Анализ готовность ребенка к школьному обучению. Исследование готовности детей к школьному обучению

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

Учитель

СОШ ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва,

Project and research activity as means of patriotic education of primary school students

Murzina Valentina Ivanovna, teacher
Moscow City University, Moscow,

Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы учителя по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы посредством . Патриотическое воспитание – важное направление младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, патриотизм, проектно-исследовательская деятельность

Abstract: This article presents material from the teacher"s experience of patriotic education of primary school students through project and research activities. Patriotic education is important direction of development of children of primary school age. At the correct organization of pedagogical work it promotes formation and development of the personality having qualities of the citizen and patriot of the country.

Key words: patriotic education, primary school student, patriotism, project and research activity

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта » показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Представлен портрет выпускника начальной школы, который любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества. Он любознателен, активно и заинтересованно познаёт мир. Патриотизм у ребёнка проявляется и в чувстве гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего народа, и в бережном отношении к народной памяти. Необходимо уже в начальной школе как можно больше информации дать о родном крае, о лучших его людях, об истории своей страны. Это поможет учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Для реализации патриотического воспитания как в урочное так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет каждому ученику почувствовать себя исследователем, овладеть навыками работы с различными источниками информации, а также объединить детей, родителей и учителей в совместную творческую деятельность.

Первый шаг к познанию Родины – это изучение истории своей семьи. Так, например, работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. При изучении темы по окружающему миру «Моя семья», дети работали над проектами: «Моя родословная», «Интересные факты из истории моей семьи», «Моё генеалогическое древо». Данный проект способствовал единению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

А если история твоей семьи тесно переплетается с историей страны? Конечно, это становится очень близко для младшего школьника. Размышляя над этим, у многих возникают вопросы: «А что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?» К сожалению, об этом многим известно очень мало. В прошлом году, в год 70-летия победы над фашизмом, в нашей школе был запущен исследовательский проект на тему: «История моей семьи в истории планеты». Цель этого проекта: ответить на главный вопрос: «Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?» Чтобы на него ответить ребятам нужно было выполнить следующие шаги. Во-первых, узнать о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во-вторых, узнать где воевали их прадедушки и прабабушки и подготовить рассказы-воспоминания. Постараться отыскать семейные реликвии, сохранившихся после войны – пилотки, письма с фронта, фляжки, планшеты, ордена и медали. Ребятам предстояло найти информацию о том, как ВО война отражена в стихах и фильмах. А также поразмышлять о том, какие качества помогли нашим прадедушкам и прабабушкам пройти через все испытания и победить. Ученики с большим интересом и трепетом включились в проект. Свою работу они начали с анкетирования родных. После анализа анкет выяснилось, что у учащихся начальной школы 12 прадедушек – войны, активных участников боевых событий, 1 прадедушка воевал в партизанском отряде, 15 прадедушек работали в тылу врага, трое прадедушек находились в подростковом возрасте и не принимали участия в боях и сражениях, но они были очевидцами немецкой оккупации и тех военных исторических событий. Также ребята узнали на каких фронтах воевали их прадедушки и прабабушки и создали карту зон боевых действий с участием их родственников. Все ученики и их родители активно включились в поиск информации и написали рассказы-воспоминания о памятных моментах, случаях в Великую Отечественную войну, которые произошли с их прабабушками и прадедушками. Собранный материал оформили как Книгу Памяти «Я помню, я горжусь», организовали выставку семейных реликвий, сохранившихся после ВОВ для учащихся всей школы. Мы постарались понять, какие качества помогли нашим прадедам пройти войну? Подготовили и представили материал на . Это были мужественные, выносливые, сильные духом люди, безгранично любящие свою Родину. Уважительные и внимательные, смелые и решительные, готовые пожертвовать своей жизнью ради свободы и независимости своего народа. В преддверии праздника 9 мая съездили в Центральный музей Великой Отечественной войны и Музей техники Вадима Задорожного. Итоговым мероприятием была литературно-музыкальная гостиная, где ребята представили результаты своих исследований; читали стихи о Великой Отечественной войне; пели песни военных лет; смотрели фильм о детях –героях войны. Таким образом, ребята ответили на поставленные перед ними вопросы: Как изменила Великая Отечественная война судьбу человечества?
и Как это отразилось на моей семье? Собранный и исследованный материал об исторических событиях Великой Отечественной войны оказался интересным, полезным, познавательным. Ребята поняли, как важны эти сведения. Ведь историю делали их прадеды, а продолжать её делать им. Работая над проектом, ребята научились проводить интервью, анализировать собранный материал.

Бесспорно, День Победы - это самый любимый праздник Россиян как дань памяти дедам и прадедам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины. В этот день каждого из нас переполняют особые чувства - чувство гордости, чувство благодарности, чувство надежды, что больше никогда война не придёт в наш дом. 9 мая по всей нашей необъятной Родине прогремят салюты в честь победы над фашисткой Германией. На Красной площади состоится военный парад. По всей стране пройдёт Бессмертный полк. Но, есть ещё один праздник в нашей стране - это - День защитника Отечества, который не менее важен. Современная Российская армия чтит традиции старших поколений. В этом году мои третьеклассники делали проект «Кто нас защищает?» Они выяснили, что защищает нас не только армия, но и полиция, и служба , и МЧС России. Ребята брали интервью у ветеранов, военнослужащих, сотрудников полиции (даже конной) и пожарной охраны. Проект «Кто нас защищает?» был проведён с целью расширить сведения о днях воинской славы и памятных датах России. Работа над данным проектом способствовала формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества; воспитанию на примерах мужества, патриотизма.

Реализация данных проектов предполагает воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, развитие у школьников интереса к истории своего народа через историю своей семьи. Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность показывает успешность выбранных форм и методов работы.

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой и не забывать мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Библиографический список

1.Агапова И., атриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2.оспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

3.атриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8

4. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

6.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, и занятий, по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: , . – М.: АРКТИ, 2003.

Ольга Деминтиевская

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих граждан нашей страны. И то того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства

Патриотическое воспитание должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности , в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Ребята затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. У них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья» , «члены семьи» . Дети не знают свою родословную, мало развито чувство гордости за свою семью. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями рода.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя родословная» в рамках реализации годовой задачи «Патриотическое воспитание дошкольников » . Исходя из моей практики в проектной деятельности , я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение формирования личности ребенка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Я подумала, что создание своего генеалогического древа поможет детям узнать историю своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта .

Цель проекта : Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.

Задачи :

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности .

4. Воспитывать интерес к своей родословной.

5. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое древо семьи»

Наш проект - исследовательско-творческий, был рассчитан сроком на 1 неделю для детей 3-4 лет и родителей, включал в себя несколько этапов.

1 этап : подготовительный

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Сбор информации о генеалогическом древе

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта . Ознакомили родителей с целью и задачами проекта . Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Моя семья» , выставка наглядного и дидактического материала по теме «Моя Семья» ).

2 этап : основной

Разработка консультации для родителей

Создание папки – передвижки «Моя семья»

Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

Проведение бесед по данной теме

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?» . Даны рекомендации по созданию генеалогического древа, памятка по составлению родословной (с эскизами по оформлению) . Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Моя семья» : «Мамина работа» Е. Пермяк, «Мамина дочка» В. Белов, «Старый дед и внучек» Л. Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский. Организованная образовательная деятельность «Что такое генеалогическое древо?» , где я рассказывала детям, что семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят в самую глубь земли, мы их не видим. Точно также мы порой не знаем о своих предках. Ребятам задавались вопросы, а как вы думаете, толстые ветки дерева - это кто? Дети отвечали, что это бабушки и дедушки. Беседы : «Выходной день в моей семье» , «Как я помогаю дома» , «Кем работают твои родители» , «Как мы отдыхаем» помогли сформировать представление о роде и семье.

3 этап : заключительный

Выставка и защита проектов детьми «Генеалогическое древо моей семьи»

Обобщение материала по реализации проекта

Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свою работу небольшим рассказом о своей семье. Работу можно было выполнить любыми способами оформления, но обязательно должны быть фотографии, чтобы ребенок мог рассказать о своих близких. В результате получились замечательные работы.

Выводы :

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, познакомились с понятиями родственники, генеалогическое древо. У детей появилось желание быть похожими на близких людей, возрос интерес к семье, гордость за свою семью. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

На этом мы не останавливаемся. В дальнейшем планируем создать семейный альбом нашей группы, куда войдут «Семейные праздники» , «Профессии семьи» .

Публикации по теме:

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой Дагестан» Актуальность У каждой эпохи и каждого поколения свои ценности и кумиры. И это естественно, потому что ритм жизни и окружающий нас мир меняется.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия - Моя Родина» Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина" Актуальность темы: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как.

МДОУ д/с №23 «Радость» городской округ Серпухов.

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне »

Практико-значимый проект

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьо Великой Отечественной войне»

Введение

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Патриотическое воспитание не исчерпывается содержанием отечественной культуры, развить интерес и чувство гордости за соотечественников доверено нам в доступной для дошкольников форме.
Постановка целей и задач исследования.

Цель исследования: изучение возможностей проектного метода в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования
Рассмотреть особенности воспитания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработать проект «…Но разве о войне мечтают дети…»
Определить эффективность использования проектного методав воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная работа с применением проектного метода приведет к формированию устойчивых навыков нравственного поведения у детей дошкольного возраста

Методы исследования:
Анализ литературных источников по теме исследования
Наблюдение
Диагностическое обследование
Анализ полученных данных

Основная часть

Дошкольное детство является важнейшим периодом становления человеческой личности, поэтому гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в этом возрасте. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Сколько уже написано о войне…сколько сказано и спето…но тема эта неисчерпаема в России, пока хоть один человек будет о ней помнить.

22 июня 1941 года… жаркий летний день. Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не знал, что именно в этот день, как черный ворон пронесутся над страной страшные слова: «Война!».

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних ветеранов. Их воспитала война. Детство целого поколения совпало с великой трагедией народа. Детские мечты в один день разрушила война. Они навсегда стали взрослыми и обратной дороги в детство им уже никогда не найти.

С первых дней войны дети несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Для того чтобы дети могли наглядно убедиться, послушать и увидеть трудную и героическую жизнь детей во время ВОВ, мною в рамках проведения исследования был разработан проект«…Но разве о войне мечтают дети…».(приложение)

Мероприятия:
1.Подбор и изучение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и материалов военной хроники.
2.Подбор и разучивание стихов о войне и подвигах народа.
3.Прослушивание и разучивание песен военных лет.
4.Подготовка презентаций «История Георгиевской ленточки», «Парад Победы»; подготовка слайд-шоу «Серпухов в годы войны», «Награды военных лет», «Дети войны».
5.Изготовление дидактических игр.
6.Изготовление атрибутов к передвижным мини-выставкам и сбор фотоматериалов из семейных архивов. Консультации с родителями: как подготовить материал к акции «Бессмертный полк».
7.Участие в выставке фотографий «Бессмертный полк».
8.Совместное творчество с детьми: изготовление «Голубя мира», стенгазет.
9.Ознакомление родителей с консультативным материалом «Как и что можно рассказать детям о войне».

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень знаний детей о ВОВ.
2. На втором этапе была организована работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности.
3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

В проекте « Но разве о войне мечтают дети» я хотела показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Можно сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:
— определение целей и задач проекта;
— изучение методической литературы;
— подборка художественных произведений;
— обогащение предметно развивающей среды.

Основной:
— теоретическая и практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
— вызывать у детей интерес к истории страны, испытывать гордость за сверстников в годы ВОВ;
— совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.

Заключительный:
— подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
— анализ результатов реализации проекта;
— презентация проекта, мастер класс с родителями.

Организационные формы работы над проектом.

Работа с детьми:

Дидактические игры.
сюжетно-ролевые игры.
беседа.
презентации.
опрос.

Дидактические игры:

«Защитники нашего Отечества»; «Гости города»; «Наша страна»; «Собери флаг»; «Символы моей Родины»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пограничники»; «Разведка».

Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссорится, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих впечатлениях по окончании игры.

«Пограничники» — Цель: продол¬жатьзнако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нитьраспо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю-ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬ритьсловар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

«Мы – военные разведчики» — Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Работа с родителями:

Работа с родителями по созданию и пополнению музея о ВОВ
Анкетирование родителей: «Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?»
Консультация для родителей: « Как рассказать детям о празднике 9 мая — День Победы?»
Мастер-класс «Голубь мира»
Демонстрация презентации педагогического проекта в день открытых дверей. Обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Оценка знаний детей о ВОВ на начало и конец проектной деятельности:

Считаю, что современным дошкольникам нужно больше читать, беседовать и рассказывать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, смотреть кинофильмы и мультфильмы, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Выводы:
»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к Родине, понимание исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.

Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет. У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам. Дети проявляют интерес и желание получать новые знания о ВОВ. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с военной атрибутикой, художественной литературой о войне. Особое впечатление на них произвела встреча с ветеранами ВОВ. Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников.

Таким образом, в результате реализации проекта «…Но разве о войне мечтают дети…» уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о ВОВ повысился, то есть гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате исследования поставленные задачи были выполнены.

1.До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине.

2.Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

3.Молодые герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы.Но вот о чем все же не следует забывать: дети погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
Мы, современное поколение, всегда будем помнить о тех жертвах и разрушения, которые принесла Великая Отечественная война.

Практическая значимость: данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Список источников информации

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. –2007.

2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. –2011.

8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.

9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.

12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32

Приложение:

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое — ________________________________________________________________
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

_______________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №177 городского округа Самара Составила воспитатель: Акирова Э.Ш. Воспитанники средней группы №8 Самара

Данная работа раскрывает цели и планируемые результаты нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
  • Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
  • Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычиям русских людей;
  • Развитие элементарных знаний о правах человека;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Использование технологии проектирования помогает мне в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом - игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

  1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
  2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему) .
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
  4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
  5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  5. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

  • учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

  • творческое начало, воображение, изобретательность
  • способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор
  • способность ставить проблемы и находить их решение

Считаю в работе по данной теме необходимо придерживаться следующих дидактических принципов:

  • Принцип активности и самостоятельности - это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
  • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства) , которые создают развернутую картину действий и результата.
  • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности.
  • Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования - ребёнок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.

  • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта..

В рамках реализации проекта «Моя семья» я использовала:

  • составление совместно с родителями «Генеалогического древа»
  • составление «Веселый гороскоп» детей группы
  • составление рассказов о своей семье
  • рисование с детьми «Моя семья»

И заключительным этапом состоялись совместное с родителями соревнования «Мы строим дом» .

Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию, порой очень противоречивую, из телевизионных передач.

В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.

Проект включал в себя:

  • рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»
  • выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества
  • составление альбома «Защитники Отечества»
  • занятие «Богатыри земли Русской»
  • анкетирование
  • изготовление подарков для пап и дедушек

А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение.

Проект «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.

В своей работе я использовала нетрадиционные формы оздоровления детей:

  • приёмы массажа биологически активных точек
  • самомассажу тела, лица в игровой форме
  • закаливающие процедуры после дневного сна
  • ароматизация помещений (чеснок)
  • беседы на валеологические темы

Изготовление нестандартного оборудования.

Завершился родительским собранием «Здоровый ребенок - счастливый ребенок» , с просмотром видеоматериала.

Были реализованы следующие проекты: «Родной свой край – люби и знай» , «Нам праздник чудесный зима принесла» , «Этот праздник со слезами на глазах» , «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» , «Этот загадочный космос» .

Результаты реализации проектной деятельности всегда радуют, но всегда есть над чем нужно поработать в дальнейшем. Думаю, что буду и дальше изучать и внедрять в практику работы исследовательские детско-родительские и детские проекты.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

На мой взгляд значимыми условиями для успешного внедрения проектной деятельности являются:

  • развивающая среда
  • уровень общения со сверстниками
  • способность к сотрудничеству
  • профессионализм педагога
  • потребность родителей
  • опора на собственный опыт ребенка

Выводы о позитивных результатах проделанной работы:

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

На что необходимо обращать внимание воспитателю при работе над проектом:

Глубоко изучить тематику проекта, подобрать необходимую литературу, в том числе и детскую, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.

При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию со всеми участниками.

Заключение

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов.... очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
  • воспринимают мир природы осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Мы живём в эпоху модернизации, инновации, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Мы видим, как происходит социальное расслоение общества: ценностную переориентацию среди молодёжи и подростков, их отношения к Родине, у многих из них искажаются их нравственные ценности, где мы видим порой, проявления грубости и неуважения к старшему поколению. И, конечно же — это огромная проблема, которую нужно решать безотлагательно. Поэтому, в новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

Мы знаем, что ещё в советские времена особое внимание в педагогике уделялось патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию патриотических чувств являлась сама история — подвиги людей во время гражданской и Великой отечественной войны, самоотверженный труд в тылу врага, подвиги партизан и разведчиков и многое, многое другое. Дети советских времён знали историю своей страны, многие из них, будучи подростками сами прошли через горе, потери, трудности и испытания. Современные же дети очень далеки от советской истории, они живут в эпоху других ценностей и идеалов. Поэтому наших детей необходимо знакомить с советской историей, с патриотизмом и героизмом советских людей, так как это основа для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в программах обучения и воспитания в детском саду, является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон воспитательного процесса, различных средств и методов (наблюдение, чтение художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, беседы, встречи с интересными людьми, целевые прогулки и т. д.), через все виды детской деятельности (образовательной, проектную, трудовую, игровую). Задача воспитателя так организовать свою работу, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность, привлечь и заинтересовать родителей. Известно, что чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Впечатления, которые ребёнок пропустил через собственные впечатления играют огромную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его патриотических чувств.

Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ. С воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование высокого чувства – чувства любви к своему Отечеству.

Мы знаем, что формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если есть тесная связь детского сада с семьёй. Задача дошкольного учреждения и педагогов донести до родителей, что семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственную насыщенность отношений. Семья – первый коллектив ребёнка, часто родители забывают, что ребёнок должен чувствовать себя равноправным членом этого коллектива. Давая ребёнку посильную работу в труде, в подготовке к совместному празднику и отдыху, разделяя заботы взрослого, стремясь сделать что – то для других, родители помогают малышу начать ощущать себя членом семьи. Тем самым мы постоянно пополняем опыт участия детей в общих делах, ежедневно упражняем их в совершении нравственных поступков.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:

— формирование представлений о семье и человеке;

— формирование представлений о родном крае и о его природе;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— развитие чувства гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный, и в тоже время интересный педагогический процесс. И для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами был разработан исследовательский проект:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта:

  1. Обогащать и расширять знания детей о родном городе.
  2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы.
  3. Воспитывать желание больше знать о своём городе, через детскую проектную деятельность.

Задачи проекта:

— формировать у детей знания, о улицах родного города;

— закреплять представления, о районе в котором мы живем;

— познакомить с улицами вокруг детского сада, связанными с именами знаменитых людей страны;

— совершенствовать умение детей находить соответствующую информацию (о человеке или месте в честь кого названа улица), делиться информацией со сверстниками;

— поощрять сотрудничество всех членов семьи и их творчество при оформлении детского проекта.

Предполагаемый результат:

  • Вызвать у детей познавательный интерес к знаниям о родном крае, так как это основа для воспитания бережного отношения к человеку, природе, к миру.
  • Вовлечь детей родителей в совместную деятельность к поиску историко – географических знаний о своей малой родине, в результате тесно организованной связи «ребёнок – родители – воспитатели».
  • Воспитывать чувство любви к родному краю.

Работа над проектом проходила поэтапно:

1 этап: Создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

2 этап: Оформление проекта. Родители помогают своему найти информацию, адаптировать её для детского восприятия, оформить проект, но организатором проекта является ребёнок.

3 этап: Защита детского проекта. Ребёнок самостоятельно презентует свой проект перед детьми и родителями группы. Важно присутствие родителей на защите проекта, чтобы помочь ребёнку в тот момент, когда у него возникнут затруднения при рассказе.

4 этап: Закрепление и систематизация знаний.

В ходе проектной деятельности, в холле нашего детского сада была организована выставка детских проектов для детей и родителей детского сада. Детские проекты были доступны для всеобщего обозрения. Дети были горды за то, что они являются участниками данного проекта и за то, что они владеют интересной информацией о родном городе и о героях, в честь которых названы улицы нашего города. Кроме этого совместно с детьми и родителями была организована сюжетно — ролевая игра «Путешествие по улицам вокруг детского сада».

В преддверии «Недели славы», посвященной празднованию дня Победы, дети заинтересовались, «Есть ли в городе улицы, которые носят имена и фамилии героев Великой Отечественной войны?», это послужило основанием для продолжения работы по проектной деятельности с детьми.

Цель проекта:

Расширять и обогащать знания детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы места и памятные объекты города, через детскую проектную деятельность.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, в котором живут дети.
  2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности, защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
  3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.

Работа над проектом также проходила поэтапно. Для закрепления была организована выставка детских творческих работ и проведено открытое мероприятие