Элементы социальной структуры личности социология. Социальная структура личности и ее элементы

Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент -

совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент -

совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми. Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относитсячеловеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию иопределенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладаетопределенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям- прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятиемдеструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разногорода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности.

Личность - это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек - это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

Индивид - это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

Понятие социальной структуры личности. При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.
Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии. В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале.
Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия).
В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.
Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальное качество.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием "субъект деятельности". Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:
1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;
2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;
3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь). Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;
4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: "...широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру" (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 224).
5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" – родственники, друзья, знакомые и т.д. и "дальние" – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
Диспозиционная концепция и структура личности. Диспозиционная концепция личности (лат. disposito – расположение) сложилась на основе объединения двух подходов к личности – социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. В первом приближении диспозиция предполагает наличие у личности готовностей эффективно реагировать на макро- и микросреду и на меняющуюся ситуацию (См.: Социальная психология. Л., 1979. Диспозиционную концепцию в когнитивной психологии см.: Rokeach М. The Nature of Human Values. N.Y., 1973).
В отличие от императивного поведения, не допускающего многовариантностей выбора, диспозиция такой выбор не только допускает, но и предполагает. Социологический аспект диспозиционной концепции личности разработан В.А. Ядовым. В ее основу положены исследования социальных установок и ценностных ориентаций, проведенные самим автором, а также группой ученых под руководством Д.Н. Узнадзе. Целевой установкой этих исследований была попытка выяснить социально-психологические предпосылки возможностей каждого человека быть активным и полезным членом общества. В качестве системообразующего признака личностной структуры было выделено многообразие отношений индивида к условиям его деятельности. При этом имеется в виду рассмотрение данных отношений как определенной системы, как целостности.
Социальные установки личности связаны с определенными потребностями и условиями деятельности, в которых та или иная потребность удовлетворяется. И потребности, и ситуации деятельности, и сама диспозиция образуют определенные иерархические системы расположения элементов в порядке от высшего к низшему.
В рамках диспозиционной концепции потребности личности рассматриваются относительно физического и социального существования и в цикле индивидуального развития (онтогенезе), структурируются по уровню включенности личности в расширяющиеся сферы деятельности – от семьи до общества. Активность личности при таком подходе стимулируется ее потребностями в самореализации. Другой компонент структуры личности – ситуации (условия), в которых могут быть реализованы потребности личности. Они, в свою очередь, образуют определенную иерархию. За основу здесь принимается длительность времени, в границах которого действуют данные условия. Это – и быстро изменяющиеся предметные ситуации, и более длительные – условия группового общения, и долговременные, относящиеся к условиям длительности в сферах трудовой, общественной и семейной жизни. Еще более устойчивы условия, связанные с образом жизни общества. Все это придает деятельности личности большую пластичность, приспособленность, универсализм, поскольку постоянно возникают и разрешаются противоречия между потребностями и ситуациями (условиями), из которых человек не всегда выходит победителем.
Диспозиционные образования также образуют собственную иерархию. Первый уровень диспозиционной структуры личности связан с простейшими жизненными ситуациями, требующими элементарной поведенческой готовности. Часто они лишены модальности, т.е. не требуют соотнесения суждения с достоверностью тех или иных действий или явлений (т.е. ответа "за" или "против"). Этот уровень также не требует когнитивности (от англ. cognition – знание), т.е. рассудочности, знания. Последнее включается тогда, когда привычное (автоматическое) действие наталкивается на препятствие. Например, если человек, придя на привычную остановку автобуса, не обнаружил ее на месте, он волей-неволей должен обдумывать возникшую ситуацию и искать ее рациональное решение.
Второй уровень диспозиционной структуры – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: эмоционального (оценочного), когнитивного (рассудочного) и собственно поведенческого (поведенческой готовности). Здесь речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами и в разных конкретных ситуациях, а также и его способности разрешать различные конфликты (ролевые ситуации).
Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций индивида на цели жизнедеятельности и средства их достижения, детерминированные общими социальными условиями, в которых он находится. В данном случае речь идет о высших потребностях личности, интересах, связанных с реализацией более высоких социальных и индивидуальных ценностей.
В системе ценностных ориентаций может быть выделена центральная ось, организующая иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру; эта ось называется "жизненная позиция личности" и выступает как своеобразный баланс направленности ее интересов в такие сферы жизнедеятельности, как, например, трудовая или сфера потребления. "Жизненная позиция личности" – очень важная категория, фиксирующая устойчивую направленность личности на определенные ценности. Она есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает, хотя и действует в соответствии с ней. Доминирование направленности интересов на определенные сферы деятельности или относительно равномерная идентификация с деятельностью в сферах труда, семьи, быта и досуга, общественно-политической жизни и т.д. в конечном счете определяет наиболее значимые черты "социального качества" индивида в соотнесении с главными особенностями образа жизни его социальной среды. Альтернативой диспозиционного поведения является императивное поведение, оставляющее мало возможностей для свободной деятельности.
Диспозиционные образования характеризуют свойства "модальной" личности, т.е. субъектотипа, и свойства "эталонной" личности, т.е. определенного социального идеала. Диспозиционная установка личности играет решающую роль при выборе ею своего поведения. Это не просто выбор поступка, но, главным образом, выбор себя как личности (См.: Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978). Концепция диспозиционной структуры личности позволяет объяснить многие опытные феномены. Диспозиции могут быть использованы при разработке компьютерных программ с точки зрения их генезиса, детерминации условиями деятельности индивида и практических результатов реализации.
Типология личностей. Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Вообще говоря, социологическая теория личности без анализа типов личностей теряет смысл. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология не может абстрагироваться от индивидов, из которых эти группы состоят. Причем ее интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Возможна, конечно, экстраполяция этих качеств на отдельную личность, взятую в качестве модели. Проблема типического как отражение общего в отдельном хорошо разработана применительно к художественному творчеству. Многие литературные персонажи потому столь долго и сохраняют свое значение, что выражают нечто большее, чем конкретное лицо и конкретный характер. Достаточно сослаться на людей, которых порой соотносят с гамлетовским и донкихотским типами.
Сложнее обстоит дело в социологии. Здесь типическое представляет собой научную абстракцию, которой не всегда можно найти аналог в реальной действительности. За некоторыми исключениями в современной отечественной социологии нет специальных работ по личностной типологии, хотя отдельные ее положения и затрагиваются в трудах, посвященных личности. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому широкое распространение в наши дни получила далекая от науки астрологическая (зодиакальная) типология личностей.
В зарубежной социологии, политологии и психологии типология личности занимает подобающее место, способствуя изучению человека. Правда, чаще всего в трудах зарубежных специалистов речь идет о социальном характере, свойственном представителям определенных социальных групп. Так, у социологов можно найти описание типа личности "человека организации", "модельной личности", основного типа личности и др.
В то же время имеются прикладные разработки (их иногда называют "типоведение"), служащие своего рода инструкциями для менеджеров по управлению ими своей деятельностью и управлению людьми в организациях. В качестве примера можно сослаться на популярную работу "Типы людей и бизнес", изданную несколько лет назад в Америке. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Правда, их типология концентрирует внимание на психологических составляющих типов личности, не затрагивая социальные аспекты. (См.: Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М., 1995.)
Не осталась в стороне от изучения типологии личности и российская наука конца XIX – начала XX вв К типам личности обращались и представители различных наук. Известный русский правовед Л.А. Тихомиров, рассматривая государственность, выделил два типа личностей по такому основанию, как сила самостоятельности. "В самой личности, – писал он, – может проявляться высокий психологический тип, то есть личность данного племени по самим своим свойствам может быть очень сильна, способна развивать большую силу самостоятельности, хотя бы при этом была и неразвита, не сознавала своих сил и не умела еще их реализовать. Может случиться наоборот, что личность данной национальности по природным силам довольно хила, но уже развита, т.е. реализовала всю сложность своих способностей бытия и действия. Государственность, развивающаяся на почве первого психологического типа, конечно, имеет данные на более великую жизнь, чем государство, имеющее такой слабый психологический тип личности" (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 603). В чем-то эта идея перекликается с концепцией "пассионарности", предложенной несколько лет назад Л.Н. Гумилевым.
Поведение человека, по мнению Л.Н. Гумилева, есть способ его адаптации к окружающим условиям, требующий потенциальной энергии. Новое приспособление требует новой энергии. В процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы. "Поведенческая практика, – пишет Л.Н. Гумилев, – свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ, различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку" (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179).
Люди, относящиеся к первому типу, располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить.
Человек второго типа располагает избытком энергии. Ее больше, чем требуется для спокойной (нормальной) жизни, поэтому он такой жизнью не удовлетворяется, а работает ради более высоких, часто идеальных целей. Человек этого типа – "пассионарий".
К. третьему типу относятся люди, обладающие недостаточной энергией. Они не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других. Это – "субпассионарии". Со временем соотношение людей разных типов, полагает Л.Н. Гумилев, в каждом этносе изменяется, определяет пассионарность уже на популяционном уровне. Предложенный Л.Н. Гумилевым подход к человеческим типам с позиций социальной активности представляет определенный интерес для социологии личности.
В.А. Ядов, указывая, что социальный тип личности есть продукт сложного перепрелетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей, выделил, помимо идеального типа личности, "так называемый базисный тип – наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития. А помимо этого – тип модальный, реально господствующий". С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д.
Характеристика базисного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент. Эти представления соотносятся с конкретными лицами, в большей или меньшей степени отвечающими определенным представлениям об идеальном, базисном или модальном типах личности.
Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или в социальных группах. Разумеется, наши представления о том, каким должен быть типичный студент вуза, могут далеко расходиться с тем, каковы студенты на самом деле. Но это не меняет сути дела. Высшее учебное заведение должно готовить специалиста определенного типа. Что касается конкретных типологий личности, то здесь имеются интересные подходы и решения, правда, относящиеся преимущественно к зарубежной социологии. Так, некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации (определенные диспозиции). Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.
Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей (классов, социальных групп): рабочие, студенты, военнослужащие и др.
Иногда при характеристике того или иного типа личности используются образные сравнения. Например, канадский врач и биолог, создатель учения о стрессе и общем адаптационном синдроме Г. Селье предложил типологию ученых из восемнадцати типов, сгруппированных в несколько подтипов, представители которых – "ученые-одиночки", "нарциссисты", "акулы", "прилипалы" и проч.
Существует немало характеристик национальных типов личности. Так, Н.А. Бердяев писал: "В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента – первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный аскетизм, устремленность к потустороннему миру". Можно, конечно, оспорить подобную характеристику типа россиянина; тем более, что имеется множество других определений, но мы привели это высказывание в качестве примера подхода к национальному типу.
Иногда тот или иной тип личности характеризуется с помощью одного или нескольких определений. Например, можно сослаться на прочитанную весной 1918 г. лекцию И.П. Павлова "О русском уме", ведущим мотивом которой была классическая заповедь, сформулированная дельфийским оракулом – "Познай самого себя". И.П. Павлов выделил восемь черт, какими, по его мнению, должен обладать научный ум русского интеллигента: сосредоточенность мысли на определенной цели, непосредственное общение мысли с действительностью, свобода мысли, ее привязанность к определенной идее, обстоятельность и детальность, стремление к простоте, служение истине.
В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного", типа личности, которая порвала со своей социальной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время в стране происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление новой личностной типологии происходит с большим трудом и издержками. Практически новые базисные типы личности окончательно еще не сформировались. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится

сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых

невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и

потребностям современной практики. К числу таких проблем относится

социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится

человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и

определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает

определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям

Прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием

деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного

рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная

ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает

основания для выделения биологической, психологической и социальной

структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и

социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не

учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры,

поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.

Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые

присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая

структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее

устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного

рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее

деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к

совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя

сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее

социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и

субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его

разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в

которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной

структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как

взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта

деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности

невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид

("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает

чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять

такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных

надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая

светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго

руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор

подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид.

Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу

автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения

откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет

нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и

стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а

в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности

ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока

представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны

также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и

собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки,

поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает

чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить

в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный

и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только

наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю

жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают

человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом

конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом

является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

Наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода,

превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот

процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и

интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и

установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют

внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей,

ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их

преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к

личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные

условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи

личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме

естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность

в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между

ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают

социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного

развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них

отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее

направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной

мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными

причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, -

убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их

страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения

Ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на

определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным

из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы,

являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности.

Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном,

могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через

ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних

побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так

создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в

целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности -

достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной"

структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к

определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор

деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению

ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и

стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого

взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами

принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные

побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека

удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы

выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают

многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного

характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая

ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс)

действительности. Социальные установки - один из наиболее важных

регуляторов социального поведения личности, выражающий ее

предрасположенность, готовность действовать определенным образом в

отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к

среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют

деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор"

поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со

времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий

научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с

разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального

поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень

формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных

ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую

направленность поведения интересов личности. На среднем уровне

саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки

личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также

происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного

плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных,

непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей

оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят

непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки,

диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне

наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности

отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по

случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя

первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью

выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и

развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее

демографическим, социальным, профессиональным положением, местом,

занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру

в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как

своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической

теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру,

деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и

практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью

окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть

рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического

процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и

контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата

является основанием для выделения творческой или воспроизводящей

(репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также

инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть

изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на

язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно

общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего

на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований

Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой

является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть

деятельность экономическая, политическая, социальная, а также

производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется

множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все

эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных

отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее

образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования

личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной

доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром,

состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором

раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему,

в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она

условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить

наглядное представление о поднятых выше вопросах.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты

эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и

используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко

заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить

основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст

ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и

система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и

общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию.

Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным

лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет

собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых

нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества,

на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему

стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли,

называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной

науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде

идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие

корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных

теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти

"история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого

пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более

действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного

прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся

направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских,

политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими

социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует

процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью

общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей,

социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности

человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения

проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий)

личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули,

ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (

поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда,

теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую

личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно

выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального

в человеке).

В этой работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности:

ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной

социологической теорией личности является ролевая концепция личности.

Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э.

Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и

других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А.

Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые

отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к

разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных

ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления

человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко

используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто

ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это

поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно

сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек,

попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные

Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается

и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат

непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание

взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или

соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на

его место, без чего невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние

роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в

соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к

действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого

человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки

зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и

подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека

понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной

зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для

человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или

наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и

своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые

связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может

переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек

занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней

непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и

ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как

систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно

оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает

совокупность действий, которые производит субъект для реализации

занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с

системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту

или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек

рассчитывает на определенное к себе отношение.

3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных

действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль

играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках

требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими,

политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность

конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к

определенному типу поведения.

Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей

Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие -

раскованности;

2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая -

4) формализацией - одни роли представляют собой действие в строго

установленных правилах, другие - произвольное;

5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в

роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного

поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для

«описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в

социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную

социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто

занимает данную позицию.

Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное,

стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только

актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение

элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим

собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность,

чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не

видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ,

человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает

ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой

системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними -

личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако

абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию

отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся

линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой

линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая

конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они

могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет,

то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Статусная теория личности

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие

«социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то

последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным

положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие

«социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную

и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает,

каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми,

обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида

или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек

данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение)

или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются

соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе

общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец,

оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в

определенных количественных и качественных показателях (заработная плата,

премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает

большими потенциальными возможностями при решении задач социализации

личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального

статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный

статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы

поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью

своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой

сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще

подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с

активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным

оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной

самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям

и действиям человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные

статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и

ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей

деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний,

позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно

ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной

подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень

самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества

личности.

Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других

социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный

статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его

взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит.

Неотъемлемый элемент поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения

личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и

преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается

равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же,

определением социальной деятельности и социального поведения личности

выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные

потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от

социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

1) Естественные - это нужды человека как биологического существа

(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

2) Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности

(потребности в.духовной культуре, общении, трудовой деятельности и

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности

Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека,

который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него

возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из

следующих элементов:

1. положение человека в обществе;

3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений

(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей

и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в

обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее

деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные

действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними

побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов

личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые

непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения

в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности,

внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних

побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека

внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности

человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают

материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие

и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная

заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать

себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в

результате чего осуществляется переход интересов через деятельность,

опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У.

Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог).

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,

регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и

определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются

как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,

освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов

и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену

социальной общности.

Структура личности . Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Прежде чем индивид станет личностью в собственном смысле слова, ему предстоит пройти длительный процесс социализации. Несмотря на широкое распространение термина «социализация», он не получил однозначной трактовки. Более того, порой применяются и синонимичные ему понятия. От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение человека), взросление (социо-психологическое становление человека в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).

Процессы социализации изучаются и в рамках социальной психологии, и в социологии, что, безусловно, определяет свою специфику в трактовке данного процесса в этих науках.

Понимание процесса социализации связано с идеей развития личности, при этом последняя рассматривается как становящийся активный социальный субъект. «Социализация – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» . Социализация охватывает все процессы приобщения индивида к культуре, социальному опыту, с помощью которых он обретает способность участвовать в жизни общества.

Однако человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, убеждения, ценностные ориентации. Другими словами, воспроизводство социального опыта невозможно без активного участия самого человека, что предполагает и дальнейшее развитие данного опыта. Поэтому человек в социализации выступает одновременно и объектом, и субъектом общественных отношений. При усвоении социального опыта человек предстает в роли объекта воздействия; однако это воздействие проходит при личном участии самого человека, где он уже обнаруживает себя в качестве субъекта.

Итак, по своему содержанию социализация – это процесс становления личности, который начинается с момента рождения человека. Как отмечалось, обычно выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение и самосознание. Вхождение человека в эти сферы характеризуется постоянным расширением и усложнением социальных связей, в которые он вступает. Так, в социализации происходит освоение все новых и новых видов деятельности, ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного выбранного вида, т. е. идет процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности. Общение в контексте социализации также рассматривается в плане его расширения и углубления. Что касается самосознания, то его развитие означает становление в человеке образа своего «Я» , понимаемого как определение собственной идентичности, некоторой целостности.

Социализация личности протекает под воздействием многих условий и факторов, как социально-контролируемых, направленно-организуемых, так и стихийных, спонтанных. В общем плане она – атрибут образа жизни личности и может рассматриваться как его условие и результат.

Выделяются и определенные стадии процесса социализации. Поскольку эта тема подробно исследовалась в фрейдизме, постольку именно в этом направлении сложилась традиция определения стадий социализации. В настоящее время достаточно общепринято в социологии и социальной психологии выделение таких стадий социализации, как детство, отрочество и юность. Что касается определения дальнейших этапов, то вопрос остается до сих пор дискуссионным. Для разрешения возникшего затруднения в социологии стал применяться подход, в котором стадии социализации выделяются в зависимости от отношения человека к трудовой деятельности. Отсюда социализация включает дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии. Дотрудовая стадия охватывает период в жизни человека до начала его трудовой деятельности. В свою очередь данная стадия распадается на раннюю социализацию (от рождения ребенка до его поступления в школу) и стадию обучения (обучение в школе и других учебных заведениях).

Трудовая стадия социализации распространяется на период зрелости. На этой стадии личность не только усваивает опыт, но и активно воспроизводит его. Послетрудовая социализация связана с продолжением данного процесса и после прекращения активного участия человека в трудовой деятельности.

В связи со стадиями процесса социализации в социологии выделяются агенты и институты социализации. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Образования, в которых происходит трансляция социального опыта, получили название институтов социализации. Институты социализации – учреждения и организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Это семья, дошкольные детские учреждения, школа, прочие учебные и воспитательные учреждения, трудовой коллектив, референтные группы, не имеющие асоциальной направленности и др. Социализация понимается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, в результате которого вырабатывается определенная жизненная позиция личности.

В социологической литературе много внимания уделяется вопросам политической и правовой социализации. В отечественной социологии под политической социализацией понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения идеологических, политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества.

Что касается правовой социализации, то она рассматривается как процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. В процессе правовой социализации происходит овладение способами поведения, соответствующими нормам права. «Правовая социализация личности – это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом» .

Итак, социализация – освоение индивидом социальных требований и функций в качестве непременного включения в социальную общность.

Среди других процессов, где личность выступает в роли объекта общественных отношений, выделяются социальная и ролевая идентификация. В процессах социальной идентификации происходит отождествление индивида с той или иной социальной группой, осознание им своей принадлежности к данной общности, приобретаются и усваиваются нормы, идеалы, ценности, разделяемые конкретной социальной группой. В ролевой идентификации имеет место принятие индивидом общественно заданных функций и групповых требований как отвечающих интересам и потребностям субъекта.

Одна из главных целей социализации и идентификации – приспособление, адаптация человека к социальной реальности. Но вместе с тем существуют и отрицательные последствия такого приспособления и одно из них – конформизм. Он означает пассивное принятие существующего порядка вещей, мнений и т. д. В социологии различают конформизм как социальное явление, когда говорят об известном единообразии в обществе, о нивелировке личности, и как определенное (конформное) поведение человека, которое обусловлено боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции и принятием им позиций и мнений группы под ее давлением. Конформность имеет место там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. При этом различают внешнюю комформность (мнение группы принимается индивидом чисто внешне) и внутреннюю (когда индивид действительно усваивает мнение большинства).

Естественное приспособление личности к жизненным обстоятельствам нельзя смешивать с приспособленчеством, что является основой ее конформного поведения.

При исследовании процессов социализации личности важное значение имеет выявление референтных групп. Референтные группы – это группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью принятия этих норм и ценностей или сравнения с ними. Большое значение данная тема имеет в социологии права, поскольку необходимо выявить и изучить референтные группы, которые имеют асоциальную направленность и активно влияют на процесс формирования негативных особенностей становящихся личностей.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычного образа жизни и т. д. Вступая в новый цикл, человек попадает под влияние двух процессов: десоциализации и ресоциализации. Отучение от прежних правил поведения, ролей, разделяемых ценностей и норм называется десоциализацией, а следующий за ним этап обучения новым нормам, ролям, правилам поведения – ресоциализацией. Десоциализация и ресоциализация – две стороны процесса взрослой, или продолженной, социализации. Десоциализация может быть настолько глубокой, что приводит к разрушению основы личности и тогда процесс ресоциализации оказывается невозможным. Однако глубокой может быть не только десоциализация, но и ресоциализация.

Отметим, что агенты и институты социализации выполняют не только функцию, связанную с обучением индивида культурным нормам и образцам поведения, но и функцию контроля, т. е. того, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены нормы и роли. При этом вознаграждение и наказание являются эффективными приемами и социального контроля, и социализации в целом.

Важное значение в социологии придается проблемам исследования личности как субъекта общественных отношений. Фиксирование позиции личности в качестве субъекта этих отношений осуществляется в таких понятиях, как «нормативное сознание», «ценностные ориентации», «мотивация», «социальные установки», «социальное поведение» и пр. Уже на стадии усвоения социального опыта проявляются активность, индивидуальные особенности индивида. «Положения о том, что поведение человека социально детерминированно и что сам он является объектом социальных отношений, т. е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют только часть проблемы взаимодействия человека и общества» .

Соответственно другая часть проблемы касается воздействия человека на общество, что предполагает рассмотрение его в роли субъекта общественных отношений.

Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком мира.

Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый опыт его общения, где он выступает в качестве субъекта. В дальнейшем человек расширяет круг своего общения, активно воздействуя на других людей в этом процессе.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, своей индивидуальностью. В кризисных ситуациях такая личность сохраняет собственную жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, что указывает на ее целостность и устойчивость.