Приемы изучения иностранного языка. Самые эффективные способы изучения иностранных языков

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод статьи ирландского полиглота, автора уникальной методики изучения иностранных языков Бенни Льюиса (Benny Lewis).

В посте вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Как начать говорить на иностранном языке уже сегодня?
  • Как выдать себя за носителя языка?
  • Как за 2 года выучить несколько иностранных языков и стать полиглотом?

Статья содержит массу советов по использованию различных ресурсов и бесплатных приложений, которые помогут вам в кратчайшие сроки повысить свой уровень владения языком. Если вы уже давно находитесь в поиске результативных методов запоминания новой лексики и совершенствования своих навыков общения на иностранном языке, значит, этот пост предназначен для вас. ;)

Большинство людей уверены в том, что все, кто преуспевают в изучении иностранных языков, имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако пример Бенни Льюиса доказывает, что это убеждение является всего лишь одной из сотен отговорок, к которым мы прибегаем, чтобы оправдать свои неудачные попытки прослыть полиглотом.

Как вспоминает Бенни, несколько лет тому назад он был абсолютно безнадежен во всем, что касалось языков: в возрасте 20 лет он мог разговаривать только на английском, был худшим в классе немецкого языка, а после 6 месяцев проживания в Испании едва ли мог набраться храбрости, чтобы спросить по-испански, где находится ванная комната.

Именно в этот период в жизни Льюиса наступил некий момент прозрения, в корне изменивший его подход к изучению языков: он не только преуспел в освоении испанского, но и получил сертификат Института Сервантеса (Instituto Cervantes), подтверждающий уровень владения языком на уровне С2 — в совершенстве. С тех самых пор Бенни начал активно изучать другие иностранные языки, и на данный момент может с легкостью вести диалог более чем на 12.

Как говорит сам Бенни Льюис: «С тех пор как я стал полиглотом — человеком, владеющим несколькими языками, — мой мир стал гораздо шире. Я познакомился с интересными людьми и побывал в таких местах, о которых раньше даже не мог подумать. Например, благодаря знанию мандаринского я завел новых друзей во время путешествия поездом “Чэнду-Шанхай”, поговорил о политике с обитателем пустыни на египетском диалекте арабского, а владение языком жестов предоставило мне возможность ознакомиться с особенностями культуры глухих.

Я танцевал с бывшим Президентом Ирландии Мэри Макэлис, а потом по-ирландски рассказывал об этом в прямом эфире на радио, брал интервью у перуанских производителей тканей, разговаривая с ними на языке кечуа о специфике их работы.... Да и вообще провел замечательные 10 лет, путешествуя по миру».

В этом посте вы найдете множество полезных советов, использование которых поможет вам в рекордные сроки повысить уровень владения иностранными языками и, вполне возможно, стать полиглотом.

Сегодня можно забыть о дедовских способах изучения иностранного языка . Механическая зубрежка – вчерашний день. Нынешние полиглоты осваивают языковые горизонты при помощи радикальных и эффективных методик :

1. МЕТОД ЗВУКОВЫХ АССОЦИАЦИЙ

Профессор Стенфордского университета Рон Аткинсон в 70-х годах предложил студентам такой оригинальный вариант запоминания – по созвучию со знакомыми и известными словами на родном языке.

С подобранным словом или сочетанием нескольких слов необходимо составить предложение–ассоциацию, включающее перевод. Например, если словосочетание «шахматный удар» в английском языке «chess knock» (созвучно русскому «чеснок»), то предложения для запоминания может быть таким: «Нанес шахматный удар и съел чеснок».

Метод удобен с точки зрения индивидуального подхода и необходимости свободно мыслить, а не зубрить вслепую. Разумеется, полноценно выучить язык без заучивания не получится, но данный метод будет хорошим подспорьем для пополнения словарного запаса.

2. СТИКЕРЫ С НАЗВАНИЕМ


Метод идеально подходит для запоминания существительных, привычных нам в быту. Пишете на стикере «refrigerator» и клеите на холодильник, «door» займет место на двери, а надпись «table» украсит кухонный стол.

Таким образом, изо дня в день, видя «подписанные» предметы вокруг, ученик автоматически усваивает и иностранные наименования. В процессе обучения листочки можно менять, дополнять и увеличивать их количество. Метод хорош для работы на начальных этапах, впоследствии же все равно придется прибегнуть к коммуникативным наработкам и изучению основных грамматических правил. Главное – не приобрести привычку, потому что не каждому начальнику понравится ходить со стикером «boss» на лбу.

3. МЕТОД 25 КАДРА

Спорная теория, возникшая благодаря психологу Джеймсу Викари в 1957 году. Он утверждал, что мозг человека способен визуально распознавать лишь 24 смены «картинки» в секунду, и если вставить дополнительный кадр, то человека не осознает его присутствие, а информация сразу пойдет в подсознание.

Суть метода для изучения языка заключается в просмотре фильма, каждые 90-100 миллисекунд в котором «проскакивает» пресловутый 25 кадр, переходящий в подсознание. Метод так и не был признан научным сообществом, и его эффективность не доказана, но некоторые представители школ изучения языка по-прежнему предлагают его опробовать.

Наверное, они не слышали о других экспериментах Викари, в одном из которых он проводил серьезный сравнительный анализ психологического состояния рожающей женщины и женщины, выпекающей торт.

4. КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД


На замену скучному изучению языков по учебнику приходит самый эффективный метод для запоминания слов и подавления языкового барьера – коммуникативный. По сути, эту методику не пришлось даже изобретать – изначально обмен знаниями с соседним племенем происходил на уровне живого контакта, невербального общения, жестов и мимики.

Изучать язык, контактируя с носителем, значительно проще и быстрее. В процессе обучения есть смысл разбиваться на группы или работать в паре, независимо от уровня знаний и словарного запаса.

Вариантом этой методики является внесение театральных сцен, разыгрывание и обсуждение сюжетов. С появлением современных средств коммуникации задача упростилась вдвойне – где бы вы ни находились, всегда можно найти приятеля с другого конца планеты и практиковаться в изучении языка, беседуя в Skype.

5. МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ


Этот оригинальный метод разработал профессор психологии Джеймс Дж. Ашер из университета Сан-Хосе. Метод основан на естественном процессе познания, и Ашер предлагает изучать дополнительные языки так же, как и свой родной.

Первые несколько занятий ученик только слушает иностранную речь, при этом от него не требуется устного реагирования или ответов на вопросы. Любая реакция может проходить на физическом уровне жестов. Таким образом, наступает период интернализации, в который человек способен уже спонтанно реагировать на происходящие процессы и участвовать в них на иностранном языке.

Изначально метод не получил поддержки научных сообществ, но в 70-е годы интерес к нему возобновился, и сейчас он успешно используется при изучении языка. Правда, лишь теми, у кого достаточно времени на первые 20 уроков молчаливого участия.

6. АУДИО И ВИДЕОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД


Схожие по периодам изучения с предыдущим, эти методы доступны всем и каждому без участия в групповых работах. Суть аудио метода состоит в том, что на начальных этапах ученик прослушивает иностранную речь, воспринимая ее исключительно на слух.

Ему не обязательно реагировать, участвовать в процессе, достаточно лишь внимательно вслушиваться в фонограмму. Видео метод, по аналогии, заключается в просмотре фильмов или видеосюжетов на неизвестном языке. Упростить задачу и ускорить обучение помогут субтитры к видео и перевод аудиозаписей. Метод также хорош для пополнения словарного запаса и погружения в иностранный язык, но без коммуникации вам вряд ли удастся преодолеть барьер и чувствовать себя достаточно раскованно в общении с экспатами.

7. МЕТОД ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ


Лингвист и педагог Максимиллиан Дельфиниус Берлиц предложил инновационную методику еще в 1878 году. В соответствии с этим методом, ученик полностью «погружается» в роль иностранного гражданина.

Может выбрать себе соответствующее имя, сочинить биографию, приписать определенные знания, умения и привычки. Процесс обучения проходит полностью на изучаемом языке, перевод не допускается.

Лексика и грамматика изучаются в контексте разговоров, без учебников и подсказок. Таким образом, в группе создается атмосфера, способствующая раскрытию истинного потенциала без скованности и стеснения. Ведь какой смысл переживать за неверное произношение Ивану, когда он Джон? У данного метода есть и дополнительные плюсы – развитие социальных навыков и театральных способностей при максимуме позитивных эмоций.

Твердо решив самостоятельно изучать английский, вы точно столкнетесь с проблемой выбора эффективной методики, которых существует великое множество. Какой способ выбрать решаете только вы.

На что ориентироваться при выборе?

  • Во-первых, на ваш уровень владения языком
  • Во-вторых, на личные финансовые и временные возможности
  • В-третьих, исходя из собственного интуитивного желания

Метод Драгункина

Методика Драгункина Понятливо и доходчиво объясняет основы английского Александр Драгункин. Методика Драгункина по изучению английского прекрасно подходит для быстрого изучения и запоминания. Максимально упрощена грамматика, облегчены правила. Есть курсы как для начинающих, так и для продвинутых.

У Драгункина совершенно иной подход к обучению, своя собственная терминология, свои законы, своя лексика. Он переделал даже грамматические правила, систематизировал исключения, разрешил проблемы употребления артиклей и неправильных глаголов. Драгункин выделил новые классы и группы слов, объединив их по единым признакам; выявил отношения между ними. Изложение материала идет по цепочке, от простого к сложному, одно вытекает из другого в строгой логической последовательности.

Обучение английскому основывается на базе родного. За счет всех этих факторов сроки обучения сокращаются в несколько раз, а восприятие учебного материала заметно облегчается. Методика направлена на быстрое достижение результата. Цель программы не учить, а научить.

Методика Пимслера

Методика Пимслера Американский разговорный английский поможет освоить аудио курс «Pimsleur English for Russian Speakers». Смотрите статью Учим английский по методу доктора Пимслера . Также методика Пимслера помогает научиться правильно читать. На нашем сайте есть все аудио уроки разговорного американского, а также уроки по чтению.

Метод Пимслера — это единственная форма изучения иностранного, включающая уникальный запатентованный способ тренировки памяти. Курс состоит из тематических диалогов с подробными разъяснениями и переводом. Фразы озвучены носителем языка.

Изучающие слушают запись, повторяет фразы за диктором. Затем озвучивается следующий речевой оборот и поясняется его значение. Ученик снова многократно ее повторяет, затем ему необходимо повторить предыдущие фразы, в тоже время, вставляя в нее слова из нового выражения. Вводятся новые слова, а старые выражения предложено повторять через некий, постоянно увеличивающийся, интервал времени.

Очень интересная, а главное работающая, система из 30 аудио уроков по полчаса. Курс создан специально для русскоговорящих, которые хотят знать речь жителей США. Никаких учебников, только слушаете и повторяете. А вскоре вы сможете без проблем поддерживать разговор настоящим американцем.

Метод Шехтера

Это абсолютно новый эмоционально-смысловой подход, утверждающий, что освоение иностранного языка должно быть подобным изучению родной речи. Этот метод относится к прямым игровым интерактивным способам активного обучения. По этой методике учились политики, космонавты, известные персоны. Даже западные частные лингвистические школы обратили внимание на метод Шехтера.

Его методика построена на личностно-ориентированном подходе, где важно обращать внимание не на то, что делать с английским, а что делать с человеком, чтобы облегчить ему процесс усвоения. Положительная атмосфера, доброжелательность, обучение без усталости и напряжения — это главные и обязательные составляющие каждого урока.

Цель каждого отдельного занятия и обучения в целом — побудить учащегося выражать мнение своими словами, а не воспроизводить заученные шаблоны и фразы из учебников. Поэтому лекции организованы в виде активного участия человека в изменяющихся событиях деловой и городской жизни.

Также большое значение имеет коррекция речи и грамматика, которую студенты изучают на высших циклах курса. Эта технология также используется для запоминания нового материала без заучивания и механического повторения.

Методика изучения английского BERLITZ Еще одним популярным способом является методика BERLITZ, которую полиглоты используют уже на протяжение 200 лет. В ее основе — изучение иностранного за границей. Более 400 языковых школ BERLITZ насчитывается по всему миру. Можно выбрать, как занятия в группах, так и индивидуальное обучение. Читайте статью Как обучаются английскому за рубежом.

Такой способ предполагает четкое следование основным принципам:

  • Сначала нужно научиться говорить, а потом овладевать навыками чтения и письма
  • Грамматику и лексику нужно изучать в ходе естественной занимательной беседы, в разговорном контексте
  • Преподавать язык должны исключительно носители
  • Учащийся в процессе обучения должен принимать активное участие
  • Родную речь не используется вообще, исключается из обучения
  • Такое понятие как перевод, также исключено

Rosetta Stone

Метод изучения английского Розеты Стоун Одной из лучших также признана методика Rosetta Stone — удобная программа для тех, кто собирается эмигрировать. Обучение языку с нуля. Пользователь проходит по тому же пути, что и при изучении родного языка: слова и образы, произношение, грамматика и синтаксис. Уровень сложности нарастает постепенно.

Флэш-метод позволяет учить английский также, как вы изучали родной язык с младенчества — без правил. Овладение английским происходит путем многократного повторения, погружения в языковую среду, формирования ассоциаций. Эта программа учит автоматически воспринимать и воспроизводить самые распространенные разговорные конструкции.

В курсе полностью отсутствует перевод, вместо него — ассоциативный ряд. Словарный запас, синтаксис и грамматика усваиваются в ходе моделирования различных жизненных ситуаций. Основной упор делается на зрительную память. В качестве дополнения посоветую много читать самостоятельно

Беспереводной метод значит:

  • Никаких правил и перевода
  • Слова даются сразу в контексте
  • Запоминание достигается за счет многочисленных повторений

Отличная программа для тех, кто хочет самостоятельно выучить азы языка, не сильно углубляясь в детали. Картинки делают методику интересной, а изучение происходит без напряжения.

Lex!

Программа Lex! — известный способ обогащения лексического запаса. Сидя за компьютером, пользователь заучивает слова, фразы, речевые обороты, которые периодически появляются на экране. Поддерживается возможность удаления и добавления лексики, ее редактирования, изменения уровней интенсивности обучения и временных параметров. Учитываются особенности человеческой памяти, внимания и восприятия.

Пользователь может устанавливать и отдельно настраивать разнообразные режимы перевода: прямой, обратный, письменный перевод, их случайное чередование. Учащийся самостоятельно определяет количество правильных переводов, которое является показателем того, что слово выучено. Lex! — сопровождается подробным справочником, который позволит быстро найти ответы на все возникшие вопросы.

Метод Мюллера

Методика Станислава Мюллера заключается в гармоничном взаимодействии сознательного и подсознательного мышления. Для повышения обучаемости и памяти применяются новейшие разработки российской и западной науки — сверхобучаемость и голографическая память:

  • Сверхобучаемость — помогает освоить любые навыки в несколько раз быстрее. При этом уставать намного меньше и поддерживать высокий уровень работоспособности
  • Голографическая память — помогает систематизировать жизненный опыт, повышает возможности памяти, позволяет восстановить способность к освоению языка

При прохождении выполняются упражнения на улучшение воображения, что способствует запоминанию лексического материала. Курс решает задачи понимания разговорной речи, свободного чтения, письма и говорения.

Метод Франка

Советую методику Ильи Франка, которая основана на изучении английского языка посредством чтения специальных текстов. При постоянном чтении таким методом в течение года можно научиться свободно разговаривать, благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. При этом запоминание слов и фраз происходит не счет зубрежки, а за счет их постоянного повтора в тексте.

Все тот же беспереводной метод. В книгах Ильи Франка текст разбивается не несколько отрывков — адаптированный отрывок с дословным переводом и лексико-грамматическим комментарием, затем тот же текст, но уже без подсказок. Вы просто читаете книгу, а при этом изучаете язык.

The manager wrote up the sales slip (менеджер заполнил бланк с ценой). The crook (воришка) looked at the slip (посмотрел на бланк) and said, «This is a little more than I intended to spend (это несколько больше, чем я намеревался потратить). Can you show me something less expensive? (вы не могли бы показать мне что-нибудь менее дорогое)».

The manager agreed and wrote up the sales slip. The crook looked at the slip and said, «This is a little more than I intended to spend. Can you show me something less expensive?»

Смысл неадаптированного текста заключается в том, что читающий пусть и короткое время «плывет без доски». Прочитав неадаптированный абзац, можно переходить к следующему адаптированному. Возвращаться и повторять не нужно. Просто следует читать следующий текст.

Методика Гуннемарка

Можете попробовать методику Эрика Гуннемарка. Шведский полиглот рекомендует начать обучаться языку с освоения активного минимума слов и грамматических правил. Для чего он создал список «речевых штампов», которые по его мнению необходимо самостоятельно заучить наизусть. Эти сборники Гуннемарк назвал «Минилекс», «Минифраз» и «Миниграм». Весь материал иллюстрирован и озвучен носителями. Курс рекомендуется начинающим. Методика Гуннемарка Пренебрегать этими «мини-сборниками» не стоит, ведь они дают ориентир, на чем нужно сосредоточиться с самого начала. Овладение «мини-репертуаром» придаст начинающему уверенность к себе. Входящие в этот сборник списки построены таким образом, чтобы учащийся овладел самым необходимым самостоятельно. Ведь когда за плечами хорошо усвоенный материал и базовые знания, то неизбежно начинаешь чувствовать себя намного увереннее в любой обстановке.

У Гуннемарка все обучение подчиняется следующим принципам:

  • Особое внимание — «центральный словам», то есть тем словам, которые чаще всего «слетают с языка»
  • Учить нужно не отдельные слова, а целые выражения. Не нужно учить все. Для каждой типовой ситуации запоминайте 1−2 выражения, но «назубок»
  • Лучше выучить одно слово на отлично, чем несколько слов, но плохо. Синонимы не нужны. Учите главное слово
  • Выученные выражения старайтесь употреблять как можно чаще
  • Как можно быстрее необходимо усвоить основы хорошего правильного произношения
  • Освойте необходимый минимум грамматики
  • Самое полезное дело — чтение

К внешним факторам успешного изучения лингвист относит труд, время, учителей и материал. То есть насколько быстро вы будете продвигаться в обучении, зависит напрямую от вашей способности организовать свой труд и время, от выбранной методики и преподавателя.

Как видите, способов много и все они разные. Какая из них лучше — решать вам. Но изучив основные их принципы, можно прийти к выводу, что главным является общение и чтение. К чему присоединяюсь и я.

Знаете еще какие-то интересные методики? Расскажите о них в комментариях. Желаю вам успехов и устойчивого результата!

ВАДИМ ГРИШИН

Неспособности к иностранным языкам не бывает.

Бывают эффективные и неэффективные методы изучения иностранных языков

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Как правильно начинать учить язык.

Иностранный язык лучше всего начинать изучать с прослушивания небольших легких текстов на этом языке. Эффективней всего прослушивать не сразу весь текст, а по отдельным предложениям или фразам, и прослушивать одну фразу много раз. Хорошо было бы, если бы каждая фраза иллюстрировалась картинкой, из которой был бы ясен смысл фразы, т.к. на этом этапе крайне важно, чтобы иностранные слова связывались «напрямую» с предметами, действиями и понятиями, которые они означают, и без какого-либо вмешательства родного языка (русского). Так же полезно ярко представлять ситуацию, «вокруг» фразы, представлять себя участником диалога. На перевод фраз на этом этапе смотреть следует как можно реже и только для того, чтобы убедиться, что смысл фразы Вы поняли точно.

Затем, продолжая слушать фразу, многократно пытайтесь максимально точно ее произнести, сравнивая Ваше произношение с записью. Одновременно держите текст фразы на изучаемом языке в поле Вашего зрения.

· какие звуки, какими буквами или сочетаниями букв передаются

· как строится предложение (что зачем следует)

· какие новые слова Вы узнали из фразы и всего текста и как они пишутся

Прослушивать таким образом фразы желательно каждый день не менее 1 часа, и в начале каждого занятия повторить все ранее прослушанные фразы. Стараться запомнить фразы не нужно, если Вы прослушали фразу много раз, она запомнится автоматически.

Магнитофонные кассеты прослушивать таким образом неудобно, т.к. приходится постоянно перематывать. Для такого прослушивания отлично подходят некоторые мультимедийные диски с языковыми курсами. Например, диски EnglishGold, EnglishPlatinum, OxfordPlatinum, DeutschPlatinum (аналогичные диски есть еще для итальянского и французского языков). В этих дисках есть озвученные носителями языка диалоги, тексты к ним на 2 языках, почти каждая фраза иллюстрируется картинкой, прослушивать диалоги можно по фразам или полностью. Стоят эти диски где-то от 80 до 120 рублей. Также можно использовать диски серии TALKTOME, но работать с ними менее удобно, т.к. в них нет перевода фраз на русский.

Рекомендуем таким образом прослушивать тексты, даже если Вы занимаетесь с преподавателем или на курсах, т.к. прослушивать одни и те же фразы многократно очень важно на начальном этапе изучения языка. Так, кстати, начинают изучать язык студенты языковых факультетов, но они, как правило, прослушивают сразу весь текст по несколько раз, что значительно снижает эффект от прослушивания: уже после нескольких таких прослушиваний «держать» внимание на тексте становится довольно сложно, внимание постоянно от текста отключается.

Простое многократное прослушивание длинных текстов на иностранном языке не эффективно

После 5-7 прослушанных таким образом текстов или диалогов следует переходить к отдельным звукам – учиться произносить и отрабатывать произношение отдельных звуков и их сочетаний в словах. Отлично было бы, если бы ставил Ваше произношение хороший преподаватель. Но найти «приличного» преподавателя, который согласился бы заниматься с Вами только фонетикой довольно непросто (классные преподаватели обычно очень неохотно берутся обучать с нуля), да и за 45 минут такие преподаватели берут от 25 до 45 долларов (в Москве).

К счастью, в тех же мультимедийных дисках есть раздел «Фонетика», в котором можно отработать произношение отдельных звуков, их сочетаний, слов и фраз. При наличии микрофона и нормальной звуковой карты, программа будет оценивать Ваше произношение, сравнивая его с идеальным. Но все же из-за маленького количества примеров на каждый звук раздел фонетики в этих дисках до уровня классического филфака не дотягивает. Для отработки английского произношения очень рекомендуем приобрести диск «Английский без акцента, профессор Хиггинс» (Фонетика + грамматика, стоит около 100 рублей).

Отрабатывайте произношение до тех пор, пока Вы не начнете произносить звуки естественно, пока язык и губы не будут автоматически (без участия сознания) принимать правильное положение для произнесения звука, и легко без «промедлений и спотыканий» принимать правильное положение для произнесения следующего звука в слове.

Если Вы изучаете язык со сложным произношением, такой как английский или французский, все же рекомендуем взять хоть несколько уроков фонетики у хорошего преподавателя, чтобы он мог проконтролировать, правильно ли Вы произносите звуки, т.к. если Вы научитесь произносить звук неправильно, и Ваш речевой аппарат привыкнет к неправильному произношению звука, переучиться будет в последствии довольно сложно.

Добиться «приличного» произношения на начальном этапе обучения очень важно, особенно если Вы изучаете языки, произношение звуков в которых существенно отличается от произношения звуков русского языка. В английском, например, без «приличного» произношения далеко не уедешь. Запоминание и автоматическое вспоминание слов и фраз в определенной степени будет зависеть от того, насколько близко к идеальному произношению они были и могут быть Вами произнесены. (Подсознательно Вы будете знать, что в слове «брак», и стремиться от этого брака, т.е. от слова, избавиться).

Поэтому, не пожалейте время на отработку произношения.

Михаил Шестов в своей книге: «ДА! ВЫ МОЖЕТЕ ВЫУЧИТЬ ЛЮБОЙ ЯЗЫК И
НАУЧИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ ЭФФЕКТИВНО»
раскрывает страшную преподавательскую тайну": пока уровень произношения не приблизился к эталонному, хотя бы на 70%, словарный запас ученика практически не развивается.

При произнесении слова представляйте каждую букву, даже непроизносимую. Это поможет Вам лучше запомнить слово и писать его без ошибок.

Выписывайте из каждого текста/диалога новые слова и просите кого-нибудь продиктовать Вам их (диктуют по-русски – Вы пишете по-иностранному). Затем внимательно проверьте и проанализируйте ошибки.

Изобразим подробное описание «прослушивания» краткой схемой:

слушаем фразу смотрим на картинку сопоставляем со значением/смыслом

слушаем фразу смотрим на иностранный текст смотрим на русский текст

Возьмите из фильмов на изучаемом языке (скрипты к фильмам можно найти в интернете) простые фразы, которые Вы также используете или можете использовать в повседневной жизни и выучите их. Запоминаются эти фразы, как правило, очень легко.

Также очень полезно не только прослушивать фразы, но и видеть, как носитель языка произносит фразу. Смотрите выпуски новостей, или какие-нибудь познавательные передачи на изучаемом языке и следите за мимикой диктора или ведущего. Запишите несколько выпусков новостей на видеокассету, просмотрите ее несколько раз, во время просмотра произносите знакомые слова вслед за диктором, пытаясь скопировать мимику диктора и подражая ему.

Как учить слова

Что значит знать слово:

· уметь правильно произнести слово

· уметь правильно написать слово

· знать значение слова / основные значения многозначного слова

· помнить наиболее точный эквивалент слова в русском языке / эквиваленты для многозначных слов

Иностранные слова необходимо ассоциировать непосредственно с предметами, явлениями или действиями, которые они означают. Например, чтобы запомнить английское слово apple (яблоко), представляйте яблоко и повторяйте apple, apple, apple… Таким образом понятие «яблоко» непосредственно связывается со словом apple.

Попытки запомнить иностранное слово как перевод русского слова, т.е. многократно повторять apple – яблоко, apple – яблоко, apple – яблоко, приведут к тому, что в дальнейшем спонтанно это слово Вы употреблять не сможете, что необходимо для того, чтобы говорить на языке. Этот неправильный способ запоминания слов очень часто используется детьми, когда они только начинают изучать иностранный язык.

Для того чтобы слово запомнилось лучше, нужно сделать ассоциацию слова с образом как можно «крепче». Для этого:

возьмем наше слово apple, повторяйте apple, apple, apple, apple и одновременно

· ярко и четко представьте яблоко

· представьте, что Вы берете это яблоко и держите его в руке, зафиксируйте ощущения

· почувствуйте запах яблока

· откусите от яблока, почувствуйте вкус яблока

· услышьте звук откусываемого яблока

· представляйте или как бы «быстро пишите в воображении» буквы « a p p l e »

Для запоминания длинных слов, которые не обозначают предмет, можно пользоваться таким способом:

Сформируйте образ к иностранному слову, повторяйте слово и представляйте этот образ, одновременно:

· мысленно пишите слово, представляйте его по буквам

· определите, какого цвета буквы в слове или раскрасьте слово

· почувствуйте каждую букву в слове

Школьный формат обучения чаще всего выстраивается по классической схеме от грамматики к лексике, шаг за шагом знакомя учеников с новым языком. Минус этого метода заключается в том, что здесь активно задействуется абстрактное мышление и на практике его очень тяжело реализовать. Достаточно вспомнить свой опыт, когда после стольких лет изучения языка в школе и университете человек так и не может блеснуть своими навыками даже в отпуске за границей. Поэтому теоретический подход с сухим набором правил значительно проигрывает живой речи.

Коммуникационный метод

Метод общения с носителем считается одним из самых быстрых способов освоить иностранный язык. На таких занятиях ученики стараются в игровой форме проживать различные жизненные ситуации. Поэтому коммуникационный метод можно назвать еще и одним из самых интересных. Недостаток этого варианта кроется в минимальном обращении к грамматике. На таких занятиях преподаватель позволяет ученикам свободно выражать свои мысли, обогащая словарный запас. Именно поэтому здесь рекомендуется общение именно с носителем, который сразу подкорректирует не только грамматические формы, но и произношение слов.


Метод письма

Для азиатских языков, где используются совершенно незнакомые нам иероглифы и алфавит, проще всего начать освоение языка со знакомства с письменностью. Достаточно осмысленно перепечатывать или переписывать тексты, чтобы с каждым разом слова и фразы становились привычнее и понятнее хотя бы на бумаге. Как только первые языковые барьеры будут сняты, можно переходить на следующий этап изучения.

Метод аудирования

Повторение иностранной речи за носителем и многократное прослушивание записей делает акцент на интуитивном способе понимания речи. А это полностью отражает процесс освоения родного языка в раннем детстве. Метод повторения достаточно интерактивный и позволяет отрабатывать свой языковой навык в любое удобное время через и видеоролики, как дома, так и в дороге.



Для повышения эффективности занятий стоит большое внимание уделить поиску учителя и выбору комплексной программы, где все материалы систематизированы по тематикам и уровню сложности. Не хуже учителя способны мотивировать к урокам единомышленники, которых можно найти среди друзей или участников различных сообществ в социальных сетях. Чтобы не забросить занятия, необходимо спросить себя о цели, ради которой вы начали изучать язык, и в трудные моменты напоминать себе об этом.