Человек является продуктом эволюций. «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции


I. Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности.

1. Понятие.

Природа человека - совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.

2. характер природы человека. - она бинарна - двойственна.

А. Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы

Б. Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разума, свободе и ответственности.

3. Сущность природы Ч.

Т.о. человек – биосоциальное существо.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как инди­вид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социали­зируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств.

«Осознание двойственности своей природы - фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выжи­вания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины...

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать - эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врож­денной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом.

4.. Черты сходства человека с другими живыми существами .

А). существует как биологическое тело: дышит, употребляет продукты питания, существует в опред. природной среде.

Раздел №2 «ЧЕЛОВЕК»

Тема1: Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Цели и задачи:

  • выяснить процесс становления человека;

План

  1. Понятие «человек».
  2. Антропосоциогенез.
  3. Биологизаторская и Социологизаторская концепции.

1. Человек – это существо биологического вида человек разумный, который есть продукт биологической революции. Выделение человека из мира животных занимает несколько лет.

Ступени развития человека:

Дриопитек – самый далёкий предок человека (14-20 млн. лет назад).

Рамапитеки – 10–14 млн. лет назад. Рамапитеки дали две эволюционные линии: одну – предков людей, другую – предков современных человекообразных обезьян.

Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – появились около 2,5–3 млн. лет назад – обезьяноподобные люди, изготавливавшие примитивные каменные орудия. Дату появления Homo habilis современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества.

Питекантропы

Неандертальцы

Кроманьонцы – вершина антропогенеза, человек современного физического типа. Появился примерно 30-40 тыс. лет назад и получил в науке название Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный). Человек разумный относится к приматам, одному из отрядов млекопитающих. Как и всякое живое существо он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело, рождается, растёт, взрослеет, стареет и умирает. Ему, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные потребности, биологически запрограммированные схемы поведения.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

2. Во время выделения человека из мира животных протекало 2 параллельных процесса:

  1. Антропогенез – становление человека.
  2. Социогенез – становление общества.

Большую роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. Только человек может изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда. Современные теории соединяют эти 2 процесса в один под названием Антропосоциогенез. Появление и развитие языка.

  1. Язык - это процесс передачи информации с помощью звуков и объединённых в смысловые конструкции.
  2. Овладение и использование огня.
  3. Неолитическая революция. С переходом неолитической революции, человек как биологический вид перестал меняться. Появились расы.

3. Наличие в человеке 2 начал, биологического и социального, парадило массу дискуссии об их отношении. В итоге возникает 2 концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, билогизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.

Биологизаторскими концепциями являются Расизм и Фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представлений низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в 19 веке. На основе учения Ч. Дарвина социал-дарвинисты объяснили многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причём переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал-дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» применился к человеческому обществу.

Социалогизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленной к выполнению определённых функций, ограниченной во всех других отношениях, к которым можно манипулировать в целях достижения определённого социального идеала.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

  1. Чем человек отличается от животных?
  2. Какую роль в развитии человека сыграли орудия труда и язык?
  3. В чём проявляется единство биологического и социального в человеке?

Д\задание: А.Г.Важенин. Обществознание §2.1. (конспект)

Тема2: Человеческая деятельность, её многообразие

Цели и задачи:

  • выяснить составные характеристики деятельности, потребности человека и виды деятельности;
  • способствовать проявлению интереса к изучению предмета;
  • обеспечить выработку у учащихся морально-нравственных качеств, свойственных достойному гражданину Отечества.

План

  1. Субъект, объект и орудия деятельности
  2. Цель и средства деятельности
  3. Потребности человека
  4. Виды деятельности

1. Анализ человеческой деятельности мы начнем с утверждения настолько простого, что оно может показаться читателю тавтологией: человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого "субъект". Говоря философским языком, под субъектом мы будем понимать активную, "инициирующую сторону" целенаправленной деятельности, носителя деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Человека, почувствовавшего голод, решившего пообедать и севшего за обеденный стол, мы считаем субъектом "процесса питания", поскольку именно он, а вовсе не съеденная им котлета, инициирует этот процесс и регулирует его, определяя, что есть, где есть, сколько есть и т.д.

Из нашего определения субъекта следует утверждение, что в этой роли способен выступать только человек. Животные не могут считаться субъектами, даже тогда, когда их поведение "неприродно", например, при их выступлении на арене цирка: очевидно, что подлинным субъектом, инициирующим и контролирующим цирковое действие, является не животное, а дрессировщик.

Прогресс науки и техники привел к созданию таких технических устройств, которые способны работать в автоматическом режиме, без непосредственного участия человека. Беспилотные космические аппараты типа "Фобос" или "Вояджер" изучают планеты Солнечной системы, сложнейшие станки с программным управлением "самостоятельно" в безлюдном цехе изготовляют автомобили, современный компьютер обыгрывает в шахматы чемпиона мира и т.д. Возникает вопрос: должны ли мы рассматривать подобные технические системы, способные имитировать человеческую деятельность (справляясь с некоторыми действиями лучше самого человека), в качестве ее субъекта?

Приведенное определение субъекта предполагает отрицательный ответ на этот вопрос. Роботизированные системы не могут рассматриваться как субъекты целенаправленной адаптивно-адаптирующей деятельности, ибо не способны инициировать ее в соответствии с собственными потребностями и регулировать в соответствии с собственными желаниями. Определенные способности кибернетических устройств к саморегуляции "поведения" и к целесообразным адаптивным реакциям заложены в информационных программах, разработанных человеком, сами устройства не имеют собственных целей, служат целям и потребностям человека и лишь в фантастических романах обретают способность противопоставить своим создателям собственную волю.

Таким образом, социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. Под такое абстрактное определение объекта деятельности подпадают не только съеденная человеком котлета, но и вилка в руках едока, не только срубленное лесорубом дерево, но и использованный для этого топор. Иными словами, не только "орудие", но и "предмет" труда, которые различаются в данном случае лишь как "опосредствующий" и "опосредствованный" объекты деятельности. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

Мы не имеем в виду, конечно, случаи "юридической квазиобъектности", известные нам из истории древних цивилизаций, когда рабы официально приравнивались к предметным средствам деятельности, рассматривались как "говорящие" орудия труда, что не мешало им в действительности быть субъектами производства, а иногда и политической активности, направленной против рабовладельцев.

Ошибочным было бы также считать объектом деятельности пациента, сидящего в стоматологическом кресле. Конечно, хороший пациент не мешает врачу и всецело подчиняется его командам (преодолевая немалое искушение встать и уйти). Но Означает ли, что, сохраняя неподвижность, воздерживаясь от физической активности, человек непременно становится объектом чужой деятельности? Едва ли это так. В действительности действия человека совсем не обязательно предполагают манипуляции во внешней среде. М. Вебер специально подчеркивал, что действием может считаться любая активность индивида или индивидов, имеющая для них субъективный "смысл", даже если действие не предполагает специальных усилий для достижения цели, а "сводится к невмешательству или терпеливому приятию" . Аналогичным образом рассуждал П. Сорокин, указывая, что социальные действия могут быть не только "активными", но и пассивными, предполагающими "воздержание от внешних актов". Таковы, например, "толерантные действия" христианского мученика, стоически переносящего пытки и издевательства .

Абсолютная внешняя неподвижность человека, связанного по рукам и ногам, отнюдь не лишает его статуса субъекта, который ставит перед собой осознанную цель - сохранить свою веру - и настойчиво стремится к ее достижению. Тем более это верно для пациента, который сам принимает решение обратиться к врачу и добровольно садится в кресло и даже имеет основания рассматривать врача как избранное (и оплаченное) средство избавления от боли - более эффективное, чем настойка шалфея.

Сказанное не означает, однако, что люди в принципе не могут быть объектами чужой деятельности. Это происходит, например, с человеком, подвергшимся внезапному нападению и лишенным возможности не только сопротивляться, но и осмыслить происшедшее.

Итак, в каждом социальном действии могут быть выделены два обязательных структурных компонента: субъект действия, или тот, кто действует, и объект действия, или то, на что направлена деятельная способность субъекта. Структурная "двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.
Перейдем теперь к рассмотрению наиболее общих механизмов деятельности - причин, побуждающих субъекта воздействовать на объект, последовательности его усилий и возможных результатов его активности.

2. Проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной литературе сформулирована антитеза т.н. иезуитизма/макиавеллизма и т.н. абстрактного гуманизма; и принято считать, что иезуиты, а также Н. Макиавелли проповедовали принцип, согласно которому цель (Ц.) безусловно оправдывает средства (С), а абстрактные гуманисты (к которым относили Л.Н. Толстого, М. Ганди, А. Швейцера) утверждали, что действительная ценность С. целиком обусловливает ценность достигаемых результатов. Благая Ц. в самом деле оправдывает С: с прагматической т.зр. всякое практическое, т.е. сориентированное на непосредственно достижимый результат, действие самим значением своего замысла обусловливает С.. необходимые для его достижения; достижение Ц. компенсирует (оправдывает) неудобства и издержки, необходимые для этого. В рамках практической деятельности усилия признаются в качестве средства лишь в их отношении к определенной цели и обретают свою правомерность через правомерность Ц. В праксеологическом плане проблема согласования Ц. и С. является инструментальной (средства должны быть адекватными) и целерациональной (средства должны быть оптимальными). В современных социальных науках сформировались антитетические представления, коррелирующие с праксеологическим подходом к данной проблеме, по поводу функционально различных видов деятельности: а) в проектной деятельности признано, что цели определяются средствами: технические возможности предполагают определенное их использование (Г. Шельски) или доступные финансовые средства предопределяют планируемые результаты и масштаб проекта; б) технические средства получают развитие в рамках систем целенаправленного рационального действия, одно не развивается отдельно от другого (Ю. Хабермас). От прагматического следует отличать демагогически-морализаторский подход, при котором максима «Цель оправдывает средства» привлекается для оправдания очевидно неблаговидных или преступных действий ссылками на «благую Ц.». При этом то, что упоминается в качестве «благой цели», является либо (в перспективном плане) декларацией, либо (ретроспективно) событием, хронологически последовавшим за совершенными действиями, а совершенные якобы для достижения «благой цели» действия, если учитывать полученные результаты, реально средством не оказались, но были совершены безответственно и своевольно или ради них самих.

Собственно этическая проблема возникает в связи с предположением, что ради «благой цели» оказывается нравственно дозволенным совершение любых необходимых действий, пусть и считающихся обычно неблаговидными, нравственно недопустимыми, а то и прямо преступными. Такая т.зр. объективно является релятивистской: хотя не любые действия признаются допустимыми, а только такие, которые действительно ведут к тому, что признается в качестве высшей Ц., - в конечном счете выбор С. оказывается обусловленным стратегией и тактикой деятельности.Существенные уточнения в саму постановку проблемы Ц. и С. внес Дж. Дьюи в полемике с Л.Д. Троцким. 1. Понятие Ц. имеет двойное значение: а) Ц. как замысел и мотив, сориентированный на конечную, все обосновывающую Ц. и б) Ц. как достигнутый результат, или последствие применения определенных С; достигнутые результаты сами выступают в качестве С. по отношению к конечной Ц. 2. Оценка С. должна производиться и с т.зр. того результата, который достигнут с помощью применявшихся С; в этом состоит принцип взаимозависимости Ц. и С. Ц. как результат сама зависит от использовавшихся С. и определяется ими; но и их оценка зависит от Ц. как достигнутого результата. В схеме, предложенной Дьюи, заключена действительная соотносительность Ц. и С.. не исчерпывающаяся общепризнанным положением о том, что достигнутые Ц. сами становятся С. для последующих Ц. Следование принципу взаимозависимости требует скрупулезного и критического исследования используемых С. с т.зр. того, насколько точно результаты, к которым они ведут, соответствуют запланированным. 3. Действительное единство Ц. и С. может быть обеспечено при условии, что С. в самом деле определяются сообразно с целями, а не «выводятся», как это часто бывает, из внешних по отношению к ситуации выбора соображений, в противном случае оказывается, что Ц. ставится в зависимость от С. в то время, как С. не выводятся из Ц. 4. Высшие Ц. - это моральные Ц., в конечном счете это - идеал, и его достижение в смысле практической реализованности, строго говоря, невозможно; так что в деятельности, сориентированной на идеал, тем более необходим учет принципа взаимозависимости С. и Ц. как практических последствий применения С.

Вопрос о том, с чем должны соотноситься действия - с непосредственными результатами или общими принципами - и каковы, соответственно, должны быть критерии их оценки, в ином идейном и методологическом контексте, был предметом полемики между представителями утилитаризма действия и утилитаризма правила

3. Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение. Ученые выделяют три группы потребностей:биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Американский психолог А.Маслоу выделил следующие группы потребностей:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, самоактуализации.

Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Например, хороший слух, красивый голос певца, способность быстро бегать, особенности памяти. Очень важно еще в детстве отметить эти задатки и развивать способности в нужном направлении. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. Способности человека могут проявиться только в его деятельности. Не у всех людей одинаковые способности. Одни склонны к естественно-научным дисциплинам, другие – к гуманитарным. Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.

4. Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное -- огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант--это терпение», «Талант--это склонность к бесконечному труду», -- говорили они. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности -- труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией -- ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени -- как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности -- игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника -- учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд -- основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

«Производительный труд, обладание и пользование его рсзультагами представляют собой одну из сторон жизни человека или одну из сфер его деятельности», -- отмечал Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы, не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовная деятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия, искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество -- это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность -- это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе.

Но внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец. Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назвать творчеством.

Вот, к примеру, напомним еще раз потрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит...» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова это не только живоописание небесной дали. Это также определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества.

И все это в одной строке. Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте...

Деятельность как зло. Однако нужно предостеречь: деятельность -- не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. В древнекитайской философии существовало понятие «дао». Так назывался основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий.

Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих…

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Норматив по теме

  1. Теории происхождения человека
  2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
  3. Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
  4. Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)

Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда.

Теории происхождения человека

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Теория происхождения человека получила свое название -антропогенез .

Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens ), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке .

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи .

Начиная с Homo habilis , люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.

(Источник информации: https://ru.wikipedia.)

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной) , а самого человека определяют как биосоциальное существо , обладающее

— членораздельной речью,

— сознанием,

— высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма , которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед , а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система , даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей , а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов , таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды.

Личность обладает:

— самостоятельностью;

— способностью изменяться во времени;

— ответственностью и умением решать проблемы;

— контролем своего поведения, силой воли.

Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.

Феральный человек - индивид, изолированный от социума («Маугли»)

Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание .

З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом .

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология - это и есть Фрейд ». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Бессознательное - это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.

Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.

Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.

Задания:

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность

2. Человек от животного отличается тем,что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает наиболее совершенным слухом

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью

3. И человеку и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве

в) познавательная деятельность

г) самореализация

4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:

а) способность к совместной преобразовательной деятельности

б) стремление к самореализации

в) умение приспосабливаться к природным условиям

г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

д) потребность в воде, пище, отдыхе

д) способность к самосохранению

Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во 2-й половине ХГХ в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.

Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Если религия исключала человека из природного эволюционного процесса, то теория эволюции «растворяла» человека в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. В ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникла членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф. Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом -- процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса -- антропосоциогенеза, длившегося 3--3,5 млн лет. Изменение характера взаимодействия со средой обитания, переход от индивидуальной приспособительной жизнедеятельности к групповой, основанной на совместной трудовой деятельности, повлияли на процесс последующей биологической эволюции. Около 1 млн лет назад возникает вид Homo erectus (человек прямостоящий), начинается интенсивное развитие головного мозга. Развитие мозга сопровождалось повышением функциональных возможнос тей органов тела, рук, гортани, перестройкой лицевого отдела черепа, изменениями в деятельности высшей нервной системы и психики -- формированием второй сигнальной системы мозга, присущей человеку.

Усложнения форм труда и совместной деятельности направляли биологическую эволюцию человека через отбор, закрепление мутаций. Под влиянием социальных факторов происходило направленное изменение генетических программ, которые позволяли бы организму успешно осуществлять трудовые и иные функции в новых условиях. Функциональные свойства организма развивались, оформлялись после рождения в соответствии с потребностями существовавшего в первобытном сообществе разделения труда, основных видов производственной деятельности, характера орудий труда. Стадный образ жизни, трудовая деятельность, изготовление орудий труда, необходимость социального общения и передача накопленного опыта способствовали возникновению и развитию речи. Все это в целом послужило предпосылкой становления социальной среды, социального наследования. Исторически завершение эволюционного процесса возникновения человека современного физического типа -- Homo sapiens (человек разумный) ученые относят к рубежу 30--40 тыс. лет назад. Найдены останки, относящиеся к этому времени, так называемого кроманьонского человека (по названию пещеры Кроманьон во Франции). Развитие человека с этого времени продолжается на социальной основе.

Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в XX в. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер, сделавшие вывод, что человек -- вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек -- биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.

Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных свойств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений. Прежде всего это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Известный психолог П. Гальперин отмечал, что «одним из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенный, инстинктивный характер». Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием социальности, а имеет изначально природное происхождение.

Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ 1-й половины XX в. Э. Кассирер выводит феномен культуры. В частичной утрате коммуникации со средой обитания и себе подобными кроется, по мнению Кассирера, суть первоначального отчуждения, исключавшего прачеловека из природной целостности. Данная коллизия глубоко трагична так как трагедия осмыслена в мифе об изгнании первых людей из рая. Человек как биологическое существо оказался обречённым на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. В сочетании с ослабленными инстинктами способность к подражанию имела далеко идущие последствия, она изменила рам способ человеческого существования. Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное реагирует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек -- это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.

Сочинение

Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.

Но, думаю, мало кто из «обычных людей» — тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, — задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек — продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.

Однако одно признается приверженцами всех теорий — человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие — результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само — его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.

Таким образом, бесспорно, человек — существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека — он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т. д.

Но, и это очень важно, человек — это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди — существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, — способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность — полноценного члена социума.

Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека — природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал — достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг — вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.