Понятие и виды психологической помощи. Виды психологии, различные отрасли единой науки

В социальной работе применяются различные виды психологических практик. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума. Отношение психолога к основным категориям психологической науки и определяет его исходную, методологи­ческую позицию в решении психологических задач клиента.

Понятие «клиент» впервые широко стал использовать американский психолог К.Роджерс вместо ранее использовавшегося слова «пациент». При этом по утверждению К.Роджерса (1942) клиент знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема и вместе с психологом может сам найти её решение.

При взаимодействии психолога и клиента основное значение имеет содержание заказа на его работу. Именно содержание заказа определяет профессиональную позицию психолога при выборе системы оценок клиента, благодаря которой он воспринимает психологическую информацию и создает необходимые условия для формулирования содержания зака­за в психологическую задачу. В этот момент у психолога и возникает вопрос о том, каким образом решать психологическую задачу клиента. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная психологическая теория или содержание научных знаний практического психолога. Именно обобщенная психологическая теория и дает возможность ответить на вопрос, как решать психологические задачи клиента.

Прежде, чем рассмотреть основные виды психологической практики при оказании психологической помощи человеку, приведем некоторые ключевые понятия и категории, принятые в социальной работе и, прежде всего понятия «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (М.В.Фирсов. Б.Ю.Шапиро, 2002).

Под социальной защитой принято понимать систему мероприя­тий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существо­вания человека.

Социальная поддержка определяется как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существо­вания «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и дея­тельного существования.

Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.



В этом перечне наиболее реализуемым при рассмотрении психологических практик является понятие «социальная помощь ». Рассмотрим возможное содержание психологической помощи при взаимодействии психолога с клиентом. Сразу договоримся, что одно слово «помощь» мы будем рассматривать как «псевдонаучный» термин, который только в слово­сочетании «психологическая помощь» или как «социальная помощь» теряет этот оттенок псевдонаучности. Именно так мы будем определять и описывать содержание психологической помощи – как цели профессиональной позиции психолога при его взаимодействии с клиентом.

1. Оказание клиенту психологической помощи через сообщение ему объективной психологической информации. Этим занимается психологическая диагностика (психодиагностика) - одно из направлений практической психологии. Благодаря психодиагностике решаются многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, а также коллективов, воспитательных и экономических отношений. Особенность этого вида помощи состоит в том, что психолог несет ответственность за достоверность информа­ции и форму ее сообщения клиенту. Клиент же сам выраба­тывает отношение к полученной информации, и сам принимает ре­шение об ее использовании.

2. Психологическая коррекция предполагает организован­ное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психичес­кого развития. Психолог работает с такими понятиями как:

а) возрастная норма освоения какого-то вида деятельности (чте­ния, письма, счета и т.п.),

б) индивидуальный темп ее освоения.

При психологической коррекции содержание психологической помощи состоит в том, что для клиента разрабатывается индивидуальная программа психологической коррекции ус­воения какого-то вида деятельности в соответствии с общественными требованиями к ней.



3. В социальной работе широко применяется психологическая консультация. Консультирование - это двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей про­блемы, пониманию необходимости действовать и осуществлять адекватные действия. К психологическому консультированию прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т. д. По результатам этой работы строится их индивидуаль­ная и групповая деятельность. Психологическое консультирование как вид психологи­ческой помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Цель психологического консультирования заключается в обеспечении человека продуктивным существованием в кон­кретных обстоятельствах его жизни. Продуктивность связа­на, прежде всего, со способностью человека находить как можно больше возмож­ных вариантов поведения, возможно большее количество понятий, мыслей, чувств, поступков, чтобы иметь воз­можность общаться с максимально большим числом людей и групп внутри собственной культуры. Это дает возможность соответствовать данной культуре и рефлектировать в ней.

4. Углубленный характер по отношению к личности носит психотерапия. Психотерапия как вид психологической помощи пред­полагает активное воздействие психотерапевта на личность клиента. Она ориентирована на целостные психологические преобразования в структуре личности. Клиент психолога как психотерапевта - это человек, требующий реконструкции его личности. Другими словами, это больной человек, которому требуется организованное воздействие на его психическую реальность с целью ее восстановления или реконструкции. По этому при­знаку различные психотерапевтические методы, применяемые в социальной работе, отличаются системностью, силой воздействия. Практически чаще всего психотерапия осуществляется на фоне медикаментозного воздействия на клиента и выступает как вспомогательный метод лечения. Наряду с этим в качестве психотерапевтических методов могут использоваться разнообразные формы тренингов, «погружения», игр, и др.

Если в психологическом консультировании ответствен­ность за результаты, связанные с изменением продуктивности личности, распределяется между психологом иклиентом, то в психотерапии, особенно на первых ее этапах, ответствен­ность за реконструкцию личности клиента несет психолог–психотерапевт .

Наряду с рассмотренными основными видами психологических практик в настоящее время широко используются и другие психологические практики.

Так, необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.

Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они включают реципиентов в соци­альную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменя­ющимся условиям жизнедеятельности.

Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными видами психологических практик, используемых в социальной работе. Они привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Особенно эффект достигается, когда обеспечивается перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности человека.

Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки. Благодаря их применению, клиент осознает недостатки в структуре собственной личности, выраба­тывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.

Различные виды психологических практик сейчас все шире используются в различных государственных и негосударственных структурах (общественных, коммерческих и т.д.)

В качестве примера назовем только некоторые из них:

· Кабинеты социально-психологической помощи семье,

· Телефон психологической помощи (телефон «доверия»)

· Психологическая служба образования

· Психолог – профконсультант районной службы занятости населения,

· Психотерапевтические кабинеты,

· Отделения пограничной психотерапии и др.

Учитывая возрастание различных невротических расстройств, связанных со стрессами, других проблем растет значение психологической помощи, увеличивается и число различных организаций, в которых оказывается соответствующая психологическая и психотерапевтическая помощь. Так, например, количество психотерапевтических кабинетов за последние 10 лет увеличилось в 4 раза.

В тоже время, например, в настоящее время существует острая потребность в разноплановом рынке наркологической помощи, где, кроме, медикаментозной, нужна еще психотерапевтическая и психологическая помощь. В западных странах она составляет 2/3 лечения алкоголиков и наркоманов. Сегодня этот рынок постепенно формируется, хотя и не такт быстро, как хотелось бы.

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика психологическое обследование индивида для выявления его индивидуально-психологических особенностей и возможных отклонений от психической нормы. Психологическая диагностика (сокращенно – психодиагностика) проводится различными лабораторными и клиническими способами. Для исследования широко используются комплексы различных психодиагностических тестов.

Психодиагоностику можно рассматривать как теоретическую дисциплину или как определенное направление практической психологии.

Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы, должна проводится теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом, психодиагностика, с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с дру­гой - конкретное воплощение теоретических построений как способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. В этом случае, для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

1. Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности.

2. Каким способом зафиксировать их наличие у разных людей.

Психодиагностика опирается на следующие основные принципы психологии:

· принцип отражения – суть его заключается в том, что адекватное отражение окружа­ющего обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

· принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психи­ческих явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

· принцип диалектической связи сущности и явления позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале пси­хической реальности при условии их нетождественности;

· принцип единства сознания и деятельности. Сознание и психика форми­руются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием, психикой;

· личностный принцип требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Этот принцип указывает на различия между общей я дифференциальной психологией и одновременно раскрывает их внутреннее единство.

Указанные принципы положены в основу разработки психодиагностических методик как способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

Результат работы психолога в области теоретической психодиагностики является методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами в практику, так как этот результат не является уже компонентом личностного мышления психолога. Другими словами, психодиагностическая методика является в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть:

· способ получения психологической информации,

· возможные ее варианты,

· значение этих вариантов (или интерпретация с точки зрения автора методики).

Многие методики в психологии носят имена их авторов, например, тест Роршаха, тест Айзенка, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равена и т. п. Это подчеркивает главную особенность методик, которая заключается в том, что в их содержании отражается авторская психологическая теория и авторское мировоззрение. Именно они позволяют выделять соответствующие параметры психической реальности, ставить в отношении их психодиагностические вопросы и успешно решать их.

Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных, жизненных условиях и конкретных обстоятельствах результатов работы теоретической психодиагностики – методов и методик . Поэтому работа практического психолога–психодианостика требует в первую очередь знания правил применения методов и методик. Это те профессиональные навыки применения, которые складываются на основе научного знания и непосредственного опыта работы с методикой, в том числе с теми её аспектами, которые не могут быть включены в отрефлексированное научное знание. В последнее, входят такие важнейшие личностные особенности человека, как интуиция, индивидуальный опыт, индивидуальный стиль мышления и другие особенности индивидуального профессионального стиля. Это тот уровень овладения методикой, когда психолог-психодиагност по своему впечатлению об обследуемом клиенте может точно предсказать его результаты работы с той или иной методикой. За этим стоит большой опыт и профессиональная наблюдательность, точность восприятия человека и ситуации взаимодействия с ним. Основная научная категория, с которой работает практический психолог-психодиагност – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы её психического развития.

Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, практический психолог-психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности и достоверности. Кроме этого, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации диагностического обследования.

Как направление практической психологии психодиагностика чаще всего используется в целях экспертизы, психологической коррекции, профессиональной ориентации и профессионального отбора. В западных странах психодиагоностика часто применяется также для установления умственного развития (по А.Бине) и измерения коэффициента умственного развития IQ (по Айзенку).

Таким образом, практический психолог-психодиагност, в отличие от психолога, занимающегося теоретической психологией, работает с конкретной уникальной ситуацией, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит в том, что это каждый раз новые отношения с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации, которые психологу надо решать как этические или нравственные задачи взаимодействия.

Психологическая коррекция

Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкрет­ным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимаю­щийся коррекцией, работает по следующей схеме:

а) что есть?

б) что должно быть?

в) что надо сделать, чтобы стало должное?

Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход в работе практического психолога. Представляется важным выделить в этой категории следующие уровни её анализа:

1. Нейропсихологический;

2. Общепсихологический;

3. Возрастно-психологический.

На первом - нейропсихологическом - уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемою явления (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержания норм психологического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно – психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществле­ния определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. Психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. При этом психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов на действия человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.

Анализ опыта практической работы показывает, что психологическую информацию для организации психологической коррекции мы можем получить и использовать только тогда, когда решим вопрос и содержание нормы анализируемого явления. Вот несколько примеров:

· что надо сделать, чтобы ребенок читал так быстро, как все дети в его классе;

· что надо сделать, чтобы увеличить объем его памяти;

· что надо сделать, чтобы научиться поражать цель в тире;

· что надо сделать, чтобы сосредоточится быстро на своей работе.

Систематическим описанием процесса оказания психологической помощи занимается консультативная психология. Оказание психологической помощи в той или иной форме является консультативной практикой .

По результатам психологических исследований слово «помощь» в сознании людей прежде всего ассоциируется с поддержкой, заботой, состраданием, пониманием, которые необходимы каждому человеку, независимо от специфики решаемой проблемы. Психологическая поддержка в консультативной психологии выражается через позитивное отношение, то есть через выявление позитивных сторон и ресурсов человека .

Психологическая помощь – оказание человеку поддержки, а также представлении человеку информации о его психическом состоянии и активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо и неврозоустойчивости .

Выделяют следующие основные формы оказания психологической помощи :

1. Психологическое консультирование.

2. Психологическая коррекция.

3. Психотерапия .

Существует проблема разграничения основных форм психологической помощи. Выделяют критерии:

· Степень воздействия на другого человека . В психологическом консультировании воздействие минимально. Психотерапия же характеризуется максимальным воздействием на клиента.

· Контингент, с которым работает психолог . Большинство исследователей считают, что:

– психоконсультирование и психокоррекция работают со здоровыми людьми;

– психотерапии (особенно клинической) соответствует контингент, выходящий за рамки нормы, имеющий патологические состояния.

В отечественной психологии различают:

Психотерапия:

1) клинически ориентированная – субъектом является врач-психотерапевт. Объект – пациент. Цель – ликвидация симптомов;

2) личностно-ориентированная – субъектом является врач, психолог, социальный работник. Объектом – больной или здоровый клиент. Цель – личностные или межличностные изменения.

3) Неврачебная психотерапия. Субъект – психолог, объект – клиент. Цель – оптимизация взаимоотношений.

4) Психологическая коррекция. Одни считают, что субъектом должен быть врач, другие – психолог. Объектом может быть и клиент, и больной. Цель – исправление тех или иных расстройств и нормализация психической деятельности.

Различают психокоррекцию:

– краткосрочную;

– среднесрочную – до 15 встреч;

– долгосрочную – несколько лет.

5) Психологическое консультирование. Субъект – психолог-консультант и социальный работник. Объект – клиент, семья, группа. Цель – адаптация к жизни за счет активизации жизненных ресурсов .

Психотерапия в буквальном переводе означает «лечение души». Возникла в медицине. Психотерапия – система медико-психологических средств, применяемых врачом при лечении различных заболеваний .

Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков в психологии или поведении психически здорового человека. Очень часто проводится или как профилактика психических заболеваний, или как реабилитация .

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решения относительно брака, семьи, карьеры, совершенствования личности и межличностных отношений .

Модуль 1. Компетенция: умение разграничивать профессиональную и бытовую формы психологической помощи.

1. Понятие «психологическая помощь». Бытовая и профессиональная психологическая помощь.

2. Ситуации обращения за профессиональной помощью психолога.

3. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

4. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. В аспекте практического применения психологических знаний профессия психолога относится к классу так называемых «помогающих» профессий. К помогающим профессиям относятся все те виды деятельности и занятий, требующих специальной подготовки, теория и практика которых сосредоточена на оказании помощи людям, выявлении и разрешении возникающих у них проблем, а также на расширении знаний относительно возможностей людей по преодолению проблемных состояний в будущем. Понятие «помощь» означает содействие в чём-либо, поддержку, облегчение, оказание воздействия с целью приведения в нужное состояние. Соответственно, психологическая помощь предполагает различные формы содействия людям, сталкивающимся с различного рода затруднениями, возникающими в их внутреннем мире, в межличностных отношениях, в поведении и при выполнении различных видов деятельности. Мы говорим, что оказываем кому-либо помощь, только в тех ситуациях, когда оказание содействия другому человеку не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) с нашей стороны. Оказание помощи не является альтруистическим поведением, при котором содействие другому человеку в трудную минуту предполагает некоторый риск или личные лишения, готовность жертвовать собственными интересами во вред себе. Альтруистическое поведение (в отличие от оказания помощи) направлено на удовлетворение интересов или улучшение жизни других людей при одновременном подвергании опасности себя. Для альтруиста благополучие другого человека имеет бόльшую значимость, чем своё собственное, тогда как помощник сохраняет приоритет благополучия и безопасности собственной личности.



Смысл профессиональной помощи не ограничивается временным облегчением, а подразумевает помощь человеку в его собственной оценке жизненных обстоятельств и в самостоятельном выборе стратегии решения своих проблем, в расширении своих психологических возможностей при решении этих проблем. Профессиональный психолог может определить возможные причины происхождения проблем (если клиент этого хочет и готов к этому), подтвердить подозрения клиента о том, что используемые им способы разрешения проблемы неадекватны, и отыскать в опыте более подходящие способы, увидеть скрытые стороны своей личности или несоответствие своих представлений о себе реальным практикам взаимодействия с окружающими (что и вызывает проблемы). Профессиональная психологическая помощь направлена на более эффективное использование внутренних психологических ресурсов.

Специфика профессиональной психологической помощи состоит в ее добровольном характере, в активном желании человека что-то изменить в себе. Это работа всегда строится на контрактной основе – на создании рабочего альянса между психологом и клиентом. Кроме того, профессиональная психологическая помощь предполагает предъявление к практическому психологу определенных требований к его личности и к условиям его работы.

Вопрос 2. Потребность в профессиональной психологической помощи актуализируется в кризисные периоды жизни, когда в связи с достижением какого-либо нормативного возраста развития к личности начинают предъявляться требования к изменению социального статуса, поведения, личностных проявлений. Кризисы также могут быть вызваны изменениями социальных ценностей. В критические периоды новый опыт и новый социально-психологический облик человека разрушают прежнюю социальную ситуацию развития и прежние представления о себе.

К профессиональной психологической помощи обращаются тогда, когда самопомощи и помощи людей из ближайшего окружения уже становится недостаточно или ее получить невозможно. Ситуации, в которых целесообразно обращение за профессиональной помощью, предполагающей изменение в личности человека:

Ощущение острого дискомфорта (тягостных переживаний), тревоги, неуверенности, сомнения, тоски, уныния, обиды, чувства вины, уникальности ситуации;

Заниженная самооценка;

Актуальный конфликт, который занимает все мысли и мешает привычной жизни;

Дефицит доверительного общения;

Отсутствие принятия со стороны близких;

Осознанная потребность в личностном росте, в изменении себя, в понимании и принятии значимых людей;

Тяжело и длительно переживаемое горе.

Контрольные вопросы к лекции.

1. В чем заключается психологическая помощь?

2. Чем отличается помощь от альтруистического поведения?

3. Какова цель психологической помощи на бытовом уровне?

4. Какова цель профессиональной психологической помощи?

5. На чем основывается оказание профессиональной психологической помощи?

6. В каких случаях необходима профессиональная психологическая помощь?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем.

Такой способ особенно четко виден у детей. У них хорошая психологическая интуиция. Она достигается ежедневными и ежечасными испытаниями. Этим испытаниям дети подвергают взрослых. А взрослые не всегда об этом догадываются.

Житейская психология отличается от научной тем, что научные психологические знания рациональны и осознаны.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. Как правило житейская психология с трудом передается от старшего поколения к младшему. Дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать новый опыт.

В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Главное в экспериментальном методе состоит в том, что исследователь не ждет интересующего его явления. Исследователь создает специальные условия для получения данного явления. После этого исследователь выявляет закономерности. Когда в психологию ввели экспериментальный метод, она оформилась в самостоятельную науку.

Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.

Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.

Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

Детская психология - является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.

Возрастная психология - раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.

Педагогическая психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.

Психология труда - область психологии. Она изучает закономерности формирования в различных психологических механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.

Социальная психология - это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.

Нейропсихология - раздел психологии. Он изучает мозговые механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р. Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Патопсихология -- отрасль психологии. Она изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

  • 1. Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,
  • 2. Инженерно-психологическое проектирование,
  • 3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.

Зоопсихология -- раздел психологии. Он посвящен проявлениям и закономерностям эволюции психики животных. Также он изучает предпосылки появления человеческого сознания.

Сравнительная психология -- это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая психология -- изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

психология научный социальный

Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям

1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели; консультативная — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации; терапевтическая — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека;

5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

6) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом.

В настоящее время наиболее развиты две основные формы оказания психологической помощи : индивидуальная и групповая психологическая помощь.

Индивидуальная помощь – индивидуальное консультирование, комплекс индивидуальных занятий с клиентом (будь то взрослый или ребенок).

Наиболее распространенная форма групповой психологической помощи – тренинги и различные групповые занятия.

Тренинги, будучи формой практической психологической работы, как правило, всегда отражают своим содержанием определенное направление, систему взглядов и подходов, которую придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Впрочем, тоже самое можно сказать и о психологах-консультантах, занимающихся индивидуальным консультированием.

Традиционно выделяют четыре основных вида психологической помощи: 1) психопрофилактику; 2) психокоррекцию;3) консультирование; 4) психотерапию

Психопрофилактика — область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматическнх реакций».

Психологическая коррекция — «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели». Ее целью является выработка и овладения навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипули­рования, управления и формирования, что обычно связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегу­ляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия — «комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических». Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.В психотерапии обычно имеет место стремление к глубокому анализу проблем пациента с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

Источник:
Виды и формы психологической помощи, их характеристика и взаимосвязь
психология. Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям1) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях…
http://webkonspect.com/?id=7075&labelid=74107&room=profile

Виды психологической помощи

Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – процесс, направленный на помощь человеку в разрешении у него психологических проблем. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку.

выделяются три основных подхода в П.Консультирования.

1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.

3. Решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Цели и задачи П. к.:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Сходства ПТерапии и ПКонсультирования сводятся к следующим характеристикам:

1. Методы (использование психологическ средств воздействия)

2. Функции (выполняют функции развития, профилактики, лечение и реабилитации)

3. Цели (достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной, и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности)

4. Теоретическое обоснование (в качестве научной основы психологической теории)

5. Эмпирическая проверка (нуждаются в изучении эффективности)

6. Профессиональные действия (осуществляется в профессиональных рамках, т.е. профессионалами).

Отличия ПТерапии и ПКонсультирования:

Нильсон Джонс видит отличие в том, что ПТ делает акцент на личностных изменениях, а ПК на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшения качества жизни.

Большая часть информации получается при ПК появляется в сознании клиента в интервалах между занятиями а так же в периоды когда клиенты пытаются помочь самим себе.

Существует т.з., что основное отличие ПТ от ПК состоит в том, что клиент воспринимается психоконсультантом как дееспособный, т.е. самостоятельный субъект.

Проблема ответственности в ПТ лежит в другой плоскости, психотерапевт несет полню ответственность однако психоконсультант тоже несет ответственность.

Длительность ПТ – не менее 15 сеансов, ПК – 1-5 и более.

Бауман и Перреу указывают следующие различия:

* В консультировании в качестве средств воздействия на первом месте стоит информирование.

* ПК в медицине выполняет функцию гигиены и профилактики

* В рамках ПК выясняется проблема и ее решение, но клиент осуществляет их сам за рамками консультирования

* В рамках ПК изменение происходит после процесса консультирования. В ПТ сущностью является сам процесс изменения сопровождаются специалистом.

Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития (Мисурина).

Объектом ПКоррекции м/б как здоровый, так и больной человек, отдельный человек, группа, семья, личность. ПКоррекцией занимается психолог.

Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);

· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;

· смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По характеру управления корригирующими воздействиями:

5. По продолжительности:

6. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

Под общей коррекцией — мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности.

Под частной психокоррекцией — набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

7. В практике ПК Е.И. Платонова, Мамайчук разделяют ПК:

По классификации Лебединского ПК аномального развития делится на:

1) ПК недоразвития

3) ПК поврежденного развития

4) ПК дефицитарного развития

5) ПК при искаженном развитии

6) ПК при дисгармоничном развитии.

При соматич-м заболевании ПК направлена на самооценку.

8. Учитывая, что ПК нельзя проводить без взрослых, Платонова делит ПК по форме организации психологической помощи:

— Собственно коррекционная работа

9. По наличию программ:

Может быть общая стратегия поведения психолога связана с определенной теоретической ориентацией(психоанализ, гуманистич, поведенч), каждая из которых характеризуется собственной концепцией болезни, целями, плоскостью вмешательства.

ПТ вмешательство.

ПТ вмешательство – это вид ПТ воздействия характеризующееся определенными целями и соответствующим им выбором средств воздействия и методов.

Термин ПТВ может обозначать конкретный психотерапевтический прием (разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, совет и пр.), а также более общую стратегию поведения психотерапевта, тесным образом связанную с теоретической ориентацией (прежде всего с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

3 основных типа ПТ вмешательства (соответствуют трем направлениям в ПТ):

Каждое направление характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни, терапевтическими целями соответствующими приемами и средствами.

Александрович — 2 типа ПТ вмешательства:

Директивное (ведет пациента)

— не директивное (сопровождает его)

Все вмешательства (интервенции), осуществляемые в медицине, могут быть подразделены на четыре группы (Бауман, Перрес):

Интервенции составляют сущность психотерапевтического вмешательства.

Психологические интервенции подразделяются на:

Психологические интервенции осуществляются в:

Педагогике (педагого-психологические вмешательства);

Сфере организации труда (производственно- и организационно-психологические вмешательства)

Медицине (клинико-психологические вмешательства).

термин «клинико-психологическое вмешательство», является более широким, чем «психотерапевтическое вмешательство».

основные характеристики клинико-психологических интервенций:

1) функции - укрепление, лечение, реабилитация, профилактика

2) методы - психологические средства, основанные на чувствах и поведении и протекающие во взаимодействии врача и пациента: беседа, упражнение, они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты.

3) цели - целевая ориентация на достижение определенных изменений; клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели (макрорезультат), так и на конкретные, более близкие цели (микрорезультат), однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия;

4) теоретическая обоснованность - обоснованность клинико-психологических интервенций с точки зрения определенных психологических теорий, научной психологии;

5) эмпирическая проверка, в особенности изучение эффективности;

6) профессиональные действия - клинико-психологические интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках, т. е. профессионалами.

Эффективность ПТ воздействий проводится на репрезентативной выборке, а не только на конкретных пациетах.

ПКоррекция и Пвмеш-во – целенаправленное психологическое воздействие осуществляется психологическими средствами.

Реализуются в разных областях чел практики. В медицине м/б направлено на профилактику, лечение реабилитацию, использованные в целях лечения они выполняют ПТ функцию.

ПК имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку.

ПВмешательство же при отсутствии или недостаточном развитии формирует у человека нужные психологические качества.

Психотерапия. Определение, взаимосвязь с другими науками и отраслями психологии. Современные представления о психотерапии — медицинские, психологические, социальные и философские аспекты

Психотерапия — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

Психотерапия - часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Понятие психотерапии (др.гр. исцеление души)

Термин введен в 1872г. Тьюком в книге иллюстрации «влияние разума на тело» и стал популярен в конце 19 века.

В России ПТ определяется как метод лечения т.е. входит в компетенцию медицины. За рубежом распространена психологическая модель психотерапии.

4 основные модели ПТ:

1. Как метод лечения влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психического и соматического.

2. Психологическая модель ПТ как метод приводимый в действие процесс научения.

3. Социальная модель ПТ как метод манипулирования носящий характер инструмента и служащий цели общественного контроля.

4. Философская модель как комплекс явлений происходящих в ходе взаимодействия между людьми.

ПТ — комплекс воздействий на психику больного, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных нарушений и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

С психологической точки зрения ПТ включает такие понятия: межличностные взаимоотношения, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение.

ПТ – это особый вид межличностного взаимодействия при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникших них проблем и затруднений психологического характера.

В медицинских определениях акцент делается на объекте, на средствах воздействия.

ПТ – целенаправленное упорядочивание нарушений деятельности организма психологическими средствами

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.

Психологические основы психотерапии имеют особое значение, поскольку и объект ее воздействия (психика), и средства воздействия (клинико-психологические вмешательства) представляют собой психологические феномены, т. е. психотерапия использует психологические средства воздействия и направлена на достижение определенных психологических изменений.

Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже ее единого определения, а число методов насчитывает более 500. Одни из них четко определяют психотерапию как сферу медицины, другие - акцентируют внимание на психологических аспектах.

В отечественной традиции психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, в зарубежной - в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, раскрывающие психологическое содержание понятий «норма» и «патология» и формирующие определенную систему психотерапевтических воздействий. Концепция нормы - это представления о здоровой личности.

При всем разнообразии психотерапевтических подходов существует три основных направления в психотерапии - психодинамическое, поведенческое и «опытное» - соответственно трем основным направлениям психологии (психоанализу, бихевиоризму и экзистенциально-гуманистической психологии).

Вольберг различает 3 типа ПТ по постоянным целям:

— Поддерживающая (укрепление, поддержка имеющихся у больного сил и выработка новых способов поведения позволяющее восстановить душевное равновесие)

— Переучивающая (изменение поведения больного, поддержка положительных форм поведения и неодобрение отрицательных форм поведения)

— Реконструктивная (осознание интарпсихических конфликтов послуживших источником личностных расстройств, стремление достичь существенных изменений черт характера, восстановление полноценности функционирования личности)

В клинической практике методы разделяются:

В современной практике распростроненным считается разделение на:

* Казуальная ПТ (выявление, осознание пациентом его состояния)

Существуют и другие классификации методов н-р:

* Методы направленные на подавление эмоций

* Методы направленные на выражение эмоций

Можно все методы разделить по теоретической обоснованности:

* Опытная (гуманистическая) ПТ

Александрович сделал попытки проанализировать термин «методы ПТ» и выделил четыре уровня использования этого термина:

1 уровень — Методы ПТ как конкретные методические приемы или техники (гипноз, релаксация, беседа, дискссия, и т.д.

2 уровень — Методы ПТ как определяющие условия, в которых протекает ПТ и которые должны способствовать оптимизации достижения ПТ-х целей. (семейная, амбулаторная, стационарная ПТ и т.д.)

3 уровень- Значение основных инструментов ПТ воздействия (в индив.ПТ-инструмент ПТ-вт, в грпповй ПТ –инструмент группа)

4 уровень — Методы Пт по значению ПТ-х интервенций (вмешательств) которые рассматриваются либо в параметрах стиля(директивный – недирективный)либо в параметрах теории подхода, который определяет характер вмешательства.(интерпретация, научение, межличностное взаимодействие и т.д.)

Понятие методов ПТ соответствует 1-му уровню.

2й уровень отражает виды ПТ на основных условиях,в которых она протекает.

3й ровень формы ПТ инстрменты ПТ воздействия.

4й уровень теоретическое направление.

Существют методы, в которых культура и искусство выступает как инструмент воздействия.

* Натуртерапия и т.д.

Увеличение числа ПТ методов приведшее к усилению интегративного движения ПТ. Имеющиеся подходы не столько отличаются по отношению к объекту сколько ориентируются на разных аспектах проблемы.

В 1985г. Б. Д. Карвасарский уже подразделял П. на:

1) методы личностно-ориентированной П.;

2) методы суггестивной П.;

3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) П.

Разделяют также на групповые и индивидуальные.

Градов выделил 2 группы методов:

— методы, с пом. кот ПТ пытается понять, решить проблемы пациента

— методы,с пом. кот можно понять собственное поведение.

Показания определяются следующим:

1. Роли пси фактора в этиопатогенезе заболевания (чем более выражена психогенная природа заболевания, тем более адекватна психотерапия).

2. Возможными последствиями перенесённого ранее или текущего заболевания. Может быть связано с клиническим, психологическим и социопсихическими проблемами:

— возможна вторичная невротизация вызванная не первичными причинами, а психотравмами, в качестве которой выступает основное заболевание;

— реакция личности на болезнь, которая может способствовать или препятствовать ему; неадекватная реакция личности на болезнь также нуждается в коррекции (анозогнозия – не замечание болезни; ипохондрия – постоянная тревожность за своё здоровье);

3. наличие психологических и социопсихологических последствий;

4. в процессе длительного заболевания возможна вторичная динамика трансформации личностных особенностей, мотивации к лечению.

Показаниями ПТ могут определятся особенности пациента, его мотивации к участию.

Классен пишет о применении психотерапии в следующих областях:

1. В донозологической (есть проблема, но личность не может её разрешить).

2. Пограничные нервно-психические заболевания и функциональные расстройства.

3. Психосоматические расстройства.

4. Психические расстройства, в том числе и депрессия.

5. Аддикция (Менделевич)

6. Личностные расстройства.

7. Семейные диссоциации.

8. Расстройства поведения в детстве.

9. Работа с отдельными симптомами.

ПТ – точка пересечения многих наук.

ПТ как система использует различные средства, является вместилищем различных видов знаний.

Объект и инструмент ПТ – человеческая психика (откуда и появились способы работы из др. областей науки).

Междисциплинарный характер ПТ – широкое использование а психогенных расстройствах (психосоциальные факторы, факторы природы).ПТ может использоваться как психопрофилактика.

Вносит понимание «болезнь» — как био-социо-психогенного явления.

Ведёт к признанию психотерапевтических задач.

На сегодняшний день все более увеличивается число мед кабинетов, центров, учреждений- а следовательно, увеличивается междисциплинарный характер ПТ.

Источник:
Виды психологической помощи
Виды психологической помощи. Соотношение понятий психотерапия, психологическая коррекция, психологическое вмешательство и психологическое консультирование ПТ — комплекс воздействий на психику
http://lektsii.org/3-127599.html

Овчарова Р

Овчарова Р. В. О 35 Практическая психология образования: Учеб пособие для студ психол фак университетов

Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологический кризис и виды кризисных ситуаций. – Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков. – Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия. – Психологическая поддержка подростков-инвалидов.

IV.4.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций

Каждый психолог отдает себе отчет в том, что кризисные ситуации и кризисы разнообразны, как сама жизнь человека. Основные виды кризисов, мимо которых он не может пройти, следующие:

кризисы состояния души;

кризисы смысла жизни;

Кризис состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуща людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением («мир прекрасен» – «мир ужасен»), однонаправленностью жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной.

И теоретики, и практики считают, что в ситуации кризиса при попытке овладения стрессовым состоянием человек переживает определенный вид физической и психологической перегрузки. Эмоциональные напряжения и стрессы могут приводить либо к овладению новой ситуацией, либо к срыву и ухудшению выполнения жизненных функций. Хотя некоторые ситуации могут быть стрессовыми для всех людей, они оказываются кризисами для тех, кто особенно раним в силу личностных особенностей.

В отечественной и зарубежной литературе представлены разнообразные классификаци и ситуаций:

критические ситуации (Ф. Е. Василюк);

конфликты, ситуации физической опасности, ситуации неизвестности (К. Левин);

аффектогенные жизненные ситуации (Ф.В. Бассин);

конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису (А. Г. Амбрумова);

трудные ситуации (А.Я. Анцупов, А.Н. Шипилов) и др.

Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизней.

Ситуации, относящиеся к разряду критических, в своей основе могут иметь объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент представлен воздействиями внешнего, предметного и социального мира, в то время как субъективный заключается в восприятии и оценке человеком ситуации как критической. Исходя из этого, критическую ситуацию можно охарактеризовать как социальную ситуацию, динамика которой развивается по двум направлениям (А. Г. Амбрумова):

а) личностному, когда формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;

б) ситуационному, когда целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психотравмирующих стимулов падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам.

Следовательно, можно выделить две группы критических ситуаций:

1) детерминированные внешними условиями;

2) детерминированные характером восприятия, а также индивидуально-типологическими особенностями человека.

Анализ психологической литературы показывает, что ситуации, реально или потенциально имеющие неблагоприятный исход для личности, можно разделить на два класса:

1) обусловленные особенностями и условиями деятельности субъекта;

2) детерминированные особенностями социальных взаимоотношений человека, условий его существования, а также их интерпретацией как несущих угрозу.

Ф. Е. Василюк определил критическую ситуацию как «ситуацию невозможности» реализовать ценности своей жизни. Он описывает такую ситуацию в четырех понятиях: стресс; фрустрация; конфликт; кризис.

Тип критической ситуации определяется жизненной необходимостью, которая оказалась парализованной, т.е. составляющими направленности личности, которые не имеют возможности для реализации. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям социально-психологической адаптации субъекта.

Ф.В. Бассин выделил «аффектогенные жизненные ситуации», т. е. ситуации эмоционального напряжения. Они ведут к возникновению психологических травм, которые:

затрагивают наиболее значимые ценности личности;

нарушают меры психологической защиты;

создают неопределенность там, где требуется преобладание стабильных стереотипов отношения к окружающему.

Это влечет за собой нарушение равновесия личности, а также ее адаптированности во внешнем мире. Критический компонент ситуации определяется наличием эмоционального напряжения, а степень его влияния на личность – силой аффекта и реакциями человека.

А.Г. Амбрумова связывает кризисную ситуацию с внутриличностным переживанием и реакциями. Она подразделяет ситуационные реакции на шесть типов:

1) реакция эмоционального дисбаланса;

2) пессимистическая ситуационная реакция;

3) реакция отрицательного баланса;

4) ситуационная реакция демобилизации;

5) ситуационная реакция оппозиции;

6) ситуационная реакция дезорганизации.

Необходимым условием возникновения кризиса являются значительные эмоциональные нагрузки, блокирование важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на это.

Согласно Т. Гринингу, с получением психотравмы связан посттравматический синдром (ПТС). Травма может быть физической, нервной, эмоциональной. Независимо от ее характера она сопровождается угрозой права на жизнь, личное благополучие, ощущением того, что мир враждебен. Причинами посттравматического стресса являются негативный жизненный опыт, отсутствие оптимизма.

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

Эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликто-образующую почву;

Индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения;

Индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.

Критическая ситуация это вид социальной ситуации; она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.

Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.

Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.

Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей – в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы; внутреннее психическое напряжение; индивидуальные ситуационные реакции; индивидуальные паттерны реагирования – стереотипы поведения.

Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.

На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

Рассматривая девиации поведения как «инволюцию» личности, можно предположить, что критическая ситуация выступает в качестве причины, в то время как девиантное поведение есть следствие ее переживания-преодоления.

Таким образом, происходит преобразование, трансформация критической ситуации, а не ее элиминирование. Обратные связи изменяют чаще не саму причину, а лишь условия ее действия. Следовательно, переживание критической ситуации может влиять на все стороны человеческой жизни.

При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта; изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают, скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б. Карцева).

Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой — ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.

Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.

Т.Б. Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

Процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»;

Быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути;

Инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»;

Конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности;

Творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».

Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я» потеря или смена ведущих мотивов.

Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы.

Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.

Девиантное поведение подростка как следствие его выхода из критической ситуации может приобретать для него определенный смысл. Существование личности в необычных условиях формирует ее новый смысловой центр, не совпадающий с предшествующим, но и не отметающий его. Между тем два смысловых центра поляризуют вокруг себя смысловые содержания, которые при пересечении друг с другом вступают в конфликтные отношения взаимного обессмысливания, создавая то, что можно назвать смыслоутратностью (М.Ш. Магомед-Эминов). Следовательно, подростки могут искать смысл в искусственном возбуждении себя; вступать в различные группировки или становиться «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т. п.

Таким образом, критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

1) противоречие образа «Я» – возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания; вследствие этого возникает смыслоутратность;

2) возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом; это ведет к трансформации личности;

3) психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.