Эссе. моя миссия психолог

Юлия Березянская

Психолог отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ "6 ОФПС по Челябинской области"

На психологическую службу МЧС возложена непростая миссия - экстренная психологическая помощь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию. Психологи, наравне со спасателями, выезжают на место трагедии и круглосуточно работают с потерпевшими и их родственниками. Сегодня сложно представить ликвидацию ЧС без психологического сопровождения или поддержке населения. В Копейском пожарно-спасательном гарнизоне на протяжении нескольких лет этой непростой миссии посвящает себя ответственный сотрудник, офицер и просто замечательная женщина Юлия Березянская.

- Юлия Валерьевна, что для Вас значит помощь людям?

Для меня помогать людям – это не просто профессия – это призвание. Я рада, что имею возможность стать опорой для тех, кто нуждается в моей помощи и поддержке. Будь то сотрудники моего отряда, члены их семей или пострадавшие люди в ЧС. Изначально я решила связать свою жизнь с медициной и не жалею об этом, эти знания помогают в моей профессии психолога сегодня. За то время, сколько я работаю в отряде, пришлось преодолеть немало трудностей. Спасибо руководству и моим коллегам 6-го отряда: они всегда помогают мне и словом и делом.

- Какие основные задачи на Вас возложены при работе с сотрудниками и кандидатами на службу?

У спасателей МЧС чрезвычайно важно иметь чувство команды и товарищеской поддержки. Ведь неслучайно второе профильное направление моей службы – это психологическое сопровождение деятельности личного состава. На плечи психолога ложится большая ответственность за профессиональный отбор кадров и их психологическую подготовку. А при необходимости коррекцию и восстановление психического здоровья, нарушенного в процессе профессиональной деятельности.

- Юлия, каким образом Вы налаживаете контакт с личным составом?

Наладить контакт с личным составом - это одна из моих основных задач, а ведь это 352 человека. Взаимоотношение и доверие в такой работе жизненно необходимо. В нашей непростой службе вовремя диагностировать проблему и помочь сотруднику справиться с ней очень важно. Я должна в доступной форме преподать необходимые знания, отработать умения, сформировать навыки автоматического реагирования. От этого зависит сплоченность команды на выездах, а значит и количество спасенных жизней, сохранение здоровья спасателей и их профессиональное долголетие.

Расскажите подробнее, о каком-либо психологическом тренинге, который был проведен после реальных чрезвычайных происшествиях?

Например, в рамках занятий по подготовке сотрудников был проведен тренинг по работе со слухами и их предотвращению. Такая острая необходимость возникла в связи с уникальным для нашего региона происшествием – это падение метеорита. Перед нами стояла задача в срочном порядке разъяснить сотрудникам, как работать со слухами, которых было немало. Тренинг помог своевременно и быстро подготовить личный состав к работе в новых условиях. Спасатели научились распознавать среди данных слухов правдивую и лживую информацию, что позволило облегчить работу с людьми, то есть предотвратить возникновение различных фобий среди личного состава и населения.

Помимо работы с сотрудниками, часто приходится работать с пострадавшими людьми, расскажите о работе в этом направлении?

Да действительно, работа с личным составом это одно направление деятельности, а вот пострадавшие люди, особенно дети, ещё более сложная сфера. Квалификационную помощь мы оказываем и на горячей линии, и в пунктах временного размещения пострадавшего населения. Особенно в первые часы катастрофы стараемся помочь людям легче пережить трагедию. Максимальное внимание уделяем детям, ведь психолог для ребенка - это, прежде всего, взрослый друг, который выручит в трудную минуту, поможет одержать победу над страхами через игру или творчество. Пожалуй, в моей сфере деятельности, как в никакой другой профессии, важно включить в работу теоретические и практические наработки. Это, прежде всего, повышает уровень подготовки личного состава, что и делает работу с населением более успешной.

Хочется отметить, что была проведена большая работа с переселенцами с Украины. Во-первых, мы встречали каждую прибывшую на нашу территорию группу, пытались поддержать, успокоить людей. В пунктах временных размещений переселенцев проводили различные тренинги. Работа велась и с детьми и со взрослыми. С детьми работать было легче и проще. Каждый из ребят переживал стресс по-своему: кто-то плакал, кто-то смеялся, кто-то бегал, как ни в чем не бывало. Но все они всегда готовы играть, рисовать или лепить. Ведь чтобы понять, что на душе у ребенка, достаточно посмотреть на то, что он рисует. Во время занятий мы проговаривали все детские страхи, пытались на рисунке их прикрыть или видоизменить. Также помогали и игры на восстановление доверия и психоэмоционального состояния. С родителями мы проводили беседы, рассказывали, какие реакции на стресс могут быть у детей, как на них реагировать, о чем говорить с детьми, как отвечать на вопросы о войне, смерти.

- Юлия Валерьевна как Вы считаете, какими качествами должен обладать психолог МЧС?

Я считаю, что помимо профессионализма психолог МЧС должен обладать ещё и открытым сердцем, быть не равнодушным к бедам других людей. Индивидуально подходить к каждому, кто нуждается в помощи, будь то сотрудник, руководитель, член семьи или ребёнок. Работать психологом МЧС действительно не просто, помимо выполнения обязанностей, мы должны быть готовы постоянно учиться чему то новому. Тренинги, проходящие в Главном управлении, обмен опытом с психологами РСЧС помогают внедрять новые программы и методики в повседневную профессиональную деятельность, а значит повышать качество и эффективность нашей работы.

Галина Белоброва ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области»

Каждый человек мечтает об универсальном рецепте счастья или универсальном рецепте решения всех проблем, и в поисках оного часто обращаются к психологу. Но таких рецептов не существует, так как каждый человек уникален, значит у каждого свой персональный рецепт счастья, спрятанный в его бессознательном. Психотерапия как раз и предполагает совместное «путешествие» психолога и клиента в его бессознательное, в поисках дороги к его персональному счастью через решение проблем, мешающих стать счастливым, удачным.

Иногда даже говорят: «Вы же психолог, значит Вы все можете», но психолог не волшебник, у него нет волшебной палочки, он всего лишь человек, и не знает всех ответов, тем более, как решить проблему другого человека, поскольку л учше самого человека, никто не знает, что ему нужно, все ответы «спрятаны» в бессознательном самого клиента, психолог только помогает найти их, помогает приподнять «занавесь», скрывающую их в бессознательном, но осознать и принять их должен сам человек. Сделав это, человек, тем самым, обретает внутреннюю гармонию и спокойствие, уверенность в себе и своих силах, удовлетворение своей жизнью.

Также, психолог не жилетка и не губка чужих проблем, смысл работы психолога - помочь человеку развеять иллюзии о самом себе, о сложившейся ситуации, то есть помочь увидеть себя самого такого какой есть, увидеть те стороны своей личности, которые человек прячет сам от себя и принять их. Иногда это болезненно и неприятно , а иногда и радостно . Поэтому если клиент не готов увидеть себя без прекрас, лучше воздержаться от обращения к психологу. Потому что психолог не для того, чтобы только одобрять и хвалить - психолог не нянька, а для того, чтобы «отразить» человека таким, какой он есть, чтобы человек увидел свои сильные и слабые стороны, чтобы взглянул на сложившуюся ситуацию под другим углом, и, тем самым, самостоятельно нашел решение своей проблемы, точнее его осознал, так как решение уже есть в его бессознательном, его надо только осознать и принять. И для этого, иногда, психолог может, наоборот, провоцировать или становится «непонятливым», копировать поведение, мимику, интонации, движения клиента. Все это делается, для того, чтобы человек взглянул на себя «под другим углом», чтобы увидел себя так, как его видят окружающие, так как отношения между психологом и клиентом отображают в большинстве случаев обычный способ взаимодействия клиента с окружающими его людьми - общение, дружба, работа.

Да, в большинстве случаев, психолог понимает, поддерживает, одобряет, поощряет, сопереживает, но если у клиента неадекватное представление о самом себе и виденье сложившейся ситуации искажено, и, при этом клиент уверен в своей непогрешимости (пусть даже на словах он говорит обратное, но глубоко в душе, он считает себя идеальным), и, не желает слышать ничего противоречившего его мнению о себе и его проблеме, то одобрение всего этого в данном случае принесет только вред, что приведет к плачевным последствиям для клиента. То же самое, если клиент неадекватно оценивает себя, когда возводит в ранг достоинств недостатки, а настоящие свои достоинства не ценит или вообще не осознает. Например, когда за доброту выдается неумение отказать или (и) желание получить постоянное восхищение, одобрение, внимание. То есть истинные побуждения своих поступков человек прикрывает благими намерениями, но побуждения их совсем в другом, окружающие это чувствуют, и соответственно реагируют, чаще всего начинают такого человека использовать, а он удивляется почему за его «доброту» так с ним несправедливо поступают, но фактически доброты-то не было, причина его поступков в другом, поэтому и результат такой, и пока человек сам себе не признается, что он просто не умеет отказывать или старается угодить, чтобы казаться хорошим, отношение окружающих к нему не изменится. И в такой ситуации вместо того, чтобы обижаться, стоит научиться отказывать и ценить самого себя. Тоже самое, в ситуации, когда клиент приписывает свои чувства, мысли и поведение окружающим, чем создает массу проблем самому себе, провоцируя их на агрессию, и не может или не хочет этого увидеть. Такое поведение одобрить или поддержать — это нанести неимоверный вред человеку. Поэтому психолог обязательно объяснит или покажет (в зависимости от методов психотерапии) как обстоят дела на самом деле, а клиент или принимает и меняется, или отказывается услышать психолога, и обвинив, что тот ничего не знает, не умеет и не понимает, и, самое главное, с точки зрения клиента, не понимает его самого, уходит обиженный или злой, только теперь приписав собственные эмоции и чувства психологу. И продолжая вести себя так, как привык, и считая это единственно правильным, человек только усугублять свое положение, погрязая все в больших и больших проблемах. Психолог одобривает и поощряет только конструктивные решения и поведение клиента, которые идут на пользу самому клиенту.

Также стоит помнить, что профессиональное мнение о Вашей проблеме или сложной ситуации, в которой Вы оказались, может не совпадать с Вашим, но как раз в этом и кроется ответ как решить Вашу проблему, потому что если бы Ваше мнение о сложившейся ситуации было объективно, то у Вас бы просто не возникло данной проблемы, а значит и не было бы необходимости обратиться к психологу. Поэтому стоит прислушиться к тому, к чему подводит психолог, и попытаться увидеть себя и свою проблему со стороны, иначе Вы уйдете с тем же, чем и пришли, не меняясь сами, Вы не сможете изменить свою ситуацию, решить свою проблему.

Поэтому, как видите, обращение к психологу еще не означает, что клиент хочет на самом деле решать свою проблему. Причиной обращение психологу часто бывает наоборот, не желание решать свою проблему, а поиск «волшебной палочки» или «волшебной пилюли», то есть человек ждет, что за него психолог все проблемы решит, все сделает за него, а он сам ничего не будет делать, он же уже обратился и считает, что этого достаточно, он сам может ничего не делать, не менять. Но вот только волшебной палочки не существует, и, ее нет у психолога. Волшебная палочка — это сам человек, его труд, который и приведет к изменению ситуации, разрешению его проблем. Психолог только может указать направление, показать как обстоят дела у человека сейчас, как он может их решить, но если человек не будет слышать психолога, а значит и не будет ничего делать из того, что говорит психолог, то у него ничего не изменится. Психолог не может прожить жизнь за клиента и никто не может. И только одно обращение к психологу ничего не решит, решить может только сам человек!

Также, человек может обращаться к психологу, так как у него нет реального общения, и на психолога, в данном случае, возлагается роль друга, которого у него нет, но решать свои проблемы он не собирается, ему важны просто доверительные беседы, где он может поплакаться, а его бы пожалели или вместе с ними поругали обидчиков, или посетовать на жизнь и т.д. Но делать что-то, чтобы самому в себе что-то изменить или свою жизнь менять он не собирается, хотя на словах он все делает, но фактически дальше слов ничего не двигается. В данном случае проводить психотерапию нет смысла. И здесь зависит от психолога: согласен он играть данную роль для клиента или нет. Не зря же, З. Фрейд говорил, что психолог - это платный друг:) .

Кроме того, человек часто обращается к психологу, чтобы переложить ответственность за свою жизнь. Или не хочет принимать решение, пытается совместить не совместимое, и не хочет ни от чего отказываться, и ждет от психолога «волшебного решения»., или клиенту нужен просто «мячик для битья», внимание и т.д. Или нравится сам процесс психотерапии, что он готов держаться за свои проблемы, только бы психотерапия никогда не заканчивалась, так он может позволить себя любое отношение к психологу — агрессию, обвинения, истерики, саможаление, шантаж и т. д., оправдывая это своими проблемами, но на при этом, ничего не делая, чтобы их решить. Но довольно быстро психолог видит, когда это на самом деле психологическая защита, и, человек хочет решать проблемы, а когда это игра в психотерапию — удобное прикрытие ею для получения вторичных выгод, и, соответственно, ничего не делается со стороны клиента из того, что рекомендует психолог, и у клиента находится много оправданий почему он не делает, а часто даже часто в ответ говорит: "я же к Вам обратился, значит что-то делаю и т.д.". Такой клиент никогда не решит свои проблемы, потому что он их не хочет решать, они ему выгодны, хотя на словах «горы готов свернуть» и субъективно может искренне считать, что он что-то делает, работает, изменяется, но объективно ничего не будет меняться. И «работа» с таким клиентом может длиться всю жизнь, и без результатно.

Все, кто не хочет обычно решать на самом деле свои проблемы, любят подобные фразы: «я же к Вам обратился, иначе бы я не писал психологу...», «я же Вам пишу, значит я хочу решить проблему» и т. д. Но помните, что не слова решают, а Ваши усилия, поступки, внутренняя работа, отказ от привычной модели поведения, отказ от вторичных выгод, принятие решений и т. д. Может решить Ваши проблемы, а не просто то, что Вы «отметились» у психолога, написав ему или придя на консультацию. Поэтому от того насколько Вы добросовестно будете выполнять все, что Вам говорит психолог зависит насколько успешнее Вы решите свои проблемы, измените свою жизнь.

Психотерапевтическая работа предполагает, в первую очередь, активную работу самого клиента. Клиент должен не просто рассказать о себе и дальше сложив руки и ждать чуда, а слышать психолога и следовать всем его рекомендациям. В противном случае, никаких изменений в жизни клиента не произойдет, так как изменить себя и свою жизнь может только клиент, психолог только подсказывает путь. Один рассказ о себе - это ничто, главное, рассказывая о себе, попытаться увидеть себя «в другом свете». Поэтому рассказывая о себе, человек, в первую очередь, это делает для самого себя.

Психолог - это своего рода инструмент с помощью которого клиент исследуете свой внутренний мир. Психолог, всегда работает в системе ценностей клиента, а значит, психолог никогда не дает советов, он помогает найти ответы, которые «спрятаны» в бессознательном клиента, просто, часто человек не осознает это, или боится признаться себе в чем-то. Поэтому миссия психолога - помочь найти человеку его собственный, уникальный путь к его счастью, помочь «построить мостик» между сознательным и бессознательным. И в этом процессе, клиент как раз учится, как стать для себя самого психологом. При желании, каждый человек может стать сам для себя психологом, и это самый лучший вариант — научиться осознанно помогать самому себе.

Кроме того, надо отметить, что результат от работы с психологом имеет не мгновенный эффект, а может появиться после проведения сеанса от несколько часов до 3 месяцев. Это происходит в силу того, что психолог работает с привычным стереотипным поведением клиента, с привычными для человека взглядами, установками, и, в результате работы с психологом, они ломаются и выстраиваются новые модели поведения, появляются новые установки, меняются ценности и т. п. И для осознания всего этого требуется время, обычно осознание происходит, когда появляются первые результаты от новых моделей поведения и измененных установок, ценностей, взглядов. Признаками того, что в вас произошли изменения, но вы еще их не осознали является то, что после первых сеансов у вас улучшилось настроение, вы почувствовали какое-то облегчение, появилась надежда; вы узнали что-то новое о себе или своей ситуации, или увидели свою проблему с другой, с новой стороны. И в последствии, вы стали сами меня свою жизнь, например, решились на развод, или наоборот, на совместную жизнь с любимым, или занялись спортом, изучением чего то нового, у вас появились хобби и т. п.

Психолог может только указать путь, но пройти его за клиента, он не может, это должен сделать сам клиент, заставить насильно работать на собой или проблемной ситуацией человека не возможно, а тем более помочь ему против его воли. Поэтому если психолог в процессе работы видит, что клиент не готов к изменения или ждет, что все за него сделает психолог, то такая работа прекращается, так как помочь себе может только сам человек, прожить за него его жизнь не может никто.

Психолог всего лишь «зеркало» клиента: в психотерапевтической работе человек «встречается» с тем, что он вытеснил в бессознательное без каких либо психологических защит или «масок», клиент «увидит в зеркале» именно то и те собственные качества, что ему мешает на данном этапе его жизни быть счастливым, и, без изменения которых, не возможно изменить и его жизнь. Для некоторых людей это очень болезненный процесс. Если же клиент не смог принять увиденного и не пожелал услышать психолога при работе над любой из проблем, то работа, само собой, прекращается. В некоторых случаях, в довольно редких, чаще всего такое случается, когда целью обращения клиента к психологу было не желание меняться, по настоящему решить свою проблему, а он хотел только найти подтверждение собственному мнению и выводам, одобрение деструктивному поведению, восхищение, а психолог попытался ему «открыть глаза», клиент начинает воспринимать психолога почти как врага.

Итак, цель любой психотерапии научиться понимать и принимать себя, свои ощущения, желания, а, значит, стать самостоятельным, счастливым, успешным. Таким образом, психотерапия — это «путешествие» в собственное бессознательное, это определенный путь самопознания и самопринятия. Психолог в этом процессе играет роль «зеркала» для клиента: психолог «зеркаля» и, таким образом, показывает человеку его нынешнюю проблему, мешающую клиенты быть в гармонии с самим собой и счастливым, то есть психолог всего лишь проводник клиента на встречу с самим собой, с собственным бессознательным этого человека. При консультации и психотерапии, психолог всегда воспринимает клиента безоценочно.

Н. Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

«МОЯ МИССИЯ – ПСИХОЛОГ» (Республиканский конкурс психологов)

«Четверть всех знаний мы получаем от учителей.
четверть – слушая самих себя,
четверть даруют нам друзья,
а еще четверть – прожитые годы».
(Пауло Коэльо.)

Как громко сказано «Моя миссия – психолог». Когда я прочитала эту фразу, то у меня появилась тяжесть внутри меня, она сковала меня определенным страхом и тревогой. Я спросила себя: «А, ты задумывалась, что тебе отведено судьбой, выполнять эту миссию?»
И не смогла ответить сама себе.
Передо мной встал образ моей старшей сестры. Она стояла передо мной и требовала нарисовать ей такую же красивую куклу, как я нарисовала себе, но, сколько я не совершала попыток, они все заканчивались неудачей. Я вышла из этой ситуации. Я просто подарила ей эту куклу. Ее лицо стало таким светлым и лучезарным от счастья, что я радовалась вместе с ней.
У меня всегда было непроизвольное желание помочь неуспевающим учить уроки, младших учить кататься на коньках, на санках, оберегать их от опасностей, проводить с ними КВН… до сих пор храню фотографии своих подопечных, помню только имена, забыв фамилии.
Я постоянно кого-то нянчила, кого-то опекала, за кого-то заступалась, доказывала учителям, что они не правы по отношению к той девчонке, которая грезила стать актрисой, певицей, а математика с химией для нее были абстракцией. Эта девчонка стала знаменитой в своем крае. Она сама пишет стихи и музыку, гастролирует по северному миру, неся волшебные звуки своего голоса и души.
Мои одноклассники назвали меня после выпускного вечера жандармом преступного мира из-за моей нетерпимости ко лжи, предательству, несправедливости.
В то время меня эти представления обо мне переполнили обидой.
Прошли годы, я научилась контролировать свои чувства, принимать мир во всем его многообразии, раскрашивая взаимоотношения с окружающими во все цвета радуги. Но до сих пор не переношу ложь, приспособленчество, предательство, несправедливость.
Не смотря на это, меня до сих пор называют странной женщиной. Может за то, что из большого крупного промышленного уральского города приехала с двумя детьми в край синих озер, сказочного неба. Может за то, что впоследствии с четырьмя детьми уехала жить на хутор…
Действительно странностей много.
Когда добираюсь автостопом до города На вопрос «Кем вы работаете?», -отвечаю – «человеком».
Однажды я прочитала, что в одном из европейских зоопарков находится комната на двери, которой написано «Здесь находится самый страшный зверь планеты». Кого же видит человек, заходя в эту комнату: Самого себя – отражением в зеркале.
Как научиться жить в окружающем мире и не стать зверем и остаться человеком?
На вопрос: «Кто такой человек?» Начинают перечислять, что есть у человека, но ни один из ребят никогда не обратился к внутреннему содержанию, состоянию души человека.
Кто поможет ребенку найти самого себя, не потеряться в мире прошлого, настоящего и будущего. Как научить его стать сильным, уметь выстоять перед искушением, ошибиться и не разочароваться, смочь подняться и остаться самим собой, верить и быть верным, любить и быть любимым, хотеть счастья и быть счастливым.
Каждый из моих учеников отправляется в путешествие, полное приключений, удач, обид, переживаний. Кто будет исполнять роль путеводителя, роль экскурсовода, мудреца, попутчика, друга? Какую роль возьмет на себя сам ребенок, а какую возьмешь ты?
Ты должна помнить твой девиз « Не навреди».
Каждое дитя – дитя земли нашей. И если этот ребенок не может попросить помощи у нас взрослых тогда, когда ему плохо. Он не может понять, отчего ему плохо, почему он не принят своими одноклассниками, у него нет друзей. Почему детская жестокость так больно бьет таких же, как они, детей.
«Я бегу по поляне, заросшей жесткой травой. Я стою пред сплошной стеной гор, взбираюсь, мне трудно дышать. Вокруг меня один забор». - это образы детства, описанные детьми
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что у ребенка трудности в общении, во взаимодействии с близкими. Только не я решаю его проблему, а он решает ее сам. Соотнесение моей ситуации к своей, помогает ребенку принять правильное решение для самого себя.
Невозможно увидеть мгновенный результат моего воздействия на чувственную сферу ребенка, но то, что он после этого распрямляет спину, начинает сам находить друзей – это достижение его самого и чуточку мое.
Трудно дается учеба, требования школы для маленького человека, как цунами, обрушиваются на него, а он еще не научен, быть стойким, выносливым. Он растерян. Как помочь найти ему свой путь к освоению знаний? И я протягиваю ему свою руку «Держись малыш, все будет хорошо!».
«Я лечу. У меня появились крылья сильные, крепкие. Они несут меня над полями, морями, городами. Как здорово! Как прекрасен мир и я в нем!» это уже не тот малыш, который сжимал голову в плечи, сторонился своих одноклассников. Это человек, познающий себя, тебя и меня…
«Не хочу, не буду, отпусти меня, там мои друзья, они ждут меня» – это как в сказке о Маше и медведе, когда дорога домой, стала заблудшей. И ты в ночи становишься путеводной звездой, ты должен помочь, осветить путь домой, к теплу, пониманию, а может в доме уже не горит очаг, самое трудное научить ребенка разводить его самому, если родители до сих пор не могут найти мир в своем сердце.
Не повторить, предупредить, предотвратить – эти глаголы самые актуальные. Чтобы ребенок знал, чего в жизни необходимо опасаться
Надо его вооружить знаниями об этом, научить, его этими знаниями пользоваться, чтобы они стали правилами и ценностями
его жизни.
Ошибок можно избежать, если постоянно насыщать взрослых и детей доступными их восприятию психологическими знаниями о возможностях разных периодов развития человека, трудностях, возникающих на нашем пути, последствиях, если мы сами нарушаем законы природы.
Вот теперь я вижу, что не малый труд вкладываю я в знания детей, как учитель, друг, проживая с ними их жизнь. И делаю это незаметно для него, чтобы он почувствовал свою значимость, индивидуальность. Может этот мой путь психолога и можно назвать миссией…?

Как и среди остальных людей, среди психологов быва­ют мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще од­ном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помо­щью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто-то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообо­жествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не свя­щенник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собст­венный его - другого - путь или его возможность.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии и не прошедшие предварительно специальной подготовки, как правило, в той или иной степени ориенти­руются на один или несколько упомянутых мифов, стоя­щих за тем, как они формулируют причины своего профес­сионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по-человече­ски весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и краси­во - если сказано честно. Действительно, практиче­ский психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПСИХОЛОГИИ

Сначала - о самом термине «психология», встречаю­щемся ныне в нашем обыденном языке достаточно часто для того, чтобы значение его оказалось весьма и весьма не­определенным - а стало быть, нам нужно обозначить его более строго.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немец­ким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » {душа) и « logos» {учение, знание, наука). В научно-философский (а не бого­словский) язык его впервые ввел немецкий ученый Хрис­тиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». (Если в каком-либо пособии - а такие, к сожалению, есть - Вы встретите фразу типа «Психология - наука о душе. Такое определение дали в Древней Греции» - не верьте. Древние греки такого слова вообще не использовали.) Понятие «наука», однако, в со­временном понимании отлично от понятия «учение» - ибо наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследова­тельскую деятельность, построенную на основе специаль­ных методов (позже мы посвятим этому особый раздел).

Развиваясь вначале как одна из философских дисцип­лин, психология затем, восприняв ряд идей эксперимента­льной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время по­нималась как сознание (а сознание - как то, что человек не­посредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостояте­льной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университе­та лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, суще­ствующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психоло­гия, то есть психология научно-исследовательская, ставив­шая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появи­лась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно по­знавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направ­ленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию - при выборе профес­сии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиен­та на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Научно-исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, разви­вающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психо­лог-профессионал. Их мы и будем рассматривать в даль­нейшем.

Смысл нашей книги видится в следующем:

1. Не рассказать все о психологии (что в принципе не­возможно), а помочь вам - будущему специалисту - со­риентироваться в основных психологических проблемах и, быть может, увидеть или наметить пути собственного вашего участия в решении этих проблем.

2. Не просто «очаровать-обольстить» рассказами о том, какая замечательная наука психология (ну, прямо «самая, самая...» и, конечно же, «лучше всех...»), а именно «заинте­ресовать», то есть помочь будущему специалисту найти в психологии свой личностный смысл. Только тогда, когда специалист находит для себя личностный смысл, находит возможность связать лучшие свои помыслы и таланты с профессиональной деятельностью, можно по-настоящему сказать, что он самоопределился как профессионал.

Профессиональное самоопределение может длиться всю жизнь; но как хорошо это было бы сделать еще в сту­денческом возрасте (а может быть, еще и в старших клас­сах общеобразовательной школы, когда еще не совершены многие ошибочные выборы...).

Так что же в действительности представляет професси­ональная психология? И вообще - что такое профессия? Что значит «быть профессионалом»? С этого и начнем.

Кто такой психолог? Кто такой психотерапевт?

Практикующий психолог - это человек, получивший профессиональную подготовку в области психологии и получивший соответствующий диплом государственного образца. Психолог работает с нормальными трудностями психически нормальных людей. Психолог не решает за клиента его проблему, а помогает клиенту самому найти выход из трудной ситуации.

Врач-психотерапевт - это врач, получивший профессиональную подготовку в области психиатрии и психотерапии.

Дадим самое общее определение психотерапии. Психотерапия (ее психологическая модель) - это помощь словом, которая оказывается человеку, страдающему от психологических трудностей.

В нашей стране психолог, получивший высшее психологическое образование, формально не может называться психотерапевтом. Но, по сути, психолог, прошедший подготовку в области клинической психологии и прошедший длительную программу по обучению психотерапии (дополнительно к вузовскому образованию), имеет все необходимые навыки для того, чтобы заниматься психотерапией.

Таким образом, существенным отличием между врачом-психотерапевтом и квалифицированным психологом является наличие медицинского образования и право выписывать лекарства. Что касается профессиональных психотерапевтических навыков, то и врач-психотерапевт, и клинический психолог, прошедший длительную программу по обучению психотерапии, обладают ими в равной степени.

Врач-психотерапевт (или врач-психоневролог) может использовать медикаментозную терапию вместе с психотерапией, или только медикаментозную терапию, если у пациента есть угроза суицида, есть психическое заболевание. Если психолог, работающий с клиентом, подозревает наличие этих факторов риска, то он консультирует своего клиента у врача-психоневролога для того, чтобы подкрепить психотерапию приемом медикаментов. В случаях, когда нет серьезного психического заболевания, медикаменты могут не помогать (или помогают на время), потому что снятие симптома с помощью приема таблеток не помогает решить психологическую проблему. Психологические трудности человека решаются не медикаментозным путем, а только психологическими методами.

Если у Вас остались вопросы после прочтения этой статьи, напишите мне о них на почту [email protected], я с удовольствием на них отвечу.

В чем различия между психологическим консультированием и психотерапией?

Психологические консультирование отличается от психотерапии сроками проведения и результатом. Методы проведения психологического консультирования и психотерапии схожи: в основном, это беседа, в психотерапии также используются рисование, проигрывание жизненных ситуаций, ролевых экспериментов, работа с пластилином глиной, песком и другие методы.

Коренное отличие консультирования от психотерапии - это результат работы. В результате психологического консультирования клиент осознает возможные причины своего поведения, видит те несоответствия между своим поведением и своими целями, которые раньше не видел, психолог может дать соответствующие рекомендации. Все это остается лишь на уровне знания клиента о своей проблемной ситуации.

В результате психотерапии клиент получает новые способности и новые возможности к тому, чтобы разрешить данную проблемную ситуацию, и, как правило, в ходе психотерапии он ее изменяет в лучшую для себя сторону, воплощает в жизнь найденные решения.

Таким образом, психологическое консультирование является лишь прологом для дальнейшей психотерапии.


Как психолог может помочь другому человеку решить его проблему?

В постсоветском обществе услуги психолога или психотерапевта еще относительно новы. Часто в трудных жизненных ситуациях люди пытаются использовать советы друзей: «да выкинь ты все из головы», «не переживай», «абстрагируйся и расслабься», и как правило, подобные советы мало помогают, потому что именно «забывание», подавление негативных переживаний ведет к их «застою». Только психолог может так направить клиента, чтобы переживание травмирующей ситуации было действительно завершено, а не «выкинуто из головы». Именно эта завершенность психотравмирующей ситуации рождает новый для человека смысл. Например: Какие уроки я извлекла из развода? Чему научил меня трудный опыт переживания конфликта на работе? Психологически грамотное завершение психотравмирующей ситуации гарантирует то, что человек перестает болезненно реагировать на неприятные воспоминания и обретет силы жить дальше уже с учетом извлеченных уроков.

Пример: женщина разводится с мужем, который ушел жить в другую семью. Эта драматическая ситуация сопровождается сложными переживаниями гнева на мужа, собственной вины за то, что оказалась плохой женой, страха перед тем, как теперь жить одной, как снова выстраивать отношения с другими мужчинами, отчаяния из-за того, что уже не так молода и никому не нужна, стыд от того, что оказалась брошенной, и так далее. Подавление, «забывание» этих переживаний, стремление «переключиться», «уйти с головой в работу» может привести к затяжной депрессии, которая может длиться годами. Подавленные переживания останутся в душе этой женщины. Каков же будет итог? И через десять лет она с болью будет вспоминать уход мужа как свое самое большое несчастье в жизни, и видеть в этом причину собственного одиночества, неустроенности, отсутствия интереса к жизни.

В данном случае работа с психологом может помочь женщине полностью выразить эти болезненные переживания, что всегда приводит к ослаблению психологического страдания, уменьшению душевной боли. Работая с психологом, женщина постепенно осознает, что, несмотря на то, что этот мужчина ее отверг, она продолжает оставаться женственной и привлекательной для других мужчин, у нее есть возможность собственного развития, как в личностном, так и в профессиональном плане. Она почувствует себя самодостаточной личностью, способной выстраивать свою дальнейшую жизнь независимо от пережитой психологической травмы. Бывшего мужа она будет вспоминать с благодарностью за то, что он был в ее жизни. Она будет испытывать благодарность за то, что, пройдя через это душевное испытание и окончательно пережив расставание с ним, она почувствовала свою силу, внутреннюю личностную цельность, не перестала ощущать себя желанной и привлекательной женщиной, способной создать семью с другим мужчиной. И достигнутое ощущение внутренней гармонии будет являться одним из важнейших составляющих ее счастья.

Психолог без ведома клиента никогда не пользуется гипнозом, внушением или какими то другими техниками, которые могут оказать влияние на психику клиента. Психолог помогает разговором, словом, и именно это является самой действенной помощью страдающему человеку.

«Люди извлекают пользу только из тех истин, которые они открывают сами» - это слова замечательного американского психотерапевта Ирвина Ялома. Именно этим принципом руководствуется квалифицированный психолог, который никогда не будет советовать или решать за клиента, как ему жить дальше. Но он всегда будет рядом с клиентом в подчас мучительном процессе поиска решения. Психолога можно сравнить с проводником альпиниста в горах. Проводник никогда не проходит вместо альпиниста трудный путь на вершину, но он подсказывает более легкую и верную дорогу, оберегает от трещин и обрывистых скал, протягивает руку помощи, когда в нем нуждаются. Точно также и психолог не сможет за вас пройти ваш путь в лабиринте поиска верного решения. Но, как акушер, помогающий в родах, психолог помогает родиться новому решению с максимальной эффективностью и быстротой, и наименее безболезненно для клиента.


Каковы гарантии, что помощь психолога будет эффективна, и клиент решит свою проблему?

Представьте себе, что человек пришел на прием к врачу с физическим недугом и спрашивает у него, может ли тот дать стопроцентную гарантию его выздоровления. Что ему ответит врач? Скорее всего, ответ будет приблизительно следующим: «Стопроцентную гарантию я Вам дать не могу, так как есть болезни, от которых люди, как правило, вылечиваются, а есть хронические заболевания, где требуется постоянная профилактика обострений. Ваше выздоровление во многом зависит от Вас, от Вашей дисциплинированности в выполнении медицинских процедур, от Вашей настойчивости в стремлении вылечиться. Я же, как врач, гарантирую создание тех условий, при которых выздоровление будет наиболее вероятно.»

Психолог, точно так же, как и врач, гарантирует создание тех условий, при которых выздоровление наиболее вероятно. И конечно же, как и в случае медицинских заболеваний, когда выздоровление во многом зависит от самого больного, успех в работе с психологом зависит от клиента, от его желания понять, как он живет, от его любопытства к своему внутреннему миру, от его настойчивости.

За что платят психологу, за разговор?

Да, за разговор. Но это не обычный разговор. Разговор психолога имеет свои особенности, особую душевность и искренность, теплоту и содержательность. Психолог, не умеющий в процессе беседы расположить к себе, вызвать доверие человека, вряд ли может рассчитывать на успех в практической работе.

Помощь, которую оказывает психолог, зачастую сводится именно к искренней, откровенной беседе с клиентом. Практически всегда, проговаривая, формулируя свою проблему в беседе с квалифицированным специалистом, человек неожиданно для себя совершенно по-новому начинает к ней относиться, понимать её суть. Профессиональная психологическая помощь и заключается в искусстве таким образом формулировать вопросы, так вести беседу, чтобы человек сам для себя нашёл выход из трудной жизненной ситуации. Консультация психолога является наиболее эффективной именно в таком случае, ведь решение, выход найден клиентом самостоятельно, без внешнего давления и подсказок. Соответственно и отношение к найденным решениям будет у человека более доверительное - ведь это его собственные мысли. Известнейший американский врач, психолог, психотерапевт Милтон Эриксон считал такой результат для практикующего психолога наилучшим показателем высочайшей степени квалификации.

Неискушённому наблюдателю работа психолога могут показаться делом лёгким и не требующим особенных навыков. Но это - призрачная лёгкость. За изяществом и непринуждённостью работы психолога всегда скрываются долгие годы обучения и практики, сотни часов работы под супервизией более опытных коллег, огромное количество прочитанной литературы, размышлений и дискуссий с коллегами. В работе с клиентом далеко не всегда правильный путь находится сразу. Работа психолога не ограничена временем его непосредственного общения с клиентом. Очень часто после окончания консультации идет тщательный анализ прошедшей беседы, сомнения «а все ли сделано правильно?», сочувствие клиенту, беспокойство за него. Все это - работа души.

Может ли психолог помочь за одну встречу?

Иногда - да. Если требуется лишь консультативная помощь, то двух - трех встреч бывает достаточно. Если клиент в ходе работы с психологом хочет добиться решения проблемной ситуации, а не получить знания о том, как это можно сделать самостоятельно (но далеко не все психологические проблемы человек способен решать самостоятельно, даже получив соответствующие рекомендации), то тут требуется более длительная работа. Порою требуется ряд еженедельных консультаций в течение нескольких недель.

Человек не способен быстро меняться в своих личностных проявлениях. Например, вспыльчивый эмоционально чувствительный человек не может быстро стать устойчивым и контролирующим проявления своих эмоций, а человек, не привыкший осознавать свои чувства, не может быстро научиться это делать. Любые быстрые изменения являются поверхностными и обратимыми. Поэтому, если взрослый человек хочет стабильных изменений своих личностных особенностей, то это, как правило, длительная работа.

В любом случае, первая встреча с психологом - всегда ориентировочная, когда двое присматриваются друг к другу. Клиент решает для себя, сможет ли он доверять этому специалисту, а психолог решает, возьмется ли он за работу с этим клиентом или порекомендует его коллеге, более опытному в данной проблематике. Если договоренность о дальнейшей работе достигнута, то тогда, как правило, намечаются первые 8 - 10 встреч, после которых подводятся предварительные итоги: чего удалось добиться, какие изменения у клиента уже произошли, каковы дальнейшие ожидания клиента от работы с психологом и так далее. Если через некоторое время клиент решает, что он уже готов самостоятельно справляться со своими трудностями без помощи специалиста, то для завершения работы (особенно, если она была длительной) требуется еще одна - заключительная встреча, на которой подводятся и осмысляются итоги совместной работы.


Может ли психолог «видеть» людей насквозь и сразу сказать человеку, какая у него главная проблема и как ее решать?

Нет, это невозможно. Не стоит доверять людям, которые предлагают такого рода услуги. Квалифицированный психолог избегает ставить какие-либо диагнозы, а тем более, давать готовые советы на все случаи жизни. Несмотря на то, что есть люди, схожие по чертам характера и типу личности, каждый человек - индивидуальность, которую невозможно прочесть, как открытую книгу. На все 100% человек никогда не поймет другого человека. И это, может быть, самое интересное во взаимоотношениях, когда есть место удивлению неповторимой сущности другого.

Может ли психолог ответить на вопрос клиента: «Нормален ли я?»

Очень часто людей мучает тайный вопрос: «А нормален ли я? Нормально ли, что я так мучаюсь от того, что часто и по пустякам плачу / раздражаюсь / обижаюсь / пугаюсь и так далее? Нормален ли я, если все окружающие вроде довольны жизнью, и только я в душе страдаю?»

Вопрос психологической нормы и не нормы - это очень сложный вопрос, так как границы между условно нормальным человеком, человеком с выраженными личностными акцентуациями и человеком с психическими нарушениями размыты и четко не определены. Очень часто вопрос о собственной нормальности возникает у людей, которые хорошо адаптированы и социализированы в обществе, ведут активную профессиональную деятельность, и достигают в ней определенных успехов. Но их личностная сфера имеет ряд особенностей. Во-первых, они эмоционально более чувствительны, чем окружающие люди. А это значит, что они легко ранимы, более тревожны, более подвержены воздействию стресса. И во-вторых, их уровень развития интеллекта позволяет им замечать и анализировать свои поступки и поступки окружающих, сравнивать себя с окружающими, задумываться о причинах частого несоответствия внешнего поведения человека и его внутреннего состояния. Этим людям часто нужно поверить в то, что они имеют право быть более эмоциональными, чем их окружение. И в этом помощь психолога неоценима. Так как очень часто психологами становятся люди именно с такой душевной организацией, но в силу полученных знаний и опыта прохождения собственной личной психотерапии, они способны оказать поддержку тем, кто мучается вопросами собственной «нормальности».


Нужно ли квалифицированному психологу самому иметь опыт личной психотерапии и работать с другим психологом в качестве клиента?

Да, для эффективной работы с клиентом квалифицированный психолог проходит собственную психотерапию в качестве клиента у более опытного специалиста. Это необходимо для того, чтобы собственные психологические проблемы психолога не мешали ему в работе с клиентом. Это необходимо для устойчивости психолога при встрече с различными тяжелыми переживаниями клиента. Прохождение более 50 часов собственной психотерапии (50 часов - это еженедельное посещение психолога в течение целого года) является необходимым условием сертификации психолога при завершении долгосрочных обучающих программ (обычно такие программы длятся от 2 до 3 лет) профессиональной подготовки психотерапевта.


Зачем психолог в работе с клиентом уделяет такое большое значение самопознанию клиента?

Зачем нужно самопознание, если многие люди живут прекрасно и без него, особенно не углубляясь в размышления о себе?

Представьте, что человек хочет поехать на автомобиле, но совершенно не знает, с какой стороны к нему подойти. Для того чтобы двигаться в нужном направлении, сначала надо узнать, как машина может передвигаться, откуда берется энергия для движения. Чтобы эффективно достигать намеченных целей человек должен знать себя, свои истинные потребности (которые не всегда являются осознанными и ясными), свои способы налаживания контакта с окружающим миром. Особенно это важно, когда наступает пробуксовка, что-то не получается, когда «хочу, но не могу»: хочу, но не могу найти новую работу, помириться с другом, поладить с ребенком, избавиться от острого чувства одиночества и так далее. Вот тогда надо обратиться к своему внутреннему миру и исследовать то, что же мешает мне достичь того, что я хочу? Ведь не только же злой шеф, требовательная мама, капризный ребенок, невнимательный друг виноваты в том, что у меня не складываются отношения с ними? Что-то ведь зависит и от меня? И даже больше: очень многое в моей жизни зависит от меня. Только я являюсь творцом моей собственной жизни!

Работу психолога часто можно сравнить с работой врача. Точно так же как и врач, психолог, в первую очередь, руководствуется принципом «не навреди». Точно так же, как и в кабинете врача, в работе психолога соблюдается строгая конфиденциальность. Путь выздоровления от физического недуга может лежать через физическую боль (например, при хирургической операции), также и выздоровление от психологического недуга часто лежит через боль от горестных, тягостных переживаний. Рождение новой личности не обходится без психологической боли, точно так же, как и рождение человека не обходится без родовых болей. Встреча с душевной болью (печалью, горем, отчаянием, страхом, обидой, виною) - это шанс от нее избавиться, так как только выраженные и прожитые чувства ослабевают и перестают мучить человека.

В работе психолога и врача прослеживается еще одна параллель. Достоверно известно, что подавляющее большинство заболеваний имеют психосоматическую природу. Они возникают не тогда, когда в организме человека что-то нарушается, а когда нарушается гармония на психологическом уровне. Так, на фоне развода у человека вдруг возникает язва желудка, или начинает болеть голова после «замятого» конфликта, или после разрыва отношений с мужчиной у женщины вдруг воспаляются лимфатические узлы (воспаление также внезапно исчезает после работы с психологом, направленной на осознавание болезненных переживаний расставания с некогда близким человеком). Пока заболевание еще не стало хроническим, когда симптомы только появились, психолог может эффективно помочь осознать клиенту, на какое травмирующее воздействие из его окружения тело отвечает болью. Когда подавляется боль от психологической травмы (нас же всех в детстве учили, что не надо переживать, показывать свои чувства, нельзя злиться, обижаться, завидовать и так далее), то болью отвечает тело, потому что тело и душа - это неразрывное единство, название которому - человек.