Сложные вопросы по сказке аленький цветочек. языков» муниципального образования город Ноябрьск

Тестовые задания по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1. Какими словами начинается эта сказка ?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве...»

б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»

в) «Три девицы под окном...»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек ?

а) старшая

б) средняя

в) младшая

3. Кого купец любил больше всего?

А) дочерей Б) младшую дочь

В) старшую дочь Г) себя

Д) свой народ

4 .Куда собрался купец?

А) в Африку Б) в Индию

В) в тридевятое царство, тридесятое королевство

Г) в путешествие по всему миру

5.Какой гостинец попросила старшая дочь?

6. Какой гостинец попросила средняя дочь?

А) наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя

Б) тувалет из хрусталю восточного

В) золотой венец из камениев самоцветных

Г) ожерелье из жемчуга бурмицкого

7. .Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

А) сиящим всеми цветами радуги

Б) горящим огнями золотыми, серебряными

В) умеющим разговаривать

Г) самым красивым на свете

8. Что случилось с купцом в дороге?

а) весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

9. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

10. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома ?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

11. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость сестрам

б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

12. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского ?

а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

13. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь

б) на три дня и три ночи

в) на пять дней и пять ночей

14. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что.,

а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

15. Как младшая дочь оказалась во дворце?

А) надела волшебный перстень на правый мизинец

Б) вошла в волшебную пещеру

В) надела волшебную шапку

Г) перелетела по воздуху

16. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном

в) карликом

17. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой

Б) путешествием

В) возвращением домой


АКСАКОВ СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
  • Род Аксаковых или Оксаковых, как звали их в старину, был древен и восходил к знатному варягу, переселившемуся в XI веке на Русь со своею дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы, но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова - русского литератора.
  • Серёжа Аксаков был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».
  • Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге.
  • Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались рассказами Аксакова-старшего о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал как никто.
  • В приложении к «Детским годам Багрова-внука» дана была сказка «Аленький цветочек» - самая, быть может, добрая и мудрая из всех написанных на русском языке сказок.
  • Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать). Зато всё ярче делалось внутреннее зрение, всё более гибким и выразительным становился язык.
  • С.Т.Аксаков умер, не завершив всего, что задумал. Но и того, что он успел, было довольно. Его любили современники и любят потомки.
  • Источник: Библиогид
Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?
  • Ключница Пелагея
Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
  • Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими.
  • Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе
На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
  • На правый мизинец
«Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?
  • Расписка
Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?
  • Злость
  • Зависть
  • Жадность
Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
  • За час до истечения 3 дней и 3 ночей
А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?
  • Шелковая цветная ткань с узорами
Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?
  • Двенадцатой
Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?
  • 30 лет
Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
  • Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Мультфильм «Аленький цветочек»
  • Мультфильм рисованный, 42 мин. Союзмультфильм, 1952 г.
  • По сказке С.Аксакова Фильм восстановлен на студии им.Горького в 1987 г.
  • Режиссер Лев Атаманов
  • Сценарист Георгий Гребнер
  • Художники-постановщики Леонид Шварцман, Александр Винокуров
  • Посмотреть мультфильм
Разные издания книги Автор презентации Марина Локсина
  • Автор презентации Марина Локсина
  • Для сайта http://skazvikt.ucoz.ru/

Оборудование:
тексты книги "Аленький цветочек",
компьютер и проектор,
заготовки для изготовления аленького цветочка по количеству человек в классе,
клей,
картон,
слайды по теме занятия[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задачи урока:
Воспитывать милосердие, сострадание
Развивать навыки работы в мини-группах.
Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.
Познакомить с творчеством русского писателя С.Т.Аксакова.
Ход занятия.
Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.
- А где это может происходит? (В сказке).
- Угадайте, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).
Сегодня на уроке мы проведем викторину по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": узнаем, так ли хорошо вы ее знаете, внимательно ли читали.
СЛАЙД - обложка "Аленький цветочек"
Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.
(далее слайды по вопросам и ответам)
Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков
2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея
3. Какими словами начинается эта сказка?
«В некотором царстве, в некотором государстве »
4. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
Купец, торговый человек
5. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде
6. Какими чисто российскими товарами торговал отец?
Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое
7. Какой была старшая дочь? (Ответы детей)
8. Какой была средняя дочь?
9. Какой была младшая дочь?
10. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
Старшей - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; средней - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.
12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
Младшая дочь, любимая
13. Что было особенного в аленьком цветочке?
Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете
14. Как она узнала о существовании аленького цветочка?
Она увидела его во сне и была поражена его красотой
15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники
16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское
17. Опишите внешний вид чудища.
Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Физминутка "Актерские штучки"
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.
(Изобразите мимикой, жестами лесного чудища).
От злых разбойников спасаясь,
Купец помчался во всю прыть,
Дрожит от страха, словно заяц,
Его лицо нельзя забыть...
Они свирепы и страшны,
Их вид внушает всем тревогу,
Какими быть они должны:
Разбойники с большой дороги?
Красой блистает бесподобной
И всех улыбкой согревает,
Девица с сердцем чистым, добрым,
Что в дальнем замке проживает...
На этой маленькой картине
Поймайте сказочный момент:
Вы зверя в принца превратите,
Чтоб был у сказки "хеппи-энд".
(Для усложнения задания можно попросить детей сыграть процесс превращения: еще не принц, но уже не зверь.)
А теперь продолжим наше путешествие по сказке.
18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.
19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?

· Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина
20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке
21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?
Если он пришлет вместо себя одну из дочерей
22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень
23. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец
24. Что стало с сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю
25. Какие птицы доставили девушку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди
26. Вспомни и вставь пропущенные слова. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...».
27.Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
Исполнялись все ее желания
28.Какой наряд выбрала гостья из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
Свой собственный сарафан
29. Чем занималась девушка во дворце чудища?
Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.
30. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой?
Вышитое ею полотенце, самое богатое.
31. Какое волшебное приспособление показало гостье чудеса земные, глубины морские?
Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком
32. Что удивило её в увиденном ею морском царстве? Морские коньки
33. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.
34. Что привезла младшая сестра в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами.
35. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что,
сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.
36. Что произошло во дворце чудища, когда девушка не приехала к назначенному сроку?
Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.
37. Где нашла она своего друга милого, господина любимого?
На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.
38. Как выдумаете, почему умер зверь лесной?
От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.
39. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем
40. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет
41. Какими словами вернула к жизни своего суженого молодая дочь купеческая?
"Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!"
42. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Устали сказку вспоминать? Немного отдохнем и поиграем. Каждое словечко знай свое местечко.
Игра «Волшебство или технический прогресс?»
Требуется найти современное техническое устройство, аналогичное волшебному предмету из сказки. Или наоборот.
Перстень самолет.
Стена с "самопишущимися" буквами компьютер.
Музыка сама играет магнитофон.
Колесница без коней автомобиль.
(Если кто-то из участников игры предложит свои варианты прекрасно).
Молодцы, ребята! Внимательно сказку читали.
- Чему учит эта сказка?
Заключительное слово. Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
СЛАЙД - изображение Аленького цветочка.
(Можно подарить такую картинку каждому ученику)

Библиотекарь
Пролубникова В.Г.

викторина
по сказке
"Аленький цветочек"Times New Roman

Ответы к школьным учебникам

По заглавию «Аленький цветочек» можно определить, что речь пойдет о каких-то волшебных событиях, связанных с этим цветком. Если бы сказка называлась «Алый цветок», «Сестры», «Подарки», «Чудище-юди- ще», то смысл произведения, конечно, изменился бы, не было бы того любовного нежного отношения к сказочному предмету и персонажам истории.

2. Обсудите с другом, чем старшие дочери отличаются от младшей дочери. Как поступки героинь помогают понять их характер?

Старшие дочери отличаются от младшей тем, что любили только себя, жили только для себя, любовались только собой, а разбогатевшей, по их мнению, сестре страшно завидовали, а потому и решились на злой умысел с целью принести ей непоправимый вред. Помогают это понять их поступки: как они относились к отцу, не захотев вместо него идти на службу к чудищу, какие подарки себе заказали - самые дорогие, труднодоступные, не думая, с какими преградами столкнется их отец, как перевели тайно часы в доме, чтобы сестра опоздала на встречу с дорогим ей существом.

3. Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?

Младшая сестра была доброй, заботливой, щедрой и скромной, она стремилась помочь всем, спасти от гибели родного отца, перебороть неприязнь к отвратительной внешности доброго по отношению к ней самой чудовища, смогла, единственная из всех девушек, искренне полюбить юношу в образе отвратительного чудища-юдища. Вот поэтому она и смогла помочь принцу-королевичу снять заклятье, она была искренней с ним, от всего сердца привязалась к нему, смогла разглядеть за безобразной внешностью прекрасную душу, поскольку и сама была незаурядной девушкой, а талантливой, щедрой, умной, душевно утонченной, то есть сказочно необыкновенной, особенной.

4. О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём проявляется его волшебная сила? Найди его описание в сказке.

В сказке много волшебных предметов, это и зеркальце, и головной убор старшей дочери, но самым волшебным предметом является аленький цветочек, поэтому и в заглавии сказки фигурирует именно он. Цветочек этот способен перенести героя туда, куда ему надо, в одно мгновение, может присниться, привидеться, завлечь девушку своей таинственной красотой, чтобы та захотела его увидеть воочию, тем самым привести ее в заколдованный замок к заколдованному принцу-королевичу, чтобы девушка смогла победить злые чары, помочь снять заклятие с юноши. Аленький цветочек - символ добра в борьбе со злом, он проверяет героев на прочность, чистоту, искренность и честность и способен преобразить их жизнь, изменить внешность и судьбу героев. Описание аленького цветочка в сказке: «И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит...»

5. Раздели сказку на части, озаглавь их. Подумай, как расскажет историю об аленьком цветочке младшая дочь.

План пересказа
1. Отъезд купца, просьбы дочерей. «Наказы дочерей».
2. Скитания купца в поисках подарков дочерям. «Подарки дочерям».
3. Заколдованный замок и его хозяин. «Договор с чудовищем».
4. Возвращение купца с подарками и просьба о помощи. «Выбор дочери».
6. Младшая дочь купеческая в замке у чудовища. «Девушка и чудовище».
7. Возвращение младшей дочери и коварный замысел сестер. «Коварство и любовь».
8. Снятие заклятья и пир на весь мир. «Прекрасный королевич и купеческая дочь».

Пересказ от лица младшей дочери
1. Батюшка уезжает за товаром, попросила его привезти мне цветочек аленький, что нет краше в мире, который привиделся мне во сне, сама не знаю зачем.
2. Вернулся батюшка почерневший от горя, я стала пытать, что случилось.
3. Признался батюшка мне, что все случилось из-за проклятого цветочка аленького.
4. Раз моя была просьба, я и пойду за батюшку служить чудовищу, схватила цветочек и перенеслась в заколдованный замок, все сделала, как батюшка рассказывал.
5. Страшно было мне сначала, а потом привыкла я слышать громовой голос хозяина замка.
6. Попросила его показаться мне, он долго отказывался, а как увидела его, так и упала без памяти.
7. Стыдно мне стало за себя, стала вновь уговаривать дорого мне друга показаться хоть издали, а когда показался он, то смогла сдержать себя, стали с ним разговаривать. Да гулять каждый день.
8. Попросилась отпустить меня к батюшке, так соскучилась, разрешил друг мне повидать батюшку, но велел вернуться скорей.
9. Взяла я цветочек аленький и перенес он меня вмиг к батюшке родимому.
10. Радуюсь встрече с отцом и сестрами, а сама минуты считаю до возвращения к другу милому, любимому, скучаю по нему.
11. Узнала о коварстве сестриц моих, опоздала к назначенному сроку, слышала голос друга милого, что умирает он без меня, не перенес того, что я слово свое нарушила.
12. Схватила я цветочек аленький и оказалась в саду заколдованном, только нет друга милого, вдруг вижу: лежит, на пригорочке. Вернула я цветочек аленький на место, обняла мертвого друга милого и стала кричать, что люблю его как жениха желанного, ведь так оно и было уже, полюбила я его всем сердцем моего желанного.
13. Потеряла сознание, а когда очнулась, увидела и батюшку, и сестриц, а рядом с собой королевича прекрасного, который назвал меня невестой своей и рассказал всем, что заколдован был тридцать лет назад, а я с него чары своей любовью и верностью сняла.
14. Устроил пир на весь мир мой возлюбленный принц-королевич, и все за меня радовались: и батюшка, и сестры милые.

6. Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказку Аксакова можно назвать волшебной, потому что в ней происходят чудеса, есть волшебные предметы, фантастические существа, происходят необычные события, есть присказки, зачин, устойчивые характеристики героев, все завершается победой добра над злыми чарами.

Занимательная викторина для младших школьников с ответами «Волшебный цветок» к 225-летию со дня рождения С. Т. Аксакова


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям детских садов и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова.
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам разных писателей, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Дорогие ребята! Сегодня мы снова окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Одна из таких незабываемых сказок – « Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом. Написана она прекрасным русским писателем Сергеем Аксаковым еще в прошлом веке, но до сих пор пользуется большой популярностью у детей и даже взрослых.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791-1859),писатель,прозаик.


Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.


Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях.
Не окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Завел широкий круг знакомств. В 1816 женился на О.Заплатиной и уехал в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.
В 1826 Аксаковы переселились в Москву, где с 1827-1832г. Аксаков исполнял обязанности цензора, а с 1833 по 1838 г. служил инспектором Константиновского межевого училища, затем стал первым директором Межевого института. Однако главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности, активно выступал как критик.
Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево стали своеобразным культурным центром, где встречались писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.
В пятидесятые годы его здоровье резко ухудшилось. Надвигалась слепота, но он продолжал работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. С.Аксаков скончался 30 апреля (12 мая н.с.) 1859 в Москве.

Викторина «Волшебный цветок»

Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями,как положительными, так и отрицательными,попробуем "сорвать заветный аленький цветочек", приносящий счастье.
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? (Сергей Тимофеевич Аксаков)


2. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
(Купец, торговый человек)


3. Какими чисто российскими товарами торговал отец?

(Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое)



4. Как звали дочерей купца?
(Старшая- Прасковея, средняя дочь - Марфа, младшая дочь – Настенька)
5. Что попросила привезти из дальних стран младшая дочь купца?(Аленький цветочек)


6. Какие подарки попросили у купца две другие дочери?
(Средняя - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими).


(Старшая - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.)


7. От кого бежал купец в тёмные леса? (От разбойников басурманских, турецких да индейских: «Вот едет он путем-дорогою со своими слугами верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в темные леса»).
8. Что нашел купец, блуждая по лесу? (Дворец королевский: «Выходит он под конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом чертог не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная, какой никогда он не слыхивал»).



9 .Где рос аленький цветочек?(На зеленом пригорке в саду: « И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, какого нет краше ни белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая»).


10. Что потребовал зверь лесной, чудо морское в обмен на жизнь купца?
(Дочь пригожую: « Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетною, подарю цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое и запись своей руки, что пришлешь заместо себя одну из дочерей своих, хороших, пригожих; я обиды ей никакой не сделаю, а и будет она жить у меня в чести и приволье, как сам ты жил во дворце моем»).
11. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
(Золотой перстень: « Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи»).



12. Что стало с сорванным аленьким цветочком в саду у зверя лесного, чуда морского? (Прирос к стеблю прежнему: «И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего»).


13 .Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
(Исполнялись все ее желания)






14 .Сколько дней дал зверь лесной девушке на свидание со своим отцом и сестрами?
(«За час до истечения 3 дней и 3 ночей»)
15. Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? (Сундуки с богатыми нарядами.)




16. Что сделали старшие сестры, чтобы помешать вернуться своей младшей сестре вовремя во дворец к зверю лесному, чуду морскому?
(Перевели стрелки часов на час назад: « А сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга верная, челядь дворовая»).


17. На какой палец нужно было надеть золотой перстень, чтобы вернуться во дворец зверя лесного, чуда морского? (На правый мизинец)


18. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?(Двенадцатой)
19. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.(Зверь лесной, чудо морское)