Окончания будущего времени в русском языке. Будущее сложное

глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени...

  1. Загугли)

  2. напишу напишем напишешь


    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться


    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число


  3. В простом будущем времени только одно слово. Глаголы позвоню, посмотрю, загляну, доделаю будущего простого времени. В сложном - два и одно из них в начальной форме. Глаголы буду звонить, хочу смотреть, останусь глядеть, пойду делать будущего сложного времени.
  4. авававава

  5. буду читать, буду есть - будущее сложн
  6. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  7. карочь вс просто словововово глагол
  8. за гугли
  9. Будущее время в английском языке (Future tense) имеет четыре формы, которые могут выражать:
    1. Будущее простое действие (Future Simple)
    I will visit him tomorrow. Я навещу его завтра.
    2. Будущее продолжительное действие (Future Continuous)
    The same time tomorrow I will be walking the streets of Rome. Завтра в это же время я буду гулять по улицам Рима.
    3. Действие, которое совершится к определнному времени в будущем (Future Perfect)
    They will have built the factory by summer. Они построят завод к лету.
    4. Действие, которое к определнному моменту в будущем уже будет длиться некоторое время (Future Perfect Continuous)
    By next month I will have been working in this Bank for five years. К следующему месяцу я буду работать в этом банке уже пять лет.
    5. Если ведется речь о будущем времени с точки зрения прошлого, то употребляется время "Будущее в прошедшем" (Future in the past)
    I knew youd come. Я знал, что ты придшь.
  10. выбираешь-будущее простое
    будешь выбирать будущее сложное
  11. У глаголов различают формы будущего простого времени (синтетические) и будущего сложного времени (аналитические) .

    Формы будущего простого времени
    Глаголы совершенного вида образуются от основы будущего времени путем присоединения личных окончаний, совпадающих с окончаниями настоящего времени:
    напишу напишем напишешь

    Формы будущего сложного времени
    Глаголы несовершенного вида образуются аналитическим способом и представляют собой сочетание личных форм вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола:
    буду читать
    будешь рисовать
    будет думать
    будем встречаться
    будете заботиться
    будут общаться

    Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам, по родам не изменяются!
    посмотрю
    посмотрим
    будешь смотреть
    1 лицо, ед. число
    1 лицо, мн. число
    2 лицо, ед. число

    Сложная форма будущего времени является простым глагольным сказуемым (это единый комплекс) :
    Я буду играть с тобой в чудные игры.
    (М. И. Цветаева)

  12. прочитаю буд. вр
  13. надвинеться
  14. прочитаю, съем - будущее простое
    буду читать, буду есть - будущее сложное
  15. в мире вс не так просто

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое последует за моментом речи. Это значение могут иметь все глаголы. Однако у глаголов совершенного вида простая (синтетическая) форма будущего времени, а у глаголов несовершенного времени – сложная (аналитическая): петь – буду петь; спеть – спою.

Простое будущее образуется от основ будущего времени глаголов совершенного вида с помощью личных окончаний. В парадигме – 6 личных форм.

1л. – услышу мн.ч. – услышим

2л. - услышишь услышите

3л. – услышит услышат

Формы простого будущего употребляются в 3-х значениях: а)будущее конкретное – весной в саду посадим сирень; б) будущее абстрактное обозначает вневременное действие (повторяющееся или действие вообще) – свою землю по-настоящему поймешь на чужбине; поживем – увидим; в) употребляются в переносном значении для обозначения событий прошлого – будущее историческое. Его легко обнаружить по наличию частицы бывало или как для обозначения внезапного действия в прошлом. Проведет, бывало, по струнам смычком, и замрет сердце… Иван Иванович прочитал послание и вдруг как захохочет.

Будущее сложное имеют глаголы несовершенного вида. Оно образуется с помощью вспомогательного глагола быть в личных формах и инфинитива. В парадигме 6 форм.

1л. – буду знать мн.ч. – будем знать

2л. – будешь знать будете знать

3л. – будет знать будят знать

Будущее сложное употребляется в прямом значении: я буду стараться учиться.

Понятие об абсолютном и относительном временном значении

Следует различать абсолютное и относительное время. Абсолютное время определяется с того момента речи, который является главным ориентиром в определении временного плана: я вернусь, я возвращаюсь, я вернулся . Но в сложном предложении, где есть несколько глаголов, время действия определяется другими ориентирами: в главном предложении время действия зависит от момента речи, и поэтому в нем – обычное (абсолютное ) время. В придаточных же частях время действия определяется с точки зрения времени действия в главной части. Поэтому время действия в придаточных частяхотносительное. Командир сказал, что получил донесение (прошедшее время относительно действия в главной части). Он сказал, что получит донесение (будущее время относительно действия в главной части).

Относительным является временное значение форм причастия настоящего и прошедшего времени, т.к. оно определяется временем другого действия, названного спрягаемым глаголом, а не моментом речи. Я слышал голос идущего рядом человека (прошедшее относительное время).

Таким образом, категория времени – это сложное грамматическое явление, теснейшим образом связанное с видом и наклонением. Она относится к числу предикативных категорий, т.к. участвует в формировании предикативности (основной категории предложения, в которой выражается отношение к действительности).


Глагол теснейшим образом связан с носителем действия или субъектом. Большинство глаголов в русском языке легко сочетаются с субъектом в именительном падеже (я слушаю, дети спят, вы работаете). Такие глаголы называются личными.

1л. – услышу

Услышать 2л. - услышишь

3л. – услышит

Личные глаголы могут использоваться в 2-х формах – личной и родовой.

Зна-ю

Зна-ешь и т.д.личные формы

Знать

Знал, -а, -о родовые формы

В глаголах выделяются особые показатели лица – личные окончания.

1 лицо (говорящий) имеет показатели (в ед.ч.); -им, -ем (во мн.ч.): иду, поем, сидим.

2 лицо (собеседник): -ишь, -ешь (в ед.ч.); -ите, -ете (во мн.ч); нулевой суффикс и -и в повелительном наклонении (ид-ешь, сид-ишь, ид-ете, сид-ите, сядь, принес-и ).

3 лицо (не участвующее в диалоге лицо или предмет): -ет, -ит (в ед.ч.); -ут,-ют (во мн.ч.). – по-ет, сид-ит; по-ют, сид-ят.

На основе противопоставления личных форм сформировалась категория лица. По своему характеру она является чисто грамматической или словоизменительной, т.к. выражается формами одного и того же глагола.

Это отношение находит строгое морфологическое выражение в личных формах глагола.

Категория лица сложилась исторически. В древнерусском языке категория лица была универсальной, т.е. обнаруживалась во всех глагольных формах. В современном русском языке она стала более узкой, т.е. она охватывает только часть глагольных форм.

Категория лица может выражаться не только синтетически (с помощью личных окончаний), но и аналитическими средствами, в состав которых входят личные местоимения, в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения.

синтетическая форма лица аналитические средства

скаж-у 1л., ед.ч. я пел

скаж-ем 2л., мн.ч. ты пел

Эта точка зрения является уязвимой: в качестве средств выражения лица в ней называются местоимения, т.е. знаменательные слова. Это лексическое средство выражения лица, а не морфологическое, т.к. аналитические формы образуются соединением служебного и знаменательного слова.

Безличные глаголы обозначают действия без указания на деятеля: на улице подмораживает. Безличные глаголы не могут сочетаться с субъектом в именительном падеже. Они разнообразны по семантике:

1)могут обозначать состояние окружающей среды: светает, вечереет, морозит. При таких глаголах вообще не возможен субъект;

2)физическое или психическое состояние субъекта, который возможен, но только в форме дательного, реже родительного падежа: знобит, першит, лихорадит, тошнит;

3)значение непроизвольного действия, которое совершается независимо от воли лица: не спится, легко дышится, работается;

4)модальное значение долженствования, желательности, предположительности: следует, надлежит, не терпится, кажется, хочется, подобает;

5)глаголы сообщения: говорится, поется и др.

Большинство безличных глаголов является производными и возвратными: живется, дышится.

Морфологическая особенность безличных глаголов – неполная парадигма (неизменяемость по лицам, числам, родам). Безличные глаголы имеют только формы времени и наклонения. В парадигме безличных глаголов 3-4 формы в зависимости от вида.

Совершенный вид. 1. Прошедшее время, средний род, единственное числовзгрустнулось, рассвело. 2. Простое будущее время, 3 лицо, единственное число – взгрустнется, окажется. 3. Сослагательное наклонение, средний род, единственное число – взгрустнулось бы.

Несовершенный вид. 1-3 (светало, будет светать, светало бы). 4. Настоящее время, 3 лицо, единственное число – светает.

Не все ученые выделяют группу безличных глаголов, т.к. субъект при них возможен в косвенных падежах.

От собственно безличных глаголов следует отличать личные глаголы в безличном употреблении.

Личные глаголы в одном из своих значений могут употребляться как безличные. При этом сохраняется связь между их значениями.

Болит ухо – болит в ухе.

Ветер дует – в окно дует.

Сено пахнет – пахнет сеном над лугами

Молния зажгла дерево – молнией зажгло дерево.

Если связь между значениями разрывается, возникает собственно безличный глагол. Ср. лошадь везет – мне везет.

Вопрос о происхождении безличных глаголов спорный. Одни ученые (например, А.М. Пешковский) считают, что они образованы от личных в результате устранения из предложения субъектного подлежащего – свет светает, вечер вечереет. Противоположный подход находим в трудах А.А. Шахматова. Он полагает, что личные и безличные глаголы существовали в языке исконно и параллельно.

Спряжение

Термин «спряжение» понимается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле под спряжением понимается изменение глагола по лицам, числам, наклонениям и временам. Эти формы называются спрягаемыми, а к неспрягаемым относятся: инфинитив, причастие, деепричастие.

В узком смысле спряжение – это изменение по лицам и числам в настоящем и будущем простом времени. Такое понимание спряжения распространено в школьной практике.

Все глаголы по образованию форм настоящего и будущего простого времени делятся на 2 продуктивных типа спряжения.

I спряжение объединяет глаголы, у которых в большинстве форм есть тематический гласный -е и окончание -ут, -ют в 3лица множественного числа.

Зеленеть: -у, -ю, -ем; -ешь,-ете; -ет.

II спряжение объединяет глаголы с тематическим гласным -и и окончанием -ат,- ят в 3 лица множественного числа.

Кормить: -у, -ю, -им; -ишь, -ите; -ит.

Наиболее четко спряжение глаголов различается под ударением: несешь, несем, несут - I спр.; сидишь, сидим, сидят - II спр.

При безударном личном окончании глагола тип спряжения устанавливается по форме инфинитива. Ко II спряжению относится небольшая группа глаголов в русском языке: все глаголы с суффиксом в инфинитиве (глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зыбиться, зиждиться ), 7 глаголов с суффиксом -е (видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть), 4 глагола с суффиксом -а (слышать, дышать, гнать, держать).

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Наиболее обширным в русском языке является I спряжение. Большинство продуктивных классов (I-IV) относится к I спряжению, а глаголы V продуктивного класса – ко II спряжению.

В рус. языке есть небольшая группа разноспрягаемых глаголов: хотеть (хоч-ет, хот-ят), бежать (беж-ишь, бег-ут), чтить (чт-ят, чт-ут).

Некоторые глаголы сохраняют архаичное спряжение: есть, дать, надоесть, создать и другие однокоренные.

1л. ем едим

2л. ешь едите

3л. ест едят

Лекция 12.

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. Выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени .

В большинстве случаев употребление форм времени определяется отношением к моменту речи; такое их употребление получило название абсолютного времени.

В сравнительно редких случаях исходным пунктом для употребления времен служит не момент речи, а другие отправные точки, например время других действий, о которых сообщается в речи. Это получило название относительного употребления времен. В дополнительных (изъяснительных) придаточных частях сложноподчиненного предложения время глаголов определяется отношением ко времени действия главной части:

Брат сообщил, что он выслал (высылает, вышлет) нужную мне книгу.

Грамматической точкой отсчета времени здесь является глагол главной части «сообщил», по отношению к которому действие глагола придаточной части выполнено, выполняется или будет выполнено. «Писал, что работает»: настоящее время глагола «работает» указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголом «писал».

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (решаю — решал — буду решать).

Глаголы совершенного вида, обозначающие действия, ограниченные пределом, употребляются только в прошедшем и будущем (простом) времени (решил — решу), а настоящего времени не имеют.

Прошедшее время обозначает действие, предшествующее моменту речи. Оно образуется путем прибавления к основе инфинитива формообразующего суффикса -л- : писа-ть — пи- са-л, чита-тъ — чита-л, коло-ть — коло-л.
При образовании форм прошедшего времени наблюдаются некоторые особенности:

    Если основа прошедшего времени оканчивается на г, к, х, з, с, б, то при образовании глагола мужского рода суффикс -л- выпадает: стерег, пек, сох, вез, нес, греб, но сохраняется в женском и среднем роде, а также во множественном числе: стерегла, пекла, сохла, везла, несла, стерегли.

    Глаголы на —еретъ в прошедшем времени утрачивают в полногласном сочетании второе е , а в мужском роде не имеют суффикса -л-: стереть — стёр, умереть — умер.

    Глагол идти и производные от него образуют прошедшее время от другой основы — шед- с утратой корневого д : шел, шла, шли, пришел, пришла, пришли.

Прошедшее время дает возможность глаголу изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, например: Я ищу встречи с тобой. Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются: понятие законченности, результативности, свойственное глаголам совершенного вида, несовместимо с понятием настоящего времени.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида . Эти формы образуются с помощью личных окончаний в зависимости от принадлежности глагола к I или II спряжению.

I спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)
II спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Пример глагола I спряжения:

1 лицо → я гуляю, мы гуляем
2 лицо → ты гуляешь, вы гуляете
3 лицо → он гуляет, они гуляют

Пример глагола II спряжения:

1 лицо → я вожу, мы возим
2 лицо → ты возишь, вы возите
3 лицо → он возит, они возят

Настоящее время имеет такие основные значения:

    показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Кавказ подо мною. Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор (В. Белов);

    обозначает действие постоянное, вневременное; Земля вращается вокруг Солнца.; В сообщающихся сосудах поверхность жидкости устанавливается на одном уровне.;

    обозначает действие, переходящее в свойство. Сравните: мальчик читает книгу и студент Петров хорошо читает Пушкина; в саду летают птицы и ласточки летают быстрее, чем воробьи.

    употребляется вместо прошедшего, чтобы придать рассказу живость и сделать читателя (слушателя) как бы свидетелем изображаемого события: Иду я вчера по улице и вижу. Это так называемое настоящее повествование (живописное, историческое);

Настоящее время употребляется в значении будущего, если речь идет о действии, которое непременно должно совершиться; Я завтра сдаю последний экзамен и уезжаю отдыхать. Употребление форм настоящего времени в этой функции свойственно обычно глаголам движения — бежать, ехать, идти. Иногда формами настоящего времени передается воображаемая автором картина: Еще один день этого окаянного пекла — и вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети (А. Н. Толстой).

Будущее время обозначает действие (процесс), предстоящее или последующее по отношению к моменту речи. Оно имеет две формы: синтетическую (простую) и аналитическую (сложную). Эти формы отличаются друг от друга и своей структурой, и своим значением.

Синтетическая форма свойственна глаголам совершенного вида (напишу, расскажу, прочитаю), аналитическая — глаголам несовершенного вида (буду писать, буду рассказывать, буду читать).

Будущее время аналитической формы образуется из личных форм будущего времени глагола быть и инфинитива (обязательно несовершенного вида). Выступая в функции служебного компонента, вспомогательный глагол быть образует с инфинитивом одну грамматическую форму.

Будущее сложное всегда обозначает неограниченное, не имеющее предела действие, которое совершится после момента речи и не может употребляться в значении другого времени: Мы по-прежнему последовательно будем отстаивать дело мира.

Форма будущего времени от глаголов совершенного вида простая: она совпадает с формой настоящего времени глаголов несовершенного вида: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают; построю, построишь, построим, построите, построят.

Будущее синтетической формы (от глаголов совершенного вида) имеет разнообразные значения:

    основным его значением является выражение предстоящих (будущих) действий, имеющих предел, завершенность: Мы всё добудем, поймем и откроем: холодный полюс и свод голубой (В. Лебедев-Кумач);

    обозначает действие, переходящее в свойство: Какую задачу ему ни дай, обязательно решит (нельзя сказать решает или решал). Будущее время в таком значении часто употребляется в пословицах: Говори правду — правда выручит. По кривой дороге поломаешь ноги.

    обозначает повторяющееся действие (в описаниях рядом с настоящим):
    Буря мглою небо кроет (настоящее время),
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет, как дитя (А. Пушкин);

    с отрицанием не обозначает невозможность действия в настоящем: не прочтет быстро (не может прочитать быстро), не скажет просто (не может сказать просто), не увидит на далеком расстоянии (не может увидеть на далеком расстоянии);

    употребляется в значении прошедшего времени: Днем она большей частью дремала. Сядет в кресло перед столом… и дремлет (настоящее время). Потом вздрогнет, проснется, взглянет в окно и долго, без всякой сознательной мысли, не отрывает (настоящее время) глаз от расстилающейся без конца дали (М. Салтыков-Щедрин).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Цель урока

Задачи урока :

Развивающие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Сложная и простая форма глаголов будущего времени»

Тема урока: Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

Цель урока : научить правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи.

Задачи урока :

Образовательные задачи: создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

Развивающие задачи: развитие общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Оборудование : учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина, таблица формы глаголов.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин).

II. Актуализация знаний (7мин).

III. Изучение новой темы (25мин).

IV. Закрепление (8мин).

V. Домашнее задание (2мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Скажите, что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Как изменяется глагол? (По временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам.)

Как называется по-другому изменение глагола по числам и лицам? (Спряжение.)

Молодцы, ребята.

А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.

III. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать изучать глаголы. Научимся различать простые и сложные формы глаголов.

Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы играть, читать, писать и таблички с указанием временной формы с вопросами.

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Посмотрите, что у нас получилось:

поиграет / будет играть

напишет / будет писать

С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. Еще они могут изменяться по числам.

Теперь ребята, вы внимательно послушаете текст и мы все вместе выпишем глаголы в столбик на доске, выделим окончание, определим время.

Обучающимся на листках раздается текст «Ураган».

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

Теперь поставим эти глаголы в будущем времени, в простой и сложной форме. Используем таблицу.
Проверка работы ученика и класса.

Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени

глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени

IV. Закрепление изученного материала.

Придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- Придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

На какой вопрос отвечают слова будут петь, будет бегать, будем наступать, будешь кричать, будете думать.

V. Домашнее задание.

Выполнить писменно упражнение 61 на странице 27.

Тема: Простая и сложная формы будущего времени глаголов. Урок усвоения новых знаний.

Дидактическая цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи:

1. Cоздать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

2. Cоздать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром); создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

3. Cоздать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма.

Методы обучения:

1. проблемные;

2. частично-поисковые;

3. наглядные.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная;

2. коллективная;

3. групповая;

4. в парах;

5. индивидуальная.

Средства обучения:

1. ИКТ. Презентация по теме.

2. Карточки.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!

Отгадайте загадку.

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник.

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник –

Медвежонок … (Винни-Пух.)

Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи. Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?

Хорошо быть медведем, ура!

Хорошо быть медведем, ура!

Нет, победю!

Победю я жару и мороз,

Лишь бы мёдом был вымазан нос!

Нет, побежду!

Побежду я любую беду,

Лишь бы были все лапки в меду!..

Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.

3.Выявление места и причины затруднения.

Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? (Глагол изменяется по временам.)

В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)

Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).

Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?

что делать? побеждать

что сделать? победить

Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)

что буду делать? буду побеждать

что сделаю? ???

Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?

Пусть каждый ряд выберет себе по 2 глагола и поставит его в будущее время: читать, прочитать, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.

Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. На какие группы можно их разделить? (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).

Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.

Дети работают в тетради по рядам.

Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)

я буду дружить подружусь

ты будешь дружить подружишься

он будет дружить подружится

мы будем дружить подружимся

вы будете дружить подружитесь

они будут дружить подружатся

я буду прыгать попрыгаю

ты будешь прыгать попрыгаешь

он будет прыгать попрыгает

мы будем прыгать попрыгаем

вы будете прыгать попрыгаете

они будут прыгать попрыгают

Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)

Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.

Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)

Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).

Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)

Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?

В русском языке его назвали вспомогательным.

5.Реализация построенного проекта.

Давайте вернёмся к первому стихотворению Винни. Как же сказать правильно?

Ребята, а мы можем образовать простую форму будущего времени? (нет) Как же нам поступить? (образовать сложную форму будущего времени)

Правильно сказать: буду побеждать.

Составление алгоритма.

1.Образуй неопределённую форму глагола.

2.Задай вопрос.

3.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?, образуется сложная форма будущего времени.

4.Если глагол отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?, образуется простая форма будущего времени.

5. Если нельзя образовать простую форму будущего времени, то можно использовать сложную форму будущего времени.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Ребята, помогите Винни-Пуху сочинить ещё одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение. (Работа в парах по карточкам)

Мирно и радостно мы (жить),

Вместе (играть),

Крепко (дружить),

Мы (подарить) друг другу смех и цветы,

И (исполнить) в жизни все наши мечты!

Что получилось? Проверьте в паре. Прочитайте для всех.

Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени. (Алгоритм)

От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущего времени; от глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполним упражнение по учебнику. Откройте учебники на странице 40, упражнение 33. Прочитайте задание. (Каждый ряд по 1 глаголу, 3 ученика работают у доски)

Повторение алгоритма.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Выполняем упражнение 29 на странице 35. Повторение алгоритма.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, вы такие молодцы! Дома попробуйте поиграть в игру «Что я буду делать, когда вырасту? Что сделаю особенного?» Запишите ответы. (Пример от Винни-Пуха: Я буду летать. Я полечу на Луну.)

Ребята, вот и закончился наш урок. А к нам пришёл друг Винни-Пуха - Пятачок.

Он очень расстроился, что не попал к нам на урок. Давайте поделимся с ним своими впечатлениями.

Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?

Оцени свою работу. (За работу вместе, за работу в тетради, за работу в паре) Что получилось?