Речевые ошибки в речи публичных ораторов. Об ошибках публичного выступления

Чтобы ваши выступления были удачными, следует избегать самых распространенных ошибок, для чего можно взять на вооружение приемы профессиональных ораторов.

Ошибка № 1. Отсутствие подготовки

Хорошая подготовка - это уже половина успеха. Подумайте, о чем вы хотите сказать, какую реакцию у слушателей вызвать? Какова главная цель вашего выступления?

У вас не останется вопросов об ошибках в документах после прочтения статьи по ссылке.

Напишите текст речи полностью или в форме тезисов. Импровизация выглядит эффектно, однако оставим ее профессионалам. Ведь большинство людей волнуются перед выступлением, и с ходу придумать что-то остроумное в такой ситуации непросто.

Мастер импровизации американец Стив Аллен в начале карьеры переписывал от руки шутки из юмористических сборников. Это помогло ему понять принцип построения фраз, вызывающих смех и одобрение слушателей.

Обязательно продумайте начало и конец выступления. Как вы поприветствуете публику и как попрощаетесь с ней? Многим выступающим помогает такой секрет: они пишут на небольшом листке первые фразы речи. Если волнение велико, можно посмотреть в «шпаргалку». А там и остальное вспомнится.

Упражнение «Репетиция»

Политики, спортсмены, звезды эстрады обязательно тренируются перед выступлением, и не по одному разу. Чем важнее и сложнее мероприятие, тем больше требуется репетиций. Можете построить их по следующему плану:

. Задача первого этапа - запомнить текст.

. Когда вы уже хорошо ориентируетесь в тексте (без подглядывания в бумажку), отрепетируйте речь . Насколько громко, с какими интонациями и паузами вы планируете говорить? Помните, что аудитория больше внимания обращает на то, как сказано, а не на то, что именно говорит выступающий.

. Теперь беритесь за отработку мимики и жестов.

Как вы будете стоять, как двигаться, куда смотреть? Какие эмоции вы хотите передать публике и какие жесты вам в этом помогут? «Накладывайте» движения на речь, добиваясь целостности.

. Финальным штрихом будет генеральная репетиция. Ее лучше всего провести перед небольшой аудиторией знакомых вам людей. Это могут быть родственники, друзья, соседи или даже ваш мастер по маникюру (правда, тогда вы будете несколько стеснены в движениях).

Ошибка № 2. Неподходящая одежда

Во время репетиции оденьтесь так же, как на планируемое выступление. Вполне возможно, не все детали туалета подойдут к вашей роли оратора.

Узкий пиджак может ограничивать движения, браслет - скользить по руке при жестикуляции, а красивая крупная брошь будет оттягивать на себя внимание слушателей. Выбирайте наряд и аксессуары таким образом, чтобы они не мешали, а напротив - работали на вас.

Убедитесь, что вся одежда чистая и хорошо выглажена. Согласно многочисленным исследованиям, если у оратора явно что-то не в порядке с внешним видом (туфли забрызганы грязью, сильно растрепаны волосы, виднеется пятно на рубашке, порвались колготы), этот элемент притягивает к себе внимание аудитории на протяжении всего выступления. Соответственно, его содержательная часть проходит мимо сознания присутствующих.

Ошибка № 3. Излишнее внимание к внешнему виду

В отличие от предыдущей, третья ошибка более свойственна женщинам, а не мужчинам. Часто в ожидании переговоров или важного выступления прекрасная половина человечества больше обеспокоена тем, не слишком ли ее полнит костюм и насколько удачной получилась прическа. В то время как мужчины сосредоточены на подборе убедительных аргументов, создании запоминающихся слайдов и прочих полезных для оратора приготовлениях.

И хотя нас встречают по одежке, провожают все же по уму. В связи с этим общая рекомендация для женщин такова: при подготовке к выступлению уделяйте больше внимания не своему внешнему виду, а тому, как донести материал до слушателей и установить с ними контакт.

Ошибка № 4. Фокусирование внимания аудитории на себе / своей компании

Наша компания - лучшая в области машиностроения.

На рынке наша продукция представлена с 1992 г.

Нам принадлежат 16 патентов.

В 2013 г. мы получили премию «Самая динамично развивающаяся компания в своей отрасли».

Наверняка вам не раз приходилось слышать на переговорах и презентациях подобные фразы «о нас любимых». Хорошо, если их немного. Однако зачастую вся речь сфокусирована на ораторе либо компании или продукции, которую он представляет.

Говорить о себе - лучший способ сделать выступление гарантированно провальным. Единственное исключение - если вы «звезда», и тема вашего выступления - «Мой путь». Во всех остальных случаях держите в центре внимания аудиторию, их проблемы и интересы. Это важно для всех типов выступлений,а для продающих - жизненно необходимо!

Упражнение «Мы - вы»

Обратитесь к тезисам своего выступления (лучше, если они будут записаны). Перекиньте «мостик» от информации о себе или своей компании к нуждам и чаяньям аудитории. Проще всего это сделать при помощи волшебных слов «значит» и «поэтому».

Например:

. Наша компания существует на рынке 23 года. Поэтому вы можете быть спокойны, доверяя нам управление своими финансами.

. Свой путь в компании я начал(а) с самой рядовой позиции и вырос(ла) до начальника отдела всего за год. И это значит, что каждый из вас может добиться того же.

Даже если вы с высоты своего опыта полагаете очевидными выгоды продукта, все равно проговорите их вслух:

Онлайн-обучение в формате вебинаров очень удобно, потому что вы можете заниматься из любой точки мира, в которой есть Интернет. Также вы экономите время, которое уходит на дорогу на очный тренинг (в крупных городах оно может достигать трех и более часов). Получив запись онлайн-вебинара, вы сможете прослушать его столько раз, сколько захотите.

Ошибка № 5. Неумение отвечать на вопросы

Чтобы быть во всеоружии, заранее продумайте возможные вопросы будущей аудитории. Для этого представьте, что вы услышали свое выступление из другого человека. Какое впечатление оно произвело на вас? Остались ли недосказанности или что-либо непонятное? О чем хочется спросить, что сказать?

В составлении списка вопросов вам могут помочь семья, друзья и коллеги. Устройте перед ними тренировочное выступление и узнайте их впечатления. Конструктивную критику воспринимайте с благодарностью. Возможно, сейчас вам немного неприятно, однако этот «разбор полетов» поможет вам сделать выступление на публике более успешным.

Ошибка № 6. Нежелание учиться

Это самая коварная ошибка. Некоторые говорят, что им не дано быть ораторами, а значит, бессмысленно пытаться что-то исправить. Другие верят, что итак отлично выступают и обучение им ни к чему.

Все они ошибаются, потому что даже великие ораторы постоянно учатся - как на своих ошибках, так и у более продвинутых специалистов по риторике. И более того - в истории, начиная с античности, существует множество примеров, как посредственные ораторы, которые поначалу не могли и двух слов связать, в ходе тренировок входили в число лучших.

Упражнение «Любимый оратор»

Составьте список из пяти или более успешных ораторов современности (начиная с середины ХХ в.). Это могут быть отечественные или зарубежные политики, деятели культуры и науки, певцы, актеры, телеведущие. Затем выберите из них того, кто вам наиболее приятен.

Выбрав «любимого оратора», найдите в Интернете видеозаписи его выступлений. Просмотрите три или более записи и определите, благодаря чему этот человек стал выдающимся спикером. В чем его самые сильные качества?

Аргументация? Манера подачи материала? Энергичность? Уверенность? Внешний вид? Чем больше составляющих успеха вы увидите, тем лучше. При желании пересмотрите записи без звука и отдельно оцените невербальную составляющую выступлений: позу, мимику и жесты оратора.

Упражнение «Я - оратор»

Проанализируйте список, составленный в предыдущем упражнении. Какие из качеств любимого оратора присущи и вам? Может быть, это убежденность в своей правоте или чувство юмора? А каких качеств вам пока не хватает? Возможно, это уверенность и умение говорить на большой зал без микрофона?

При подготовке к следующим переговорам или презентации уделите внимание своим сильным чертам. Постройте выступление так, чтобы они засияли во всей красе.

Умеете хорошо структурировать информацию? Подготовьте схему или инфографику, которая суммирует все, что вы хотите сказать. У вас красивый голос? Пометьте в черновике своей речи фразы, которые будете выделять интонацией. Составьте план того, как развить недостающие качества оратора. Например, регулярно выполняйте упражнения по преодолению волнения и тренируйте перед зеркалом мимику и жесты.

Ошибка № 7. Излишнее волнение

Практически всегда публичное выступление - это стресс. Психологи убеждены, что наши стратегии реагирования на сложные ситуации формируются в детстве.

К примеру, вы учитесь в пятом классе. Во время урока к вам в класс приходит взволнованный директор:

- Дети, к нам едет проверочная комиссия! Очень важно, чтобы вы написали контрольную по русскому языку на пятерку! Допустите ошибку - подведете всю школу.

В этой ситуации ученики реагируют двумя способами. Некоторые собираются, активизируют все свои ресурсы и в итоге справляются со стрессом. То есть занимают активную позицию. Ребятам страшно, они могут дрожать и нервничать, и все же при этом они не теряют концентрации и способности адекватно реагировать на происходящее.

Пассивная позиция - это когда в ситуации стресса волнение зашкаливает и все буквально валится из рук. При этом не важно, насколько хорошо ученик знает предмет. Ему просто не удастся взять себя в руки и вспомнить материал. Ребенок может впасть в ступор, а потом корить себя за то, что не справился с пустяковым заданием.

Подумайте: а как вы реагируете на стресс? Если вы занимаете активную позицию, то поработайте над техниками, уменьшающими волнение. Если же вам свойственна пассивная позиция, меняйте свое восприятие сложных ситуаций. Ведь они, как правило, таят в себе возможность выигрыша. Да и по прошествии времени кажутся не такими страшными.

Не бойтесь страха! Оказывается, даже профессиональные актеры боятся выступать. Мэрилин Монро и Андрей Миронов с трудом преодолевали страх выхода на сцену. Фредди Меркьюри однажды едва не упал в обморок от волнения. Случилось это перед концертом на дне рождения маленького сына его приятеля. С похожими трудностями сталкивались Николь Кидман и многие другие публичные персоны.

Упражнение «Добавим уверенности!»

В ситуации стресса хорошо помогает правильный настрой. Добиться его можно при помощи аффирмаций (позитивных утверждений). По определению Нэнси Бергерн*, «аффирмации - это позитивные высказывания в настоящем времени. Они выражают наше видение и нашу мечту так, как если бы они уже были свершившимся фактом. Создавая и повторяя аффирмации, мы заново программируем наш разум, переходя от уровня “это невозможно” к уровню “это возможно, и это будет сделано”».

Сформулируйте желаемое состояние в одной-двух фразах и повторяйте их про себя или вслух. Можно использовать готовые аффирмации или придумать на их основе свои:

  • Я спокоен (спокойна) и уверен (уверена) в себе.
  • Мне удается наладить контакт с аудиторией.
  • Я учусь правильно строить свою речь.
  • Я четко и конструктивно выражаю свои мысли.
  • В нужный момент я собираюсь и преодолеваю волнение.
  • Выступление - это увлекательный опыт. Мне нравится выступать!

Упражнения на дыхание

Очень полезны дыхательные техники. Они помогают успокоиться и отключиться от малоприятных мыслей. Самый простой вариант - расправить плечи, дышать медленнее и глубже. Если это не помогло, используйте более продвинутый способ снятия волнения.

Называется он «Дыхание по треугольнику». Сделайте вдох, считая до 5 или 7. Потом задержите дыхание - также на 5 или 7 счетов. После чего выдыхайте за то же время. Выполняйте упражнение в течение 3-5 мин, отслеживая «треугольник»: вдох - задержку воздуха - выдох.

Пожалуй, лучшее средство от волнения перед выступлением - это практика в сочетании с верой в себя. Так что не отказывайтесь от возможности произнести речь. Тогда с каждым разом у вас будет получаться все лучше и лучше. И удовольствия (вашего и слушателей) от выступления будет все больше и больше!

Личностное развитие" url="http://marketnotes.ru/personal-growth/meeting-mistake/">

Недавно попал на англоязычную презентацию «типичные ошибки публичного выступления» на prezi.com, и советы мне показались очень дельными. Поэтому, решил перевести и прокомментировать их (как я это понимаю, возможно автор имел в виду и другое). Итак, вот наиболее распространенные ошибки.

1. Зажатость, мало движений.

Первое, что бросается в глаза, – это зажатость докладчика: стоит, словно приклеенный к месту, руки по швам, любое движение ему дается с трудом, а то, что делает – как-то неуверенно, или медленно (чтоб никого не спугнуть) или наоборот, резко и быстро, чтоб никто не заметил.
Как я уже писал, движущиеся предметы привлекают намного больше внимания, чем неподвижные. Поэтому старайтесь ходить по сцене, махать руками, указывать на отдельные элементы или предметы в целом. В общем жизнь – движение! В том числе и на сцене.

2. Мало энергии

Нет ничего более ужасного, чем скучный и нудный докладчик. Бывает так, что и презентация красочная, и материал интересный, и длился не долго, а ощущение после него, будто из вас все соки выжили. Дело в том, что хороший докладчик должен вас заряжать энергией. А плохо – соответственно наоборот – высасывает из вас жизненную силу.
Я думаю каждый сталкивался с такой ситуацией, что после доклада хочется сразу бежать, что-то начинать делать, переосмысливать свою жизнь или работу. Значит вас хорошо зарядили.
Поэтому, если вы делаете доклад или публичное выступление – не просто перечисляйте факты, заряжайте аудиторию энергией, шлите ей посылы, убеждайте вскочить с места и прямо сейчас начать действовать!

3. Недостаточная подготовка

Несмотря на всеобщее заблуждение, даже очень хорошему и профессиональному докладчику надо обязательно нужно готовиться к каждому докладу. Особенно это касается нового выступления (по новой теме или с новым докладом). Вдвойне критично, если презентацию готовили не вы (помошник, зам, специалист…).
Крайне важно знать структуру выступления, наиболее и наименее важные моменты, что и как подчеркнуть. Если слушатели почувствуют, или хотя бы заподозрят о том, что вы первый раз в глаза видите этот доклад – доверие к вам существенно снизиться.

Ну и конечно же недостаточная подготовка снижает вашу уверенность и энергию. Для молодых и неопытных докладчиков это умножается на десять.

4. Недостаточная тренировка

Кроме того, что докладчик должен знать свой доклад, он должен потренироваться с самим выступлением. Сколько времени у него занимает все вместе? А время на вопросы остается? А если секция сместиться – сможет он ужаться на 30%? А вдвое? Что самое главное?
А если кто-то не придет и доклад придется растянуть – сможет ли?
Как управлять своим голосом, на какие моменты и как именно делать ударения? Возможно, нужно что-то продемонстрировать? Когда и как именно это сделать?
Даже если вы считаете себя классным оратором, все равно готовьтесь заранее и тренируйтесь: расскажите свой доклад хотя бы 2-3 раза самому себе (или зеркалу, друзьям, коту…).

5. Много данных, нет историй

Люди любят истории и не любят голые факты. Кроме того, подавляющее большинство людей не воспринимают данные на слух. И даже слайд на стене не сильно улучшит этот показатель. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь построить свое выступление путем перечисление фактов или данных исследований, пускай и очень интересных. Вообще, в докладе должны быть одна главная мысль и один главный факт, а остальные, менее важные должны как бы подчеркивать его (подтверждая или наоборот с противоположным примером).
При этом, хорошо бы этот факт преподнести в виде интересной и запоминающейся (или хотя бы понятной в данной аудитории) истории, примере из жизни. Или наоборот – совершенно и абсурдно нереальной, чтоб подчеркнуть суть (зависит от ситуации).

6. Играть безопасно

Многие ораторы настолько боятся непредвиденных ситуаций, что пытаются максимально все стандартизировать и четко прописать, чуть ли не поминутно что и как. При этом не дают никакой возможности проявить творчество, как себе так и слушателям.
Многие избегают «играть» с аудиторией, поскольку считают, что в этом случае кто-то обязательно проиграет. Но это неверно. Суть данной игры не в результате, а в самом процессе: например задавать каверзные и неоднозначные вопросы (что может вызвать споры и такие же неоднозначные вопросы со стороны аудитории к выступающему), делать резкие заявления и т.д. Если избегать всех острых и скользких вопросов во время выступления – ваш доклад пройдет гладко.. и так же гладко уйдет из памяти слушателей, ни за что не зацепившись…

7. Не показать свою уязвимость

Многие любят роботов, но никто не хочет общаться с ними. Люди ценят в других людях именно их человечность. И одним из неотъемлемых черт любого человека является его «неидеальность», уязвимость, право на ошибку.
Аудитория не любит «сильно умных» докладчиков. Причем, это выражается не столько в теме доклада или терминах (люди знали тему заранее), а именно в отношении самого оратора. Если вы допускаете ошибку (оговорка, например, или там споткнулись, когда шли по сцене) – используйте этот шанс. Покажите аудитории, что вы такой же человек, как и они! Не бойтесь этого и не игнорируйте.

8. Воспринимать себя слишком серьезно

Ну тут как бы и без комментариев все понятно. Нет ничего более смешного, чем серьезный человек на сцене, который явно переоценивает свою серьезность.
Ко всему нужно относится с небольшой иронией и юмором, особенно к самому себе.

9. Слишком много материала

Так уж вышло, что наше восприятие информации весьма ограничено. Кто-то может понять и запомнить больше, кто-то меньше, но все равно, это вполне ограниченные возможности. Поэтому, не стоит перегружать ваших слушателей массой информации, тем более, если это цифры и графики.
Думаю, каждый, кто учился в ВУЗе помнит свое ощущение к конце 4 пары. А 6? Не повторяйте ту же ошибку – не издевайтесь над своей аудиторией. Как уже говорилось выше, в рамках одного доклада должны быть только одна главная мысль…Донести ее и есть ваша основная задача. Остальной материал слушатели спокойно могут забыть, но эту главную идею вашего доклада должны запомнить надолго. Запомнить и начать действовать в соответствии с ней!

10. Спешка

Ну и последняя ошибка – это постоянная спешка во время выступления. Когда вы спешите, создается впечатление что вы или не уважаете слушателей или просто не знаете доклад.
Кроме того, во время спешки вы непроизвольно комкаете слова и фразы, велика вероятность пропустить что-то важное, допустить ошибку (особенно, если доклад с цифрами).
Довольно часто, спешка является результатом плохой подготовки и тренировки.

Надеюсь, этот простой перечень поможет вам избежать наиболее распространенных ошибок при публичных выступлениях. Если вас заинтересовал этот материал – рекомендую ознакомиться со статьями: «Камасутра для ораторов » и «Как подготовить хороший доклад »

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Слово оратор (от латинского orare - «говорить») применяется в двух значениях:

1. человек, произносящий речь, выступающий публично;

2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.

Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос. Но таких людей очень мало.

В связи с этим можно вспомнить статью «Хорошая новость», написанную А.П. Чеховым в 1893 году «В московском университете преподаётся студентам декламация, т. е. искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим, поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная, куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ - десять, потому, что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект.… В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить, не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Ошибки публичного выступления

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме -- будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» -- радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно -- люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы, по крайней мере, произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит, прежде всего, она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель -- информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика -- не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно -- за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова -- это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами -- ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», -- бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех -- это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления -- тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом, вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное -- это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло -- держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

Публичные выступления - 10 ошибок

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение

дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в

отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному

вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом

деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать.

Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда

вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не

нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так

начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но

он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем

мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет

плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама.

Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что

при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы

понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на

ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете

другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня

за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно

будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете,

просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном

взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству

новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови -

главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут

говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена

в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все

предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же,

отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать

усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики

говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому

используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо».

Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от

примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих

аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы

допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей

уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и

приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут

знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят

той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую

шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студентпсихолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции,

долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет,

своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к

участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь

это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо

ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые

манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен

в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно.

Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит

«окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и

выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете

доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким

образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным

капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по

тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и

начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать

публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он

заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной

еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло -

держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока

придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановкуинтрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это

кажется самому докладчику.