Статья по теме инженерная психология. Объект, предмет и задачи инженерной психологии

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая когнитивные возможности человека с целью оптимизации его взаимодействия с техническими устройствами и искусственной средой (например, виртуальной реальностью). Центральной задачей инженерной психологии является изучение процессов, определяющих возможности оперативного понимания ситуации и действия в ней: внимания, сенсомоторных координаций, восприятия, запоминания, воображения, мышления, коммуникации и принятия решений. Важную роль в инженерной психологии играет изучение ограничений, накладываемых на возможности человека мотивацией, эмоциями, а также состояниями утомления и стресса, зависящими от режима труда и отдыха и психофизиологических ресурсов организма. Инженерная психология тесно взаимодействует с инженерно-техническими дисциплинами (информатика, робототехника, эргономика, техническая эстетика и др.). Эти связи и растущая роль человеческого фактора в функционировании технических систем обусловили тот факт, что вместо термина «инженерная психология» в близком контексте могут использоваться такие термины, как «когнитивная эргономика» и «инженерия человеческого фактора» (английский Human Factors Engineering).

Инженерная психология возникла в годы 2-й мировой войны и последующего военно-технического соревнования СССР и стран Запада, однако становление близкой проблематики происходило в рамках работ по психотехнике и психологии труда. Так, в начале 20 века психологи (Ф. Бартлетт, Г. Мюнстерберг) разграничивали задачи внешней психотехники (адаптация технических устройств к возможностям человека) и внутренней психотехники (обучение персонала для работы с новой техникой).

Развитие инженерной психологии можно условно разделить на 3 периода. 1-й период (до начала 1960-х годов) - на базе статистической теории связи (смотри Информации теория) делались попытки дать универсальное математическое описание ограничений способностей переработки информации человеком и машиной. Был открыт ряд ограничений, характеризующих возможности внимания и непосредственной памяти человека (Д. Бродбент, Дж. Миллер и др.), но в целом ограничения оказались чрезвычайно гибкими, зависящими от индивидуального опыта и субъективной интерпретации ситуации, в отличие от жёстких ограничений пропускной способности известных технических систем.

2-йпериод (до начала 1980-х годов) - главным стало изучение специфики информационных процессов у человека с целью оптимального распределения функций между человеком и машиной. Так, выяснилось, что задачи на бдительность (обнаружение маловероятных критических событий) лучше доверять машине, а не человеку, которому присущи колебания внимания и специфические затруднения в принятии решений. С другой стороны, запоминание больших массивов информации и узнавание изображений в то время считалось одной из областей, в которых человек эффективнее компьютера. Настоящим триумфом инженерной психологии в этот период стало осуществление пилотируемых полётов человека в космос.

3-й период (с 1980-х годов) - в результате частичной компьютеризации производства и управления центральный проблемой инженерной психологии стали недостатки автоматизации. Если лёгкие задачи упростились за счёт их автоматизации, то трудные задачи ещё более усложнились в силу усложнения самих систем, а также из-за того, что решать их приходится внезапно, когда оператор может перестать понимать, в каком состоянии находится автоматизированная система и что она собирается делать. Решение этих проблем - в создании интеллектуальных, или адаптивных, интерфейсов, позволяющих учитывать степень понимания ситуации и психофизиологического напряжения оператора (смотри Искусственный интеллект). В связи с повсеместным распространением компьютеров основной задачей когнитивной эргономики стала разработка интерфейсов, максимально удобных для массового пользователя (английский usability).

Важный вклад в развитие инженерной психологии был внесён российскими психологами. На заре автоматизации производства был сформулирован принцип «активного оператора», согласно которому человек-оператор не должен исключаться из цепи управления, сохраняя в ней активные функции (Б. Ф. Ломов). Другой основой современных разработок стал принцип соответствия модели ситуации, создаваемой техническими средствами, представлениям («оперативному образу») самого оператора (В. П. Зинченко, Д. А. Ошанин). Широкую известность получили работы в области психологического обеспечения авиации и космонавтики (Ф. Д. Горбов, Г. М. Зараковский), а также изучения функциональных состояний человека, занимающегося сложными видами операторской деятельности (В. А. Бодров, А. Б. Леонова, В. И. Медведев).

Текущие исследования по созданию адаптивных человеко-компьютерных интерфейсов привели к возникновению новой области - когнитивных технологий, учитывающих внимание и намерения пользователя. В частности, на основе сочетания информационных технологий с био- и нанотехнологиями разрабатываются когнитивные технологии, которые позволят осуществить принципиально новые формы взаимодействия людей друг с другом и с техническими устройствами, в том числе прямые (так называемые некомандные) формы взаимодействия, опосредуемые компьютерно-мозговыми интерфейсами (область формирующейся в начале 21 века нейроэргономики).

Лит.: Chapanis А. Engineering psychology // Annual Review of Psychology. 1963. Vol. 14; Ломов Б.Ф. Человек и техника. М., 1966; Wickens С. D., Hollands J. G. Engineering psychology and human performance. N. Y., 2000; Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001; Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Б. М. Величковский.

Введение

1. Определение, объект и предмет инженерной психологии

2. История возникновения и развития инженерной психологии

Заключение

Список использованных источников


Введение

Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями техники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную с применяемыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т. е. связанную с дифференциацией и систематизацией средств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации). Одно из следствий единства научной и технической революций заключается в том, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина может иметь управляющее воздействие не на все, а, например, лишь на один из элементов производительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникает объективная необходимость в науках, способных оказывать непосредственное управляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К таким общим наукам может быть отнесена современная психологическая наука.

Управляющее воздействие психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач:

1) инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условий деятельности человека;

2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства;

3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством.

Таким образом, задачи психологической науки как непосредственной производительной силы имеют выраженную направленность в область психологии труда и инженерной психологии. Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции в процессе создания современной техники, систем «человек - техника», необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную базу для проявления управляющих функций других психологических дисциплин.

Осуществление управляющих функций всегда требует определенных условий. Анализ современного состояния системы психологических знаний позволяет сделать вывод, что в настоящее время успешно выполняется первое необходимое условие, связанное с преодолением «барьера описательности», когда наука в своем развитии накапливает потенциал, необходимый для выполнения управляющих функций.

Существует и второе условие - уровень техники и современного производства и уровень подготовки кадров для производства, обусловливающий объективную необходимость применения психологии.

В таких условиях, когда человек и машина на производстве находятся в тесном контакте (в настоящее время в информационном), становится необходимым комплексное изучение системы «человек-машина». Этим и занимается инженерная психология.

В данном реферате предусмотрено рассмотреть объект и предмет инженерной психологии для того, чтобы более полно понять, чем она занимается, а так же пронаблюдать историю и развитие инженерной психологии.


1. Определение, объект и предмет инженерной психологии

Как и любая другая научная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своего исследования. Объектом науки признается та сторона действительности, на изучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой ту сторону объекта науки, какой он представлен в ней.

Инженерная психология – это отрасль психологии, использующая знания психологической науки в практической деятельности.

Инженерная психология - наука, изучающая системы «человек - техника» с целью достижения их высокой эффективности и разрабатывающая психологические основы:

Конструирования техники и организации управления технологическим процессом;

Подбора людей, обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

Профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устройства.

Главным объектом исследования всей системы психологических дисциплин является человек, его психические процессы состояния и свойства.

Объектом инженерной психологии является «человек оператор, человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления». (М. А. Котик)

Инженерная психология тесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Описывая процессы взаимодействия человека и техники, инженерная психология в своем развитии прошла несколько этапов: 1) приспособление техники к человеку; 2) приспособление условий труда к человеку; 3) передача трудовых функций человека технике.

Техническое перевооружение производства приводит к изменению функций и роли человека в производственной деятельности. Человек передает машине ряд трудовых функций и получает новые возможности: он начинает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные технологические процессы.

Следовательно, возрастает уровень ответственности человека за ошибку управления и значение человеческого фактора при разработке новой техники и эксплуатации и организации современных технологических процессов.

При организации взаимосвязи человека и машины основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека, обеспечивающим информационное взаимодействие человека и техники. Такое взаимодействие и является предметом инженерной психологии.

Инженерная психология – научная дисциплина, системно изучающая взаимодействие человека и техники.

Комплексный подход при изучении взаимодействия человека и машины был заложен исторически (1921 г.) в научных идеях В.М. Бехтерева и его учеников.

Эта методология в итоге привела к формированию понятия системы «человек-машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая человека-оператора и машину. Под машиной понимается совокупность технических средств, используемых в деятельности.

В рамках этой системы функционирование технических устройств и деятельность человека рассматриваются во взаимосвязи, комплексно.

Система «человек-машина» представляет собой частный случай управляющих систем. При организации взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит психологическим свойствам человека. От психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с машиной. Необходимость изучения этих свойств в СЧМ привела к появлению инженерной психологии.

Инженерная психология изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Инженерная психология есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.

2. История возникновения и развития инженерной психологии

Веками психология развивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскими науками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленному производству совершился под давлением требований экономики.

В основе инженерной психологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.

Научные истоки инженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штерн ввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга,- это подбор кадров и руководство ими». Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовое™» своей науки. Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились определить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетельских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занимала психотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики - систему воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями. Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий. Особенный интерес представляет предложенная им установка для отбора вожатых трамвая, позволявшая оценивать скорость действий, с одной стороны, и осторожность и бдительность - с другой. Эта установка представляла собой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был называть буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход "позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а популярность психотехники заметно возросла. В последующем Г. Мюнстерберг назвал психотехникой всю совокупность идей о практическом приложении психологии к задачам культуры. Он впервые отчетливо ставит задачу использования выводов психологической науки в практической деятельности.

Главным недостатком психотехники было механистическое понимание способности к деятельности как набора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагностики способностей применялись наборы кратковременных испытаний - тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики.

В условиях капитализма, где предложение труда всегда превышает спрос, цели профотбора и профориентации стали дополняться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими. Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человека к труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и кабинеты профконсультации стали своеобразным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Тем не менее, стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались международные психотехнические конгрессы. В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.

Почти в это же время (1857 г.) появляется другое прикладное направление психологии – эргономика. Этот термин, который в переводе с греческого означает «закон работы», предложил В. Ястшембовский, понимая под ним науку о труде.

Идеи психотехники и эргономики в России были поддержаны академиком В. М. Бехтеревым и профессором В. Н. Мясищевым. Профессиональную психологию В. Н. Мясищев рассматривал как весьма существенный раздел психологии личности, так как считал, что «профессиональная деятельность есть важнейшее проявление личности человека».

Ученики академика Бехтерева В. Н. Мясищев и А. Л. Щеглов (1921 г.), относят область своих исследований к эргологии и эрготехники.

Важно отметить, что в числе первых Бехтерев и его ученики при изучении работающего человека применили комплексный подход.

Таким образом, еще в предреволюционный период в России сложился багаж научных идей, методов, опыт изучения труда в прикладных целях. Этот опыт ученые пытались применять и в Советской России.

Анализ развития психотехники в СССР позволяет выделить ряд особенностей:

1) она с самого начала была приписана к психологии труда и объектом рассмотрения оказалась система «человек-техника», где вопросы рационализации труда становятся приоритетными; 2) в 20-е годы психотехника получает значительное развитие, а к середине 30-х годов все направление директивно закрывается; 3) дальнейшие исследования в рамках психологии приводят впоследствии к появлению инженерной психологии.

В 1957 году инженерная психология была определена как самостоятельная область исследования. Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ по инженерной психологии принадлежит созданной в ЛГУ в 1959 г. лаборатории индустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

В своем развитии инженерная психология прошла 2 этапа:

1) на начальных этапах господствовал «машиноцентический» подход;

2) позже на первое место выходит «антропоцентрический» подход.

Таким образом, в процессе развития инженерной психологии осуществляется переход от относительно простых и частных вопросов к более сложным и общим, от исследования отдельных элементов деятельности – к изучению деятельности в целом. Эта логика была связана с развитием комплексного подхода, изучающего общие закономерности процессов управления в качественно различных системах. При комплексном подходе человек и машина рассматриваются как составные части единой сложной системы.

Ломов (1966 г.) считал, что в схеме «человек-машина» человек рассматривается как звено особого рода: организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее им заданного результата. Главное в человеке как в субъекте труда – готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда.

При таком подходе становится необходимым психологическое исследование структуры деятельности человека. В познании сущности психических явлений важнейшей задаче является выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношение биологических и социальных оснований в его развитии.

В 70-х годах наметилась разработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно стали решаться проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление, проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».

Таким образом, инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи: 1) приспособление человека к технике; 2) приспособление техники и условий труда к человеку.

В связи с техническим оснащением производства, а также вооруженных сил становится вопрос управления человеком сложной техникой после качественного обучения и переобучения человека-оператора.

Все основные функции управления сложной техникой сводятся к преобразованию информации, циркулирующей в данной системе.

В этих условиях уже не физические и физиологические функции человека стали основными ограничивающими факторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции и эмоциональное состояние. Поэтому инженерная психология как научная дисциплина начинает изучать объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ).

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим.

Таким образом, развитие инженерной психологии в России как самостоятельного научного направления с самого начала было подчинено решению практических задач. Сегодня «Инженерная психология» является одной из научных отраслей психологического знания.


Заключение

Система «Человек-Машина» постоянно находится в динамике, по этой и другим причинам инженерной психологии регулярно приходится развиваться.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода - к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии - нанопсихология, задачи и проблемы которой были сформулированы Р.Р. Гарифуллиным. Поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи, и ее история развития будет продолжаться.


Список использованных источников

1. «Психология труда и инженерная психология», Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И.

2. «Основы инженерной психологии», Алексеенко Т.Ф.

Инженерная психология - это сравнительно молодая отрасль психологии, которая возникла на стыке с техническими науками и стремительно развивается. ее появление обусловлено социально-экономическими потребностями общества, уровнем его научно-технического развития, а также достижениями в других сферах психологии, физиологии, системотехники, кибернетики и др.

Технический прогресс в промышленности, в транспортной отрасли, в энергетике и в военном деле сопровождается возрастанием роли человека в обеспечении высокой эффективности производства. Механизация и автоматизация производственных процессов, внедрения вычислительной техники и информационных технологий в корне меняют деятельность человека, выдвигая к ней новые, более высокие, требования, увеличивая при этом экономическую и социальную значимость результатов ее деятельности. Одновременно принцип гуманизации трудовой деятельности определяет необходимость создания нормальных условий для повышения работоспособности человека, сохранения его здоровья, гармоничного развития личности профессионала. Для достижения этой цели нужно обладать определенной информацией о взаимодействии человека и техники в различных условиях внешней среды и целенаправленно ее применять в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина".

Предпосылки возникновения

Упоколиннях менялись и совершенствовались орудия труда человека. Многие виды человеческой деятельности предыдущих времен требовали высокой координации движений и значительных затрат физических сил, ловкости. Поэтому согласование действий человека и техники сводилось к учету необходимых анатомических и физиологических особенностей человека в процессе создания и использования орудий труда. Эти вопросы рассматривала специальная наука - физиология труда.

В начале XX века, с появлением новых технических средств появились и новые виды трудовой деятельности человека - вождение автомобиля, локомотива, самолета, парохода, трамвая и тому подобное. Изменение характера взаимодействия человека с техникой обусловила возникновение новых задач по изучению роли психологических и психофизиологических особенностей человека по обеспечению ее профессиональной деятельности. Решение этих вопросов было возложено на новую научную дисциплину - психологию труда. Исследование психофизиологических и психологических особенностей профессиональной деятельности связаны с именами И. М. Сеченова. Д. И. Менделеева, И. П. Павлова, В. М. Бех-терева и других. И. М. Сеченов первым обосновал важность использования научных данных о человеке для рационализации его трудовой деятельности; изучал рефлекторную природу психических процессов в трудовых актах; разработал понятие "активного отдыха" как средства повышения работоспособности человека; осветил проблему взаимодействия органов чувств; создал теорию автоматизированных движений. Д. И. Менделеев еще в 1875 отстаивал необходимость применения гондолы аэростата как средства защиты организма человека. И. П. Павлов и В. М. Бехтерев раскрыли информационную природу сигнала и образа ситуации, акцент на значении мотива для деятельности человека. В трудах В. М. Бехтерева, а. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева отражено общие и индивидуальные особенности работоспособности и усталости, а в трудах С. М. Богословского, П. К. Енгельмаера, Ф. Ф. Эрисмана значительное внимание уделено методам изучения психологических, физиологических и гигиенических особенностей различных видов трудовой деятельности и классификации профессий. Существенное влияние на развитие прикладных исследований по психологии имели работы Ф. Тейлора по организации управления производством, нормирования труда, профотбора в условиях быстрого распространения психотехники. Специалисты этого направления провели много исследований с целью рационализации и регуляции труда человека, изучение индивидуальных различий в дифференциальной психологии и использования их для профотбора, рационализации режима труда, формирование трудовых навыков, организации рабочего места специалиста. Основные задачи, принципы и методы профессиографии, рекомендации по проведению профотбора и профориентации были освещены в книге Г. Мюнстерберга "Основы психотехники" (1922 г.).

В 1918 гг. Под руководством В. М. Бехтерева в Петрограде организовано Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором создана лаборатория труда, а в 1919 г.. - Лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп. В 1920 г.. Основано Центральный Институт труда под руководством А. К. Гастева. На основе учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова разработана система представлений об организации двигательной активности человека, построение ее движений, решен ряд вопросов по стандартизации рациональных мер обучения и трудовой деятельности человека с учетом его биологических и психологических особенностей.

В 20-х годах на многих крупных предприятиях промышленности и транспорта были созданы лаборатории психотехники. Под руководством А. Е. Брусиловского, С. Г. Геллерштейном, 1. Н. Шпильрейна осуществлен цикл исследований по профотбора с целью изучения динамики работоспособности и усталости, рационализации рабочего места проводников, телефонистов, морских штурманов, обоснованы требования к расположению оборудования в кабине самолета.

Позже Н. М. Добротворский, Н. В. Зимин, К. К. Платонов, которые начинали свою научную деятельность в этих лабораториях, своими трудами определили направления развития авиационной инженерной психологии.

В 1921 г.. В Москве состоялась I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда. Начато издание журналов "Организация труда", "Психофизиология труда и психотехника", а с 1932 г.. - "Советская психотехника".

В 1927 г.. Было создано Всероссийское психотехнического общество.

Таким образом, технический прогресс и развитие вызвали актуализацию проблемы профессионального отбора, которая стала центральной в такой научной области знаний, как физиология и психология труда. Основные задачи психологии труда в прикладных исследованиях - это гуманизация труда и повышения его производительности, то есть профилактика профессиональной деятельности личности, производственного травматизма, создание условий для всестороннего развития работника, выявление его способностей.

Психология труда и психотехника имеют целью не только решение задач профориентации, профконсультации, профотбора и профобучения, но и формирование комплексного подхода к изучению и рационализации трудовой деятельности.

Но чрезмерное увлечение тестированием, механическое использование тестов без раскрытия и анализа содержательной части полученных экспериментальных данных не позволили психотехнике оформиться в самостоятельное научное направление. Кроме того, доминирующие в то время идеологические установки не способствовали развитию не только психотехники и педологии, но и психологии в целом.

Дальнейшее развитие технического прогресса сопровождался возникновением в середине XX века серьезных противоречий между потребностями производства, быстро набирало темпы, и его научным обеспечением. Внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) в различных отраслях народного хозяйства существенно изменило структуру профессиональной деятельности человека. Отныне преобладали не энергетические, а информационные функции, то есть функции программирования, управления, контроля, предсказания функционирования и развития производственных процессов. Изменения характера трудовой деятельности по-другому поставили проблему взаимодействия человека с техническими средствами производства. С одной стороны, применение техники расширило возможности человека, а с другой - техническое усложнение самой техники, рост скоростных параметров ее действия и, разумеется, уменьшение времени деятельности самого человека привели к возникновению новых проблем.

Совершенствование техники путем улучшения ее параметров в рамках существующих технологий было связано с интенсификацией технологических процессов, с воздействием на организм человека неблагоприятных факторов (монотония, шум, вибрация и т. Д.). Все это обусловило дополнительные нагрузки для человека, заставляя ее работать на пределе психофизиологических возможностей.

Ситуация существенно обострилась в годы Второй мировой войны, когда новую технику не эффективно использовать даже хорошо обученные специалисты. Требования, которые к ним предъявляли, превышали их психофизиологические возможности. Это привело к многочисленным авариям, тщательный анализ которых показал, что они произошли вследствие ошибок, которые допускала человек из-за неправильно спроектированную технику. Итак, с исчерпанием возможностей профессионального отбора и обучения специалистов на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.

С развитием и совершенствованием техники росло и значение человеческого фактора на производстве. Функционирования технических устройств и операции человека с ними уже рассматривались во взаимосвязи, что привело к формированию понятия системы "человек - машина" (СЧМ). Системы "человек - машина" принадлежат к системам, в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования. Требования, которые выдвигают СЛВ к человеку, касаются не столько анатомических и физиологических, сколько психологических свойств человека. Именно от них в основном зависит информационное взаимодействие человека с машиной. В современном производстве человек, освобождаясь от трудоемких процессов, отвечает за эффективность работы всей системы. "В век автоматизации, - пишет академик А. И. Берг, - человек стал одним из звеньев новой цепи: машина --керуюча система - человек. Эта цепь осложняется, когда автоматика управляет многими машинами, потоковыми линиями, цехами, заводами. Не существует безотказно работающих механизмов и машин. В такой же степени это касается средств ручного и еще больше - средств автоматического управления. Отказ, даже временная, в работе любого звена (а в таком цепи нет важных или неважных звеньев) требует немедленного вмешательства и выполнения ряда операций управления, и притом часто за слишком короткий срок, превышающий физические и психологические возможности человека "(44]. Это во-первых.

Во-вторых, практика показывает, что предусмотреть все ситуации невозможно, и поэтому руководящая и организующая роль в управлении остается за человеком. Только человек способен творчески мыслить, что помогает ей решать сложные проблемные ситуации, новые, не предусмотренные программой задачи. Несколько примеров. В первом американском орбитальном полете космонавт Глен в связи с отказом автоматики вынужден был взять управление кораблем на себя и осуществить его посадку. Полеты кораблей "Френдшип-7" и "Восход-2" могли бы закончиться трагически, если бы космонавты не воспользовались ручным управлением.

Американские исследователи подсчитали, что надежность автоматизированных систем при полете вокруг Луны составляет лишь 22%, а с участием человека - 70% и возрастает до 93%, если человеку дать возможность ликвидировать недостатки в работе различных систем.

О важности инженерно-психологического, эргономичного подхода к проектированию систем "человек - машина" свидетельствуют данные американской статистики: 40% общего количества отказов при испытании ракет, 63,6% - на морском флоте, почти 81% - в авиации, что обусловлено ошибками человека в управлении.

По данным ООН ежегодно 250 тыс. Человек погибают в автокатастрофах, а более 7 млн получают травмы. Кроме этого, доказано, что в около 80% случаев такие аварии происходят в результате неадекватных действий человека. По данным английского психолога и социолога Л. Г. Кларка, вследствие нервно-психических заболеваний операторы и диспетчеры АСУ теряют трудоспособность в возрасте 40-45 лет, ведет к значительным экономическим и социальным потерям для общества | 18].

Расчеты показывают, что с учетом требований и рекомендаций инженерной психологии и эргономики время работы оператора может сократиться не менее чем на 30%, то есть может быть повышена производительность труда в 15- 20% +1181.

В марте 1957 на Всесоюзной конференции по вопросам психологии труда в Москве было принято решение о переходе от психотехнического направления исследования трудовой деятельности в психологии труда в современном ее понимании. Кроме этого, были определены самостоятельную отрасль психологических исследований - инженерную психологию. Уже в 1959 году. Появилась лаборатория инженерной психологии в Ленинградском государственном университете, которую возглавил Б. Ф. Ломов.

Следует отметить, что в США и Англии такие лаборатории появились еще в середине 40-х годов. их деятельность связана с именами таких известных ученых, как А. Чапанис, К. Морган, Г. Слейт, К. Крейк. В 1945 г.. Лабораторию инженерной психологии ВВС США возглавил известный ученый П. Фиттс, а лабораторию ВМФ США - Ф. Тейлор. В 1957 гг. В США было создано Общество инженерных психологов.

В течение 1960-1965 гг. Были созданы лаборатории инженерной психологии в Московском государственном университете, специальные группы в Киевском, Харьковском и Тбилисском университетах, отдельные отделы в ВИДЕ технической эстетики, в Институте авиационной и космической медицины. С 1964 г.. Регулярно проводились научные конференции по инженерной психологии.

В Академии наук Украины эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и систем управления в Институте автоматики, а затем и в Институте кибернетики АН Украины. В Институте психологии Российской Академии наук (РАН), позже АН СССР, лабораторию инженерной психологии была создана в 1973 г.. По инициативе Б.Ф.Ломова и В. Ф. Рубахина.

До 60-х годов основные исследования направлены на анализ психофизиологических особенностей восприятия информации, ее обработки, принятия решений и выполнения моторных действий. С середины 60-х годов ученые пытались совместить эти исследования в поиске общих характеристик и оценок деятельности человека и системы "человек - машина" вообще.

С 70-х годов началась интеграция всех инженерно-психологических исследований с целью разработки методов проектирования СЛВ и оценки ее функционирования, а также анализа и оценки эффективности совместной деятельности операторов.

Таким образом, внедрение и эксплуатация новой техники и технологий выдвинули и новые проблемы, стали причиной появления и развития такой отрасли знаний, как инженерная психология. Первая из них - это существенное отличие между проектировочной и эксплуатационной надежностью системы "человек - техника - среда". Вторая - рост нервно-психических заболеваний, вызванных так называемым "индустриальным стрессом". Третья - рост травматизма на производстве, в транспорте и в быту. Четвертая - высокая текучесть кадров из-за недовольства работника своим трудом, отсутствие возможностей развития личности работника, а также наличие "психологического барьера" по новым видам автоматизированной деятельности.

Таким образом, на стыке психологических и технических наук возник комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, связанных с созданием комбинированных систем "человек - машина". Решение этих проблем только инженерными методами стало невозможным. Необходимо было иметь информацию о психической деятельности человека в современных технических системах, комплексах для совершенствования их проектирования, создания, эксплуатации, транспортировки, ремонта и т. Потребность в определении этой информации и обусловила появление новой отрасли знаний - инженерной психологии.

Инженерная психология - это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.

В инженерной психологии рассматриваются сложные системы "человек - машина", которые имеют следующие особенности:

o управление объектом осуществляется дистанционно, то есть информация об объекте ограничено и в пространстве, и во времени, и отображается с помощью информационных моделей;

o человек не имеет жесткой программы своих действий, поскольку невозможно предусмотреть все профессиональные задачи и способы их решения;

o оператор при выполнении функций управления преимущественно работает в режиме дефицита времени;

o большая ответственность за принятие решений создает значительное психическое напряжение, которое негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности оператора;

o профессиональная деятельность оператора СЛВ связана с решением задач, требующих прогностических, антиципуючих оценок.

Достижение главной цели - высокой эффективности СЛВ - выполнение двух основных условий:

o улучшения технологических характеристик трудового процесса;

o улучшение условий труда и характеристик трудового процесса, которые стимулируют трудовую активность человека и, как результат, определяют его отношение к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового процесса можно достичь путем: минимизации времени использования отдельных действий или операций трудового процесса;

предотвращения грубых ошибок, которые вызывают аварии;

минимизации вероятности ошибок, которые могут влиять на состояние оператора, на ход технологического процесса или на качество конечного продукта;

предотвращения нагрузкой, которые ухудшают функциональное состояние человека или негативно влияют на здоровье, то есть поддержание необходимой работоспособности человека в заданном времени ее работы.

Стимулированию трудовой активности человека способствовать: повышение надежности функционирования технических систем; рациональная конструкция техники;

соответствие уровня подготовки оператора уровню сложности технических систем;

эстетический вид технических систем и производственных помещений;

минимизация воздействия вредных внешних факторов. Трудовая активность стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса, но и социальными условиями вообще, что определяет общее отношение человека к труду.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать:

  • - теоретико-методологические основы инженерной психологии,
  • - методологические принципы инженерной психологии,
  • - специфику методов инженерной психологии,
  • - особенности и классификацию систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ,
  • - характеристику оператора в СЧМ и общую схему его деятельности. Принятие решений оператором,
  • - профессиональные действия и профессиональные задачи в СЧМ,
  • - ошибки в труде оператора,
  • - основы проектирования СЧМ,
  • - основы эксплуатации СЧМ,
  • - психологические особенности системы "человек - компьютер",
  • - роль и место компьютера в деятельности психолога,
  • - информацию о компьютере как варианте "органопроекции" человеческого интеллекта;

уметь:

  • - анализировать трудовую деятельность оператора,
  • - применять информацию о показателях качества СЧМ на практике,
  • - планировать варианты эксплуатации СЧМ,
  • - анализировать причины сбоев в работе оператора;

владеть:

  • - категориальным аппаратом инженерной психологии,
  • - навыками психологической коррекции сбоев в работе оператора,
  • - навыками оценивания состояния оператора.

Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии". Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, что предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)". "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психология опирается не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет далее Ю. К. Стрелков.

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "по и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)". Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии.

Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (уточнение предмета); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (ив науке вообще).

Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

  • 1) принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
  • 2) принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);
  • 3) принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);
  • 4) принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);
  • 5) принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии (по А. А. Крылову).

1. Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой концепции, на первом этапе в основном было использование опыта других наук "для выработки рекомендаций по учету человеческого фактора в конструировании средств труда" (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизированных систем управления - АСУ). На втором этапе - все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как "звено АСУ"). Б. Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на начальных этапах господствовал "машиноцентрический" подход (основная линия разработок: "от машины к человеку", где и сам человек описывается в терминах техники - как элемент, придаток машины); 2) позже на первое место выходит "антропоцентрический" подход (меняется вектор разработок: "от человека к машине", где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда).

Главная идея основной концепции - общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) "натуральный" обмен информацией (начиная с простейших организмов: раздражимость и возбудимость);

  • 2) речевой уровень (человеческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее - с целыми техническими системами и средой, в которой она функционирует (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).
  • 2. Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинченко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта управления и осуществляет свою работу "дистанционно". Это означает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Основные требования ("правила") построения информационной модели (главное - это учет возможностей человека): 1) модель должна отражать только существенные взаимосвязи в системе управления;
  • 2) она должна строиться на основании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) модель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характеристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложности выполняемых операций.

"Эквивалентное звено системы" (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хохлову) - это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого комплекса - передача и переработка информации.

3. Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции - определение качества работы по количеству обрабатываемой информации. Количественная оценка позволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как "совокупность отдельных логически законченных операций", то можно выделить следующие виды таких операций:

  • 1) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение не выдавать информацию вовне.
  • 4. Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разные авторы выдвигают конкретные способы количественной оценки труда оператора.

Например, Г. М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологических характеристик деятельности оператора. В основе - составление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для анализа и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т.е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются "операторами"), что позволяет судить об интенсивности рабочего процесса, его логической сложности и стереотипности.

Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

Предмет и задачи инженерной психологии (26)

§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Инженерная психология - наука, изучающая системы «че­ловек - техника» 1 с целью достижения их высокой эффектив­ности и разрабатывающая психологические основы:

Конструирования техники и организации управления тех­нологическим процессом;

Подбора людей, обладающих необходимым уровнем инди­видуально-психологических профессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;

Профессиональной подготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложные технические устрой­ства.

Инженерная психология как наука имеет двойственный ха­рактер. С.одной стороны, это самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во. всей полноте проявлений психики в трудовом процессе. С другой стороны, в инженерной психологии имеет место выраженный технический, инженерный аспект, касающийся конструирования техники. Это обусловле­но особенностью самого двойственного по своей природе объ­екта исследования -систем «человек - техника».

Такая двойственность объекта исследования в инженерной психологии порождает ряд специфических методологических особенностей. Кроме того, следует иметь в виду, что любая система «человек - техника» - это своего рода микроэлемент макросистемы, в роли которой выступает система производи­тельных сил. Поэтому в системах «человек - техника» прояв­ляется ряд таких общих закономерностей развития производи­тельных сил, которые обусловлены наличием в них материального (прежде всего технического) и субъективного (человече­ского) начал. Одна из таких закономерностей касается опре­деляющих моментов производительности общественного труда. Производительность общественного труда на каждом уровне развития производительных сил определяется, во-первых, со­вершенством техники, а во-вторых, накопленным производ­ственным опытом людей, их навыками к труду. Все это нахо­дит свое отражение в эффективности систем «человек - техни­ка». Эффективность каждой такой системы будет определяться производительностью и надежностью техники, подготовлен­ностью человека, согласованием рабочих характеристик чело­века и техники.

Другая общая закономерность связана с тем, что произво­дительные силы существуют в единстве с производственными отношениями. Социалистический способ производства предоп­ределяет труд как первейшую жизненную потребность челове­ка, основу его всестороннего развития. Капиталистический же способ производства неизбежно порождает отчуждение труда, его дегуманизацию, разрушающую личность. Если рассматри­вать с этих позиций системы «человек - техника», то можно сделать вывод, что условия социализма предъявляют качест­венно новые требования к технике. Хотя техническая политика и в условиях капитализма, и в условиях социализма направ­лена на создание производительных и надежных технических устройств, однако при социализме техника должна не только обеспечивать высокоэффективный производственный процесс, но и служить делу развития и совершенствования человека, расширению его знаний, воспитанию творческого отношения к труду.

Решая вопросы согласования человека и техники как эле­ментов единой системы, инженерная психология обосновывает и формулирует требования и рекомендации к конструированию техники, к организации управления технологическим процес­сом, подбору и подготовке специалистов, обслуживающих тех­нику. К этим требованиям присоединяются требования других психологических дисциплин, а также физиологии, гигиены, ана­томии, антропометрии, биомеханики.

Инженерная психология широко взаимодействует с такими дисциплинами, как кибернетика, системотехника и общая тео­рия систем, теория связи, теория автоматического управления и регулирования, теория надежности, техническая эстетика и художественное конструирование и др.

Инженерная психология составляет также ядро обширной области научного знания, получившей название эргономики 2 .

Границы этой области очерчиваются в основном междисципли­нарными связями инженерной психологии. Эргономика обычно рассматривает системы «человек - техника - среда», усиливая, таким образом, прежде всего физиолого-гигиенический аспект исследований и рекомендаций. Не отрицая правомерности тако­го понятия исследуемой системы, отметим лишь, что исполь­зуемое в инженерной психологии понятие системы «человек - техника» основано на положении, что всякая система функцио­нирует в условиях внешней среды, способных оказывать то или иное воздействие на систему. Учет факторов внешней среды всегда был обязательным при инженерно-психологических исследованиях и практических разработках систем «человек - машина».

Необходимо отметить, что инженерно-психологические ис­следования трудовой деятельности человека, деятельности, свя­занной с новой и новейшей техникой, имеют высокую значи­мость в общем плане познания человека. Трудовая деятельность характеризуется установлением бесконечного многообразия отношений с окружающими физической, биологической и соци­альной средами. Именно в трудовой деятельности аккумули­руются и наиболее ярко проявляются все индивидуально-пси­хологические характеристики человека как личности, как субъекта деятельности. Результаты исследований поведения человека в автоматизированных системах, кроме очевидного прикладного значения, имеют важное значение и для общей системы человекознания.

§2. ЦЕЛЬ И СТРАТЕГИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Весь комплекс теоретических и практических инженерно-психологических исследований имеет главной целью, как ука­зывалось выше, обеспечение высокой эффективности систем «человек - техника». Эффективность любой системы определя­ется ее производительностью и надежностью при таких прочих равных условиях, как, например, качество продукта (резуль­тата), долговечность, энергозатраты и т. п. Ясно, что эффектив­ная работа систем «человек - техника» требует наличия высо­копроизводительной и надежной техники; далее, конструкция техники и организация производственного процесса должны позволять человеку реализовать все технические возможности. И, наконец, человек должен быть способным по своим качест­вам реализовать эти возможности, добиваться высокой произ­водительности труда и обеспечивать выполнение производствен­ных операций.

Достижение главной цели инженерной психологии осуществ­ляется, во-первых, за счет улучшения технологических харак­теристик трудового процесса, а во-вторых, за счет характери­стик трудового процесса и условий труда, стимулирующих трудовую активность человека и в конечном счете его отноше­ние к труду.

Улучшение технологических характеристик трудового про­цесса означает следующее:

Минимизацию времени выполнения отдельных действий и операций в трудовом процессе;

Исключение грубых ошибок типа промахов в трудовой деятельности;

Минимизацию вероятности ошибок, отрицательно сказы­вающихся на ходе технологического процесса, качестве про­дукта (результата) или отрицательно влияющих на состояние техники или человека;

Сохранение высокой (заданной) работоспособности чело­века в течение длительного (заданного) времени путем мини­мизации энергозатрат (психического и физического напряже­ния) в трудовом процессе 3 .

Под улучшением характеристик трудового процесса, стиму­лирующих трудовую активность человека, подразумевается прежде всего следующее:

Надежность работы технических устройств;

Рациональная конструкция техники;

Соответствие сложности техники уровню подготовлен­ности человека;

Совершенный эстетический вид технических устройств и производственных помещений;

Отсутствие вредных и мешающих работе внешних фак­торов.

Конечно, трудовая активность человека стимулируется не только улучшением характеристик трудового процесса. Суще­ственную роль играют здесь социальные условия, определяю­щие все отношение человека к труду. Однако нельзя недооце­нивать роль характеристик трудового процесса в формирова­нии личности человека, в создании высокого уровня мотивации к данному виду трудовой деятельности. Условия социалистиче­ского общества предъявляют, как указывалось выше, качест­венно новые и в принципе более жесткие требования к техни­ке, к ее. развитию и совершенствованию, поскольку «автомати­зация и комплексная механизация служат материальной осно­вой для постепенного перерастания социалистического труда в труд коммунистический» (Программа КПСС. М., 1961, с. 67).

§3. ЗАДАЧИ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теоретические задачи инженерной психологии связаны с изучением человека как субъекта деятельности, с исследова­нием информационной сущности всех форм психического отра­жения, психической регуляции и психических (психофизиоло­гических) состояний в процессе трудовой деятельности и в под­готовительный период, когда осуществляются профотбор, обу­чение, тренировка, а также с раскрытием основных законо­мерностей взаимодействия человека с людьми и техникой в системах «человек-техника» 4 . В инженерно-психологических исследованиях, как правило, уделяется большое внимание выяс­нению того, какие психические и физиологические процессы и каким образом реализуются при обработке информации человеком, управляющим машиной. Изучение информационных систем человека, закономерностей кодирования внешнего сиг­нала, формирования психического образа и его регулирующей функции составляет один из главных аспектов инженерной психологии.

Практические задачи инженерной психологии касаются согласования человека и техники как элементов единой систе­мы. Под согласованием понимается, во-первых, максимальное приспособление техники к человеку (по параметрам конструк­ции и технологического процесса); во-вторых, максимальное приспособление человека к технике (по параметрам профес­сиональной пригодности и профессиональной подготовлен­ности); в-третьих, рациональное распределение функций между человеком и автоматическими устройствами в системах «чело­век- техника».

Приспособление техники к человеку должно осуществляться с помощью ряда последовательных целенаправленных инже­нерно-психологических разработок на всех этапах проектирова­ния. В целом они составляют суть инженерно-психологического обеспечения проектирования АСУ. Инженерно-психологическое обеспечение проектирования систем есть в то же время и про­ектирование деятельности человека. В период эксплуатации техники ее приспособление к человеку очень ограничено и ока­зывается возможным лишь при модернизации 5 .

Приспособление техники к человеку затрагивает структур­ную и функциональную стороны их взаимодействия.

Структурное приспособление связано с организацией сенсомоторного поля в рабочих зонах, с учетом рабочего положения сидя или стоя. Основаниями для структурного приспособления являются следующие данные:

Размеры и форма тела человека и отдельных его частей;

Пределы и характер движений в суставной системе;

Силовые характеристики мышечной системы;

Поле зрения;

Чувствительность анализаторов.

В соответствии с указанными данными определяются следу­ющие параметры техники:

Размеры и форма пульта управления и кресла;

Размеры и форма панелей органов управления;

Размеры и форма органов управления (манипуляторов, педалей);

Объем, направление и характер движений органов управ­ления;

Сопротивление органов управления;

Размеры и форма приборных панелей;

Раамеры элементов индикационных частей приборов;

Сила сигнала (визуального или слухового).

Функциональное приспособление техники к человеку связа­но с особенностями деятельности информационной системы человека. Исходными данными для решения вопросов функ­ционального приспособления являются:

Объем и время восприятия;

Объем оперативной памяти и длительность хранения ин­формации;

Структурно-временные характеристики мышления;

Особенности внимания;

Особенности представлений;

Пределы регуляции произвольных движений;

Особенности координации движений;

Особенности взаимодействия анализаторов.

В соответствии с этим при разработке техники определяют­ся следующие параметры:

Количество сигналов и частота их поступления;

Длительность существования сигнала;

Признаки привлекающего эффекта сигналов;

Мнемические признаки сигналов;

Признаки отражения в сигнале существенных характери­стик объекта - источника информации;

Соотношение изменений индикационных элементов и дви­жений органов управления;

Соответствие характеристик сигналов представлениям человека о реальной ситуации, об объекте;

Размещение индикаторов и органов управления в соот­ветствии с их значимостью и очередностью использования;

Полнота информационного представления объекта. Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.

Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или иной про­фессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для успешного выполнения данной деятельности, про­водится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным профессиям, которое достигается, во-первых, профпропагандой и профпросвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для обоснованного ее выбора, устой­чивой мотивации и методов самоподготовки и развития про­фессионально-важных качеств; во-вторых, профконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией по поводу выбора профессии.

Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью опре­деление пригодности людей к обучению и последующей про­фессиональной деятельности. Профотбор проводится на осно­вании оценки различных психологических и других (медицин­ских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюде­ния за поведением, конкурсных экзаменов и т. п. Из психоло­гических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллек­туальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчи­вости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.

В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обу­чения) должны быть рекомендованы прежде всего люди, име­ющие высокий уровень индивидуально-психологических качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопока­зания к данной деятельности или столь низкий уровень исход­ной подготовки, который не позволяет надеяться на успеш­ность обучения в заданные сроки. В процессе обучения резуль­таты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заклю­чение о профпригодности которых оказалось ошибочным).

Профессиональная подготовка является одним из сущест­венных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное наприобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки; причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с разви­тием профессионально-важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).

Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распре­деления функций между человеком и машиной (автоматом). При решении этих вопросов устанавливается, какие функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполнять­ся автоматическими устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме и содержанию, и поли­тика автоматизации в отношении различных видов технических систем будут существенно зависеть от распределения функций. Распределение функций между человеком и автоматом осуще­ствляется обычно по принципу преимущественных возможно­стей.

Стабильность выполнения однообразных действий;

Быстрота выполнения вычислительных операций, просче­та многочисленных вариантов с целью нахождения наилучше­го по заданным критериям;

Большой объем памяти и быстрота извлечения необхо­димых данных;

Быстрота и точность классификации относительно про­стых сигналов при малых уровнях помех;

Использование для передачи информации форм энергии, к которым рецепторы человека не имеют специфической чув­ствительности (например, электромагнитных колебаний в диа­пазоне радиоволн);

Выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;

Нечувствительность к влиянию социальной среды;

Относительная простота создания защитных (от внешней среды) устройств.

Основными преимуществами человека можно считать:

Способность к обнаружению и опознанию сигналов в ус­ловиях высоких уровней шумов, при наличии специальных мер маскировки и т. п.;

Возможность принимать решения на основе обобщения данных и знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;

Способность вырабатывать индивидуальный стиль дея­тельности как эффектную адаптационную меру;

Способность находить новые решения, новые способы выполнения рабочих (технологических) операций;

Способность принимать информацию по различным сенсорным каналам, легко переходить от одной модальности сиг­налов к другой;

Способность накапливать информацию и использовать накопленный опыт для совершенствования способов работы;

Возможность использовать для взаимодействия с техни­ческими устройствами различные индикаторы и органы уп­равления;

Возможность усиливать интерес к работе за счет нали­чия в трудовом процессе творческого, поискового компонента;

Способность сохранять готовность к действию в неожи­данных ситуациях;

Способность находить новые пути в неожиданных (экст­ренных) ситуациях.

Конечно, человек может поддерживать относительно высо­кий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. В отно­шении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом вы­полнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных усло­виях, он обладает также колоссальными возможностями ком­пенсации, может в течение короткого времени не только пол­ностью восстанавливать работоспособность, но и выполнят работу на более высоком уровне.

Очевидно, что в любой системе управления функции между человеком и автоматическими устройствами должны распре­деляться таким образом, чтобы обеспечить возможность про­явления всех тех качеств, которые аккумулированы в совре­менном человеке как результат трудовой деятельности пред­шествующих поколений. В этом отношении автоматические, устройства, от простейших до самых сложных, призваны в пер­вую очередь обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем, при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально предста­вить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие каче­ствам человека как личности, как субъекта деятельности.

1Понятие системы «человек - техника» используется как обобщающее. Оно может быть отнесено как к случаям, когда система включает одного человека и одно или несколько технических устройств, так и к случаям, когда система включает несколько человек и сложные технические устройства.

2Эргономика пока вряд ли может рассматриваться как самостоятельная наука, хотя в литературе имеют место такого -рода утверждения. Кардиналь­ным решением в формировании эргономики как науки может быть лишь разработка методологических основ и специфических методов исследования.

3Трудовая деятельность всегда была и будет связана с определенным физическим, а в условиях автоматизированного производства прежде всего психическим напряжением. Исходя из общего требования, обеспечения в нашей стране условий безопасного и безвредного труда, сказанное выше следует понимать как исключение нагрузок, резко ухудшающих функциональ­ное состояние или отрицательно влияющих «а здоровье человека.

4В связи со сказанным необходимо особо подчеркнуть, что наряду | с исследованием формальной (прежде всего количественной) стороны психи­ческого в инженерной психологии должно уделяться большое внимание содержательной стороне. Это необходимо, во-первых, потому, что перед инженерной психологией стоит задача изучения человека как субъекта дея­тельности, а во-вторых, потому, что необходима разработка оценок семанти­ческих характеристик информации.

5В период эксплуатации приспособление техники к человеку может осуществляться также за счет тех регулировок, которые предусмотрены в процессе проектирования. Это, например, изменение высоты сидения кресла применительно к росту человека, изменение громкости или яркости сигнала в зависимости от конкретных условий работы и т. п.