Приказ о тестирования ребенка с семейного обучения. Положение об аттестации обучающихся на семейном обучении

Про промежуточную аттестацию и академическую задолженность - ТАКАЯ КАША!

1) семейное образование - форма получения образования вне (273-ФЗ, ст.17 п.1 пп.2)

2) общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (273-ФЗ, ст.63 п.2)

3) образовательные программы реализуются организацией , осуществляющей образовательную деятельность (273-ФЗ, ст.13 п.1)

4) освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (273-ФЗ, ст.58 п.1)

273-ФЗ не устанавливает обязанность следовать какой-либо образовательной программе при обучении в форме семейного образования.

Академическая задолженность может образоваться только лишь, если Ваш ребёнок обучается в образовательной организации по соответствующей образовательной программе, либо в случае, если обучающийся проходит промежуточную аттестацию в образовательной организации на основе ДОГОВОРА. В таком случае, при наличии академической задолженности, наступает условие для применения 273-ФЗ, ст.58 п.10.

5) к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план , если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (273-ФЗ, ст.59 п.6)

Соответственно, условием допуска к итоговой аттестации является выполнение в полном объёме (индивидуального) учебного плана, а не освоение образовательной программы. Также условием не является прохождение промежуточной аттестации. Академическая задолженность возникает вследствие неудовлетворительного прохождения промежуточной аттестации. Если Ваш ребёнок на семейном обучении не проходит промежуточную аттестацию, то у него не может быть академической задолженности в принципе.

Термины "учебный план" и "индивидуальный учебный план" определены 273-ФЗ, ст.2 п.22 и п.23. Именно учебный план определяет формы промежуточной аттестации обучающихся.

Таким образом, родители обучающегося на семейном образовании имеют право (закон не запрещает этого) составить свой учебный план и определить параметры промежуточной аттестации (в соответствии с 273-ФЗ, ст.58 п.1). Опять же, проведение промежуточной аттестации требуется только от образовательной организации в соответствии с её учебным планом. Закон не запрещает родителям проводить промежуточную аттестацию согласно своему учебному плану.

Кроме того, именно образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение учебного плана (273-ФЗ, ст.28 п.7). Так что подумайте 10 раз, прежде чем подписать договор о прохождении промежуточной аттестации с образовательной организацией.

6) к государственной итоговой аттестации (ГИА) допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных). Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе основного общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации. (Приказ Минобрнауки от 25 декабря 2013 г. N 1394 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 07.07.2015 N 692) п.8 и п.9)

Законодательство РФ не запрещает, родителям составить свой учебный план, и проводить промежуточные аттестации.

7) добросовестно выполнять индивидуальный учебный план - обязанность обучающегося (273-ФЗ, ст.43 п.1 пп.1).

P.S. Мои дети получают общее образование в форме семейного образования вне образовательной организации.

Обменялись мы электронными письмами c Управлением Образования. Тем, кто за нас переживает, сразу могу сообщить, что пока все благополучно разрешилось , а под катом много и подробно, как мы этого добились.

У меня на то, чтобы сочинить депешу со всеми цитатами из законов и моими аргументами ушло неполных 3 недели с тех пор, как я смской пообещала полицейскому телефону связаться и разъяснить УО что да как (других дел много было). Но грамотного в нашей теме юриста у меня под рукой нет, поэтому я решила не спешить и не горячиться.

Я им разъяснила следующее :
1. сын мой на СО - имею право, закон такой-то, статья такая-то
2. об этом УО уведомлено мной в письменной форме - как и требует закон такой-то, статья такая-то
3. требование договора об аттестации неправомерно, так как:
а) аттестация является правом, а не обязанностью - закон такой-то, статья такая-то
б) в школе и ДО г.Москвы мне подтвердили возможность аттестации за ступень (начальную, среднюю, старшую), а не за класс - на основании Письма Министерства Образования такого-то
в) отношения между школой и родителями больше не регулируются договором, а моим заявлением и актом школы - закон такой-то, письмо такое-то
г) закон такой-то не предусматривает ограничений или сроков, когда такое заявление должно быть составлено родителем.

Далее вопросы:
- на основании чего такие-то сотрудники УО (фамилии) решили, что наша семья неблагополучная?
- на основании какого нормативно-правового акта сотрудники УО (фамилии) просили полицию объявить меня в розыск?

Как известно, результат всегда лучше, когда увещеваешь не только добрым словом, но и немного пистолетом, поэтому далее было о том, что я усматриваю в действиях сотрудников УО (фамилии) признаки нарушения законов РФ и шесть разных статей дотошно перечисляю.

И еще капельку пистолета - если незаконное преследование моей семьи не будет немедленно прекращено, я оставляю за собой право сообщить о всех вышеперечисленных нарушениях в полицию, Прокуратуру и Федеральную службу по надзору в сфере образования, чтобы провели тщательное расследование действий сотрудников УО (фамилии).

Управление Образования тоже с ответом не спешило, у них ушло чуть больше двух недель на то, чтобы отреагировать.

УО сообщило мне следующее :
1. Они ведут учет детей - закон такой-то, статья такая-то
2. Так как я им не прислала то, чего они хотели (договор об аттестации со школой), они просили полицию оказать содействие в поиске меня для дальнейшего взаимодействия.
3. Теперь (раз уж я нашлась) для внесения в реестр им нужно от меня копия моего паспорта, копия свидетельства о рождении ребенка и программу какого класса он осваивает в этом году.

Это письмо пришло 3 дня назад, и я пока размышляю - отправить им чего они просят без лишних расшаркиваний, или еще помахать нежно пистолетом, мол, надеюсь, эту информацию вы используете только для заявленных целей, а то закон о персональных данных и все такое... Склоняюсь к первому. В целом, мне кажется, пока мы благополучно разошлись. Конечно, никто не извинился за причиненные мне моральные страдания, но и никаких договоров от меня больше никто не требует, повторным приходом полиции не грозит. Посмотрим, что будет в следующем году. Вообще-то наш план в том, чтобы аттестацией не заморачиваться как минимум до 4 класса, а если получится, то и до 8-9 с проклятущим обязательным ГИА. Если ежегодно УО будет только спрашивать программу какого класса мы с ребенком осваиваем, то это я уж как-нибудь переживу.

Если кому-то нужно, могу прислать полный текст своего письма.

Не секрет, что такие формы получения образования, как экстернат и семейное образование, связаны с прохождением ряда аттестаций – промежуточных и итоговых.

И также не секрет, что родители нешкольников проявляют к этой теме повышенное и довольно-таки нервозное внимание. Вообще-то, по-человечески это, конечно, вполне понятно. Разумеется, родителям всегда приятно сознавать, что их ребенок хорошо справляется с учебой. Отличные оценки греют материнские и отцовские сердца – но насколько это оправдано? Не слишком ли большое внимание уделяется родителями нешкольников школьным аттестациям? Ведь домашнее обучение, по большому счету, не стоит выбирать, если его целью является лишь максимально прилежное изучение школьной программы и получение на аттестациях наивысших баллов. Такая игра, по нашему мнению, не стоит свеч: общее среднее образование – игра добровольно-принудительная, получить в ней настоящий выигрыш весьма непросто. В самом деле, получение высших баллов на аттестациях – задача неоправданно затратная, если принимать ее всерьез и решать теми способами, которые навязывает родителям школа. Решить эту задачу эффективно можно, только выстроив на базе навязанной государством игры другую, по своим собственным правилам, со своими целями и мотивацией.

О кесаревом и Божьем

На самом деле, лучшей иллюстрацией к теме о прохождении государственных аттестаций можно считать отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится об уплате подати кесарю:

15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо;
17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать налог кесарю, или нет?
18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19. покажите Мне монету, которой платится налог. Они принесли Ему динарий.
20. И говорит им: чье это изображение и надпись?
21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево — кесарю, а Божье — Богу.

Ровно также мы советуем относиться к контролю учебного процесса нешкольников со стороны государственных образовательных учреждений – как к особой форме налогообложения. Поскольку образование является в нашей стране обязанностью, контролируемой государством, постольку наши дети должны проходить аттестации, которые законодательно закреплены как обязательные. Родителям следует понимать необходимость аттестации как вынужденную меру, а вовсе не как заветную цель получения образования.Почему аттестация не является обязательной и осмысленной целью учебного процесса нешкольников? По одной простой причине: нешкольники учатся не для бумажки, и их образование при надлежащей поддержке со стороны взрослых существенно превосходит уровень школьной программы – даже у весьма средних учеников. Соответственно, школьные учителя во время аттестаций неспособны адекватно оценить уровень подготовки нешкольников – у них нет для этого понимания и терпимости, достаточного уровня знаний и подготовки. Отсутствие всех этих качеств аттестующие лица скрывают за батареей инструкций и формальных требований, которые не должны смущать родителей и вызывать у них комплекс неполноценности. Родители нешкольников должны понять как можно раньше, что школьные требования зачастую не имеют никакого отношения к знаниям, представляя собой не более, чем способ сделать своих подопечных зависимыми от школьной методики и школьных специалистов. Родителям следует самим представлять уровень подготовки своего ребенка, а не ждать от школьных учителей адекватной оценки этого уровня.

Из этого вытекает, что школьные аттестации, по большому счету, нужны не ученику и его родителям, а школьной администрации, которая отвечает за то, чтобы ученики регулярно и наилучшим образом демонстрировании соответствие своего образования спущенным свыше целям. У родителей нешкольников нет никакого резона разделять с Министерством образования эту цель – куда продуктивнее иметь свои собственные.

Подлинной целью образовательного процесса является личность вашего ребенка, гармоничное развитие всех основных функций его психики, физических, творческих и интеллектуальных способностей. Причем надо помнить – за это школа не отвечает; задачей государственных аттестаций является лишь проверка усвоения знаний, умений и навыков в той форме, которую современные чиновники от образования считают образцовой. За развитие личности своего ребенка, его духа, души и тела, как всегда, несут ответственность только родители. И нужно понимать, что будущее ребенка, его успех в жизни в значительной степени определят именно личностные качества, которые можно будет разнообразно применять в стремительно меняющихся условиях современного мира, а вовсе не оценки в аттестате, и даже не бумаги, подтверждающие специализацию в определенной области. Уверенность в себе, умение подавать себя, завоевывать симпатии окружающих, говорить, анализировать ситуацию, видеть проблемы и находить им адекватное решение, – вот, помимо твердых и точных знаний, подлинные результаты получения образования, к которым должны стремиться ученики и их родители. Что касается выпускных документов – то к ним следует относиться как к формальности, которую необходимо выполнить, чтобы не вступать в ненужные трения с многочисленными органами и инстанциями

Итак, родителям нешкольников нет никакого резона биться за высшие баллы на аттестациях. Достаточно, если эти оценки будут положительными, особенно для учеников со средними способностями. Куда важнее, чтобы ваш ребенок научился справиться с проблемой, которой для него является тот или иной предмет: победил свой страх перед контрольной по математике, диктантом или тестом по истории. Именно эта победа и является истинной целью любой школьной аттестации, которую проходит нешкольник в ходе своего обучения; а то, как оценит эту победу школа – на «5», «4» или даже на «3» — куда менее важно. Аттестация для ученика-нешкольника должна быть тренингом способностей, а вовсе не миссией по получению пятерки любой ценой. В первом случае аттестации приносят пользу, в противоположном – довольно часто приводят к многочисленным злоупотреблениям.

Простые меры безопасности нешкольника

Правило первое: без особой необходимости старайтесь не отправлять ребенка проходить аттестации в школе, где кроме него больше нет учеников, выбравших иные формы обучения. В этом случае ваш ребенок вызовет пристальное и не всегда доброжелательное внимание предметников. Не все учителя одинаковые, среди них есть очень разные люди. Кто-то из них обязательно отнесется к вашему ребенку с участием и желанием помочь; но почти наверняка найдутся и такие, кто сочтет своей обязанностью предъявить к нему повышенные требования и найдет удовлетворение, наблюдая за тем, как он не справляется с поставленными задачами. Не нужно усложнять свою жизнь: прежде, чем подать документы в школу, поинтересуйтесь, сколько еще к ней приписано экстернов или учеников на семейном обучении. Если их имеется еще некоторое количество, и они учатся не первый год — значит, этой школе можно доверять

Правило второе: никогда не начинайте учиться в школе, не просмотрев ее учредительные документы (особенно – положение об аттестациях) и не заключив с администрацией договор о прохождении курса того или иного класса в выбранной вами форме. В этом договоре следует четко определить, за что отвечают учителя, а за что – родители. Особенно четко нужно оговорить, что в зону ответственности школьной администрации входит своевременное (не менее, чем за неделю до аттестации) оповещение о времени проведение аттестации, о ее содержании и формальных требованиях. В противном случае ваш ребенок может столкнуться на аттестации с незнакомыми заданиями и множеством мелких формальностей, о которых он не будет знать. И сама аттестация свалится на него, как снег с ясного неба – потому что для учителя это время удобно, а удобство и готовность ученика школу не волнует.

Правило третье: если услуги, предоставляемые школой, платные, обязательно зафиксируйте в договоре стоимость индивидуального и группового занятия и продолжительность их проведения. Имейте в виду: итоговая аттестация (ГИА) и консультации перед ней бесплатны по закону, и школа (любая) не имеет права требовать деньги за эти услуги. Однако, все промежуточные аттестации (к которым относятся и годовые аттестации за все классы, кроме 9 и 11) могут быть отнесены администрацией негосударственных школ к платным услугам и включены в стоимость услуг по договору. Лучше заранее определить количество занятий и аттестаций, общую сумму договора, количество и кратность платежей в течение года – это поможет родителям лучше планировать свои расходы.

Правило четвертое: возьмите на себя труд еще до начала учебного года лично познакомиться с предметниками, которые будут консультировать и аттестовать вашего ребенка. Даже если вы достигли полного взаимопонимания с директором и завучем школы и благополучно решили с ними все спорные вопросы – это не является гарантией того, что с учителями-предметниками у вашего ребенка не возникнет проблем. Большинство школьных учителей не знают и не хотят знать, как им взаимодействовать с нешкольником. Они в открытую говорят о том, что готовы либо учить ребенка по своей методике, либо оценивать его знания, не неся ответственности за их формирование – разумеется, в соответствии со своими требованиями, с которыми нешкольник сталкивается только на aттестациях. Поэтому со стороны родителей будет весьма разумно, если они установят личный контакт с учителями своего ребенка, заранее узнают об их требованиях и личных особенностях, быть может, обменяются с ними телефонами. Разумеется, не все учителя захотят быть откровенными с родителями нешкольников – однако, нужно постараться установить с ними контакт. Разумеется, не следует и забывать о традиционных подарках на праздники – это не более, чем жест вежливости по отношению к людям, от которых будет зависеть судьба вашего ребенка в текущем учебном году. Однако старайтесь во всем соблюдать меру, чтобы ваша вежливость не стала слишком похожей на заискивание и подобострастие: родители нешкольников должны иметь чувство собственного достоинства и демонстрировать школьным специалистам именно его, а не агрессивное невежество или плохо замаскированный комплекс неполноценности.

Правило пятое: ведите себя просто и открыто, без претензий и агрессии – однако не пропускайте невежливости и, тем более, агрессии в свой адрес. Если учителя или администрация позволяют себе высказывать сомнения в законности ваших требований – ведите себя уверенно и твердо, ссылаясь на статьи законов и смело разоблачая невежество обвинителей. При этом не ведите себя агрессивно даже в ответ на встречную агрессию: она может быть обычной провокацией. Не ведитесь на нее и не продолжайте спор. Найти другую школу с более адекватной администрацией проще, чем выпутываться из конфликта с администрацией.

Аттестации и мотивации

Если вышеперечисленные меры предосторожности по отношению к контролирующим органам соблюдены, следует позаботиться о мерах безопасности обучения внутри семьи. Что я имею в виду? Один из важнейших элементов обучения, особенно домашнего – мотивацию.

В ситуации, когда цели у домашнего и школьного обучения – принципиально разные, родителям нужно выстраивать две системы мотивации: одну – для обучения, другую – для подготовки и прохождения аттестаций. Это не совсем простая задача, в силу того, что требования к содержанию домашнего обучения и требования к государственной аттестации зачастую бывают совершенно разными. И совмещать эти разные требования в голове ребенка так, чтобы он, одной стороны, не относился к аттестациям спустя рукава, а с другой, не игнорировал бы требования, предъявляемые к обучению вне аттестаций, бывает непросто для многих родителей, которых качает из одной крайности в другую: они то забывают об аттестациях, то, вспомнив, забывают обо всем остальном, и начинают думать только о них. На самом деле, если все время держать в голове принцип «кесарю-кесарево, Божье-Богу», просто увидеть, что обе мотивационных системы можно построить, исходя из него.

В самом деле, домашнее обучение направлено в первую очередь на развитие способностей ребенка, на совершенствование его личности. Однако, полноценная человеческая личность никогда не существует сама по себе, в отрыве от своего окружения: личность реализует себя в многочисленных социальных связях, в первую очередь – со своей семьей.

На самом деле, прилежная учеба есть долг почтения младших по отношению к старшим – того самого почтения, о котором сообщает нам пятая библейская заповедь, «Чти отца своего и мать свою». Интересно, что в заповеди ничего не говорится о любви и уважении – эти чувства, которые сейчас представляются такими значительными, остаются за пределами внимания безымянных авторов Библии. Младший обязан «чтить» своих старших – а что же это значит? Это значит слушаться их и учиться у них – конечно, если учиться есть чему.

Одним словом, первая мотивация – это почтение к родителям, возможность для ребенка деятельно ответить на их заботу и доброту – то есть, по сути, возможность ответить любовью на любовь. Однако, любовь рождается из деятельности, она возникает из почтения или заботы, а не существует сама по себе, как нечто само собой разумеющееся. То инстинктивное чувство, которое чаще всего называют любовью неискушенные в философских и психологических тонкостях родители, чаще всего обозначает привязанность – эмоцию довольно эгоистичную. Любовь – это не эмоция, это та самая мотивация, которую мы так мучительно ищем. Итак, дети учатся, чтобы научиться любить своих родителей; в свою очередь, родители учат и воспитывают их, чтобы довести свою любовь к детям до совершенства. Добросовестно учась у своих родителей, дети возрастают в любви и получают ее во все большем количестве и качестве, что, в свою очередь, позитивно влияет на развитие их личностей, делая те все более и более гармоничными.

Какой же должна быть мотивация для сугубо внешнего и формального по отношению к домашнему обучению процесса – процесса прохождения аттестаций?
Чтобы ответить на этот вопрос правильно, нужно осознать, что игра в получение среднего общего образования; игра, из которой невозможно выйти и в которой невозможно победить (ибо затраты всегда многократно превышают выигрыш), является деструктивной для личности ребенка. Из этого логично следует, что школьные специалисты являются естественными (точнее, противоестественными) врагами ребенка – даже тогда (вернее, особенно тогда), когда они реальную заинтересованность в его судьбе – просто в таких случаях они могут принести особенно много вреда. Между тем, открытая борьба со школьной системой и с любой другой системой гибельна для любого человека, тем более молодого и незрелого. Однако это не значит, что нужно совсем отказываться от борьбы – просто она должна быть переведена на другой уровень.

Школьные аттестации совершенно бесценна как простой и эффективный тренажер поведения в проблемных ситуациях, и пренебрегать этим тренажером отнюдь не следует. На самом деле, одной из главных целей обучения является тренировка личностных качеств ребенка – тех самых, на формирование которых и направлено домашнее обучения: логического мышления, навыков разговора и самопрезентации, наблюдательности, внимания, находчивости и собранности. Кроме того, общение со школьными специалистами – прекрасная возможность тренировки актерских способностей ребенка, его умения отыгрывать разные игровые модели, от простофили и лузера до лидера и умницы. Итак, главной мотивацией успешного прохождения школьных аттестаций для ученика-нешкольника является обретение контроля над собой и ситуацией. Принципиально важно научить ребенка умению контролировать игру вместо того, чтобы принимать ее всерьез и эмоционально вовлекаться в перипетии этой игры. Ведущим мотивом серьезного отношения к этому процессу является обретение свободы от школьной системы – ибо тот, кто устанавливает свои правила игры вместо того, чтобы следовать правилам, навязанным сверху – безусловно, свободен.

Подготовка к промежуточным аттестациям

В настоящее время сложилось несколько распространенных практик прохождения аттестаций. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их.

1. Аттестация экстернов проводится один раз в год за весь курс того или иного класса.
Если возможно договориться со школой о равномерном распределении аттестаций по всему год, при котором на подготовку и сдачу одного предмета отводится месяц или два, то можно избежать перегрузки в конце года. Если ученик обладает хорошей памятью – можно смело выбирать именно такой способ сдачи аттестаций, он позволяет овладевать курсом обучения через «глубокое погружение» в изучаемые предметы. Однако экстернат, к сожалению, подходит далеко не всем ученикам. Многие просто не в состоянии усвоить и сдать целиком годовой объем материала. Таким ученикам больше подходит семейное образование.

2. Аттестации учеников с семейной формой получения образования проводятся чаще, чем раз в году. Количество промежуточных аттестаций и консультаций перед ними по закону выбирают родители, но на практике зачастую это бывает не так: школы диктуют родителям, сколько у них будет аттестаций, как часто нешкольники должны их проходить и в каких формах.
Чаще всего школьная администрация настаивает на варианте четырех аттестаций в год – это позволяет использовать для аттестаций нешкольников обычные формы контроля знаний учеников соответствующего класса в конце четверти.
В некоторых классах такие аттестации состоят из серии испытаний – среди них и контрольные, и тесты, и устные собеседования. Это незаконно и о таких злоупотреблениях следует сразу же уведомлять администрацию. Приемлемые формы аттестации должны быть перечислены в соответствующем школьном документе (Положение об аттестациях) и в вашем договоре со школой – а сверх этого учитель не имеет права от вас требовать ничего.
На самом деле, прохождение аттестации в 4 этапа – довольно напряженный и суетный вариант для нешкольника. Для того, чтобы нормально справиться с такой задачей, ему приходится постоянно отвлекаться от нормального процесса обучения, что не может ни сказываться на его качестве. Поэтому лучше договориться об аттестации в 3 или даже в 2 этапа: это экономит усилия ученика и облегчает задачу подготовки, позволяя к тому же переключаться между предметами.

Родителям нешкольников следует также помнить, что попытка навязать ученику с семейной формой образования выполнение домашнего задания в придачу к сдаче аттестаций незаконна, ибо последнее определяет и формируют родители, как ответственные за учебный процесс – дело учителей только контролировать. Учитель может зачесть выполненное дома задание как аттестационное: в этом случае школьные домашние задания должны стать частью выдаваемых на некоторый выбранный период заданий по тому или иному предмету.

Главный секрет благополучного прохождения аттестаций заключается, разумеется, в грамотном планировании и распределении учебной нагрузки. Как уже неоднократно повторялось, тщательное планирование является непременным условием успешного домашнего обучения.
Планирование можно осуществлять как дедовским способом – при помощи бумажного ежедневника и/или расписания, в который вписаны все обязательные и дополнительные задания на какое-то время вперед (на неделю, месяц, учебную четверть, учебный год), так и при помощи компьютерной программы – электронного планировщика задач. Какой из этих способов проще – решать самим родителям. Кому-то проще планировать по старинке, делая рукописные записи на бумаге; кто-то предпочитает потратить время на то, чтобы ввести в специальную программу список задач и выставить приоритеты. Преимущество первого способа – мобильность: список задач легко корректируется. Преимущество второго способа – интерактивность: программа может вовремя напомнить ребенку о начале урока или его окончании, о списке задач на завтра или на неделю, и т.д. Родителям нужно приучить детей к тому, чтобы они помечали выполненные пункты в бумажном или электронном расписании, чтобы они сами учились оценивать свой темп обучения и корректировали его в зависимости от того, как они справляются с запланированными задачами.
В рабочие дни подростки на диалектическом этапе обучения, как правило, занимаются самостоятельно. Родителям следует несколько раз в неделю интересоваться, какой объем задач на неделю выполнен. В выходные дни (лучше в субботу утром) нужно устраивать тест-контроль по пройденному материалу (небольшую по объему контрольную работу, которая позволяет быстро определить уровень текущей подготовки ребенка): решить один-два примера по математике, написать проверочный диктант в 50-100 слов по русскому языку, выполнить тест по любому другому предмету на выбор, ответить на вопросы по прочитанной за неделю книге, пересказать учебный текст. Более серьезные контрольные нужно устраивать непосредственно перед аттестациями: ваш ребенок должен сперва отчитаться за изученный материал перед вами, и лишь потом – перед школой. Такой способ организации учебного процесса должен приучить вашего подростка к самостоятельности, с одной стороны, и к ответственности, с другой. Причем к ответственности, в первую очередь, перед семьей, и лишь потом – перед официальными инстанциями. Вы всегда должны напоминать ребенку, что он учится не для школьной ведомости, а для собственного развития и для выражения почтения (то есть, любви) к родителям.

При всех своих сложностях, промежуточные аттестации это всего лишь подготовка к основному этапу игры государственных чиновников с учениками и их родителями – к Государственной Итоговой Аттестации (ГИА). Согласно Закону «Об образовании», к ГИА допускают лишь учеников, имеющих оценки за все промежуточные аттестации по всем предметам.

Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации (ГИА) в 9 классе

Между тем, значимость ГИА не следует переоценивать – эта форма контроля знаний столь же несовершенна и формальна, как и другие, только формы ее проведения более изощренны, а методы оценки результатов – более продуманы (при этом не всегда более эффективны). Хотя, конечно, определенную значимость ГИА придает то, что она (как и ЕГЭ) исполняет в современном обществе роль инициации, то есть обряда, знаменующего переход молодого человека на новую ступень развития. В самом деле, после прохождения ГИА подростки имеют выбор – остаться ли им в школе, выбрать профессиональную подготовку в колледже или вообще закончить обучение и пойти работать, начав таким образом взрослую жизнь.
Следует ли о нешкольникам относиться всерьез к этому обряду?
И да, и нет.
Да – потому что для них ГИА это, по сути, суперигра, на которой они должны продемонстрировать наработанные за предыдущие годы стратегии эффективного взаимодействия со школьной системой – а возможно, и свой собственный стиль этого взаимодействия.
Нет – потому что даже самая сложная игра остается формальностью, к которой не стоит относиться всерьез. Задача подготовки к ГИА и ЕГЭ для нешкольника и его родителей – это переиграть систему, победить ее же оружием.

Что для этого нужно?

Во-первых, относиться к ГИА как к прохождению квеста, а не к чему-то реально определяющего дальнейшую судьбу вашего ребенка. В самом деле, совсем завалить аттестацию вам не дадут сами же школьные работники — это негативно скажется на их отчетности. Надо понять, что вы обязательно пройдете это испытание независимо от ваших усилий (и даже если не будете готовиться ни минуты) – поэтому любая подготовка с вашей стороны вполне достаточна, сколько бы она не продолжалась. То есть, степень интенсивности подготовки и ее направление определяете только вы – здесь нет ничего обязательного для всех. Даже если пробники ГИА написаны неудачно – не пугайтесь: это проблема не вас, а школы. Получив негативные результаты, школьная администрация должна принять меры для того, чтобы улучшить свои показатели: то есть, провести серию подготовительных занятий, призванных исправить эти результаты.

Во-вторых, отказаться от желания непременно получить максимальный балл. Это ненужное честолюбие и совершенно нерациональное использование ресурсов (сил и времени ученика). Совершенно бессмысленно и затратно стремиться выполнить непременно все задания контрольной работы, ответить на все вопросы теста. Стремление получить 100 баллов из 100 возможных не только нерационально, но и попросту вздорно. Во-вторых, нужно заранее представить, сколько баллов вы хотите набрать и выработать эффективную стратегию их получения. В самом деле, ученику следует стремиться набрать столько баллов, сколько необходимо для поступления на интересующий его факультет избранного учебного заведения – не более и не менее. Для того, чтобы набрать эти баллы, нужно выполнить ряд заданий – благо, каждый вариант теста или контрольной включает в себя те или иные типовые задачи. В процессе подготовки необходимо определить, какие задания даются вашему ребенку проще и постараться развить навык их выполнения до совершенства. Остальными заданиями можно с легкой совестью пренебречь и вообще не тратить времени на попытку их решить.

Ниже я привожу список основных вопросов, связанных с ГИА.

1. В какой форме проводится ГИА?

В этом году ГИА включали в себя 2 письменных обязательных экзамена – русский язык и алгебру, и два устных по выбору учащегося. Судя по информации, представленной на официальном сайте ЕГЭ, в последующие годы ГИА будет проходит, как и ЕГЭ, в тестовой форме; более того, в России имеется ряд регионов, в которых ГИА уже несколько лет проводится в тестовой форме. Однако, в большинстве регионов, в том числе в Петербурге, это пока не так, и экзамены проводятся в традиционной форме: в виде изложения по русскому языку, контрольной по математике, устных ответов по билетам или защиты реферата по предметам на выбор. Как скоро произойдет окончательный переход к ГИА в форме теста, не знает никто. Информация о школьных аттестациях скрывается соответствующими ведомствами более тщательно, чем информация из области экономики, политики и даже обороны: директора школ не знают, в какой форме будет проводиться экзамен, до середины учебного года. Соответственно, подготовка к экзамену в указанной Министерством форме начинается только со второй половины года, несмотря на то, что в традиционной форме он, безусловно, проще, чем в тестовой.

Демонстрационный вариант ГИА-2010 по алгебре в тестовой форме можно посмотреть в интернете. Как видим, контрольная делится на 2 части: в первой 16 заданий, во второй – 5. Задания из первой части не требуют записи решения – достаточно обвести правильный ответ или вписать его в специально отведенную ячейку. Они считаются менее сложными и ниже оцениваются, чем задания из второй части. Их пять, и решение нужно сопровождать подробной записью хода решения. Они оцениваются выше и показывают лучший уровень подготовки ученика по сравнению с теми, кто справился только с заданиями из первой части.
Традиционный вариант экзамена по алгебре немного короче: он состоит лишь из 10 заданий, из которых 7 относится к части 1, и 3 – к части 2. Запись решения требуется для заданий из обеих частей.
На выполнение заданий как в традиционной, так и в тестовой формах отводится по 4 часа. При этом критерии оценки традиционного варианта куда более прозрачны, чем тестового: выполнение от 5 до 7 заданий из части 1 оценивается на «3», решение вдобавок к ним хотя бы одного задания из части 2 добавляет ученику один балл, решение 2-3 – еще два балла. Критерии оценивания работы в тестовой форме куда сложнее и запутаннее; попробовать в них разобраться можно тут: http://www.samarov.ru/math/mathgia/9gm2008ans.pdf

Демо-версию ГИА-2010 по русскому языку в тестовой форме вы также найдёте в сети. Контрольная работа состоит из трех частей: первая включает сжатое изложение (от 90 знаков) дважды прочитываемого текста, вторая – лингвистический и грамматический анализ второго отрывка и вопросы по нему (из них 6 заданий даны с выбором ответа и 14 – с краткой записью ответа). Уровень вопросов примерно таков: «Из предложений 6-7 выпишете слово с чередующейся гласной в корне», «Выпишите грамматическую основу предложения 11» и т.д. Третья часть представляет собой сочинение-миниатюру (от 50 знаков) на грамматическую или лингвистическую тему. Примерная тема: «Для чего нужны знаки препинания?»
Экзамен в традиционной форме намного проще: он состоит из подробного изложения прослушанного текста (порядка 400 знаков) и развернутого ответа на вопрос по тексту.

Критерии оценки заданий по русскому языку не совсем прозрачны: она зависит не только от отсутствия орфографических, пунктуационных и речевых ошибок в обеих частях, но и от близости изложения к исходному варианту текста и от содержательности ответа на вопрос. При этом критерии такой оценки – чисто субъективные, что также снижает объективность оценки за ГИА по русскому языку.

Предметы на выбор сдаются также либо в тестовой, либо в традиционной (билеты) форме. Демо-версии всех предметов по выбору можно найти тут: http://www.resolventa.ru/demo/demo.htm

2. Как готовиться к ГИА?

Для тех родителей, которые считают необходимым более серьезно подготовиться к итоговой аттестации, рекомендуется следовать нижеперечисленным советам.

Очевидно, что подготовиться к ГИА можно только в ходе освоения программы того или иного предмета по курсу средней школы. Это демонстрирует основную проблему 9 класса: ученик должен не только сдать аттестацию за текущий год, но и успеть подготовиться к аттестации за курс неполной средней школы. Это на порядок сложнее, поскольку для этого ученику предстоит вспомнить программу нескольких предыдущих лет обучения.
Это требует серьезного планирования учебной нагрузки и серьезного подхода к учебе. Оптимальным планом обучения в 9 классе будет такой, при котором все промежуточные аттестации сдаются не позднее конца третьей четверти (в конце марта), с тем, чтобы следующие 2 месяца целиком посвятить подготовке к ГИА.

Если учесть, что программа 9 класса является довольно сложной и насыщенной, можно считать целесообразным начать готовиться к ГИА еще в 8 классе – через периодическое выполнение посильных задач из сборников аттестационных заданий.

3. Что же могут предпринять родители нешкольников, желающие сэкономить на репетиторах и максимально взять на себя подготовку к ГИА?

Во-первых, следует приобрести учебные пособия, в которых приводятся варианты типовых заданий по ГИА. Для подготовки следует использовать сборники заданий для проведения ГИА в традиционной форме:
— Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др., «Алгебра -9 класс, сборник заданий для проведения письменного экзамена»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/124400/
— А. В. Кузнецова, «Ответы и решения к сборнику заданий для проведения письменного экзамена по алгебре»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3478930/
— Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова, «Русский язык – 9 класс, сборник текстов для проведения письменного экзамена»: http://www.ozon.ru/context/detail/id/85440/

Во-вторых, для экономии времени рекомендуется начать тренироваться в написании изложений с первых же недель обучения в 9 классе. Желательно до конца года проработать около четверти приведенных в сборнике текстов (для этого достаточно писать 1 изложение в неделю-две). Написание изложений можно чередовать с выполнением вариантов тренировочных тестов ГИА. Для того, чтобы уяснить систему и приобрести уверенность, достаточно проработать 10-15 вариантов ГИА.

В-третьих, желательно начать подготовку к ГИА по алгебре по ходу освоения курса 8 класса.
Как мы помним, изучение алгебры начинается в 7 классе с понятий линейной функции, одночлена и многочлена, с построения графика линейной функции, решения алгебраических уравнений с двумя переменными, арифметических действий с одночленами и многочленами.
В 8 классе вводятся понятия алгебраической дроби, квадратичной функции и квадратного уравнения. Соответственно, ученики осваивают действия с алгебраическими дробями, изучают свойство квадратного корня, строят график квадратичной функции, решают квадратные уравнения и квадратные неравенства.
В 9 классе вводятся понятия и изучаются свойства множеств, систем уравнений, числовых функций, прогрессий.

Следовательно, начиная со второго полугодия 8 класса следует проводить регулярные занятия по повторению и актуализации материала 7 класса. Повторение материала 8 класса следует начинать не позже второго полугодия 9 класса. Для облегчения подготовки можно воспользоваться дидактическими материалами, размещенными на сайте учебного центра «Резольвента»: http://www.resolventa.ru/metod/modulsch.htm
Здесь можно найти подробные разъяснения основных тем курса алгебры с разбором алгоритмов решений типовых задач.

В-четвертых, желательно определить предметы по выбору и начать повторение материала курсов предыдущих классов в начале второго полугодия учебного года.

Для облегчения аттестации в качестве одного из предметов на выбор следует брать обществознание – подготовиться к этой аттестации и сдать экзамен на «отлично» сможет любой. Подготовку к обществознанию можно оставить на потом. В таком случае, ко второму предмету на выбор следует начать готовиться заблаговременно, чтобы не устраивать себе «аншлаг» в последние недели перед аттестацией: нужно повторить теоретический курс и прорешать полтора-два десятка типовых тестов.

4. Верно ли, что к для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ нужно обязательно нанимать репетиторов или поступать на специальные курсы?

Нет, не верно. Родители вполне могут обойтись без привлечения платных преподавателей – особенно, если они сами или их знакомые владеют сколько-нибудь углубленными знаниями по обязательным предметам, математике и русскому языку. Структура ГИА вполне прозрачна, особенно в традиционной форме – да и в тестовой форме испытания по основным предметам не отличаются особой глубиной и сложностью. Пройти их может любой среднеподготовленный ученик, и совершенно не нужно для этого привлекать дорогостоящих репетиторов.

Бонусы и пожелания

В качестве иллюстрации к поднятой в статье теме о стратегии игр вообще игр с государством в частности от души рекомендует познакомиться с двумя японскими фильмами, просмотр которых может изрядно скрасить будни подготовки к очередной аттестации, ГИА или ЕГЭ:
1. «Драгон Закура» — сериал о победной стратегии поступления в престижный университет, которую постигает группа тупиц и неудачников.

«Игра Лжецов» — сериал о победных стратегиях поведения в условиях навязанной игры, из которой нет выхода: http://eaon.ru/index.php?newsid=47

Несомненно, оба эти фильма способны не только развлечь утомленную активной подготовкой к ГИА семью, но и дать много продуктивных подсказок. На этом позвольте закончить этот длинный рассказ. Приятного вам просмотра – и удачных аттестаций!

1.Общие положения.

1.1. Настоящее положение является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность МБОУ СШ № 98 (далее - Школа) и разработано в соответствии с:

■ Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»

■ Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015.

1.2. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

1.3. Промежуточная аттестация - это оценочная процедура, направленная на определение уровня освоения образовательной программы учебного предмета.

1.4. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом.

1.5. Настоящее положение определяет порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, получающих общее образование в форме семейного образования, самообразования. Лица, зачисленные в Школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами.

1.6. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

1.7. Школа принимает обучающегося для прохождения промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации на основании заявления родителей (законных представителей) и приказа директора о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации. В заявлении родители (законные представители) указывают объем изученного материала по учебным предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы.

1.8. Настоящее Положение принимается педагогическим советом Школы и утверждается приказом директора.

1.9. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения принимаются в составе новой редакции Положения педагогическим советом Школы и утверждаются приказом директора.

1.10. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

2. Цели промежуточной и итоговой аттестации.

2.1. Установление фактического уровня теоретических знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам инвариантной части учебного плана и соотнесение этого уровня требованиям федерального государственного образовательного стандарта и государственного образовательного стандарта.

2.2. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями для определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

2.3. Принятие решения о переводе в следующий класс обучающихся в форме семейного образования, самообразования.

2.4. Принятие решения о допуске лиц, освоившие основные общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования и самообразования к государственной итоговой аттестации.

3. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.

3.1. Формами промежуточной аттестации для установления фактического уровня теоретических знаний, умений и навыков, обучающихся по предметам инвариантной части учебного плана, являются:

Русский язык

комплексная контрольная работа

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Иностранный язык

Творческое задание

Изобразительное искусство

Творческое задание

Технология

Творческое задание

Физическая культура

3.1.2. для обучающихся по программам основного общего образования

Наименование учебного предмета

Форма промежуточной аттестации

Русский язык

5-7 класс диктант с грамматическим заданием 8-9 класс изложение, сочинение

Литература

Сочинение

Иностранный язык

Комплексная контрольная работа: аудирование, письмо, чтение

Математика

Контрольная работа

Контрольная работа

Обществознание

География

Практическая работа, тест

Биология

Практическая работа, тест

Практическая работа, тест

Практическая работа, тест

Природоведение

Практическая работа, тест

Творческое задание

Изобразительное искусство

Творческое задание

Технология

Творческое задание

Физическая культура

Нормативы/теоретические основы

Информатика

Практическая работа, тест

Контрольная работа

3.1.3. для обучающихся по программам среднего общего образования:

Наименование учебного предмета

Форма промежуточной аттестации

Русский язык

Изложение, зачет

Литература

сочинение

Иностранный язык

Беседа, зачет

Математика

Контрольная работа

Контрольная работа

Обществознание

Письменный ответ на проблемный вопрос

География

Практическая работа, зачет

Биология

Практическая работа, зачет

Практическая работа, зачет

Практическая работа, зачет

Мировая художественная культура

Творческое задание

Физическая культура

Нормативы/теоретические основы

Информатика

Практическая работа, зачет

Контрольная работа

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Сроки проведения промежуточной аттестации

4.1. В Школе установлена следующая периодичность прохождения промежуточной аттестации:

Для 1 класса один раз в год в период апрель-май;

4.2. Срок подачи заявления для прохождения промежуточной аттестации не позднее 01 ноября и 01 апреля текущего года.

4.3. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации - до 01 февраля.

5. Требования к материалам для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

5.1. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации готовятся учителем по учебному предмету, в соответствии с требованиями к результатам по каждому периоду обучения, указанному в заявлении. Содержание контрольно-измерительных материалов должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программе.

5.2. Контрольно-измерительные материалы проходят экспертизу качества на методическом совете школы и последующую корректировку. Контрольно-измерительные материалы сдаются на хранение директору школы не позднее, чем за 2 недели до начала аттестации.

5.3. При проведении государственной итоговой аттестации, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

6. Порядок проведения промежуточной аттестации.

6.1. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с расписанием, утверждаемым директором школы.

6.2. Процедура промежуточной аттестации проводится в присутствии комиссии. В состав комиссии включаются:

Председатель (директор школы, заместитель директора по УВР);

Учитель по соответствующему предмету,

Ассистент (учителя - предметники высшей или первой категории).

7.Порядок подведения итогов аттестации экстернов.

7.1. Проверка работ по промежуточной аттестации осуществляется учителем по соответствующему предмету в присутствии ассистента.

7.2. Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе.

7.3. Промежуточная аттестация считается пройденной в случае, если по всем предметам инвариантной части учебного плана экстерн получил отметку не ниже удовлетворительной.

7.4. Обучающиеся, прошедшие промежуточную аттестацию и не имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс.

7.5. Результаты полугодовой промежуточной аттестации фиксируются в справке установленного образца, результаты годовой промежуточной аттестации заносятся в личное дело обучающегося. Записи должны производится только ручкой, без исправлений. Результаты аттестации в обязательном порядке доводятся до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

7.6. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам инвариантной части учебного плана или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

7.7. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

7.8. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Школой, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

7.9. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

7.10. Решение о допуске к государственной итоговой аттестации экстерна принимается педагогическим советом в установленном порядке.

7.11. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

7.12.Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

8. Права и ответственность экстерна

8.1. Экстерны имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе во Всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

8.2. Ответственность за ликвидацию академической задолженности по итогам промежуточной аттестации возлагается на экстерна и его родителей (законных представителей).

9. Права и ответственность Школы по организации промежуточной аттестации.

9.1. Школа несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной аттестации.

9.2. Школа не несет ответственность за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий.

10. Делопроизводство

10.1. Документация по аттестации лиц, проходящих промежуточную аттестацию в МБОУ СШ № 98 экстерном, выделяется в отдельное делопроизводство.

10.2. Оригинал протокола о прохождении промежуточной аттестации выдается родителям (законным представителям) экстерна, либо самому экстерну, копия протокола хранится в Школе.

По результатам прохождения промежуточной аттестации родителям (законным представителям) либо самому экстерну выдается справка, установленного образца.

Ткаченко Руслан Анатольевич, организация Московский городской родительский комитет

Выступление на круглом столе в Общественной Палате РФ «Альтернативные формы общего образования в России: практика, проблемы, пути урегулирования» 15 апреля 2011 г.

Существуют конкретные практические проблемы, с которыми сталкиваются семьи на семейном образовании в разных регионах России. Нам представляется, что при разработке документов, регулирующих организацию получения образования в семейной форме, необходимо учесть этот негативный опыт и как-то предупреждать возникновение проблемных ситуаций.

Для этого важно учитывать специфику самой семейной формы получения образования, ее практические аспекты. Особенность получения образования в семейной форме заключается в том, что это образование индивидуальное, учитывающее потребности личности конкретного ребенка. Осуществляют его, отвечают за образовательный процесс, за его качество - родители. Школы в этой ситуации отвечают только за качество организации промежуточных и итоговых аттестаций. Но при этом возникает целый ряд проблем, которые я и попробую обобщенно осветить:

1. Школы аттестуют по своей программе

По закону у нас образовательную программу создает или выбирает сама школа. Причем всех, и экстернов, и детей на семейном образовании, согласно действующим нормативным актам, школа аттестует по этой своей программе, включающей и конкретные требования по знаниям и навыкам, распределение материала во времени и т.п. Исходя из специфики семейного образования, строить его, выбирать образовательный маршрут в нем должны родители. Однако, на практике они оказываются очень ограничены решениями и требованиями конкретной школы, что уничтожает существенную часть привлекательности домашнего образования.

С нашей точки зрения, важно предусмотреть ряд норм, на уровне законодательном или подзаконном, которые бы защитили специфику семейного образования и поставили бы именно семью, а не школу, в его центр.

Во-первых, на наш взгляд, промежуточная аттестация детей в школе при семейном образовании вообще не должна быть обязательной. Сохранить стоит лишь обязательность итоговой (государственной) аттестации. Промежуточные аттестации в школе должны проводиться по желанию, но бесплатно, это должно стать правом, а не обязанностью. При этом следует сохранить рамки нормативных сроков освоения программ конкретного уровня. Требования стандартов, государственная итоговая аттестация, рамки нормативных сроков - в качестве обязательных рамок при семейном образовании этого вполне достаточно. Большинство родителей сами все равно обратятся в школы за аттестацией, чтобы себя уверенно чувствовать. Тем же, кто справляется без этого, надо дать свободу.

Во-вторых, на наш взгляд, промежуточная аттестация при семейном образовании, экстернате, должна проводиться в рамках требований государственных стандартов , а не программы конкретной школы.

И в-третьих, наконец, порядок следования, сроки промежуточных аттестаций должны устанавливаться школами не произвольно, а по согласованию с родителями . При этом семейное образование по умолчанию должно означать индивидуальный учебный план - т.е. индивидуальную последовательность и темпы освоения учебных материалов в рамках нормативных сроков соответствующей ступени образования.

При получении образования в семейной форме является нормальным, когда обучающийся осваивает разные предметы учебных программ с разной скоростью. Один и тот же обучающийся может, к примеру, относясь по возрасту к 5 классу школы осваивать материал программ по русскому языку, соответствующий 5 классу, по математике или алгебре - соответствующий 6-7 классам, по истории - соответствующий одновременно 5 и 6 классу и т.п. Учебный материал может быть неравномерно распределен по учебному году (скажем, при модульном методе обучения, методе обучения с последовательным погружением в те или иные предметы). Все это должно учитываться.

2. Дискриминация при аттестации детей, обучающихся в семье

Многие семьи сталкиваются с ситуациями, когда при аттестации их детей, получающих образование в семейной форме, им предлагаются задания повышенного уровня сложности (в т.ч. олимпиадного уровня), выходящие за пределы предусмотренных федеральными образовательными стандартами требований. Эти задания по уровню сложности превышают аттестационные задания, предлагаемые другим учащимся, аттестуемых в тех же образовательных учреждениях, что является дискриминацией учащихся по признаку формы получения образования. Это неправильно - по уровню сложности требования при аттестации должны быть для всех одинаковыми . За такую дискриминацию, как представляется, должна существовать ответственность.

Еще одна проблема - когда школы требуют слишком частых аттестаций, контрольных и т.п. Это, фактически, уничтожает особенности семейной формы образования, делая центром учебы школу, а не семью. Если аттестации останутся обязательными, число и частота аттестаций должны быть ограничены - не чаще раза в полугодие в начальных классах, не чаще раза в году в основной и старшей школе. Общее число - не более 12 в год , причем обязательными должны быть только важнейшие предметы федерального компонента образования. Иначе это уже не аттестация, а попытка забрать ребенка в школу и учить его там.

3. Неправомерное давление на семью в отношении выбора конкретных учебных программ, учебников и т.п.

Сегодня школы очень часто требуют - «сдавать будете вот по этому конкретному учебнику». Это, фактически, опять ограничивает индивидуальность семейного образования, ставит родителей в неоправданно жесткие рамки. При семейном образовании такие требования недопустимы.

Следует отметить, что многие учебники из федеральных списков, к сожалению, вовсе не являются достаточно качественными. Нередко родители стараются учить ребенка дома в том числе и для того, чтобы свободно выбирать качественную учебную литературу и материалы. Вместо этого им предлагают те же учебники, от которых они старались уйти. Автономия учебного процесса нарушается. Это полностью уничтожает специфику семейной формы образования.

Мы считаем, что в нормативных актах должна быть закреплена полная свобода родителей при выборе учебников, учебных материалов - обязательными должны оставаться только рамки государственного стандарта. Аттестация по конкретному учебнику, программе должна быть возможна лишь по свободному соглашению родителей со школой .

4. Недостатки в организации аттестационных мероприятий

Часто возникают ситуации, в которых педагог, проводящий промежуточную аттестацию не согласует с обучающимся и его родителями объем знаний и навыков, проверяемый во время конкретного аттестационного испытания (темы, по которым ученик должен подготовиться к аттестации), требования к аттестационным работам, требования к оформлению работ. Учителя часть считают все это само собой разумеющимся. Однако это не так. Необходимо четко закрепить на нормативном уровне обязанность школы все такие требования заблаговременно доводить до родителей, причем в письменной форме - чтобы все было четко и не давало почвы для конфликтов.

Не имея опыта в проведении аттестации обучающихся, получающих образование в семейной форме, педагоги часто не могут правильно спланировать ход аттестационного испытания. Приходится встречаться со снижением обучающемуся оценки в связи с тем, что за отведенное на аттестационное испытание время педагог «не успел спросить все, что хотел» и т.п. Между тем, на аттестационную оценку должна влиять лишь степень освоения обучающимся знаний и навыков, предусмотренных образовательным стандартом, а не недостатки организации аттестации педагогом . Это должно быть также четко закреплено в нормативных документах.

5. Попытки школ осуществлять текущий контроль детей, получающих семейное образование

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что педагоги хотят почаще проверять учебу детей, получающих семейное образование. В основании этого подхода - стереотип, в котором классно-урочная система, текущий контроль педагогов - настолько привычная часть процесса, что без него образование себе представить не получается. Этот стереотип семейному образованию наносит только вред. Не соответствует специфике семейного образования требование, чтобы обучающийся, получающий образование в этой форме, выполнял назначенные учителями домашние задания, текущие контрольные работы и т.п. «вместе с классом». При семейном образовании текущий контроль - область ведения родителей , поскольку именно они - основные педагоги ребенка. Необходимо, чтобы в нормативных актах четко было закреплено, что текущий контроль обучения школами при семейном образовании осуществляться не может.

6. Навязывание дополнительных платных образовательных услуг

С этой проблемой приходится особенно часто сталкиваться при взаимодействии родителей обучающегося, получающего образование в семейной форме, с частными учебными учреждениями. Администрация и педагоги таких учреждений, в некоторых случаях, сами принимают решение о необходимости для обучающегося дополнительных занятий, консультаций и т.п. Эти занятия и консультации, осуществляемые, как правило, на платной основе, нередко не предлагаются семье, а навязываются ей. Родители обучающегося просто уведомляются о том, что назначены такие дополнительные задания и о необходимости оплатить их. Такие действия администрации образовательных учреждений неправомерны и противоречат действующему законодательству. Нужно, чтобы и подзаконных актах, касающихся регулирования семейного образования и экстерната запрет на такие действия был четко отражен.

С учетом специфики семейной формы образования, любые дополнительные занятия, консультации и т.п., как на платной, так и на бесплатной основе, могут лишь предлагаться родителям обучающихся администрацией образовательного учреждения на добровольной основе.

Ткаченко Р.А.,

http://www.rkomitet.org/