раздробленность на Руси была с начала XII до конца XY вв. (350 лет).

Экономические причины:

1. Успехи земледелия

2. Рост городов как центров ремесла и торговли, как цен­тров отдельных территорий. Развитие ремесла. Более 60-ти ремес­ленных специальностей. 3. Господствовало натуральное хозяйство.

Политические причины:

1. Стремление передать богатства сыну. «Отчина» - наследие отца.

2. В результате процесса «оседания дружины на землю» военная элита превращает­ся в землевладельцев-бояр (феодалов) и стремится к расширению феодального землевладения и к самостоятельности.

3. Формируются иммунитеты. Киевский князь передает вассалам ряд прав: право суда, право сбора налогов.

4. Дань превращается в феод. ренту. Дань – князю за защиту, рента – собственнику земли.

5. Феодалы создают на местах дружину, свой аппарат власти.

6. Происходит рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7. К сер. ХII в. теряет свое зн-е торг.путь «из варяг в греки» -> «янтарный путь».

8. В упадок пришло само Киевское княжество из-за набегов кочевников-половцев.

Немного замедлил процесс распада страны В. Мономах (1113-1125). Он был внуком византийского императора Константина Мономаха. В. Мономах стал князем в 60 лет. Его сыну Мстиславу Великому (1125-1132) удалось продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после его смерти начинается раздел Руси. В начале феод. раздробленности насчитывалось 15 крупных и мелких княжеств, а в нач. XIX в. уже был пик феод. раздробленности - » 250 княжеств. Имелось 3 центра: Владимиро-Суздальское кн-во, Галицко-Волынское кн-во и Новгородская феод. республика.

8 Феодальная раздробленность на Руси: причины, сущность, этапы и последствия.

Позитивные: наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства, развивались старые города, образовались крупные и сильные княжества, в крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. Негативные (которые, к сожалению более ощутимы, нежели позитивные): государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было той единости, которая спасала в последствии страну не раз, постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны, Киев - былая столица Древнерусского государства - утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров, многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве. Власть в городе часто менялась - одних князей изгоняли, другие погибали в сражениях, третьи - уходили, будучи не в силах противостоять новым претендентам. Что насчёт причин...Формальные: половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки» . Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города, напор степных кочевников. Подлинные: политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей, усиление местных князей, бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования. И ещё:упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева), был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки",Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром.

9 Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Новгородская боярская республика. А.Невский.

На пути к феодальной раздробленности. С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019-1054) и усиливается после его смерти. Этот процесс несколько приостанавливается при внуке Ярослава Мудрого - Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125). Силой своего авторитета он удерживал единство Руси. По его инициативе в 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения. Во-первых, прекратить княжеские усобицы. Во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою". Тем самым, раздробленность русских земель была фактически узаконена. В сложившейся ситуации Киев терял свое былое руководящее значение, но оставался при этом стольным градом. Киевское государство, одно из самых могущественных, богатейших и блестящих по своей культуре во всей средневековой Европе, стремительно шло к гибели из-за внутренних феодальных усобиц, ослабленное постоянной борьбой со степью. Князья укрепляли свою личную феодальную власть, жертвуя единством своего Отечества. Киевская держава приходила в упадок. После смерти Владимира Мономаха Русь еще некоторое время существовала как единое государство. Сын Мономаха - Мстислав Великий (1125-1132) унаследовал от отца титул великого князя киевского. Мстислав Владимирович имел такой же твердый характер, как и у отца. Его кратковременное правление было ознаменовано великими военными победами. Под его командованием на южных рубежах государства были разбиты половецкие полчища. Победой закончились его походы против чуди и литовских племен, живших на северо-западных границах Руси. Он силой установил порядок по обширной земле Русской и пользовался непререкаемым авторитетом у всех удельных князей. Мстислав Великий умер в 1132 г., и Русь окончательно распадается на отдельные уделы или княжества, каждый со своим столом.

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом . На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей. Причины феодальной раздробленности. Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии. Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства. Главной причиной стала политическая. Огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена, как славянского, так и неславянского происхождения, находящиеся на разной стадии развития - все это способствовало децентрализации государства. С течением времени удельные князья, а также местная феодальная знать в лице боярства, своими самостоятельными сепаратистскими действиями начали подрывать основу под государственным зданием. Только сильная власть, сосредоточенная в руках одного человека, князя, могла удержать государственный организм от распада. А великий киевский князь уже не мог полностью контролировать из центра политику местных князей, все больше князей уходили из - под его власти, и в 30-е гг. XII в. он контролировал только территорию вокруг Киева. Удельные князья, почувствовав слабость центра, теперь не желали делиться своими доходами с центром, а местные бояре активно поддерживали их в этом. Кроме того, местному боярству были нужны сильные и самостоятельные князья на местах, что также способствовало созданию собственной государственной структуры и отмиранию института центральной власти. Таким образом, действуя в корыстных интересах, местная знать пренебрегла единством и могуществом Руси. Следующей причиной феодальной раздробленности стала социальная. К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство , служившее князю в обмен на земельное пожалование. Его социальная активность была очень высока. В каждом центре за удельными князьями стояла внушительная сила в лице бояр со своими вассалами , богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.

Существенную роль в распаде государства сыграла и экономическая причина. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения боярства, монастырей и церкви. Натуральный характер хозяйства предоставлял правителям каждого региона возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Во многом это происходило благодаря быстрому обогащению некоторой части населения, которая управляла данной землей. Ее стремление улучшить свое благосостояние также вело к феодальной раздробленности. В XII в. способствовала феодальной раздробленности и внешнеполитическая обстановка. Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Пройдет чуть меньше века, и Русь столкнется с грозным противником в лице монголо - татар, но процесс распада Руси к этому времени зайдет уже слишком далеко, организовывать сопротивление русских земель будет некому. Необходимо отметить важную особенность периода феодальной раздробленности на Руси. Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства, но в Западной Европе двигателем раздробленности была экономика. На Руси в процессе феодальной раздробленности политическая составляющая была главенствующей. Для того, чтобы получить материальную выгоду, местной знати - князьям и боярству - нужно было обрести политическую самостоятельность и укрепиться в своем уделе, добиться суверенитета. Главной силой разъединительного процесса на Руси стало боярство.

Вначале феодальная раздробленность способствовала подъёму земледелия во всех русских землях, расцвету ремесла, росту городов, бурному развитию торговли. Но со временем постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Разобщенность и постоянная вражда друг с другом привели к исчезновению многих княжеств, но главное, - стали причиной необычайных тягот для народа в период монголо-татарского нашествия.

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское , Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика . Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами притяжения всей общерусской жизни. У каждой из этих земель сложилась собственная оригинальная политическая традиция, была своя политическая судьба. У каждой из этих земель в будущем была возможность стать центром объединения всех русских земель.

10 Культурное развитие средневековой Руси (X – XVI вв.).

Древнерусская мудрость как начальный этап развития отечественной мысли имеет ряд отличительных особенностей в качестве целостного культурно-исторического феномена. С одной стороны, она восприняла некоторые элементы восточнославянского языческого мировоззрения, многокомпонентного по своему составу, поскольку древнерусская народность формировалась с участием угрофинского, балтского, тюркского, нормандского, иранского этносов. По письменным, археологическим, этнографическим источникам специалисты (Б.А. Рыбаков, Н.Н. Велецкая, М.В. Попович) пытаются реконструировать дохристианскую картину мира и модель бытия.

С другой стороны, после принятия христианства в качестве официальной идеологии и вытеснения языческого типа мировидения на периферию сознания отечественная мысль интенсивно впитывала в себя и творчески перерабатывала через византийское и южнославянское посредничество теоретические положения, установки и концепции развитой восточно-христианской патристики.

От Византии, хранительницы античного наследия, самой развитой страны раннего средневековья, Русь получила немало имен, образов, понятий основополагающей для всей европейской культуры эллинской цивилизации, но не в чистом, а в христианизированном виде и не в полном, но в частичном варианте, поскольку греческим языком владели немногие, а имевшиеся переводы охватывали прежде всего массив святоотеческой литературы. Сочинения античных философов были известны фрагментарно, по пересказам, сборникам типа издававшейся в XIII в. «Пчелы», часто лишь по именам. Одним из исключений является наличие в древнерусской среде переведенного на Балканах сочинения Эпикте- та «Энхиридион» с комментариями Максима Исповедника. Под названием «Сотницы» оно было включено в многосторонний обиход как аскетическое наставление монашествующим }