Что такое технический прогресс. Научно-технический прогресс (Scientific and technical progress) - это

Технический прогресс - это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее.

Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Сдвиг изокванты в результате технического прогресса

На рис. 23.1 изокванта Q1*Q1* показывает то же количество произведенной продукции, что изображает и изокванта Q0*Q0*. Однако теперь это количество может быть выпущено с применением меньшего объема факторов (К и L). И сдвиг изокванты может сопровождаться модификацией ее конфигурации, означающей модификацию в пропорциях использованных факторов производства. В связи с этим выделяют три типа технического прогресса: капиталоинтенсивный (трудосберегающий), трудоинтенсивный (капиталосберегающий) и нейтральный, каждый из которых имеет свою конфигурацию изокванты.

Капиталоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль линии с постоянным соотношением К / L предельная норма технического замещения (MRTSLK) понижается (рис. 23.2). Это означает, что технический прогресс сопровождается опережающим ростом предельного продукта капитала в сравнении с предельным продуктом труда. На рис. 23.2 видно, что наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси L.

Рис. 23.2. Капиталоинтенсивный тип технического прогресса

Трудоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль той же линии MRTSL K увеличивается (рис. 23.3). Это означает, что технический прогресс сопровождается ростом предельного продукта труда в сравнении с предельным продуктом капитала. Наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси К.

Рис 23.3. Трудоинтенсивный тип технического прогресса

Нейтральный тип технического прогресса - это такой тип, когда технический прогресс сопровождается пропорциональным ростом продуктов К и L, так что предельная норма их технического замещения при перемещении к началу координат сохраняется постоянной. При этом не меняется и наклон изокванты, она лишь смещается параллельно самой себе под влиянием технического прогресса (рис. 23.4).

Рис. 23.4. Нейтральный тип технического прогресса

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность понятия НТП

1.1 Основные формы НТП

1.2 Основные направления НТП

4. Состояние НТП в Украине

Заключение

Введение

внедрение технический экономический

Предметом изучения данной работы является НТП, как основной фактор экономического роста.

Цель этой работы осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды НТП, а также состояние НТП в Украине.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:

Изучить факторы, влияющие на возникновение и ускорение НТП,

Рассмотреть общие понятия НТП,

Сущность НТП,

Его виды,

Состояние НТП в Украине на данный момент времени.

Основное внимание в своей комплексной работе уделю раскрытию такой темы как уровень НТП в Украине.

Научно-технический прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в государстве. НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Экономический рост же достигается путем введения в производство нового оборудования и техники, а также применением улучшенных технологий использования ресурсов, что собственно и является основой НТП. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

Актуальность данной темы определяется появлением новых внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние экономической системы.

Так же актуальность темы исследования обусловило появление многочисленных трудов, посвященных проблемам сохранения и развития научно технического потенциала. Большой вклад в развитие данного направления внесли отечественные теоретики, среди них можно выделить следующие: Гончарова В.В, Завлина П.Н, Казанцева Л.Э., Кортова В.С., Андреянов В.Д., Абрамов, Малкова И.В, Басовский Л.Е. и др., работы которых широко представлены в литературе.

1. Сущность понятия НТП

Научно-технический прогресс (НТП) -- это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах. Выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач - улучшения условий труда и повышения его содержательности, охраны окружающей среды, повышения благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В широком смысле на любом уровне -- от фирмы до национальной экономики -- под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

НТП -- это постепенное совершенствование и распространение в производстве техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов.

Для него характерны следующие признаки:

Разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;

Создание и развитие качественно новых технологий производства;

Открытие и использование новых видов и источников энергии;

Создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

Широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;

Внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП.

Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений. Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.

Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

1.1 Основные формы НТП

Научно-технический прогресс, другими словами, прогресс науки и техники, сопровождается множеством факторов, влияющих в той или иной степени на общественное развитие. Совокупность этих факторов обусловила две формы научно-технического прогресса: эволюционную и революционную.

Эволюционная форма научно-технического, прогресса представляет собой сравнительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства. Речь идет не о скорости, а о темпах роста производства: они могут быть низкими при революционной форме и высокими при эволюционной. Например, если рассматривать темпы роста производительности труда, то, как показывает история, быстрое развитие можно наблюдать при эволюционной форме научно-технического прогресса и медленное в начале революционного этапа. В настоящее время преобладает революционная форма, обеспечивающая более высокий эффект, крупные масштабы и ускоренные темпы воспроизводства. Эта форма научно-технического прогресса воплощается в научно-технической революции, или НТР.

1.2 Основные направления НТП

В современный период бурного развития научно-технического прогресса к традиционным его направлениям реалии жизни дополняют много существенного как, в общем, так и отраслевом разрезе. Однако и традиционные действуют постоянно, оставаясь основой развития отрасли и повышения её эффективности.

К основным направлениям научно-технического прогресса относятся:

1. Опережающее развитие самой науки, как основы технической революции и технического прогресса.

2. Электронасыщение производства.

3. Электронизация производства.

4. Масштабное использование вычислительной техники и информационной технологии.

5. Механизация и автоматизация всех производственных процессов.

6. Рациональная химизация, дополненная биологическими средствами и методами.

7. Современные и сверхсовременные направления, связанные с использованием эффекта лазера, космического инструментария, микробиологии, бионики, биоинженерии, генной инженерии и др.

8. Создание прогрессивных технологий с учетом достижений всех названных направлений научно-технического прогресса.

9. Совершенствование организации производства, труда и управления адекватно внедрению новой технологии и других направлений научно-технического прогресса.

Все эти направления научно-технического прогресса весьма важны. Однако, в реальной жизни необходима корректировка на приоритетность и возможность. В этом плане самыми приоритетными направлениями являются новые технологии, механизация и автоматизации производственных процессов. Необходима также переориентация импорта продукции на приобретение технологии.

2. Научно-техническая революция и ее последствия

Экономисты особо выделяют «научно-техническую революцию» (НТР) -- качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Научно-техническая революция -- это качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.

Таким образом, НТП и НТР взаимосвязаны и взаимно обусловлены, соотносятся как эволюционная и революционная формы развития материально-технической базы общества. Революционная форма НТП означает переход к использованию качественно новых научно-производственных принципов в производстве (и не только в материальной его сфере, но и в сфере услуг). НТР преобразует весь технологический способ производства, все его стороны и компоненты.

Основные черты научно-технической революции:

Универсальность -- охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;

Бурное развитие науки и техники;

Изменение роли человека в процессе производства -- в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых, изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых, начинают применяться новые виды энергии -- атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих, происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых, изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п. Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами. Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых, изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых, изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых, изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых, совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

3. НТП как фактор экономического роста

Экономический рост - важная экономическая цель, так как он способствует росту благосостояния и увеличению национального богатства. Он позволяет решать социально-экономические проблемы - осуществлять социальные программы, развивать науку и образование, решать экологические проблемы и др. Экономический рост увеличивает производственные возможности экономики. Благодаря ему создаются новые виды ресурсов, новые эффективные технологии производственных процессов, позволяющие увеличивать и разнообразить производство товаров и услуг, повышать качество жизни.

Среди интенсивных факторов экономического роста наиболее существенным является научно-технический прогресс (НТП), основанный на накоплении и расширении знаний, на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно-эконмический прогресс обеспечивает совершенствование качества ресурсов, постепенное совершенствование техники и технологических процессов в рамках действующих научно-технических принципов и распространение их в производстве. Эволюционная форма НТП постоянно присуща общественному производству и предполагает неуклонное развитие технологий, повышение уровня технических знаний. Революционная форма научно-технического прогресса - научно-техническая революция (НТР) - это качественный скачок в развитии науки и производительных сил общества, переворот в технике и технологии производства.

Начало современной научно-технической революции принято относить к середине 50-х годов XX века. Ее основные характеристики:

Автоматизация и компьютеризация производства, превращение информатики в новый ресурс и элемент технологического прогресса;

Открытие и использование новых видов и источников энергии - атомной, термоядерной;

Создание и использование новых видов материалов, не известных природе, с заранее заданными свойствами;

Открытие и применение новых технологий (химических, биологических, лазерных и т.д.), которые входят в жизнь под общим названием «высоких технологий»;

Формирование работника нового типа - культурного и образованного, дисциплинированного, способного эксплуатировать сложные технико-информационные системы, мыслящего творчески.

Конечно, использование высоких технологий позволяет полнее удовлетворять потребности общества при более щадящем воздействии на окружающую природу, обусловливает возрастающую экономичность производства конечной продукции, способствует достижению целей экономического роста. Однако сам по себе экономический рост не может решить все экономические, социальные, экологические и другие проблемы человеческого общества. В последнее время специалисты, изучающие проблемы экономического роста, пришли к выводу, что продолжение безудержного экономического роста на существующей базе приведет человечество к катастрофе, угрожающей его существованию. В основе такого заключения лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Во-первых, при сохранении существующих производственных условий в ближайшей перспективе может быть исчерпана ресурсная составляющая производства.

Во-вторых, преобладающие сегодня технологии и общественные отношения способны привести человечество к экологической катастрофе. Еще с начала XX в. человечество стало сталкиваться с рядом возрастающих проблем планетарного характера, получивших название глобальных. Если еще в 60-70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной войны, то сейчас на первое место специалисты ставят экологическую проблему. Индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления как загрязнение, промышленный шум, выбросы, ухудшение облика городов и др.

В-третьих, серьезную опасность таит усиливающееся социальное расслоение общества. Все более обостряется проблема неравенства доходов и, как следствие ее, проблема бедности. Примерно 2/3 населения мира постоянно влачит нищенское существование или опасно приближается к нему. Сегодня на развивающиеся страны приходится почти 80 % мирового народонаселения и около 40 % мирового ВВП.

В-четвертых, быстрый экономический рост, особенно лежащее в его основе обновление технологий, порождает среди людей беспокойство и неуверенность в завтрашнем дне. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере стремительно развивающегося технического прогресса.

4. Состояние НТП в Украине

Украина - в 20-ке лидеров научно-технического прогресса.

В первой половине ноября, по меньшей мере, три события стали знаковыми для украинского научного сообщества. Во-первых, 1 ноября журнал Time опубликовал список лучших изобретений 2012 года, в которых разработка украинской команды «Enable Talk Gloves» заняла 7-е место из 25 возможных. (Enable Talk - это студенческий проект, основной целью которого является перевод языка жестов в речь. Представленная концепция проекта включала в себя две, оснащенные датчиками, перчатки и мобильное устройство, где и происходило само распознавание). Во-вторых, 12 ноября был зарегистрирован 100-тысячный патент на изобретение. Как сообщается в пресс-анонсе Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, 20 ноября заявителю изобретения выдадут охранный документ сроком на 20 лет на способ повышения эффективности химиотерапии злокачественных опухолей. И, наконец, в рамках международной системы РСТ за 2011 год Украина заняла 7-е место в ТОП-15 стран со средним уровнем доходов по количеству заявок, поданных на получение патентов. В то же время, по динамике количества заявок на регистрацию инноваций, Украина оказалась в 20-ке лидеров научно-технического прогресса.

Согласно данным ИЦИС, с 1992 по 2012 год в Украине зарегистрировано 203 294 патента. На один миллион жителей приходится более 2 тысяч изобретений. С таким показателем, по данным «Глобального рейтинга инноваций-2012», Украина, вместе с Китаем и Индией, оказалась в группе «новичков». Как отмечается в отчете, несмотря на слабую экономику с низким и средним уровнем доходов граждан, в государстве наблюдается рост достижений в сфере инноваций. Этому способствует совершенствование институциональной структуры, наличие квалифицированных специалистов и тесная интеграция в мировой финансовый рынок. На основании статистики, опубликованной на сайте Государственной службы интеллектуальной собственности Украины, можно подсчитать, что в 2012 году на регистрации изобретений, полезных моделей и промышленных образцов государство заработало более 35,3 миллиона гривен. Основную часть этой суммы, около 33,4 миллионов гривен, составляют ежегодные сборы за поддержание патентов.

Заключение

Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что научно - технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран и его развитие является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. В настоящей комплексной работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность НТП как основного фактора экономического роста.

По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:

Научно-технический прогресс является одним из факторов, определяющих экономический рост в государстве.

НТП -- это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.

НТП характеризуется:

Разработкой и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;

Созданием и развитием качественно новых технологий производства;

Открытием и использованием новых видов и источников энергии;

Созданием и широким использованием новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

Экономический эффект НТП - результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей среды.

Для Украины сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Эффективность инноваций зависит от ряда факторов - это действенность. Какого - либо результата, получаемого в ходе вложения инвестиций и всех ресурсов (денежных, материальных, информационных, рабочей силы) в новый продукт или операцию (технологию).

Список использованной литературы

1. Экономика предприятия. И.В. Сергеев. - М.: Феникс, 2003.

2. Экономика предприятия. Под редакцией д. э. н., проф. Карлика Б.А. - М.: Ник, 2000.

3. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование НТП. М.: Высшая школа, 2001.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Научно-технический прогресс (НТП) как процесс взаимосвязанного прогрессивного развития науки и техники. Признаки и формы НТП. Этапы развития научно-технической революции. Типы экономического роста. Классификация факторов, влияющих на ускорение НТП.

    презентация , добавлен 15.02.2012

    Внедрение новой техники и технологии на основе достижений научных знаний. Сущность и основные направления научно-технического прогресса (НТП). Эффективность технического прогресса в народном хозяйстве. Статистические показатели развития НТП в России.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Научно-технический прогресс как материальная основа эффективной структуры экономики, его характеристика и направления. Виды научно-технических инноваций и их содержание. Нанотехнологии и области их применение. Электронное таможенное декларирование.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Экономическое содержание и функции научно-технического прогресса, особенности и своеобразие его современного этапа. Научно-техническая революция и ее последствия. Понятие инновационного процесса. Меры воздействия государства в области инноваций.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2013

    Научно-технический прогресс как основа развития и интенсификации производства. Основные направления научно-технического прогресса.Научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики. Социальные результаты НТП.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Формирование естественнонаучных предпосылок научно-технического прогресса, этапы и направления данного процесса. Современное состояние и оценка дальнейших перспектив развития различных научных дисциплин. Участие науки в функционировании производства.

    реферат , добавлен 04.12.2014

    контрольная работа , добавлен 16.06.2011

    Производство как процесс общественного труда. Факторы производства: соединение, результативность. Научно-техническая революция и смена в содержании и характере труда. Изменение места и роли человека в производстве в процессе научно-технического прогресса.

    реферат , добавлен 15.01.2010

    Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Понятие, направление и объекты организационного прогресса, современные тенденции развития. Расчеты по организации вспомогательных подразделений предприятия; количество транспортных средств.

Науки и техники. Понятие было введено в 20 в. в контексте обоснования, использующего потребительное к природе, и традиционной научно-инженерной картины мира. Цель технического прогресса определяется как удовлетворение постоянно растущих потребностей человека; способ удовлетворения этих потребностей - достижений естественных наук и техники. В техническом прогрессе различаются предпосылочный этап медленного опытного и независимого друг от друга развития науки и техники и этап научно-технических революций, первая из которых приходится на 16-17 вв. В концепция технического прогресса подвергается серьезной критике в связи с общим переосмыслением ценностей современной техногенной цивилизации.

В. М. Разин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС" в других словарях:

    Технический прогресс - см. Научно технический прогресс, а также: Автономный технический прогресс, Материализованный технический прогресс … Экономико-математический словарь

    - (technical progress) Совершенствование знаний о достижимых технических возможностях. Эти знания могут обеспечить получение большего объема продукции при неизменных затратах или такого же его объема, полученного на основе меньших затрат, либо… … Экономический словарь

    См. Научно технический прогресс … Большой Энциклопедический словарь

    технический прогресс - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN technical advancetechnological advance …

    См. Научно технический прогресс. * * * ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, см. Научно технический прогресс (см. НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС) … Энциклопедический словарь

    См. в статьях Научно технический прогресс, Прогресс, Техника … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    Капитализм и научно-технический прогресс - Технический прогресс в области материального производства, неразрывно связанный с прогрессом прикладных, точных и естественных наук, привел к росту производительности труда. Это позволило капиталистам, применявшим на своих предприятиях… … Всемирная история. Энциклопедия

    Научно-технический прогресс - (Scientific and technical progress) История научно технического прогресса Научно техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса Содержание Содержание Раздел 1. Суть, научно техническая революция. Раздел 2. Мировые… … Энциклопедия инвестора

    научно-технический прогресс - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] научно технический прогресс НТП Развитие техники и технологии производства, а так¬же рост организации производства, повышение технического уровня… … Справочник технического переводчика

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловливающее прогресс производительных сил и общества в целом.

Главный источник развития НТП заключен не в нем самом, а в сущностных силах человека. Необходимость НТП обусловлена не нуждами самой техники и технологии, она заложена в природе человека, в сущности человеческого существования. Именно люди, развивая производительные силы и меняясь под их давлением, определяют в конечном счете основные принципы и направления НТП. Современным этапом НТП является современная научно-техническая революция.

Научно-техническая революция: сущность и основные направления.

Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий.

Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом.

Выделяются следующие основные направления НТР:

1. По Тофлеру

Поиск новых возобновляемых источников энергии

Электронная промышленность

Космическая промышленность

Проникновение в глубины моря

Генная инженерия

2. По Беллу

Замена механической техники электронной

Миниатюризация производства

Переход к числовым методам хранения и обработки информации

Производство программного обеспечения

3. Другие источники

Автоматизация производства (безлюдное производство)

Альтернативные источники энергии

Космонавтика

Искусственные материалы с заранее заданными свойствами

Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия)

Противоречия современного нтп.

Противоречия НТП:

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.

НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.

Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.

От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.

Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

2. Определение понятия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

    Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;

· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

    Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

    Виды транспорта и их основное назначение.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Водный транспорт

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Автомобильный транспорт

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Воздушный транспорт

Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

    Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины

Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.

    перспективы развития автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).