Конспект внеклассного мероприятия по географии на тему: "Путешествие по океанам" (7 класс). Льговского района Курской области

Тема: "Путешествие по океанам

ПРЕДМЕТ: География 7 класса

РАЗДЕЛ: II Океаны и Материки

ТЕМА УРОКА: "Путешествие по океанам"

ЦЕЛИ УРОКА : Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме "Океаны". Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии. Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизация знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, игровые звёздочки, карточки-задания, макет корвета, названия каждой группе.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Взаимное приветствие

Чтение эпиграфа на доске

Учитель: Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие – путешествие по океанам.

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

Организация проведения урока

Класс делится на три группы. Выбирается руководитель каждой группы.

Учитель : ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан , Атлантический океан, Индийский, Южный океан, Северный Ледовитый океан). Поэтому попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время, которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

В плаванье отправимся мы дети, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Россия представляет собой здание выходящая фасадом на Северный Ледовитый океан, и мы отправимся в плаванье из порта, который находится

в г. Мурманске.

С начала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам ребята нужно заполнить пустые клетки на корвете. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее. Кто – то из вас один пойдёт к корвету, и будет заполнять его.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

  1. Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют "царь ракушкой". ТРИДАКНА
  2. Тип коралловой постройки. АТОЛЛ
  3. Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ
  4. Остров в Индийском океане. ЯВА
  5. Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ
  6. Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ
  7. Самая глубоководная впадина в Тихом океане. МАРИАНСКИЙ ЖЕЛОБ

Теперь, когда корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье. Курс плаванья будет с Запада на Восток, и на нашем корвете присутствуют три группы исследователей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.

Группа географов (руководитель)

Группа биологов (руководитель)

Группа экологов (руководитель)

У каждой группы на столе лежит пакет с заданиями, во время путешествия вы будете их выполнять.

Мы путешествуем по Северному Ледовитому океану.

О Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Уважаемые географы расскажите о географическом положении Северного Ледовитого океана. А пока мы будем слушать ответ (отвечает ученик у доски, показывая географические объекты, расположенные в этом океане) вместе с группой экологов, группа биологов и группа географов выполняют задания № 1.

1задание гр. географов. Определить географические координаты крайних точек России на Севере.

ОТВЕТ: островная – мыс Флигели (83º с. ш., 60 в.д.)

Материковая – мыс Челюскин (77º с.ш., 110 в.д.)

1задание гр. биологов. Распределить животный мир по зонам обитания. (Даны рисунки животного мира)

ОТВЕТ: Зона фотосинтеза – дельфин, шахматная черепаха, медуза цианеи. Сумеречная зона – акула, угорь, кашалот. Зона темноты – кальмар рыба – гадюка, рыба – удильщик.

Учитель: Послушав ответ, проверяем группу географов и биологов. Северный Ледовитый океан исследован, и мы плывём дальше.

Атлантический океан!

Необозримая водная равнина,

Величественная водная гладь!

Из конца в конец бороздят эти воды корабли все стран,

Под флагами всех наций мира.

/Жуль Верн)

Ребята, а давайте с вами вспомним какие материки, омывает Атлантический океан? (Ответы учеников)

Учитель: А теперь, уважаемые географы, расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана? (Слушаем ответ группы географов) А пока мы слушаем ответ, гр. географов и биологов, выполняет задание № 2, а гр. экологов задание № 1

Задание №2 Тест по теме: "Путешествие по океанам "(биологам)

  1. Органический мир Атлантики:

а) беднее видами, чем Тихий океан;

б) богаче видами, чем Тихий океан;

  1. В полярных водах Атлантического океана обитают:

А) треска и морской окунь;

Б) скумбрия и мойва;

В) киты и тюлени;

  1. В центре, какого океана расположено единственное в мире море без берегов – Саргассово:

А) Индийского океана;

б) Северного Ледовитого океана;

в) Атлантического океана;

г) Южного океана;

д) Тихого океана;

  1. Правильное распределение животных и растительных организмов в биомассе Мирового океана показана на диаграмме:

Ключ к тесту: 1-А, 2-В, 3-В, 4-В, 5 – лук, лик, лис.

Задание № 2 (географам) Нанести на к/к заливы, проливы в Атлантическом океане.

Задание № 1 (экологам) Нанести на к/к сильное загрязнение от нефти в Атлантическом океане.

Учитель : Прослушав ответ, проводится самопроверка теста с помощью ключа.

Проверяется задание у группы географов зрительно, а группу экологов просим показать на карте мира, где распространено самое большое загрязнение от нефти в Атлантическом океане. И почему возникают эти загрязнения?

Хоть заданья были и с подвохом по Атлантическому океану справились вы все совсем не плохо. И теперь начнём исследование Тихого океана.

ВОПРОС: Как мы попадаем из Атлантического океана в Тихий? (Магелланов пролив)

Расскажите ребята об органическом мире Тихого океана (ответ гр. биологов) . А пока они рассказывают, группа географов выполняет задание № 3. Географическая задача – определить координаты самой глубокой точки расположенной в Тихом океане. (Марианский желоб 7-8º с.ш., 140º в.д.). Экологи выполняют задание № 2. Группе даны игровые звёздочки, которые содержат вопрос и варианты ответов нужно выбрать верный ответ.

Вопросы: 1. Как ещё называют Тихий океан? "Сильный", "Великий" "Славный".

  1. Назовите плиту, на которой лежит Тихий океан? Африканская плита, Евразийская плита, плита Наска.
  2. Какой океан самый большой? Атлантический, Тихий, Индийский.
  3. Кто открыл Тихий океан? А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан.
  4. Средняя глубина Тихого океана? 1763м, 3980м, 4755м.

Проверяем группу географов около карты, экологи зачитываю вопрос и дают правильный ответ.

Учитель : Наше с вами плаванье продолжается из Тихого океана в Индийский.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части. Группа географов расскажет нам, как влияет географическое положение Индийского океана на климат, температуру воды. А тем временем группа биологов выполняет задание № 3. Назовите представителей южной и северной части Индийского океана.

(Слушаем ответ географов, проверяем экологов).

Учитель : А теперь мы плывём дальше.

Разлился водой этот неведомый океан.

Возле берегов Антарктиды,

Ослепительно сияя в лучах солнца.

полярного дня или окутанный

облаками и вихрями пурги

во тьме полярной ночи

Он по - своему красив,

Этот Южный океан.

У группы экологов было домашнее задание. Собрать сведения о Южном океане, мы послушаем, что же это за океан? (Слушаем ответ ученика.)

Учитель:

Помни, ты есть часть природы!

Должен мир её хранить,

Чтоб могла и через годы

Красоту свою дарить.

Посмотри себе под ноги

Оглянись через плечо

Ей уже обязан многим

Сколько ты возьмёшь ещё?

Отнесись со всей любовью

К той, что дарит людям жизнь

С ней с одною связан кровью

За неё всегда держись.

Будь добрей и пред тобою

Вся планета расцветёт

И объятия откроет,

От любой беды спасёт!

Ребята, а что мы знаем об охране океана? Может быть нам экологи помогут? (Ответ экологов).

Уч итель:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – "жизни колыбель"

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

2. Заключительный инструктаж

Выставление оценок

Подведение итогов урока

3. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кудинцевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по географии в 7 классе

Тема: «Путешествие по океанам»

Подготовила:

учитель первой квалификационной категории

Евдокимова Е. И.

С. Кудинцево

2012 г.

ЦЕЛИ УРОКА :

Образовательная – закрепить у уч-ся полученные знания и умения по изученной теме «Океаны».

Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.

Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний.

ВИД УРОКА: путешествие

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.

ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта мира, контурные карты, карты атласа, карточки-задания

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

— взаимное приветствие

— чтение эпиграфа на доске

Свободный человек!

Недаром ты влюблён

В могучий океан:

души твоей безбрежной

Он зеркало;

Как ты, в движенье он.

/Шарль Бодлер/

2. Основная часть.

Вы знаете, что океаны — это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью.

Ребята в течение нескольких уроков вы знакомились с океанами (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский, Северный Ледовитый океан). Поэтому сегодня мы попробуем совершить увлекательное путешествие по этим океанам, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь. И на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад.

А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, заливы, проливы, течения.

Я приглашаю вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель – сказочный герой, то и мы сегодня отправляемся в сказочное путешествие.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом маленьком корвете

Где-то под руками было близко

Капитана Врангеля записки

Он себя считает знатоком

Океанский мир ему знаком.

Но сначала нам необходимо заправить корвет знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые трюмы на корвете правильными словами. Каждое следующее слово начинается с буквы, на которое закончилось предыдущее.

Задание № 1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРВЕТА

    Крупный двустворчатый моллюск. За его размеры до 50 см называют «царь ракушкой». ТРИДАКНА

    Тип коралловой постройки. АТОЛЛ

    Широко распространённая водоросль на мелководьях. ЛАМИНАРИЯ

    Остров в Индийском океане. ЯВА

    Плывучий осколок льда в океане. АЙСБЕРГ

    Одно из течений в Атлантическом океане. ГОЛЬФСТРИМ

    Залив в Атлантическом океане. МЕКСИКАНСКИЙ

Итак, наш корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье.

— А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.

Задание №2.

Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 68 с.ш. 34 в.д.

Ключ: Мурманск

— Молодцы! Правильно!

— На берегу какого моря мы находимся? (Баренцево море)

— К какому океану оно относится?

О, Океан! Невидимый, незримый,

Пусть говорят ты где-то далеко,

Твоё дыханье не проходит мимо

И даже здесь мы чувствуем его!

Задание № 3.

Ребята, давайте вспомним особенности географического положения Северного Ледовитого океана и как оно сказывается на природе.

(сообщение ученика)

Итак, мы держим свой путь на восток. Капитан Врунгель указал, что мы должны из Северного Ледовитого океана попасть в Тихий океан, но вот беда, карта в одном месте чуть стерлась и мы не можем рассмотреть наш маршрут. Ребята, давайте восстановим карту. Как мы попадем в Тихий океан?

(ответ ученика о Беринговом проливе)

(Берингов пролив- пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина фарватера 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году.)

Перед нами Тихий океан.

Об этом океане написал Ж. Верн: «Вы совершите путешествие в страну чудес. Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды мною исследованных!» И теперь начнём исследование Тихого океана.

Необыкновенный Тихий океан!

Необыкновенно великий океан, занимающий треть площади Земли. По видовому составу живых организмов ему нет равных!

Задание № 4.

Расскажите, ребята, об органическом мире Тихого океана.

(сообщение ученика)

Мы знаем, что Тихий океан – еще и самый неспокойный океан, и вот следующие задания. Выполнив их, мы сможем спокойно пересечь этот океан.

Задание №4 Чудеса из чудес.

Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

1) 11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)

2) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)

3) Фернанд Магеллан (дал название Тихому океану)

4) Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)

5) 50-130 млн лет (возраст тихоокеанской литосферной плиты)

Задание № 5 Блиц-опрос по географическим терминам

Разделить класс на команды. Каждой команде даются карточки с географическими терминами. В течение одной минуты команды готовятся, а затем дают ответы.

Шельф (материковая отмель)

Пассат (постоянный ветер)

Цунами (гигантская волна)

Гольфстрим (тёплое течение)

Промилле (величина измерения солёности воды)

Муссон (сезонный ветер)

Куросио (тёплое течение)

Бриз (ветер, меняющий своё направление 2 раза в сутки)

Антарктида (материк)

Марианский (желоб)

Мексиканский (залив)

.. Западных ветров (течение)

Физкультминутка.

Я думаю, что пора немного отдохнуть.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

— Мы продолжаем свой путь по водам Тихого океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки. Но путь нам преградили пираты.

Задание № 6 . Отгадай – ка.

Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря ему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк).

— Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)

Атлантический океан! Необозримая водная равнина, Величественная водная гладь! Из конца в конец бороздят эти воды корабли всех стран, Под флагами всех наций мира, и охраняют их два огромных стража, внушавшие страх мореплавателям, — мыс Горн и мыс Бурь!»

/Жуль Верн)

Задание № 7

А теперь расскажите, чем интересен рельеф Атлантического океана?

(сообщение ученика)

И вот мы уже плывем по Атлантическому океану, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…

Задание № 8. «По морям, по волнам» (лото).

Учащиеся получают карточки с фрагментами к/к и написанными на листочках названиями географических объектов. Необходимо соединить таблички с названиями объектов на карточках.

На карточках размещены контуры следующих объектов: Черное море, Средиземное море, Гибралтарский пролив, Саргассово море, о. Гренландия, Мексиканский залив.

Мы успешно пересекли Атлантический океан и попали в воды Индийского океана.

Огромный океан неведомого

Окружает нас

И чем больше мы знаем,

Тем больше загадок задаёт нам природа.

/Обручев В. А. /

Индийский океан интересен тем, что имеет различия в своей северной и южной части.

Задание № 9

Ребята, расскажите, как влияет географическое положение Индийского океана на особенности природы.

Мы продолжаем путешествие. Но где же капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется, подсказка.

Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание от капитана Врунгеля!

В бутылке письмо.

«Попробуй остров Врунгеля найти,

Название острова откроется тому,

Кто знает: что, зачем и почему.

Кроссворд морской ты отгадай

И к кладу свой корабль направляй!

Задание № 10 «Морские открытия»

На доске кроссворд. Слово, зашифрованное в вертикальной строке, и есть название острова. Кто первый отгадает название острова, тот первым найдет клад!

    М А Р К О П О Л О

2. Г О Л Ь Ф С Т Р И М

3.Б Е Р И Н Г О В

4. П Е Р У А Н С К О Е

5.Д Р Е Й К А

6.А М У Н Д С Е Н

    Кто из европейцев эпохи Средневековья первым проплыл по Индийскому океану?

    Теплое течение второго по величине океана Земли, проходящее близ восточного побережья большого материка Западного полушария.

    Пролив, соединяющий Тихий океан с самым маленьким океаном Земли, носит имя мореплавателя, участника Великой Северной экспедиции, хотя первенство открытия этого пролива принадлежит не ему.

    Холодное течение первого по величине океана, проходящее близ южной части западного побережья Южной Америки.

    Он не только пересек Тихий океан, совершив второе кругосветное плаванье (1577-1580), но и открыл самый широкий на Земле пролив.

    Первооткрыватель Северного полюса, проплывший через Северный Ледовитый океан из Западной Европы в Восточную Азию

А вот и наш остров Победа! Но чтобы определить точное местоположение клада, нам нужно выполнить еще одно задание.

Задание № 11. Игра “Океаны”

На доске лежат названия всех океанов. Ученик выходит к доске, читает любую карточку и прикрепляет её к тому океану, к которому относится данная информация.

    Самый глубокий (Тихий)

    Самый пресный (Сев. Ледовитый)

    Самая глубокая впадина (Тихий)

    Самый мелкий (Сев. Ледовитый)

    Самый крупный остров (Атлантический)

    Море без берегов (Атлантический)

    Титаник” (Атлантический)

    Нефть Персидского залива (Индийский)

    Незамерзающий порт Мурманск (Северный Ледовитый)

    Самое соленое море (Индийский)

Задание № 12 “Великие мореплаватели”. (дополнительное время)

Мировой океан занимает большую часть земной поверхности. Долгое время люди очень мало знали об океане, кроме того, они боялись плавать вдалеке от берега. С океаном было связано немало поверий, вызывавших трепет в людских душах. Так, вплоть до начала эпохи Великих географических открытий моряки не решались пересечь экватор. Каждый раз, когда корабли приближались к этому месту, команда требовала повернуть назад: ведь в районе экватора вода кипела, о чем писали древнегреческие географы, и именно в этом месте белые люди становились чернокожими. На арабской карте вблизи от экватора (западное побережье Африки) была изображена рука дьявола, поднимающаяся из воды. Как тут отважиться пересечь эту роковую линию? Сколько же надо мужества и упорства, чтобы преодолеть страх? Но все же такие мореплаватели нашлись.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми фактами из жизни известных мореплавателей. Я вас познакомлю с некоторыми биографическими данными, причем, сначала информация будет менее известная.

На обдумывание – 15 секунд.

Васко да Гама.

    Придворный знатного происхождения, которого король Мануэл назначил руководить экспедицией по не выясненным до конца причинам.

    В распоряжении экспедиции было два тяжелых корабля, легкое быстроходное судно, а также транспортный корабль с запасами пищи. В пути мореплаватели подверглись страданиям от голода, цинги, столкнулись с противодействием арабов и пиратов. Домой вернулось на двух судах менее половины экипажа экспедиции.

    Открытый в результате плавания торговый путь обеспечил одной европейской стране на девяносто лет монополию торговли с Южной и Юго-Восточной Азией и огромные прибыли. Но после второй экспедиции первооткрыватель получил титул графа и на многие годы был отстранен от всякой деятельности. Только в конце жизни ему удалось совершить третью экспедицию.

    Из Индии в Португалию мореплаватели привезли гвоздику, корицу и драгоценные камни.

Христофор Колумб.

    Родился в семье шерстяника. В течение многих лет до 1485 года плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту.

    Читал на четырех языках, изучал и хорошо знал существовавшие на тот момент географические карты, При подготовке к плаванию обращался за советом к известному итальянскому астроному, космографу и географу Паоло Тосканелли.

    В первую экспедицию отправился в 1492 году на 3 судах с экипажем в 90 человек. Во время третьей экспедиции, в 1500 году, был арестован по доносу и закован в кандалы, которые сохранил до конца жизни. Всего совершил 4 экспедиции к неизвестным (открытым им) землям.

    Материк, который благодаря его путешествиям был открыт для европейцев, получил имя другого мореплавателя. Местных жителей он назвал индейцами.

Фернан Магеллан.

    Бедный дворянин, он некоторое время служил пажом в свите португальской королевы.

    Он участвовал в морских сражениях с арабами и маврами. Во время экспедиции смог подавить бунт, который через полгода плавания подняла группа офицеров на трех кораблях. Мятежники требовали изменить курс движения экспедиции и направиться к мысу Доброй Надежды.

    Во время перехода через один из океанов экспедиция не встретила ни одного обитаемого острова, на кораблях начался голод, почти все моряки болели цингой, а 19 человек умерли от этой болезням. К счастью, погода благоприятствовала путешественникам, не было ни одного большого шторма, поэтому океан был назван Тихим.

    Научный результат экспедиции был грандиозным: мореплаватели отправились в западном направлении, а вернулись с востока, чем было неоспоримо доказано, что Земля имеет шарообразную форму, а Мировой океан представляет собой единое целое.

3. Заключительный этап

Ну что, ребята, вот мы и отыскали клад капитана Врунгеля. Как вы думаете, что лежит в сундуке? Золото! А золото, это те знания, которые вы получили, изучая Мировой океан. Надеюсь, что вы сможете правильно распорядиться своим богатством. А за ваше упорство в стремлении к победе, я награждаю вас Орденом капитана Врунгеля.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

И закончить наш урок я хотела бы вот такими словами:

О Океан! Он чудо из чудес!

Планеты свет!

Планеты жизнь!

А значит

Запомнить должен каждый человек

Сберечь его важнейшая задача

О Океан! Он – «жизни колыбель»

Со всем живым связующая нить,

В стихах и песнях мы его воспели

Пока он жив,

Мы тоже будем жить!

4. Домашнее задание

Подготовить творческое задание. Составить маршрут воображаемого путешествия по одному из океанов.






























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана, об истории исследования и современных исследованиях океана, об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики

Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карты атласа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала (см. Презентацию)

Слайды 1-2

Вступительное слово учителя - тема, план изучения океана

(Демонстрация слайдфильма, см. Приложение 3)

Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова японского путешественник а Наоми Уэмура, совершавшего (чаще всего в одиночку) экстремальные путешествия в разных точках мира:

“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.

Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке.

Игра “Лови ошибку” При изучении темы, мной будет допущена ошибка, и тот, кто ее обнаружит, получит “5”.

Задание: На протяжении всего урока, вам предстоит быть очень внимательными. Необходимо собрать в ваши книжки-малышки рекорды СЛО .

Задание: Проанализируйте карты атласов и дайте характеристику ГП и береговой линии

Слайд 8

Ответ: океан расположен в Северном полушарии, вокруг Северного полюса. Через него проходит нулевой меридиан, поэтому океан находится как в западном, так и в восточном полушарии.

Океан расположился на макушке Земли около Северного полюса. Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют - Северным Ледовитым океаном. Это название океана лучше всего отражает тот факт, что большую часть года океан укрыт мощными плавучими льдами. Северный Ледовитый Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова.

СЛО связан с Атлантическим океаном. Связь осуществляется через Норвежское море. Теплое Североатлантическое течение приносит в океан свои теплые воды. В обратном направлении движутся потоки холодных вод и айсберги.

Связь СЛО с Тихим океаном осуществляется через Берингов пролив.

Такое положение океана повлияло на суровость его климата.

Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют острова, полуострова, моря.

Вопрос: Какие типы морей преобладают в океане?

Слайд 9

Ответ: Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).

Задание: Какой вывод можно сделать, проанализировав диаграмму "Площади океанов"?

Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, его площадь 14,8 млн. кв.км.

Задание: К какому выводу можно прийти анализируя таблицу "Основные морфологические характеристики океанов"?

Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.

Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран.

В истории исследования СЛО выделяют пять периодов .

В далекие времена на утлых суденышках плавали по морям СЛО русские люди, жившие по берегам этих морей. Их так и называли поморы. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя.

Используя сведения русских, англичане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока. В итоге плавания Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.

Начало планомерному изучению берегов океана положили исследования Семена Дежнёва и Великая Северная экспедиция (руководитель Витус Беринг).

Слайды 15-16

Первые сведения о природе приполярных областей были собраны в конце XIX века во время дрейфа корабля Фритьофа Нансена “Фрам” (корабль сохранился до наших дней и выставлен в музее норвежского города Осло)

Слайды 17-18

Исследования XX века и современные комплексные исследования

1903-1906 годы - покорение Северо-Западного прохода полярным путешественником Руалем Амундсеном

1909 год - американский полярный путешественник Роберт Пири достиг Северного полюса

Слайды 20-22

Изучение океана русскими: в 1912 году на судне “Св. Фока” русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов организовал экспедицию с целью достичь Северного полюса. Но из-за сложных погодных условий экспедиция не удалась, сам Седов умер и был похоронен своими товарищами на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (сейчас этот остров считается крайней северной островной точкой нашей страны)

В 1930 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта прошла на ледоколе “Георгий Седов” из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли.

А в следующем году Шмидт совершил арктическое плавание на пароходе “Челюскин”. В Карском море пароход попал во льды, в его корпусе появилась трещина. Корабль затонул в районе, куда самолеты еще не долетали. Экипаж и пассажиры вынуждены были высадиться на берег и организовать лагерь. Позже они были спасены полярными летчиками под командованием Каманина. Пилоты в сложных метеоусловиях совершили в общей сложности 9 посадок на льдину. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, летчикам были присвоены звания Героев Советского Союза .

В 1937 году Шмидт организовал первую научную станцию на Северном полюсе, ее начальником был назначен Иван Дмитриевич Папанин.

Задание: Проанализируйте карту “Строение земной коры” последнего форзаца учебника, и физическую карту океана. Какой можно сделать вывод о причинах образования океана?

Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана - обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.

Вопрос: Что образует рельеф дна?

Ответ: Хребты, поднятия, котловины, впадины

Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.

Вопрос: Как они называются?

Ответ: Ломоносова и Менделеева

Вопрос: Какие котловины есть на дне океана?

Ответ: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская и др.

Задание: Проанализируйте климатическую карту.

Вопрос: В каких климатических поясах расположен океан?

Ответ: в арктическом и субарктическом

Вопрос: Что характерно для этих климатических поясов? (3 абзац стр 96).

Слайд 25

Ответ: Арктический пояс отличается суровостью. Температура января -20°С - -40°С, июля - около 0°С. Осадков выпадает мало - 100-200 мм, в основном в виде снега. Господствуют АВМ. Летом часты туманы. Субарктический пояс - это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года - из умеренных широт, принося потепление и влагу.

В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня солнечное тепло поступает непрерывно. Однако лед и снег отражают 80 % солнечного тепла, поэтому поверхность океана и атмосфера над ним очень слабо прогреваются.

На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами лишь до +0,5°С.

В морях летом температура воды от +2 °С до +6°С.

Вопрос: Почему соленость водных масс ниже среднеокеанической (32%о) – от 10%о до 31%о.

Ответ : происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод

Вывод: Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли и самый пресноводный

Задание: Рассмотрите карту течений (рис.25, стр.51, прочитайте текст на стр. 97 учебника)

Какой вывод можно сделать?

Слайд 27

Ответ: Под действием западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Североатлантического течения.

Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.

Близ Чукотского моря зарождается мощное холодное Трансарктическое течение. Оно движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии).

Льды в океане

Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности

Слайды 29-30

Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.

Припайные прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.

Дрейфующие движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют полыньями

Задание: Прослушав сообщение, прочитав текст учебника на стр.97-98, дайте описание органического мира.

Слайды 31-39

Органический мир

Итак, холодный, суровый, лежащий на самой "макушке" Земли океан:

Вопрос: Имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами? (стр. 98 учебника).

Слайды 40-47

Ответ: Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены. На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи

В 2007 году российские батискафы “Мир-1” и “Мир-2” первыми в мире достигли дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. На дне океана установлен российский триколор из титанового сплава и оставлена капсула с посланием, будущим поколениям. “Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой”, – это слова руководителя экспедиции Артура Чилингарова.

Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли

Слайды 49-51

Главное в настоящее время - транспортное значение океана. Огромную роль в этом играет Северный Морской путь. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствие, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Игарка, Дудинка, Тикси, Диксон).

Метеорологические наблюдения

Слайды 53-54

Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют "полярниками". Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство

Слайды 55-58

Это интересно!

Закрепление

Продолжите предложения: Я не зал, что...

  • Я удивился, что...
  • Я горд, что...
  • Я узнал, что...
  • 3. Домашнее задание: параграф 20, заполнить контурную карту "Северный Ледовитый Океан", подготовить творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по СЛО, рассказав о нем в классе.

    Маршрут путешествия по Южной Африканской республике

    Автор : Кушнарёва Татьяна Николаевна – учитель географии МБОУ СОШ №9 г.Азова Ростовской области .
    Описание материала :
    Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который можно взять за основу для проведения обобщающего урока географии в 7 классе, а также использовать и во внеурочное время, как дополнение для проведения викторин, тематических вечеров. Также он может быть полезен и для педагогов, работающих в начальной школе.

    Цель маршрута:
    Знакомство с Объектами Всемирного Наследия одной из южных стран Африки – ЮАР, познание великолепного мира удивительной природы.
    Актуальность:
    Каждый, уважающий себя путешественник, мечтает хотя бы один раз в жизни побывать в Африке. Самые захватывающие и интересные туристические маршруты проходят в Южной Африке. Африканский континент наполняет путешествия уникальными, незабываемыми впечатлениями. Нигде в мире нет такой невероятной и дикой саванны, где на свободе можно увидеть миллионы разнообразных животных и невероятных птиц, самые древние в мире разломы земной коры, прекрасное и чистое звездное небо, коварные пустыни, местные племена со своей самобытной культурой, сохранившейся до нашего времени в нетронутом состоянии.

    Начало маршрута:

    Приглашаю вас отправиться в ЮАР – край невероятных открытий.
    г.Азов, через 1 час.20 мин. мы на взлётной полосе в Аэропорте г. Ростова-на-Дону
    Полетели!!!
    Расстояние(Ростов-На-Дону) -(Йоханнесбург) - 8259 км.
    Минимальное время полета: 16 ч. 5 мин


    Я приглашаю вместе со мной отправиться в путь, ведь мы уже в ЮАР


    Первый объект нашего маршрута


    Мапунгубве располагается на крайнем севере ЮАР – там, где она граничит с Зимбабве и Ботсваной. Это ландшафт открытых обширных саванн у слияния рек Лимпопо и Шаше. Мапунгубве превратилось в крупнейшее на юге континента королевство, существовавшее вплоть до XIV в. Сохранились почти в неизменности остатки дворцов и всей связанной с ними жилой зоны. Здесь можно также увидеть руины двух более ранних столиц. В целом это дает представление о социальном и политическом развитии данного района в течение более чем 400 лет.
    Критерии: ii, iii, iv, vi (объект культурного наследия)
    Год включения в Список Всемирного наследия: 2003

    Приглашаю Вас посетить Стеркфонтейн, Сварткранс, Кромдрай и окрестности – места находок ископаемых гоминид


    Таунг-Скал-Фоссил-Сайт – это одно из добавлений к объекту, внесенному в Список Всемирного наследия в 1999 г. Здесь в 1924 г. был найден знаменитый череп Таунга, принадлежавший «австралопитеку африканус». Долина Макапан, также добавленная в состав данного объекта наследия, выделяется обилием найденных в здешних пещерах археологических следов, подтверждающих присутствие человека около 3,3 млн лет тому назад. Эта территория содержит важные свидетельства происхождения и эволюции человечества. Ископаемые остатки, обнаруженные здесь, сделали возможной идентификацию ряда образцов древних гоминид, в особенности – образцов парантропа, датируемых периодом между 4,5 и 2,5 млн лет тому назад, а также являются свидетельством начала использования в быту огня в период от 1,8 до 1,0 млн лет тому назад.

    Год включения в Список Всемирного наследия: 1999, 2005

    Преодолев расстояние в 50 км, мы попадаем в космический рай


    Объект, расположенный примерно в 120 км к юго-западу от Йоханнесбурга, является представительным фрагментом крупной метеоритной импактной структуры, или астроблемы. Возраст кратера – 2 023 млн лет, т.е. это древнейшая астроблема из всех, обнаруженных к настоящему времени на Земле. Радиус астроблемы– 190 км, т.е. это еще и самый крупный и наиболее обнаженный на глубину объект такого рода. Вредефорт известен как след самого мощного в истории Земли метеоритного удара, который привел к глобальным последствиям. Так, по мнению некоторых ученых, столкновение с метеоритом могло изменить весь ход развития нашей планеты. Объект хранит ценнейшие свидетельства геологической истории Земли, и позволяет нам лучше понять её эволюцию. В результате произошедших в земной коре геологических изменений большинство древних метеоритных кратеров уже исчезло, и на этом фоне Вредефорт является единственным на Земле объектом, на котором доступен для непосредственного изучения геологический разрез астроблемы ниже её подошвы.
    Kритерии: viii (объект природного наследия)
    Год включения в Список Всемирного наследия: 2005

    Приглашаю Вас увидеть живописнейший мир - Культурный и флористический ландшафт Рихтерсвельд


    Культурный и флористический ландшафт Рихтерсвельд – живописный участок гористой пустыни площадью 160 тыс. га на северо-западе ЮАР, который принадлежит и управляется местной общиной. Здесь располагаются сезонные пастбищные угодья народности нама, что отражает полукочевой уклад их жизни, который, возможно, сохраняется на юге Африки уже в течение двух тысячелетий. Это единственная территория, где люди нама все еще сооружают переносные жилые дома – «хару-омс»: маленькие полусферические сооружения, состоящие из деревянного каркаса, образованного пересекающимися деревянными дугами, и покрытого красивыми плетеными циновками из местного тростника. Объект включает участки сезонных миграций и выпаса скота, а также фермы, используемые пастухами во время перемещений со своими стадами. Скотоводы, населяющие эту территорию, собирают лекарственные и иные растения и имеют устойчивые устные традиции, связанные с различными местами и свойствами ландшафта.
    Критерии: iv, v (объект культурного наследия)
    Год включения в Список Всемирного наследия: 2007

    Следующий объект со своей историей


    В период XVII-ХХ вв. Роббен-Айленд использовался как тюрьма, больница для обездоленных и как военная база. Его постройки, особенно относящиеся к концу ХХ в., такие как сверхсекретная тюрьма для политических заключенных, стали свидетелями победы демократии и свободы над угнетением и расизмом.
    Критерии: iii, vi (объект культурного наследия)

    Приглашаю вас в Мир гор


    Малоти-Дракенсберг является трансграничным объектом наследия, который включает два национальных парка – Ухахламба-Дракенсберг в ЮАР. Район, с его высокими базальтовыми скалами-контрфорсами, гигантскими обрывами, останцами из золотистого песчаника, причудливыми каменными арками и столбами, пещерами, утесами, горными озерами, обладает исключительной природной красотой. Многообразие ландшафтов поддерживает высокий уровень эндемизма и обеспечивает существование глобально редких видов растений. Это также убежище для таких угрожаемых видов птиц, как капский гриф (Gypscoprotheres) и бородач (Gypaetusbarbatus). В многочисленных пещерах и гротах обнаружены наскальные рисунки – это крупнейшая и наиболее концентрированная их коллекция во всей Африке к югу от Сахары. Изображения дают представление о духовной жизни народности сан, населявшей данную местность свыше 4 тыс.лет.
    Критерии: i, iii, vii, x (объект культурно-природого наследия)
    Год включения в Список Всемирного наследия: 2000

    Если вы устали в пути, предлагаю насладиться следующим объектом и морским воздухом.


    Современные речные, морские и эоловые процессы сформировали здесь самые разнообразные природные комплексы, включая коралловые рифы, протяженные песчаные пляжи, прибрежные дюны, озерные системы, а также обширные водно-болотные угодья. Постоянное воздействие прибрежных течений и штормов на эти природные комплексы, а также расположение парка в переходной географической зоне (между субтропиками и тропиками), обусловили не только исключительное видовое многообразие, но и продолжение самого процесса видообразования. Мозаичный характер местности создает здесь крайне живописные пейзажи. В парке находят убежище различные животные – обитатели саванн, водно-болотных угодий и морской среды.
    Kритерии: vii, ix, x (объект природного наследия)
    Год включения в Список Всемирного наследия: 1999

    На этом наше путешествие по Южной Африканской Республики подошло к концу, надеюсь, что вы узнали много интересного о некоторых Объектах Всемирного Наследия этого государства.

    Благодарю всех за внимание!