Страны говорящие на китайском языке. Государственные языки китая

Один из главных языков мира Китайский язык. Языки в Китае Китайские иероглифы Китайская письменность Китайские пословицы и поговорки Учитесь говорить по-китайски. Общие сведения Уроки китайского языка Произношение китайского языка Фразы на китайском языке Часто задаваемые вопросы Китайская версия логотипа «Чайна хайлайтс»

Во всем мире растет интерес к изучению китайского языка. Кроме растущего влияния Китая в мире, этому также способствует развитие транспорта и связи, которое делает наш мир не таким большим и уж точно не беспредельным. Китайский язык (основной диалект путунхуа) является самым распространенным языком в мире.

Этот язык в качестве родного использует более 800 млн. человек на Земле. Два языка, на которых постоянно говорят более одного миллиарда человек, это английский и китайский языки. На английском языке говорит более 1,8 млрд. человек в мире, а на китайском – более 1,3 миллиарда человек.

Эти цифры включают и тех людей, которые используют эти языки в качестве второго языка или языка делового общения. Языки, на которых говорят в Китае В Китае говорят на многих языках. Наиболее известными языками (диалектами) являются путунхуа и кантонский. На кантонском языке (диалекте) говорит большинство населения юго-восточной части Китая. Кроме того, в Китае существует большое количество местных диалектов, а также языков, на которых говорят представители различных этнических групп отличающихся от ханьцев. Кликните здесь, чтобы узнать больше по теме Языки, на которых говорят в Китае. Китайские иероглифы.

Письменность – это то, что является особенно поразительной частью китайского языка. Китайские иероглифы на сегодняшний день являются единственным примером применения графической формы письменности в мире. Многие иероглифы очень символичны, многие иероглифы имеют какую-нибудь историю, связанную с их происхождением или использованием. Китайские иероглифы особенно красивы, когда они написаны кистью и традиционным способом. Китайская письменность, китайская каллиграфия, является высоко почитаемым видом искусства. Китайская литература Мастерство владения языком, а особенно владение его письменной формой и умение читать любые тексты, является важным признаком образованного, грамотного, культурного человека.

В китайской литературе много философии, поэзии, народного творчества. Многие образцы литературы очень необычны и абсолютно уникальны. Одной из причин уникальности китайской литературы является ее относительная изолированность от внешних влияний на протяжении тысяч лет. Посмотрите нашу подборку китайских поговорок и пословиц. Изучение китайского языка. Мы предоставили для вас информацию, касающуюся изучения китайского языка. Многие наши клиенты хотят немного научиться говорить по-китайски, прежде чем отправиться в путешествие по Китаю.

Некоторые из них даже хотят научиться узнавать иероглифы – по крайней мере, наиболее простые и распространенные. Про китайский язык часто говорят, что это самый трудный язык на планете. В основном это связано с трудностью запоминания иероглифов. Количество основных иероглифов в современном китайском языке составляет от 3 до 4 тысяч. Если научиться читать и писать не так просто, и это требует затрат времени и сил, то выучить несколько фраз не представляется уж слишком сложной задачей. Ознакомьтесь со страницами Уроки китайского языка и Фразы на китайском языке. Китайский язык основывается на слогах.

Каждому слогу соответствует один иероглиф. Слова китайского языка могут быть записаны латинскими буквами при помощи специальной системы, которая называется пиньинь. (Смотрите страницу Произношение в китайском языке). Знакомство с китайской каллиграфией Во время наших туров, включающих посещение таких городов как Пекин, Сиань или Гуйлинь (Guilin), туристы имеют возможность взять уроки китайской каллиграфии по очень доступным ценам. Этот пункт программы может быть добавлен в любой из туров по этим городам.

В большинстве лучших музеев Китая представлены коллекции образцов каллиграфии. Ознакомьтесь с нашими турами, включающими посещение музеев. Для тех путешественников, которые особо интересуются историей и развитием китайской каллиграфии, а также хотели бы увидеть различные культурные реликвии, связанные с этим искусством, самым лучшим выбором является Музей китайских иероглифов в городе Аньян в провинции Хэнань (Henan). В музее «Лес каменных колонн»

В городе Сиань выставлено много работ признанных древних мастеров каллиграфического искусства. Основная часть этого музея посвящена очень ценным каменных скульптурам. Свяжитесь с нами, чтобы создать ваш собственный уникальный тур по Китаю. Часто задаваемые вопросы по теме Изучение китайского языка Сколько людей в мире изучает китайский язык? Во всем мире на китайском языке говорит около 1,3 млрд. человек.

Это почти одна шестая населения земного шара. Насколько трудно изучать китайский язык? Изучение китайского языка, как и любого другого иностранного языка, представляет определенной сложности задачу для тех людей, кто никогда не говорил на нем. Очень важным для изучения китайского языка является регулярная практика. Желательно посвящать ей определенное количество времени в неделю, а еще лучше заниматься языком каждый день. Сколько китайских иероглифов мне нужно изучить? Знание от 3 до 4 тысяч наиболее часто используемых иероглифов считается достаточным для использования языка в повседневной жизни и возможности читать любые тексты. Другие часто задаваемые вопросы

Языки которых не родственны китайскому. Для китайского, как и для большинства других сино-тибетских языков, характерно наличие смыслоразличительных тонов, моносиллабизм почти всех простых слов и – в большей степени, чем для других языков этой семьи, – почти полное отсутствие словоизменительных аффиксов.

Диалекты.

В современном китайском языке выделяют девять групп диалектов. Диалекты шести из этих групп распространены в прибрежных и центральных районах: 1) диалекты у – в районе городов Шанхай и Нинбо; 2) северноминьские диалекты – в районе города Фучжоу; 3) южноминьские диалекты – в районе городов Сямынь (Амой), Шаньтоу (Сватоу) и на Тайване; 4) диалекты хакка – в районе города Мэйсянь, на северо-востоке провинции Гуандун и на юге провинции Цзяньси; 5) кантонский – в центральной и восточной части провинции Гуандун, в том числе в городе Гуанчжоу (Кантон); 6) диалекты сян – в провинции Хунань. Эти шесть групп диалектов распространены примерно на четверти территории Китая, на них говорит треть китайскоязычного населения страны. Друг от друга, а также от северных диалектов, на которых говорят на остальной территории страны, эти группы отличаются примерно в такой же степени, в какой нидерландский язык отличается от английского или итальянский от французского.

Кроме того, существуют три подгруппы северных диалектов (в западной традиции называемых мандаринскими): северная, включающая диалект Пекина, а также южная и центральная, на которых говорят, в частности, в городах Нанкин и Чунцин. Эти подгруппы различаются примерно так же, как английский язык Новой Англии в США и Австралии, и поэтому они зачастую взаимопонимаемы. Общепринятый нормативный китайский, или общенациональный язык путунхуа, основан на диалекте Пекина (иначе Бейцзина, как по настоянию китайцев стало воспроизводиться на Западе название столицы Китая).

Фонетическая система.

Путунхуа имеет довольно простую фонетическую систему. За немногими исключениями, каждая минимальная значащая единица в китайском языке равна слогу, состоящему из инициали (начальнослогового согласного), финали (остальная часть слога за вычетом инициали) и тона. Любой из гласных i , u и ь может выступать также в качестве неслогового гласного, или медиали – элемента, занимающего позицию между инициалью и слогообразующим гласным; i и u (или o ) возможны также в самом конце слога после слогообразующего гласного. Таким образом, существуют дифтонги типа ia , uo , ai , ei и трифтонги типа uai и iao.

Единственные существующие конечнослоговые согласные – это -n и -ng , а также в сравнительно немногих словах -r и -m (наличие таких слов в большинстве словарей не отражено, но они встречается в речи в случае выпадения гласных при беглом произношении). В китайском языке не может быть слов, фонетический облик которых был бы подобен русским плеск , скос или свищ .

Тоны.

Системы алфавитной записи.

Первые попытки создания алфавитной письменности для китайского языка были предприняты христианскими миссионерами еще в 17 в. Однако большинство алфавитов, созданных миссионерами для конкретных диалектов китайского языка, не получили широкого распространения. В первой половине 20 в. известность получили так называемый «романизированный алфавит», разработанный в 1926–1928 группой ведущих китайских лингвистов, и алфавитная письменность на основе латинской графики, созданная в 1928–1931 в Советском Союзе российскими и китайскими учеными в рамках программы по ликвидации безграмотности среди китайского населения Дальнего Востока (по данным переписи 1926, в СССР проживало около 100 тыс. китайцев). Второй из этих двух латинизированных алфавитов ориентировался не на пекинский диалект, а на группу диалектов Северного Китая, различающих мягкие и твердые согласные. В СССР он применялся до 1936. В дальнейшем бóльшая часть китайского населения СССР была репатриирована, что означало конец одного из самых широких экспериментов по распространению латинизированной письменности для китайского языка.

Из многих алфавитных систем, разработанных для записи китайского языка, долгое время наиболее употребительной являлась система Уэйда-Джайлса (учитывавшая созданные ранее латинизированные алфавиты). В несколько измененной форме она применялась в изданиях общего характера, в том числе в газетах, атласах и т.п., и до 1979 использовалась в КНР в изданиях, предназначенных для распространения за рубежом. Однако впоследствии другой латинский алфавит – пиньинь, официально принятый в Китае в 1958, стал все шире использоваться в самых различных целях: для обучения иероглифам; в телеграфии; в системе чтения и письма для слепых; в прессе для передачи имен собственных; для записи некоторых языков национальных меньшинств; при обучении населения общенациональной форме китайского языка. Считается, что пиньинь явился прямым наследником латинизированного алфавита китайского языка, разработанного в начале 1930-х годов советскими и китайскими лингвистами (основное отличие – обязательное обозначение тонов, что связывает его с национальным языком путунхуа). Хотя в основе системы письма Уэйда-Джайлса и алфавита пиньинь лежат одни и те же лингвистические принципы, в последнем была предпринята попытка сократить или устранить использование дефисов внутри слов и диакритических помет, а также везде, где можно, передавать один звук одной буквой вместо использования сочетаний согласных букв.

В России для передачи китайских слов помимо пиньинь часто используют кириллическую транскрипционную запись. Таким образом, имя, которое в системе Уэйда-Джайлса записывалось как Ch"ü Ch"iu-pai, а в кириллической транскрипции – как Цюй Цюбай, при записи в пиньине выглядит как Qu Qiubai. В настоящее время большинство ученых в мире (исключение составляют работы тайваньских и ряда американских лингвистов) для фонетической записи китайского языка используют алфавит пиньинь.

В приведенной ниже таблице показано, как записываются конкретные финали и инициали в пиньинь, в системе Уэйда-Джайлса и в кириллической транскрипции; в некоторых случаях даются пояснения.

ИНИЦИАЛИ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:
Пиньинь

Система Уэйда-Джайлса

Русская система

b p б
c ts’, tz’ ц, ч (перед ua)
ch ch’ (перед a, e, ih, o, u) ч
d t д
f f ф
g k г
h h х
j ch (перед i, ) цз
k k’ к
l l л
m m м
n n н
p p’ п
q ch’ (перед i, ) ц
r j ж
s s, sz с
sh sh ш
t t’ т
w w в, Ж (перед u)
x hs с
y (также добавляется перед начально-слоговым i) y я (в сочетании ya)
е (в сочетании ye)

Ж (перед i)
и (перед o)
ю (сочетание yo перед ng, u)
z ts, tz цз
zh ch (перед a, e, i (ih), o, u) чж

ФИНАЛИ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ:

Пиньинь

Система Уэйда-Джайлса

Русская система

a a а
ai ai ай
an an ань
ang ang ан
ao ao ао
e e, o э
ei ei эй
en en энь
eng eng эн
er erh эр
i i, ih, u и, ы (после c, s, z)
ia ia (ya) я
ian ien (yan, yen) янь
iang iang (yang) ян
iao iao (yao) яо
ie ieh (ye, yeh) е
in in инь
ing ing ин
iong iung (yong, yung) юн
iou, iu iu (you, yu) ю
o o о
ong ung ун
ou ou, u (после y) оу, ю (после y)
u u у, юй (после j, q, x)
ua ua (wa) уа
uai uai (wai) уай
uan uan (wan) уань
uang uang (wang) уан
ui ui, uei уй
un un унь, юнь (после j, q, x)
uo uo, o о
юй
e eh юе
yu юй
Пояснения относительно произношения букв алфавита пиньинь:
an после y произносится как ен ;
b , d , g – слабые непридыхательные согласные п , т , к. Так как в китайском согласные не различаются по глухости-звонкости, то при произношении возможно некоторое озвончение;
p , t , k – сильные придыхательные п , т , к (как в английских словах p ie, t ime, k ind);
c – сильное придыхательное ц ;
ch – сильное придыхательное «твердое» ч (слитное тш );
e – отдаленно напоминает русское ы или безударный гласный в слове этот ;
ei – похоже на эй ;
h – похоже на русское х ;
i – похоже на русское и , но после c , s , z , ch , sh , zh , r напоминает краткое ы ;
j – слабый непридыхательный согласный, напоминает русское ть или цзь ;
ng – велярный носовой согласный, как в английском lo ng ;
q – сильный придыхательный согласный, напоминает русское ч или ть ;
r – напоминает русское ж; а если стоит в конце слова (например, huar ), то напоминает английское r ;
sh – напоминает русское ш ;
ui– напоминает уэй со слабо звучащим э ;
ь– напоминает немецкое ь ;
w напоминает английское w ;
x– напоминает мягкое русское сь ;
y – похоже на й ;
yu (y ) напоминает юй ;
z – слабое непридыхательное ц ;
zh – слабое непридыхательное «твердое» чж (отдаленно напоминает слитное дж ).

Грамматика.

В большинстве китайских предложений есть подлежащее и сказуемое, причем в функции сказуемого может выступать также прилагательное и реже существительное. Например, Ni 3 lai 2 «Ты приходишь»; Ta 1 qiong 2 «Он бедный»; Zhe 4 ge ren 2 hao 3 ren 2 «Этот человек – хороший человек». То, что традиционно считается подлежащим в китайском предложении, – это прежде всего логическая тема высказывания, иначе именуемая топиком, а не обязательно обозначение деятеля, так что обозначаемое глаголом действие не всегда исходит от подлежащего. Ср.: Zhe 4 di 4 fang ke 3 yi 3 kai 1 hui 4 букв. «Это место возможно проводить собрания», т.е. «В этом месте можно проводить собрания».

В китайском предложении помимо группы подлежащего и группы сказуемого выделяются следующие важные синтаксические конструкции: 1) сочинительная конструкция, которая часто не оформляется никаким союзом или хотя бы паузой, например feng 1 hua 1 hue 3 yue 4 "ветер, цветок, снег (и) луна"; ta 1 men sha 1 ren 2 fang 4 huo 3 "они убивают людей (и) поджигают"; 2) определительные конструкции, причем определение всегда предшествует определяемому, например da 4 shi 4 "большое событие", yi 1 ding 4 dui 4 "несомненно правильный", kan 1 men 2 de ren 2 букв. "охранения двери человек", т.е. "вахтер, привратник"; 3) глагольно-объектная конструкция, причем глагол всегда предшествует объекту: kan 4 bao 4 "читать газету", kan 4 shen 2 me "делать что?"; 4) конструкция «результативный глагол» (первый компонент – действие, второй – результат или обстоятельство этого действия): chi 1 wan 2 букв. "есть закончить", т.е. "съесть полностью".

Минимальная значимая единица, как правило, представляет собой слог, который записывается одним иероглифом. Однако в современном разговорном китайском языке, а в значительной степени также и в письменном многие из таких единиц соединяются в тесно связанные сочетания, которые входят в синтаксические конструкции, подобные описанным выше. Такие сочетания в большей степени, чем образующие их односложные элементы, ведут себя как слова и соответствуют словам западных языков. Например: di 4 ban 3 "наземная доска", т.е. "пол", fou 3 ding 4 "не признавать", т.е. "отрицать", hao 3 kan 4 "хорошо смотреть", т.е. "красивый", zhuo 1 z "стол + суффикс существительного", т.е. "стол", lai 2 le "придти + суффикс завершенности", т.е. "пришел", shuo 1 zhe "разговаривать + суффикс продолженности", т.е., например, "разговаривают".

В китайском языке большее число слов, чем, например, в английском (не говоря уже о русском), могут быть многофункциональными, т.е. выступать в разных предложениях как разные части речи, однако представление, что любое китайское слово может относиться к любой части речи, далеко не соответствует действительности. Например, men 2 "дверь" – существительное, zou 3 "идти" – глагол, tai 4 "слишком" – наречие и т.д. Существует класс энклитик, или частиц, которые, как часто считается, образуют специфическую для китайского языка часть речи. Они отличаются от других суффиксов тем, что присоединяются не только к отдельным словам, но также к словосочетаниям и предложениям. Например, показатель определения de может присутствовать не только в словосочетании ta 1 de shu 1 "его книга", но также в ta 1 xie 3 xin 4 yong 4 de pi 3 , "он пишет письма использует + показатель определения + ручка", т.е. "ручка, которой он пользуется (когда) пишет письма". Хотя это довольно похоже на английские конструкции типа Can"t a fellow touch the girl he"s in love with"s hair? «Разве парень не может прикоснуться к волосам девушки, в которую он влюблен?», где составляющая girl he is in love with "девушка, в которую он влюблен" является определением к существительному hair "волосы", следует заметить, что в английском языке такие конструкции все же весьма редки, тогда как в китайском они совершенно нормальны и используются постоянно. В китайском языке нет аффиксов со значением падежа, лица, времени и рода. Форма множественного числа присуща существительным, обозначающим лиц, и личным местоимениям. Глагол, как уже было отмечено, имеет выражаемую суффиксами категорию вида.

Историческое развитие.

Среднекитайский язык.

Большинство современных диалектов восходит к языку северо-западной части собственно китайской территории с центром в городе Чанъань (ныне Сиань, провинция Шэньси). На основе исторических источников (на протяжении веков китайцы всегда обращали серьезное внимание на свой язык), а также сравнительно-исторического изучения современных диалектов удается довольно детально реконструировать фонетическую систему среднекитайского языка (называемого в западной китаистике Ancient Chinese, т.е. дословно древнекитайский, что не соответствует терминологии, принятой в России, ср. ниже) примерно 600 н.э. Поскольку город Чанъань был культурным и политическим центром при нескольких династиях, произношение этого района широко распространилось. К тому времени, когда оно достигло юга и востока, диалекты севера уже сильно изменились в направлении упрощения фонетической системы. Это одна из причин того, почему современные северные диалекты дальше всего отстоят от среднекитайского. Диалекты у и сян в наибольшей степени сохранили старые инициали: p , p" , b" ; t , t" , d" ; k , k" , g" ; ts , ts" , dz" и т.д., а кантонский, амой и хакка лучше других сохранили старые конечнослоговые согласные: -m , -n , -ng , -p , -t , -k. Поэтому поэзия эпохи Танской династии, например таких авторов, как Ли Бо и Ду Фу, гораздо лучше рифмуется при чтении на кантонском диалекте, чем на северных.

В среднекитайском языке, как и в современном, было четыре тона: старый ровный тон дал в современном языке первый тон (или второй, в зависимости от того, была ли инициаль глухой или звонкой); старый восходящий тон соответствует, грубо говоря, современному третьему тону; старый «уходящий» (падающий) тон – современному четвертому тону; слоги со старым так называемым входящим тоном, т.е. слоги, оканчивавшиеся на -p , -t , -k и не имевшие тоновых противопоставлений, в современном языке могут иметь любой из четырех тонов – в соответствии с определенными закономерностями при наличии многочисленных исключений.

Древнекитайский язык.

О языке классического периода, который в западной китаистике называется Archaic Chinese, т.е. архаическим китайским, и который существовал во времена Конфуция (примерно 550–480 до н.э.), мы знаем меньше, и мнения исследователей здесь разнятся сильнее. Однако обычно все сходятся в том, что в древнекитайском было противопоставление глухих и звонких смычных согласных по придыхательности – непридыхательности: t , t" , d , d" ; k , k" , g , g" ; и т.п. (ср. t , th , d , dh и т.п. в санскрите), имелось большее разнообразие конечнослоговых согласных: вдобавок к -p , -t , -k , -m , -n , -ng еще -b (редко), -d , -g , -r ; существовали некоторые начальнослоговые сочетания согласных: kl , gl , pl , bl и др., а также имелось несколько иное распределение слов по тональным группам.

Грамматика древне- и среднекитайского языка отличается от современной меньше, чем фонетика. Большая часть того, что выше было сказано о грамматике современного языка, относится и к более ранним периодам – с одной оговоркой: из односложных корневых слов гораздо реже образовывались многосложные слова, и язык был значительно ближе к полной односложности, чем в последующие века. Порядок слов в основном такой же – с той разницей, что обстоятельства образа действия, места и др. чаще следуют за основным глаголом, чем предшествуют ему, тогда как в современном китайском языке они предшествуют основному глаголу. Обнаруживаются остатки флективности (например ngo "меня" – ngâ "я, мой") и звуковых чередований, служащих для словообразования (например kian "видеть" – g"ian "видеться, показывать"), но уже в классический период они не были продуктивными.

Книжный язык.

Хотя китайские диалекты различаются между собой произношением изначально одних и тех же слов в такой же степени, как испанский отличается от французского, они никогда не считались разными языками – главным образом потому, что существует единый общий книжный язык, который называется вэньянь и который до недавнего времени был единственной, повсеместно и универсально использовавшейся формой письменного языка. Как уже было сказано, диалекты различаются в первую очередь произношением, меньше – лексикой и лишь в незначительной степени – грамматикой. Вэньянь не имеет собственного произношения, однако лексика и грамматика везде одинаковы, так что, вообще говоря, невозможно определить, откуда родом автор текста на вэньяне, если не слышать, как он читает его вслух. Это несколько напоминает ситуацию в Европе в период раннего Средневековья, когда начали появляться национальные языки, но ученые продолжали писать на латыни, причем каждый читал и говорил по-латински с произношением, характерным для своего собственного языка. Однако вэньянем пользовались не только ученые. Он применялся в органах управления и в бизнесе, в большинстве газет и книг, в личной переписке. В первой половине 20 в. в письменном общении утвердился «общепонятный язык» путунхуа (в его основе лежит байхуа – письменный язык, отражающий разговорную речь северных диалектов), хотя продолжались активно употребляться вэньянизмы.

Важность вэньяня не только в том, что на нем пишут в единой общенациональной системе письма, но и в том, что это совокупный продукт общей литературы, и его лексика, хотя и зависит от стиля, мало меняется в зависимости от происхождения автора. Поэтому, даже если бы на нем писали не иероглифами, он все равно был бы общим языком для всей страны (по-разному произносимым), хотя иероглифическая письменность, несомненно, способствовала сохранению его единства. Этот аспект вэньяня проявляется и в том, что неграмотные или слепые предсказатели и рассказчики, которые никогда не учили иероглифов, так же свободно цитируют классику и пословицы на вэньяне, как и умеющие читать и писать. Когда школьники и студенты писали учебные сочинения на вэньяне, они проговаривали или даже пропевали свои фразы, чтобы уловить ритм, поскольку многое из того, что приемлемо или неприемлемо в способах выражения на вэньяне, зависит от ритма. На вэньяне никто не ведет беседы (сжатый телеграфный стиль, понятный в тексте, написанном различающими омонимичные слова иероглифами, делает устную речь на вэньяне чрезвычайно неоднозначной), но им по-прежнему широко пользуются в практических целях. Из вэньяня черпают корневые слова с целью создания терминологии для разных сфер современной жизни, и именно таким образом возникло огромное множество так называемых новых терминов, которые являются просто словами современного китайского языка, а не разговорного языка или вэньяня.

Китайская письменность.

Древнейшие китайские письмена обнаружены на раковинах и костях и относятся к 14 в. до н.э. Хотя некоторые знаки в этих надписях изображали предметы и понятия и были пиктограммами или идеограммами, большинство знаков уже в древние времена служили для записи конкретных слов. Например, знаком, состоящим из двух черт, записывается слово er 4 , но не liang 3 , хотя оба они значат "два"; знак, представляющий собой упрощенное изображение собаки, служит для записи слова quan 3 , но не синонимичного ему слова gou 3 .

Хотя стиль написания черт, образующих иероглифы, претерпел значительные изменения (отчасти в результате того, что изменились орудия письма), структура большинства иероглифов оставалась в основном неизменной со времен династии Цинь (221–206 до н.э.), а начиная с 3 в. н.э. иероглифы стали похожи на современные. Традиционно выделялись шесть категорий иероглифов, которые ныне сводят к трем группам:

1) пиктограммы и идеограммы (около 1500 иероглифов). К ним относятся древнейшие простые знаки (например, mu 4 "дерево"; san 1 "три"), а также комбинированные знаки, указывающие на более абстрактные значения (например, иероглиф nan 2 "мужчина" состоит из tian 2 "поле" и li 4 "сила"; идея в том, что мужчина – это тот, кто использует свою силу в поле);

2) фоноидеограммы (фонограммы), которые составляют большинство современных иероглифов. Это сложные знаки, состоящие из ключей, дающих намек на значение слова или морфемы, и так называемых фонетиков, указывающих на точное или приблизительное звучание знака, например иероглиф tou 2 "голова" состоит из ключа ye 4 "голова" и фонетика dou 4 "бобы". В китайских словарях иероглифы обычно располагают по ключам, их число составляет 214;

3) так называемые «заимствованные» иероглифы – знаки разного строения, первоначально созданные для определенных слов, а затем использованные для записи других слов. Например, иероглиф wan 4 первоначально был изображением скорпиона, но потом его заимствовали для записи звучавшего точно так же слова wan 4 со значением "10 000".

Из перечисленных выше типов категории 1 и 2 более или менее соответствуют европейскому представлению о характере китайской письменности. Категория 3 наиболее важна с точки зрения истории письма, поскольку запись слова с учетом с его звучания и использование фонетики независимо от его смыслового значения – это первый шаг на пути к алфавиту. Следующим логическим шагом, который по-настоящему так никогда и не был сделан, стала бы запись каждого слога ровно одним иероглифом, что привело бы к возникновению слогового письма. Но развитие в направлении фонетического письма было остановлено широким распространением фонограмм, к которым относится сейчас большинство всех иероглифов.

Следует упомянуть еще две категории, которые не выделяются в традиционной классификации. Одна из них – категория «расширенных» иероглифов. Например, cai 2 "материал" – явно фоноидеограмма, состоящая из смыслового элемента mu 4 "дерево" и фонетика cai 2 "талант". Но между "талантом" и "материалом" существовала смысловая связь, и "расширенный" иероглиф имеет расширенное значение "древесина, материал, природные данные". Это отчасти напоминает дифференциацию слов cheque и check в английском языке, с той разницей, что в китайском подобные случаи крайне многочисленны. Другая категория – это гибрид категорий 3 (заимствования) и 2 (фоноидеограммы). Например, представляет собой несколько видоизмененную форму изображения танцующей фигуры и как фонетическое заимствование используется для записи слова wu 2 "не иметь". Позже к этому иероглифу был добавлен дифференцирующий элемент, так что слово wu 3 "танцевать" стало писаться , а иероглиф перестал употребляться в этом первоначальном значении. Некоторые ученые считают такие иероглифы производными.

В результате того, что число иероглифов стало превышать количество корневых слов, возникло изобилие вариантных форм иероглифов, не говоря уже о вариациях в написании черт и прочих графических вариантах. В самом большом по числу иероглифов словаре содержится около 50 тыс. иероглифов. Справочник телеграфных кодов, в котором каждому иероглифу ставится в соответствие сочетание из четырех арабских цифр (от 0000 до 9999), конечно же, ограничивается не более чем 10 тыс. иероглифов, но в него включены все широко употребляющиеся иероглифы, кроме редких имен собственных – большинство же имен собственных образованы от обычных слов. В современной газете используется 6–7 тыс. иероглифов.

Современное развитие.

Китайский язык, как и язык любого другого народа, постоянно претерпевал изменения, но особо следует отметить три процесса, происходившие в нынешний период в КНР: унификацию общенационального языка, движение за литературу на разговорном языке и реформу письменности. На протяжении примерно четырех веков язык северной столицы, называвшейся Бэйпин, Бэйцзин и Пекин, становился все более престижным и широко употребительным и назывался гуаньхуа «чиновничий, официальный язык» (отсюда западное название «мандаринский»), гоюй «национальный язык» и путунхуа «общепонятный (т.е. не местный) язык». В его основе лежит диалект Пекина. Радиостанции всегда принимают на работу дикторами мужчин и женщин, родившихся и получивших образование в Пекине.

Движение за литературу на разговорном языке ставит целью использование языка, на котором говорят в повседневной жизни и который называется байхуа, вместо вэньяня, считавшегося единственным приемлемым языком для написания серьезных текстов до тех пор, пока Ху Ши не провозгласил в 1917 движение за использование байхуа. За исключением буддийских наставлений эпохи династии Тан (618–907) и некоторых философских текстов периода династии Сун (960–1269), вся письменность на разговорном языке местного населения ограничивалась популярными рассказами. Теперь на байхуа выходят книги и периодические издания, и он все больше вытесняет вэньянь.

Третий процесс – реформа письменности. Китайская система письма не претерпевала радикальных структурных изменений со 2 в. до н.э. Существовавшие иероглифы прекрасно подходили для записи вэньяня, в котором почти все слова односложные. С распространением байхуа и изменением фонетического облика слов многие старые фонетические различия исчезли, и это – одна из причин того, почему на вэньяне никогда не разговаривают носители китайских диалектов. Предложение , означающее "Смысл еще более странен", было понятно как в написанном виде, так и на слух в прошлом, когда оно произносилось (знак обозначает гортанную смычку); но на путунхуа оно сейчас звучит yi 4 yi 4 yi 4 yi 4 и непонятно на слух даже в контексте, хотя в написанном виде остается совершенно безупречной фразой на вэньяне. (См. крайний случай такого рода в иллюстрации.) Совпадение произношения различавшихся в прошлом слов бессознательно компенсировалось в разговорном байхуа главным образом за счет использования многосложных слов. Однако в письменном байхуа в иероглифах неизбежно возникала избыточность. Например, иероглиф zhong 1 "преданный" состоит из zhong 1 "середина" и xin 1 "сердце", что графически совершенно правомерно, но на слух такое слово нельзя однозначно понять. Поэтому в байхуа слово "преданный" будет zhong 1 xin 1 (буквально "преданный сердцем"), что более понятно на слух, но когда оно написано иероглифами , то сразу становится заметной избыточность – повторение иероглифа "сердце". Таким образом, все большее использование байхуа на письме служит дополнительной причиной – помимо трудности изучения иероглифов – для создания фонетической системы письма. С 1910 и до настоящего времени проводятся различные кампании борьбы за грамотность, обычно в сочетании с преподаванием путунхуа и обучением унифицированному стандартному произношению. В этих целях для записи чтения иероглифов использовалась система из 37 национальных фонетических знаков, созданных на основе черт китайских иероглифов. До сих пор в Китае ни при одной власти ни одна официальная акция не ставила целью немедленное принятие фонетической системы письма взамен иероглифов, хотя отдельные лица и правительство предпринимали шаги для подготовки к реформе. В то же время предпринимались различные меры по упрощению написания иероглифов, что, впрочем, не всегда приводило к большей упорядоченности их графической структуры.

На протяжении 1960-х и 1970-х годов тенденция к образованию многосложных слов стимулировалась отчасти наплывом иностранных терминов, тогда как лаконичный вэньянь продолжал служить источником для создания многочисленных политических лозунгов. Неуклонно осуществлялось упрощение иероглифов, дошедшее до такого состояния, когда дальнейшее упрощение кажется маловероятным. Успешно внедрялся путунхуа, хотя никогда не ставилось целью, чтобы он заменил собой местные диалекты в повседневном устном общении. (Более того, в разных местностях наблюдаются заметные различия в произношении, когда люди говорят на путунхуа. В процессе превращения в государственный язык путунхуа утрачивает тесные связи с пекинским диалектом, испытав влияние языка различных руководителей государства родом из провинции.)

Повышенное внимание к системе пиньинь привлекло принятое в КНР в 1979 решение использовать ее в публикациях, предназначенных для распространения за рубежом. В долгосрочной перспективе в КНР ставят целью заменить иероглифы пиньинем, который должен стать общепринятой системой китайского письма.

Литература:

Драгунов А.А. Исследования по грамматике современного китайского языка . М. – Л., 1952
Солнцев В.М. Очерки по современному китайскому языку . М., 1957
Яхонтов С.Е. Категория глагола в китайском языке . Л., 1957
Люй Шу-сян. Очерк грамматики китайского языка , тт. 1–2. М., 1961–1965
Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык . М., 1965
Коротков Н.Н. Основные особенности морфологического строя китайского языка . М., 1968
Зограф И.Т. Среднекитайский язык . М., 1979
Софронов М.В. Китайский язык и китайское общество . М., 1979
Большой китайско-русский словарь , тт. 1–4. Под ред. И.М.Ошанина. М., 1983–1984
Большой русско-китайский словарь . Пекин, 1985
Библиография по китайскому языкознанию , тт. 1–2. М., 1991–1993



Когда речь заходит о китайском языке, большинство людей обычно вспоминают, что он считается и самым распространённым в мире. Однако это не единственные особенности этого необычного и очень интересного языка, значение которого в мире , по мере развития Китая и роста влияния этой страны на мировую экономику.

1. Считается, что на китайском языке говорят порядка 1,4 миллиарда человек. Большинство из них проживает в КНР, Тайване и Сингапуре. Плюс немало китайских общин можно найти по всему миру, они есть на всех континентах. При этом больше всего китайских общин в Северной Америке, Западной Европе, Азии и Австралии. Очень мало их в Южной Америке и практически нет в Африке и Восточной Европе (кроме России, где число китайцев все последние годы увеличивается очень быстрыми темпами).

2. Китайский считается одним из самых древних языков. До нас дошли также образцы китайской письменности, датируемые 14-м веком до нашей эры. Эти надписи были сделаны на костях животных и использовались, вероятнее всего, для гадания.

3. Китайский язык отличается большим количеством диалектов, которые разбиты на 10 (по другим данным - 12) диалектных групп. При этом отличия между диалектами подчас бывают столь велики, что жители одной провинции Китая не в состоянии понимать жителей другой. При этом основные отличия между диалектами фонетические и лексические, грамматические же отличия не так заметны. Интересно, что существует теория, согласно которой китайский никак нельзя назвать единым языком. По мнению некоторых лингвистов, на самом деле это семейство языков, которых ошибочно относят к отдельным диалектам.

4. Нормативным китайским языком, используемым носителями разных диалектов при общении друг с другом, является «путунхуа» (pǔtōnghuà ), основанный на нормах пекинского диалекта. В западных странах его называют «мандаринским» (standard mandarin ). Путунхуа является официальным языком КНР, его используют СМИ. В Тайване официальный язык - это «гоюй» (guóyǔ ), а в Сингапуре - «хуаюй» (huáyǔ ). При этом разница между этими тремя языками невелика, их носители прекрасно понимают друг друга.

5. Чем ещё знаменит китайский язык, так это своими иероглифами. Считается, что их существует порядка 100 тысяч. Впрочем, многие из них сегодня почти не используются и встречаются исключительно в древней литературе. Знания 8-10 тысяч иероглифов более чем достаточно для того, чтобы читать практически любые современные тексты, специализированные газеты и журналы. Для повседневной же жизни вполне достаточно знания 500-1000 высокочастотных иероглифов. Считается, что такого числа вполне хватит, чтобы разбирать большинство бытовых текстов.

6. При этом многие иероглифы исключительно похожи друг на друга, отличаясь порой только одной чёрточкой. А всё потому, что при их образовании используются одни и те же основы, называемые радикалами. При этом нередко бывает так, что разные слова обозначаются одними и теми же иероглифами, значение которых в таких случаях нужно понимать из контекста. А иногда отсутствие одной чёрточки может изменить значение иероглифа на прямо противоположное.

7. Один иероглиф всегда записывает один слог. При этом почти всегда он же представляет собой одну морфему. Например, для приветствия используются запись из двух иероглифов, которые читаются как «Ni hao» и означают буквально «Вы хороший». Подавляющее количество китайских фамилий записываются одним иероглифом и состоят из одного слога.

8. Китайский - это тональный язык. Для каждой из гласных может быть сразу пять вариантов произношения: нейтральное, высокое ровное, среднее восходящее, исходяще-восходящее и высокое нисходящее (а, ā, á, ǎ, à ). Уловить разницу между ними нетренированное ухо подчас просто не в состоянии. А ведь лёгкое изменение тональности может полностью изменить значение слова. Не удивительно, что среди носителей китайского немало людей с отличным музыкальным слухом. Ведь такую особенность они неосознанно развивают в себе с самого детства.

9. С 1958 года в Китае стала использоваться слоговая азбука, записываемая символами латинского алфавита - пиньинь (pinyin ), буквально «фонетическое письмо». Благодаря ей появилась возможность записывать китайские иероглифы латинской транскрипцией. Тональности при этом передаются надстрочными знаками. В некоторых случаях записи на пиньинь выглядят весьма оригинально. Например, «mā mà mǎ ma», что переводится, как «мама ругает лошадь?». Этот пример, кстати, отлично демонстрирует важность тональности в китайском языке. Иероглифический вариант этой записи выглядит как 妈骂马吗.

10. Одновременно с этим китайский язык отличается исключительно простой грамматикой. Глаголы не спрягаются, роды отсутствуют, даже привычного для нас понятия множественного числа тут нет. Пунктуация присутствует только на самом примитивном уровне, а фразы строятся строго по определённым конструкциям. Если бы не безумное произношение и огромное количество иероглифов, то китайский был бы одним из . Но не сложилось.

11. Тем, кто изучает китайский язык часто приходится сталкиваться с необычными конструкциями, отсутствующими в других языках. Например, тут нет слов «да» и «нет». Ответы на вопросы требуют использования других грамматических конструкций. Непривычна и необходимость использования специальных знаков, обозначающих количество. Например, для того чтобы сказать «шесть яблок» нужно между числом и названием предмета поставить значок «个», который используется для обозначения количества. Подобных специальных знаков в языке около 240.

12. Китайский хорошо подходит для всевозможных каламбуров, которые используются носителями охотно и очень часто. А иероглифические записи могут смотреться исключительно красиво. Не удивительно, что европейцы часто используют их для оформления интерьеров, обычно совершенно не понимая смысла написанного.

На территории КНР (Китайской Народной Республики) существует очень много действующих языков и их диалектов. Их количество уже почти подошло к 300, причем, один из них является вымершим. Большинство из языков практически не изучены, а вот некоторые поддерживаются государством и используются на большей части страны. В их число входят китайский или путунхуа, монгольский, чжуанский, уйгурский и тибетский.
Однако официальным разговорным языком во всей стране все-таки является язык путунхуа, хотя некоторые районы имеют дополнительные, признанные официально языки. Однако даже государственный язык имеет различия на разных территориях в пределах Китая. Поскольку, в проживает много разных национальностей и народов, то разговорных языков также насчитывается не один десяток. Их можно отнести почти к 9 языковым семьям: сино-тибетская, тай-кадайская, мяо-яо, австроазиатская, алтайская, индо-европейская и австронезийская.

Путунхуа – основной язык Китая

Данный язык является государственным не только на территории Китайской Народной Республики, но и в и Тайване. Письменный вариант путунхуа называется байхуа. Говоря как раз о письменной форме языка, стоит отметить, что его лексическая и произносительная база основана на пекинском диалекте китайского языка. Грамматика более современна, но также связана с этим диалектом.
Как многие языки Азии, путунхуа относится к группе изолирующих тоновых языков. При его изучении стоит запомнить главное, что если менять тон голоса при произнесении одного и того же слова, то его значение меняется, что может вызвать непонимание в разговоре. Любой слог в слове в этом языке является самостоятельной морфемой, кроме одного суффикса «эр».

Диалекты путунхуа

Очень часто этот язык называют «всеобщим», поскольку он используется в науке, политике, бизнесе и в литературе. Все остальные диалекты, которые существуют помимо путунхуа, имеют определенные различия, и носители разных говоров могут не понять друг друга, хотя проживают на территории одной страны.
Несмотря на все различия, практически все известные диалекты путунхуа основаны на одно грамматическом строе и имеют схожий словарный состав. Но вот различия в лексике существуют весьма значительные. Тональность и произношение различаются больше всего. Правда, все эти диалекты можно объединить в группы. На территории одной группы языков жители свободно общаются без потери смысла беседы, прекрасно понимая друг друга. Выходцев из другой группы, как было отмечено ранее, понять практически невозможно.
Данный язык преподается во всех учебных заведениях Китая, как родной и широко пропагандируется правительством и СМИ на территории всей республики, это нужно для того, чтобы все население постепенно переходило на единый язык.

Изучение китайского языка

Почти все начинающие изучить этот язык предполагают особые трудности. Это возникает из-за того, что существует путаница между письменным и разговорный китайским. Как раз сложность заключается именно в письме. Его изучение – это сложный и трудоемкий процесс. Хоть разговорный выучить чуть легче, но проблем там тоже хватает: овладеть тонами и выучить все правила произношения – задача не из легких.
Как во многих других языках, например, английском, в китайском языке также есть знаменательные, служебные и строевые слова, куда входят предлоги, частицы и союзы. К знаменательным словам можно задать вопросы. При построении предложений используется мало грамматических средств, даже включая сложные. В китайском нет падежей, а предлоги играют важную роль. Трудно составить ряд определений, предшествующих определяемому слову. Например, в том же английском, это порядок строго фиксирован, а здесь такого нет.
Глаголы в китайском языке не спрягаются по лицам и числам. Часто используются модальные глаголы и суффиксы, которые служат для изменения глагола по временам. Нужно усвоить, что в языке есть особая система модальных частиц, без которых невозможно ни составить, ни понять предложение.

Кроме того, в китайском языке нет неслоговых суффиксов, они обязательно должны образовать слог, а не иметь в свое составе одну букву. При этом в языке масса многосложных слов и очень развита система словообразования с преобладанием словосложения.
Китайскому языку свободно обучают на территории любой страны. Почти всегда изучение предполагает поездку в страну, чтобы добиться лучшего результата. Это называют «методом погружения». Язык неразрывно связан с традициями и культурой страны, поэтому это станет хорошим подспорьем в изучении китайского.
Также можно нанять репетитора или посещать групповые курсы. Влияние Китая в мире повышается, поэтому многие люди начинают понимать важность изучения китайского языка для развития собственного бизнеса и улучшения собственного благосостояния.

Китайский язык – один из древнейших языков мира. Первые письменные памятники относятся к эпохе династии Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э., а точнее, XIII-XI вв. до н. э.). Они представляли собой гадательные надписи на щитках из коровьих лопаток и черепашьих панцирях. Позже гадательные надписи стали делать и на бронзовых сосудах. Затем, в VII в. до н. э., появились и первые художественные письменные памятники, которые отражали устную речь. Созданная во времена династии Западная Чжоу (XI в. – 770 г. до н. э.) «Книга песен» («Шицзин») была самой ранней антологией поэзии в Китае. В нее вошли 305 стихотворений, большая часть из которых датируется именно этим периодом.

В V-III вв. до н. э. письменная речь перестает отражать те изменения, которые произошли на протяжении веков в устной речи. Поэтому в этот период формируется литературный язык вэньянь , основанный на нормах древнекитайского языка. Вэньянь непрерывно функционировал на протяжении всей последующей истории Китая, однако уже к VII-IX вв. он перестает отражать устную речь, оставаясь языком науки, техники, политики и администрации. В это время в Китае формируется новый язык, более близкий к устной речи, – байхуа . Появившиеся к XIV в. китайская драма и китайский роман написаны именно на байхуа. Что касается философской прозы и новеллы, то они традиционно пишутся на вэньяне. Таким образом, начиная с эпохи Сунн (X-XIII вв.) в Китае сложилась ситуация своеобразного двуязычия: параллельно существовали письменный вэньянь и устно-письменный байхуа.

Становление нового языка байхуа сопровождалось появлением новых морфологических черт – развитием двусложной (и, соответственно, двуморфемной) нормы слова, появлением словообразовательных и формообразовательных аффисков, развивавшихся из знаменательных слов. Одновременно упростился звуковой состав слога (исчезновение стечений согласных, падение почти всех конечно-слоговых согласных и т. п.).

К XIV в. вырабатывается и относительно общий разговорный язык, в основе которого лежал пекинский диалект. Он получил название гуаньхуа , или мандаринское наречие .

В начале ХХ в., а именно к 1919 г. байхуа одержал победу над вэньянем и стал единственным литературным языком, но это коснулось в первую очередь художественной литературы, тогда как во многих сферах официальной коммуникации влияние вэньяня продолжало сохраняться и в последующее время. Кроме Китая вэньянь был широко употребителен за пределами страны – в Корее, Японии, Вьетнаме.

Что касается общего разговорного языка, то после Синьхайской революции 1911 г. в стране стал усиленно внедряться современный разговорный язык – гоюй . Языковая политика всех правительств была направлена на создание единого языка, основанного на пекинском диалекте.


После образования КНР правительство определило цель своей языковой политики как «унификацию диалектов китайского языка», о чем сообщил премьер госсовета Чжоу Эньлай в докладе на совещании, созванном Народного политического консультативного совета Китая 10 января 1958 г. В качестве основного средства для достижения этой цели он назвал обучение национальному языку. Основную цель в распространении национального языка, по мнению Чжоу Эньлая, должно было сыграть его преподавание в школе. В 1955 г. единый государственный национальный язык получил новое наименование – «общепонятный язык», или путунхуа . Согласно официальному определению, путунхуа – это «общий язык китайской нации, основой которого являются северные диалекты, стандартным произношением – произношение Пекина, грамматической нормой – образцовые произведения современного байхуа».

Распространение путунхуа началось с 1956 г., когда его нормы только создавались, и активно продолжалось до 1960 г., после чего из-за внутренних неурядиц пошло на убыль.

В настоящее время путунхуа является государственным языком КНР. Задача распространения путунхуа оказалось настолько важной, что в 1982 г. упоминание о ней включено в Конституцию КНР. В 1986 г. принята новая программа распространения путунхуа. Она предусматривала превращение его к началу наступившего тысячелетия в общекитайский язык устного общения и образования. Его знание признается важным в таких областях общественной жизни и ведомственных структурах, как центральный партийный и государственный аппарат, армия, крупное промышленное производство, школа, центральное радио и телевидение, кино. Это язык современной китайской общественно-политической, научной и художественной литературы. В сфере сельскохозяйственного и мелкого промышленного производства, в бытовом общении по-прежнему преобладают местные диалекты. Значительная часть городского населения, особенно жители крупных городов, обычно в большей или меньшей степени владеет путунхуа. По данным на конец 1998 г., только пятая часть китайцев готова считать путунхуа своим родным языком, а 80% населения владеют им лишь на самом простом разговорном уровне. Не случайно поэтому, что закон (если речь не идет о радио или телевидении) допускает употребление диалектов «при необходимости» или «в случае крайней необходимости». С 1998 г. каждый сентябрь властями регулярно проводится неделя пропаганды путунхуа, чиновники, учителя, журналисты радио и телевидения, а также актеры должны сдавать экзамен (тест) на уровень знания национального языка. Например, в Шанхае, одном из крупнейших мегаполисов и крупном диалектном центре Китая, к 1 января 2004 г. все 100 тысяч чиновников должны были иметь удостоверение об уровне знания путунхуа. Все поступающие на государственную службу уже с 2002 г. предварительно сдают экзамен на знание путунхуа.