Умение производить благоприятное впечатление. Как произвести первое впечатление

От первой встречи с партнером во многом зависит характер дальнейших с ним отношений. Поэтому важно с первого момента создать о себе хорошее впечатление. Как это можно сделать? Психологами установлено, что при первом знакомстве с человеком возникает «эффект ореола» – эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном. Эффект ореола обусловлен действием ряда факторов: «фактора превосходства», «фактора привлекательности» и «фактора отношения к нам» . Умелое использование этих факторов позволит вам создать благоприятное впечатление о себе.

«Фактор превосходства» заключается в том, что при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Причем, превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам.

«Фактор привлекательности» действует таким образом, что чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он нам кажется; если же он непривлекателен, то все его качества недооцениваются.

Действие «фактора отношения к нам» проявляется в том, что те люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, которые относятся к нам плохо.

Для того чтобы факторы подействовали, в нашем распоряжении есть три основных источника информации: внешний вид, манера поведения и речь.

Мы неосознанно судим о людях по их внешнему виду («встречаем по одежке») до той поры, пока не представляется возможность узнать человека поближе.

Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. По внешнему облику окружающие судят об общественном положении, которое занимает человек, предполагаемом круге профессий, которому принадлежит, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и многом другом .

Внешний вид на 80-90% определяет одежда. Как выглядеть, чтобы шансы на успех при деловой встрече возросли? Американские менеджеры выдвигают три критерия «правильной» одежды: первый – соответствие одежды случаю, второй – практичность (удобно ли вы себя в ней чувствуете) и третий – опрятность и вкус.

Однако ничто так не влияет на наши взаимоотношения с людьми, как наши поступки и поведение в целом. Многое может сказать о нас то, как мы держимся, как общаемся, наши манеры, наша самооценка.

Психологи считают, что манерой поведения можно компенсировать какие-то свои индивидуальные качества, которые человек относит к недостаткам. Создайте себе свой идеальный физический образ - образ, объединяющий отдельные элементы (осанку, позу, жесты, голос) и шансы на успех возрастут.

Уверенный вид создается правильной осанкой, непринужденностью и свободой движений. Не представите в облике твердости – покажете недостаток силы. Обратите внимание на то, как вы быстро приближаетесь

к человеку. Не спешите! Спешащий человек кажется возбужденным и суетливым, и наоборот, неуклюжие движения показывают, что вы плохо управляете своим телом.

Краткое и крепкое рукопожатие (контакт, фиксация- секунда-две –рука разжата) свидетельствует об уверенности.

Звуки, слова, произношение создают образ вашей речи, образ, который также может способствовать успеху в деловом общении.

Обратите внимание на два аспекта:

    те слова, которые вы выбираете для выражения своих мыслей;

Приведите свою лексику в соответствие с условиями данной ситуации. Будьте внимательны в подборе слов. Ваша речь должна точно выражать то, что вы хотите сказать. «Богатый словарный запас – это фундамент красивой и богатой речи» .

Не менее важным является то, как мы говорим. Первые слова, которые вы произносите, должны быть ясно слышимыми с правильным произношением, в них должны звучать непринужденность и доверие. Ваша речь , так же как и походка, должна быть ритмичной (скороговорка выдает напряжение).

Если вы действительно хотите добиться успеха, делайте то, что увеличит его вероятность.

И помните, что «положительный ореол», возникший вокруг партнера в результате первого впечатления, способствует установлению деловых отношений.

Психологический практикум

    В телевизионных передачах и кинофильмах можно видеть сцены знакомств и встреч. Понаблюдайте за людьми, когда они начинают общение. Во время просмотра будьте внимательней. Задавайте себе вопросы о том, что происходит. Обратите внимание на голос, позу, осанку, ритмичность движений. Извлекайте пользу из наблюдений над происходящим.

    Практика придает больше уверенности. Поэтому практикуйтесь при каждом удобном случае в использовании доступных вам приемов и методов общения.

    Развивайте свою наблюдательность. Ненавязчиво наблюдайте за незнакомыми людьми в транспорте. Попытайтесь представить возраст человека, его профессию, семейное положение, настроение.

    Представьте, каким человеком вы кажетесь окружающим, какое впечатление производит ваш внешний вид и поведение.


При любом знакомстве крайне важно произвести на собеседника хорошее впечатление, ведь его, как известно, очень сложно изменить. От этого зависит успех в личной жизни и профессиональной деятельности. В статье мы рассмотрим несколько правил, которые помогут вам войти в контакт с новым для вас человеком и оставить хорошее впечатление.

Существует так называемый . Это мнение о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты встречи и оказывает влияние на дальнейшую оценку его деятельности и личности. Когда вы находитесь в незнакомой для вас компании, то невольно обращаете внимание на того, кто уверенно держится и разговаривает, кто владеет своими и телом. Такое поведение вызывает уважение и желание вступить с ним в разговор.

Первое впечатление зависит от следующих факторов:

  • Умение управлять телом - жесты, взгляд, походка, осанка, мимика.
  • Голос и интонация - тембр, уверенность в голосе или волнение.
  • Смысл произнесенных слов. Этот фактор имеет значение не в первые минуты знакомства, а спустя некоторое время.

Существует несколько правил, которых нужно придерживаться.

Не пытайтесь произвести хорошее впечатление

Да, именно так. Все идет совершенно не так как задумано, если вы пытаетесь произвести хорошее впечатление. Вы не сможете расслабиться, потому что вместо поддержания приятной беседы будете думать о том, как не ударить в грязь лицом. Вы перестанете обращать внимание на собеседника, если будете поглощены собой, своими реакциями, мимикой, жестами и поведением.

Будьте собой

Возможно самым значительным впечатлением о другом человеке будет что-то вроде «Он был самим собой». Конечно, это не отменяет того что нужно учиться навыкам и техникам и развиваться, чтобы стать еще лучше.

Лицемерие замечается людьми мгновенно, даже если они не могут объяснить это словами. Собеседник будет чувствовать себя неловко, если ваши слова будут расходиться с манерой поведения или когда ваше грустное настроение будет сочетаться с натянутой улыбкой. В последнем случае нужно научиться поднимать себе настроение.

Не на все мероприятия, на которые вас приглашают, стоит идти, если вы будете там чувствовать себя неловко. Присутствовать ради того, чтобы понравиться людям, не совсем правильно, потому что лицемерие заложено уже в самом этом действии. Идите на мероприятия, которые вам самому по душе, ведь там вы сможете быть собой.

Научитесь получать удовольствие от общения

Все может пойти не так, если вы не любите людей и общение с ними. Что же делать? Изучайте , научиться находить внутреннюю , потому что это в первую очередь нужно именно вам. Как уже было сказано, люди чувствуют фальшь и лицемерие, поэтому вам нужно научиться не подделывать эмоции, а на самом деле их испытывать. Быть дружелюбнее, улыбчивее, веселее.

Социальные сети воспитали множество интровертов, чтобы исправит это, работайте над собой. Через какое-то время вы поймете, что вам доставляет удовольствие сам процесс общения и понимание людей. Научитесь слушать и рассказывать интересные истории.

Если получаете искреннее наслаждение от общения, все наладится само собой. Вам уже не нужно будет искусственно пытаться произвести хорошее впечатление, оно будет формироваться без вашего участия. Однако для этого нужно много над собой работать.

Это не значит, что вы должны уметь показывать хорошие стороны, которых на самом деле нет. Надо лишь убедиться в том, что человек воспринимает вас настоящим. Многие, наверное, могут вспомнить ситуацию, когда они совершенно не имели в виду то, что было воспринято. Наши слова и мимика в эти секунды могут не сочетаться, поэтому собеседник может неправильно вас понимать.

Задумайтесь над тем, каким человеком вас видят другие люди. Если вы считаете себя веселым, а другие нет, то как сделать так, чтобы они видели в вас душу компании и позитивного человека? Как привести в гармонию внутренние и внешние факторы? Как научиться одеваться именно так, чтобы это полностью отвечало вашему мнению о самом себе? Когда вы ответите на все эти вопросы, то станете понимать, как выглядите в глазах других людей и больше не возникнет ситуация, при которой вас неправильно поняли и оценили.

Думайте о том, почему люди должны с вами общаться

Это тоже вполне естественно. Люди ценят тех, кто им интересен. И если при знакомстве вы даже не понимаете, как расположить и чем привлечь человека, начинаются трудности. Когда вы задумываетесь о том, что можете дать другим людям, это не делает из вас лицемера. Это позволяет хотя бы иногда перестать быть эгоистом и не требовать хорошего к себе отношения на пустом месте.

Люди ценят ненавязчивость, дружеское расположение, . Они не любят спорить (хотя и спорят), терпеть не могут критику, которая задевает их самолюбие. Эти моменты только усиливаются, если речь идет о знакомстве. Поэтому думать о комфорте своего собеседника - совершенно нормальный процесс и именно это означает уметь общаться с людьми. Не ждите момента, когда ваш собеседник сам предложит вам интересную тему - предложите ее сами.

А какие вы знаете способы произвести хорошее первое впечатление? Поделитесь этим с нами в комментариях.

Принято считать, что у нас есть всего 7 секунд, чтобы произвести первое впечатление, и за это недолгое время мы успеваем достаточно много узнать о человеке. Ученые и психологи регулярно проводят исследования, объясняющие, какое значение первый контакт имеет для дальнейшего взаимодействия людей.

Выводы однозначны: произведенное впечатление влияет на отношение других в долгосрочной перспективе, причем это касается как личных связей, так и профессионального имиджа.

Умение произвести приятное впечатление при первом знакомстве крайне важно и в сфере продаж, так как здесь важна не столько презентация самой услуги, сколько убедительное подведение клиента к необходимости её приобретения.

От природы мы наделены способностью подмечать малейшие детали и делать выводы о характере незнакомых людей, сканируя их мимику, взгляд и т. д.

В одном исследовании, целью которого было установить связь между чертами лица и социальным восприятием, участникам демонстрировались различные карикатурные изображения — от улыбающихся и молодых лиц до сердитых и покрытых морщинами. Испытуемые, глядя на эти образы, должны были оценить, насколько те располагают к себе, вызывают ли они чувство превосходства, доверие или симпатию.

Результаты удивили своим единообразием: практически все участники указали одинаковые личные качества как характерные для каждой внешности — улыбающиеся лица были воспринятые как располагающие и дружелюбные, а молодые были названы более привлекательными.

А: зависимость впечатления от черт лица (16 черт, 3 фактора)
B: выделение более мелких особенностей (65 признаков, 3 фактора)
C: создания образа с характерными свойствами (65 признаков, 393 свойства)
D: учет всех коэффициентов, синтез, собирательный карикатурный образ (9 черт, 3 фактора)

Как объясняет психолог Вивьен Дилер (Vivian Diller), то, каким образом мы владеем собственным лицом, играет большую роль в восприятии нас окружающими людьми.

Так, отведение глаз в сторону зачастую трактуется как неискренность или недостаток уверенности, улыбка практически всегда воспринимается как приглашение к общению, а здоровая кожа и блестящие волосы — как признак молодости и привлекательности. Даже растительность на лице может содержать информацию о её владельце: густые брови и борода, по мнению большинства, как правило, принадлежат спокойным и невозмутимым личностям.

«Мы составляем впечатление о человеке по первому звуку его голоса, всего за половину секунды»

Психолог Фил МакАлир (Phil McAleer ) из Университета Глазго, Шотландия (University of Glasgow) , провел исследование, в котором он записал голоса 64-х мужчин и женщин, читающих один и тот же отрывок текста, содержащий приветственное слово «здравствуйте» («hello »). МакАлир извлек это слово из общего контекста, чтобы 320 участников эксперимента могли в каждом случае оценить его по таким критериям, как уверенность, агрессивность, теплота и искренность.

Исследование показало, что сама оценка голоса производилась за считаные миллисекунды, а оценки участников во многом совпадали: более глубоким голосам приписывалась большая агрессивность, а вопросительный тон или повышающаяся интонация часто характеризовались как неуверенность и беспомощность.

Язык тела и манера одеваться

Язык человеческого тела — предмет постоянного анализа и обсуждений психологов, ведь он оказывает значительное влияние на то, какое впечатление мы производим при первом знакомстве. Такие факторы, как поза, положение рук, стиль одежды и внешний вид в целом, могут послужить основанием для самых разнообразных выводов о том, какой перед вами человек.

Учеными было установлено, что даже то, как вы жмете руку при первом знакомстве, имеет значение: если вы не хотите создать образ слабого или безвольного человека, избегайте вялого рукопожатия. Что касается представительниц слабого пола, то они чувствуют себя более уязвимыми, если рядом с ними оказывается женщина, одетая в красное — она воспринимается ими как более сексуальный, а значит, потенциально опасный соперник.

Длительный эффект от первого впечатления

Одно из самых удивительных и важных открытий в науке первого впечатления касалось его влияния на характер будущих взаимоотношений. На вопрос о том, может ли первое впечатление оказать длительное воздействие на отношение людей, все психологи в один голос заявляют о его критической важности.

В одном увлекательном исследовании студенты колледжа должны были знакомиться и общаться друг с другом на протяжении различных интервалов времени, от 3 до 10 минут. По окончании беседы их попросили оценить, исходя из первого впечатления, возможно ли, что тот или иной человек в дальнейшем станет их другом. По прошествии девяти недель те испытуемые, которые высказали положительный прогноз по установлению дружеских отношений, подтвердили свои предположения в реальности, тогда как плохое первое впечатление привело к ограничению социальных контактов между участниками эксперимента.

Исследователи были удивлены, обнаружив, что время, потраченное студентами на общение при первом знакомстве, не имело никакого значения: три, шесть или даже целых 10 минут не могли изменить мнения собеседников друг о друге.

Как произвести хорошее впечатление?

Опираясь на выводы ученых о механизме и последствиях первого впечатления, при знакомстве с новыми людьми вы можете использовать основные принципы успешного взаимодействия, тем самым влияя на мнение окружающих людей:

1. Соблюдайте зрительный контакт. Как известно, глаза — зеркало души, поэтому помните о важности зрительного контакта при общении с новыми людьми. Сегодня слишком часто мы погружены в свои смартфоны и планшеты, но несмотря на это, не забывайте всегда присутствовать в диалоге, приветствуя и поддерживая людей взглядом. Считается, что идеальным временем для поддержания зрительного контакта является 60-70% от длительности разговора.

2. Говорите четко и понятно. Спокойная и ясная речь часто ассоциируется с уверенностью — используйте это при общении с людьми. Четкая дикция и хорошее произношение помогут вам удерживать на высоте профессиональный имидж, а публика отнесется к вам с большим доверием.

3. Слушайте. Людям нравится говорить о себе, поэтому чем больше вы слушаете, тем скорее сойдете за приятного собеседника и оставите о себе приятное впечатление.

4. Следите за языком тела. Начиная с твердого рукопожатия до позы в кресле, каждое движение вашего тела может оказать значительное влияние на образ в глазах других людей, поэтому следите за сигналами, которые вы посылаете окружающим, и корректируйте их в соответствии с ситуацией. Вы можете «зеркалить» жесты других, чтобы вызвать у них ощущение сходства, или занять открытую позу, чтобы показаться более дружелюбным: так или иначе, все эти маленькие нюансы и создают общее впечатление о человеке.

5. Улыбайтесь. Улыбка — отличный путь выглядеть более открытым, и практически повсеместно она воспринимается как хороший знак.

Практикуя эти несложные советы по созданию благоприятного образа, вы сможете сами влиять на отношение к вам окружающих. Тогда как считается неправильным судить о книге по её обложке, знание о том, как люди реагируют на эти поверхностные (но часто очень точные) детали в поведении других, может оказаться очень полезным.

Быть привлекательной - естественное желание любой женщины. Но для этого необходимо помнить о соблюдении общепринятых в таком деле правил поведения. Их суть в самом общем виде заключается в наборе приводимых ниже рекомендаций.

Прежде всего надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе - вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность, тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.

Чтобы произвести хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.

Каждый человек - это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, и для того, чтобы произвести хорошее впечатление, нужно активно использовать первые и стараться не проявлять вторые. Однако это не значит обманывать собеседников, а выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие качества.

Техника создания благоприятного впечатления

Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления требует выполнения следующих действий.

  1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса - лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное - это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести хорошее впечатление, человек в разговоре начинает преследовать определенные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно.
  2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т.е. объединяют.
  3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника - за знания, умения, внешний вид, состояние дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах.
  4. Говорить больше комплиментов, т.е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, при произнесении которых срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается "дорасти" до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте.

Комплиментам противопоказаний нет. Любой разговор можно начать с комплимента собеседнику. Когда вы делаете кому-нибудь комплименты, соблюдайте несколько простых правил:

  • комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное;
  • отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. Большое преувеличение превращает комплимент в издевательство;
  • нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек хочет избавиться;
  • комплимент не должен давать рекомендаций и поучать;
  • к комплименту нельзя делать добавления, которые превращают его в "ложку дегтя", т.е. ухудшают сам комплимент. Особенно противопоказана лесть.

Существуют и другие очень важные приемы, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих. Эти приемы предлагают следующую манеру общения с собеседниками.

Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызывает в нем повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, а вы будете считаться у вашего собеседника человеком чутким и внимательным.

Раппорт

Вам, конечно, приходилось видеть влюбленную пару, сидящую в ресторане. Они глядят друг другу в глаза, повторяют позы друг друга и манеру поднимать бокалы. Эти люди как бы "отражают" друг друга, причем не только на языке тела. Они также говорят с одинаковой громкостью и одинаковой скоростью, пользуются одинаковыми словами, жаргоном, оборотами и даже дышат в одном ритме. Они находятся в особой ситуации, которую в западной психологической науке называют "ситуацией раппорта".

Раппорт означает, что чувства, мысли и интересы людей находятся в гармонии, что людям хорошо вместе и что они служат опорой друг другу. Подобный резонанс возникает между людьми, когда они работают и живут в обстановке искренности и доверия.

Раппорт между людьми - это близкие, доверительные, открытые, свободные, надежные и приятные отношения. Это отношения, для которых характерны взаимное согласие, взаимное уважение и глубокая взаимная привязанность.

Раппорт - это единение, настроенность на одну волну, взаимная симпатия. Иными словами, вы находитесь с тем или иным человеком в состоянии раппорта в той мере, в какой обнаруживаете с ним общие черты и говорите на общем языке - языке слов и языке тела.

Вступая в контакт с другим человеком, вы можете занять одну из двух следующих позиций:

  1. Сконцентрироваться на различиях, существующих между вами.
  2. Сосредоточиться на сходстве, т.е. на том, в чем вы согласны и на что реагируете одинаково.

Если вы выделяете различия, для вас будет почти невозможно создать ситуацию раппорта с другими людьми. Но если вы сконцентрируетесь на общем, то обнаружите, что легко исчезают сопротивление, противопоставление, недоверие, скепсис, страх, злоба и другие ненужные и бессмысленные чувства.

В действительности у людей много общего. При желании можно увидеть себя в окружающих и почувствовать симпатию к ним.

Когда люди чувствуют общность друг с другом, им становится легче жить и работать вместе, они лучше воспринимают критику, открыты для изменений и активно стремятся внести свой вклад в общее дело.

Раппорт - наилучший тип отношений, в которых могут находиться люди. Поэтому понятие "раппорт" является очень важным для того, чтобы произвести хорошее впечатление. Находясь в ситуации раппорта, люди неосознанно подстраиваются друг к другу.

Пейсинг (отражение)

Самое эффективное средство для создания раппорта - это пейсинг (т.е. отражение). Пейсинг (в переносном смысле) означает держать зеркало перед кем-либо. В психологии под пенсиигом понимается любая форма "отражения" другого человека, т.е. создание обстановки, в которой все, что он видит, слышит или чувствует, представляется ему правильным, хорошим и "справедливым" с его собственной точки зрения.

Пейсинг означает, что вы показываете другому человеку наиболее близкие ему стороны своей личности. Люди склонны симпатизировать тем, кто на них похож, и не хотят спорить с теми, кто им нравится. Лучше всего мы общаемся с людьми, которые смотрят на мир так же, как мы, у которых те же симпатии и антипатии. Мы выбираем себе друзей среди людей, которые дают нам ощущение внутренней гармонии.

Пейсинг происходит совершенно бессознательно, когда присутствует симпатия, т.е. когда существует раппорт. Но пейсинг можно применять и сознательно в качестве специфической техники достижения раппорта, в ситуации, когда люди плохо знают друг друга, замкнуты, настроены выжидательно или скептически, находятся в оборонительной или наступательной позиции, нервничают и пр.

Высшая цель любого общения - достижение раппорта. Наилучшее средство для этого - пейсинг. Овладев техникой пейсинга, вы сможете выходить победителем из многих сложных ситуаций, возникающих в процессе вашего общения с другими людьми.

"Отражать" людей можно различными способами. Первый способ - через язык тела (поза, в которой вы сидите или стоите, положение ног, жестикуляция, положение головы, походка, выражение лица, дыхание, прикосновение, одежда). Второй способ - через речь (тембр голоса, темп речи, набор слов, тон, сила голоса). Третий способ - через чувства (терпимость, заинтересованность, проявление уважения к человеку, чертам характера собеседника).

Путем пейсинга вы сможете осознанно или неосознанно вживаться в чувства других людей и таким образом лучше их понимать. Вы сумеете значительно улучшить отношения с другим человеком, если приспособите к нему хотя бы тембр своего голоса и скорость речи.

Многие конфликты возникают между людьми только потому, что один говорит очень быстро, а другой - слишком медленно. Как правило, тот, кто говорит быстро, раздражается и начинает говорить еще быстрее. У его собеседника это вызывает чувство неуверенности и протеста, и в качестве реакции он говорит медленнее. Люди, обладающие хорошими профессиональными знаниями и опытом в той или иной области, легко могут, сами того не замечая, принизить своих менее знающих собеседников, если станут говорить с ними слишком быстро. Дело еще более ухудшается, если собеседник начинает употреблять профессиональные термины. Такая ситуация очень распространена в отношениях врач - пациент: если врач быстро задает вопросы, не заботясь о получении ответа, не смотрит на пациента и вообще оказывает ему мало внимания, то пациент чувствует себя "не в своей тарелке" и в унизительном положении.

Знаки внимания

Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, очень важно, какие знаки внимания получает человек от окружающих. Когда у людей достаточно пищи, потребность в еде отходит на второй план, и ведущей становится потребность во внимании со стороны окружающих. От недостатка внимания человек чувствует себя неловко, ведет себя неразумно, смотрит на себя как на неудачника, а в самых тяжелых случаях у него может развиться психическое заболевание.

Все знаки внимания можно разделить на несколько категорий: положительные - отрицательные, физические - психологические, обусловленные - необусловленные (спонтанные).

Положительные знаки внимания доставляют нам радость, укрепляют в нас веру в свои силы. Они могут проявляться в любой форме: признание наших достоинств, похвала, радость, гордость, восхищение и т.п.

Отрицательные знаки внимания, наоборот, вызывают у нас чувство досады и формируют ощущение принадлежности к неудачникам. Такими знаками могут быть критика, презрение, высмеивание, сожаление, недоверие, неблагодарность.

Важно, однако, подчеркнуть, что отрицательные знаки внимания - это отнюдь не самые плохие знаки, которые человек может получить. Худшее - это нулевые знаки внимания. У заключенного, находящегося в одиночной камере, быстро наступает психическое расстройство.

Как положительные, так и отрицательные по своему содержанию знаки внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую форму. Различаются эти формы в зависимости от наличия или отсутствия физического прикосновения.

К положительным физическим знакам внимания относятся поцелуи, объятия, похлопывания по плечу. К положительным психологическим относятся похвала, благодарность, признательный взгляд, продвижение по службе.

Отрицательные физические знаки внимания - это удар, пинок, пощечина; отрицательные психологические - критика, высмеивание, презрительный взгляд, пожимание плечами. Очень важное значение имеют физические знаки внимания. Исследования показывают, что пожилые одинокие люди, перенесшие сердечное заболевание, имеют лучшие шансы на выживание, если у них в доме есть кошка или собака. Объясняется это также количеством прикосновений, полученных человеком.

Легкое ласкающее прикосновение, похлопывание по щеке может очень многое дать людям, которые вам дороги. Можете ли сердечно пожать руку? Можете ли вы использовать прикосновение на работе, но так, чтобы это выглядело естественным? Дружеское легкое прикосновение к руке может оказать большое положительное воздействие (и на вас тоже). Однако прикосновение должно быть правильным, естественным, соответствовать ситуации, чтобы ваши намерения не были превратно истолкованы. У человека, которого вы касаетесь, не должно возникнуть ощущения, что с ним ведут себя запанибрата, фамильярничают.

Все вышеупомянутые знаки внимания (положительные, отрицательные, физические и психологические) могут быть либо обусловленными, либо необусловленными (спонтанными). Обусловленным знаком внимания может быть поздравительная открытка, подарки ко дню рождения и на праздники, премии и т.п.

К обусловленным знакам внимания относятся и поздравительные речи, обращение к юбилярам или новобрачным. Короче говоря, обусловленные знаки внимания называются так потому, что они обусловливаются каким-либо событием и их можно спланировать. Поэтому обусловленные знаки внимания редко бывают неожиданными, и воздействие их не слишком сильно. Более того, они могут восприниматься как сами собой разумеющиеся дело, а иногда - как форма лести или как свидетельство вашего желания чего-либо добиться от человека, которому вы оказываете знак внимания

Необусловленные (спонтанные) знаки внимания более неожиданны и непредсказуемы. Поэтому принимаются они теплее, искреннее и действуют сильнее.

Человека, получающего знаки внимания, можно сравнить со сберегательной книжкой, в которой фиксируются операции двух типов: приход и расход. Разница между "приходом" и "расходом" характеризует баланс получаемых вами знаков внимания. Если этот баланс положительный, вы чувствуете себя уверенно. Вы в состоянии переносить жизненные невзгоды. Если же вы получаете по преимуществу отрицательные знаки внимания, то у вас развивается комплекс неудачника. Ваша чувствительность к стрессам повышается, и жизненным обстоятельствам становится легче вас сломить. Многие формы душевных болезней и странностей в поведении берут начало в преобладании отрицательных знаков внимания.

В какой-то мере жизнь человека можно описать как борьбу за получение знаков внимания. Некоторые ученые полагают, что целью нашей жизни являются знаки внимания, т.к. они вносят в нее смысл.

Когда взрослые получают слишком мало положительных (или в крайнем случае отрицательных) знаков внимания, их поведение становится весьма своеобразным. Они начинают рассуждать о плохих временах, глупом правительстве, плохой погоде и пытаются объяснить внешними причинами свои неудачи.

Если вы не получаете достаточного количества положительных знаков внимания на работе, постарайтесь компенсировать их недостаток дома. Если же и этого будет мало, вам следует попытаться получить недостающее их количество где-либо в другом месте. Большинство супругов, изменяющих друг другу, делают это не из-за сексуальной потребности, а из-за того, что не получают от другой стороны достаточно знаков внимания.

Оказывать и принимать знаки внимания нужно так, чтобы это выглядело естественным. Это очень непросто. Здесь необходимы хорошая подготовка и деликатность. Оказывать знаки внимания можно только от чистого сердца. Если вы оказываете человеку положительный знак внимания неискренне, в глубине души считая, что он этого не достоин, то, как бы вы ни старались, ваше истинное отношение проявится в мимике, жестах, позе, интонациях и т.п., и ваш знак внимания будет отвергнут как проявление лести. Помните, что язык вашего тела никогда не лжет.

А теперь в обобщенном виде дадим конкретные советы по оказанию знаков внимания.

  1. Если человек отрицательно реагирует на положительные знаки внимания, это скорее всего означает, что он хочет получить их еще больше.
  2. Манера, в которой вы оказываете знаки внимания, должна соответствовать вашему характеру и конкретной ситуации. Ведите себя непринужденно и искренне, знаки внимания должны быть естественными. Не употребляйте слишком много слов в превосходной степени и не переусердствуйте.
  3. Помните, что самый лучший знак с вашей стороны - это внимание. Это прежде всего зрительный контакт, правильное положение тела, употребление имени собеседника, модуляция голоса, темп речи и пр. Иными словами, речь идет о тех проявлениях, которые наблюдаются при разговоре с приятным собеседником.
  4. Решающим фактором, определяющим реакцию человека на знаки внимания, которые вы ему оказываете, является ваше отношение к этому человеку. Считаете ли вы, что он действительно заслуживает положительного знака внимания, или вы оказываете ему такой знак с какой-то скрытой целью, например, чтобы польстить и получить что-нибудь взамен. Ваши знаки внимания будут приниматься значительно лучше, если вы выработаете в себе установку: "Я хороший человек. Другие тоже хорошие люди, хотя в чем-то и отличаются от меня".
  5. Помните, что чем больше знаков внимания вы оказываете человеку, тем больше знаков внимания он захочет оказать вам. Хотите ли вы этого или нет, ваше истинное отношение всегда проявляется в мимике, пластике и т.п. Поэтому язык вашего тела воспринимается окружающими как более искреннее выражение ваших намерений, чем ваши слова.
  6. Оказывая знаки внимания, избегайте затертых фраз, клише и стереотипов. Будьте самими собой, иначе ваше поведение покажется фальшивым людям, которые вас знают.
  7. Особенно нужно позаботиться об оказании необусловленных знаков внимания. Они имеют наибольший эффект. Возьмите за правило выражать свое положительное отношение, если видите, что кто-то делает что-нибудь хорошее. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать спонтанную радость и внимание, а не только думать об этом.
  8. Если вам не сразу удастся получить положительный отклик на оказываемые вами положительные знаки внимания, не отчаивайтесь! Продолжайте в том же духе, и рано или поздно результаты придут. Постарайтесь оказывать побольше знаков внимания в тех областях, которые для данного человека имеют особое значение.
  9. Если вы научитесь проявлять внимание к положительным чертам других людей и делать это тогда, когда они этого заслуживают, вам будет гораздо легче оказывать отрицательные знаки внимания. Людьми, на которых обращена ваша критика, она будет легче восприниматься. Они почувствуют ваше стремление им помочь. Они будут больше прислушиваться к вашим критическим замечаниям и воспринимать их как совет и конструктивное пожелание, а не как несправедливый упрек.

Для многих людей оказать знак внимания другому человеку не так просто. Для других еще сложнее принять знак внимания. Это особенно касается людей, имеющих дефицитный баланс знаков внимания. Поэтому следует избавляться от скованности, мешающей принимать знаки внимания, и научиться отвечать на похвалу: "Спасибо! Я рад, что вы так думаете обо мне" - вместо того, чтобы говорить: "Да что я там особенного сделал, ерунда все это".

Чтобы произвести хорошее впечатление и понравиться другому человеку, необходимо быть хорошим собеседником и уметь слушать , а не только слышать говорящего

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психологической помощи психоаналитика Матвеева О.В. , желаю всем психического здоровья!

Чтобы нравиться людям и производить на них впечатление хорошего собеседника, необходимо научиться не только слышать, а, именно, активно слушать. (Процесс слушания не менее психологически активен, чем — говорение).

Как стать хорошим собеседником, чтобы понравиться другому и произвести хорошее впечатление — внимательно слушаем

Человек, который слушает другого, в отличии, например, от читателя, не может не на секунду отвлечься от слов собеседника, потому как сказанное слово, в отличии от написанного, сразу пропадает, как только его произнесли.

Многие наши реакции в процессе беседы и общения мешают говорящему сосредоточиться на теме разговора; обрывают нить мысли; не дают нам правильно интерпретировать выраженные собеседником слова, чувства и переживания.

Отвлечение внимания, недослушивание, перебивание и домысливание за другого, не дают возможности произвести впечатление на говорящего, понравиться ему и поддержать контакт. Так как будут вызывать психологическую защиту , выражающуюся в раздражительности и возмущении, пусть даже скрытом, неуслышанного собеседника.

Как же научиться слушать, а не только слышать, чтобы понравиться и произвести хорошее впечатление на собеседника?

Управление произвольным вниманием — это очень действенный способ эффективного общения и становления хорошим собеседником.

Проблема в том, что управлять вниманием довольно трудно, т.к. оно постоянно и непроизвольно отвлекается. Однако, решению этой проблемы помогают другие приемы внимательного слушания собеседника.

Это визуальный контакт, определенные жесты, наше отношение к говорящему — понимание, одобрение, эмпатия и минимум критики.

Особую роль в межличностном общении, и не только чтобы понравиться и произвести впечатление, но и для деловых бесед, играет положительный язык поз и жестов .

Поза может показывать на расположенность к слушанию, восприятию говорящего, и установлению контакта с собеседником.

Жесты, в свою очередь, невербально (без слов) показывают восприятие слов и чувств собеседника.

Умение внимательно молчать, чтобы произвести впечатление и понравиться, является эффективным приемом нерефлексивного слушания собеседника

Для внимательного молчания (слушания)нужно, всего лишь, использовать нейтральные побуждающие реплики или невербальные (не речевые) средства. Это повторение последних слов говорящего, междометия («угу», поддакивания), кивки, реакции мимики, контакт глаз, иногда — улыбка.

Для более точного понимания собеседника применяют приемы рефлексивного слушания. Это объективная обратная связь с говорящим.

Она нужна для контроля точности восприятия услышанного; и также помогает понравиться другому человеку, произвести на него впечатление и зарекомендовать себя хорошим собеседником.

В этом методе слушания используется речевая форма.

Задают открытые и закрытые вопросы исключительно по теме (предмету) разговора; перефразируют слова собеседника, излагая ту же мысль другими словами; резюмируют и излагают промежуточные выводы в процессе разговора.

Подводя итог, можно сказать, что произвести хорошее впечатление, понравиться другому человеку и стать хорошим собеседником, можно лишь тогда, когда мы будем, прежде всего, хорошими и активными слушателями
Многие люди хотят, в основном, говорить сами, и часто забывают слушать собеседника, порой задавая вопрос, и отвечая на него за другого. Они, как бы, говорят сами с собой, не слушая, хотя и слыша, другого человека, что в свою очередь может вызывать отрицательные эмоции и отвержение от собеседника.

Также не стоит забывать, если хочешь понравиться другому человеку и произвести впечатление на него, то, что не следует давать непрошеных советов — пока не просят. Обычно такие советы дают те, кто в реальности никогда не поможет.

В беседах не нужно перенапрягать человека своими проблемами и неудачами; не нужно допускать блуждания мыслей; не стоит перебивать говорящего. А слушать нужно не только информацию, но и чувства.

Будьте внимательны к собеседнику, и Вы понравитесь ему и произведете хорошее впечатление; сохраните контакт, и, возможно, дружеские отношения.

Для приобретения навыков эффективного слушания и общения, периодически наблюдайте за особенностями коммуникации других людей (вместо наглядного пособия), выявляя правильные и неправильные способы взаимодействия в разговоре.

Желаю всем психологического благополучия!