Смарт план в банке. Как их правильно ставить в бизнесе

Методика SMART учит верно определять SMART-цели и достигать их, сокращает время, повышает результативность работы, а ещё помогает избавиться от неэффективности.

В этой статье вы прочитаете:

В этой статье мы проведем анализ теории и методологической основы определения SMART-цели, а также разбор конкретных примеров.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Что такое SMART-цели

SMART - это методика, которую предложил Питер Друкер. Аббревиатура составлена из первых букв таких английских слов,как specific (конкретная), measurable (измеримая), achievable (достижимая), relevant (совместимая) и time-bound (определенная во времени). Сама концепция управления целями (managementbyobjectives, MBO), в границах которой появились основные принципы SMART, давноявляется классическим примером в международном менеджменте. Она базируется на навыках ЛПР (лица, принимающего решения) ставить «умные» (англ. smart - умный) цели подчинённым и самому себе.

SMART-подход обычно используют очень большие и технологически развитые компании. В огромной фирме очень сложно отследить, насколько эффективно трудится каждый отдельный сотрудник. С помощью системы SMART можно осуществлять контрольза работой даже очень большого числа сотрудников. Если рабочий процесс построен таким образом, что работники делают однотипную работу, чтобы каждый раз заново не вдаваться в объяснения, задаётся определённый алгоритм, по которому они эти действия выполняют. Этот алгоритм основывается на принципах SMART. Единственное «но» -SMART-алгоритм имеет смысл писать только для простых задач, результат выполнения которых заранее понятен.

С помощью системы SMART можно получить оценку результативности отдельного сотрудника, причём в режиме реального времени и достаточно справедливо.Расчёт вознаграждения, основанный на конечном результате конкретных SMARTцелей, является интуитивно понятным.

Средний показатель результативности выполнения обозначенных задач по методике SMART, как правило, составляет 80-90%. Если же он опускается до 50% или ещё ниже, то работа сотрудника является неэффективной. На основе этих SMART-показателей происходит расчёт вознаграждения.

Эффект от применения методики SMART сравним с включением лампочки в темноте. Сразу становится видно: кто как работает и насколько полезен компании конкретный работник.

SMART- это стандарт постановки целей, согласно которому каждая поставленная перед подчинённым цель должна отвечать определённым критериям. Всего таких критериев 5.

Расшифровка SMART-целей - разберем дословно

В данный момент, постановка целей по системе SMART очень популярна в управлении компаниями. На основании этого происходит дальнейшее развитие техники смысла, который вкладывается в каждый отдельно взятый элемент системы. В результате развития системы SMART, накопился эмпирический опыт, сосредоточенныйна разных по сути требованиях к процессу целеполагания. Давайте разберём некоторые трактовки подробней:

SPECIFIC (не такие распространённые, но используемые варианты - simple, stretching,significant). По-русски это звучит как КОНКРЕТИЗАЦИЯ - чем умнее SMARTцели, тем более конкретизированными они должны быть. Это обусловлено несколькими факторами.Структура менеджмента в очень больших компаниях построена таким образом, что между теми, кто принимает решения, и теми, кто их воплощает в жизнь, лежит долгий путь. И тут возникает вопрос, насколько качественно выстроен процесс связи между ними, а также насколько чётко обычный работник видит цели, и совпадает ли его видение с видением руководства компании? Ответы на эти вопросы наглядно показывают: чем конкретней формулировкаSMARTцели, тем выше шансы на успех в её достижении.

К этому можно добавить ещё такой момент: под конкретизацией подразумевается требование к установке SMART-цели таким образом, чтобы её понимали одинаково на всех уровнях, участвующих в процессе её реализации.

Бывает, некоторые авторы вместо варианта specific употребляют значение simple. Ведь простая постановкацели даст большуюгарантию, чтоработник или подрядчик, который воплощает эту SMART-цель в жизнь, выполнит все правильно, так как формулировка предельно чёткая.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что один из первых критериев для постановки умной SMART-цели - это конкретность. Большинство американских авторов уверено, чтобы такая характеристика была достигнута, надо дать ответ на пять основных «W» вопросов:

What: Чего надо добиться?

Why: Почему надо этого достичь? В чём выгода и преимущество?

Who: Кто привлекается к работе?

Where: Где выполняется работа?

Which: Какие условия предъявляются к работе, а также требования и ограничения?

MEASURABLE (иногда используется manageable или motivational,). ИЗМЕРИМОСТЬ - критерий SMART-системы, который выполняет задачу качественно отразить достижение SMARTцели на основании количественных показателей. Цели должны быть осязаемыми, в этомне должно быть сомнений. Под итогом любой работы подразумевается достижение конкретного результата: у токаря на производстве - это количество сделанных деталей в смену, у писателя - опубликованный роман. Говоря простым языком, измеримость - система мерок, которая позволяет определить в какой степени SMART-цель достигнута. При отсутствии критериев невозможно оценить выполнена ли работа, как невозможно и осуществить контроль за процессом её выполнения.

Если посмотреть с другой стороны, и это справедливо отмечено некоторыми исследователями, показатели количества, неважно в какой форме это выражено, для любой сферы деятельности являются обязательным атрибутом. На основании этого хочется задать закономерный вопрос: насколько важно очевидный критерий выделять в отдельный пункт при постановке SMART-цели? Вместо этого предлагается другой аспект, который сегодня достаточно популярен - мотивационный. Его суть в том, что, поставив SMART-цели, работников надо как-то мотивировать к достижению цели, но здесь есть нюансы. Сначала в сфере применения человек должен выполнять свои прямые должностные обязанности, и мотивация здесь должна исходить не от тех, кто ставит SMART-цели. Другое дело, если целью является, например, сокращение времени на перекуры. В этом случае надо поощрять некурящих, то есть вызвать у остальных желание бросить курить, допустим, с помощью премирования.

ACHIEVABLE (другие варианты - appropriate, attainable, agreed, actionable), что переводится как ДОСТИЖИМОСТЬ и считается существенным фактором при постановке SMART-цели. Проверить насколько «умно» поставлена задача можно, поставив вопрос: «Как достичь цели, имея в своём распоряжении определённые кадры?» и честно ответив на него.

Грамотный менеджер ставит SMART-цели, основываясь на знаниях о своих подчинённых, об их опыте и прочих особенностях. Понятие «достижимость» должно применяться индивидуально к каждому работнику организации, поэтому в английском языке так много расшифровок этого термина. Чтобы достичь того результата, который запланирован, в рабочий процесс включаются различные люди, имеющие различное образование, уровень дисциплины, самоотдачи, трудоспособности и т.д. В связи с этим нередко применяется вариант «аppropriate», что переводится как «соответствующий» и означает использование руководителем разных подходов к каждому сотруднику, участвующему в достижении поставленной SMART-цели, с учётом присущих ему индивидуальных особенностей.

RELEVANT - АКТУАЛЬНОСТЬ (возможные варианты - realistic, results-oriented, resonant). Один из SMART-критериев, объясняющих, каким образом добиться поставленной целис максимальной эффективностью, выявить актуальность (правильность определения) способа достижения нужного результата, и существуют ли в принципе варианты положительного решения.

Чтобы определить SMART-цель, соответствующую этому критерию, следует задать такие вопросы как: «Насколько подходящая эта цель?»,«Верно ли определено время для принятия решения?»,«Насколько это соответствует другим нашим потребностям и усилиям?», «Имеем ли мы сотрудников, способных выполнить эти задачи?», «Возможно ли это осуществить с учётом нашей деятельности (позволяют ли экономические или технические возможности)?».

Также очень популярным является вариант расшифровки этого SMART-показателя, как оценка возможности (или же, по-другому, реальности) достижения цели, т.е. честность и справедливость при оценке своих сил. Постановка амбициозных SMART-целей - это в чем-то даже хорошо, но стоит всё-таки быть поближе к реальности, сильно не фантазировать, хоть для этого иногда и имеются предпосылки, обусловленные текущим состоянием развития науки.

Приведём такой пример: если вы собираетесь бегать по утрам, то это замечательная цель. Через какое-то время вы разовьёте свой организм доопределённого состояния, сравнимогос уровнем тренированного человека, который регулярно бегает. Но вряд ли вы сможете обогнать на дистанции 100 метров Усэйна Болта, 11-кратного чемпиона мира в беге на короткие дистанции. То же самое и с другой целью - адекватная оценка тех ресурсов, которыми вы располагаете, поможет измерить её реальность.

TIME-BOUND (привязка ко времени) - последний параметр классической интерпретации. Он является одновременно и самым несложным для восприятия, и одним из важнейших для исполнения. На выполнение любой важной SMARTцели должен быть отведён какой-то срок, т.е. SMARTцель надо ограничить временными рамками. Важное значение данный показательSMARTимеет в программах личностного роста, где тоже, наряду с осуществлением производственных проектов, должно быть чётко определеносколько времени требуется на реализацию SMARTцели.

Помимо самой распространённой формулировки SMART, которая стала классической, применяется и другое название- SMARTER, где Е - Evaluate - «оценивать», а R - Reevaluate - «пересматривать».

Эти элементы являются некими характеристиками, регламентирующими процесс постановки SMARTцелей, в котором каждая следующая корректируется с учётом и применением предыдущего опыта составления плана. Такой способ ведёт к тому, что целеполагание становится «умнее» (от англ. smarter -«умнее»).

Цели должны быть конкретны и понятны сотрудникам

Владимир Ларионов, генеральный директор компании «Ауди Центр Варшавка», Москва

Для постановки целей в нашей компании мы используем систему SMART. Расскажу подробней об основных моментах этой системы:

S - цели должны находить понимание у сотрудников, а для этого быть предельно понятными и конкретными. Например, мы ставим SMART-цель - заработать.

М - измеримость цели. Для каждого центра, приносящего прибыль, чётко определены цифры необходимых поступлений и как их достичь. К примеру, отдел продаж должен принести определённую сумму, реализовав определённое количество авто. Есть отделы, не участвующие в продажах, но без них бизнес не будет работать (у нас это отдел по работе с клиентами). У сотрудников таких отделов тоже есть выраженная в цифрах SMARTцель. У нас - это уровень удовлетворённости клиентов, определённый на основе опросов. Таким образом, цель отдела по работе с клиентами - добиться запланированных показателей.

А - достижимость цели. Это не значит, что цели должны быть низкими. Лучше, чтобы планка была приподнята. Мне нравится одно выражение: «Если ты выйдешь на ринг против более сильного противника, то тут есть 2 варианта - или победишь, или нет. Если не выйдешь совсем - точно не победишь». Тут важно осуществлять промежуточный контроль SMART-показателей. Если у нас складывается ситуация, что один из отделов не справляется с выполнением плана, то остальные подключаются и помогают.

В середине 2010 года у нас возникла ситуация, когда план оказался под угрозой срыва. Тогда на складах производителя закончились новые автомобили, но мы нашли выход из этой ситуации - решили применить некоторые методы управления спросом, старались больше продавать те модели, которые были в наличии и склоняли клиентов делать производственные заказы на отсутствующие в наличии. Делали всё, чтобы возникшие проблемы не стали причиной потери наших клиентов.

R - цели отделов должны соответствовать основной SMARTцели организации. Например, наш транспортный отдел имеет первостепенную задачу - содержать подменные и тестовые автомобили в рабочем состоянии. Но, предлагая клиентам в аренду подменные машины, мы получаем дополнительный доход.

Т - время. Срок достижения SMART-цели должен иметь чёткие границы: год, квартал, месяц, неделя и т.д.

Причины, почему у некоторых СМАРТ цели не работают

1. Не в той компании применим.Этот SMARTметод может быть применим далеко не во всех компаниях. Если сферой деятельности компании являются инновации или структура быстро изменяется, подстраиваясь под новые условия, то этот метод будет неэффективным, т.к. SMARTсистема не сможет реагировать на изменения среды достаточно быстро. Когда люди, занимающиеся таким бизнесом, делают упор на МВО, они считают, что поступают правильно. Так оно и есть, но только если рассматривать ситуацию со стороны внутренних целей компании. В итоге руководство видит благополучную ситуацию и теряет гибкость и адаптивность.Стоу и Боттер (исследователи в данной сфере) обращают внимание, что цель «работать как можно лучше» (кстати, формулировка не соответствует системе SMART) иногда может влиять на корректировку задания (проблема пересматривается), тогда как, если задача ставится более конкретно, скорей всего, такого не случится.

2. Не в то время использован. Этот SMART-метод работает, когда компания находится на определённом этапе развития, но в условиях хаоса и организационного бардака МВО не работает. Для начала надо навести порядок, наделить персонал полномочиями и определить сферу ответственности, обозначить функциональные обязанности. Метод управления на основе SMART-целей работает, когда технологии имеют стандарт, а также проведён анализ потенциала и ресурсов компании (как материальных, так и нематериальных).

3. Не с теми сотрудниками. Те люди, которые поставили себе высокие цели (или приняли за основу высокие цели других людей), трудятся более усердно и более качественно. Но многих людей не «цепляют» амбициозныецели, и они не получают достаточной мотивации. Это зависит от особенностей личности и, часто, опыта человека. Таким образом можно поделить всех людей на 4 типа:

    Пассивные - 30%. Действуют только по указанию, своих целей не имеют.

    Реактивные - 50%. Есть реакция на события, но сами перемены не инициируют.

    Мечтатели - 10%. Имеют неопределённые или нереальные цели.

    Деятельные - 10%. Активные участники построения своей жизни.

Из всех перечисленных, только 3% из 4-й категории умеют правильно ставить себе. В эти 3% и входят наиболее успешные люди. Остальные требуют контроля, обучения, мотивации извне.

Также следует обратить внимание, что желаемый результат зависит от сложности выбранной SMART-цели. И он будет выше, если цель окажется сложнее. Расти результат будет только до потолка результативности, а также, если человек осознаёт SMART-цель и, в принципе, способен её достичь. У людей, которые не стремятся к серьёзным, трудновыполнимым целям, результат будет невысоким.

4. Не так ставятся цели. Существует стереотип, если человек сам определит себе стоящую цель, сфокусируется на ней, обрисует её более подробно во всех деталях, то у него появятся силы и энергия для реализации этой самой цели. Но, по факту, это не работает.

Даже если сама идея МВО была воспринята правильно, не стоит внедрять её только «для галочки». Ведь идея заключается в построении взаимодействия между руководством и подчинёнными, где обе стороны участвуют в постановке SMART-цели, а в идеальном варианте - работник доносит до руководства свои цели и планы на будущее. На практике выходит, что основную мотивацию в SMART-системе управления по целям создаёт страх. И если ставятся жесткие и нереальные требования (показатели), то страх от этого только возрастает. Есть ещё такой момент: если уделять слишком большое внимание цифрам, чтобы достичь краткосрочных результатов, то это может сформировать определённое отношение работников, исказить понимание критериев важности: происходит гонка за цифрами, страдает качество и уделяется меньше внимания потребностям клиентов. В конечном итоге такой подход может привести к подделке результатов, фальсификациям, манипулированию с их помощью и т.п.

Этот SMART-метод даст результат, если будут поставлены реальные цели, а не желаемые. И поставлены они будут на основе анализа возможностей и данных, оценивающих эффективность работы организации. Постановка SMART-целей, основанных на методе «пальцем в небо», только демотивирует работников.

Наглядные примеры СМАРТ-целей

Давайте рассмотрим несколько примеров из разных отраслей, отражающих преимущество «умного» подхода к планированию. Рассматривать будем не весь этап, а его часть, и сделаем это с разных позиций - когда используется SMART, и когда не используется. У нас есть два примера: фотограф, который только начинает свою профессиональную деятельность, и студент, пытающийся самостоятельно поднять уровень знания английского языка. Это даст нам возможность продемонстрировать,каким образом технику можно применятьи дляличностного роста, и для профессиональной деятельности.

1. Цель должна быть конкретной

Если фотограф ставит такую цель, как: «Мне надо больше заработать», то это пример неправильно поставленной SMART-цели. Вряд ли она будет выполнена, потому как в ней нет конкретики - она беспредметна. Умная SMART-цель звучит так: «В месяц мне надо заработать на 20% больше», но поставить он её сможет, если посчитает сколько в среднем заказов он делает за этот период. При том, что формулировки, на первый взгляд, отличаются незначительно, разница в них существенная. Возьмите конкретную цифру и попробуйте произвести с ней какое-нибудь математическое действие, используя неопределённое понятие «больше» и конкретное значение 20%. В каком из вариантов вы получите реальный результат?

Давайте рассмотрим студента. Поднятие уровня знания английского языка - такая же неправильная SMART-цель. В ней нет конкретики. Формулировка не даёт представления, что надо улучшать: увеличивать словарный запас, изучать грамматику, понимать то, что говорит собеседник или учиться воспринимать текст? Это разные вещи, хоть и в чем-то связанные, и для их воплощения требуются разные условия и материалы. В случае студента SMART-цель формулируется так: «Хочу достичь уровня владения грамматикой Advanced» или «Хочу говорить на английском свободно».

2. Измеримость

Результатом для фотографа будет рост доходов. Сделав расчёт, он пришёл к выводу, что ему нужно фотографировать больше на одного клиента в неделю и он получит прирост заработка в 20%.

Студент осознает, что получит результат, когда поймёт, что стал более уверенно говорить на языке, или, что его словарный запас вырос (зависит от той SMART-цели, которую он поставил).

3. Как цель должна быть достигнута

Фотограф достигнет цели, когда нарастит число его клиентов. Чтобы этого добиться, надо провести рекламную кампанию, например, поучаствовать в уличных выставках, которые имеют популярность, дать скидку 5-му или 10-му клиенту, сделать фото знакомых или друзей и разместить их в соцсетях.

Студенту же надо составить план изучения языка и разработать график для занятий, иногда посещать встречи с зарубежными деятелями (писателями, послами) и практиковаться, общаясь с носителями языка.

4. Актуальность

На все, поставленные в блоке о расшифровке SMART-целей, вопросы можно дать утвердительный ответ. Достижима ли цель такими методами? Да. Получит ли фотограф дополнительный 20%-ный доход? Да. Причём, если он будет использовать в работе специальные программы и производительный компьютер, то потратит на обработку фотографий намного меньше времени, высвободив его тем самым для новых заказов.

Поможет ли разработанный план достичь результатов студенту? Здесь всё сложнее. Контроль будет осуществляться только совестью студента, но если он будет прикладывать достаточно усилий и строго следовать плану, то результат будет положительным.

5. Ограничение во времени

Сколько времени требуется для достижения SMART-цели? Если запланировать достижение постоянного уровня дохода за месяц, то сделать это будет тяжело. Фотограф учёл все нюансы и поставил срок 3 месяца: 1 месяц - на перенастройку и проведение рекламной кампании и следующие 2 - на достижение нужного уровня заработка и отслеживание тенденций.

Студент ограничил себя шестью месяцами, из которых два уйдут на теорию (изучение уроков) и четыре на практику (общение с носителями).

Как компания увеличила прибыль на 50%, внедрив подход управления по целям

Александр Меренков , генеральный директор и совладелец страховой компании «Северная казна», Екатеринбург

В российском бизнесе существует серьёзная проблема - в нём не используется управление, построенное на SMART-целях. Компании не ставят долгосрочных ориентиров (а часто и краткосрочные не ставят), не составляют планы решения стратегических задач. Это тормозит бизнес, не позволяет ему развиваться.

Для решения этих проблем 2 года назад мы начали внедрение SMART-системы управления по целям в компанию. Сначала внедрили в подразделения, так или иначе связанные с продажами: в контакт-центр и региональные офисы продаж. Следующими стали отделы по обслуживанию клиентов - отдел выплат и сотрудники, работающие с возражениями. Сначала я принимал непосредственное участие в разработке SMART-проекта, позже передал полномочия заместителям, а сам переключился на контроль исполнения. Для оптимизации системы управления было определено 8 этапов:

1) Постановка долгосрочных SMART-целей;

2) Распознавание основных проблем бизнеса;

3) Перевод проблем в SMART-цели;

4) Разработка пессимистичных вариантов развития;

5) Проработка алгоритма, с помощью которого будут достигаться поставленные SMART-цели;

6) Создание дерева SMART-целей и изменение организационной структуры в соответствии с ним;

7) Разработка алгоритма для достижения SMART-показателей;

8) Смена мотивационной системы.

Каковы итоги введения системы управления по целям в продающих подразделениях. Фонд оплаты труда не увеличился, но у сотрудников появилась возможность, в зависимости от результатов труда,увеличивать свой доход.

Первый квартал с начала реализации SMART-проекта показал положительный результат - появилась возможность удобно контролировать промежуточные результаты, а также участвовать в процессе. В продающих подразделениях вырос доход, портфель договоров стал более сбалансированным, увеличилась маржинальная и чистая прибыль. Теперь мы можем видеть ежедневную динамику показателей и, в случае отклонений, центральный офис может оперативно вмешиваться в работу подразделений. Если, например, в текущем месяце маржинальная прибыль такая же, как и в прошлом, премия руководителя филиала сокращается. Если виден спад прибыли, руководитель лишается процента за прирост маржи, и куратор региона подключается к работе.

После внедрения в три раза уменьшилось количество филиалов, приносящих убытки, а прибыль компании выросла на 50%. Каждый менеджер по продажам стал результативней в два раза. Также в два раза выросло общее число работников. Количество сотрудников, которые не занимаются продажами, выросло только на 32%.

Так как руководители стали лучше понимать долгосрочные SMART-цели, выросла скорость принятия решений на местах.

Постановка целей по SMART: алгоритм для руководителя

Основные стадии процесса постановки SMART-целей:

Диагностика. Для того чтобы понять, готова ли организация и сотрудники к постановке SMART-целей, надо дать ответы на большое количество вопросов:

Насколько хорошо развита структура управления в компании?

Есть ли чёткое разграничение обязанностей и сферы ответственности?

Какого стиля управления придерживается компания?

Достаточно ли профессиональны и мотивированны работники?

Умеет ли руководство поддерживать обратную связь?

Могут ли сотрудники выполнять трудные задачи? И т.п.

Обучение работников постановке SMART-целей через повышение интенсивности горизонтальной и вертикальной коммуникации (контактирование управленцев с подчинёнными, контакт друг с другом сотрудников, которые своим взаимодействием влияют на результат); составление SMART-программ для обучения развитию нужных компетенций; составление чётких планов.

Выбор критериев, служащих ориентирами достижению SMART-целей, понятных и руководству, и рядовым сотрудникам.

Промежуточная проверка. Постоянная оценка результатов, служащих основанием для корректировки SMART-целей.

Финальная проверка результатов, когда поставленные SMART-цели достигнуты.

SMART-техника постановки целей для подчиненных

1. Выявить проблемы, которые стоят перед компанией и отделом (Какие из процессов надо улучшить? Какие знания и навыки надо развивать в сотрудниках?).

2. Сделать анализ задач, которые выполняет сотрудник, нуждающийся в постановке SMART-цели.

3. Определиться, какую SMART-цель желаете достичь, и как это сделать.

4. Обосновать желание, оценить насколько высок потенциал (результативность) желаемого действия, насколько оно важно и какие будут последствия.

5. Если необходимо, следует переформулировать действие для того, чтобы оно приводило к однозначному результату.

6. Создайте механизм, по которому будете производить оценку результатов работы.

7. Разработайте стандарты соответствия работы ожиданиям (Каким образом вы будете понимать, что работа выполнена как надо? Какие критерии для оценки будете использовать?).

8. Если требуется, сделайте переформулировку желаемого действия, дополните его новыми SMART-критериями для достижения цели.

9. Определите время, отведенное на то, чтобы выполнить работу.

10. Установите дедлайн и сроки для промежуточных отчётов.

11. Ещё раз просмотрите все пункты и откорректируйте.

12. Постарайтесь донести SMART-цели до работника, выясните понял ли он их и попросите оценить. Если цели ставите себе, попросите начальника высказать его мнение.

13.При необходимости - начинайте с начала.

Принцип SMART-цели в бизнесе - особенности применения

Часто в бизнесе встают такие вопросы: «Каким образом определить качество выполняемой человеком работы, если она заключается в работе с другими людьми?», «Как измерить насколько хорошо были проведены переговоры?».

Оценка экспертом - вот ответ на такой вопрос! Такой SMART-метод давно используется в науке, когда сфера интересов - человеческий фактор. В чем же суть этого SMART-метода?

Допустим, нам необходимо провести оценку качества обслуживания (пусть это будет торговый зал). Воспользуемся методом экспертных оценок. Каждого выходящего из магазина посетителя мы будем спрашивать, насколько качественно сработал продавец, и как бы он оценил его работу? Например, по шкале от одного до десяти, где один - очень плохо, а десять - замечательно. Через пару часов наберётся 10-20 оценок. Посчитав средний балл, мы получим цифровое выражение качества обслуживания. Этот SMART-метод достаточно интересен, поэтому любой управленец должен уяснить его суть и уметь использовать, когда это необходимо.

При использовании критерия измеримости в любом деле (бизнесе) необходимо помнить, что он должен иметь процент погрешности от обозначенных цифр. Если SMART-цель - увеличить продажи на 10%, то лучше сделать формулировку такой: «Минимальный прирост продаж должен быть 6%, максимальный - 12%. Необходимый уровень - 10%». Наш мозг устроен так, что ему требуется определённый диапазон показателей.

В интервале «минимум - плановое значение - максимум» образуется зона комфорта, в которой человеку хватает мотивации для достижения SMART-цели. Можно представить такую ситуацию: менеджеру нужно любым путём увеличить продажи на 10%, и пока он не выполнит этот план, будет подсознательно бояться потерпеть неудачу. Даже выполнив план на 9,8%, он останется неудовлетворён собой, потому что 9,8% - это не 10%. Так работает наш мозг. Это происходит на подсознательном уровне. Даже понимание того, что это почти 10%, не поможет спасти самооценку, ведь себя не обмануть.

Будет иначе, если поставить 3 ориентира:

    Минимум - та планку, которую можно взять без серьёзных усилий. Практически со 100%-ной вероятностью. Если взять наш пример, то просто, делая свою работу каждый день, менеджер достигнет результата в 6%, не прилагая серьёзных усилий.

    Плановое значение — это тот результат, которого человек хотя бы раз добивался. Несколькими месяцами ранее, например, менеджер уже увеличивал продажи на 10%. Это может быть плановым показателем.

    Максимум — цифра, которая воспринимается реально, но ранее не достигалась или достигалась редко. Планка в 12% ни разу не была взята, но удавалось сделать 11%. Поэтому, при постановке цели, рубеж в 12% должен стать максимумом для измеримости.

Такая постановка SMART-цели с тремя ориентирами создаёт зону комфортной мотивации. Достигнув первого необходимого значения, человек уже получает удовлетворение, радуется, что достиг какого-то уровня, что получилось добиться хоть и минимального, но результата! В этот момент пропадает страх неудачи и появляется стимул достичь следующего показателя. Достиг планового показателя - опять успех! Снова эмоции и усиление стимула. Мотивация возрастает, человек с энтузиазмом стремится к максимуму.

Так, раздробив один показатель, который характеризует измеримость SMART-цели, на три, можно создать атмосферу для усиления мотивации на пути к достижению цели. И это только один из способов для усиления мотивации.

Поступательное развитие компании - признак успешного руководства

Владимир Моженков , генеральный директор компании «Ауди Центр Таганка», Москва

Иногда достигнутые результаты могут служить отправной точкой в постановке SMART-цели и себе, и подчинённым. Например, в прошлом году вы достигли определённых показателей, значит в текущем ниже опускаться уже нельзя. Ещё один способ - ставить SMART-цели, опираться на имеющиеся ресурсы. Если вы закредитованы на 100% собственных средств, то при постановке плана нужно это учитывать. Есть также третий способ - опираться на ваши амбиции. Мне нравится такой настрой: «Ты должен быть первым, на крайний случай - вторым. Если нет - лучше вообще этим не заниматься!».

SMART-цель должна быть чётко определённой и выраженной в цифре: N проданных автомобилей, Nобслуженных клиентов,Nпроцентов доли рынка. Точные SMART-цели должны видеть все участники рабочего процесса, все уровни: центр управления финансами, центр генерации прибыли, каждый рядовой сотрудник.

Например, есть цель продать 2000 авто к концу текущего года. Руководитель всё время отслеживает как цель реализуется: вот достигли отметки в 1700 штук, дальше 1750, 1800 и т.д, то есть всё время видно сколько продали, сколько осталось, и можно отслеживать, успеем ли продать запланированное количество в срок. Если сформулировать SMART-цель расплывчато, например, «продать много», то плана вряд ли удастся достичь. Опираясь на общую SMART-цель, надо ставить промежуточные цели на конкретный период времени (у нас - месяц). На каждый месяц ставится определённый показатель, и раз в неделю подводятся итоги, чтобы понять, выполняется ли план.

Одним из показателей успешности менеджмента является стремление к постоянному развитию. Что же это такое? Давайте рассмотрим на нашем примере. В 2010 году у нас стояла цель реализовать 2000 авто. За этот год общее количество проданных в Москве автомобилей составило 10000 штук. Отсюда видно, что мы заняли 20% рынка. Далее, обращу внимание на 2 момента: 1) Когда я объяснял задачу сотрудникам, то обозначил цель продать 2000 машин, даже если все продажи на рынке составят 2500 штук; 2) Когда мы достигли поставленного результата, я обратил внимание, что остальные 8000 машин купили у конкурентов, то есть у нас в чём-то есть недоработки. Если выразиться иначе, не стоит останавливаться на достигнутом, а стоит повышать требуемые показатели, ставить планку ещё выше.

И само собой, руководитель должен уметь так заинтересовать работников, чтобы SMART-цели компании воспринимались ими как свои цели. В этом ему могут помочь такие моменты, как грамотно разработанная политика премирования, наличие корпоративной культуры, атмосфера доверия и постоянный прямой контакт руководства и работников. Очень важно знать потенциал сотрудника, понимать, что для него в работе важней всего. Есть такой замечательный афоризм: «Любая компания - это большая тень первого лица». Директор должен показывать пример своим работникам. Это трудно, но вполне возможно. В добавок ко всему, ещё и интересно!

Технология SMART-целей. Порядок внедрения

SMART является готовым решением, и её внедрение в систему компании можно осуществить путём установки SMART-программы на компьютеры работников. Таким образом, каждый сотрудник будет видеть свой план, сроки его выполнения, а также конкретные задания и их стоимость. Руководитель в любое время может посмотреть на какой стадии выполнения находится задание, увидеть сколько часов отработал сотрудник, были ли просрочки, допускались ли ошибки. Если задача групповая, то видно сколько времени отдельный работник потратит на свою часть задания, а также по чьей вине произошла задержка (если это имело место быть). Но, чтобы SMART-программа правильно функционировала, надо описать SMART-цели каждого работника и на это уходит очень много времени. Лучше сделать это, опираясь на должностные инструкции, а исполнение поручить специалистам по кадрам.

Технологию SMART может применять абсолютно любой управленец, но, прежде чем ставить задачу сотруднику, стоит свериться с теми принципами постановки SMARTцелей, речь о которых шла выше. Наибольший эффект от организации работы вы получите, если добьётесь такой ситуации, когда работник сам определяет себе цели, а вы их утверждаете.

Но, всё же, руководство компанией - процесс творческий, хоть и «с примесью науки», поэтому, при создании новых подходов к управлению, стоит основываться именно на знаниях, а не просто копировать чужой опыт и применять его в своей работе. Прежде чем внедрять новые и «проверенные» подходы, следует понять,насколько это требуется именно вашему бизнесу.

Не стоит слишком увлекаться инновационными методами управления, так вы избежите стрессовых и конфликтных ситуаций. Чтобы застраховать себя от слепого исполнения рекомендаций, так называемых «гуру менеджмента», сначала досконально изучите методы, докопайтесь до их сути.

SMART-управление целями: типичные ошибки

1. Игнорирование стратегической цели

Многие организации делают ставку на тактические (по-другому, финансовые) цели, но забывают о стратегических.

Самые распространённые тактические цели:

  • Увеличение скорости прироста прибыли;
  • Повышение рентабельности;
  • Рост объёма выручки.

Надо понимать, что финансовый успех компании зависит от правильной постановки и достижения стратегических целей, а на это требуется гораздо больше ресурсов и времени.

Самые распространённые стратегические цели:

  • Завоевание доли рынка;
  • Повышение качества продукта/товара/услуги;
  • Сохранение и улучшение репутации;
  • Увеличение капитализации компании.

2. Негативная формулировка цели

Часто эта ошибка возникает из-за такой психологической особенности человека, как бегство от проблемы, вместо того, чтобы устранить её причину. Правильно поставленная SMART-цель отражает стремление достичь результата, а не поиск способа скрыться от проблем.

Вот неправильно (негативно) сформулированные SMART-цели:

  • Уменьшить риски в какой-то сфере деятельности компании;
  • Минимизировать опоздания на работу;
  • Сократить количество рекламаций.

Такая постановка SMART-цели порождает запреты и «убивает» в работниках инициативу. В итоге - боязнь действовать во избежание гнева начальника. Чтобы избавиться от негативных результатов, формулировка SMART-цели должна отражать перспективу, к которой стремится компания. Если переформулировать приведённые негативные примеры целей, то получатся такие:

  • Разработать и внедрить систему управления рисками;
  • Выделить транспорт для развоза работников;
  • Повысить качество продукта/товара/услуги.

3. Размытая формулировка цели

Зачастую цели формулируются следующим образом: «Повышение эффективности», «Улучшение дисциплины труда», «Мы должны стать лучшими на рынке» и т.д. Существует протокол совещания организации, в который занесена следующая цель: «Улучшить взаимодействие между отделами в связи с расширением структуры компании». Эта цель относится к недостижимым. Давайте рассмотрим такой пример: руководитель ставит цель - повысить скорость обмена информацией между двумя отделами. Спустя какое-то время, начальники отделов докладывают, что цель достигнута. На поверку оказалось, что сотрудники разных отделов просто стали общаться друг с другом чаще.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Директор хотел увидеть иной результат, но, так как при постановке цели, не были учтены критерии SMART, а именно, не было определённости как оценивать достижение цели, то сотрудники не поняли, чего от них ждут. Руководителю следовало сформулировать SMART-цель, например, так: повысить скорость обмена информацией между отделами путём предоставления еженедельных отчётов по форме (с перечислением необходимых для отчёта показателей).

4. Частичное применение концепции управления по целям

Согласно исследованию, наибольшее число директоров видят в SMART-системе управлении по целям способ, которым можно оценивать работу персонала. О том, что МВО первоначально служит для согласования целей организации на разных уровнях, знают лишь 16,6%.

Важно прояснить, что, если не берётся во внимание любой из критериев МВО, это приводит к бесполезности потраченных усилий на его внедрение.

И причины заключаются вот в чём:

  • Нечёткая формулировка SMART-целей нижнего уровня;
  • В целях не отражаются потребности организации (нет связи со SMART-целями, стоящими на более высоком уровне);
  • На каждом участке работы нет ответственных лиц.

Для устранения этих причин директору следует практиковать согласование целей для отделов с их начальниками и перестать единолично ставить SMART-цели, самостоятельно донося их до сотрудников.

5. Официально заявленные цели не отвечают реальности

На практике часто происходит так, что начальник официально объявляет определённые SMART-цели, а сам не берёт их во внимание, принимая решения. На примере это выглядит так: допустим, цель компании - делать всё для своего клиента, а руководитель отдела и не думает вести работу с рекламациями, попросту на них не реагируя.

Чем более ясно мы представляем себе конечный результат, тем больше шансов мы имеем, чтобы его достичь. Именно такова основная идея метода SMART. Эта методика позволяет не упустить ни одного нюанса в формулировке SMART-цели.

  • Индивидуальные трудовые споры: рассмотрение, исполнение и профилактика

Самого по себе наличия правильно поставленных SMART-целей у вас в голове недостаточно для их материализации в реальности. Помимо знания принципов постановки SMART-целей необходимы реальные действия, способствующие их достижению.

Информация об авторе и компании

Владимир Моженков , генеральный директор компании «Ауди Центр Таганка». Сфера деятельности: авторитейл. Форма организации: входит в группу компаний «АвтоСпецЦентр». Месторасположение: Москва. Численность персонала: 263. Годовой оборот: 6,375 млрд руб. (в 2010 году). Стаж генерального директора в должности: с 1998 года.

Владимир Ларионов, генеральный директор компании «Ауди Центр Варшавка». Сфера деятельности: авторитейл. Форма организации: входит в группу компаний «АвтоСпецЦентр». Месторасположение: Москва. Численность персонала: 250. Годовой оборот: 4,928 млрд руб. (в 2010 году). Стаж генерального директора в должности: с 2008 года. Участие генерального директора в бизнесе: наемный менеджер.

Александр Меренков , генеральный директор и совладелец страховой компании «Северная казна». Сфера деятельности: страхование. Территория: головной офис - в Екатеринбурге; филиалы - в Москве, а также в 39 областных центрах России. Численность персонала: 2200. Оборот: 3,7 млрд руб. (в 2013 году). Проводит авторские тренинги: «Компас менеджера», «Корпоративное управление», «Переговоры без поражения», «Стратегическое планирование и бюджетирование», «Технологии групповой работы» и др.

Концепция SMART- целей - исключительно полезный повседневный инструмент в практике управления.

Суть постановки целей по принципу SMART

Цель, определенная по SMART – принципам, означает, что цель должна быть:

  • S pecific (конкретной)
  • M easurable (измеримой)
  • A ttainable (достижимой)
  • R elevant (уместной)
  • T ime-bound (определенной во времени)

Практическое применение

Представление цели в виде SMART фактически позволяет сформулировать основы плана действий по ее достижению. Допустим, есть проблема - недостаточный уровень доходов компании. Мы можем увеличить доходы, например, за счет увеличения товарооборота.

Но формулировка «увеличить продажи», с точки зрения концепции SMART , целью не является. Для начала мы должны сделать цель конкретной и измеримой, чтобы все могли однозначно понимать ее и измерять . Если цель не будет измеримой , как мы оценим, достигли мы её или нет? В нашем примере может получиться следующая формулировка:

Увеличить втрое продажи продуктовой линии ХХХ

Теперь посмотрим, достижима ли эта цель? Обычно анализ достижимости предполагает два аспекта:

  • достижимость с учетом собственных возможностей,
  • достижимость с учетом влияния внешней среды.

Допустим, после анализа мы несколько умерили свои аппетиты:

Увеличить вдвое продажи продуктовой линии ХХХ

Проверим уместность этой цели. На самом ли деле эта цель приведет к решению проблемы (повышение доходов компании)? Не приведет ли достижение этой цели к сворачиванию деятельности других (возможно, прибыльных) направлений? Соответствует ли эта цель стратегическим целям компании?

Если цель уместна , осталось только определить ее во времени . Иначе мы продемонстрируем, что для нас процесс важнее результата, и измеримость цели теряет смысл.

Получаем следующую формулировку SMART -цели:

Таким образом, концепция SMART -целей помогает в формулировании практичных и реализуемых целей. Есть и другое ее применение. Применение этого инструмента к имеющимся целям позволяет моментально увидеть их «прорехи». Если ваш сотрудник заявляет вам «Нам нужно повысить производительность труда сотрудников отдела», применение принципа SMART немедленно генерирует вопросы:

  • S : Что такое производительность труда сотрудников в нашем случае?
  • M : Как измеряется производительность труда в нашем случае?
  • S : Какая должна быть производительность труда для решения стоящих перед отделом задач?
  • A : Имеются ли у нас ресурсы (возможности) для повышения производительности труда?
  • R : Не приведет ли повышение производительности труда к массовым увольнениям или другим нежелательным последствиям?
  • T : К какому времени мы должны добиться желаемой производительности труда?

Примеры удачных и не удачных целей

«НЕ-ЦЕЛИ» :

  • Работать лучше
  • Повысить производительность труда
  • Работать по плану
  • Продавать больше
  • Качественно обслуживать потребителей
  • Мотивировать персонал

ПОЧТИ ЦЕЛИ :

  • Довести узнаваемость бренда до 25%
  • Повысить удовлетворенность клиентов в течение ближайшего квартала
  • Обеспечить реагирование на заявки клиентов в течение 24 часов от момента поступления заявки
  • Захватить 100% рынка подгузников города к 2012 году

ЦЕЛИ:

  • Довести уровень текучести технического персонала до 10% к началу 2011 года
  • Ввести в действие программу «Тайный покупатель» к 1 мая текущего года
  • Обеспечить месячный товарооборот по мясному направлению в размере 5 млн. рублей к 1 июня.
  • К 20 декабря сформировать программу празднования Нового Года в рамках выделенного бюджета 100 тыс. руб.

Дополнительные трактовки / нотации

Впервые SMART -критерии постановки целей предложил использовать Питер Друкер (Peter Drucker) в своей работе «Практика менеджмента» («The Practice of Management») в 1954 году. С тех пор концепция SMART приобрела широкую популярность и были предприняты массовые попытки иных «прочтений» SMART . Примеры разных расшифровок приведены ниже.

Конкретные, точные, определенные

Значимые, важные

Напряженные, расширяющие

Измеримые

Значимые

Мотивирующие

Достижимые, доступные

Достижимые, досягаемые

Согласованные

Амбициозные

Приемлемые, подходящие

Ориентированные на действие

Реалистичные, практические

Ориентированные на результат

Значимые, уместные, важные, обоснованные, относящиеся к делу

Разумные, рациональные

Полезные, стоящие

Обеспеченные ресурсами

Time-bound, Time-base, Timely

Определенные во времени

Ощутимые, осязаемые

Отслеживаемые

Вы можете сами выбрать нотацию, адекватную специфике вашей деятельности.

Важно уметь реализовывать мечты. Ведь если у вас есть мечта, значит присутствует и желание развиваться дальше, достигать нового и сделать жизнь лучше. Можно постоянно мечтать, лежа на диване, или перевести свои желания в материальный мир и осуществить их. Для этого нужно действовать и совершать определенные шаги, которые помогут сделать правильно поставленные smart цели.

Что такое смарт технология

Многие слышали про эту технологию, придуманную в 1954 году Питером Друкером, гением менеджмента, но не все точно понимают, что это такое и как применять ее на практике. На самом деле все достаточно просто.

Технология smart - это руководство для правильной постановки цели, которую можно использовать для организации бизнеса и для улучшения личной жизни.

Чтобы ее применить, необходимо провести анализ информации, установить четкие сроки достижения цели, мобилизовать ресурсы и неукоснительно следовать рассчитанному плану.

В больших компаниях давно пользуются этим методом, являющимся главным секретом успеха. Хороший бизнес невозможно построить без умения ставить четкие задачи подчиненным, для исполнения которых требуется поставить и реализовать ее в оговоренные сроки.

Успех больших корпораций свидетельствует о том, что технологию смарт полезно использовать и для улучшения качества жизни обычных людей. Аббревиатура переводится с английского языка как «умный» или «думающий», и это говорит само за себя.

Каждая буква имеет расшифровку, которой надо следовать для правильной постановки задач:

  • S- цель должна быть конкретной;
  • M- измеримой;
  • А - достижимой;
  • R- совпадать с другими задачами, быть важной;
  • Т - иметь временные рамки.

Эти критерии, разработанные Питером Друкером, успешно работают на протяжении многих лет, поэтому стоит их внимательно изучить и использовать систему для достижения успеха.

Что значит конкретная?

Это слово подразумевает то, что цель необходимо четко сформулировать. Из нее должно быть понятно, какой вы ждете результат. Нужно рассчитать сколько времени необходимо для достижения цели, и какие действия следует выполнять, чтобы ее добиться.

  • Например, для успешного похудения мало иметь пространственное желание сбросить лишний вес.
  • Чтобы цель привела к успеху, нужно оговорить временные рамки и уточнить, на сколько килограмм надо похудеть.
  • Лучше не ставить глобальные задачи, а действовать небольшими шагами.
  • Оптимальный вариант - поставить цель похудеть за месяц на 3 кг. Это реально сделать. Когда задача будет выполнена, поставьте новую цель снизить вес еще на 3 кг.
  • Если присутствует желание заниматься спортом, то в обобщенном виде оно не имеет конкретики. Нужно определить цель - тренироваться 2 раза в неделю в спортклубе, тогда дело будет четко сформулировано.

Понятие измеримой цели

Чтобы цель можно было измерить, определите критерии, по которым вы будете это делать. Они бывают разные, главное видеть, что прогресс происходит, это усиливает мотивацию.

  • Для измерения цели похудеть, нужно уточнить, на сколько, и постоянно проверять достижения на весах.
  • Если вы стремитесь увеличить заработок, регулярно проверяйте прибыль в процентах или конкретных суммах.
  • Стараясь выучить иностранный язык, определите норму слов, необходимых для запоминания в определенный отрезок времени.
  • Полезно завести специальную тетрадь и записывать туда систематические отчеты о результатах работы, оформляя их каждую неделю или месяц. Когда нужно увеличить продажи или рост посещаемости определенного ресурса, необходимо составлять графики с видимым прогрессом.

Что такое достижимая цель

Чтобы поставленную задачу можно было выполнить, она должна быть реальной, поэтому не устанавливайте цель, обреченную на провал.

Просчитайте, есть ли у вас возможности и хватит ли духовных и материальных сил реализовать задуманное.

Нужно учитывать все нюансы: затраченное время, необходимые знания, денежный ресурс, наличие полезной информации и многое другое.

Например, поставив цель в течение месяца похудеть на 20 кг, вы не добьетесь успеха, даже если будете очень стараться. Поставьте задачу, соизмеримую с возможностями, и после гарантированного успеха определите новую цель.

Иногда для достижения желаемого следует усилить мотивацию. Это может быть подарок, о котором вы мечтали долгое время, но не решались его позволить. Например, после достигнутой цели по смарт технологии купите себе путевку на отдых туда, где хотели побывать.

Актуальность цели

Для успешной реализации этого критерия, нужно ставить задачи, действительно имеющие огромное значение для вашей жизни.

  • Если достижение цели не слишком волнует, следовать смарт технологии будет сложно, и действия не принесут удовлетворения.
  • По системе смарт нужно справедливо оценивать шансы для достижения цели. Полезно составить отчет, в котором подробно расписать чем вы располагаете для решения задачи и определить ресурсы, которых не хватает.
  • Непременное условие - не должны противоречить друг другу, а наоборот, соответствовать другим поставленным задачам.
  • Например, если вам нужно постоянно вставать в 5 часов утра, и вы хотите реализовать это, нельзя поставить в качестве другой цели постоянные ночные тусовки в клубах. Одно несовместимо с другим, поэтому имея такие задачи, вы не реализуете ни одну из них.

Какими должны быть временные рамки

Для выполнения задуманных действий обязательно необходимо установить четкое ограничение по времени. Если этого не сделать, контролировать процесс не получится, а значит не удастся реализовать цель.

У любого дела должен быть конец и начало, иначе можно постоянно откладывать его на более подходящее время, так и не решив начать работу. А когда время безгранично, отпадает необходимость действовать четко и быстро.

Поэтому всегда устанавливайте разумные и реальные временные рамки. Чтобы их правильно обозначить, можно задать себе наводящие вопросы:

  1. Когда мне нужно увидеть результаты поставленной задачи?
  2. Насколько быстро я смогу реализовать цель, используя те ресурсы, которые есть в наличии?

Перед постановкой цели постарайтесь выяснить, как ее реализация отразится на близких вам людях. Возможно, она подействует на них отрицательно, или их реакция на нее вам не понравится, и это станет причиной невыполнения задачи.

Когда методика неэффективна

Несмотря на свою популярность и результативность, постановка задач по системе смарт подходит не для всех. Это происходит не из-за влияния определенных факторов. Виноват характер и образ жизни людей.

Не стоит применять смарт технологию, если:

  • Вы всегда меняете свои решения и не умеете планировать действия на длительный срок.
  • Когда вам не важен конечный результат цели, а просто необходимо двигаться в определенном направлении с нечеткими временными рамками.
  • Если в человеке преобладает лень и ему не хочется следовать установленному плану, тогда само планирование теряет смысл, и критерии смарт становятся бесполезными.
  • Есть определенная группа людей, предпочитающих действовать спонтанно, полагаясь на и удачу. Они не терпят планирования, составления списков и написания отчетов. Иногда такие жизненные установки приносят свои плюсы, но не за счет поставленной цели по технологии смарт.

Эта методика работает, когда для достижения определенных высот в жизни люди совершают запланированные поступки. Если их не делать, эффективность технологии сводится к нулю.

Как применять систему

Хорошо обдумайте чего хотите, возьмите бумагу и напишите на ней чего вы желаете добиться. После проверьте желание по 5 критериям, которые мы рассмотрели выше. Они помогут разобраться, возможно ли реализовать задуманное, и какие преграды могут встать на пути.

Анализируя цель, важно настроиться на позитив, поймать нужную волну и выяснить свои истинные желания. Сделав это, легко отсеять цели, навязанные вам другими людьми, и сосредоточиться на собственных приоритетах.

Технологию смарт можно применять для проверки разных советов и предложений. Проверив их по критериям смарт, легко определить, будут ли они полезны и не потребуют ли несоразмерных усилий для их осуществления.

Когда вы ставите перед собой несколько разных целей, всегда проверяйте их на совместимость друг с другом. Это даст возможность заметить плохие цели и вовремя от них избавиться.

ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ

  1. Если вы хотите увеличить свой доход, воспользуйтесь технологией смарт и озвучьте свою цель - «зарабатывать больше».
  2. Прежде всего, определите, насколько вы стремитесь повысить заработок и установите реальную планку, например, 20 процентов.
  3. Потом измерьте объем предполагаемого дохода, чтобы точно знать, к чему стремиться.
  4. Проанализируйте, сможете ли вы достичь желаемого. Однозначно да, если у вас есть мотивация и стремление.
  5. Для проверки ее реалистичности определитесь, что вы можете сделать для достижения smart цели. Получится ли увеличить рабочие часы, найти дополнительный заработок и организовать работу так, чтобы она не сказывалась отрицательно на семье. Готовы ли вы пожертвовать свободным временем? Если вы уверены, что эти нюансы преодолимы, цель вполне реальна, то смело беритесь за ее осуществление.
  6. В последнюю очередь рассчитайте время, которое потребуется для воплощения цели. Просчитайте ваши ресурсы и установите разумный временной отрезок, например, 2 месяца. Через указанное время, увеличив ежедневно время работы на 1 час, можно поднять заработок на 20 процентов.

Не забывайте, что жизнь зависит только от вас, и если есть потребность сделать ее лучше, технология smart может стать в этом ценным помощником.

До сих пор не знаете, что такое программа SMART? Имеете примерное представление, но никак не решаетесь взяться? Тогда вам стоит ответить на такой вопрос: как часто вы ставите перед собой ? Сложно ответить, не правда ли? Вот почему планирование SMART необходимо для человека, так как главная задача – это максимальная помощь в достижении собственных желаний. Здесь вы сможете цели перед собой ставить, и добиваться их, то в лучшую сторону.

Немного из истории системы планирования SMART

Эта хитрая аббревиатура означает постановку правильных задач, их управление и личностное развитие. Человек, который придумал SMART, не так хорошо известен, зато ясно одно – такая вещь придумана не просто так, она несет в себе глубокий смысл. В переводе с английского языка данное слово обозначает отличную характеристику человека, т.е. «умный». Вот почему с самого начала планирование называется именно данным термином, ведь это самая настоящая умная формула. В своих работах активно применяет методику SMART ученый Дж. Доран.

Расшифровка аббревиатуры SMART

  1. S – specific – конкретный. Все верно, поставленная перед собой цель должна быть максимально конкретной. Здесь не должно быть воды и дополнительных напрашивающихся вопросов. Не стоит путать specific с simple. Простота не сможет сделать желаемую цель ближе к реализации. Конкретика – вот главное качество вашей задачи. Более того, цель должна иметь ответ на все пять вопросов:
  • что необходимо достичь?;
  • для чего важно желаемое, есть ли выгоды?;
  • кто работает с поставленной задачей?;
  • где происходит работа?;
  • есть ли ограничения к работе?
  1. M – measurable – измеримый. Для каждой цели важны рамки ее достижения, а так же степени реализации. Эти критерии необходимы, так как без них невозможно контролировать процесс и оценивать выполненный результат. Измеримость – это как график выполнения работы, с помощью которого можно отслеживать время, потраченное на работу. Отлично, если у человека получается закончить проект раньше указанного срока. Это означает, что он пользуется измеримым материалом для достижения своих интересов.
  2. A – achievable – достижимость. Чтобы цель была выполнена, над ней стоит работать. Данное качество в цепочке SMART включается в себя самоотдачу, самоконтроль, самоорганизацию, трудоспособность. Поставленная перед собой задача должна быть умной, сделанной не зря. Вот почему достижимость является важным моментом.
  3. R – relevant – актуальность. Поставив перед собой четкую задача, необходимо прокрутить ее в себе несколько раз и понять, нужно ли это все вам. Достаточно ли актуально то, к чему вы решили идти? Стоит ли вообще действовать? Будет ли все это в дальнейшем полезно для развития? Если хотя бы на один вопрос нет ответа – значит, вы ставите перед собой не ту планку, которой стоит добиваться. Цель SMART должны быть максимально актуальной.
  4. T – time-bound – время. Какими бы ни были временные рамки, все же следует достигать свою цель как можно быстрее. От темпа зависит личный рост, развитие и реализации задачи. Время – очень растяжимое понятие, у него нет границ. Человек должен создать свои рамки, в которые он точно уложится. А лучше всего – сделать все раньше указанного срока.

Если методика SMART не работает

Иногда СМАРтирование целей не подходит некоторым людям. Дело здесь вовсе не в плохой методике, и не в том, что люди что-то делают неправильно, основываясь на аббревиатуру. Скорее всего, планирования не получается, потому что у человека сложный характер, он не может себя заставить что-то сделать. Вот лишь несколько примеров, когда SMART не работает:

  1. Нет смысла ставить перед собой цель, которая в итоге все равно не будет достигнуть. Речь идет о времени и о том, как человек планирует его потратить. Разве задача является актуальной, если временные рамки каждый день меняются? Если вы поставили перед собой четкий план, то нужно ему следовать и не откладывать на потом.
  2. План собственных действий – важная часть СМАРТирования, это нельзя игнорировать. Если человека лень написать на бумаге свой план – это уже говорит о том, что никакого достижения не будет. Как добиться того, что даже не показано хотя бы визуально? Шаги к цели без шаблона – это бесполезные действия, которые ни к чему не приведут.
  3. Стоит подкорректировать SMART идею, если результат не так важен, как правильное движение к нему.
  4. SMART цели не подойдут тем людям, кто считает, что все происходит по щелчку пальцев. Действия по наитию – это не самый лучший способ планирования. Возможно, кому-то данный метод отлично помог, но уж точно не в СМАРтировании. Полагаться на удачу может каждый, а вот сделать первые шаги к осуществлению задуманного – это уже настоящий труд.

SMART цели: примеры

Вся вышеперечисленная теория ничто по сравнению с практикой. Итак, цель звучит так: зарабатывать больше. Теперь, рассмотрим SMART критерии к данной задаче.

  1. S – конкретика состоит в том, насколько больше хочет зарабатывать человек. В числах желательно тоже не быть как можно точнее. Не обязательно озвучивать точную сумму, достаточно лишь дать точный процент. Например, заработанная сумма должна быть на 20% выше нынешнего заработка. Желаете взять планку выше? Не стесняйтесь собственных желаний.
  2. M – задайтесь вопросом, возможно ли измерить доход? Сядьте и посчитайте, что составит 120% от нынешнего заработка. Это приведет к конечной измеримой цели.
  3. A – цель при любом раскладе является достижимой. Здесь необходимо лишь постараться ее воплотить в жизнь. Корректная и четкая постановка задачи – это уже путь к успеху. В данном случае важно мотивировать себя каждый день, чтобы добиться желаемого результата.
  4. R – о том, реальна ли ваша цель – судить только вам. Но чтобы было легче определить ее актуальность, вот ряд вопросов, которые обязательно помогут.
  • готовы ли вы с головой погрузиться в работу ради достижения цели?;
  • сможете ли вы справиться с самоорганизацией и гарантировать себе ?;
  • не скажется ли достижение поставленной задачи на вас и ваших родных?;
  • готовы ли вы жертвовать, чтобы добиться желаемого результата?;
  • есть ли выгоды?

Эти вопросы не просто так, на них важно ответить честно.

  1. T – продумайте, сможете ли вы достичь желаемого за определенное время. Поставьте для себя указанный срок и постарайтесь максимально уложиться в это период. Думаете, что не справитесь за сжатые сроки? Тогда перед достижением цели лучше подумать о более длинном периоде. Стоит помнить, что этот пункт продумывается перед тем, как предпринимаются пути реализации, а не после.

Нюансы планирования SMART

Некоторые люди ставят перед собой очень необдуманные цели. Например, покататься на тигре, окончить среднее учебное заведение с медалью, переплыть океан на матрасе. Идей, на самом деле, очень много – почти столько же, сколько фантазий. Кстати, не стоит путать цель с мечтами. Это абсолютно две разные вещи, которые никак не соприкасаются друг с другом. Мы не любим слишком практичных людей, но именно для них SMART планирование покажется логичным и правильным. Так же, именно у таких людей все получается, так как их цели зачастую достижимы и конкретны. Если же перед вами стоит четкая задача получить хорошее высшее образование, то стоит не забывать о том, что здесь имеются свои подпункты:

  • назвать конкретное учебное заведение для поступления, факультет, а так же поступить туда;
  • присутствовать на занятиях, выполнять домашние задания и все, что просит преподаватель;
  • не останавливаться на обучении в рамках вуза и развиваться самостоятельно, отличный тому совет – репетиторы или обучающих программы на компьютере.

Почему необходимо указывать временные рамки? Человек может хоть всю жизнь идти к задуманному, многие так и не добиваются того, чего так сильно хотят. Почему? У них не сформулированы временные рамки SMART идеи, хотя все остальные пункты выполняются на отлично. Указанный период – это собственная мотивация к успеху, толчок к тому, что необходимо действовать каждый день, чтобы был результат. Посмотрите на эти 2 цели, вроде бы в них нет ничего особенного, но временной промежуток очень четко сформулирован.

  • к концу этого года заработать 60000 долларов созданием сайтов для строительства и отделки квартир;
  • за 3 года выучить французский язык, чтобы устроиться на работу в Париж.

SMART мотивация

Этот пункт не менее важен, так как для того, чтобы что-то сделать, необходимо этим загореться. Вот здесь и появляется мотивация, которая толкает человека на то, чтобы действовать. Вместе с мотивацией приходит и стимул, что так же немаловажно. Чтобы SMART идея была желанной, говорите себе каждый день, что вы справитесь, у вас все получится, победа не за горами. Ваше подсознание начнет в это верить, пропадет такое качество как лень. Мало мотивации? Посмотрите видео на тему вашей поставленной цели, обратите внимание на людей, которые всего добились и были такими же когда-то, как и вы. Запишите на бумаге то, что в итоге вы получите, перечитывайте все это, что мотивировать себя внутренне. Стоит знать, что сила мысли – это мощная штука, ведь почти все, о чем человек часто думает – сбывается. Попробуйте мотивировать себя и через этот метод.

Настрой на достижение цели

Для поставленной задачи необходим соответствующий отличный настрой. Если действовать без интереса, то ничего не получится. Мыслите шире, творчески, ищите во всем неординарное и креативное, принимайте уникальные решения, не бойтесь рисковать. Многие известные люди добились желаемых результатов, потому что подошли к SMART идее с огоньком в глазах, с жадным интересом. Яркий тому пример – бизнесмены, у которых за плечами огромные преодоленные преграды на пути к цели. Зато сейчас у них нет проблем в зарабатывании денег, ведь когда-то давно они поставили перед собой планку добиться чего-то, набрались терпения и превратили задачу в очень интересный этап своей жизни. Этот период учит чему-то новому, прибавляет мудрости. Это ли не самое главное – быть не по годам умным? Достижение цели прямо пропорционально зависит от того, насколько вы будете мудры и хитры в своих решениях.

СМАРТирование – это гениальная вещь, если вдуматься в нее внимательно. Все зависит от человека, насколько сильно он желает добиться поставленной перед собой планки. Абсолютно каждый может к чему-то прийти в жизни, просто не все люди считают, что смогут это сделать. На основе пережитых неудач или малого багажа знаний, мы часто пренебрегаем такой идее как СМАРТ. Мы считаем, что все это не для нас, что этим могут воспользоваться только умные и опытные люди. На самом же деле, все с точности наоборот. Достаточно лишь знать, чего вы хотите, а остальное уже будет автоматически идти по гениальной SMART технологии.

Как правильно ставить цели? И что такое SMART модель?

Большинство людей жаждут, чтобы их цели и желания исполнялись. Поставил цель, и она исполнилась – мечта миллионов. Сотни лет люди спорят о том, как же правильно формулировать свои желания, чтобы они исполнялись. Есть целые учения, которые описывают это.

Мы не будем исключением в этом вопросе и тоже вставим свои пять копеек в этот важный диалог.

В 20-м веке в Гарворде проводили одно исследование, в котором опрашивали выпускников о будущих планах. Результаты были следующими:

Группа 1 — 85% — имели смутное представление о своих плаха.

Группа 2 — 13% — примерно представляли, где хотят жить, кем работать, сколько детей иметь.

Группа 3 — 2% — имели точные цели, записанные на бумаге.

Через 20 лет этих людей нашли и выяснилось, что люди Группы 2 в среднем зарабатывали в 3 раза больше, чем люди группы 1. А люди группы 3 в 10 раз больше, чем люди группы 1.

Получается, что от точности, с которой мы формулируем наши цели, зависит наш будущий материальный достаток.

В психологии (а также в сфере управления проектами и бизнесе) существует SMART (смарт) модель, которая была взята у профессионалов своего дела и отлично позволяет осуществлять постановку целей.

Опишем ее.

Описание модели SMART.

Цели должны быть.

S – Specific – Конкретные.

M –Measurable – Измеримые.

A — Attainable/Assignable – Достижимые, Определенные.

R — Realistic/Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Разберем каждый пункт модели SMART по отдельности.

S – Specific – Конкретные.

Стать богатым – не конкретная цель. Заработать 1 000 000 долларов – уже конкретнее. Привяжите свою цель к цифрам. Сколько? чего? Любой человек со стороны посмотрев на вашу цель должен точно понимать, что вы хотите и как вы поймете, что цель реализована.

M – Measurable – Измеримые.

Этого пункта я уже касался выше. Все важно измерять. В килограммах, метрах, деньгах, количестве. Даже изучение английского языка и занятие спортом нужно измерять. Например, изучение английского языка можно измерить по принципу:

— выучить 10000 слов

— просмотреть 20 фильмов

— пообщаться с 40 носителями языка

A — Attainable/ Assignable – Достижимые, Определенные.

Если я еле могу пробежать 1 км, но замахнулся завтра пробежать марафон, то достижимость этой цели низкая. Один мой знакомый, когда ставил цели всегда спрашивал себя, какова вероятность, что он сможет этой цели достичь. Если вероятность была маленькая, то за цель он не брался. Поступайте также.

R – Realistic/ Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

Если я хочу стать балериной, но я мужик, то даже лишившись мужских вторичных половых признаков, балериной мне не быть. Ставьте цели реальные, зависящие от вас. Те цели, на которые вы можете повлиять. Цель – сын должен поступить в университет, от вас мало зависит. Цель, сделать все, чтобы сын поступил в университет от вас уже зависит больше.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Там где нету сроков нет движения вперед. Если у вас есть задача, которая давно не реализуется, просто поставьте ей сроки и процесс пойдет. У задачи должен быть финальный срок ее реализации.

Как работать с моделью SMART?

Пример работы с модель SMART?

Разберем постановку цели по модели СМАРТ. Возьмем цель – поездка в путешествие.