История швейцарии кратко для детей. Краткий обзор истории швейцарии

Во 2 в. до н.э. проживало кельтское племя гельветов (по их имени страна в древности называлась Гельвецией). Затем эти земли были покорены войсками Юлия Цезаря (58 до н.э.) и оказались включёнными в состав Римской империи. В 3-5 вв. н.э. на эту территорию стало постоянно вторгаться германское племя алеманнов, занявшее постепенно всю восточную часть. Во 2-й пол. 5 в. западные области отошли к бургундам. В 6 в. эти территории вошли в состав Франкского государства. После его распада (843) восточная часть отошла к (ставшей позднее ядром Священной Римской империи), а западная - к Бургундии (такое деление в основном соответствовало языково-этническому различию).

В 1033 обе части были включены в состав Священной Римской империи. Стали появляться крупные феодальные владения (графства и герцогства). На востоке господствующие позиции захватили Габсбурги, на западе - Савойские графы. Но некоторым влиятельным городам (Женеве, Цюриху и Берну), а также «лесным кантонам» (Швиц, Ури, Унтервальден) удалось добиться особых имперских прав, т.е. обрести фактическую независимость.

Швейцарская конфедерация возникла в 1291 в результате союзного договора между тремя «лесными кантонами» для совместной борьбы за независимость против господства Габсбургов. Очередная попытка вновь их подчинить закончилась поражением императорских войск при Маргартене (в 1315), после чего к союзу победителей стали присоединяться и другие кантоны (Люцерн, Цюрих, Цуг, Гларус и Берн). Таким образом возник союз 8 кантонов, который продолжил борьбу за независимость. В 1388 Габсбурги были вынуждены заключить мир на условиях, очень благоприятных для Швейцарского союза.

В длительных и почти непрерывных войнах швейцарское военное мастерство достигло высокого уровня. В 14-16 вв. конфедерация стала даже основным поставщиком наёмных солдат в армии многих ведущих европейских стран. В кон. 15 в. император Священной Римской империи Максимилиан I предпринял очередную попытку снова поставить в зависимость союз швейцарских кантонов. Однако эта Швейцарская (или Швабская) война закончилась полным поражением императорских войск. В заключённом договоре (от 1511) Швейцарский союз полностью расторг свою связь с империей и определился как самостоятельное государство (международное признание этот акт получил по Вестфальскому миру 1648).

В последующие годы продолжалось территориальное расширение конфедерации (к 1798 в её состав входило уже 13 кантонов). Начался процесс постепенной организационной перестройки союза. В рамках конфедерации отсутствовал постоянный центральный орган управления, его заменяли периодически проводимые сеймы, на которых право голоса имели только «полноправные кантоны». Наряду с ними существовали «союзные земли» (Женева, Санкт-Гален и др.) и даже «подвластные территории» (Ааргау, Тичино и др.). Последние были совершенно бесправными. Противоречия между участниками «союза кантонов» приводили к постоянной борьбе и даже вооружённым столкновениям.

Первая попытка создания центральной власти и провозглашения равенства всех кантонов была предпринята в рамках Гельветической республики (1798), созданной при содействии . Но после краха наполеоновской империи швейцарский сейм принял (в 1814) новый вариант союзного договора о конфедерации кантонов, который вновь значительно ограничил компетенции центральной власти. Венский конгресс (1814 - 15) одобрил этот договор, принцип «постоянного нейтралитета» Швейцарии, а также присоединение к конфедерации новых кантонов (их общее число возросло до 22).

Вместе с тем верховная власть, которая снова была передана сейму, становилась всё менее эффективной. В 1832 7 наиболее экономически развитых кантонов (Цюрих, Берн и др.) создали т.н. «Зибенбунд» («Союз семи»), выступивший с требованием пересмотра союзного договора (от 1814). В противовес ему в 1845 возник «Зондербунд» («Особый союз»), в состав которого вошло также 7 кантонов, но экономически менее развитых с феодально-клерикальным обществом (Швиц, Ури и др.). Между противоборствующими союзами возрастали противоречия и даже началась гражданская война (ноябрь - декабрь 1847), которая закончилась победой буржуазных сил.

В 1848 была принята новая Конституция страны, на основе которой Швейцарская конфедерация превратилась из непрочного союза кантонов в единое союзное государство. Вместо сейма была учреждена Федеральная ассамблея, состоящая из Национального совета и Государственного совета (Совет кантонов). Исполнительная власть была передана Федеральному совету (т.е. правительству). В 1874 в Конституцию были внесены изменения, существенно расширяющие компетенцию центральной власти, в т.ч. допускающие установление надзора государства за деятельностью церкви.

Завершившаяся централизация способствовала более быстрому экономическому развитию страны. Появился единый внутренний рынок (были объединены таможни, почта, унифицирована денежная система и пр.). Бурными темпами стали расти лёгкая промышленность, часовое производство, а в кон. 19 в. началось становление . Основными предпосылками индустриализации страны стали накопление капиталов в результате осуществления посреднических операций в международной финансовой сфере, значительный приток технической интеллигенции и квалифицированной рабочей силы из соседних ведущих европейских стран. Существенную роль сыграли растущие доходы из курортно-туристической сферы, которая постепенно превратилась в одну из ведущих отраслей национальной экономики.

Масштабному изменению общего облика страны (как «тихого и уютного альпийского рая») способствовала повышенная активность в формировании новой транспортной инфраструктуры. Большое значение приобрело железнодорожное строительство, открытие двух крупнейших туннелей: Сен-Готардского (1882) и Симплонского (1906). Страна постепенно превращалась в важнейший европейский транспортный перекрёсток (особенно между Севером и Югом континента). Этот фактор оказался одним из важнейших при формировании новых «производственных ниш» страны, ориентированных в основном на мировые рынки. Началось особенно интенсивное развитие специализированных отраслей машиностроения, электротехники, химии (особенно фармацевтики).

Во время 1-й и 2-й мировых войн Швейцария сохраняла нейтралитет, но её Вооружённые силы были весьма активны в охране национальных границ (например, во время 2-й мировой войны в воздушном пространстве страны было сбито (или интернировано) св. 200 самолётов воюющих стран). Конечно, во время этих войн страна получала огромные доходы от выполнения не только крупных производственных заказов, но и масштабных посреднических финансовых операций.

Современная Швейцария - одна из самых высокоразвитых стран мира. Опора на основные принципы «вечного нейтралитета» позволила ей создать эффективное демократическое общество, характеризующееся политической стабильностью и хозяйственным процветанием. Швейцария внесла особо существенный вклад в формирование религиозно-просветительского облика современной Европы и всего мира.

Официальное название - Швейцарская Конфедерация (Schweizerische Eidgenossenschaft, Confederation Suisse, Confederazione Svizzera, Swiss Confederation). Расположена в Центральной Европе. Площадь 41,29 тыс. км2, численность населения 7,3 млн чел. (2002). Государственные языки - немецкий, французский, итальянский. Столица - г. Берн (112,5 тыс. чел., 2001). Национальный праздник - День создания Швейцарской Конфедерации 1 августа (с 1291). Денежная единица - швейцарский франк.

Член 67 международных организаций, в т.ч. ООН (с 2002), ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО и др.

Достопримечательности Швейцарии

География Швейцарии

Расположена между 8°00′ восточной долготы и 47°00′ северной широты. Страна не имеет выхода к морю. Граничит на востоке с Австрией (164 км) и Лихтенштейном (41 км), на севере с Германией (334 км), на западе с Францией (573 км), на юге с Италией (740 км). Ландшафт страны в основном горный: 58,5% всей территории (юг, юго-восток, центр) занимают горы Альпы, 10% - горы Юра (северо запад), остальное приходится на Швейцарское плоскогорье (Миттельланд), которое располагается между двумя основными горными массивами. Наиболее высокие горы: пик Дюфур (4638 м), вершина Финстераархорн (4275 м).

Главные реки: Рейн (в пределах страны - 375 км), Рона (264 км), Тичино (91 км) - приток р. По, Инн (104 км) - приток р.Дунай. На Швейцарском плоскогорье находится большое количество озёр, наиболее крупные: Женевское (581 км2), Боденское (538,5 км2). Почвы страны не отличаются естественным плодородием. В высокогорных районах почвенный покров не сплошной, изобилует щебнем. На Швейцарском плоскогорье - бурые лесные и аллювиальные почвы, которые сравнительно плодородны.

В растительном мире ярко выражено влияние вертикальной зональности. До высоты 800 м преобладает культурная растительность (луга, сады, виноградники). На высоте 0,8-1,8 тыс.м располагаются лиственные и хвойные леса (они занимают четверть всей территории страны). Выше 2 тыс.м начинаются альпийские луга.

Животный мир входит в пределы Европейско-Сибирской подобласти Палеарктической области. Встречаются (преимущественно в заповедниках): медведь, волк, заяц, олень и горный козёл. В высокогорье водятся серна и альпийский сурок. Климат страны также отличается вертикальной зональностью. На Швейцарском плоскогорье - умеренно тёплый и влажный; в долинах южного склона Альп - приближается к средиземноморскому; в высоких горах - холодный и влажный (снег обычно не тает даже летом).

Из полезных ископаемых выделяются: гидроресурсы, лес и каменная соль.

Население Швейцарии

Динамика прироста населения с сер. 1950-х гг. достаточно активная - увеличение произошло на 46% (в 1950 - 5 млн чел.). При этом ежегодный прирост достигает 2,4‰ (2002). Чистый приток иммигрантов - 1,37‰. Рождаемость 9,84‰, смертность 8,79‰, детская смертность 4,42 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни составляет 79,86 года, в т.ч. мужчин 76,98 года, женщин 82,89 года (2002).

Возрастная структура населения: 0-14 лет -16,8%, 15-64 года - 67,7%, 65 лет и старше - 15,5%. Среднее соотношение мужчин и женщин 0,97, однако в возрастах 65 лет и старше женщины преобладают - 0,69. Образовательный уровень населения высокий. В возрасте старше 15 лет могут читать и писать 99% всего населения страны. Этнический состав: немцы (65%), французы (18%), итальянцы (10%) и ретороманцы (1%). Разговорные языки: германо-швейцарский (диалект верхненемецкого) - 63,7%, франко-швейцарский (провансальский диалект французского языка) - 19,2%, итало-швейцарский (ломбардский диалект итальянского языка) - 7,6%, ретороманский (граубюндский диалект романизированных рейнских племён) - 0,6%.

Среди верующих небольшой перевес у католиков (46,1%) по сравнению с протестантами (40%).

История Швейцарии

На территории современной Швейцарии во 2 в. до н.э. проживало кельтское племя гельветов (по их имени страна в древности называлась Гельвецией). Затем эти земли были покорены войсками Юлия Цезаря (58 до н.э.) и оказались включёнными в состав Римской империи. В 3-5 вв. н.э. на эту территорию стало постоянно вторгаться германское племя алеманнов, занявшее постепенно всю восточную часть. Во 2-й пол. 5 в. западные области отошли к бургундам. В 6 в. эти территории вошли в состав Франкского государства. После его распада (843) восточная часть отошла к Германии (ставшей позднее ядром Священной Римской империи), а западная - к Бургундии (такое деление в основном соответствовало языково-этническому различию).

В 1033 обе части были включены в состав Священной Римской империи. Стали появляться крупные феодальные владения (графства и герцогства). На востоке господствующие позиции захватили Габсбурги, на западе - Савойские графы. Но некоторым влиятельным городам (Женеве, Цюриху и Берну), а также «лесным кантонам» (Швиц, Ури, Унтервальден) удалось добиться особых имперских прав, т.е. обрести фактическую независимость.

Швейцарская конфедерация возникла в 1291 в результате союзного договора между тремя «лесными кантонами» для совместной борьбы за независимость против господства Габсбургов. Очередная попытка вновь их подчинить закончилась поражением императорских войск при Маргартене (в 1315), после чего к союзу победителей стали присоединяться и другие кантоны (Люцерн, Цюрих, Цуг, Гларус и Берн). Таким образом возник союз 8 кантонов, который продолжил борьбу за независимость. В 1388 Габсбурги были вынуждены заключить мир на условиях, очень благоприятных для Швейцарского союза.

В длительных и почти непрерывных войнах швейцарское военное мастерство достигло высокого уровня. В 14-16 вв. конфедерация стала даже основным поставщиком наёмных солдат в армии многих ведущих европейских стран. В кон. 15 в. император Священной Римской империи Максимилиан I предпринял очередную попытку снова поставить в зависимость союз швейцарских кантонов. Однако эта Швейцарская (или Швабская) война закончилась полным поражением императорских войск. В заключённом договоре (от 1511) Швейцарский союз полностью расторг свою связь с империей и определился как самостоятельное государство (международное признание этот акт получил по Вестфальскому миру 1648).

В последующие годы продолжалось территориальное расширение конфедерации (к 1798 в её состав входило уже 13 кантонов). Начался процесс постепенной организационной перестройки союза. В рамках конфедерации отсутствовал постоянный центральный орган управления, его заменяли периодически проводимые сеймы, на которых право голоса имели только «полноправные кантоны». Наряду с ними существовали «союзные земли» (Женева, Санкт-Гален и др.) и даже «подвластные территории» (Ааргау, Тичино и др.). Последние были совершенно бесправными. Противоречия между участниками «союза кантонов» приводили к постоянной борьбе и даже вооружённым столкновениям.

Первая попытка создания центральной власти и провозглашения равенства всех кантонов была предпринята в рамках Гельветической республики (1798), созданной при содействии Франции. Но после краха наполеоновской империи швейцарский сейм принял (в 1814) новый вариант союзного договора о конфедерации кантонов, который вновь значительно ограничил компетенции центральной власти. Венский конгресс (1814 - 15) одобрил этот договор, принцип «постоянного нейтралитета» Швейцарии, а также присоединение к конфедерации новых кантонов (их общее число возросло до 22).

Вместе с тем верховная власть, которая снова была передана сейму, становилась всё менее эффективной. В 1832 7 наиболее экономически развитых кантонов (Цюрих, Берн и др.) создали т.н. «Зибенбунд» («Союз семи»), выступивший с требованием пересмотра союзного договора (от 1814). В противовес ему в 1845 возник «Зондербунд» («Особый союз»), в состав которого вошло также 7 кантонов, но экономически менее развитых с феодально-клерикальным обществом (Швиц, Ури и др.). Между противоборствующими союзами возрастали противоречия и даже началась гражданская война (ноябрь - декабрь 1847), которая закончилась победой буржуазных сил.

В 1848 была принята новая Конституция страны, на основе которой Швейцарская конфедерация превратилась из непрочного союза кантонов в единое союзное государство. Вместо сейма была учреждена Федеральная ассамблея, состоящая из Национального совета и Государственного совета (Совет кантонов). Исполнительная власть была передана Федеральному совету (т.е. правительству). В 1874 в Конституцию были внесены изменения, существенно расширяющие компетенцию центральной власти, в т.ч. допускающие установление надзора государства за деятельностью церкви.

Завершившаяся централизация способствовала более быстрому экономическому развитию страны. Появился единый внутренний рынок (были объединены таможни, почта, унифицирована денежная система и пр.). Бурными темпами стали расти лёгкая промышленность, часовое производство, а в кон. 19 в. началось становление машиностроения. Основными предпосылками индустриализации страны стали накопление капиталов в результате осуществления посреднических операций в международной финансовой сфере, значительный приток технической интеллигенции и квалифицированной рабочей силы из соседних ведущих европейских стран. Существенную роль сыграли растущие доходы из курортно-туристической сферы, которая постепенно превратилась в одну из ведущих отраслей национальной экономики.

Масштабному изменению общего облика страны (как «тихого и уютного альпийского рая») способствовала повышенная активность в формировании новой транспортной инфраструктуры. Большое значение приобрело железнодорожное строительство, открытие двух крупнейших туннелей: Сен-Готардского (1882) и Симплонского (1906). Страна постепенно превращалась в важнейший европейский транспортный перекрёсток (особенно между Севером и Югом континента). Этот фактор оказался одним из важнейших при формировании новых «производственных ниш» страны, ориентированных в основном на мировые рынки. Началось особенно интенсивное развитие специализированных отраслей машиностроения, электротехники, химии (особенно фармацевтики).

Во время 1-й и 2-й мировых войн Швейцария сохраняла нейтралитет, но её Вооружённые силы были весьма активны в охране национальных границ (например, во время 2-й мировой войны в воздушном пространстве страны было сбито (или интернировано) св. 200 самолётов воюющих стран). Конечно, во время этих войн страна получала огромные доходы от выполнения не только крупных производственных заказов, но и масштабных посреднических финансовых операций.

Современная Швейцария - одна из самых высокоразвитых стран мира. Опора на основные принципы «вечного нейтралитета» позволила ей создать эффективное демократическое общество, характеризующееся политической стабильностью и хозяйственным процветанием. Швейцария внесла особо существенный вклад в формирование религиозно-просветительского облика современной Европы и всего мира.

Государственное устройство и политическая система Швейцарии

Швейцария - федеративная республика, в стране действует Конституция, принятая 29 мая 1874. В состав Швейцарии входит 26 кантонов (Ааргау, Аппенцелл Ауссер - Роден, Аппенцелл Иннер - Роден, Базель - Ландшафт, Базель - Штадт, Берн, Фрибург, Женева, Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Торгау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, Цюрих). Наиболее крупные города (тыс. чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9).

Принципы государственного управления страной отличаются некоторыми особенностями. Глава государства и правительства (т.е. Федерального совета) - президент. С января 2003 эту должность занимает П.Кушепин (P.Couchepin), вице-президентом является Р.Метцлер (R.Metzler). Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, но на 4 года. В Федеральный совет входят представители четырёх партий, набравших наибольшее число голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один - от замыкающей четвёртой).

Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е. Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного голосования на основе пропорционального представительства на 4 года). Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет - 24 октября 1999.

Наибольшее число голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) - 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) - 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) - 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) - 15,8%. На их долю приходится 80,8% всех голосов избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).

Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет).

Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства). Швейцария является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений. Это позволяет представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на вполне определённый период государство и проводить свою политику. Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе государства, должны опираться на принципы постоянного компромисса. Им необходимо достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять государство.

«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии страны, она способна амортизировать конфликты и напряжённости, которые неизбежно должны возникать в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями. Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, но именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в стране.

Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях. Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс. подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. - для внесения изменений в действующие правовые нормы. При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.

На формирование основных принципов функционирования швейцарского общества серьёзное влияние оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов. При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны. Ставка делается на увеличение доли капиталоёмкой и наукоёмкой продукции в национальном производстве. Не менее существенное влияние на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает огромные усилия для поддержания престижного уровня этого сектора в мировой экономике. Особенно важно при этом показать несостоятельность международного мифа о т. н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не совсем добросовестных вкладчиков.

Основная стратегическая цель внутренней политики - обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура. В Швейцарии объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные страны с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств.

Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное использование на всех уровнях постулатов «системы соответствия». Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К.Блохера. Используя популистские националистические лозунги (ок. 19% всего населения страны составляют иностранцы - самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей. Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.

Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 - Швейцария стала членом ООН. Длительные годы Альпийская Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН. Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались против. Но в марте 2002 уже более половины проголосовало позитивно, и Швейцария стала 190-м членом ООН.

Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объём производимой продукции (и услуг) за границей уже существенно превосходит национальные показатели. В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках.

Сложнее складывается ситуация со вступлением страны в ЕС, на который приходится подавляющий объём внешнеэкономического оборота. Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический. Полагают, что ок. 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло своё разрешение в результате двустороннего соглашения (Швейцария - ЕС) в рамках Европейского экономического пространства. Речь идёт прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).

Серьёзные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам. Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 - категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.

Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает ок. 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс. чел.). В её состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров). Ежегодный призыв в армию 42,6 тыс. чел. (2002). Военные расходы 2,5 млрд долл., что составляет 1% ВВП.

Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20-24 лет) регулярно призывается в качестве рекрутов на военную службу (18 недель). Вторую группу составляют резервисты, которые могут быть призваны в условиях полной мобилизации. Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности.

Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определённые исторические традиции. Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наёмных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр. - всё это способствовало внедрению в общественное сознание важности военной службы для обеспечения безопасности и благополучия конфедерации. Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны.

И всё же в кон. 2002 началась крупномасштабная военная реформа, согласно которой к кон. 2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тыс. чел.). Соответственно произойдёт уменьшение количества рекрутов (до 20 тыс. чел.) и резервистов (до 80 тыс. чел.). Но при этом предполагается, что военные расходы не сократятся. Они будут в больших объёмах направляться на разработку и внедрение новейшего военного оснащения.

Экономика Швейцарии

Швейцария - технологически высокоразвитая страна с рыночной экономикой. Хозяйство ориентировано на выпуск высококачественной специализированной продукции (в рамках собственной «производственной ниши»), большая часть которой предназначена для сбыта на мировом рынке (собственная «маркетинговая ниша»). Страна продолжает оставаться одним из крупнейших финансовых мировых центров, ориентированных на обслуживание иностранных инвесторов.

Темпы экономического роста страны традиционно более устойчивые и умеренные по сравнению со средними европейскими показателями - 1,5-2% в год. Они менее зависимы от состояния хозяйственной конъюнктуры, поскольку в стране преобладает производство продукции (и услуг) длительного пользования. Объём ВВП 231 млрд долл. (2002), что составляет 0,7-0,8% мирового производства. ВВП на душу населения 31,7 тыс. долл. Занятость 4 млн чел. (2001), безработица - 1,9%, инфляция - 0,5% (2002).

Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП: сельское хозяйство - 2%, промышленность - 34%, сфера услуг - 64%; по числу занятых: сельское хозяйство - 5%, промышленность - 26%, сфера услуг - 69% (2002). Более отчётливо особенности хозяйственной структуры обозначаются на корпоративном уровне.

Международный облик современной отраслевой структуры Швейцарии определяет сравнительно небольшая группа корпораций. Это прежде всего производители фармацевтической продукции, пищевой гигант Nestle и блок банковско-страхового сектора. Фармацевтика - безусловный лидер швейцарской промышленности. Её позиции особенно сильны в производстве жаропонижающих препаратов, витаминов, противоракового интерферона, лекарственных средств для лечения СПИДа. На долю Швейцарии приходится ок. 10% мирового производства медикаментов и почти 30% мирового экспорта. На предприятиях занято 85 тыс. чел. (в т.ч. внутри страны 26,5 тыс. чел.). Доля фармацевтической продукции в национальном экспорте 20%.

Вторую основу швейцарской международной «производственной ниши» составляют компании специализированного машиностроения (особое промышленное оборудование, прецизионные станки, медицинская аппаратура, часовое производство и пр.). Доля машиностроения в стоимости национального экспорта ок. 44%. Число занятых в отрасли ок. 1 млн чел. (в т.ч. внутри страны - 332,7 тыс. чел.). Преобладают средние и малые специализированные фирмы (ок. 4,2 тыс.). По стоимости экспортируемой машиностроительной продукции Швейцария занимает 7-е место в мире, входит в первую мировую пятёрку по экспорту продукции станкостроения.

В часовом производстве функционируют 644 фирмы с числом занятых ок. 39,5 тыс. чел. Доля продукции в национальном экспорте ок. 7,7%. Швейцария остаётся ведущим мировым производителем высококачественных часовых изделий. В объёме произведённой продукции (27,8 млн шт.) доля Швейцарии сравнительно невелика (7% мирового рынка), но по стоимости часовой продукции (ок. 6,5 млрд долл.) страна остаётся недосягаемым лидером (52% мирового рынка).

Новейшие тенденции в современном мировом машиностроении (нанотехнология, программное обеспечение, медицинское оборудование и пр.) позволили Швейцарии достаточно чётко определить свою новую «производственную нишу». На базе ряда традиционных направлений национальной промышленной специализации (фармацевтическое и точное часовое производство) в стране формируется самый крупный европейский кластер «мед-тех продуцентов». Согласно данным ОЭСР, Швейцария была признана страной с наилучшими перспективами на мировой успех в наукоёмких отраслях промышленности (2001).

Банковско-страховой сектор страны также является традиционной специализацией швейцарской экономики. Почти 1/3 ежегодного мирового объёма финансовых операций приходится на Швейцарию (ок. 2,0- 2,5 трлн долл.).

В стране действуют 375 банков (2000), в т.ч. т.н. гроссбанки (крупные акционерные общества), кантональные и региональные (общественная собственность), частные банки (семейное владение) и пр. Их общий итоговый баланс 2,1 трлн шв. фр. (2000), число занятых 112 тыс. чел., налоговый взнос обеспечивает 12% всех поступлений в государственный бюджет. В трансграничное управление активами вовлечены в основном гроссбанки (UBS, Credit Suisse), а также ведущие частные банки (Baloise - капитализация 5 млрд долл., Iulius Baer - 3,5 млрд долл., Vontobcl - 1,9 млрд долл. и др.). Кантональные банки ориентированы в основном на обслуживание внутренних финансовых операций.

Основная современная проблема швейцарских банков связана с нарастанием международных претензий в отношении использования ими принципа «банковской тайны», которая позволяет некоторым иностранным вкладчикам уклоняться от уплаты национальных налогов и даже «отмывать деньги». Швейцарский банковский сектор стремится избавиться от столь «неблагоприятного имиджа». Проводятся дополнительные ужесточения, обязывающие банки более тщательно проверять происхождение любых денег. Но международные претензии сохраняются.

В целом деятельность швейцарских элитных компаний в рамках освоенных ими «промышленных и маркетинговых ниш» развивается достаточно успешно. В списке 500 крупнейших европейских корпораций постоянно присутствует солидная группа из Швейцарии (в сентябре 2002 их 26, в Швеции - 25; в Нидерландах - 22 и т.д.). Но мировая экономическая рецессия не обошла стороной и «швейцарский хозяйственный рай». Такие неудачи постигали, как правило, корпорации, которые ради экономической экспансии выходили за пределы своей традиционной специализации.

Сельское хозяйство страны ориентировано в основном на животноводство (75% всей стоимости сельскохозяйственной продукции). Разводится высокопродуктивный скот местных молочных пород (Симментальской, Швицкой и др.). Подавляющая часть молока используется для производства высококачественного сыра (половина из 725 тыс. коров пасётся исключительно на альпийских лугах).

На долю распаханных земель приходится 6,5% сельских угодий. Посевы зерновых незначительны, но активно развивается виноградарство. Преобладают малые и средние фермерские хозяйства при активном развитии различных видов сельхозкооперации. Собственный аграрный сектор обеспечивает лишь ок. 60% национальных продовольственных потребностей.

Транспорт и связь Швейцарии занимают чрезвычайно важное место во всей системе европейских транспортных коммуникаций. Через страну проходят многочисленные магистрали континента (Север - Юг, Восток - Запад). В условиях горного ландшафта потребовалось строительство многочисленных и дорогостоящих сооружений: туннелей (Симплонский - 19,7 км; Сен-Готардский - 14,9 км и пр.), мостов, виадуков и т.д. Сейчас в строительстве находятся два новых трансальпийских туннеля, этот инфраструктурный проект считается самым крупным в Европе.

Длина железнодорожной сети 4406 км (почти полностью электрифицирована). Протяжённость шоссейных дорог 71,1 тыс. км (в т.ч. 1638 км - автобаны). Речное судоходство осуществляется по Рейну (45 км от Базеля до Шаффхаузена), а также на 12 озёрах. Основной речной порт - Базель. Торговый флот включает 26 судов (в т.ч. 7 иностранных). В их числе: 15 сухогрузов, 6 контейнеровозов, 4 химических танкера. В Швейцарии действуют два трубопровода: для прокачки сырой нефти - 314 км, для транспортировки природного газа - 1506 км. 66 аэропортов (в т.ч. 41 имеет взлётно-посадочную полосу с твёрдым покрытием).

Телефонная связь автоматизирована. Внутри страны действуют кабельная и микроволновая радиосистемы. Внешняя часть обеспечивается через околоземные спутниковые станции (Atlantic Ocean, Indian Ocean). Численность подключаемых к телефону - 4,82 млн чел. (1998), владельцев мобильных телефонов 3,85 млн чел. (2002).

Туристическая отрасль играет важнейшую роль в экономическом развитии страны. Полтора века назад именно доходы от гостиничного бизнеса оказались одним из финансовых источников для становления национальной промышленности. В основе современной стратегии развития туризма заложена концепция использования двух благоприятных природных предпосылок. Наиболее престижные туристические центры Швейцарии располагаются или поблизости от известных источников минеральной воды (например, Сан-Мориц), или около горных массивов, которые благоустроены для горнолыжного спорта (на*пример, Церматт). В стране проложено 50 тыс. км пешеходных туристических дорог.

Экономическая и социальная политика страны направлена прежде всего на максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ национального хозяйства (высокое качество и надёжность продукции, специализация на выпуске изделий особого назначения, ориентация на внешние рынки и пр.). Особое внимание уделяется обозначению и формированию новых «производственных ниш» (например, массированная поддержка намечающихся кластеров биофармацевтики и медицинской технологии).

В широком плане общественные финансы всё более концентрируются на стимулировании наиболее эффективного решения двух основных хозяйственных (социальных) проблем. Прежде всего необходимо повышение эффективности всей системы образования путём интеграции науки и практики. Использование более квалифицированных кадров в экономике должно обеспечить постоянный инновационный прогресс. Вторая проблема - необходимость существенной модернизации транспортной инфраструктуры, что решающим образом обеспечит рентабельность новейших видов производств. Это произойдет в результате масштабного выхода продукции на мировые рынки и заметного притока иностранного предпринимательского капитала (строительство двух крупнейших трансальпийских туннелей ведётся на бюджетные средства). Декларируемая цель швейцарской экономической политики - утвердить страну в качестве одного из ведущих мировых центров технологии и исследований.

Успешность решения социальных проблем обычно тесно увязывается с повышением экономической эффективности. Современные социальные условия в стране считаются одними из самых лучших в мире. Но в последнее время в связи с быстрым старением населения возникла некоторая несбалансированность в государственной пенсионной системе. Известно, что Швейцария обладает огромными золотыми резервами. Они составляют на душу населения ок. 10 унций, что в 10 раз превосходит показатели США и Европы. Некоторые политические группировки (особенно популистские радикально-националистические) предлагают использовать эти золотые ресурсы для укрепления финансовой основы государственной пенсионной системы.

В 1990-е гг. государственные финансы характеризовались ростом дефицита бюджета и государственного внутреннего долга. В 21 в. удалось добиться существенного прогресса в решении этих проблем. Государственный бюджет стал сбалансированным, т.е. суммы финансовых поступлений и расходов стали равными (30 млрд долл. в 2001). Рост внутреннего долга прекратился, а внешняя задолженность у страны отсутствует.

Кредитно-денежная политика страны осуществляется Швейцарским национальным банком. Она направлена прежде всего на решение трёх основных проблем: обеспечение кредитно-денежной стабильности, укрепление позиций швейцарского франка, поддержание на низком уровне кредитных ставок (страна традиционно считается такой зоной).

Мировой рынок уже давно превратился в основной фактор хозяйственного цикла в Швейцарии. Поэтому активно используется принцип диверсификации внешнеэкономических связей, что позволяет уменьшать негативные воздействия хозяйственных спадов на стабильность национальной экономической конъюнктуры. При этом ставка делается на обретение мощных позиций в тех секторах и отраслях, которые в наименьшей степени подвержены воздействию циклических колебаний производства.

Швейцария входит в первую десятку мировых экспортёров капиталов и во вторую десятку товарных экспортёров. Швейцария уже сместила существенную часть своего промышленного производства за пределы страны. По объёму аккумулированных заграничных прямых инвестиций (215,2 млрд долл.) Швейцария занимает 5-е место в Европе (2000). Швейцария является безусловным мировым лидером по их стоимости на душу населения (27 тыс.долл.) и при сопоставлении с ВВП (89,2%). На швейцарских предприятиях за рубежом занято 1,73 млн чел., т.е. 43,3% числа работающих внутри страны. Этот показатель является наивысшим в мире. В области внешней торговли Швейцария занимает более скромные позиции. Товарный экспорт составил 100,3 млрд долл. (2002). Основные партнёры по экспорту: ЕС - 61%, США - 10%. Импорт товаров - 94,4 млрд долл. Основные партнёры по импорту: ЕС - 79%, США - 5,1%.

Швейцария входит в первую десятку основных экспортёров прямых инвестиций в Российскую Федерацию (в 2002 - 0,7 млрд долл.). Некоторые элитные компании уже создали мощные производственные подразделения (Nestle, ABB, Holcim и др.). Но большинство продолжает торговое освоение российского рынка, хотя некоторые уже приступают к реализации производственных проектов (Novartis, Roche, Swatch Group и др.). Весьма активны и ведущие банковско-страховые общества (UBS, Credit Suisse, Zurich). Швейцарский капитал готовится к масштабному освоению перспективного российского рынка.

Наука и культура Швейцарии

В стране действует множество университетов, практически в каждом крупном кантоне, старейший из них расположен в Базеле (с 1460). Швейцария всегда имела репутацию перспективного разработчика инновационных технологий, однако в их освоении она явно уступает другим странам. Для преодоления этого изъяна был создан специальный фонд «Швейцарская сеть инноваций» (SNI - RSI).

В качестве основных локомотивов выбраны две известные Федеральные технологические высшие школы: в Цюрихе (ЕТН) и Лозанне (EPFL). Они подготавливают ок. 18-20 тыс. студентов для работы на швейцарских высокотехнологичных фирмах, а также в Центре электроники и микроэлектроники (CSEM), исследовательской лаборатории IBM (под Цюрихом).

В основу деятельности, например, Федеральной политехнической высшей школы в Лозанне (EPFL) заложен принцип, согласно которому «прорыв в науке и технологии возникает, как правило, на стыке традиционных дисциплин». Поэтому 12 факультетов были объединены в 5 более крупных, при этом возникло множество междисциплинарных центров. В этой высшей школе обучается ок. 5,5 тыс. слушателей, в т.ч. 800 аспирантов-кандидатов, 400 чел. получают второе образование. Преподавательский состав - 210 профессоров и 2,4 тыс. специалистов, предпринимателей и администраторов (3/4 их получают свою основную заработную плату из внешних источников). Особый акцент делается на медицинскую инженерию, биотехнологию, цифровое моделирование, системы информации и телекоммуникаций. Швейцария возлагает большие надежды на успешность реализации такой модели. По числу нобелевских лауреатов на душу населения страна занимает 1-е место в мире.

Среди выдающихся личностей, которые проживали и творили в Швейцарии, можно выделить прежде всего видных религиозных деятелей протестантского направления: У.Цвингли и Ж.Кальвин. Ведущим философом эпохи Просвещения считается женевец Ж.-Ж.Руссо. Известный швейцарский архитектор Ж.-Э.Корбюзье остаётся знаковой фигурой в современном градостроительстве.

ИСТОРИЯ ШВЕЙЦАРИИ

Швейцария – государство в Центральной Европе. Предание гласит: когда Бог распределял богатства недр по Земле, Ему не хватило их для крошечной страны в сердце Европы. Чтобы исправить такую несправедливость, Он облек эту маленькую страну дивной красотой: подарил горы, подобные небесным замкам, сверкающие белизной ледники, поющие водопады, озера кристальной чистоты, светлые благоухающие долины. Страна граничит с Германией, Австрией, Лихтенштейном, Италией и Францией. На территории Швейцарии начинаются верховья крупных рек Европы: Рейна, Роны, Тичино, Аре и др. Примерно 60% территории занимают горы с горными озерами и альпийскими лугами. Всего в стране насчитывается 1484 озера. 24% территории покрыто лесами

Создание Швейцарской Конфедерации. Среди кельтских племен, населявших территорию Швейцарии в доисторические времена, выделялись гельветы, ставшие союзниками римлян после того, как были разбиты Юлием Цезарем в битве при Бибракте в 58 до н. э. В 15 до н.э. Римом были покорены также реты. В последующие три столетия римское влияние способствовало развитию культуры населения и его романизации.

В 4–5 вв. н.э. территорию нынешней Швейцарии захватили германские племена алеманнов и бургундов. В 6–7 вв. она вошла в состав королевства франков и в 8–9 вв. находилась под властью Карла Великого и его преемников. Последующая судьба этих земель тесно связана с историей Священной Римской империи. После распада империи Каролингов они были захвачены швабскими герцогами в 10 в., но те не смогли удержать их под своей властью, и регион распался на отдельные феодальные владения. В 12–13 вв. предпринимались попытки их объединения под властью крупных феодалов, таких, как Церингены, основатели Берна и Фрибура, и Габсбурги. В 1264 Габсбурги завоевали господствующее положение в восточной Швейцарии. На западе закрепились графы Савойские.

Габсбурги натолкнулись на сильное сопротивление, когда попытались объединить свои владения, отменив привилегии некоторых местных общин. В центре этого сопротивления оказались крестьяне, жившие в горных долинах Швица (отсюда название страны Швейцария), Ури и Унтервальдена. Эти лесные кантоны, расположенные у стратегически важной дороги через перевал Сен-Готард, извлекли выгоды из борьбы между императорами из династии Гогенштауфенов и папством. В 1231 Ури, а в 1240 – Швиц получили права имперских территорий Священной Римской империи, освободившись от зависимости перед мелкими феодалами. После кончины императора Фридриха II в 1250 в империи наступил период упадка, ознаменовавшийся гражданской войной во время Великого междуцарствия 1250–1273. Габсбурги, не признавшие прав Ури и Швица, попытались в 1245–1252 завоевать Швиц. На помощь ему пришли Ури и Унтервальден, вступившие во временный союз. В августе 1291 швейцарские общины заключили между собой постоянный оборонительный союз и подписали договор, известный как «Вечный союз», – первое документальное свидетельство сотрудничества между лесными кантонами. С этого года начинается официальная история швейцарского государства. Часть традиционной легенды об этих событиях, связанная с именем Вильгельма Телля, не находит подтверждения в исторических документах.

Рост и расширение конфедерации. Первое доказательство силы конфедерации было дано в 1315, когда горцы лесных кантонов Ури, Швиц и Унтервальден столкнулись с превосходившими войсками Габсбургов и их союзников. В битве при Моргартене они одержали победу, которая считается одной из самых важных в истории Швейцарии. Эта победа побудила и другие общины присоединиться к конфедерации. В 1332–1353 города Люцерн, Цюрих и Берн, сельские общины Гларус и Цуг заключили отдельные соглашения с тремя объединившимися кантонами, образовав ряд конфедераций. Хотя эти соглашения не имели общей основы, они смогли обеспечить главное – независимость каждого из участников. Потерпев поражение в битвах при Земпахе в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были, наконец, вынуждены признать независимость кантонов, объединившихся в конфедерацию.

В начале 15 в. участники конфедерации почувствовали себя достаточно сильными, чтобы перейти в наступление. В ходе многочисленных войн и кампаний против австрийских Габсбургов и Священной Римской империи, герцогов Савойи, Бургундии и Милана и французского короля Франциска I швейцарцы стяжали репутацию великолепных воинов. Их боялись враги и уважали союзники. В период «героического века» швейцарской истории (1415–1513) территория конфедерации расширилась за счет присоединения новых земель в Аргау, Тургау, Во, а также к югу от Альп. Было создано 5 новых кантонов. В 1513–1798 Швейцария стала конфедерацией 13 кантонов. Кроме них, в конфедерацию входили земли, вступившие в союз с одним или несколькими кантонами. Постоянный центральный орган отсутствовал: периодически созывались общесоюзные сеймы, где право голоса имели только полноправные кантоны. Общесоюзных администрации, армии и финансов не было, и такое положение сохранялось вплоть до Французской революции.

От Реформации до Французской революции. В 1523 Хульдрих Цвингли бросил открытый вызов Римско-католической церкви и возглавил движение за религиозные реформы в Цюрихе. Его поддержали жители ряда других городов северной Швейцарии, но в сельских местностях он встретил сопротивление. К тому же возникли расхождения с радикальным анабаптистским крылом его последователей в самом Цюрихе. Цвинглианское течение протестантизма впоследствии объединилось с течением Жана Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую церковь. Поскольку кантоны центральной Швейцарии оставались католическими, раскол по религиозному принципу был неизбежен. После непродолжительных религиозных столкновений установилось примерное равновесие между обеими религиями. В 1648 независимость Швейцарии от Священной Римской империи была официально признана Вестфальским мирным договором.

Политическая жизнь Швейцарии в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения» прославились бернский естествоиспытатель и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк И. фон Мюллер, а также уроженец Женевы философ Жан Жак Руссо и великий педагог и гуманист из Цюриха И.Г.Песталоцци. В это время в Швейцарию устремился поток иностранных гостей, среди них – Вольтер, Гиббон и Гёте.

Революция и восстановление Конфедерации. Французская революция оказала глубокое влияние на Швейцарию как в политическом, так и в философском отношениях. В 1798 французские войска вторглись в страну и оккупировали ее. Французы предоставили завоеванным кантонам конституцию, которая заменила рыхлую федерацию на «единую и неделимую Гельветическую республику». Революционные идеи демократии, гражданских свобод и централизованной власти впервые в истории Швейцарии привели к созданию сильного централизованного управления. Конституция 1798, созданная на основе конституции первой Французской республики, предоставляла всем швейцарцам равные права перед законом и кодекс гражданских свобод. Однако она посягала на традиционный федерализм, и многие швейцарцы не желали ее признавать. Борьба между федералистами, противниками новой системы, и централистами, поддерживавшими ее, временно утихла, когда Наполеон Бонапарт в 1802 даровал республике конституцию, известную как «Акт о медиации (посредничестве)». Она восстановила многие прежние привилегии кантонов и расширила число кантонов с 13 до 19.

После поражения Наполеона кантоны отмежевались от режима, навязанного французами, и попытались возродить прежнюю конфедерацию. После длительных переговоров был выработан Союзный договор, подписанный в сентябре 1814. Он провозглашал союз 22 суверенных кантонов, но не указывал, что они составляют одно государство. В декларации Венского конгресса (март 1815) и Парижском мирном договоре (ноябрь 1815), великие державы признавали вечный нейтралитет Швейцарии.

Гражданская война и новая конституция. В течение следующих трех десятилетий в Швейцарии нарастали либеральные настроения. В ответ на действия радикалов в союзном сейме и в некоторых кантонах (закрытие монастырей в Аргау, изгнание иезуитов) семь консервативных католических кантонов сформировали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм небольшим большинством голосов объявил о роспуске этого объединения. Федеральная армия под руководством генерала Гийома Дюфура одержала победу в гражданской войне, прежде чем в конфликт успели вмешаться европейские державы.

В результате победы над Зондербундом была принята новая конституция (1848). Было достигнуто равновесие между устремлениями централистов-радикалов и федералистов-консерваторов. Из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство. Был создан постоянный орган исполнительной власти в виде федерального совета из семи членов, избираемых законодательным органом из двух палат – национального совета и совета кантонов. Федеральное правительство было наделено правом выпускать деньги, регулировать таможенные правила и, самое главное, определять внешнюю политику. В качестве федеральной столицы был выбран Берн. Пересмотренная конституция 1874 с последующими поправками еще более усилила власть федерального правительства, не ставя под угрозу федеративную основу Швейцарского государства.

В последние десятилетия 19 в. развивалась промышленность Швейцарии, развернулось строительство железных дорог. Импортируемое сырье перерабатывалось в высококачественные продукты, которые затем поступали на мировой рынок.

Швейцария в мировых войнах. С началом Первой мировой войны возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные – Германии. Четырехлетняя мобилизация легла тяжелым бременем на экономику страны, ощущался дефицит промышленного сырья, росла безработица, не хватало продовольствия. Всеобщее недовольство вылилось в массовые забастовки в ноябре 1918.


О Швейцарии кратко

История Швейцарии кратка, если говорить относительно. Хотя люди здесь жили достаточно давно, Швейцария выделилась как самостоятельное государство лишь в 14 веке. Доподлинно известно, что в третьем веке до н.э. эту землю населяли кельты, однако в 58 году до н.э. сюда пришли римляне. Эта земля пребывала в составе Римской империи до самого распада, после него постоянно переходила из рук в руки, пока не вошла в состав Франкского государства.
Впрочем, ближе к концу 13 века произошло событие, толкнувшее Швейцарию к самоопределению. В 1291 году был образован так называемый «вечный союз» лесных кантонов. Это образование, занимая относительно небольшую территорию, сумело отбиться от всех попыток посягать на его независимость. Союзные кантоны несколько раз отбивались от Австрии, и с тех пор швейцарские военные стали известными на всю Европу. Хотя официально Швейцария была признана лишь в 1643 году, после провала австрийского вторжения больше никто не рисковал нападать на нее, однако швейцарцев стали часто приглашать в качестве наемников, зная об их беспримерной дисциплине и верности своему слову. Даже за безопасность Папы Римского и по сей день отвечает именно швейцарская гвардия.
Впрочем, французы в 1798 году захватили Швейцарию, однако Наполеон Бонапарт решил восстановить независимость Швейцарии. В 1847 году в стране также прошла буржуазная революция, а уже в следующем году была принята конституция Швейцарской Конфедерации. В последующие годы Швейцарии удавалось сохранять нейтралитет, даже Гитлер не стал атаковать ее. Как уже говорилось, лишь небольшую площадь занимает Швейцария, кратко говоря, она равна половине территории Австрии, это 41,284 тыс. км, проживает здесь около 8 млн. человек.

Современная Швейцария является самой военизированной страной в мире, буквально каждый швейцарец имеет дома оружие, и готов в любой момент стать в строй и защищать родину. Однако это вовсе не значит, что страна опасна для посетителей, наоборот - швейцарцы очень гостеприимные хозяева, и всегда рады видеть туристов, тем более что страна богата старинными постройками, и расположена в, пожалуй, самом живописном крае Европы.


Первые упоминания племен, населяющих сегодняшнюю Швейцарию, относятся к временам Римской Империи . Гельветы и реты были покорены римлянами в I веке до н.э. После ослабления Рима в IV-V вв эти земли захватили германские племена. Затем они находились под властью франков и в VIII-IX веках входили в состав империи Карла Великого. После ее распада в X в. эти земли захватили швабские герцоги, но они не смогли удержать власть, и здесь образовалось большое количество мелких феодальных владений. В начале XIII века западные районы Швейцарии находились под властью графов Савойских, а восточные - Габсбургов.

В XIII веке начала формироваться основа будущей Швейцарской Конфедерации. Кантоны, расположенные в долинах Швица (откуда появилось название страны), Ури и Унтервальдена, недовольные политикой Габсбургов по отмене привилегий общин, начали борьбу. Сумев договориться со Священной Римской Империей, сперва Ури в 1231, а затем Швиц в 1240, получили права имперских территорий и освободились от притязаний мелких феодалов. В 1242-1252 годах Габсбурги попытались захватить Швиц, но ему помогли Ури и Унтервальден, заключившие временный союз, что определило исход борьбы в пользу кантонов. В августе 1291 году эти три кантона подписали договор «Вечный союз» - первый документ, свидетельствующий о союзе между лесными кантонами. С этого времени начинается история Швейцарии как единого государства.

Победа союза трех кантонов над Габсбургами в битве при Моргартене в 1315 году считается одной из самых важных в истории Швейцарии. После нее многие кантоны и общины, среди которых были города Берн, Цюрих и Люцерн, решили присоединиться к конфедерации. После еще двух поражений, при Земпахе в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были вынуждены признать независимость конфедерации кантонов.

Время с 1415 по 1513 года называется «героическим веком» швейцарской истории. Конфедерация вела успешные войны против Габсбургов, Франции, Священной Римской Империи, герцогов Милана, Савойи и Бургундии. Благодаря этим победам швейцарцы приобрели репутацию отличных воинов, а конфедерация расширилась до 13 кантонов. Для управления конфедерацией периодически созывались общесоюзные сеймы, при этом в Швейцарии не было общей армии, правительства и финансов. Такая система управления просуществовала до французской революции (1798 г.)

Во время реформации (первая треть XVI века) в северных кантонах началось движение за церковные реформы под руководством Хульдриха Цвингли. В дальнейшем оно объединилось с движением Жана Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую церковь. Но большинство крестьянского населения страны и кантоны центральной Швейцарии оставались католическими. Столкновения на религиозной почве были непродолжительными, и после них в стране утвердились две религии. Окончательный разрыв со Священной Римской Империей и получение независимости от нее были закреплены Вестфальским мирным договором 1648 года.

После Французской Революции Франция в 1798 оккупировала Швейцарию и навязала конституцию, списанную с французской. Но она посягала на традиционный федерализм, и многие швейцарцы не поддержали ее. Придя к власти, Наполеон в 1802 дал стране новую Конституцию, восстанавливающую многие права кантонов и расширяющую их количество с 13 до 19. После поражения Наполеона кантоны отреклись от его конституции и предприняли попытки воссоздать прежнюю конфедерацию. В результате, в 1814 был подписан Сюзный договор, провозглашавший союз 22 кантонов. Великие державы признавали вечный нейтралитет Швейцарии , что было закреплено Венским конгрессом и Парижским мирным договором.

К середине XIX века в ряде кантонов окрепли либерально-радикальные настроения. В ответ на это 7 консервативных кантонов создали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм объявил этот союз незаконным, а федеральная армия подавила консерваторов. После этого была принята новая конституция, и Швейцарии превратилась в единое союзное государство, а в качестве столицы был выбран Берн. Федеральное правительство получило право выпускать деньги, собирать налоги и определять единую внешнюю политику. Поправки в конституцию 1874 года еще более усилили центральную власть, но не ставили под сомнение федеративные устои страны.

Первая мировая война расколола швейцарское общество: франко-говорящие западные кантоны поддерживали Францию, немецко-говорящие северные - Германию. Необходимость четыре года держать отмоблизованную армию нанесло тяжелый удар по экономике. Но в любом случае, Швейцария пережила и саму войну, и последующие годы гораздо легче своих соседей. В 1919 году Женева стала штаб-квартирой Лиги Наций, а сама Швейцария, после длительных дебатов, вступила в члены этой организации. Во время второй мировой войны мало кто в остававшейся нейтральной Швейцарии приветствовал нацизм. Но в то же время, она не прекращала экономического и финансового сотрудничества с окружавшими ее Германией и Италией. С другой стороны, в банках Швейцарии сохранили свои капиталы и многие жертвы фашизма.

После окончания войны Швейцария приняла решение не вступать в ООН, посчитав, что это будет способствовать ее нейтралитету. В то же время, она состоит во многих дочерних организациях, часть которых размещает свои штаб квартиры в Женеве: Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Также в Женеве расположены штаб-квартиры Всемирной торговой организации и Международного Красного Креста.

В конце 60х годов в Швейцарии возникла внутриполитическая проблема. Несколько франкоязычных округов в немецкоговорящем кантоне Берн потребовали создания нового кантона. Для предотвращения столкновений в эти районы пришлось ввести войска. Только в начале 70-х жители кантона Берн на референдуме одобрили проведение референдума об отделении во франкоязычных округах. В результате три округа и несколько общин проголосовали за создание нового кантона, получившего название Юра. Затем это решение было одобрено в 1978 в результате общенационального референдума, и в 1979 кантон Юра вступил в конфедерацию.

В послевоенное время проводила политику консервативную изоляционизма, не вступая в ЕС и присоединяясь только к некоторым общеевропейским. Только в 1963 она вступила в Совет Европы, а в 1972 - присоединилась к соглашению о свободной торговле с ЕС. Предложения вступить в ООН и ЕС население отвергло на референдумах 1986 и 1992 годов соответственно, но одобрило вступление в ООН на референдуме 2002 года. Только в 1981 году в Швейцарии была принята конституционная поправка, гарантирующая равные права женщин.

В начале XXI века стало понятно, что Швейцария уже не может развиваться обособленно. В 2009 она присоединяется к шенгенскому соглашению, но таможенная граница со странами ЕС еще остается. Борьба с финансированием терроризма и отмыванием доходов привела к включению Швейцарии в «серый» список стран с непрозрачной финансовой системой. Угроза международных (и, прежде всего, со стороны США) санкций к швейцарским банкам привела к ослаблению банковской тайны и предоставлению данных о вкладчиках по запросам из правоохранительных органов.

<< Общая информация Экономика >>