Человек и его стремление покорить природу. Работа на интерактивной доске и в тетрадях

Вступление: Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.




Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX в. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей.


Истощение и разрушение природы По меньшей мере, 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин. Однако с тех пор, как лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.




Бытовые и промышленные отходы являются одним из факторов разрушения природной среды. Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, наиболее эффективный способ решения проблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходов будет неуклонно расти.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Для охраны подвергающихся опасности и угрозе вымирания диких видов и для предотвращения опасности, которой могут подвергнуться другие виды, используются три основные стратегии: Принятие соглашений, законов и создание заповедников Использование генных банков, зоопарков, исследовательских центров, ботанических садов и аквариумов для сохранения небольшого количества диких животных Охрана и защита разнообразия уникальных и типичных экосистем во всем мире


В большинстве развитых стран популяции охотничьих животных регулируются законами, которые определяют способ и время спортивной охоты на определенные виды. Менеджмент водоплавающих перелетных птиц может осуществляться посредством: Охраны существующих мест обитания на лугах и заболоченных участках в районах их летних и зимних гнездований и вдоль путей миграции Создания новых мест обитания Регулирования охоты


ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте сейчас ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры: усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов; установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств; усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод; уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха; усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Человек и природа Человек - часть природы, грозящая погубить её всю. Его естество проявляется таким образом, для него самого противоестественно, - откуда и явилась эта необходимость различать человека и природу. Александр Круглов

2 слайд

Описание слайда:

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину. М. Пришвин. Природа – это естественная среда обитания человека. Природа – это огромная кладовая ресурсов. Природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.

3 слайд

Описание слайда:

Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её. И.С. Тургенев БИОСФЕРА (живая оболочка) весь животный, растительный, бактериальный мир нашей планеты; вся среда жизни: суша, реки, озера, океаны; Учение о биосфере – одно из крупнейших философских обобщений в области естественных наук – было создано академиком В.И. Вернадским (1863-1945). НООСФЕРА сфера разума, создаваемая развитием науки, научным пониманием происходящих процессов и основанном на нем труда человека; область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе. Ф. Тютчев

4 слайд

Описание слайда:

Человек – венец природы? Человек наделен разумом; коллективный труд, использование огня, создание искусственных орудий труда. Умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто, не существующее в природе. Человеческое общество подчиняется своим собственным законам, требованиям морали. Могущество человеческого разума, избавление от законов эволюции живой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек – существо высшее и живет по собственным законам.

5 слайд

Описание слайда:

Вершина пирамиды или звено в цепи? Другая точка зрения: человек – только звено в долгой цепи эволюции, которая не имеет заданной направленности от простого к сложному, и человек в этой цепи, возможно, и не является последним звеном, более того, на смену ему могут прийти иные организмы. Само понятие прогресс придумали люди. Природа не знает целенаправленного движения; цель выдвигают только разумные существа. Довольно относительно деление на простые и сложные организмы. Палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, но жизнь не исчезла; побеждали те группы организмов, которые лучше приспосабливаются к переменам природы. Человек не всегда совершает разумные поступки; например, отношение к природе лишь как к мастерской, в которой ему дозволено бесконтрольно хозяйничать.

6 слайд

Описание слайда:

Человек – биосоциальное существо Биологическое (природное) существо Порожден природой Является частью природы Подчиняется общим законам развития биосферы Имеет определенную совокупность видовых признаков Половые различия людей Возраст (детство, зрелость, старость) По наследству передается одаренность разных людей в различных видах деятельности Некоторые инстинкты (агрессии и разрушения (З. Фрейд)) Социальное (общественное) существо Лишь в обществе человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыками общественного поведения, способностью трудиться Входит в определенные социальные группы и общности Живет и действует в системе определенных общественных отношений Создает искусственную среду обитания – «вторую природу» Формирование способностей, чувств, поведения человека возможно только в обществе Способен постигать принципы существования самого себя и природы

7 слайд

Описание слайда:

Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно – опытный экземпляр природы, а не окончательный вариант. В. Швёбель. Естественная среда обитания человека – та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности Искусственная среда обитания человека – та часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа

8 слайд

Описание слайда:

Конституция Российской Федерации Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

9 слайд

Описание слайда:

Экология – (от греч. «oicos» - дом, жилище и «логос» - учение) учение о доме, о месте где ты живешь. Социальная экология – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания Человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жильё, свой дом. А. М. Горький.

10 слайд

Описание слайда:

Зона экологического риска – территория, в пределах которой определенный вид деятельности человека может вызвать возникновение опасных экологических ситуаций (места подводной добычи нефти, захоронения радиоактивных или ядовитых отходов и т.д.) Экологический кризис – это такое состояние окружающей среды, которое угрожает биосфере и человеку (разлив нефти в результате аварии на танкере, загрязнение вредными сбросами реки и др.) Экологическая катастрофа – крайне неблагоприятные изменения в среде, ведущие к массовой гибели живых организмов (авария на Чернобыльской АЭС)

11 слайд

Описание слайда:

Экологическое право – одна из отраслей российского права, регулирующего общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей ИСТОЧНИКИ Закон РФ Об охране окружающей природной среды Водный кодекс РФ Земельный кодекс РФ Закон РФ Об охране и использования животного мира Закон РФ о недрах Закон РФ Об охране атмосферного воздуха Основы лесного законодательства Общие нормативные акты, содержащие эколого-правовые нормы

12 слайд

Описание слайда:

Ответственность за экологические правонарушения Дисциплинарная Административная Уголовная

13 слайд

Описание слайда:

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть. Богаты мы! Но считанные птицы Над считанными рощами летят. Дрожит камыш на считанных озерах, И считанные рыбы плывут в реке. И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы!!! Р. Рождественский.

14 слайд

Описание слайда:

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. К.Г. Паустовский Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю. Заботиться о ней, умножать её плодородие. Неправильная обработка разрушает верхний плодородный слой земли, чрезмерное удобрение земли химическими удобрениями наносит невосполнимый вред ей. Она нам не жалеет ничего. Даря свои бесценные дары, И требует взамен лишь одного: Чтоб люди были к ней добры. Будь благодарен каждому клочку земли, Куда ступал ты на веку. Земля тебе дарует благодать, Дает тебе все то, что может дать.

15 слайд

Описание слайда:

На нашей планете тысячи рек, озер. В них водятся ценные породы рыб. Мы пьем из рек и озер воду, используем как транспортные пути, источники электроэнергии. Чистой воды стало меньше, так как реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными отходами предприятия. На поверхности морей и океанов плавают миллионы тонн нефти, вылившейся из танкеров. От неё погибают рыбы и морские животные. Природа не успевает очищать воду от загрязнений. Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых, Где пляшет резво лодка у причала, Где теплый ветер так порою тих! Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Э. Огнецвет.

16 слайд

Описание слайда:

Трудно представить себе Землю без лесов. Леса – легкие нашей планеты. Лес – прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. «Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение», - писал А.П. Чехов. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца… Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной Завороженный тишиной. И.А. Бунин.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показ приёмов формирования социально-экологических знаний и учебных компетентностей обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме;
  • подвести обучающихся к пониманию взаимосвязи человека и природы и необходимости защиты окружающей среды;
  • совершенствовать и систематизировать умения:
  • осмысливать теоретический материал;
  • оперировать имеющимися знаниями;
  • использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
  • излагать "сквозные" вопросы;
  • развивать экологическое мышление обучающихся;
  • способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к природе, экологической культуры.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

  • Обществознание: учебник для 8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2008
  • Демонстрационно-компьютерный комплекс, интерактивная доска
  • Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов, анимации
  • Выставка технического творчества, рисунков, фотографий

Учебные вопросы:

  • Природа и человек
  • Экологический кризис
  • Пути выхода из кризиса

План-конспект урока

1. Организация начала урока

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Слово преподавателя

Что означает слово "экология"?

Глобус - уменьшенная модель огромной Земли, где мы живём, где живут все люди на свете. Это наш общий большой дом. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же печка - Солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех - ветер-ветрило.

Наша общая задача - беречь наш общий дом.

Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, тема которого: "Человек и природа". Тема очень широка. Она включает в себя сведения из целого ряда наук: биологии, физики, химии, истории, ОБЖ. Умелое пользование этими знаниями, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений возникших проблем помогут вам выработать собственную жизненную позицию. Давайте вместе поразмышляем о природе и месте в ней человека, обменяемся знаниями и идеями. Ваши ответы на вопросы должны быть предельно лаконичны, но точны и содержательны. Вам потребуется большое напряжение интеллектуальных сил. Главное, чтобы, в конечном счёте, вы нашли для себя ответы (понятно, что неокончательные) на вопрос: "В чём выражается взаимосвязь природы и общества"?

Чтобы подготовиться к итоговому тестированию, на уроке вы будете выполнять разнообразные задания и самостоятельно оценивать себя, а в конце урока мы подведём итоги.

И так, без страха - вперёд! Успехов вам!

3. Систематизация и обобщение знаний и умений

1. Человек и природа.

- Раскройте основные значения понятия "природа".

Какова роль природы в жизни человека и общества?

(Среда обитания, кладовая ресурсов, источник светлых чувств и вдохновения).

Слово преподавателя

Давайте мысленно откроем поэтическую тетрадь и полюбуемся замечательными пейзажами русской природы.

Перед нами лесное царство - "Утро в сосновом бору" - репродукция с картины Ивана Ивановича Шишкина. Художник - пейзажист всю жизнь изучал русский северный лес и находил в нём вдохновение.

Исаака Ильича Левитана вдохновляла волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, полей и рек. Глядя на эту золотую осень, так и хочется сказать словами Ивана Алексеевича Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной!

Итак, природа - это естественная среда обитания человека, в которой он получает всё необходимое, но человек - это часть природы, вне которой он не может существовать.

Каковы различия в оценке места человека в живой природе?

Какая из двух точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему? Приведите свои доводы.

Ответы обучающихся.

Свои аргументы привели обе стороны. От того, какую позицию выберет каждый из вас, будет зависеть ваше отношение к природе, к самому себе, другим людям, обществу в целом.

А теперь, давайте проверим, как вы усвоили эту часть темы.

Проверь себя

I. Какие природные ресурсы спрятаны за этими загадками?

1. Неказист с виду клад, а народ ему род. Из земли поднимается, за все работы принимается. (Нефть)

2. По трубе течёт, пироги печет. (Газ)

3. Голубой платок, алый клубок по платку катиться, людям улыбается. (Солнце)

4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Работа на интерактивной доске и в тетрадях:

1. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчиненностью природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природы.

2. Взаимосвязь природы и общества не может характеризоваться:

а) взаимным влиянием природы и общества;

б) неразрывной связью общества с природой;

в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку;

г) возможностью автономного развития общества и природы.

3. Какое высказывание верно?

А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны

Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) оба высказывания неверны.

2. Экологический кризис

Слово преподавателя

Мы выяснили, что человек - это часть природы, существо высшее, наделён разумом, живёт по своим законам. Однако он не всегда совершает разумные поступки по отношению к природе. Именно такое отношение сегодня привело мир к роковой черте - экологическому кризису.

Что такое экологический кризис?

Назовите главную причину и последствия экологического кризиса.

В чём проявляется деградация биосферы?

"Экологическая тревога" (слайды комментируют обучающиеся)

Уничтожение растительности

Пожары. Нет на свете более страшного убийцы и разрушителя, чем огонь. Погасить лесной пожар очень трудно, если не пойдёт дождь. Небывалые пожары вспыхнули в этом году. В борьбе со стихией участвовали более 200 тысяч человек. Число жертв удалось свести к минимуму, но материальный ущерб огромен: выгорело 0,2% ООПТ, а на восстановление популяций погибших животных и растений понадобится 15 лет.

В Твери недавно открылся торгово-развлекательный центр "Рубин". Он разместился на площади 55 тысяч квадратных метров. Для постройки центра была вырублена красивая аллея, избавляющая район от пыли и запаха бензина, летящий с вечно перегруженного автотранспортом проспекта Калинина.

Браконьерство

Красная книга - это книга особенная, в ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет книги как красный сигнал светофора предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда!" И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их будет на нашей совести. За последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 200 видов животных. По одному в год! Амурских тигров у нас 450-500 особей. Шкура тигра и органы используются в китайской и индийской медицине. Туша тигра стоит 50 тысяч долларов. В ноябре этого года в Санкт-Петербурге проходил тигриный саммит, в котором участвовали главы правительств 13 стран. Собрали 380 тыс. долларов для спасения хищников.

Нефтяные загрязнения

Во многих местах берега сейчас загрязнены и отравлены нефтью из танкеров, нефтепроводов. Любое живое существо, попадая в нефтяное пятно, погибает (рыбы и животные, которые их едят). Нефть губит и морских птиц, разрушая водонепроницаемый слой на перьях. 6% нефтяных загрязнений происходят от людей, которые выливают нефтепродукты в канавы, например, после того, как поменяли масло в своих автомобилях. В апреле 2010 г. произошёл взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, бурением на ней занималась швейцарская организация. Платформа затонула. С глубины 1500 м из скважины 3,5 месяца била нефть. После взрыва образовалось огромное нефтяное пятно. Это первая подобная катастрофа в истории человечества. Под угрозой биологические ресурсы залива. Страдают животные и птицы.

Парниковый эффект

Углекислый газ, находящийся вокруг Земли, сохраняет тепло так же, как стекло в парнике. Это явление называют парниковым эффектом. Тепло от Солнца проходит через углекислый газ, соприкасается с землёй, но не может подняться обратно. Так как люди сжигают топливо, то появившийся при сгорании углекислый газ выделяется в воздух и остаётся там. Если углекислого газа станет действительно много, то парниковый эффект увеличится, и Земля потеплеет. Это называется глобальным потеплением. Сегодня учёные прогнозируют дальнейшее потепление на 1,5-4,5 градусов, т. е. глобальное потепление наступит через 50-60 лет. Чтобы этого не произошло, учёные предлагают засеять все свободные земли зерновыми (рожь, овёс, пшеница). Они будут отражать солнечные лучи, и температура понизится на 3-4 градуса.

Слово преподавателя

Действительно, прав был А.И.Герцен, русский революционер, писатель и философ, когда говорил, что природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам.

А теперь, проверьте себя (работа на интерактивной доске и в тетрадях).

Из приведенного перечня выделите, что относится к (А) причинам, а что (Б) к последствиям экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека;

б) грубые механические приёмы земледелия;

в) нерациональное использование природных ресурсов;

г) исчезновение многих видов животных и растений;

е) увеличение промышленных отходов;

ж) жизненный принцип "После нас - хоть потоп";

з) рост числа наследственных заболеваний.

3. Пути выхода из кризиса

Что необходимо делать для преодоления экологического кризиса?

Взвод разделён на 3 группы:

1) производственники и учёные;

2) политики и правоведы;

3) деятели культуры.

Каждая группа предлагает свои пути выхода из экологического кризиса.

Первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия провёл Пётр I. Он запретил рубить лес вблизи рек.

На Руси испокон веков были заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты.

В XX веке сельские сходы сибирских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей, и называлась "заповеданием". Так произошло слово "заповедник". Первый российский заповедник Баргузинский, создан в 1916 г.был на озере Байкал. Сейчас в России 104 заповедника. Здесь полностью запрещена деятельность человека, охота, туризм. В Тверской области в Андреапольском районе создан Центрально-Лесной заповедник, расположенный на водоразделе Волги и Западной Двины (леса смешанные и еловые, болота).

Заказников в России 68. В них запрещена промысловая охота и рыболовство. В Тверской области заказники есть в Осташковском районе, например исток Волги.

В России 41 национальный парк. В них ограничена хозяйственная деятельность, допускаются туристы. Первый в мире парк - Йеллоустонский был организован в США в 1872 г. С тех пор по всему миру были открыты тысячи "мест для наслаждения" - именно так назывались национальные парки до начала XX века.

Госкомплекс "Завидово" указом Президента РФ приравнен к национальным паркам и является резиденцией президента "Русь".

- Какие ООПТ находятся в районе, где ты живёшь?

Что изучает экологическое право?

Перечислите ваши экологические права и обязанности.

Сейчас необходимо развивать экологический туризм, принцип которого "Не оставь следа!"

Летом этого года волонтёры (17 добровольцев) - люди разных профессий и возрастов из Воронежа, Москвы, Чехии, Испании и Голландии очистили от мусора заповедник "Дивногорье" в Воронежской области. Проблема интернациональна, но на Западе ведётся экологическая пропаганда, поэтому там ситуация лучше, чем в России.

Итак, какие же пути выхода из кризиса мы наметили?(схема)

Пути выхода из кризиса

- Какие из этих мер вам представляются первоочередными ?

А теперь проверь себя.

В октябре 2010г. в Венгрии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на заводе алюминиевой компании "Мал". Три населённых пункта накрыл ядовитый красный шлам,

в химическом составе которого экологи насчитали 38 элементов периодической системы Менделеева, многие из которых являются ядовитыми для человека и природы (кадмий, мышьяк, никель, ртуть, сурьма). Это угрожает уничтожить экосистему Дуная.

Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?

Герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" придерживался следующего строгого правила: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Как ты можешь выполнить это правило в повседневной жизни?

СВУ - это наш дом и тоже экологическая система. Чтобы в этом доме жилось хорошо, надо его обустроить по законам экологии. Как? Поделитесь результатами своих наблюдений за загрязнением своего учебного класса, спальни, роты (таблица: вид загрязнения, источник загрязнения, способ его предотвращения). В роли эксперта суворовец.

Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

4. Подведение итогов

Итак, мы обменялись своими знаниями и идеями. Давайте подведём итоги.

Какой главный вывод мы можем сделать из всего сказанного?

По существу только один. Мир - единый, целостный. Он устроен сложно, но вместе с тем разумно, красиво, гармонично. Наша земля, которую люди издавна называют матушкой, требует бережного, внимательного отношения к себе. Как хорошо учили мудрецы в Древнем Китае: "Не выдавливай мир из его формы!". Живая природа для всех должна быть неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь!

Не стреляйте в белых лебедей:

Не стреляйте в белых лебедей.
Опустите ружья, господа.
И у птиц судьба, как у людей.
Их полёт - счастливая звезда.

Не губите маленьких птенцов.
И не разоряйте их гнезда.
Пожалейте матерей, отцов.
Смерть для всех - несчастье и беда.

Всем на свете доброта нужна.
И любовь жестокости сильней
Будьте чуть добрее, жизнь одна.
Не стреляйте в белых лебедей:
(Бриклин А.А.)

Задание на самоподготовку

Обратить внимание, на пробелы, которые вы обнаружили в ходе самопроверки.

Cлайд 1

Cлайд 2

Содержание: ВСТУПЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ИСТОЩЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РЫНОК.

Cлайд 3

Вступление: Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может. Человек – часть природы и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.

Cлайд 4

Экологический кризис Экологический кризис – кризис взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

Cлайд 5

Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX в. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей.

Cлайд 6

ИСТОЩЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ По меньшей мере, 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин. Однако с тех пор, как 10 000 лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.

Cлайд 7

Основными, связанными с деятельностью человека факторами, которые способны подвергнуть виды угрозе, опасности или исчезновению, являются: Уничтожение или нарушение мест обитания Промысловая охота Контролирование вредителей и хищников для защиты домашнего скота, сельскохозяйственных культур и для охоты Разведение в качестве домашних животных, декоративных растений, для медицинских исследований и для зоопарков Загрязнение Случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экосистемы Рост населения

Cлайд 8

Бытовые и промышленные отходы являются одним из факторов разрушения природной среды. Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, - наиболее эффективный способ решения проблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходов будет неуклонно расти.

Cлайд 9

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Для охраны подвергающихся опасности и угрозе вымирания диких видов и для предотвращения опасности, которой могут подвергнуться другие виды, используются три основные стратегии: Принятие соглашений, законов и создание заповедников Использование генных банков, зоопарков, исследовательских центров, ботанических садов и аквариумов для сохранения небольшого количества диких животных Охрана и защита разнообразия уникальных и типичных экосистем во всем мире

Cлайд 10

В большинстве развитых стран популяции охотничьих животных регулируются законами, которые определяют способ и время спортивной охоты на определенные виды. Менеджмент водоплавающих перелетных птиц может осуществляться посредством: Охраны существующих мест обитания на лугах и заболоченных участках в районах их летних и зимних гнездований и вдоль путей миграции Создания новых мест обитания Регулирования охоты

Cлайд 11

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте сейчас ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры: усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов; установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств; усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод; уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха; усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.