Равнодушие в произведении последний срок. Анализ произведения последний срок распутина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новотрёминская средняя общеобразовательная школа

МКОУ НОВОТРЁМИНСКАЯ СОШ

СОРОКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Учитель русского языка и литературы

П. Новотрёмино

Тайшетский район, Иркутская область

Описание методической разработки

    Урок: аналитическая беседа с комментированным чтением

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести В.Г.Распутина «Последний срок». Произведение рассматривается как эстетическая и нравственная ценность, которая не замыкается только в рамках времени его создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя. В то же время работа является результатом поиска конкретных путей обновления урока, методических приемов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом своих возможностей, подготовки и интересов современных школьников.

Альтернативный подход в изучении повести В.Распутина «Последний срок» позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения, понять замысел автора, его концепцию времени и человека, «высветить» главную проблему через один интересный эпизод, подвести старшеклассников к желанию самостоятельно поработать над поставленными вопросами, читать и перечитывать текст, формировать читательскую самостоятельность.

    Учебный предмет – литература.

    Одиннадцатиклассники владеют не только навыками устной и письменной речи, у них сформировано представление о литературе как виде искусства. Понимая его внутренние законы, они применяют полученные знания в процессе творческого чтения. Владеют следующими навыками и умениями:

Воспринимают и анализируют художественный текст в его жанрово – родовой специфике;

Выделяют смысловые части текста;

Выделяют и формулируют тему, идею, проблематику произведения, творчески характеризуют героев;

Умеют выделять особенности сюжета и композиции, находить изобразительно – выразительные средства, выражать своё отношение к прочитанному.

5. Форма учебной работы - классно – урочная

6. Возможно использование демонстрации слайдов программы PowerPoint . Слайды с иллюстрациями на тему «Природа Байкала», фотоэпизоды из жизни писателя В.Распутина.

«Звенья одной цепи»

в повести В.Г.Распутина «Последний срок»

XI класс

Цель урока: познакомиться с биографией В.Г.Распутина; раскрыть и обсудить ряд проблем, поставленных автором.

Оборудование: портрет В.Г.Распутина.

Методические приемы: краткий обзор творчества В.Г.Распутина, аналитическая беседа, комментированное чтение.

Современной молодежи трудно понять, чем жили их сверстники, родители каких то 20 – 30 лет назад. В.Г.Распутин писал: «Там, в родном, и надо искать читателя. Оттуда он и придет. Не заманивать его, не заискивать. Не повышать голоса, а выдохнуть из души чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слезы, и запело сердце. Мы умеем это делать. И мы обязаны это сделать.»

1960 – 1980 –е годы оказались временем, когда в литературе активно заявило о себе новое литературное направление – деревенская проза. Сама по себе деревенская тематика и проблематика разрабатывалась в русской литературе XX века и раньше (в творчестве М.А.Шолохова, И.А.Бунина, Л.Леонова). Но с появлением на литературном небосклоне рассказов, повестей, романов Ф.Абрамова, В.Белова, Е.Носова, В.Распутина, В.Шукшина это явление обрело иные качественные характеристики. Деревенская проза существенно отличалась по направлению поисков и стилистике. С одной стороны, здесь как бы ожили через десятилетия традиционные крестьянские воззрения на нравственность, духовность, которые отвергались официальными идейно – философскими установками советской эпохи, а с другой – отразились трагические, но не бесплодные испытания XX в. В это же время деревенская проза обогатила современную литературу своими художественными открытиями, создав целую галерею запоминающихся характеров.

Вспомним «Последний поклон» В.Астафьева, где перед нами предстает образ мудрой бабушки, которая является хранительницей высокой нравственности. Вспомним также рассказ В.Шукшина «Чудик», главный герой которого очень впечатлителен, раним, но остро, чувствует дисгармонию и красоту мира. В повести В.Белова «Привычное дело» мы знакомимся с замечательным деревенским тружеником. Писатель не идеализирует героя. Но мы понимаем, что Иван Африканыч оказался куда благороднее иных городских с высшим образованием.

В одном строю с этими талантливыми писателями стоит В.Г.Распутин. Всех их объединяет одно: в своем творчестве они с философской и психологической глубиной, лирической проникновенностью раскрывают перед читателями духовный облик человека, живущего в деревне.

Сегодня мы знакомимся с замечательной повестью В.Г.Распутина «Последний срок». Валентин Григорьевич говорил: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо».

Краткие биографические сведения предваряют работу над текстом. Ученик рассказывает биографию писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в Сибири, в поселке Усть – Уда, расположенном на берегу Ангары. Рос в деревне Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег Братского моря, так что трагедию затопления Матёры писатель прочувствовал на себе.

О годах своего военного детства Распутин скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе.» Такая общность людей стала для писателя эталоном человеческих взаимоотношений. К чтению будущий писатель пристрастился рано. Был маленьким деревенским грамотеем. Ему часто приходилось читать или писать безграмотным старикам.

В.Г.Распутин учился в Иркутском университете на историко – филологическом факультете. Много читал как произведения зарубежных писателей, так и русских, но предпочтение отдавал Ф.М.Достоевскому и И.А.Бунину. После окончания университета занимался журналистикой, работал спецкором на различных крупнейших стройках Абакан – Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС. В середине 1960 –х годов выходят в свет книги очерков «Костровые новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966). В следующем году вышла книга рассказов «Человек с этого света», в которой заявлена важная распутинская тема – тема памяти, непрерывности человеческих отношений. Затем идет ряд значимых произведений: рассказ «Василий и Василиса», «Уроки французского», «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», «Пожар» и многие другие.

В начале 80 –х годов писатель создал цикл рассказов: «Век живи – век люби», «Что передать вороне?» и другие, в которых отошел от деревенской тематики, но остался верен нравственной проблематике.

В.Распутин активно занимается актуальными проблемами современности: экологическими, нравственными, литературно – организационными. Живет в Иркутске.

Беседа с комментированным чтением.

Мы уже знакомы с творчеством В.Г.Распутина , с его повестью «Прощание с Матёрой». Сегодня вашему вниманию предложена повесть «Последний срок».

Каковы ваши первые впечатления о произведении?

Поражает равнодушие детей к матери. Возникает много вопросов. Почему дети отказались от Анны, почему они не понимают друг друга? Откуда в людях так много черствости, ненависти, холодности? А где милосердие, доброта, элементарная порядочность? И почему любимая Таньчора не приезжает проститься с матерью?

Сюжет повести прост. Старуха Анна умирает. Михаил (сын Анны) посылает брату и сестрам телеграммы. Приезжают почти все, нет только самой любимой – Таньчоры (младшенькой). Но происходит чудо: обрадованная приездом детей, мать неожиданно оживает.

Тема жизни и смерти, вечная тема в мировой литературе, волнует В.Распутина.

Что оставит человек после себя? Выполнила ли Анна свое главное предназначение?

Да. Она остро ощущает себя связующим звеном в цепи поколений. («...Для того и приходит в мир человек, чтобы мир не оскудел…») Смерть высвечивает характеры всех героев. Казалось бы, какое может быть философское мироощущение у старухи Анны? Простая русская женщина, много потрудившаяся на своем веку, родившая много детей (осталось только пятеро), к своим восьмидесяти годам «выработалась», но смерти не боится. Умирали все ее родные, теперь ее очередь. «Нет, ей не страшно умереть, всему свое место.» «Изжилась до самого донышка…»

А когда – то у Анны была другая жизнь. Была и она молода.

Как прожила Анна свою жизнь?

Чтение отрывка из 10 главы со слов «…Но она не жаловалась на свою жизнь…» до слов «…И до того ей хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно поет в груди.»

Иногда кажется, что жизнь Анны однообразна. Так ли это?

Какое уж однообразие: тяжелая, порой непосильная колхозная работа, пятеро детей. Кажется, что красота земная проходит мимо. Нет не проходит. Она хорошо помнит «послушные ягодные кусты на берегу реки», «ветки березы на опушке леса», она умеет слушать, как «дышит в ночи изба, освещенная колдовским, рясным светом звезд», чувствует «кружение неба над избой.»

Какие нравственные категории можно выделить в характере Анны?

Незлобивость и любовь ко всему, что окружает. Долг, совесть, открытость души. Так живет простая сельская труженица, которой столько досталось в этой жизни. Но не растеряла она доброты и щедрости души. Проследим, как Анна разговаривала с хромоногой лошадью. (Чтение отрывка со слов «Конь повернул к ней острую, как клюв, морду и потянулся к ее рукам губами…» до слов «…Ох ты, Игреня ты, Игреня.») Эта сцена раскрывает мудрость народного характера. Конь для крестьянина – неотъемлемая часть жизни. С раннего детства дети были приучены ухаживать за животными, хорошо знали их повадки, любили их. Для Анны важно не то, что коня могут признать «дизентиром», для нее главное – чтобы конь жил. И измученный непосильным трудом, «конь тронулся» и «заковылял дальше». Удивительно, конь и человек поняли друг друга. Добрая, сострадательная, любящая душа Анны словно влила жизнь в коня, поделилась теплотой, любовью.

Обращает на себя внимание и дружба двух старух – Анны и Миронихи. Что их связывает? Долгие годы общения, дружба. Когда – то Мирониха была боевая, крикливая, «только в последние годы стала посмирней». На работу она «была жадной». Еще и сейчас ее руки «наизготове». Природа подарила ей крепкое здоровье. Хотя она жалуется на боли в ногах, но все еще бегает за своей часто теряющейся коровой. Мирониха понимает, что Анна скоро умрет, но продолжает говорить бодро, с юмором: «Да и что это за баба без коровы?» Анна и сама долго «хваталась за подойник, пока ей не запретили». Было время, когда в каждом крестьянском подворье жила скотина. Все бережно относились в животным, так как мясо, молоко, шерсть и другие продукты были необходимы большой семье.

Старухи понимают, что скоро они расстанутся навсегда. Анна просит Мирониху помочь детям «сподобить» ее, так как понимает, что дети этого сделать не могут – не умеют, а уйти «туда» хочется «по правилам», соблюдаемым на Руси испокон веков. Нельзя без слез читать строчки прощания старух. Когда Анна для прощания подала руку, то «Мирониха вдруг дернулась, неловко клюнула головой и прижала старухину руку к своей щеке.» Обе они испытали «чувства полной, ясной и светлой законченности и убранности этой давней и верной дружбы.»

В повести часто появляется солнце. Это своего рода связь героини с космосом. Читаем: «Она подняла глаза и увидала, что, как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи.» Эти лучи греют душу старухе, дают успокоение. Анна словно растворяется в мире. Ей кажется, что она уже жила когда – то, прожила теперешнюю жизнь, а теперь уйдет, растворится там, где звонят колокола, где много света.

Старуха, умирая, очень верила, что самое важное, что не дано знать при жизни, она теперь узнает, «скажут ей вековую тайну – что с ней было и что будет.» В последние годы Анна много думала о солнце, земле, траве, деревьях, птицах, о всех тех явлениях, которые происходят вокруг. Думала, что, живя рядом с людьми, она приносит им радость. Ее мучил вопрос: что останется после нее? Старуха понимает, что и «…необязательно быть здесь, чтобы слышать их повторяющийся, зовущий голос – повторяющийся для того, чтобы не потерять красоту и веру, и зовущий одинаково к жизни и смерти.»

Была ли счастлива Анна?

Семейная жизнь старухи сложилась нелегко, но она никогда никому не жаловалась. Муж умер несколько лет назад. Умереть ему довелось дома, хотя мог погибнуть на фронте. Анна видела в этом какой – то тайный знак «и сразу примирилась со стариком». Читала молитву: «Господи, прости нам прегрешения наши…» Она не случайно произносит слово «наши» вместо «его». С ним, мужем своим, делила она все тяготы и беды семейной жизни. А как же иначе, ведь он был отцом всех ее ребят – мертвых и живых.

Анна несет свой крест достойно. В ее жизни было много несчастья, но она знает, что жить надо при любых обстоятельствах, а думать о смерти грешно. «Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их в себя для себя же, для своего продолжения, для того, чтобы озариться их потайным огнем.»

Сама Анна прожила свою жизнь достойно: много трудилась, любила родителей, почитала мужа. Но вот с детьми что – то не получилось, не сладилось. Не слушали дети мудрого сердца матери, шли своей дорогой, искали свое счастье. И последние мысли Анны связаны с детьми.

Как сложились судьбы детей?

Старуха не идеализирует их, но в каждом видит доброе, каждого прощает. В том, что они порой грубоваты, невнимательны, ссорятся, обижаются по мелочам друг на друга, Анна винит только себя («не доглядела», «не уберегла»).

Антиподами старухе Анне выступают ее дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил. Какими же мы их видим на страницах повести? Отмечаем, что каждый из них живет только своими мелкими интересами, они словно плывут по течению жизни.

Варвара, старшая дочь Анны, несколько глуповата, порой простодушна, ленива. Она приехала сразу же, как получила телеграмму, но, увидев, что мать и не собирается умирать, торопится уехать. Дома у нее остались дети, муж. Удивительно, но она своих детей не приводит проститься с бабушкой. Вероятно, ей это и в голову не приходит. А жаль. Какой нравственный урок могли бы получить дети! Но нет – опять упустили… Дети – звено в цепи поколений. И каким будет это звено (крепким или слабым), зависит от родителей.

На примере судьбы Варвары мы видим, как рвутся кровные связи.

Родители живут своими интересами, а дети своими. Варвару волнует лишь одно – заполучить платье, которое шила Люся для похорон матери. Она и к Анне относится равнодушно (знает, что «положено» приехать на похороны – так принято, и не более). Но именно ее старуха учит причитать, она чувствует, что из всех детей только Варвара могла бы с этим справиться. («Я ишо мамочку свою тем провожала, и ты меня проводи, не постыдись.») Какой важный момент в жизни этих женщин! Именно сейчас они так близки и понятны друг другу. И кажется, что светлая душа матери переливается в душу дочери. Сейчас они едины. Перед ними раскрывается Вечность. Мы словно слышим голос старухи: «…дальнюю сторонушку…», «…к матушке божьей церквы…», «…Ко своему роду – племеню.»)

Но вот образ Люси неоднозначен. Почему? Из сюжета мы узнаем, что Люся даже поработала какое – то время в колхозе, но, как и многие, «убежала» из деревни в город, где чисто, хорошо платят, люди какие – то другие». Да и прижилась. Ей «уже больше сорока», «моложавая» и «одета не как попало». Но теперь она гордая, высокомерно разговаривающая с родными. Чувствуется, что с ней что – то в городе произошло. А может, оторвавшись от родной земли, не привязалась к новой, городской жизни? Что – то с ней происходит. Совсем иной мы видим ее на прогулке по родным местам. Все ее волнует, ее острый глаз подмечает, что в деревне «не сеют, не пашут». Вспоминает она, как когда – то косила, возила траву. Было весело, потому что в те далекие (послевоенные) времена в деревнях жило много народу, было кому косить, пахать. Воспоминает «воскресники: то, что было не под силу одной семье, делали миром, брали с собой ребятишек, находя им сподручную работу.» А работа – то была «дружная, заядлая, звонкая, с разноголосицей пил и топоров.»

В.Распутин отмечает радость коллективного труда, когда «С обновленной землей менялись, казалось, и чувства…», когда «древние инстинкты с непонятной настойчивостью заставляли присматриваться, принюхиваться, отыскивая что – то и под ногами и в воздухе, что – то забытое, утерянное, но не исчезнувшее совсем.»

В какой – то миг Люся испытала чувство вины, словно она могла что – то изменить в этой, уже чужой, жизни. Но, к сожалению, это был только миг. Вернувшись с прогулки, она опять, словно улитка, ушла в свой мир, где ей уже было привычнее. Она опять постарается все забыть. Люся теперь практичный человек (не забыла перед отъездом купить ткань для платья – и это на похороны матери спешила.) Мать своим чутким сердцем ощущает холодность своей дочери, но она радуется, что дочь «выбрала» время и приехала проститься.

Тревожиться мать и за сына Илью. Странный он какой – то, с детства «заполошный»: никогда не узнаешь, «что выкинет он через минуту.» Жизнь его потрепала. К матери приезжал редко. Говорят, что от жены «терпит немало.»

Получив телеграмму, Илья приезжает проститься с матерью.

И вот стоит он перед нею. Трудно узнать в теперешнем сыне того, которого «держала в памяти.» Чувствует сердце матери, что и внутренне он изменился. Ей кажется, что ее Илью «заглотила рыбина…», «…теперь они живут в одном теле.» А когда – то и он был жадным до работы. В разговоре с Михаилом Илья вспоминает время, когда работал грузчиком («Вроде как чувствовали работу, считали ее за живую, а не так, что лишь бы оттрубить.»

Теперь же мы чаще видим его пьяным, так как пьет он вместе с братом Михаилом – то за встречу, то за радость, что мать «решила не умирать.»

Что можно сказать о Михаиле?

Михаил – натура более милосердная, он ближе всех матери по миропониманию. Он после армии остался жить в деревне, завел семью, у него есть сын, дочь Нинка, вертлявая, непослушная, но уже «у себя на уме.» Михаил много пьет, словно «глушит» боль, совесть за что – то.

Распутин вскрывает еще одну проблему – пьянство. Нравственное падение человека ярко показано в сцене пьянства мужиков в бане. И эта огромная беда захватила многих – и мужчин, и женщин. Обращаем внимание, что возле пьяных мужиков крутится дочь Михаила – Нинка. Она считает, сколько ей дадут пустых бутылок. Очень настораживает фраза: «Теперь судьба крепко связала ее с ними…» И это ли не предостережение, что очень часто дети идут по стопам своих родителей! Распутин словно бьет в набат, тревожась за будущее народа, ведь Нинка – звено в общей цепи поколений.

Пьянство отлучает человека от созидательного труда. В повести дается социальное объяснение инертности мужчин: слишком долго жизнь требовала от человека подчинения вместо творчества, крестьян оторвали от земли, лишили чувства хозяина. («Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали.»)

Почему именно Михаилу отводится роль связующего звена между прошлым и настоящим?

В чертах характера Михаила есть много хорошего – это ответственность за мать, семью, дом. Именно он будет хоронить Анну, именно он будет поддерживать дом. И хотя часто бывает груб, невнимателен, любит выпить, только Михаил еще способен удержать на своих плечах это нелегкое бремя. Он хозяин своей земли. Есть у него сын, который пока еще служит. Может, он явится тем звеном, которое и разорвать будет трудно, какие бы «преобразования» не сваливались на голову крестьянина. Земля наша давно ждет своего Хозяина, который сохранит ее, «обиходит», защитит от любого врага.

Таньчора самая младшенькая и самая любимая. Увидев у изголовья своих детей, Анна тревожится – нет Таньчоры. И так на протяжении почти всего сюжета. Старуха «ждала не переставая.» Но «ждать» времени не оставалось, хотя сердце Анны временами «чуяло Таньчору.» Мать давно не видела дочери, «а сколько давно, она не знала.» Письма ее перечитывала не раз, особенно ей нравились слова «мама моя!» Читая эти строки, Анна замирала от счастья и какого – то страха.

Таньчора была ласковее других ее детей, всегда держалась возле матери. Читая строки, в которых описывается ожидание дочери, волнуешься вместе с героиней. Иногда кажется, что луч солнца, проникающий в комнату Анны и ожидание Таньчоры, – одно и то же. Таньчора для Анны – тот лучик солнца, от которого тепло, светло, легко. А может, Таньчора – это сама Анна в молодости – легкая, веселая, любящая свою мать, любящая жизнь. И вдруг весть о том, что Таньчора, любимая, ненаглядная Таньчора, не приедет! «…В ту же ночь, не откладывая, старуха решила умереть. Делать больше на этом свете ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему.»

Но старуха продолжает думать о Таньчоре. Кажется ей, что «дождись она Таньчору, и смерть была бы чище и светлей – на это старуха и рассчитывала.»

В повести сталкиваются вечное и мимолетное, высшее и суетное. Мы ощущаем, что в большом единстве находятся прошлое и настоящее. Неотвратимая смерть становится реальностью. Дети, не дождавшись смерти матери, уезжают. Старуха просит их подождать хотя бы еще один день. Но дети неумолимы. Они упускают свой «последний срок», чтобы одуматься.

Люся: «Я бы с удовольствием пожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске.» Илья обещает приехать раньше лета. Какими циничными кажутся его слова, обращенные к матери: «Приезжай, мать. В цирк сходим.» Засобиралась и Варвара, объясняя: «…боюсь, как бы там ребяты без меня избу не спалили.» Дети разъехались, а старуха плакала. Остался Михаил, который, жалея мать, просит у нее прощения: «Не сердись на меня сильно. Дурак я.» Но слышала ли это старуха…

Анна уходит тихо. Всей своей нелегкой жизнью она заслужила тихую смерть. Это ей награда за терпение, смирение, за любовь ко всему живому.

Когда – то у В.Распутина спросили:

Чем дороги вам ваши старухи? Что станет с нами, когда их не станет?

Ответ писателя был таков:

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? Моя Анна говорит о себе и Миронихе: «Мы с тобой, однако, две последние старинные старухи, не ведающие старину, обычаев, не знающие народных песен, сказок, уткнувшись в телевизор… Говорится это не в осуждение им, а с болью за засыхание поэзии и узорчатости национальной жизни.

Домашнее задание: подготовка к сочинению.

Семейные отношения в повести В. Г. Распутина «Последний срок» Автор работы: Однопозова Алена, 10 класс

Задачи исследования Выявить причины ослабления родственных связей между родителями и детьми в понимании автора повести

Сюжет повести Главное действующее лицо повести это восьмидесятилетняя старуха Анна, которая живет у своего сына. Ее внутренний мир наполнен переживаниями о детях, которые уже давно разъехались и ведут жизнь отдельно друг от друга. Анна думает лишь о том, что ей хотелось бы увидеть их счастливыми до того, как она умрет. А если и не счастливыми, то просто увидеть их всех в последний раз. Но ее выросшие дети - это дети современной цивилизации, занятые и деловые, у них уже свои семьи, и они могут думать о многих вещах - и на все им хватает времени и сил, кроме матери. Почему-то о ней они почти не вспоминают, не желая понимать, что для нее ощущение жизни осталось только в них, мыслями о них она только и живет. Когда Анна чувствует приближение смерти, она готова потерпеть до конца еще несколько дней, ведь ей очень хочется увидеть свою семью. До своей последней минуты она любит их всей душой и жизненной силой, что еще осталась в ней, но дети находят время и внимание для нее только ради приличия. Они нелепы и неискренни в своем последнем желании уделить внимание умирающей матери. Ведь в последние дни жизни матери они могли бы хоть что-то подправить, могли просто искренне поговорить с ней и уделить ей внимание, но и на это их не хватило.

Образ Анны Пленительный образ женщины-матери создал В. Распутин в повести. Анна наделена щедрым сердцем, умением прощать обиды, окружать людей теплотой и заботой. В образе своей героини автор воплотил свои сокровенные мысли о великой духовной силе русской женщины, об огромной нравственной значимости ее природной роли матери, способной своей любовью противостоять злу в мире.

Простодушие и неискренность Варвары; фальшь, эгоистичность и псевдоинтеллигентность Люси Варвара – старшая в семье, лучше других знает народные обряды, но в силу своей недалёкости и излишнего рвения она раньше положенного приступает к исполнению обязанностей. Варвара из тех людей, о которых говорят: «безответные».Она не сумела, в отличие от Анны, стать настоящей хозяйкой и наставницей, привыкла постоянно плакаться на жизнь и тем приучившая близких не обращать на эти жалобы внимания. Люся - важный персонаж в романе. В отличие от Варвары, Люся, давно уехавшая в город, претендует на интеллигентность, культурность и потому противопоставляет себя другим. Происходит это не благодаря тонкой душевной организации, а вопреки ей, вследствие её отсутствия. «…городская вся с ног до головы, она и родилась-то от старухи по ошибке»

Внутренняя неустроенность, безликость Ильи; человеческая основательность, душевный такт Михаила Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи. В сыне ничего не осталось от того наивного, взбалмошного ребёнка, каким Анна его помнила. Его бойкость и говорливость выдают натуру суетную и неглубокую, торопящуюся со всем согласиться, ко всему приноровиться, лишь бы себе не в убыток, так он катится весёлым колобочком по жизни. Михаил - натура наиболее милосердная. Он способен понять высший, внутренний смысл в продлении внешне вроде уже бесполезного существования старухи. Совестливость и человечность определяют нравственный облик Михаила.

Душевная глухота самой любимой дочери Татьяны Меньше всего нам известно о самой младшей дочери Анны - Татьяне. Её мы можем увидеть глазами матери. В отличие от других детей Анны о Татьяне мы не знаем ничего плохого, достойного осуждения, никакого «изъяна», кроме одного, самого главного: она не приехала и никак не откликнулась на телеграмму. Так самый тяжелый удар нанесла матери её любимица.

Нравственная проблематика повести Валентина Распутина «Последний срок» Главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет утратой душевной связи человека со своими корнями. Покинув деревню, свою малую родину, дети старухи перестали часто видеться с матерью и друг с другом, и постепенно иссякло то чувство родства, ответственности каждого за всех, которое объединяло их раньше. И вот они уже любят мать издалека, а вся забота – изредка написать письмо в несколько строчек. Сами того не сознавая, они живут по принципу: «С глаз долой – из сердца вон». Таньчора, как ласково называет еще одну свою дочь старуха, не только не приехала проститься с матерью, но и вообще не дала о себе знать! Да и в деревне они уже только гости, удивляющиеся произошедшим не к лучшему переменам. Утратив связь с домом, с родной землей, со своими корнями, с тем невидимым, едва уже ощутимым наследием, оставшимся от пращуров, больше не ощущают себя «родовой», став всего лишь «родней», да и это понимают умом, но не чувствуют сердцем.

Утрата связи с материнским домом Находясь между жизнью и смертью, с горечью говорит Анна единственной своей подруге Миронихе: «Мы с тобой, однако, уж две последние старинные старухи на свете остались. Боле нету. После нас и старухи другие пойдут – грамотные, толковые, с понятием, че к чему в мире деется. А мы с тобой заблудилися…» Но не хочется мне соглашаться с Анной. Нет, не старуха заблудилась, а ее дети. Уверившись в выздоровлении матери, они спешат вернуться кто в район, кто в город, а она, воскресшая к жизни ради них, не выдерживает предательства и умирает. Последняя просьба матери: «Помру я, помру. От увидите. Сёдни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ничё боле не надо», - так и осталась неуслышанной ее уезжающими детьми.

Смысл заглавия повести «Последний срок» Не только Анне назначен последний срок для осознания своей души. Последний срок для прощения и прощания дан ее детям - остановиться, призадуматься. Вдруг скажет Михаил о матери: «Вроде загораживала нас, можно было не бояться...» Это мать их, больших, давно заматеревших детей своих, от смерти загораживала! И пока она есть на земле, есть для них надежда и защита. Жаль, что дети Анны понимают это лишь в недолгие минуты просветления. А в целом три дня в родной деревне наполнены для них легкой досадой. Ведь сыновья и дочери приехали почти на похороны, и то, что мать ожила с их появлением, кажется им непонятным и ненужным. Они маются, не понимая, что судьба подарила им последний шанс поговорить с матерью о самом главном, получить последнее благословение и напутствие, последний раз припасть к родным ласковым рукам. Когда-нибудь сыновья и дочери Анны поймут, что единственным нравственным Мерилом для них останется мать, поймут и устыдятся того, что пропустили ее последний срок.

Выводы В повести В.Г. Распутина «Последний срок» проблема взаимоотношений семьи поставлена остро и беспощадно. Главные проблемы общества обусловлены распадом семьи, ослаблением родственных отношений между детьми и родителями. Если рушится семья, рушатся элементарные фундаментальные нравственные устои личности, и внутренний мир человека превращается в руины. Причину нравственного упадка народа автор видит в утрате связи со своими корнями

Информационные источники 1. Ганичев В.Н. Валентин Распутин. М.: Дрофа. 2002 2. Жуков И. О повестях Валентина Распутина. М.: Просвещение, 1997 3. Журавлев. Русская литература ХХ века, учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы, М.: Просвещение, 2009. 4. Курбатов В. Жизнь и творчество Валентина Распутина. М.: Просвещение, 1991 5. Курбатов Валентин. Правда памяти и память правды. М.: Детская литература. 2002. 6. Распутин В.П. Повести и рассказы. М.: Детская литература. 2002.

В. Распутин — повесть «Последний срок». Проблему раз­рыва связей между поколениями ставит В. Распутин в повес­ти «Последний срок». Семья — это таинство, особый мир, все обитатели которого должны быть объединены любовью, ува­жением к близким. Грустно, когда ослабляются и рвутся род­ственные связи. «Без памяти народа своего, рода своего, се­мьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъеди­нимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас», — писал В. Распутин.

Сюжет повести «Последний срок» — прощание умираю­щей матери со своими детьми. Старуха Анна собирает своих детей, чтобы увидеться с ними перед смертью. Но радость от свидания придает ей новые силы, и она продолжает жить. Дети уезжают. А она ночью она умирает. Начинается произведение такой фразой: «Старуха Анна лежала на узкой железной кро­вати возле русской печки и дожидалась смерти, время для ко­торой вроде приспело: старухе было под восемьдесят». Закан­чивается просто и лаконично: «Ночью старуха умерла». В повести немного событий, но она насыщена философскими и нравственными вопросами.

Главная героиня, старуха Анна, противопоставлена здесь своим детям. Это великая труженица, жизнь которой проста, на первый взгляд, обыкновенна. «А старуха жила нехитро: рожала, работала, ненадолго падала перед новым днем в по­стель…». «Всегда одно и то же: теребили с чем-нибудь ребя­тишки, кричала скотина, ждал огород, а еще работа в поле, в лесу, в колхозе — вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам». В жизни героини было много страданий, несчастий. Она пережила войну, смерть не­которых детей, смерть мужа. Но Анна никогда не жаловалась на судьбу. В душе ее жила вера в Бога, любовь к миру, добро, совестливость, терпение и смирение. Жизнь героини напоми­нает нам жизнь праведников. «И никогда никому она не за­видовала, как бы удачно он ни жил и с каким бы красивым лицом ни ходил… — для нее это было нисколько не лучше, чем хотеть себе в матери чужую мать или в дети чужого ребенка. Своя жизнь — своя краса». В другом месте читаем: «Справ­лять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением — мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она прини­мала их для себя же, для своего продолжения…» Анна смирен­но переносит все испытания, выпавшие на ее долю. Она жи­вет в семье старшего сына Михаила, но старается не досаж­дать ему своим положением, болезнью. Прикованная к по­стели, умирающая, она просит детей не ссориться, помириться друг с другом, всегда помнить о том, что они — семья. Даже на смертном одре она устремлена к живому, к тому, что останется после нее. Все мечты героини о том, чтобы между сыновьями и дочерьми царило согласие. Мать не в состоянии осудить их даже тогда, когда они явно того заслуживают. Она может их только жалеть, хотя «почему жалела, она и сама не знала, не умела понять». В свои последние дни она вспоминает и трево­жится и о своей одинокой подружке Миронихе, посылает де­тей ее проведать.

Героиня Распутина очень одухотворенный, мудрый чело­век. Перед смертью она задумывается: ради чего мы живем? «Интересно, куда денется ее жизнь?» «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила?». С образом старухи Анны в повести не­разрывно связан образ Дома как некоего духовного центра, основания личности. Дети забыли родительский дом, почти не приезжают к матери. Таньчора, любимая дочка, не отозва­лась даже на телеграмму о смерти матери, не приехала совсем. Приехавшие же дети, Илья, Люся, Валентина ведут себя низ­ко, недостойно. Собрала их всех не любовь, а обязанность, желание соблюсти формальности. Неожиданное выздоровле­ние матери вызывает у них не радость, а замешательство и досаду Словно мать попусту вызвала их, спутала их планы. В постигшем семью несчастье они держатся порознь, бранят­ся между собой, Михаил и Илья пьянствуют. «Напоминание об умирающей матери не отпускало, но сильно и не мучило их: то, что надо было сделать, они сделали — один дал известие, другой приехал, и вот водку вместе принесли — все остальное зависело от самой матери или от кого-то там еще, но не от них — не копать же в самом деле могилу неготовому человеку!»

Смерть матери — серьезное испытание для ее взрослых де­тей. Пожалуй, никто из них не выдерживает его. Старуха Анна словно обнажает внутренний мир своих детей, просвечивает его лучами своей души. Мы видим в этих героях эгоизм, нрав­ственную глухоту, непорядочность. Михаил пытается облег­чить страдания матери, обманув ее, сказав, что просил сестру Таньчору не приезжать. Уезжают дети, даже не дождавшись смерти Анны, хотя она и просит их побыть еще.

В повести – катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери.
Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной.
Сыновья Анны Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали “простоя”, затянувшегося ожидания и крепко выпили. Дочери – эгоистка Люся и простодушная Варвара – едва не поссорились из-за своей доли у постели матери: Варваре кажется, что Люся совсем не заботилась о матери, а все заботы возложила на нее и брата Михаила. Это чисто бытовые неполадки, раздоры среди своих.
Кстати, мотив ссоры даже у гроба сближает повесть
В. Распутина с рассказом А. Платонова “Третий сын” (1938). У Платонова собрались на похороны матери шестеро сыновей (“громадные мужчины – в возрасте от двадцати до сорока лет”) и после встречи, воспоминаний о детстве начали веселую возню,

передразнивая друг друга, их охватила радость свидания. Платонов – тоже христианская душа, даже более строгая, аскетичная – сурово “окрикнул” расшалившихся детей: один из них, “третий сын”, вернулся во тьму комнаты, где стоял гроб, и упал безмолвно (“голова его ударилась, как чужая, о доски пола”), а другие среди ночи оделись, разбрелись по двору и заплакали, “точно мать стояла над каждым”…

У Распутина такого нажима на души нет, его печаль светла и снисходительна к слабостям детей. Старуха Анна не умеет осуждать детей, нависать над их душами, она, может быть, даже не видит их грехов. Ее заветы предельно просты, и к встрече с обителью вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику: она простилась с подругой, такой же старой, Миронихой, научила дочь Варвару, как следует ей оплакать мать по обычаю, “обвыть”. Единственная загадка для нее: почему не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна (Таньчора). Что случилось? Почему душевный зов словно не дошел до нее?

Еще трагичнее, двойственнее состояние души сына Михаила (в его доме мать и жила и умирает). С одной стороны, он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о ее великой роли и в его жизни: “Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая ее очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться… Вроде как на голое место вышел и тебя видать…” С другой стороны, ему уже и страшно за нынешнее поколение, за своих детей: кого он защитит, загородит, если он и работу уже не чувствует (не работа пошла, а “лишь бы день оттрубить”), и безнадежно сдается в плен водке. Как и целые семьи других, “унесенных водкой”, живущих не в жизни, а в деградации псевдожизни: “Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет…”
Валентин Распутин объективно запечатлел ситуацию, весьма драматичную для русского человека конца XX в.: он утратил опору в незыблемой, как казалось до этого, официозной идеологии, предписанной морали, на него надвинулись новые, непонятные ему силы – власть денег, тупого волюнтаризма всяких перестроек, ломок, “затоплений”, “пожаров”, осветивших облик “нелюдей”… Как устоять, где взять силы, веру, сберечь себя? Или вымаливать помощи у Бога, или вносить “добавку” – в виде водки – в организм, как Михаил, т. е. медленно убивать себя?


Другие работы по этой теме:

  1. В. Распутин – повесть “Последний срок”. Проблему раз­рыва связей между поколениями ставит В. Распутин в повес­ти “Последний срок”. Семья – это таинство, особый мир, все...
  2. Можно ли в молодости тратить столь ценное время на пустые мечты и откладывать на последний срок важные дела – вот проблема, над которой размышляет М....
  3. “Последний поклон” - этапное произведение в творчестве В. П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести...
  4. Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века...

На нравственную прочность испытывает деревню в своей повести Распутин ("Последний срок"). Анализ произведения представлен в этой статье. Всего три дня длится здесь действие: это время, дарованное Богом умирающей деревенской старухе Анне для того, чтобы повидаться с детьми, приехавшими в родную деревню попрощаться с ослабевшей матерью перед ее смертью.

Старуха Анна, прототипом которой является родная бабушка писателя, - олицетворение народной мудрости, духовности, щедрой материнской любви. Это ключевой характер крестьянской вселенной. «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся,— говорил писатель в интервью журналу «Вопросы лииературы» (1970. № 9). Факт собственной кончины деревенский человек воспринимает как естественное природное увядание. Отношение деревенского человека к смерти интересовало и Шукшина («Как помирал старик»). Герои обоих писателей «чуют» свой смертный час и торопятся без лишней суеты закончить мирские дела. И в то же время они неповторимо индивидуальны — даже у последней своей черты: старик в рассказе Шукшина представляет смерть трезво и зримо; старуха Анна по-женски поэтична, более того, иногда смерть ей кажется собственным двойником.

С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязь с природой, отношение отцов и детей), с образами детей — злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).

Половину текста повести занимает изображение детей: они раскрываются через поступок, речь, авторские оценки. Люся — человек твердый, последовательный, но жесткий, живущий по законам разума, а не чувствa; Варвара — добра, но неумна, в ней нет душевного такта. Сын Михаил — грубиян и пьяница, но именно с ним и его женой живет мать. Бесхарактерный Илья, много поездивший по свету, так и не приобрел ни ума, ни опыта. А Таньчора, бывшая в детстве самым ласковым ребенком, не приехала вообще. Автор никак не объясняет ее поступок, рассчитывая, что читатель добрый ее оправдает, найдя для этого свои доказательства, а недобрый - осудит. Перед нами попытка применить вариативный принцип в изображении поступков персонажей, который в разной форме в своем творчестве в 70-е годы испытывали В. Распутин н А. Битов.

Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него необратимыми последствиями. Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи. Это элементы того явления, которое позднее будет названо раскрестьяниванием.