Смешенье языков французского с нижегородским значение. «господствует еще смешенье языков…

Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Аcессор — это хорошо или не очень?Чин коллежского асессора (VIII класс Табе-ли о рангах) давал право на потомст-венное дворянство, то есть как мини-мум уравнивал Молчалина с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора Майором любил называть себя коллежский асессор Кова-лев, герой гоголевского «Носа»: «Ковалев был кавказский коллежский асес-сор. Он два года только еще состоял в этом зва-нии и потому ни на минуту не мог его поза-быть; а чтобы более придать себе благо-родства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором». . Сам Грибоедов, когда писал «Горе от ума», был титулярным совет-ником (IX класс).

Александр Южин в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год

В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь нахо-дится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возмо-жно, какой-то расторопный местный малый (не сын ли станционного смотри-теля?) смог удач-но оказать ему какую-то услугу. А дальше уже, пользуясь покрови-тель-ством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.

В социальном плане Молчалин начинает свой путь именно как «маленький че-ловек», кото-рый не примиряется со своим положением, а всеми силами стре-мится выбиться в люди. «Это человек, в пеленках познавший натиск судьбы и потому готовый отдать себя в рабство кому угодно и куда угодно, готовый поклониться и истинному богу, и пустому идолу, не имея ни способ-ности, ни на-выка прони-кать в сущность вещей. <…> Всё в деятельности этих людей запечатлено неразу-мением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», — писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.

2. Тайна сна Софьи

Александр Южин в роли Фамусова и Вера Пашенная в роли Софьи в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!..

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо-рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по-ту-сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Люд-мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени-хи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и стра-хи и цветы». А вот «Светлана»:

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.

Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюб-ленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и ды-бом волоса».

Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отно-шения с Молча-линым напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстро-ена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:

Младой и прекрасный,
Как свежая роза — утеха долин,
Певец сладкогласный…
Но родом не знатный, не княжеский сын:
Минвана забыла
О сане своем
И сердцем любила,
Невинная, сердце невинное в нем.

Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бед-ный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагиче-ское изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника.

Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и Архаисты и новаторы — сторонники проти-воположных концепций развития русской литературы в 1810-х годах. Полемика между двумя литературными обществами — «Бесе-дой любителей русского слова» и «Арзама-сом» — крутилась вокруг системы жанров, языка и стиля литературного поведения. Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе пере-водов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни загля-нешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентимен-тальных повестей и баллад.

3. Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

На съездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний НовгородВасилий Львович Пушкин (дядя поэта и сам поэт), обращаясь к нижегородским жителям, писал: «Примите нас под свой покров, / Питомцы волжских берегов». . Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче-скому эффекту — смешению французского прононса с нижегородским оканьем.

Не менее забавными были лексические казусы (и не только нижегородские!). Так, смоленская помещица Свистунова в одном из писем просила купить ей«кружев английских на манер барабанных (брабантских) , «маленькую клар-нетку (лорнетку) , так как я близка глазами» (близорука) , «сероги (серьги) писа-грамовой (филигранной) работы, духов душистых аламбре, а для обстановки комнат — картин тальянских (итальянских) на манер рыхвалеевой (Рафаэлевой) работы на холстинке и поднос с чашечками, если можно достать с пионовыми цветами».

Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публици-стический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравье-вым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов. Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:

«Я стал посреди залы; волны людей шумели около меня, но увы!.. Шу-ме-ли все по-французски. Редко, редко где выскакивало русское слово. <…> Из ста человек у нас (и это самая умеренная пропорция) один гово-рит изрядно по-французски, а девяносто девять по-гасконски; не менее того все лепечут каким-то варварским диалектом, который почитают французским потому только, что у нас это называется говорить по-фран цузски . Спроси их: зачем это? — оттого, скажут они, что так вве-лось. — Боже мой! — Да когда же это выведется? <…> Войди в любое общество; презабавное смешение языков! Тут услышишь нормандское, гасконское, русильонское, прованское, женевское наречия; иногда и рус---ское пополам с вышесказанными. — Уши вянут!».

4. Тайна 3 августа

Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в кото-ром он был награжден орденом:

За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею Низшие ордена, то есть III и IV степеней, носились в петлице, причем орденская лента завя-зывалась бантом, ордена высших степеней — на шее. Скалозуб подчеркивает, что он получил награждение более высокого уровня, чем его двоюродный брат, и что к тому времени уже имел штаб-офицерский чин. .

Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех. Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.

Сергей Головин в роли Скалозуба в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

4 июня 1813 года было объявлено Плесвицкое перемирие, которое продлилось до середины августа, а 3 августа в Праге состоялась встреча российского импе-ратора Александра I с Францем II, императором Австрии Франц II — император Священной Римской империи (1792-1806), в качестве австрий-ского императора правивший под именем Франца I. , которая была ознаменована множеством наград. Никакой необходимости «засесть в тран-шею» у Скалозуба не было.

Статичность Скалозуба («Куда прикажете, лишь только бы усесться») резко про-тиворечит динамичности Чацкого («Верст больше седьмисот пронесся, ветер, буря; / И растерялся весь, и падал столько раз…»). Однако в условиях военной службы последних лет царствия Александра I именно жизненная стра-тегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производ-ство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятель-ные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключен-ными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину:

Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.

5. Тайна сломанного ребра


Сцена из спектакля «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:

Позвольте, расскажу вам весть:
Княгиня Ласова какая-то здесь есть,
Наездница, вдова, но нет примеров,
Чтоб ездило с ней много кавалеров.
На днях расшиблась в пух;
Жоке не поддержал, считал он видно мух. -
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа.

Смысл этого анекдота — в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наобо-рот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам. В грибоедов-ской Москве царит мат-ри-ар-хат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья при-учает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михай-ловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двига-ется по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преоб-ладает и за сценой. Высокой покровительницей Молча-лина оказывается Татьяна Юрьевна Ее прототипом была Прасковья Юрьевна Кологривова, муж которой, по воспомина-ни-ям декабриста Завалишина, «спрошенный на бале одним высоким лицом, кто он такой, до того растерялся, что сказал, что он муж Прасковьи Юрьевны, полагая, вероятно, что это звание важнее всех его титулов». . Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоми-нает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексе-вну и Пульхерию Андревну; оконча-тельный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княги-ня Марья Алексевна.

«Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы жен-ским. Даже Александр I считался еще с властью матери. Грибоедов знал, как дипломат, какое влияние оказывает женщина при персидском дворе». «Жен-ская власть» и «мужской упадок» становятся знаками времени: Грибоедов описывает ту переломную точку русской жизни, в которой мужественный быт 1812 года уходит в прошлое, а сплетни оказываются важнее поступков. В этой обстановке и возникает клевета на Чацкого.

6. Тайна желтого дома

Михаил Ленин в роли Чацкого в спектакле «Горе от ума». Московский Художественный театр, Москва, 1911 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:

Его в безумные упрятал дядя-плут;
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Почему это так страшно? Дело в том, что сплетня о сумасшествии героя, обра-стая всё новыми и новыми деталями Сплетня о сумасшествии Чацкого развива-ется лавинообразно. Первым слова о безумии произносит он сам («От сумасшествия могу я остеречься…»), имея в виду свою несча-стную любовь; в том же значении их подхва-ты-вает Софья («Вот нехотя с ума свела!»), и лишь на третьем витке, выведенная из себя нападками Чацкого на Молчалина, Софья из мести произносит: «Он не в своем уме» — давая возможность г-ну Н. истолковать эти слова в прямом смысле. Далее клевета рас-про-страняется анонимно через господ Н. и Д., затем обрастает фантастическими под-робностями в репликах Загорецкого, факти-чески Чацкого не знающего («Который Чац-кий тут? — Известная фамилья. / С каким-то Чацким я когда-то был знаком»). О практике распространения сплетен и их влиянии на судь-бы людей Грибоедов прекрасно знал по своей дипломатической деятельности. , по сути превращается в политический донос. О Чацком сообщается, что он «фармазон» (то есть франкмасон Франкмасоны — вольные каменщики; члены тайного религиозного благотворительного общества, с XVIII века распространившегося по всей Европе. В 1822 году по вы-сочайшему повелению все масонские ложи в России были закрыты, франкмасонство стало сино-нимом вольнодумства. ), «окаянный вольтерьянец», «в пусурманах», сведен в тюрьму, отдан в солдаты, «переменил закон».

Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным чело-веком или политическим противником было вполне известным приемом. Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта рас-пространились едва ли не по всей Европе. Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на од-ном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».

Через двенадцать лет после созда-ния «Горя от ума» в сумасшествии будет обви--нен один из прототипов Чац-кого — Петр Яковлевич Чаадаев. После пуб-ли--кации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а мос-ков-ский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению прави-тельства он является сумасшедшим. К нему ежедневно являлся для освидетель-ствования доктор, Чаадаев считался под домашним арестом и лишь раз в день мог выходить на прогулку. Через год надзор лекаря за «больным» был снят — но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.

7. Тайна Ипполита Маркелыча

Василий Лужский в роли Репетилова в спектакле «Горе от ума». Московский Художественный театр, Москва, 1906 год Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library

Репетилов рассказывает Чацкому о тайном обществе,напоминающем декабри-стское:

Но если гения прикажете назвать:
Удушьев Ипполит Маркелыч!!!
Ты сочинения его
Читал ли что-нибудь? Хоть мелочь?
Прочти, братец, да он не пишет ничего;
Вот эдаких людей бы сечь-то
И приговаривать: писать, писать, писать;
В журналах можешь ты, однако, отыскать
Его отрывок, взгляд и нечто .
О чем бишь нечто ? — обо всем;
Всё знает, мы его на черный день пасем.

А как к участникам тайных обществ относится сам Чацкий?Представление о том, что главный герой пьесы — декабрист (если не по формальной при-надлежности к тайному обществу, то по своему духу), было впервые выс-ка-зано Герценом, а затем стало общим местом в школьном изучении «Горя от ума».

На самом деле отношение Грибоедова к декабристам было весьма скептиче-ским, и он осмеивает саму таинственность обществ. Репетилов немедленно рассказывает первому же встречному о месте и времени встреч («У нас есть общество, и тайные собранья / По четвергам. Секретнейший союз…»), а затем перечисляет всех его членов: князя Григория, Евдокима Воркулова, Левона и Бориньку («Чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать») — и, наконец, их главу — «гения» Ипполита Маркелыча.

Фамилия Удушьев, данная лидеру тайного собранья, отчетливо показывает, что Гри-боедов вряд ли питал иллю-зии относительно декабристских программ. Среди прототипов Удушьева называли главу Южного общества Павла Пестеля, декабриста Александра Якубовича и даже поэта Петра Вяземского Герой, носящий фамилию Удушьев, появ-ля-ется и в романе друга Грибоедова Дмитрия Бегичева «Семейство Холмских» (1832). Инте-ресно, что его прото-типом там является Фе-дор Толстой-Американец — не названный по име-ни внесценический персонаж «Горя от ума», о котором тоже рассказывает Репетилов: «Ночной разбойник, дуэлист, / В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, / И крепко на руку нечист; / Да умный человек не может быть не плутом». . Словом, единственным членом тайного общества среди героев «Горя от ума» оказы-вается Репетилов — и никак не Чацкий.

Источники

  • Левченко О. А. Грибоедов и русская баллада 1820-х годов («Горе от ума» и «Хищники на Чегеме»). Материалы к биографии.
  • Маркович В. М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума».

    Анализ драматического произведения. Л., 1988.

  • Тынянов Ю. Н. Сюжет «Горя от ума».
  • Фомичев С. А Комедия Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. Книга для учителя.
  • «Век нынешний и век минувший…».

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении.::СПб., 2002.

Что может значить выражение - "смесь французского с нижегородским"?

    А я вот сейчас прочитал, что это русское выражение, начало присутствовать в русской речи, после войны с Наполеоном 1812 года, и обозначало некий двухкомпонентный напиток - смесь шампанского с квасом. Может солдаты такие коктейли делали 🙂 ?

    Если ответить кратко это смесь совсем разных так скажем веществ между собой в основном это выражение применяют к любым порадоксам

    само выражение было придумано гусарами так они называли смесь шампанского с квасом

    В комедии А. Грибоедова Горе от ума много выражений, которые стали поистине народными, крылатыми, которые по сей день с удовольствие употребляют. В последний раз я слышала это выражение, когда кто-то прочитал надпись примерно такого содержания: Заходи, друг! Welcome! Такое смешение двух языков, которое создает комический эффект и вызывает улыбку на лице, и есть смесь французского с нижегородским, то есть смешение иностранных слов с русскими просторечными.

    Смесь французского с нижегородским, эта фраза используется при описании малосовместимых вещей, понятий, в результате чего получается несуразность. Слова эти прозвучали впервые из уст Чацкого, персонажа Горе от ума Грибоедова.

    от лица нижегородцев:

    спасибо, что всспомнили о названии алкогольного коктейля и фразеологизме, связанном с ним.

    Кроме того, нижегородский (т.е. традиционное произношение Нижегородской и прилегающих губерний) - есть язык с нижним регистром гласных, полным произношением согласных и в основном полногласный. Что прямо противоположно среднефранцузскому.

    А вот культурные различия приписывать не стоит: Н.Н. не зря считался третьей столицей, в т.ч. и культурной.

    Не забудем: бежавшие из Москвы во время Отечественной войны дворянские семейства по большей части осели в Н.Н., а многие там потом и остались, не желая возвращаться в хамскую столицу (цитата из Анненкова, предводителя нижегородского губернского дворянского собрания, декабриста, прообраза героя романа Дюма Учитель фехтования).

    Между тем выражение смесь французского с нижегородским, которое используется сегодня как смесь несовместимых вещей, в русской речи появилось после войны 1812 года, и Грибоедов имел в виду за этим смесь шампанского с квасом, который пили гусары, а вовсе не образность языка при смешении французского с русскими разговорным.)

    Это выражение пришло к нам из произведения А. Грибоедова Горе от ума, которое пока еще изучается в современных школах. Его авторство принадлежит главному герою произведения - Чацкому.

    Это выражение имеет определенное значение, которое толковать двояко достаточно сложно. Чацкий обвиняет современное ему высшее общество в смешении языков. Оно, как считает он, разговаривает на каком-то суржике - смеси французского языка с нижегородским. Под нижегородским понимается просторечный русский язык, хотя уже тогда существовал и высокий штиль речи.

    Такое явление можно объяснить тем, что, согласно моды тех времен, детей аристократов обязательно учили иностранному языку (в основном, французскому, хотя могли еще учить помимо этого и английскому, и немецкому). В каждый семье проживал настоящий француз - носитель языка, который и занимался детками. Русские очень хорошо тогда понимали французский. Не разговаривать аристократу не на французском считалось плохим тоном (моветон).

    Нижегородский же язык свидетельствовал о том, что, по существу, аристократы, дворяне, не были по-настоящему культурными людьми, и могли позволить себе любую выходку или фразу по отношению к своим домашним или знакомым (тем более к прислуге).

    В отличие от просвещенного Запада, русские не хотели учиться, им достаточно было внешней стороны решения вопроса. Если говоришь по-французски - значит, ты современный, образованный, культурный человек.

    Чацкий поплатился за эти и другие слова - его объявили сумасшедшим.

Очень может быть, дорогой читатель, что те маленькие истории, которые я собираюсь здесь пересказать, давно тебе известны. В таком случае не взыщи! Думаю все-таки, что кое-кому миниатюры сии покажутся в новинку и обогатят его или ее знания о том, как в далеком XIX веке некоторые слова и имена собственные из далекой Франции обрусели и преобразились до неузнаваемости на нашей с вами родимой сторонушке.
Итак, история первая.
Жила-была в тульской глуши некая добрая вдовствующая помещица. Читала она французские книжки, авторами коих являлись месью Расин, Парни, Вольтер, готовила настойки на бруснике и скучала. И вот представьте себе, что в один прекрасный день нашла-таки cette bonne veuve свое счастье в усатом и румяном лице то ли гусарского, то ли драгунского, то ли уланского поручика, предложившего нашей даме верную руку и горячее сердце. Бедная - впрочем, далеко не бедная! - вдова на радостях повелела построить недалеко от села, которым владела, прекрасный дворец. И построила! И подарила его ненаглядному муженьку и нарекла его (дворец, разумеется) весьма изящно - A mon mari, т.е. моему мужу. Вот, дорогой читатель, какова она - настоящая любовь!
Однако крепостные бабы и мужики счастливой вдовушки по-французски разумели не шибко и быстро перекрестили наименование величественного строения в несколько невразумительное, но такое наше, сермяжное, Момыри. Эти самые Момыри и по сию пору украшают карту Тульской губер...ой, простите, области!
А вот другая история.
Один барин от скуки решил создать хор и поручил гувернёру-французу отобрать из крепостных подходящих певцов. Староста подсуетился и живо пригнал к барскому дому энное число голосистых баб и мужиков. Бестия-француз поочередно выслушивал пригнанный контингент. Те, в ком "мосье" находил певческий талант, направлялись к писарчуку, который составлял списки певцов. Немалое число горлодеров испытания не выдерживало. О лицах, в коих мосье гувернёр певческих способностей не обнаруживал, на изящном языке Вольтера говорилось: Il/elle ne chantera pas [иль/эль-не-шант(е)ра-па] ‘Он/она не запоет. И забракованных отводили в сторону, как "не оправдавших высокое доверие". Слова ne chantera pas повторялись столь часто, что невероятно смышленый староста, пожелавший, видимо, выщелкнуться в глазах барина, на вопрос воследнего, записали ли дворовых в хор, подобострастно поклонился и с презрительным кивком изрек: «Не - шантрапа!»
- Ах, шантрапа! - понимающе хихикнул барин, нюхая кельнскую воду, - так займи их голубчик чем-нибудь. Праздность - грех.
Так, говорят, объявилось в русском языке странное словечко, обозначающее то ли проходимцев, то ли каких-то второсортных людей.
Или вот такая еще история.
Жил-был в Первопрестольной купец второй гильдии по имени Николай с исконно русской фамилией Обер. А законной супругой купца была мадам Мари-Роз Обер-Шальме, державшая в Глинищевском переулке магазин дамского платья и предметов роскоши. Дела у Мари-Роз шли отменно, репутация мадам среди московских бар была безукоризненно высокой, хотя и поговаривали, что в "бутике" на Глинищевском покупателям приходится платить тройные цены, а добропорядочная Мари-де к тому же приторговывает "неуказанным" товаром, или по-нашему, по-рабоче-крестьянски, - контрабандою. Но мало ли чего не наговорят завистники и конкуренты! Вся московская знать съезжалась к мадам за покупками, даже такое сколь симпатичное, столь и виртуальное семейство Ростовых. Полагаю, что хорошенькая Наташа Ростова пришла на свой первый бал в платье, купленном у мадам Шальме, и в этом платье приглянулась мрачному князю Андрею.
Но грянула гроза 1812 года, и владелицу магазина дамского платья заподозрили в шпионаже в пользу корсиканского чудовища. Впрочем, в то время по неподтвержденным подозрениям иногда не сажали, и мадам счастливо пережила знаменитый московский пожар, успела проконсультировать Буонапарте относительно "настроения умов в России" и благоразумно проследовала с доблестной Grande Armee аж до реки Березины, где Фортуна отвернулась от Мари-Роз, и бедняжка утонула во время переправы.
Имя, точнее фамилия усопшей, однако, пережила лихие времена и вошла в великий и могучий сначала в образе "обер-шельмы", а потом и просто "шельмы", от которой тут же произошел глагол "шельмовать". Все-таки не стоило плутовке так безбожно задирать цены - "Бог шельму метит!"
Ну и, наконец, завершающая история.
В ноябре 1812 года партия гусарского подполковника Дениса Давыдова взяла в плен пару-тройку французских кирасиров - без кирас и лошадей: кирасы давно ржавели в поле под Малоярославцем, лошадей съели, впрочем одну клячу оставили - на прокорм. Донские казаки, составлявшие большинство в отряде партизана-поэта, угостили утомленных и окоченевших пленных водочкой и стали выспрашивать у захмелевших кавалеристов, как по-ихнему, по-басурмански, то, как сё. В числе прочего, указали будущие авторы французского слова "бистро" и на несъеденную лошаденку. Французы вполне адекватно пояснили, что лошаденку зовут cheval. Очевидно, "ш(е)валь" произвела на сынов Дона неизгладимое впечатление, благодаря которому в словарный состав русского языка и вошло это странное словечко, приобретшее ныне собирательное значение чего-то плохого, низкокачественного, низкосортного, часто почему-то применительно к карточной игре. Правда, слову chapeau (головной убор) повезло больше - вышла исконно русская "шапка", которая, как известно, по Сеньке!
Всё - Fin, как пишут в конце французских (и почему-то испанских) кинофильмов.

Рецензии

Ах, как чудесно Вы врете! Я получила удовольствие, спасибо!

Ясно, что у господ имелись береты, боливары, картузы и проч.
Народ тоже покрывал голову круглый год, снимая покрытие лишь для вежливости. Интересно, как именовался у простолюдинов головной убор, если всенародное слово "шапка" пришло лишь в 1812 году? Тем более что "не по Сеньке шапка" - выражение не менее древнее, чем, например, "на воре шапка горит".

Нико Галине. А Вы не допускаете, что и нас, и французов обогатили "братья" мусульмане, точнее - тюрки? У них, насколько я знаю, заимствован "колпак". Но головной убор убору рознь, могли быть другие обозначения. О татарве на Руси говорить не буду. Напомню, что французы за века до Наполеона якшались с турками, татарской роднёй: те были их союзниками против Австрии с Испанией. Тоже могли кое-что позаимствовать.

«Смешение французского с нижегородским»

♦ Неоднократно слышала о том, что русский язык, если и не исчезнет под наплывом иностранных слов, то уж точно превратится в язык-пиджин. Хотелось бы услышать мнение лингвиста по этому поводу.

ОТВЕТ. Заимствование иноязычных слов на рубеже XX–XXI вв. проходит настолько интенсивно, что вызывает опасения за судьбу русского языка у людей, трепетно относящихся к родной культуре. Действительно, по мнению некоторых учёных, приток новых слов из чужого языка может привести к пиджинизации, т. е. постепенному превращению русского языка в язык-пиджин.

Пиджином называют тип смешанного языка, развивающегося на основе одного европейского путём упрощения его структуры и смешения с элементами местных языков. Так в портовых городах Восточной Азии, Африки и Океании возник пиджин-инглиш. На этом смешанном языке местное население общалось с колонистами. Общение, как правило, проходило в сфере торговли. Кстати, само слово pidgin представляет собой искажённое английское business.

Сейчас насчитывается около 50 языков-пиджинов в различных районах мира. Можно ли говорить о том, что русский язык превращается в язык-пиджин?

Думаю, что о пиджинизации в отношении нашего языка ревнители чистоты русской речи говорят метафорически, когда, например, слышат такие фразы, как: Читос с покемонами! (реклама); Вы слушаете саундтрек хита в кавер-версии группы и ремиксе диджея (из речи радиоведущего); Фирма предлагает банкинг, консалтинг, контроллинг (реклама) и т. п. На самом деле перед нами так называемая макароническая речь – смесь «французского с нижегородским». Она и создаёт эффект смешанного языка. Это, конечно, не пиджин. Это наша национальная черта: считать иностранное более престижным.

Мы лим итированы врем енем , – говорит с экрана телевизора депутат. Употребление заимствования здесь неоправданно, поскольку есть его точный эквивалент в исконной лексике. Сравним: Мы ограничены врем енем .

В использовании иноязычных слов должна быть мера (об этом писал ещё А.С. Пушкин). Стоит ли отказываться от «своего» ради «чужого»?

♦ Что особенного в современном заимствовании? Откуда возникла паника по поводу того, что язык гибнет? Ведь в Петровскую эпоху заимствований было не меньше, и ничего, выжили.

ОТВЕТ. Одна из особенностей современного заимствования состоит в том, что из чужого языка перенимаются слова таких частей речи, которые вообще редко заимствуются. Так, за всю историю русского языка было заимствовано всего лишь несколько междометий, из них нейтральное алло и специальные: например, кинологические ату, фас ; «театральные» браво, бис и др. На рубеже веков уже четыре иноязычных междометия, прижившихся сначала в некодифицированной речи, проникли в повседневный дискурс.

В конце 90-х годов XX в. в молодёжной среде закрепились за относительно короткий срок (приблизительно пять лет) междометия вау! < wow (выражение восхищения, удивления, восторга и т. п.) и ес! < yes (возглас одобрения, выражение чувства удовлетворения; произносится с характерной англоязычной интонацией). В XXI в. оба междометия, особенно вау , используются не только носителями жаргона – их можно услышать в ситуации непринуждённого общения в речи людей молодого возраста, в том числе детей; их можно услышать и в речи теле-и радиоведущих (как правило, в программах развлекательного характера, в музыкальных передачах). Слово вау становится настолько популярным, что от него образуются уже производные (см. вау-моменты - так разработчики компьютерных игр называют эпизоды, вызывающие у игроков яркую положительную реакцию; вау-импульсы - у В. Пелевина).

Помимо слов вау и ес, назовём междометия супер и окей/ окейно/оки (окказ. океюшки - в миниатюре М. Задорнова). И хотя эти междометия не составляют пока конкуренции исконному и многозначному блин , сам факт заимствования чужих средств передачи эмоций примечателен и заставляет задуматься о глубине и тотальности иноземного влияния.

Паниковать, конечно, не надо, но опасность размывания национальных корней, национальных особенностей очевидна даже на примере небольшого лингвистического факта.

♦ Что такое экзотизм? экзотическое слово?

ОТВЕТ. Экзотизмы – это слова иноязычного происхождения, обозначающие реалии «чужой» культуры. В толковых словарях экзотическое значение обычно даётся через топоним. Например: грин-кард - «зелёная карточка» (США), документ, выдающийся иностранцам на право длительного или постоянного проживания и трудоустройства;

коммандос специальные отряды, подготовленные для проведения операций, главным образом в конфликтных зонах и очагах напряжённости (первоначально в Великобритании);

прайвеси – в США: неприкосновенность личности и частной жизни, культивируемые в обществе и охраняемые государством;

файф-о-клок - чаепитие между ланчем и обедом (в Великобритании и некоторых других странах).

Экзотизмы принципиально «непереводимы», поэтому и заимствуются. Они входят в литературный язык, однако находятся на периферии лексики, составляя её пассивный запас.

В СМИ обострилась проблема корректного использования экзотической лексики. Введенные в текст без пояснения, комментария, перевода и т. п. экзотизмы оказываются недоступными с точки зрения содержания (если только они не относятся к регулярным экзотизмам типа пани, фрау, паранджа, таверна, чайхана ).

Вот пример: Еще один настоящий урок преподнес мне Запад – культуру как феномен социальный. Держу пари, что этот человек в Америке сидит на велфере (ЛГ 29.05.1997). Экзотизм велфер (‘в некоторых странах – социальное пособие’) требует пояснения. Некорректное использование экзотизма можно отметить и в следующем контексте: Мне (российской эмигрантке. – Е.М.) позвонил хэдхантер, мы встретились, и после встречи со мной он сказал: «Я буду продавать тебя своим клиентам до победного конца, пока ты не найдёшь то, что хочешь …» («Наши за границей»; Cosmopolitan, 2000. № 9). Думается, что материал о поисках работы «наших за границей» оказался бы более доступным для читателей, если бы слово хэдхантер (буквально «ловец голов») пояснялось в тексте статьи.

Сравним другой, корректный способ подачи экзотизмов: Сотрудников агентств, занимающихся поиском кадров, называют также «head-hanter» - в переводе «охотники за головами» (Изв. 13.09.1999); Движение исламского сопротивления «Хамас» призвало сегодня к возобновлению интифады народного восстания против израильских оккупантов в Иерусалиме и Хевроне (Пр. 10.07.1997).

♦ Какие слова из современных заимствований считаются интернациональными?

ОТВЕТ. Интернациональными считаются слова, имеющие соОТВЕТ. ствия одинакового происхождения в трёх или более неблизкородственных языках.

Интернационализмы занимают особое место в лексической системе любого языка. Вместе с иноязычными вкраплениями – нетранслитерированными выражениями типа tabula rasa, nota bene - они составляют так называемый международный словарный фонд. Этот фонд постоянно пополняется и обновляется.

В настоящее время, по подсчётам некоторых исследователей, в текстах зарубежной хроники российских СМИ почти каждое пятое слово – интернационализм. Многие лексемы английского происхождения, с которыми зачастую «борются» современные пуристы, на самом деле являются интернациональными. Например, генетические соответствия англицизмов компьютер, факс, дайджест, гамбургер, хот-дог и др. есть сейчас во французском языке; уикэнд - в шведском и итальянском; имидж, маркетинг, брокер, топ-менеджер, хеджер, голкипер, ноу – Хау, лизинг, перформанс, банкинг, факторинг, фастфуд, шоп, студия - в немецком; веб-сервер, домен, гипертекст, конфигурировать, мультимедиа, чип, он-лайн - в испанском; хакер, шоу - в китайском языке. Международными являются также слова хит, лобби, папарацци и др.

Лексикологи отмечают сильный приток иноязычных слов во многих славянских языках. Национальные соответствия англицизмов ксерокс, виндсёрфинг, ноу – Хау функционируют в словацком языке, маркетинг, мониторинг, паблик релейшн, холдинг, брокер, дилер, триллер, трэш, скинхэд, никнейм - в чешском, креативный, опция, тест, формат - в польском, директория, компьютер, модем, принтер, файл, флоппи, сервер, рейтинг, рэкет, дилер, лизинг, кэш, клиринг, тренд, кёрлинг, римейк, боди, тур-оператор – в болгарском языке, аудит, бартер, дистрибьютор, грант, менеджмент, портфолио, спонсор, консенсус, холокост, акупунктура, фитнес, дисплей, факс, монитор, курсор, видео, спрей, билборд, гастарбайтер, имидж - в словенском. Интенсификация заимствования наблюдается в языках и таких европейских стран, в которых традиционно заимствование чужих слов контролировалось государством (это французский, финский, норвежский языки).

Таким образом, интернационализация лексики – общая тенденция, действующая во многих языках мира. И наш язык в этом отношении не отстаёт от других!

♦ Подразумевалось ли в фразе «смешение французского с нижегородским» действительно смешение чего-либо или языков?

ОТВЕТ. Крылатая фраза «смешение французского с нижегородским» восходит к цитате из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

Здесь нынче тон каков

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским?

Как видим, главный герой комедии (а с ним и её автор) вкладывал в свои слова именно лингвистический смысл, ведь для дворянской культуры XVIII и XIX вв. двуязычие (билингвизм) было нормой, которая, однако, не всегда поддерживалась высокими образцами речи. Плохое знание и французского, и родного, русского языка высмеивалось во многих произведениях наших классиков (Д.И. Фонвизин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.).

Галломания давно ушла в прошлое. Но «смешение языков» мы наблюдаем и сейчас. Появился даже неологизм для обозначения «языка», в котором русские слова щедро разбавляются американизмами-англицизмами, – русангл.

И последнее. В лингвистике есть термин, который характеризует тип речи, высмеянный Чацким. Макароническая речь – речевой недочёт, при котором предложение (отрезок речи) перенасыщен иноязычными словами. Так, в рекламном тексте «Читос с покемонами!» или во фразе радиоведущего «Саундтрекхита в кавер-версии группы и римиксе диджея» русским оказываются, как в знаменитой лингвистической шутке ГЦербы про «глокую куздру», только грамматические средства: окончания, предлоги, союз, всё остальное – иноязычное.

♦ Что такое варваризм?

ОТВЕТ. Лингвисты обычно различают слова заимствованные и слова иностранные.

К первым относят слова иноязычного происхождения, укоренившиеся в языке и воспринимающиеся его носителями как «свои», например: школа, магазин, карандаш, мастер и т. п. Иностранными считаются слова, которые не утратили в русской речи признаков иноязычности. Такие слова относительно легко опознаются говорящими как «чужие». См.: ноу – Хау, дежавю, джакузи, бренд и др. Вот такие слова нередко и обозначают термином варваризм. Получается, что варваризм в широком смысле – любое иностранное слово.

Однако можно предложить и более узкое понимание термина варваризм и закрепить за ним своё, строго научное значение. На наш взгляд, этим термином следует называть такие иноязычные слова, которые обозначают неспециальное, бытовое понятие и полностью эквивалентны слову языка-реципиента. Например: киндер (ср. ребёнок), дансер (ср. танцор), мани (ср. деньги), презент (ср. подарок), суперста(р) (ср. суперзвезда, сверхзвезда), сингер (ср. певец), фейс (ср. лицо) и др.

Как известно, употребление чужого слова воспринимается некоторыми носителями языка как престижное и современное. Некоторые варваризмы выполняют прагматическую, «коммерческую» функцию, выступая в качестве названий, наименований каких-либо фирм, салонов, печатных изданий и т. п. Например: «Фейс » (учебный центр косметологии), «Бир хаус » и «Котлета – Хаус» (рестораны), «Хелп-авто » (сервис), салон «Плезир», передача «Телешоп» (ср. телемагазин), журналы «Бью-ти», «Кул гёлз», «Респект » (г. Н. Новгород), агентство «Стар», магазины «Варварка STREET», «Лайф», «Файер», фотосалон «Смайл-фото» и др.

В литературной речи варваризм, как правило, не выдерживает конкуренции со своим эквивалентом. В большинстве случаев модное иноземное слово оказывается избыточным, неоправданным заимствованием, обреченным на постепенное забвение. Примеры таких заимствований можно найти в истории русского литературного языка. Так, в своё время исчезли слова, заимствованные из французского языка в XVIII в.: ажитациия, галант, фриштык, инфантерия, проприетр, сикурс, женироваться, компатриот, эскамотировать, тандресс (соответственно – ‘беспокойство’, ‘любовник’, ‘завтрак’, ‘пехота’, ‘собственник’, ‘помощь’, ‘стесняться’, ‘соотечественник’, ‘подменять’, ‘нежность’).

Хорошо забытое старое?

♦ Правда ли, что слово «бистро», которое мы заимствовали у французов, на самом деле русского происхождения?

ОТВЕТ. «Странствование» слов из одного языка в другой приобретает иногда неожиданные формы. Так, в начале XIX в., во время Отечественной войны 1812 г., во французском языке закрепилось русское слово быстро. Правда, значение этого слова не соответствовало русскому оригиналу: французы использовали русизм bistro для обозначения небольшой закусочной («Быстро!» – эту русскую фразу приходилось, по-видимому, чаще всего слышать владельцам французских ресторанов, когда часть русских войск вошла на территорию их страны). Во второй половине XX в. из французского языка произошло заимствование в русский язык русизма (!) bistro. Так появилось бистро - "закусочная, где можно быстро пообедать (обычно со столами-стойками)’.

Переход слова из одного языка в другой с последующим возвращением в язык-источник (обычно в несколько изменённом виде) называют обратным, или возвратным, заимствованием. Подобные «путешествия» слов известны и в других языках.

В некоторых говорах немецкого языка есть слово Baude ‘горная хижина’. Оно было заимствовано из славянских языков: см. польское buda и чешское bouda, boudka ‘будка, шалаш, конура’. Однако и польская, и чешская «будка» происходит от немецкого Bude ‘лавка, балаган, сторожка’. Другой пример. Английским языком было заимствовано из французского слово entrevue, которое в языке-реципиенте преобразовалось в interview. Спустя некоторое время это слово появляется во французском языке со значением, сложившимся в английском языке. Русское слово коляска так же, как и болгарское коляска , заимствованы из итальянского – от calesse, однако итальянский язык это слово получил от славян (ср. колесо ).

♦ Новое ли слово «виртуальный»? Что оно обозначает?

ОТВЕТ. Одну из первых фиксаций слова виртуальный находим в «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (1892 г.), в котором отмечается, что слово ввёл в научный обиход Иван Бернулли. С тех пор и до конца XX в. слово виртуальный было известно только как обозначение общенаучного понятия – ‘возможный, такой, который может проявиться в определённых условиях’. Например: виртуальные частицы (термин физики), виртуальная температура (метеорологический термин), виртуальное расстояние, виртуальное перемещение, виртуальная скорость и т. п.

Философское понятие, обозначаемое словом виртуальный , «близко по смыслу понятиям “неопределённый дух”, “ян”, “идеальное”», – читаем мы в «Современном философском словаре» [СФС]. Виртуальный – это нематериальная разновидность бытия объективных сущностей или объективных образов, противоположная материальному бытию дискретных вещей и явлений в пространстве и времени.

В конце XX в. слово виртуальный получает ещё одно специальное значение, но относится оно уже к сфере информатики: ‘не имеющий физического воплощения или отличающийся от реального существующего’, например: виртуальная память.

Если источником общенаучного значения слова виртуальный был латинизм (virtualis ‘возможный’ < virtHs < ‘способность, мощь, сила’), то источником компьютерного значения послужил уже английский язык, в котором в эпоху компьютеризации сформировались выражения virtual memory, virtual reality , в 90-е годы скалькированные в русский и другие славянские и неславянские языки.

В начале XXI в. сформировалось ещё одно значение этого слова, тоже компьютерное: ‘созданный средствами интерактивных компьютерных программ, реализованный, происходящий в компьютере, в компьютерной сети’. В этом значении слово виртуальный имеет очень широкую сочетаемость. Вот список некоторых существительных, могущих употребляться с данным прилагательным: диск, вернисаж, видеоряд, вселенная, картина, клавиатура, мир, офис, покупки, ресурсы, салон, сервер, терминал, устройство, файл, фотоальбом, экскурсия и др.

Наряду с компьютерными значениями, у слова виртуальный развилось особое, нетерминологическое значение: ‘иллюзорный, умозрительный, не существующий в реальности’. В этом значении оно становится синонимом слов искусственный, вымышленный, ирреальный, сюрреальный, мнимый, воображаемый, умозрительный.

Итак, в новом тысячелетии слово виртуальный наполнилось противоположным содержанием: см. виртуальный ‘возможный, реальный’ и виртуальный ‘не существующий в реальности, ирреальный’. Не случайно философ Д. Пивоваров пишет о том, что термин виртуальная реальность «двусмысленный по своему содержанию» [СФС с. 139–140].

♦ Новое ли слово «респект»?

ОТВЕТ. В начале XXI в. становится популярным слово респект (от англ. respect ‘почтение, уважение’). В эфир и на страницы прессы (см., например, название издательского дома «Респект») оно пришло из молодёжного жаргона (по нашим сведениям, из жаргона рэпперской тусовки). Выражение «Низкий вам респект» стало дежурным приветствием некоторых радиоведущих («Наше радио»). Так же, как и слово гламур , слово респект воспринимается молодым поколением как очередной модный неологизм, ассоциирующийся с высоким качеством жизни. Вот пример из устной речи:

У моей подруги новый друг. Такой респект! Загородный дом, джип…

Между тем люди старшего поколения, имеющие высшее образование, знают это слово по классическим текстам XIX в. См., например: Очень рада, государыня м оя, что я имею честь лично доложить вам м оё почтение; а вм есте с решпектом позвольте поблагодарить за хлебосольство ваше к племяннику м оем у (Н.В. Гоголь «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). В период русско-французского двуязычия слово респект (от франц. respect) относилось, наряду со словами променад, плезир, га-лант , к щегольскому жаргону и не укоренилось в литературном языке (очевидно, потому, что имело эквиваленты – уважение, почтение).

В XXI в. слово как будто бы заимствовалось вновь – с тем же значением, но новым, «английским» звучанием. «Осовремененный» вариант повторил судьбу предшественника – респект пришёл первоначально в жаргон. Сможет ли это слово укорениться в литературном языке XXI в. или его снова ждёт забвение, прогнозировать не будем. В отношении заимствований прогнозы редко сбываются.

А пока слово респект можно найти в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова. Вот такое «новое» слово!

♦ Откуда пошло приветствие при встрече: «Как дела?»? Не копирование ли заграничных приветствий? У нас всегда было нормальное приветствие: «Здравствуйте» или официозно-отдаленное: «Добрый день(вечер)»…

ОТВЕТ. «Как дела?» Обычно эта фраза звучит за приветствием, а не вместо него. Стандартная ситуация: Привет. Как дела ? Некоторые считают эту этикетную реплику дежурной. Однако её аналоги есть и в других языках. Конечно, прежде всего приходит в голову английское «How do you do?». He думаю, что это чистое копирование, или калькирование, английской формулы. Русское «Как (Ваши, твои) дела?» вошло в речевой этикет довольно давно, ещё до тотального влияния английского языка на наш язык. Оно стоит в одном ряду с другими этикетными формулами-приветствиями: Как здоровье? Как ты? Как успехи? и т. п.

Ответьте сами

1. Что общего между курсивом и курсором ?

2. Слово меню было заимствовано русским языком в XIX в. из французского языка в значении «подбор блюд».

Сейчас это слово в другом своём значении относится к компьютерным терминам. Произошло вторичное, или повторное, заимствование слова – на этот раз уже из английского.

Какие слова имеют похожую судьбу (судьбу вторичного заимствования)?

3. Одно из современных заимствований (американизмов) предложили перевести, заменяя каждую морфему данного американизма русской морфемой (такой способ передачи иностранного слова называется «калькированием»). В результате получилось слово надцатилетник. Какое это заимствование? Каким русским словом его можно перевести?

4. Слова каких частей речи заимствуются из чужих языков

1) чаще всего? 2) заимствуются редко? 3) вообще не заимствуются? Попробуйте дать лингвистическое объяснение вашим утверждениям.

5. Что общего между маргариткой и перловкой? шпаргалкой и пелёнкой?

6. Чем в далёкую старину занимались вратарь и товарищ ? Какого человека называли в старину странным ?

7. Слова басня, байка, баловать, балагур, обаяние являются исторически родственными словами; они восходят к одному и тому же корню (глагол с эти корнем сохранился только в диалектах). Какого же человека в старину называли обаятельным ?

8. Какие слова в современном русском языке родственны слову подушка ?

9. Какие слова современного русского языка исторически родственны слову дерево ?

10. Историки языка называют слово нет (нету) сращением. Как вы думаете, что с чем «срослось»?

11. Что общего между словами врач и враль ?