Юмористические рассказы антоши чехонте. Урок "Маленькие рассказы" Антоши Чехонте (5класс)

МКОУ-гимназия№6 г. Кимовска

Урок литературы по теме:

Внеклассное чтение

Рассказы Антоши Чехонте

(5 класс)

Класс: 5 Б

Учитель: Воронина А.С.

Тема:В.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Цель урока: Познакомить учащихся с юмористическим рассказом

А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», углубить представление

Регулятивные УУД: принимает учебную задачу; планирует необходимые

Действия, действует по плану

Познавательные УУД: Осознает познавательную задачу, читает и слушает,

Извлекают нужную информацию, самостоятельно

Находит ее в учебнике.

Каммуникативные УУД: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других,

формирует собственные мысли высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Личностные УДД: осваивает новые виды деятельности, участвует в

Творческом процессе.

Средства обучения: учебник, компьютер, портрет писателя. презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Для того, чтобы ребята настроились на урок, попросить их записать в тетрадях число. Слайд 1

Слово учителя.

Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроение вы пришли сегодня на урок. У каждого на парте лежат два цветочка. Если настроение в начале урока у вас хорошее – поднимите красный цветок, если настроение – не очень хорошее – поднимите синий цветок.

Сейчас мы с вами вспомним, чем занимались на прошлом уроке. Я начну рассказ, а вы должны будете дополнить его некоторыми фактами.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством великого русского писателя А.П. Чехова , который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя . После окончания медицинского факультета Московского университета Чехов занимался врачебной работой, но литературная деятельность захватывала его все сильнее и сильнее. Вначале он подписывает свои рассказы псевдонимом Антоша Чехонте . Рассказы Чехова отличаются тем, что они короткие и юмористические.

  1. Формулирование темы урока.

А теперь вспомните, что было задано вам в качестве домашнего задания и попробуйте понять, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема урока «Рассказы Антоши Чехонте» (записать в тетрадь) Слайд 2

Каждый из вас дома прочитал какой-нибудь рассказ Антоши Чехонте и выполнил проект.

Рассказ, который мы прочитаем в классе, называется «Лошадиная фамилия».

  1. Работа по теме урока:
  1. Подготовка к восприятию рассказа.

1.1. Задание: назовите все слова, которые связаны со словом лошадь.

1.2. Задание: Образуйте от этих слов фамилии.

1.3. Словарная работа: Слайд 3

уезд-округ, часть губернии;

акцизный – служащий учреждения по сбору налогов;

хина-кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье.

2. Чтение рассказа.

Начинает чтение учитель,

Чтение «цепочкой»

3. Аналитическая беседа:

Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).

Что именно показалось вам смешным? (То, что вся усадьба подбирала «лошадиную фамилию») .

Почему генерал поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была сильной, генерал испробовал все средства).

  1. Работа в парах:

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии» (42 фамилии). Слайд 4

  1. Проверка домашнего задания.

Сдайте свои проекты, проверьте, чтобы на них были написаны ваша фамилия, имя, класс и название рассказа, который вы прочитали дома.

Домашнее задание. Найти и записать в тетрадь толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия» Слайд 5

  1. Рефлексия:

Отметки.

Если сегодня на уроке вы узнали что-то новое – прикрепите на доску красный цветок, если ничего нового не узнали – синий. Слайд 6

Предварительный просмотр:

ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

– Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, – сказал он,– лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…

– Где же он теперь?

– А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

– Ерунда! Шарлатанство!

– А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин.

– Пошли, Алеша! – взмолилась генеральша.– Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

– Ну, ладно,– согласился Булдеев.– Тут не только что к акцизному, но и к черту депешу пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

– Его в Саратове каждая собака знает,– сказал приказчик.– Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…

– Ну?

– Васильичу… Якову Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.

– Ну что же? Скорей думай!

– Сейчас… Васильичу… Якову Васильичу… Забыл! Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте… Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…

– Жеребятников?

– Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…

– Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

– Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Всё не то!

– Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

– Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

– Коренников? – спросила генеральша.

– Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

– Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? – рассердился генерал.– Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.

– Ой, батюшки! – вопил он.– Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:

– Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Немного погодя его позвали к господам.

– Вспомнил? – спросил генерал.

– Никак нет, ваше превосходительство.

– Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?

И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…

Приказчика то и дело требовали в дом.

– Табунов? – спрашивали у него.– Копытин? Жеребовский?

– Никак нет,– отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух.– Коненко… Конченко… Жеребеев… Кобылеев…

– Папа! – кричали из детской.– Тройкин! Уздечкин!

Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами…

– Гнедов!– говорили ему.– Рысистый! Лошадицкий!

Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена. Так и спать легли, не послав телеграммы.

Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал… В третьем часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.

– Не Меринов ли? – спросил он плачущим голосом.

– Нет, не Меринов, ваше превосходительство,– ответил Иван Евсеич и виновато вздохнул.

– Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

– Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная… Это очень даже отлично помню.

– Экий ты какой, братец, беспамятный… Для меня теперь эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Утром генерал опять послал за доктором.

– Пускай рвет! – решил он.– Нет больше сил терпеть…

Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны…

– Буланов… Чересседельников… – бормотал он.– Засупонин… Лошадский…

– Иван Евсеич! – обратился к нему доктор.– Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.

Шестнадцатое февраля Классная работа

Рассказы Антоши Чехонте. «Лошадиная фамилия»

Словарная работа уезд - округ, часть губернии; акцизный – служащий учреждения по сбору налогов; хина - кора американского дерева, из которого выделяется аптечное снадобье

Задание: посчитайте все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии»

Домашнее задание Найти и записать в тетради толкование слова «киносценарий». Перечитать рассказ «Хирургия»

Узнал что-то новое Не узнал ничего нового


(Слайд 1) Внеклассное чтение. «Маленькие рассказы» Антоши Чехонте

(В течение урока дайте своё название уроку)

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехо в

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, обучение анализу художественного произведения, нахождению в нём художественных деталей, составлению словесной характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; анализ средств создания комического.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Оборудование:мультимедийная презентация, художественный фильм «Пересолил», рисунки уч-ся, предметы (рисунки предметов) для определения рассказа, в котором они описываются.

Ход урока

В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте , который, как видите, очень похож на мою фамилию». (Псевдоним это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

«Антоша Чехонте» является самым распространенным псевдонимом Чехова. Он появился

от того, что преподаватель Закона Божьего Таганрогской гимназии любил переиначивать

фамилии учеников. «А ну-ка, Антоша Чехонте, посмотрим, как ты знаешь священную историю»,- много раз говорил он гимназисту Чехову. Подпись «Антоша Чехонте» стояла в течение многих лет под юмористическими рассказами.

Какие вы знаете псевдонимы молодого писателя? (Слайд 2)

- В каких журналах печатались рассказы А.Чехова? (Слайд 3)

- К акими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом? (– Конечно, первые рассказы Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные – юмористические).

- О ранних рассказах Чехова Яппаров Э.

В течение 5 лет А.П.Чехов написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников. По условиям юмористических журналов, рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, А.П.Чехов научился писать кратко. «Краткость-сестра таланта», - часто повторял писатель.

Повторим термины. Найдите соответствия и определите недостающее слово. (Слайд 4)

Обратим внимание на лексическое значение слов, встретившихся в рассказах (Слайд 5,6,7 + на доске)

Определите соответствие терминов «юмор», «сатира», «рассказ» и их лексического значения.

Попытаемся разгадать секрет юмора: откуда берётся юмор, как рождается смешное (Слайд 8+ запись в тетрадь)

Делимся на 3 группы(1гр.-рассказ «Пересолил», 2- «Налим», 3 – «Радость»)4.30-5.17, 7.50-8.27

-Об истории создания рассказов «Налим» Агуреев Е., «Радость» Сапыков Т.

Определение приёмов создания комического в группах по плану:

1.Краткость

2. Яркое заглавие

3. Описывать действия, а не состояния

4. … (Подзатылкин, Ахинеев, Кляузов, Козявкин, Ванючкин, Хрюкин, Отлукавин, Козихин…) (Говорящие фамилии)

5. Мало действующих лиц

6. Речь персонажей (какова её роль?)

7. Речевые ошибки персонажей

8. Главная форма речи в рассказе

9. Художественная деталь

10. Несоответствие внешности героев и их поступков, ожидаемого и реального

По рассказу «Пересолил» иллюстрации о вранье землемера (Слайд 9), по «Налиму»-

вытаскивание налима из-под коряги (Слайд 10).

- Выступления групп .

-Что высмеивает в рассказах Чехов?

-Какую пословицу вы выберите в название вашего рассказа? ( Слайд 11).

Что общего и отличного у юмора и сатиры? (Общее – высмеивают. Отличное – юмор смеётся над недостатками людей,курьёзными ситуациями, сатира – бичует пороки общества.) ( Слайд 12).

Как бы вы озаглавили урок? Чему научились за урок? Какой цели добились?

Серьёзные мысли в юмор.рассказах Чехова.

В мастерской художника слова

«Пёстрые рассказы»

«Человековедение Чехова»

«Секреты мастерства А.П.Чехова»

«Путём зла не доходят до добра»

Каких целей мы добились? Чему научились на уроке?

Игра «Кот в мешке» (Из каких произведений эти предметы?) (Слайд 13).

* «Пересолил»: лапти, лошадь, револьвер.

* «Налим»: налим, рак, овца, топор.

* «Радость»: газета, протокол, часы.

Вывод о юморе Чехова. ( Слайд 14).

Смеясь над недостатками литературных персонажей, давайте учиться видеть подобное в себе и исправлять.

Выставление отметок за работу на уроке.

Итоги урока. ( Слайд 15). Стихи-благодарность за урок.

Домашнее задание. Выучить приёмы создания комического, записанные в тетради.

Анализ рассказа «Пересолил»

    Что показалось вам смешным?

    Чего боялся землемер?

    Одним из приёмов создания комического является окарикатуривание или преувеличение какой-либо черты характера до карикатурных размеров. Какое качество становится предметом окарикатуривания у Чехова?

    Как Чехов показывает, что землемер трусит?

    Обратите внимание на то, что герой думает об одном, а говорит совсем другое. Такое несоответствие слов и поведения, внутреннего состояния и поведения вызывает комический эффект.

    Прочитайте фрагмент текста, который рассказывает о неожиданном повороте в развитии сюжета. (Кульминация).

    Над чем смеётся Чехов?

    Почему рассказ называется « Пересолил »?

Почему расстояние от станции до усадьбы было таким неопределённым:

от 30 до 50 вёрст? (Всё зависело от резвости лошади и от трезвости возницы.)

О чем Смирнов затеял разговор с возницей? Почему?

(Смирнов затеял от страха разговор о револьверах.)

Почему возница сбежал в лес?

(Землемер сделал вид, что достаёт револьвер.)

Почему боялись оба: и землемер, и возница?

(Ох, и неспокойно было на дорогах.)

А сейчас давайте посмотрим художественный фильм по рассказу А.П.Чехова «Пересолил» (просмотр фильма)

Понравился фильм? Есть расхождения с текстом?

Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

Почему землемер начинает врать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (прием комического - несоответствие).

Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

Смеетесь ли вы, когда Клим со словами «Караул!» убегает в лес? Почему?

Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

Так почему же рассказ называется «Пересолил»?

Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

«Налим»

Сюжет произведения основан на реально произошедшем случае. В своих воспоминаниях писатель отмечает, что прекрасно помнит, как плотники в усадьбе Бабкино близ Воскресенска наткнулись в воде на налима во время строительства купальни.

«Радость».

- Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

Когда человек испытывает радость?

В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

Скажите, умный ли способ прославиться?

О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

«Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно»

М. Горький

Игра «Верю – не верю»

    Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим. А.П. Чехов родился в Таганроге в 1860 году)

    Верите ли вы, что у А.П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим)

    Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство А.П. Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца)

    Верите ли вы, что отец А. П. Чехова считал, что дети должны связать свою судьбу с торговлей, а не с сочинительством и рисованием? (Да, верим)

    Верите ли вы, что А.П.Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? ((Да, верим)

    Верите ли вы, что свои первые рассказы он печатал в журналах «Стрекоза», «Будильник», Сверчок»? ((Да, верим)

    Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Дон Антонио Чехонте? ((Да, верим)

    Одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург? (Нет, не верим. Фельдшер)

    Вопросы по «Хирургии»:

    Проверяем знание текста. На вопросы отвечать «да» или «нет».

    Фельдшеру Курятину было 52 года(-)

    Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер(-)

    Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич(+)

    Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком(-)

    Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского(+)

    Курятин вырывал зуб дьячку щипцами(+)

    Уходя, дьячок забрал просфору, которую принес фельдшеру(+)

Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.

Навстречу толпе идет «унтер».

Ты отчего же мне чести не отдаешь? - набрасывается унтер на маленького солдатика. - А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

Миленький, да ведь мы ряженые! - говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…

В ложе сидит красивая полная барыня; лета ее определить трудно, но она еще молода и долго еще будет молодой… Одета она роскошно. На белых руках ее по массивному браслету, на груди бриллиантовая брошь. Около нее лежит тысячная шубка. В коридоре ожидает ее лакей с галунами, а на улице пара вороных и сани с медвежьей полостью… Сытое красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата». Но не верьте, читатель!

«Я ряженая, - думает она. - Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня всё это…»

За карточным столом сидит толстяк во фраке, с трехэтажным подбородком и белыми руками. Около его рук куча денег. Он проигрывает, но не унывает. Напротив, он улыбается. Ему ведь ничего не стоит проиграть тысячу, другую. В столовой несколько слуг приготовляют для него устриц, шампанское и фазанов. Он любит хорошо поужинать. После ужина он поедет в карете к ней . Она ждет его. Не правда ли, ему хорошо живется? Он счастлив! Но посмотрите, какая чепуха шевелится в его ожиревших мозгах!

«Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый!..»

На суде адвокат защищает подсудимую… Это хорошенькая женщина с донельзя печальным лицом, невинная! Видит бог, что она невинна! Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и если ее обвинят, он умрет с горя!.. Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», - шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом!

«Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! - думает он. - В роли обвинителя я был бы эффектней!»

По деревне идет пьяный мужичонка, поет и визжит на гармонике. На лице его пьяное умиление. Он хихикает и подплясывает. Ему весело живется, не правда ли? Нет, он ряженый.

«Жрать хочется», - думает он.

Молодой профессор-врач читает вступительную лекцию. Он уверяет, что нет больше счастия, как служить науке. «Наука всё! - говорит он, - она жизнь!» И ему верят… Но его назвали бы ряженым, если бы слышали, что он сказал своей жене после лекции. Он сказал ей:

Теперь я, матушка, профессор. У профессора практика вдесятеро больше, чем у обыкновенного врача. Теперь я рассчитываю на двадцать пять тысяч в год.

Шесть подъездов, тысяча огней, толпа, жандармы, барышники. Это театр. Над его дверями, как в Эрмитаже у Лентовского, написано: «Сатира и мораль». Здесь платят большие деньги, пишут длинные рецензии, много аплодируют и редко шикают… Храм!

Но этот храм ряженый. Если вы снимете «Сатиру и мораль», то вам нетрудно будет прочесть: «Канкан и зубоскальство».

Двое в одном

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, - и я потерял!

Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете… Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых…

«Нет, это не он! - думал я, глядя на одного маленького человечка в заячьей шубенке. - Это не он! Нет, это он! Он!»

Думал я, верил и не верил своим глазам…

Человечек в заячьей шубенке ужасно походил на Ивана Капитоныча, одного из моих канцелярских… Иван Капитоныч - маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть. При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясется всеми членами.

Приниженнее, молчаливее и ничтожнее его я не знаю никого другого. Даже и животных таких не знаю, которые были бы тише его…

Человечек в заячьей шубенке сильно напоминал мне этого Ивана Капитоныча: совсем он! Только человечек не был так согнут, как тот, не казался пришибленным, держал себя развязно и, что возмутительнее всего, говорил с соседом о политике. Его слушал весь вагон.

Гамбетта помер! - говорил он, вертясь и махая руками. - Это Бисмарку на руку. Гамбетта ведь был себе на уме! Он воевал бы с немцем и взял бы контрибуцию, Иван Матвеич! Потому что это был гений. Он был француз, но у него была русская душа. Талант!

Ах ты, дрянь этакая!

Когда кондуктор подошел к нему с билетами, он оставил Бисмарка в покое.

Отчего это у вас в вагоне так темно? - набросился он на кондуктора. - У вас свечей нет, что ли? Что это за беспорядки? Проучить вас некому! За границей вам задали бы! Не публика для вас, а вы для публики! Чёрт возьми! Не понимаю, чего это начальство смотрит!

Через минуту он требовал от нас, чтобы мы все подвинулись.

Подвиньтесь! Вам говорят! Дайте мадаме место! Будьте повежливей! Кондуктор! Подите сюда, кондуктор! Вы деньги берете, дайте же место! Это подло!

Здесь курить не велено! - крикнул ему кондуктор.

Кто это не велел? Кто имеет право? Это посягательство на свободу! Я никому не позволю посягать на свою свободу! Я свободный человек!

Ах ты, тварь этакая! Я глядел на его рожицу и глазам не верил. Нет, это не он! Не может быть! Тот не знает таких слов, как «свобода» и «Гамбетта».

Нечего сказать, хороши порядки! - сказал он, бросая папиросу. - Живи вот с этакими господами! Они помешаны на форме, на букве! Формалисты, филистеры! Душат!

Я не выдержал и захохотал. Услышав мой смех, он мельком взглянул на меня, и голос его дрогнул. Он узнал мой смех и, должно быть, узнал мою шубу. Спина его мгновенно согнулась, лицо моментально прокисло, голос замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись. Моментально изменился! Я уже более не сомневался: это был Иван Капитоныч, мой канцелярский. Он сел и спрятал свой носик в заячьем меху.

Теперь я посмотрел на его лицо.

«Неужели, - подумал я, - эта пришибленная, приплюснутая фигурка умеет говорить такие слова, как „филистер“ и „свобода“? А? Неужели? Да, умеет. Это невероятно, но верно… Ах ты, дрянь этакая!»

Верь после этого жалким физиономиям этих хамелеонов!

Я уж больше не верю. Шабаш, не надуешь!

Было двенадцать часов ночи.

Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.

Откуда ты? - удивились родители. - Что с тобой?

Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!

Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.

Рассказы Антоши Чехонте

Урок-викторина в 5 классе.

Цель:

  • выявление разницы между юмором и сатирой, а также их общие черты на примере ранних рассказов А.П. Чехова;
  • более глубокое знакомство с творчеством писателя;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.

Познавательные : умение проводить исследование текста.

Коммуникативные : формирование ситуации сотрудничества.

Регулятивные: формирование ситуации рефлексии -синквейна; умение выбирать нужную информацию из прочитанного текста.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Предварительная работа: прочесть рассказы «Толстый и тонкий», « Пересолил», «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»; подготовить инсценировку фрагмента рассказа(по выбору учащихся)

Ход урока:

Организационный момент .

Команды (2 или более) занимают свои места. Жеребьевка по определению названий. Одна команда - «Стрекоза», вторая - «Будильник».

Почему такие названия? (Это названия журналов, в которых Чехов публиковал свои ранние рассказы)

Запись темы урока. Постановка задач.

Как подписывал свои ранние рассказы А.П. Чехов? (Человек без селезенки, Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов

В указателе псевдонимов Чехова встречаются такие: А.П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт; полковник Кочкарев, Пурселепетанов; Рувер; Рувер и Ревур; С. Б. Ч.; Улисс; Ц; Ч. Б С.; Ч. без С.; Человек без селезенки; Ч. Хонте; Шампанский; Юный старец; «...въ»; Z.Юмористические подписи и псевдонимы Чехова: Акакий Тарантулов, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев; Известный; Индейкин; Н. Захарьева; Петухов; Смирнова.)

Первое место в ряду использованных писателем псевдонимов занимает подпись Антоша Чехонте. Он стал основным псевдонимом Чехова-юмориста. Именно с этой подписью молодой студент-медик рассылал в юмористические журналы свои первые произведения. Поэтому и тему нашего урока мы назовем «Рассказы Антоши Чехонте»

Постановка задач урока совместно с детьми.

Конкурс «Биография писателя»

(ответы сопровождаются показом слайдов)

В каком городе родился А.П. Чехов? (Таганрог)

В каком городе-курорте есть дом-музей Чехова? (Ялта)

Сколько детей было в семье Чеховых? (6: 4 брата и 2 сестры, но одна девочка умерла во младенчестве)

Как звали братьев и сестру Чехова? (старшие братья - Александр и Николай, младшие - Иван, Михаил, сестра Мария).

Отец писателя, Павел Егорович Чехов, был владельцем бакалейной лавки. А чем он торговал?

Литература - это вторая профессия Чехова, его увлечение. А кем был Антон Павлович по своей основной профессии? (Врачом)

В каких журналах Чехов публиковал свои первые рассказы? («Стрекоза», «Будильник», «Осколки», «Зритель»)

Откуда взялся псевдоним Антоша Чехонте? (В таганрогской гимназии учитель Закона Божьего Покровский любил давать ученикам прозвища. Однажды он развернул классный журнал и произнёс: « Антоша Чехонте!» Прозвище стало псевдонимом молодого Чехова).

Рассказы были короткие. По условиям юмористического журнала рассказ не должен был превышать …. строк. (100 строк)

Закончите фразу: « Краткость - …. (сестра таланта)

Проверка домашнего задания.

а)Дома вы выполняли задание из рабочей тетради к рассказу «Хирургия». Как вы ответили на вопрос « Изображение героев в смешном виде»? (Юмор)

Работа с понятием «сатира». Сатира - высмеивание недостатков.

б) представление учащимися инсценировок.

В рассказах, которые вы готовили к постановке, какие черты сатиры вы увидели?

Конкурс «Внимательный читатель»

Прочитав строки из произведения, назовите рассказ.

1.«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст тридцать - сорок».(«Пересолил»)

2.«...На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля...» («Толстый и тонкий»)

3.«...Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны». («Лошадиная фамилия»)

4. «— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...

— Предрассудок... (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!»(«Хирургия»)

Конкурс «Чей портрет?»

Назовите героя и рассказ.

а) Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видимые из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чесанных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос. (Денис Григорьев, «Злоумышленник»).

б) В приемную входит высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Он ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором. (Дьячок Вонмигласов, «Хирургия»).

Конкурс «По домам»

Распределить персонажей по «своим» рассказам.

Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов («Хирургия»)

Судебный следователь, Денис Григорьев («Злоумышленник»)

Луиза, урожденная Ванценбах; Миша, Нафанаил, Порфирий («Толстый и тонкий)

Приказчик Иван Евсеич, генерал-майор Булдеев («Лошадиная фамилия»)

Глеб Гаврилович Смирнов, извозчик Клим («Пересолил»)

Конкурс «Всякая всячина»

Какой адрес написал Ванька Жуков на письме? (на деревню дедушке)

Каково было цирковое имя Каштанки? (Тетка)

Конкурс «Юмор или сатира?»

Привести примеры юмора и сатиры из прочитанных вами дома рассказов Чехова.

Что высмеивает А.П. Чехов в своих рассказах? (глупость, чинопочитание, непрофессионализм)

Подведение итогов. Рефлексия.

Написать синквейн.

Примерные ответы.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

АНТОША ЧЕХОНТЕ, АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Читатель, отнесись к этой книге любовно и бережно. Перед тобой прекрасная книга. Добрая и в то же время злая, весёлая и печальная, неповторимо яркая.
Автор её Антон Павлович Чехов, слава и гордость нашей литературы, известный всему миру мастер короткого рассказа.
В молодости он подписывАл свои произведения не настоящим именем, а озорными псевдонимами: «Прозаический поэт», «Человек без селезёнки», но чаще всего «Антоша Чехонте». Рассказы, которые ты прочтёшь в этой книге, Чехов - Чехонте написал в начале своего творческого пути, между 1883 и 1887 годами.
Это были тяжёлые годы в жизни России. I марта 1881 года народовольцы убили царя Александра II. И сразу же началась полоса жестокой, грубой реакции. Новый царь Александр III поручил управление Россией угрюмому деспоту Победоносцеву. «Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте», - так описывал Чехов восьмидесятые годы в своём знаменитом рассказе «Человек в футляре».
Цензура свирепствовала. Лучший из тогдашних журналов, «Отечественные записки», во главе которого стоял замечательный сатирик Салтыков-Щедрин, был закрыт. Зато плодились пустые юмористические журналы. Они отличались друг от друга только названиями: «Осколки», «Зритель», «Будильник», «Стрекоза». Все обходили серьёзные темы, ограничивались зубоскальством. Вереницей шествовали по их страницам жадные тёши, глупые модницы да картёжники-мужья.
И кто бы мог подумать? Со страниц этих бездарных журнальчиков в русскую литературу вошёл новый большой талант. Враг мира пошлости и раболепия - Чехов.
Он родился в 1860 году, был сыном мелкого лавочника Рос в заштатном городке Таганроге, где на улицах не просыхали лужи, а в лужах хрюкали свиньи.
Отец хотел сделать сына торговцем. В свободное от уроков время Антоша должен был стоять за бакалейным прилавком, взвешивать товары, отсчитывать сдачу. Или хуже того: в винном погребке, что при лавке отца, подавать вино и закуски захмелевшим клиентам.
По воскресеньям с утра вся семья чинно направлялась в церковь. Гнусавил поп, дымили свечи, пахло ладаном. А отец заставлял петь в церковном хоре.
Гимназия. Педагоги-чиновники, казарменная дисциплина и зубрёжка, зубрёжка. Единственным светлым пятном были уроки литературы. Их вёл талантливый учитель Ф. П. Покровский. Он взволнованно раскрывал перед подростками мир высоких идей и благородных чувств Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Умел привить любовь к чтению. Чехов - гимназист старших классов - читал запоем.
Была у него ещё одна страсть - театр. В театр приходилось ходить тайком, переодевшись. Гимназистам не разрешалось посещать вечерние спектакли. В антрактах по фойе бродили надзиратели, присматриваясь к молодым лицам. Но всё же удавалось обмануть их бдительность. Как было пропустить премьеру? Театр волновал, манил, знакомил с другой, более интересной жизнью. Полотняное небо казалось реальнее настоящего. Событием для юноши Чехова были гастроли в Таганроге «дома Островского», московского Малого театра.
Когда Чехову минуло шестнадцать лет, его отец разорился. Бежал от кредиторов в Москву, а за ним в Москву перебралась вся семья. Только Антоша Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Три года снимал комнату у нового владельца родного дома. Узнал нужду, зарабатыва (уроками, репетиторством. На летние каникулы ни разу не смог съездить к родным, не было денег.
Но вот гимназия позади. В 1879 году Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Он хочет посвятить свою жизнь деятельности врача, однако прежняя любовь к литературе разгорается в нём с новой силой. Студентом первого курса Чехов дебютирует в печати. В номере журнала «Стрекоза» от 9 марта 1880 года публикует два небольших юмористических рассказа. За ними последовали другие.
Его работоспособность была поразительной. Он печатался в десятках журналов и газет. Только за 1883 год написал более ста рассказов. В среднем рассказ за три с половиной дня. И это на IV курсе сложнейшего медицинского факультета! Стоит ли удивляться признанию Чехова, что, как правило, он писал рассказ за один присест?
Как он находил сюжеты? Он был убеждён, что достаточно присмотреться внимательно к тому, что происходит вокруг, и перед писателем откроются целые россыпи драгоценного материала. Рассказы «Беглец» и «Хирургия» навеяны Чехову его врачебной практикой. «Налим» - описание подлинного случая, которому он был свидетелем.
Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал ему о своей собаке Каштанке. О том, как нашёл её на улице, как обучил, как стал с нею выступать в цирке. Рассказал и забыл. А Чехов написал о Каш-
танке рассказ, талантливый и прекрасный, и история Каштанки стала живым фактом искусства. В. Г. Короленко вспоминает об одной своей беседе с Чеховым:
«Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы?.. Вот.
Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь, - это оказалась пепельница, - поставил её передо мною и сказал: - Хотите - завтра будет рассказ... Заглавие «Пепельница».
И глаза его засветились весельем. Казалось, над пепельницей начинают уже роиться какие-то неопределённые образы, положения, приключения, ещё не нашедшие своих форм, но уже с готовым юмористическим настроением...»
Но литературный хлеб не был лёгким для Чехова. Редакции ставили жёсткие условия: объём рассказов должен быть очень мал, всего две-три страницы. Как уложиться в проклятое прокрустово ложе? Приходилось вычёркивать, выбрасывать, сокращать. Поначалу это доставляло молодому писателю одни страдания. Но со временем он овладел искусством короткого рассказа, постиг законы этого жанра, открыл его богатейшие возможности.
Подписчики «Осколков» или «Будильника» недоуменно разводили руками: вроде обычный юмористический рассказ, и вместе с тем совсем не такой, как у других авторов. У других просто анекдот, а рассказ Чехоьа заставлял задуматься. Молодой писатель с весёлым псевдонимом «Антоша Чехонте» ставил вопросы большой общественной важности Heдаром царский цензор, запрещая к печати его рассказ «Унтер Пришибеев», заметил, что писатель высмеивает «уродливые общественные формы».
«Унтер Пришибеев» - маленькая бытовая сценка. Главный герой - отставной солдафон, добровольный доносчик, одержимый страстью вмешиваться не в свои дела, запрещать, пресекать, «пришибать» Образ Пришибеева встал в ряд лучших сатирических образов русской литературы, Хлестакова из «Ревизора», Чичикова и Собакевича из «Мёртвых душ» Гоголя, Иудушки из «Господ Головлёвых» Салтыкова-Щедрина. Но у Гоголя и Салтыкова-Щедрина крупные по объёму произведения, у Чехова же рассказ в несколько страничек. Отдай должное, читатель, поразительному мастерству Чехова: у него рассказ по ёмкости сравнился с романом.
Ещё одна небольшая сценка, «Хамелеон». Хамелеон - это пресмыкающееся тёплых стран, которое меняет окраску кожи при перемене цвета окружающей среды. Слово «хамелеон» часто употребляют в переносном смысле, и тогда оно приобретает презрительную окраску. Хамелеон - это человек, который из мелких корыстных побуждений легко меняет мнения, симпатии, взгляды. Чехов широкими мазками рисует мерзкий тип подхалима перед господами, грубияна и наглеца перед всеми прочими. Мелкая, рабская душонка! Чехов призывал каждого-воспользуюсь его собственным выражением - «выдавливать из себя по капле раба». К этой теме он возвращался не раз. Прочти «Толстого и тонкого», «Смерть чиновника».
Рассказы Чехова искрятся улыбкой, весельем. Как не смеяться, например, над бестолковым фельдшером из «Хирургии», над незадачливым лжецом из рассказа «Пересолил» или над героем «Лошадиной фамилии», невеждой-генералом, который больше доверял знахарю, чем врачу? Но Чехову отнюдь не безразлично было, кого подвергать осмеянию. Он никогда не смеялся над бедными, обманутыми, попавшими в беду. За каждой его строкой стоит умный и добрый рассказчик, чуткий, всё понимающий с полуслова человек.
Под внешней весёлостью чеховских рассказов скрывалась грусть. Грусть о том, что люди часто бывают бездушными и злыми, что пошлость серым туманом пропитывает всё вокруг. Техника развивается, строят новые железные дороги. Народ остаётся по-прежнему, как при крепостном праве, забитым и тёмным.
Разве можно забыть Ваньку Жукова, девятилетнего мальчишку, отданного в ученье к сапожнику в Москву, вечно голодного, иззябшего, отправляющего дедушке письмо: «Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...» На конверте Ванька выводит адрес: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».
Отвергая настоящее, Чехов устремлялся мечтой в будущее. Он был убеждён: недалеко то время, когда жизнь будет устроена на новых, разумных началах. «Хорошая жизнь будет лет через пятьдесят», мечтает один из его героев. Другой ему вторит: «Вот оно, счастье, вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе, я уже слышу его шаги...»
Чехов искал и не мог найти пути к этому счастливому завтрашнему дню. Он много писал о детях. Хотел разглядеть в ребёнке будущего хозяина жизни. Его тревожило, когда он замечал, что подростки перенимают у старших их худшие черты. Герои рассказа «Детвора» с жадностью играют на деньги, учатся обманывать, жульничать. Кем они вырастут-новыми Менделеевыми, Пржевальскими, Репиными - или приспособятся к окружающей пошлости и мещанству? Другая интонация в рассказе «Мальчики». О юношеской жажде романтики, необыкновенных дел Чехов пишет с большим теплом.
«Тогда человек станет лучше, когда покажете ему, каков он есть» - так он формулировал один из своих главных литературных принципов. Доверие. Прежде всего доверие уму и сердцу читателя.
Чехов ставил себе задачей сделать читателя соучастником творческого процесса. Он никогда не восклицал: «Какая трогательная картина!» или «Какая бедная девочка!» Добивался, чтобы читатель сам мог сказать эти слова. Он безжалостно вычёркивал пространные описания природы. Стремился к тому, чтобы из отдельных деталей читатель сам смог нарисовать их в воображении. «Например,-доказывал он брату Александру, из которого хотел вырастить писателя, - у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка...»
Чехов-писатель рос с поразительной быстротой. Недавний дебютант на глазах превращался в зрелого мастера.
Современники долго не могли разглядеть его таланта. Когда весной 1886 года вышел сборник «Пёстрые рассказы», подписанный А. Чехонте, один из критиков утверждал, что молодой автор разменивает себя на пустяки, что он относится к числу тех «газетных писателей», которые оканчивают свой век «в полном забвении где-нибудь под забором».
Но был и иной, добрый отклик на книгу. К Чехову обратился с письмом видный писатель старшего поколения Д. В. Григорович, автор знаменитой повести «Антон-Горемыка», человек, близко знавший Белинского, Достоевского, Тургенева. Григорович горячо приветствовал Чехова как новый большой талант, убеждал его быть требовательнее и накапливать силы для создания «истинно художественных произведений».
Чехов не привык к словам одобрения, письмо Григоровича взволновало, растрогало его, заставило задуматься о себе как о писателе. 28 марта 1886 года он отвечал: «Если у меня есть дар, который следует уважать, то каюсь перед чистотою Вашего сердца, я доселе не уважал его Я чувствовал, что он меня есть, но привык считать его ничтожным.
В следующем, 1887 году вышла в свет книга рассказов Чехова «В сумерках», первая книга, подписанная его полным настоящим именем. Московский театр Корша поставил его пьесу «Иванов».
Как влюблённый в романтику гор альпинист, едва поднявшись на крутую вершину, сразу же начинает мечтать о следующей, ещё менее доступной, так писатель, подлинный писатель, никогда не успокаивается на достигнутом, тоже мечтает о своей следующей вершине.
Мы прощаемся с Чеховым, вступающим в пору творческой зрелости, полным сил и новых замыслов. Его ждут впереди новые рубежи мастерства. Ему предстоит совершить мужественные поступки, написать гениальные произведения, которые прославят его имя и всю литературу русскую.
Его, больного чахоткой, нуждающегося в полном покое, неугомонная русская совесть позовёт в дальний путь. Он отправится на Сахалин, остров каторги и ссылки, остров ужасов. Он напишет книгу о своём путешествии. Расскажет правду о диком произволе, о хамстве палачей и тупиц. Громко, во весь голос он заявит, что в народе зреют могучие силы. Воскликнет: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми
В 1892 году в России вспыхнет эпидемия холеры И Чехов отодвинет в сторону литературную работу, начнёт строить больничные бараки, принимать пациентов как врач. Он будет выпрашивать у богатых людей деньги на медицинские нужды. Сам он к этому времени достигнет вершин писательской славы, но денег у него по-прежнему не будет.
Когда в 1902 году по требованию Николая II отменят решение об
избрании в почётные академики Горького, Чехов в знак протеста сам сложит с себя звание почётного академика.
Он не дожил нескольких месяцев до первой русской революции. Чахотка свела его в могилу в мае 1904 года. Но перед смертью он написал по-юношески звонкие произведения, проникнутые радостным предчувствием близких великих перемен. «Здравствуй, новая жизнь!»- раздалось в финале его последней пьесы «Вишнёвый сад».
У тебя впереди, читатель, ещё не одна встреча с Чеховым. Он принадлежит к немногим избранным, с которыми мы не расстаёмся всю жизнь. Как я завидую тебе, сколько тебя впереди ещё ждёт радости первооткрытия! Тебе предстоит прочесть такие удивительные создания чеховского гения, как «Палата № 6», «Чёрный монах», «Дама с собачкой». Тебе предстоит увидеть на сцене знаменитую «Чайку», с которой началась слава Художественного театра.
Но не всё сразу. Пока прочти любовно, внимательно этот сборник юношеских рассказов Антоши Чехонте - Антона Павловича Чехова.