У войны недетское лицо. Вновь торжествует юная весна

Физкультурный праздник в подготовительной группе
посвящённый празднованию Дня Победы

«Война — не место для детей»

Задачи: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; развивать быстроту, ловкость; создавать атмосферу радости от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных играх, привлекать к активному участию в соревнованиях; воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к памяти о героях войны.
Интеграция на занятии по образовательным областям:
Социализация — умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в подвижной игре, соблюдать ролевые взаимодействия.


Познание — расширение знаний о государственных праздниках России
Коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми) поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями
Предварительная работа:
Физическая культура
совершенствование физических качеств на занятиях по физкультуре, обучение ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, метанию мяча в кольцо, выполнению упражнений с соблюдением правил безопасности, обучение играм с элементами соревнования «Кто быстрее», разучивание подвижных игр «Окошечки», «Тачанка», игр на развитие самостоятельности и творчества с имитацией действий взрослых «Помоги другу».
Чтение художественной литературы
рассказы: А. Метяева «Заименка», Л. Кассиль «Воздух», «Таран», «Саперы», «Катюша», С.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»
Художественно-эстетическое развитие
рисование «Солдат-освободитель», «Танк Победы»,
Музыка
слушание военных маршей: Г. Свиридов «Военный марш», М. Старокадомский «Марш победы» И. Шатров « На сопках Маньчжурии»
Коммуникация
беседы направленные на формирование у детей обобщенных представлений о Празднике Победы, героизме Российских воинов, «Что было до войны», «Дети и война», «Военные награды», «Военные профессии во время войны» «Война в картинах известных художников», рассматривание картин: И Проконинский «Солдатский хлеб», Н.Овечкина « Бой под Ленино», Крвоногова « Победа», рассатривание фотографий военной хроники, встреча детей с солдатами Российской армии
Материалы и оборудование:
красные флажки по 2 на каждого ребенка, пилотка для каждого ребенка, 2 гимнастические скамейки, 2 мяча, 2 кольца для метания, 4 круга, вырезанных из кожзаменителя, 2 конуса, бинты (необходимое количество), конверт с посланием, ноутбук для воспроизведения музыки
Предварительная работа:
Воспитатели: чтение художественной литературы, беседы по картинам, разучивание стихов
Инструктор: регулярные занятия по физкультуре, встреча детей с солдатами Российской Армии.

Ход мероприятия:

В спортивном зале трое детей в военной форме стоят с флагом. Остальные дети в красных пилотках, с красными флагами под «Военный марш» Г. Свиридова заходят в спортивный зал. Строятся в шеренгу.

Инструктор:
Дорогие дети, уважаемые гости, сегодня, в преддверии празднования Дня Победы мы проводим торжественное физкультурное занятие в память о солдатах, подарившим нам мир. Группа, равняйсь! Смирно! Равнение на красный флаг!
Трое детей в военной форме под звук метронома проходят по залу, встают у «вечного огня»


Инструктор:
Я расскажу вам одну историю.
Чеканя шаг, за рядом ряд
Прошел солдатский строй
Прошел и скрылся от ребят
За серою стеной
А вдоль стены по мостовой
По камешкам покатым
В армейской форме часовой
Шагает с автоматом
И спор зашел среди ребят:
А у солдата автомат
Заряжен или нет?
Сейчас ведь мир, а не война.. —
К ребятам вышел старшина
И дал такой ответ:
— Любой солдат и командир
Вам скажет очень точно —
России нужен только мир,
Хороший, долгий, прочный!
Нам нужно строить города,
Выращивать пшеницу
И быть готовыми всегда
С любым врагом сразиться.
Вот почему наш часовой
Всегда стоит на страже.
Он охраняет наш покой,
И автомат
Заряжен.
В. Суслов


Инструктор:
Ваши прадеды победили в Великой Отечественной Войне, ваши отцы охраняют мир сегодня, ведь война — не место для детей.

1 ребёнок:
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,

2 ребенок:
Война не место – для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.

3 ребенок:
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки.
А не сиротство и страданье!

Инструктор:
Благодаря Победе
Мы сегодня живем в стране большой
Щедрой и богатой
И не жалко ничего
Ей для вас, ребята

Стадионы новые дарят вам не зря
Чтобы вы здоровыми выросли, друзья
Чтобы каждый стал сильней
Чтобы каждый стал смелей
Чтоб хорошими делами помогал стране своей.

Сегодня, на физкультурном прозднике каждый из вас может показать, что воинам Российской армии растет достойная смена.
Группа, равняйсь! Смирно!
Направо! Раз-два! Налево в обход по залу шагом-марш!
Дети под марш Г. Свиридова начинают ходьбу с выполнением строевых упражнений (перестроение в 2 колонны через центр зала, из двух колонн в одну по диагонали), затем, в чередовании с ходьбой, выполняют бег, ходьбу на носках с махами флажками над головой, боковой галоп. В конце строятся в 2 колонны для выполнения упражнений.


Инструктор:

Чтоб здоровьем завидным отличаться
Надо много тренироваться
Сейчас мы проведем тренировку
Чтобы быть сильными и ловкими

Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками

Закончив упражнения дети под марш Г. Свиридова перестраиваются в колонну по одному, проходят по залу, оставляя флажки, строятся в шеренгу.
Инструктор:
Чтобы быть выносливыми
В ученье и в бою
Защищать любимую
Родину свою.
Мы проводим состязания
Игры и соревнования
Давайте разделимся на две команды и начнем соревноваться. Группа, равняйсь! Смирно! На 1-2 рассчитайсь! Первые номера-3 шага вперед. Сомкнуть ряды. Налево!
Вот вам первое задание:
Разведчики
Правило: участвуют все дети, по очереди надо проползти на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками, прыгнуть из круга в круг, обежать конус, вернуться к команде, передать эстафету хлопком.


Меткие стрелки
Правило: Надо прокатить мяч по скамейке, пройти, отбивая мяч о землю, бросить мяч в кольцо, взять мяч, вернуться в команду, передать мяч.


Инструктор хвалит детей, все садятся на скамейки.
Проводятся индивидуальные соревнования
Не брось друга в беде
Правило: обе команды делятся на пары, детям предлагается надеть один обруч вдвоем на талию, добежать до указанного места, вернуться к команде, передать обруч другой паре.
Медицинская помощь (фоном идет музыка И. Шатрова «На сопках Маньчжурии»
Правило. Дети в командах делятся на «раненных» и «врачей». «Врачам» выдаются бинты.
«Раненные» сидят на скамейке, «Раненным» надо забинтовать ногу или руку на выбор «Врача», используя весь бинт.


Общая подвижная игра.
Донесение
Дети строятся в круг, в центре водящий (выбранный считалкой) с донесением (конверт) под музыку «Тачанка» изображает конника. По окончании музыки, конник выносит руку с донесением вперед. Дети, между которыми находится вытянутая рука водящего, встают спинами друг к другу. После слов «раз, два, три, беги» бегут в разных направлениях. Кто возьмет конверт первым, становится конником, игра продолжается сначала.


По окончании игры дети строятся в колонну, проходят по залу, строятся в шеренгу.
Инструктор инструктор берет конверт, открывает его перед строем, читает донесение.

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Пусть вам, российским ребятам
В вашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой

Почтим память павших героев Минутой молчания (под звук метронома)


Дети под «Марш победы» М. Старокадомского выходят из зала

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».



Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,-вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии - Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром­лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале», - вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!


Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, сл. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

Автор: Морозова Татьяна Александровна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №32 "Ромашка"

Населённый пункт: город Тамбов

Наименование материала: сценарий мероприятия

Тема: "Война не место для детей"

Описание:

Я считаю, что необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию подрастающего человека, знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И данная литературно-музыкальная композиция помогает осуществить эти задачи.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=965

Опубликовано 12.10.2015

Текстовая часть публикации

Война – не место для детей. Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Играют

дети

всей

Земли

войну

разве

войне

мечтают

дети

Пусть

только

смех

взрывает

тишину

радостной

безоблачной

планете

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна,

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война...

Оборудование:
книжная выставка "Опаленное войной детство", выставка книг, посвящённая пионерам-героям, мультимедийная установка, портретная галерея юных героев в виде презентации, изображение Вечного огня, цветы, свечи.
Аннотация:
Маленьким героям большой войны посвящена данная литературно- музыкальная композиция, способствующая расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современные дети мало знают о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Кто из молодых людей сейчас скажет, кто такие пионеры-герои, за что получил Золотую Звезду Героя Марат Казей, и чем знаменита Зина Портнова? Я считаю, что необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм и активную гражданскую позицию подрастающего человека, знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И данная литературно-музыкальная композиция помогает осуществить эти задачи
.

Цели:
 способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет; познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;  развивать интерес к истории своей родины;
 воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны;  познакомить с литературными произведениями о войне, вызвать яркий эмоциональный отклик на произведения;  продолжить работу по формирования чувства патриотизма, любви к Родине, своему народу.  развивать артистические способности детей. Дети входят под марш, садятся на стулья. Танец «Военный вальс» - «Ах, эти тучи в голубом»
Девочка и 2 мальчика открывают утренник.
1.Война не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. 2. Война не место для детей! Ребёнку нужен тёплый дом И ласковые мамины руки, И взгляд, наполненный добром И песни колыбельной звуки. 3. И ёлочные огоньки, С горы весёлое катанье, Снежки и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье!
Ведущий.
Трудное холодное и голодное время называют лихолетьем – лихими, злыми годами. Тяжелы они для всего народа, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Одни остались сиротами, их родители либо погибли на войне, либо во время бомбёжек, другие лишились не только родных, но отчего дома, третьи оказались на оккупированной врагами территории, четвёртые – в плену у немцев, пятые – в блокаде.
Ведущий:
В июне 41 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Ребёнок 1.
22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. И счастливый тёплый день стал днём слёз и горя.
Ребёнок 2.
Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все 4 года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что 30 лет и 60 Живым не верится, что живы. Звучит запись Ю.Левитана, диктор ВРК - «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».
Песня “Священная война”
Музыка А.В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача. Перестроение парами через зал на полукруг.
Ведущий

.
Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем вам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали, и пели.
Дети исполняют “Песню о пионерах героях”.
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова. 1.Шумела гроза над землею, Мужали мальчишки в бою. Знает народ: пионеры – герои Навечно остались в строю!2 раза Припев: Шли они сквозь бурю, Шли они сквозь ветер, И ветер песню, песню их сберег: “У нас один, один лишь путь – к победе! И нету других дорог!” 2.Шагают они на параде, Равняя невидимый ряд, Правофланговыми в каждом отряде Ребята – герои стоят! Припев. 3.Мы в жизни, мой друг и ровесник, Дорогой героев пойдем. Подвиги их мы запомним, как песню, И сами ее допоем! Припев.
Ведущий.
Дети были активными участниками боевых действий. Один такой случай описывает в своем стихотворении Л. Твардовский.
РАССКАЗ ТАНКИСТА. (
читают дети
)

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут его, забыл его спросить... Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит - не выглянуть из башен,- И не поймёшь, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился,- столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: - Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал. Я подползал, они вон там, в саду. - Да где же, где?.. - А дайте я поеду. На танке с вами. Прямо приведу. - Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда, дружище! И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка - мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Подъехали. - Вот здесь. И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! И руку, как товарищу, пожал- Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.
Ведущий
. Повзрослевшее детство этих ребят было наполнено, такими испытаниями, что в это даже трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят. И если бы они не проявили свое мужество, выносливость, неизвестно как бы сложилась наша с вами судьба.
Почтим же память всех погибших детей в годы войны минутой молчания….
Просматривание видеоролика о войне с минутой молчания.
Ведущий
. Юные герои шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Немало детей сражалось с немецкими фашистами, находясь в рядах Советской Армии и Военно- морского флота. Таким был образ Вани Солнцева в книге В. Катаева «Сын полка».
Горнили: «к бою» трубы полковые. Военный гром катился над страной. Вставали в строй мальчишки боевые На левый фланг, в солдатский строй. Великоваты были им шинели, Во всём полку сапог не подобрать, Но всё равно в боях они умели Не отступать и побеждать.
Ведущий
. Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать. Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, погибали дети, ради жизни на земле. Навечно имена юных героев остались в памяти народа. Много написано художественных книг о юных героях. (Читать на экране) Вы, ребята, должны знать О юных участниках войны, занесенных в "Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.В. Ленина" – Саше Бородулине, Гале Комлевой, Нине Куковеровой, Ларе Михеенко, Ларе Мищенко, Вите Коробкове, Володе Дубинине, Тихоне Бароне, Ване Федорове, Аркадии Каманине и других. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:  Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;  Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;  Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.  О ратных подвигах Героев Советского Союза: Лени Голикова, Марата Казея, Вали Котика, Зины Портновой, о которых мы поговорим подробнее. За героизм и отвагу при защите Родины 4 пионера были удостоены звания Героя Советского Союза.
Лёня Голиков
из деревни Лукино Новгородской области стал партизаном в 1941 году. Он участвовал в 26 боевых операциях. Лёня вёл разведку, взрывал с товарищами мосты, уничтожил 78 фашистов. Однажды, находясь в засаде, он подорвал гранатой немецкую легковую машину, в которой ехал гитлеровский генерал, и захватил важные документы – карту оборонительных сооружений и чертёж новой мины. Они были переданы командованию. В январе 1943 года в бою у села Станки Псковской области Лёня погиб.
Марат Казей
родился в белорусской деревне Станьково. Его мать фашисты повесили за связь с партизанами. Марат стал разведчиком партизанской бригады. Однажды бригада была окружена эсэсовцами, но мальчик сумел пробраться к партизанам соседней бригады, и они помогли выйти из окружения. В мае 1944 года Марат попал в засаду.
Валя Котик,
пионер из украинского города Шепетовки, в 11 лет стал подпольщиком. Он распространял листовки, добывал оружие, гранатой уничтожил группу офицеров жандармерии. Однажды Валя неожиданно наткнулся на отряд карателей, тайно пробиравшийся к партизанской базе. Он бросил гранату, но сам был при этом тяжело ранен. Партизаны отбили нападение врага. Второй раз Валя был ранен, спасая командира.
В феврале Ленинградскую пионерку
Зину Портнову
война застала в Белоруссию. Она стала членом подпольной комсомольской организации «Юные мстители» в г. Оболи Витебской области. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестрёнку ценные сведения. Затем её переправили в партизанский отряд. Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в витебском гестапо она сумела застрелить начальника гестапо и дежурного офицера. Зина бежала, но гитлеровцы снова схватили её. Она выдержала все пытки и ничего не сказала врагам. Другая ленинградская пионерка Лара
Михеенко
летом 41года поехала вместе с бабушкой к родным в деревню. Здесь и застала их война.немцы угоняли в германию девушек, в списках бала фамилия Лары. Но девочка не хотела, и она убежала к партизанам.
Звучит песня « Ой, туманы мои, растуманы» (Уходили в поход партизаны)
Сценка. Партизанская землянка, в ней командир. Командир. Малы ещё, совсем ещё малютки, Жизнь партизанская, поверьте, не легка! Ведь это риск, война, здесь не до шутки, Послушайте, девчата, старика. Лариса. Нет, мы хотим фашистов бить И верно нашей Родине служить. Командир. Что ж оставайтесь у меня в отряде, Для вас у нас найдётся дело, Я вижу: вы малы, но смелы! Чтец. Девочки, одетые в лохмотья, По деревням ходили, Просили подаяние: « Подайте нам на пропитание!» А сами всё в округе примечали И партизанам вечерами сообщали. (девочки уходят) Деревня Игнатово. Партизаны остановились отдохнуть в одном доме. Но предатель- полицай выследил их. Завязался бой. Партизаны были убиты, а Лару взяли в плен. Фашисты расстреляли партизанку Лару 4 ноября 1943 года. Сейчас на месте её расстрела поставлен обелиск. Посмертно Лару наградили орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью « Партизану Великой Отечественной войны»
Ведущий
. Во время Вов немало детей за подвиги получили ордена и медали. Юным героям посвящают стихи, песни и даже пьесы. Им устанавливают памятники. Каждый, кто приезжает в город Николаев, обязательно проходит мимо сквера, в котором стоит памятник 2м мальчикам: Вите Шуре. Враги захватили город Николаев, в котором жили Витя Хоменко и Шура Кобер. Их в подпольную организацию по борьбе с фашистами привела школьная учительница. Витя очень хорошо знал немецкий язык. Его направили работать в немецкую столовую, все услышанные сведения от немцев он передавал в центр. Но вот у подпольщиков оборвалась связь с Москвой. И мальчиков отправили за радиопередатчиком в Москву. А от Николаева до Москвы сотни км. Почему их? Да потому, что они совсем дети, мальчишки, которых много по дорогам, которые не вызовут подозрений у фрицев. Они отправились в путь, а в руках несли палочку, в которой были спрятаны важные сведения. В Москве их научили читать карты, прыгать с парашютом и отправили на самолёте обратно с новым радиоприёмником. Но вот пришла беда! В отряд проник предатель. Были и такие нехорошие люди, в отличие от героев. И Витю, и Шуру арестовали, долго пытали а затем повесили на площади. Эти юные разведчики были награждены посмертно орденами Отечественной войны 1-й степени. На памятнике друзья изображены идущими
вперёд, а в руках у них волшебная палочка. И каждый оставляет их в своей памяти и в сердце – всегда в движении, всегда в пути. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. « Кто носит орден боевой, За подвиги в бою, А кто за подвиг трудовой В своём родном краю» Дети старались помогать взрослым в этой войне. Кто-то помогал разведчикам, а кто-то в тылу у станка. Послушайте стихотворение о маленьком герое.
Ребёнок
. Давно это было, давно – предавно, Жил мальчик, мальчишка, ходил он в кино. И бегал на речку, ловил пескарей И очень хотел он встать взрослым скорей. И вдруг, на рассвете, в дыму голубом Земля содрогнулась от вражеских бомб. Запел под землёю горячий свинец- Уходят на фронт старший брат и отец. У мамы слезинки текут по лицу: Снаряды у наших подходят к концу. Не спится мальчишке, он думал всю ночь: « Ну как же, ну чем же мне фронту помочь?» Знакомой дорогой идёт на завод И к мастеру:»Дядя, меня научи, Я буду снаряды для фронта точить!» Земля от разрывов гудит и дрожит. Не выдержал враг – отступает, бежит! Тот мальчик, ребята, остался живой, Но только покрылись виски сединой.
Ведущий.
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Ребёнок.
Играют дети всей Земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете. Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна, И как огонь с водой несовместимы, Несовместимы дети и война.
Ребёнок.
Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас. Мы – напоминание живое, Что Отчизна не забыла вас. Жизнь и смерть – и нету середины. Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и влюблённых, По родной земле погребено? Вы сегодня в лёгком шуме клёнов, Тихо постучавшихся в окно. Строятся на полукруг и поют, солирует девочка.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

1
.Солнечный круг, небо вокруг Это рисунок мальчишки Нарисовал он на листке И подписал в уголке
Припев.
Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду я. 2р.
2
.Милый мой друг, добрый мой друг Людям так хочется мира И в тридцать пять сердце опять Не устаёт повторять
3.
Тише солдат, слышишь солдат Люди пугаются взрывов Тысячи глаз в небо глядят Губы упрямо твердят
4
.Против беды, против войны Станем за наших мальчишек Солнце навек, счастье навек Так повелел человек
Припев.
Пусть всегда будет солнце Пусть всегда будет небо Пусть всегда будет мама Пусть всегда буду я
. 2р.

Наталья Наумова

9 мая вся страна праздновала 68-ю годовщину Победы!Мы с ребятами задолго начали готовиться к этому и одновременно к другому событию!

Дело в том,что 11апреля-Международный день освобождения малолетних узников фашистских концлагерей!Для нашего посёлка этот день имеет особое значение!Во время войны у нас в посёлке немцами был создан концентрационный лагерь для детей от 3 до 14 лет . здесь дети были подвергнуты нечеловеческим мучениям :каторжный труд,побои,скудное питание,скотское содержание,а самое страшное-у детей брали кровь для лечения раненых немецких солдат. Не выдерживая подобных условий,многие

обессиленные дети умирали,а некоторых немцы убивали сами,много детей унёс тиф ,только от него умерло около 50 детей . Немцы объявили,что если

не прекратится эпидемия тифа,всё и всех сожгут. Но к счастью,к лету

1943 года эпидемия стихла. В январе 1944 года Вырица была освобождена

72 Краснознамённой девизией от немецких аккупантов,разведчик Петрук В.

рассказал,при освобождении Вырицы в детском концентрационном лагере

находилось 50 живых,изнемождённых,больных детей . Всего умерло около

200 детей !В этом концлагере содержались дети Тосненского,Кировского,

и других районов Ленинградской области.

При въезде в посёлок сейчас стоит памятник,который был сооружён в 1988

году,где ежегодно в апреле собираются те,кто выжил в эти нечеловеческих условиях!

Наши дети дружат с бывшими малолетними узниками,мы встречаемся с ними-

Эти встречи очень трогательны и для ребят,и для детей войны !

Сегодня не гремят орудия,

над Вырицею тишина.

Но мы,живые,помнить будем

героев павших имена!

Эти строки написала бывшая малолетняя узница-наш друг КалинчиковаВ. Ф.

Спасибо за внимание!