Обманщик бетонщик дополнить близкими словами по написанию. Правописание суффиксов

Класс: 5.

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока : освоение новых знаний.

Цели:

личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;

метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в парах.

предметные - умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.

Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

1. Проверка домашнего задания в парах.

На карточках написаны вопросы, дети по очереди задают вопросы друг другу, оценивают ответы, ставят оценку на карточках.

1. Что такое пирамиды? (гробница фараона)

2. Какова высота пирамиды Хеопса?

3. Что такое мумия? (тело умершего обмотанное бинтами)

1. Назовите самую большую пирамиду? (Хеопса)

2. Что строили египтяне для богов? (храмы)

3. Как выглядел сфинкс? (тело льва, голова человека)

2. Новая тема: «Письменность и знания древних египтян».

Предположите, какие вопросы будем рассматривать?

Ответы учащихся.

Работать будем по плану:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

Дети работают в рабочих листах.

Задание на урок:

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это в Двуречье и в Египте. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Напишите предложения: «Воин идет к колодцу»,

«Воин плачет у колодца».

В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно. Ведь каждый иероглиф мог обозначать не только слово, но и согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Ученик: Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. 100, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

Напишите год, который у нас сегодня, пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете, какой цифры у них не было?

Система счета была сложной и громоздкой, но, несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным.

Работа на листах в парах.

1. Как египтяне назвали знаки-рисунки? _______________________________
2. Сколько их насчитывалось? ________________________________________

3. Каких звуков не было у древних египтян? ____________________________

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма - папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

Работа на листах в парах.

4. Как назывался основной материал для письма? ________________________
5. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки? ________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _____________________

3 . Школа и научные знания. Работа в парах.

Прочитайте фрагмент из книги Авдиева В.И. «История Древнего Востока» Выписать, какими знаниями обладали еще древние египтяне.

1) «…Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

2) «…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

3) Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной - север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище умерших душ), а левой стороной – Восток («Страна бога, т.е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта (движение небесных светил – астрономия; разлив Нила – календарь; время – водяные часы; медицина – хирурги, стоматологи, окулисты; география - представления о земле)

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа по учебнику.

Согласны ли вы с правилами для учеников в школах?

Работа на листах в парах.

7. Какие науки были известны египтянам? ______________________________

8. Где находились школы? ___________________________________________

9. Кто были учителями? _____________________________________________

Задание на урок:

Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

Учащиеся приводят доказательства, опираясь на материал урока.

Закрепление материала.

Рефлексия

Что узнали нового?

Нового

Интересного

Полезного

Важного

Поразительного

Смешного


Конспект урока по истории Древнего мира "Письменность и знания древних египтян"
Цель урока:
Познакомить учащихся с древнеегипетской письменностью и научными знаниями.
Формировать понятийный аппарат учащихся по теме;
Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, анализировать текст и выделять главное
Формировать познавательный интерес учащихся через использование творческих заданий.
Воспитывать уважение к чужой культуре.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Самостоятельное повторение.
Ребята.давайте вспомним,что означает слово "цивилизация"
Какую цивилизацию мы сейчас проходим?
Что мы с вами узнали?Что хотим узнать?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа с картой «Древний Египет».Нанесите все географические названия, которые вы знаете.
2. Работа с терминами: расшифруйте анограммыЦивилизация- вилицизацияГосударство- даргосуствоФараон- онрафаВельможи- мовельжиЖрецы- ержцыПисцы- сипцыРабы-бары
Налоги- логина
Религия- лигиреяХрам-марх
3.Что это за божество:
1. Бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями (Гор)
2. Бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба (Сет)
3. Бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила (Себек)
4. Бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут (Геб)
5. Бог - покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов. Его изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки (Анубис)
6. Богиня – покровительница женщин и их красоты (Бастет)
7. Бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Его священным животным был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса (Тот)
4. Давно исчезли многие древние государства востока, засыпаны пеплом времени, на поверхности только небольшие фрагменты. Пирамиды, фрески, обелиски, заметьте,все они щедро исписаны. Что нам напоминает эта письменность – иероглифы. Где –то 3000 лет до нашей эры появилась письменность у египтян. В переводе с греческого – священные письмена, а сами египтяне называли свою письменность – божественная речь. Как вы думаете, почему? Они были уверены, что письменность даровал им бог мудрости –тот. Но прошли тысячелетия и письменность подзабыли и мы встали перед выбором – как же узнать, что хотели донести до нас египтяне? Ценой упорных трудов, ученые разгадали письмена многих древних восточных народов, но египетскую письменность долго не могли расшифровать. Но вот однажды… офицером армии наполеона в 1799 году в Египте была найдена плита – выбитый на ней текст был на двух языках: древнеегипетские иероглифы и древнегреческом языке. Камень был найден в местечке – розетт, поэтому получил название розетский камень. Наполеон понял всю важность находки и отправил камень в музей Каира, но французы потерпели поражение в Египте от англичан и отступая им, конечно же, было не до исторических находок. Древнегреческий язык был хорошо известен лингвистам, поэтому этот текст на древнегреческом достаточно быстро перевели, а сопоставление текстов, позволило французскому ученому Жану Шампольону расшифровать и древнеегипетские записи. Давайте же прочитаем в учебнике о расшифровке…
Язык древнего Египта достаточно сложен, поэтому далеко не все египтяне владели письмом. Это была прерогатива богатых и знатных людей,в первую очередь писцов, так ка они ведали всеми делами в стране. На подготовку лучших писцов тратились годы. Ведь в древне египетском письме более 700 знаков. Давай те посмотрим поучение писца – ученикам.
Иероглифы могли читаться как с права налево. так и слева на право. Буквы писались таким образом.что бы быть расположенными лицом к человеку. Многие слова имели 2 и более значения. На чем же писали египтяне – папирус, давайте прочитаем, что представляет собой папирус.
Давайте с вами попробуем написать свои имена на древнеегипетском, с помощью иероглифов. .В место гласных используйте схожие звуки…24 согласных в конце мужского имени рисуйте мужскую фигуру, в конце женского – женщину. Давайте посмотрим. У кого, что получилось. Выход к доске.
Физминутка…Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника
земляника голубика
Что бы ягоду сорвать
надо глубже приседать(приседания)
нагулялся в лесу
корзинку с ягодами несу(хотьба на месте)
,

Отдохнули,молодцы. Потребности в развитии знаний, развитии жизни и хозяйства, поэтому в школах обучались не только письму, но и математике, астрономии, медицине.
На земле существуют два государства, где письменность появилась раньше, чем в других странах. Одна- Двуречье, другая –Египет.
Письменность возникла более 5тыс. лет назад. Подумайте, приблизительно в каком году? Знаний у египтян накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были иероглифы(слайд + раздаточный материал). Ребята рассматривают иероглифы. Вопрос к классу:
-Как вы думаете, легко ли было овладеть иероглифами?
Всего было более 750 иероглифов. И расшифровали их только в XIX веке в 1822г. Имя человека,кому принадлежит эта заслуга, Шампольон. И прежде, чем мы с вами прочитаем документ о дешифровки иероглифов, ответьте на вопросы:
-Почему так важно было расшифровать иероглифы?
-Что дают нам письменные источники?
Разве возможно было бы узнать о жизни египтян только по рисункам?
Работа с документом на с.62 учебника. Как удалось расшифровать иероглифы?
Работа с раздаточным материалом. На каждой парте - листы с изображением иероглифов.
Один иероглиф мог обозначать один звук, другие - сочетание звуков, третьи – слово. Гласные не писались (ребята изучают раздаточный материал). Египтяне придумали определители, они не читались, а только подсказывали о чём шла речь.
Попробуем побывать с вами в роли учёных. Ребятам предлагается расшифровать предложения,отмеченные галочкой, используя листок-подсказку.
Проверка задания.
Цифры в Древнем Египте. Слайд. Производить математические действия было очень сложно(предлагается попробовать это сделать дома).
Вывод: учиться в Египте было очень трудно. Умеющий читать и писать считался настоящим мудрецом.
Материал для письма - папирус. Демонстрация слайдов о производстве материала для письма.
Обучение в школах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с п.3.с.61 учебника. Вопросы:
-Чему обучали в школах?
-Кто обучался?
-Как поддерживалась дисциплина?
Благодаря расшифровке иероглифов мы узнали о научных знаниях в Древнем Египте.
Какие науки были развиты?
Делается вывод о высоком развитии науки. Что нового вы узнали сегодня
А в завершении нашего урока вам нужно решить кроссворд.(Рабочая тетрадь.№1.стр 34)
Домашнее задание: П.12(вопрос 3,4 устно).

Урок в 5 классе

Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

Цели:

Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

Метапредметные:

Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)

Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Настроить обучающихся на предстоящую работу.

II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Отводимое время:

Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

Кем вы хотите стать?

Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии

Фасовать-фасовщик

Грузить – грузчик

Летать – летчик

Фрезеровать – фрезеровщик

Стеклить – стекольщик

Укладывать - укладчик

При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-,).

Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

[ щик]
резать – рез чик
[щик]
барабан – барабан щик
[щик]
разносить – разнос чик
[щик]
сварка – свар щик

– Что вас удивило?

Могут ли у нас при письме появиться ошибки, можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова,? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Поставьте главную задачу на урок

Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-

Что мы должны сделать, чтобы достичь успеха?

(-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных

Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-)

III. изучение нового материала

Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

Предлагаю превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их

(слова с суффиксом -чик (-щик ), причем буквы д , т , з , с , ж перед суффиксом выделены красным цветом)

(докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)

А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)

Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.

IV. Практикум

Цель : формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.

Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)

2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик, -чик-.

предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

зад. повыш. сложн.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

    В каком слове пишется Ч:

1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

    В каком слове пишется Щ?

1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

    В каком слове пишется Ч?

1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

    В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

    В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

    В каком слове пропущена буква С?

1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

    В каком слове пропущена буква Д?

1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

Взаимопроверка. Оценивание

Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)

6. Самостоятельная работа

Распределить слова по профессиям и видам деятельности

Строительная профессия

Отрицательная оценка человеку

Другие профессии

Устаревшие профессии

арматурщик

формовщик

прогульщик

зачинщик

перебежчик

забастовщик

разведчик

паяльщик

ракетчик

газетчик

фонарщик

переплетчик

переписчик

приказчик

Проверка, оценивание по критериям

Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

Отводимое время: 2 мин.

Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

Как вы думаете, справились мы с ними?

Все ли удалось?

Что показалось наиболее трудным?

Что было самым интересным?

Скажем друг другу спасибо.

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

  • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
  • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

Суффикс ЕЧК

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

  • в существительных среднего рода
  • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

Пишется а :

  • в существительных женского рода;
  • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

Суффикс ИЩ

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

28 августа 2014

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Общие сведения

Имена существительные с суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

Особенности суффикса

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Видео по теме

Основное правило

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Важно запомнить

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


В каких случаях ставится суффикс -щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


Иноязычные слова

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ - процентЩИК;
  • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить мягкий знак перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Различай суффиксы

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик - диванчика;
  • мальчик - мальчика;
  • калачик - калачика;
  • огурчик - огурчика;
  • кирпичик - кирпичика;
  • ключик - ключика;
  • стульчик - стульчика;
  • пальчик - пальчика;
  • личико - личика;
  • мячик - мячика и проч.