Социальная структура личности и ее элементы. Социальная структура личности и ее основные элементы

Исследование структуры личности осуществляется в науке по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности. Первое («деятельностное») основание структурирования личности используется преимущественно в философии и психологии, а второе («отношенческое») - в социологической науке. Таким образом можно сделать вывод: структура личности, как и ее сущность, совершенно по-разному описывается в философии, психологии и социологии.

Структура личности рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием общества в целом, а с другой - как социальная структура личности. В первом случае она опирается на принципы философского анализа личности, во втором - на собственные возможности.

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств. Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояния

Личность - это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек - это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

Индивид - это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

Понятие социальной структуры личности. При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.
Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии. В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале.
Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия).
В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.
Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальное качество.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием "субъект деятельности". Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:
1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;
2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;
3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь). Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;
4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: "...широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру" (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 224).
5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" – родственники, друзья, знакомые и т.д. и "дальние" – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
Диспозиционная концепция и структура личности. Диспозиционная концепция личности (лат. disposito – расположение) сложилась на основе объединения двух подходов к личности – социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. В первом приближении диспозиция предполагает наличие у личности готовностей эффективно реагировать на макро- и микросреду и на меняющуюся ситуацию (См.: Социальная психология. Л., 1979. Диспозиционную концепцию в когнитивной психологии см.: Rokeach М. The Nature of Human Values. N.Y., 1973).
В отличие от императивного поведения, не допускающего многовариантностей выбора, диспозиция такой выбор не только допускает, но и предполагает. Социологический аспект диспозиционной концепции личности разработан В.А. Ядовым. В ее основу положены исследования социальных установок и ценностных ориентаций, проведенные самим автором, а также группой ученых под руководством Д.Н. Узнадзе. Целевой установкой этих исследований была попытка выяснить социально-психологические предпосылки возможностей каждого человека быть активным и полезным членом общества. В качестве системообразующего признака личностной структуры было выделено многообразие отношений индивида к условиям его деятельности. При этом имеется в виду рассмотрение данных отношений как определенной системы, как целостности.
Социальные установки личности связаны с определенными потребностями и условиями деятельности, в которых та или иная потребность удовлетворяется. И потребности, и ситуации деятельности, и сама диспозиция образуют определенные иерархические системы расположения элементов в порядке от высшего к низшему.
В рамках диспозиционной концепции потребности личности рассматриваются относительно физического и социального существования и в цикле индивидуального развития (онтогенезе), структурируются по уровню включенности личности в расширяющиеся сферы деятельности – от семьи до общества. Активность личности при таком подходе стимулируется ее потребностями в самореализации. Другой компонент структуры личности – ситуации (условия), в которых могут быть реализованы потребности личности. Они, в свою очередь, образуют определенную иерархию. За основу здесь принимается длительность времени, в границах которого действуют данные условия. Это – и быстро изменяющиеся предметные ситуации, и более длительные – условия группового общения, и долговременные, относящиеся к условиям длительности в сферах трудовой, общественной и семейной жизни. Еще более устойчивы условия, связанные с образом жизни общества. Все это придает деятельности личности большую пластичность, приспособленность, универсализм, поскольку постоянно возникают и разрешаются противоречия между потребностями и ситуациями (условиями), из которых человек не всегда выходит победителем.
Диспозиционные образования также образуют собственную иерархию. Первый уровень диспозиционной структуры личности связан с простейшими жизненными ситуациями, требующими элементарной поведенческой готовности. Часто они лишены модальности, т.е. не требуют соотнесения суждения с достоверностью тех или иных действий или явлений (т.е. ответа "за" или "против"). Этот уровень также не требует когнитивности (от англ. cognition – знание), т.е. рассудочности, знания. Последнее включается тогда, когда привычное (автоматическое) действие наталкивается на препятствие. Например, если человек, придя на привычную остановку автобуса, не обнаружил ее на месте, он волей-неволей должен обдумывать возникшую ситуацию и искать ее рациональное решение.
Второй уровень диспозиционной структуры – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: эмоционального (оценочного), когнитивного (рассудочного) и собственно поведенческого (поведенческой готовности). Здесь речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами и в разных конкретных ситуациях, а также и его способности разрешать различные конфликты (ролевые ситуации).
Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций индивида на цели жизнедеятельности и средства их достижения, детерминированные общими социальными условиями, в которых он находится. В данном случае речь идет о высших потребностях личности, интересах, связанных с реализацией более высоких социальных и индивидуальных ценностей.
В системе ценностных ориентаций может быть выделена центральная ось, организующая иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру; эта ось называется "жизненная позиция личности" и выступает как своеобразный баланс направленности ее интересов в такие сферы жизнедеятельности, как, например, трудовая или сфера потребления. "Жизненная позиция личности" – очень важная категория, фиксирующая устойчивую направленность личности на определенные ценности. Она есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает, хотя и действует в соответствии с ней. Доминирование направленности интересов на определенные сферы деятельности или относительно равномерная идентификация с деятельностью в сферах труда, семьи, быта и досуга, общественно-политической жизни и т.д. в конечном счете определяет наиболее значимые черты "социального качества" индивида в соотнесении с главными особенностями образа жизни его социальной среды. Альтернативой диспозиционного поведения является императивное поведение, оставляющее мало возможностей для свободной деятельности.
Диспозиционные образования характеризуют свойства "модальной" личности, т.е. субъектотипа, и свойства "эталонной" личности, т.е. определенного социального идеала. Диспозиционная установка личности играет решающую роль при выборе ею своего поведения. Это не просто выбор поступка, но, главным образом, выбор себя как личности (См.: Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978). Концепция диспозиционной структуры личности позволяет объяснить многие опытные феномены. Диспозиции могут быть использованы при разработке компьютерных программ с точки зрения их генезиса, детерминации условиями деятельности индивида и практических результатов реализации.
Типология личностей. Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Вообще говоря, социологическая теория личности без анализа типов личностей теряет смысл. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология не может абстрагироваться от индивидов, из которых эти группы состоят. Причем ее интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Возможна, конечно, экстраполяция этих качеств на отдельную личность, взятую в качестве модели. Проблема типического как отражение общего в отдельном хорошо разработана применительно к художественному творчеству. Многие литературные персонажи потому столь долго и сохраняют свое значение, что выражают нечто большее, чем конкретное лицо и конкретный характер. Достаточно сослаться на людей, которых порой соотносят с гамлетовским и донкихотским типами.
Сложнее обстоит дело в социологии. Здесь типическое представляет собой научную абстракцию, которой не всегда можно найти аналог в реальной действительности. За некоторыми исключениями в современной отечественной социологии нет специальных работ по личностной типологии, хотя отдельные ее положения и затрагиваются в трудах, посвященных личности. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому широкое распространение в наши дни получила далекая от науки астрологическая (зодиакальная) типология личностей.
В зарубежной социологии, политологии и психологии типология личности занимает подобающее место, способствуя изучению человека. Правда, чаще всего в трудах зарубежных специалистов речь идет о социальном характере, свойственном представителям определенных социальных групп. Так, у социологов можно найти описание типа личности "человека организации", "модельной личности", основного типа личности и др.
В то же время имеются прикладные разработки (их иногда называют "типоведение"), служащие своего рода инструкциями для менеджеров по управлению ими своей деятельностью и управлению людьми в организациях. В качестве примера можно сослаться на популярную работу "Типы людей и бизнес", изданную несколько лет назад в Америке. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Правда, их типология концентрирует внимание на психологических составляющих типов личности, не затрагивая социальные аспекты. (См.: Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М., 1995.)
Не осталась в стороне от изучения типологии личности и российская наука конца XIX – начала XX вв К типам личности обращались и представители различных наук. Известный русский правовед Л.А. Тихомиров, рассматривая государственность, выделил два типа личностей по такому основанию, как сила самостоятельности. "В самой личности, – писал он, – может проявляться высокий психологический тип, то есть личность данного племени по самим своим свойствам может быть очень сильна, способна развивать большую силу самостоятельности, хотя бы при этом была и неразвита, не сознавала своих сил и не умела еще их реализовать. Может случиться наоборот, что личность данной национальности по природным силам довольно хила, но уже развита, т.е. реализовала всю сложность своих способностей бытия и действия. Государственность, развивающаяся на почве первого психологического типа, конечно, имеет данные на более великую жизнь, чем государство, имеющее такой слабый психологический тип личности" (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 603). В чем-то эта идея перекликается с концепцией "пассионарности", предложенной несколько лет назад Л.Н. Гумилевым.
Поведение человека, по мнению Л.Н. Гумилева, есть способ его адаптации к окружающим условиям, требующий потенциальной энергии. Новое приспособление требует новой энергии. В процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы. "Поведенческая практика, – пишет Л.Н. Гумилев, – свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ, различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку" (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179).
Люди, относящиеся к первому типу, располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить.
Человек второго типа располагает избытком энергии. Ее больше, чем требуется для спокойной (нормальной) жизни, поэтому он такой жизнью не удовлетворяется, а работает ради более высоких, часто идеальных целей. Человек этого типа – "пассионарий".
К. третьему типу относятся люди, обладающие недостаточной энергией. Они не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других. Это – "субпассионарии". Со временем соотношение людей разных типов, полагает Л.Н. Гумилев, в каждом этносе изменяется, определяет пассионарность уже на популяционном уровне. Предложенный Л.Н. Гумилевым подход к человеческим типам с позиций социальной активности представляет определенный интерес для социологии личности.
В.А. Ядов, указывая, что социальный тип личности есть продукт сложного перепрелетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей, выделил, помимо идеального типа личности, "так называемый базисный тип – наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития. А помимо этого – тип модальный, реально господствующий". С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д.
Характеристика базисного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент. Эти представления соотносятся с конкретными лицами, в большей или меньшей степени отвечающими определенным представлениям об идеальном, базисном или модальном типах личности.
Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или в социальных группах. Разумеется, наши представления о том, каким должен быть типичный студент вуза, могут далеко расходиться с тем, каковы студенты на самом деле. Но это не меняет сути дела. Высшее учебное заведение должно готовить специалиста определенного типа. Что касается конкретных типологий личности, то здесь имеются интересные подходы и решения, правда, относящиеся преимущественно к зарубежной социологии. Так, некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации (определенные диспозиции). Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.
Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей (классов, социальных групп): рабочие, студенты, военнослужащие и др.
Иногда при характеристике того или иного типа личности используются образные сравнения. Например, канадский врач и биолог, создатель учения о стрессе и общем адаптационном синдроме Г. Селье предложил типологию ученых из восемнадцати типов, сгруппированных в несколько подтипов, представители которых – "ученые-одиночки", "нарциссисты", "акулы", "прилипалы" и проч.
Существует немало характеристик национальных типов личности. Так, Н.А. Бердяев писал: "В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента – первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный аскетизм, устремленность к потустороннему миру". Можно, конечно, оспорить подобную характеристику типа россиянина; тем более, что имеется множество других определений, но мы привели это высказывание в качестве примера подхода к национальному типу.
Иногда тот или иной тип личности характеризуется с помощью одного или нескольких определений. Например, можно сослаться на прочитанную весной 1918 г. лекцию И.П. Павлова "О русском уме", ведущим мотивом которой была классическая заповедь, сформулированная дельфийским оракулом – "Познай самого себя". И.П. Павлов выделил восемь черт, какими, по его мнению, должен обладать научный ум русского интеллигента: сосредоточенность мысли на определенной цели, непосредственное общение мысли с действительностью, свобода мысли, ее привязанность к определенной идее, обстоятельность и детальность, стремление к простоте, служение истине.
В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного", типа личности, которая порвала со своей социальной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время в стране происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление новой личностной типологии происходит с большим трудом и издержками. Практически новые базисные типы личности окончательно еще не сформировались. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

Социальная структура личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами: индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.

На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности – устойчивая направленность на определенные ценности. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Олпорту. Личность как динамическая психофизическая система строится из первичных компонентов темперамента, интеллекта и физической конституции. Олпорт выделил общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты – диспозиции. В социологии основатели – У. Томас, Ф. Знанецкий. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:

Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей

Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях

Базовые социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов

Система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В. А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня – это установки на социальные объекты и ситуации, ^диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Существует два основных научных подхода к формированию личности:

1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;

2) личность – это продукт в первую очередь социального опыта.

Необходимо отметить, что для создания полной картины, несомненно, нужно учитывать и биологические особенности личности, и ее социальный опыт. Большинство современных социологов считают, что социальные факторы формирования личности более значимы и являются определяющими. На формирование личности влияют: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и индивидуальный опыт.

Одна из главных задач социологии – проблема структурного анализа личности. Структура личности складывается из следующих элементов:

Социальная память;

Культура;

Деятельность;

Опыт (умения, знания, навыки, привычки)

Особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.);

Личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

Биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).

Шесть типов личности: 1) теоретический; 2) экономический; 3) политический; 4) социальный; 5) эстетический; 6) религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные установки. Например, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т. п. Существует немало характеристик национальных типов личности. Широкое распространение сегодня получила и псевдонаучная астрологическая типология личностей. В зависимости от ценностей выделяют следующие типы личностей: традиционалисты – ориентированы в основном на исполнение долга, порядка (низко выражена креативность); идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традициям и пренебрежение авторитетами; реалисты – развитое чувство долга самодисциплина и самоконтроль; гедонисты – ориентированы на получение удовольствий «здесь и сейчас».

В зарубежной социологии наиболее распространена типология, связанная с социальным характером определенных социальных групп (тип «делового человека» и др.). Концепция Л.Н. Гумилева (типология по количеству энергии). Он выделяет несколько типов личности: первый располагает достаточной для нее энергией, второй («пассионарий») обладает избытком энергии и работает ради высоких, идеальных целей, третий располагает недостаточной энергией («субпассионарий»). Соотношение людей разных типов определяет лицо нации или региона.

18. Социализация личности: понятие и механизмы.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства и до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в отрыве от его семьи, социальной группы и культуры. Это явление не сводится к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству (хотя существуют и другие точки зрения). Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Существуют различные подходы к определению этапов социализации личности. Но все подходы связаны с определенными возрастными периодами жизни человека (детство, отрочество, юность, зрелость и т. д.)

Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент - совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент - совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и
определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает
определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям
- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием
деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного
рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и
субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его
разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в
которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной
структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как
взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта
деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности
невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,
регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и
определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.
Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,
освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену
социальной общности.



22) Социализация личности: понятие, формы и институты.

Известно, что младенец вступает в мир как биологический организм и его основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация - специфическая черта человеческого общества. У животных лишь её простейшая форма - обучение. Широко известны случаи, когда человеческих детёнышей воспитывали звери. Когда таких детей находили, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу.

Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.

Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:

· Унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способностями общения и деятельности, стереотипам массового сознания, и

· Индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности.

Процесс социализации проходит стадии , которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.