Аттракция определение. Понятие аттракции в психологии

Аттракция - это (с английского) притяжение одного индивида к другому. Что это все значит? Это означает симпатию друг к другу. Во время положительного отношения одного человека к другому между ними появляются чувства. Под действием притяжения один человек начинает совершать совместные действия с другим. Она измеряется шкалой межличностной оценки.

Что такое аттракция?

В психологии аттракция - это дружеское отношение одного человека к другому. Также выражается в симпатии между людьми. Она в основном связана с отношениями между людьми и реализуется при общении одного человека с другим. Согласно другим источникам, она означает появление в процессе восприятия одним человеком привлекательности к другому человеку.

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование аттракции, являются постоянные встречи, удаленность одного человека от другого, общие темы и интересы, воздействие разных обстоятельств. Начинает развиваться привязанность у одного человека к другому под действием своеобразного эмоционального отношения. В момент оценки данного отношения возникает целая гамма чувств. К таким эмоциональным проявлениям относится:

  • любовь;
  • симпатия;
  • ненависть.

Выражается под воздействием социальной аттракции на другого человека. Также аттракция считается человеческой эмоцией. Итогом действия считается создание человеком надежной семьи, а также появления у него друзей и небольшой группы нужных людей определенного круга. Психологи и социологи долгое время проводят изучение механизма, вызывающего развитие дружеских отношений одного человека с другим. Они изучают механизм привязанности в момент восприятия одного другим, а также причины, вызывающие эмоциональное состояние.

Факторы

Факторы аттракции бывают внешними и внутренними. Они же, в свою очередь, делятся на категории. К внешним относятся факторы, нечетко связанные с общением одного человека с другим:

  1. Эмоциональное состояние индивида. Аттракция связана с настроением человека. Если он хмурится, интерес к нему у людей снижается, а веселый и жизнерадостный человек, напротив, многим людям интересен.
  2. Расстояние между индивидуумами. Если человек находится рядом с другим человеком во время общения, аттракция проходит активнее. Если близость не к месту, у одного индивида может возникнуть агрессия к другому, так как такая близость может расцениваться человеком как нарушение его личного пространства. Дружественная зона действует на расстоянии один метр, а публичная зона находится на расстоянии три метра.
  3. Способность человека поддерживать разговор. От его общительности, способности привлечь внимание будет зависеть, понравится ли он другому индивиду или нет. Чем больше человек старается понравиться другому, тем больше другой индивид будет проявлять к нему интерес. К внутренним факторам относятся те, что формируются в момент общения.
  4. Внешний вид. Красивый на вид человек больше нравится людям. Некрасивый человек, напротив, не располагает к общению.
  5. Манеры при общении. От того, насколько красиво и правильно человек общается, зависит, сможет ли он понравиться другому индивиду или же нет. Плохое поведение и неверный тон общения отталкивают собеседника. Даже если внешне человек выглядит красиво, его грубость и бестактность сразу же отпугнут собеседника.
  6. Человек часто для общения выбирает личность с теми качествами, которых нет у него самого.
  7. Лучше всего находят много общего люди одного статуса и одинаковых интересов.

Механизмы

Аттракция - это основная форма познания одного индивида другим, которая основывается на появлении позитивных эмоций между людьми. Партнеры лучше друг друга понимают из-за появления привязанности между ними. Привязанность может быть дружеской или интимного характера.

Один индивид легче принимает позицию другого, если он испытывает к нему положительные эмоции. Весь механизм заключается в следующем. Поступающие к сигналы через органы чувств могут исчезать или же сохраняться. На это влияет их значимость и эмоциональное состояние личности. Сигналы, эмоционально значимые для индивида, пропускает сознание, и они остаются в кладовой памяти, даже если человек этого не сознает. Следовательно, индивид на бессознательном уровне по-другому относится к другому индивиду, не осознавая этого.

Если в момент общения человек посылает особые сигналы: эмоционально значимые, положительные и бессознательные, у другого индивида будет сформировано мнение, что собеседник был приятен в общении. Таким образом происходит формирование аттракции. Данный механизм не позволяет убедить или доказать другому индивиду что-либо. Он только позволяет положительно расположить одного человека к другому.

Механизм аттракции позволяет создать особую установку на другого индивида. При этом в ней преобладают эмоциональные компоненты. В механизме аттракции эмоциональная привязанность появляется у людей с общими взглядами и интересами. Такие отношения позволяют одному индивиду лучше понять другого. Чем больше один человек нравится другому, тем больше этот человек знает о нем, ему интересна и важна новая информация. От первого впечатления во многом зависит восприятие одного человека другим. При этом зачастую собеседники не могут точно сказать, почему им приятен или неприятен собеседник. Мнение формируется на основе подсознательных реакций и эмоций.

Приемы

Приемы аттракции бывают такие:

  1. "Имя собственное" - в ходе общения обращайтесь к собеседнику по имени, желательно по имени и отчеству. Такой прием дает человеку понять, что он вас интересует как личность. На подсознательном уровне звучание собственного имени располагает человека к собеседнику, а выразительная интонация поможет вам наладить вербальный контакт с оппонентом.
  2. «Зеркало отношений» («прием обезьяны») - заключается в поведенческом повторении движений собеседника (положение рук, ног, наклона головы), а также мимики, выражений лица (угрюмость, улыбка, взгляд). Данный прием позволяет невербальным способом раскрыть человека и настроить его на контакт и продуктивную беседу.
  3. «Терпеливый слушатель» - означает внимательно слушать своего собеседника, стараться не перебивать его, при этом следя за его интонацией и личностным отношением к факту или объекту рассказа, разделить его эмоциональный настрой. Незаметно для себя он перейдет от монолога к диалогу с вами, что позволит вам конструктивно продолжить общение.
  4. "Личная жизнь" - изначально зная о хобби, увлечении собеседника, можно завести с ним беседу на интересную для него тему, что, в свою очередь, обозначит вас как человека его среды. При этом максимальный результат будет достигнут, если завести беседу в соответствующей обстановке. Например, если человек увлекается живописью, беседу с ним можно начать в картинной галерее или на выставке.
  5. "Золотые слова" - возможность при вербальном общении поощрять самолюбие человека комплиментами, при этом необходимо заблаговременно продумать варианты комплиментов и похвалы собеседнику или группе собеседников, чтобы чрезмерно не переусердствовать.

Примеров аттракции по этим приемам можно навести много. Но чтобы понять, как они работают, следует изучить нижеприведенные.

«Имя собственное»

Мужчина намерен расположить к себе собеседника, называя его по имени и отчеству: «Здравствуйте, Игорь Александрович. Много о вас слышал как о специалисте высокого уровня и рад с вами познакомиться лично…».

«Зеркало отношений»

Два собеседника. Человек, которого нужно расположить к себе, сидит за столом и держит скрещенными руки и с «кислой миной». Второй человек садится напротив и принимает примерно похожее положение рук и повторяет мимику. В последующем через 7-8 минут можно постепенно расцепить руки и улыбнуться, если собеседник повторит действия за вами, значит, он психологически расположен и настроен на беседу.

«Терпеливый слушатель»

Мужчина спустя 10 минут непрерывного диалога: «…Вы себе не представляете, как это обидно, когда тебя не понимают. А ведь я хочу исправить и улучшить процесс…».

Психолог (собеседник,) внимательно выслушав своего собеседника: «Я с вами абсолютно согласен. Они просто недооценивают такую творческую личность, как вы, и ваше мастерство. А вот что вы можете сказать насчет такой проблемы, как….».

Здесь главное - внимательно слушать собеседника, а не интуитивно кивать головой в немом соглашательстве.

"Личная жизнь"

Психолог (собеседник): «Владислав Иванович, я от наших друзей слышал, что вы увлекаетесь энтомологией».

Мужчина: «Не знаю, кто вам это сказал, но это правда. Вы себе не представляете, какая у меня коллекция бабочек».

Психолог: «Вы знаете, я тоже ранее увлекался коллекционированием интересных бабочек».

"Золотые слова"

Начальник перед коллективом: «Дорогие друзья и коллеги. Хочу перед вами всеми выразить свои слова благодарности за труд и достижения нашего коллеги Александра Александровича. Хочу отметить, что его достижение - это заслуга всего коллектива. Желаю ему дальше творческих успехов в его трудовой деятельности».

Во-первых, в данном случае, поощряя условного Александра Александровича, вы мотивируете его на новые достижения, а во-вторых, и весь коллектив - а улучшение качества своего труда.

Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

Аттракция: определение, основные объяснительные модели, факторы возникновения. Аттракция и психологическая совместимость как феномен межличностных отношений.

План ответа

    Аттракция.

    Объяснительные модели.

    1. Аттракция как аттитюд.

      Теории баланса.

      Модели подкрепления.

      Теории обмена.

    Факторы возникновения.

    1. Внешние.

      Внутренние.

Ответ:

    Аттракция.

Аттракция – притяжение, расположенность, взаимная симпатия. Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения меду людьми, взаимной симпатии. Это прежде всего эмоция, имеющего своим предметом другого человека. Можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека. Во многих работах выявилась связь с «помогающим поведением». Выделены различные уровни аттракции симпатия, дружба, любовь. Аттракция зависит от характеристик общения, субъекта, объекта.

    Объяснительные модели.

    1. Исследования Дж. Морено и Т. Ньюкомба.

Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб.

Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер. Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.

      Аттракция как аттитюд.

Новая волна исследований сформировалась на гребне очередного детища социальных психологов - аттитюда. Аттракция стала рассматриваться как аттитюд, направленный на конкретного человека и охватывающий все три традиционно выделяемых его компонента: когнитивный (представления о человеке), аффективный (чувства к человеку) и поведенческий (тенденции к определенномy поведению во взаимоотношениях с человеком). Причем, как правило, подчеркивалась взаимозависимость каждого из этих компонентов.

      Теории баланса.

В теоретических построениях минировали идеи симметрии, баланса и соответствия между ними. Например, в теории баланса утверждалось, что люди положительно относятся к тем, кто проявляет симпатию к ним, т.е. любят своих друзей и ненавидят врагов. Теория баланса наряду со всеми ее достоинствами имела существенный недостаток - одномерность трактовок такую связь с реальной жизнью, можно вообразить универсальное действие, приводящее вне зависимости от контекста, динамики отношений к неизбежной аттракции.

      Модели подкрепления.

В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться модель подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция. Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Берне и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.

Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:

    Люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых.

    Позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные - с наказанием.

    Стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна - при возникновении негативных чувств.

    Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.

Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели. К тому же анализ эмпирии человеческих отношений показывает наличие довольно строгой зависимости между поощрением и характером эмоциональных отношений. В частности, практически все рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги, обладают стимульно-реактивной природой, подчиняясь формуле "поощряй другого".

В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа.

      Теории обмена.

Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат / приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии - человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются – отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.

Наряду с Хомансом развитие идей социального обмена связано с разработками Тибо и Келли – авторами теории взаимозависимости. Согласно подходу Тибо и Келли, для понимания поведения необходимо распознание структуры межличностных взаимоотношений, так как именно она (структура) и определяет возможности и условия влияния поощрения или наказания. В их логике взаимоотношения между людьми представляют собой серию актов продажи или деловых трансакций. Ведущей в этой межличностной "торговле" также является минимаксная стратегия: если затраты меньше издержек, то отношения позитивны, если наоборот – негативны. Конечно, можно найти достаточно примеров подобного рода взаимоотношений. Но в то же время можно найти и множество "нерациональных" с этой позиции поступков, например альтруизм.

Еще одним важным понятием теории социального обмена является уровень сравнения личности. Он выступает в роли своеобразного стандарта, относительно которого ориентируется человек в своих социальных взаимоотношениях. Уровень сравнения является продуктом предшествующей истории человека, различного рода взаимообменов в отношениях с другими людьми. В данном положении фиксируется важная мысль относительности и динамичности человеческих стандартов, проявляющихся в том числе в постоянном выборе "по Сеньке шапки". Это понятие оказывается полезным в плане нахождения объяснительной версии того, почему в отдельных случаях которые взаимоотношения являются устраивающими, а в других – нет.

Еще одной теорией, часто привлекаемой к объяснению межличностной аттракции, является теория равенства. Она связана с рассмотрением двух типов ситуаций:

    Взаимным обменом ресурсов (например, супружеские отношения).

    Обменом, в котором происходит распределение ограниченных ресурсов (например, компенсация ущерба).

В обеих ситуациях теория равенства постулирует, что люди стремятся справедливому распределению ресурсов, основанному на вкладе каждого. По Адамсу, равенство между двумя индивидами А и Б имеет место тогда, когда вклад и полученный результат А равен вкладу и полученному результату Б. Человек выводит своеобразную пропорцию того, что он должен вложить в данные отношения и что должен учить в итоге. Эта пропорция соотносится с пропорциями других участников взаимоотношений. Если пропорции равны, то распределение ресурсов считается справедливым и честным, и наоборот. Таким образом, взаимоотношения рассматриваются как равные, если все участники пропорциональны в их вкладе и полученных результатах взаимоотношений. Эта пропорциональность обычно определяется как правило справедливого распределения, введенное Хомансом.

Логика предложенной теоретической конструкции является выверенной и обоснованной по отношению к рациональной, лишенной эмоциональной окраски и субъективной интерпретации системы отношений. В реальной жизни процесс выведения пропорции справедливости в распределении ресурсов связан со многими сложностями, в том числе с динамикой оценки собственного вклада, субъективными ожиданиями, попытками "переиграть" партнера и т.п. Отчасти эта проблема решается при помощи стандартов распределения, принятых в обществе и выступающих в виде социальных норм. Среди них обычно выделяют:

    Нормы равенства, такие, как правило, справедливого распределения.

    Нормы социального благосостояния, выражающиеся в правиле пропорционального распределения ресурсов в соответствии с потребностями.

    Нормы равновесия, проявляющиеся в правиле равного распределения.

Эти социальные нормы у отечественного читателя могут вызвать известную ассоциацию с недавним прошлым и связанными с ним проблемами. Более того, данная теоретическая конструкция равенства еще раз демонстрирует сложное переплетение различных психологических факторов, их процессуальный и динамический характер. Одновременно приведенный анализ показывает сложность соотношения статического и динамического компонентов человеческого поведения. Тем не менее, без определения относительно стабильных факторов становится невозможным построение какого-либо прогноза и какого-либо устойчивого эмпирического основания.

    Факторы возникновения.

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (не связаны с взаимодействием) и внутренние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

      Внешние.

    Степень выраженности у человека потребности в аффилиации. Потребность в аффилиации (Генри Мюррей) – потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Наоборот – постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. В этом случае она усиливает привлекательность другого человека, особенно на первом этапе знакомства.

    Эмоциональное состояние партнеров по общению – если хорошее настроение распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. В ситуации угрозы мы стремимся симпатизировать другим людям. Влияют различные факторы внешней среды.

    Пространственная близость – чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Влияет и на продолжительность отношений (прекращение отношений под воздействием пространственной разделенности). Люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде, пользуются сходной социальной инфраструктурой. Роберт Зайонц – неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего (то, что знакомо, нравится больше).

      Внутренние.

    Физическая привлекательность . 1 – красота является подкрепляющим стимулом (бихев.), 2 – более коммуникабельны из-за условий социализации, 3 – повышает уровень привлекательности своего партнера, 4 – эффект ореола. Успех на начальном этапе.

    Демонстрируемый стиль общения : один стиль нравится, другой – нет. Нравятся: щедрые, великодушные, энтузиасты, живые, коммуникабельные, решительные. Не нравятся: самовлюбленные, высокомерные, заносчивые; догматичные, постоянная склонность не соглашаться, противоречивы собеседнику; двуличные, неискренние.

    Фактор сходства между партнерами по общению – нам нравятся и мы скорее нравимся тем людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. В основе принцип когнитивного соответствия (люди имеют сильно выраженную потребность в согласованности, последовательности). Не всегда (одно рабочее место). Некоторые факторы усиливают воздействие сходства на аттракцию:

Число вопросов по которым люди достигают согласия

Важность, значимость тех или иных взглядов

Взаимность

    Выражения личного отношения к партнеру в процессе общения (поддержка) – аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Зависит от того, как интерпретируются положительные действия (атрибуция). Сообщения воспринимаются как поддержка:

Обращение к партнеру по имени

Комплименты с небольшим преувеличением положительных качеств

Прямое признание (согласие и прямое об этом сообщение)

Выражение положительных чувств к тому, что было сказано

Выражение благодарности

Сообщения воспринимаются как отказ в поддержке:

Уход от обсуждения

Безличные предложения

Прерывание говорящего

Противоречие между вербальным и невербальным содержанием (неконгруэнтность).

    Теория дополняющих потребностей Р. Винча (противоположные люди дополняют друг друга)

    Аттракция и психологическая совместимость.

Межличностная совместимость - это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат - появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости - это несовместимость, а чувства, вызываемые ею - антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат (Обозов, 1979). Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление.

Встречающиеся в научной литературе попытки классификации разнообразных исследований, в той или иной мере касающихся совместимости, пока что далеко еще не совершенны, однако отдельные из них заслуживают хотя бы краткого здесь упоминания.

Мы имеем в виду прежде всего классификацию, предложенную М. Шоу , согласно которой выделяются два типа межличностной совместимости:

    потребностная совместимость - предполагается, что в одних случаях в ее основе лежит сходство в потребностных характеристиках партнеров, тогда как в других речь идет либо о комплементарное™ этих характеристик, либо о каких-то более сложных, комбинированных их сочетаниях;

    поведенческоя совместимость - предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-прикладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу комплементарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой - к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:

    структурный - в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;

    функциональный - совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

    адаптивный - в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Спросите себя: какого собеседника вам легче всего убедить в своей правоте – того, который вам симпатизирует или того, кто к вам относится с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях, люди легче воспринимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и не редко отвергают) того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Как управлять этим фактором и располагать к себе людей. Существует категория людей, которая умеет располагать к себе индивидов, практически сразу завоевывать доверие, вызывать к себе чувство симпатии.

В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним - «межличностная аттракция»). Впервые как официально признанное понятие этот термин встречается в международном справочнике психологических исследований Psychological Abstracts, который в 1965 г. выделил работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

Термин «аттракция» представляет собой кальку с английского слова attraction (дословно переводится как «привлекательность»), которое словарь Вебстера определяет как притяжение в физическом смысле, отмечая, что это одновременно и некоторая тенденция к объединению. Естественно, для уяснения психологического смысла термина и его соотношения с другими феноменами такого определения недостаточно. Обратимся к специальным психологическим словарям и энциклопедиям, а также к тем данным, которые были получены в эмпирических исследованиях психологов. Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1985, С. 26), аттракция определяется как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого», а в словаре Инглиша и Инглиш (1958) под аттракцией понимается такая особенность объекта, которая способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность. В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле - это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Кроме того, термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта (Л.Я. Гозман, 1987).

К сожалению, и эти достаточно подробные дефиниции не дают адекватного представления о том, что понимают под аттракцией ее исследователи. Сами же они либо вообще не дают определения аттракции, либо дают определения чрезвычайно краткие, не согласующиеся не только друг с другом, но иногда даже с подходом к этой проблеме самого автора.


Например, ряд авторов (Ф.В. Бассин, 1971; Л.В. Благонадежина, 1956; В.К. Вилюнас, 1976; Л.С. Выготский, 1958; С.Л. Рубинштейн, 1973; П.В. Симонов, 1970; Г.X. Шингарев, 1971 и др.) рассматривают аттракцию как эмоцию, и в результате аттракция становится проблемой общей психологии, а не социальной. Однако специфика аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете - аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека (Л.Я. Гозман, 1987).

Кроме того, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам (Г.М. Андреева, 1996). Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Е.В. Андриенко (2001, С. 205) указывает, что «аттракция особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства». В широком смысле под межличностной аттракцией понима­ется формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Л.Я. Гозман (1987) считает, что этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения. Кроме того, пишет ученый, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить как минимум два компонента:

§ Эмоция, направленная на другого человека.

§ Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.

Итак, как видим, аттракция – термин достаточно многозначный. Под аттракцией понимают, прежде всего, чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция - это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция - это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия (Гозман).

С точки зрения Л.Я. Гозмана (1987), в современной психологической науке аттракция понимается и как:

§ притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

§ особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

§ эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

§ эмоциональный компонент межличностного общения.

Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.



Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.



Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе

13. Об­щая характеристика различных типов стихийных групп: толпы, массы, публики.

Стихийная группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, нации, профессии, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлении общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения между тем послужить в определенный момент стимулом для созда-ния стихийной группы и ее массовых действий. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источ-ников. Образовавшийся сплав суждений, и утверждений начинает функционировать в мас-се или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает спе-цифические формы общения и взаимодействия. (2, 238)

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента (толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован). В то же время, особенно, если имеется повод для недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты, отказались выдавать деньги), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникнуть элементы организованности (если находится человек, который может ее возглавить). Но, даже если такие элементы и возникли, он очень нестабильны: толпа может легко смести возникшую организованность.

Таким образом, основной фон поведения толпы - стихия, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса - не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она может быть достаточно организована (определенные слои населения собираются ради какой-либо акции - демонстрации, митинга и т.д.). Здесь роль организаторов более высока: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В публике элемент стихийности выражен слабее, так как она собирается ради общей и заранее определенной цели, а поэтому более управляема. Но в то же время здесь также действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы она стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Каков главный отличительный признак коммуникации в стихийной группе? Здесь возникает стихийная передача информации (вначале официальная, а затем неофициальная информация, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой информации, происходит групповое стимулирование действий.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Функции общения.

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

Передача информации или обмен ею;

Восприятие друг друга;

Взаимооценка партнеров.

Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция - обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция - стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания - адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция - возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления - изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.