Как наладить хорошие отношения с учителем. Как наладить отношения с учителем вашего ребенка

Введите e-mail адрес:

Дети могут высказывать достаточно жесткую критику. В их глазах учителя либо слишком сложные, либо слишком простые, слишком злые или слишком добрые, слишком сговорчивые или же слишком неуступчивые. Если ваш ребенок по каким-то причинам не поладил со своим учителем, огромное значение в решении вопроса может сыграть именно ваш подход. Далее предлагаются определенные шаги, которые помогут сделать учебный год более сносным как для вас, так и для вашего ребенка.

Принимайте участие. Волонтерство в классе вашего ребенка или сопровождение детей во время экскурсии смогут обеспечить вам место в первом ряду «зрительного зала», где вы лично сможете увидеть, что же происходит на самом деле. Посещайте родительские собрания, используйте любую возможность, чтобы построить хорошие отношения с учителем еще до того, как вам придется иметь дело с жалобами.

Будьте примером для подражания. Независимо от того, насколько разочарованным и подавленным вы себя чувствуете при общении с трудным учителем, сохраняйте спокойствие и проявляйте зрелость. Развитие в детстве - это время, когда во взаимодействии с другими дети учатся справляться с трудными людьми, учатся эффективно высказываться о своих чувствах. Все начинается с моделирования определенного поведения родителями. Способ решения возникшего конфликта покажет ребенку правильный подход относительно конфликтов с авторитетным лицом.

Не играйте в спасителя. Заманчиво спасти ситуацию, а значит и целый день, но если вы все время будете супергероем, это не очень хорошо отразится на развитии вашего ребенка. Попробуйте сделать шаг назад, немного отстраниться, дать ему некоторое пространство, чтобы он мог справиться с ситуацией самостоятельно. Если он не сможет улучшить свои отношения с учителем сам, тогда вы будете знать наверняка, что он действительно нуждается в вашей помощи.

Примите сторону ребенка... сначала. Когда ваш ребенок в первый раз подойдет к вам с проблемой, выслушайте и проявите сочувствие. Позвольте ему рассказать свою версию истории. Это лучший способ получить от ребенка максимум информации. Позже вы сможете задать интересующие вас вопросы, чтобы детальней разобраться в ситуации.

Определите проблему. Если ваш ребенок жалуется на учителя, потребуется время, чтобы выяснить, что именно он имеет в виду и что на самом деле стоит за его словами. Например, если ваш ребенок говорит «она меня не любит», в действительности это может означать что-то более конкретное, например, «она возмущена, когда я медлителен». Проблема может быть в чем-то, о чем вы и представить себе не можете. Возможно, ваш ребенок думает, что он умнее своего учителя и своей жалобой бросает ему вызов, или, возможно, он испытывает трудности в изучении какой-то темы и, обвиняя учителя, просто выбирает более легкий путь.

Выслушайте учителя. Обращение к учителю в первый раз, может оказаться неловким и некомфортным. Но вы подойдите к разговору с той позиции, что вы просто пытаетесь разобраться в ситуации и хотели бы разрешить ее как в пользу учителя, так и в пользу вашего ребенка. Уважайте его точку зрения, внимательно выслушайте ее, а затем вместе сосредоточьтесь на разговоре о том, что ваш ребенок по-прежнему нуждается в обучении. При этом любой ценой избегайте личной критики.

Держите ум ребенка в перспективе. Возможно, ваш ребенок чувствует, что учитель губит его жизнь. Ваша задача как родителя заключается в том, чтобы помочь ему вернуться в реальность. Напомните вашему ребенку, что время его обучения в классе этого тяжелого учителя ограничено. Как только учебный год закончится, очень вероятно, что вашему ребенку больше никогда не придется видеть этого учителя снова. В перспективе уже виден конец!

Сосредоточьте его на обучении. Вашему ребенку может так никогда и не понравится этот учитель, но главное, чтобы вы убедились в том, что он понимает, что по-прежнему ответственен за собственные действия. Подчеркните важность того, что в классе нужно быть приветливым и проявлять себя в качественно выполненном домашнем задании. Учитель может и не быть любимым, но огромное значение имеет последовательное старание быть хорошим учеником, уважительное отношение и поступки к учителям и сверстникам.

Рассматривайте это как жизненный урок. Взаимодействие вашего ребенка с учителем, общение с которым не приносит удовольствия, является возможностью обучения. Вы должны показать ребенку, что в жизни будут и другие люди с разными личностными особенностями, разными характерами, темпераментами и стилистикой общения, и ему придется научиться уважительному общению с ними. Тогда в долгосрочной перспективе, ваш ребенок сможет лучше управлять своими эмоциями и справляться с межличностными отношениями.

Взберитесь вверх по иерархии. Если данная проблема уже стала причиной, по которой ваш ребенок боится школы или возненавидел обучение, вам, возможно, следует пойти дальше, чем просто встретиться с учителем. Узнайте политику школы в отношении разногласий между родителями и учителями, например, нужно ли вам подавать официальную жалобу. Скорей всего, вам понадобиться поговорить с директором школы или даже еще выше.

Поблагодарите учителя. Если вы видите, что учитель прилагает все свои усилия, дабы урегулировать конфликт, даже если проблема не будет устранена, непременно выразите ему свою признательность. Поблагодарите его при случае за то, что он выделил время для работы с вами и вашим ребенком.

Никто не обещает, что школа будет легко и просто относиться к детям, процесс обучения еще более сложен, да и в целом воспитание детей - это сложная задача - но, используя эмпатию, взаимопонимание и сотрудничество, вы можете сделать жизнь проще для всех окружающих.

КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ - ЧТО ДЕЛАТЬ?

Представим, что ВАШ ребенок жалуется на конфликт с преподавателем. Учитель занижает оценки или даже оскорбляет ребенка. Что делать в такой ситуации родителю? Сразу идти ругаться с директором?

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит делать поспешных выводов и сразу искать виноватых. Ведь вариантов вообще-то не два, а гораздо больше. Может, ваш ребенок не специально искажает сложившиеся отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Может, учитель проявляет непрофессионализм или некомпетентность, а может быть, у него есть на то причины, грубо говоря, его «довели». Не исключено также, что у конфликта есть какая-то предыстория, выходящая за рамки уроков.

Первая задача родителя – собрать максимально полную информацию, желательно выслушать различные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «сразу идти ругаться с директором», сначала ответьте себе на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?». Если вы рассчитываете «помирить» ребенка с учительницей, включение в конфликт вашей фигуры этому не поможет.

Скорее всего, такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь в нем будет задействована вся школа в лице директора, а также вы окажетесь внутри конфликта и не сможете выступить в роли медиатора-посредника между сторонами. Образно выражаясь, это объявление «гонки вооружений». К тому же, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас, или же вы настроите школу против своего ребенка.

Стоит начать с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит вести допрос с пристрастием. Проявите заинтересованность и избегайте чрезмерного беспокойства: оно заразительно.

Узнайте у ребенка, как он считает, нужна ли ему помощь, или он планирует справиться самостоятельно. Если нужна, то предложите встретиться с учительницей (лучше вместе с ребенком), если же он хочет решить все сам, обсудите его дальнейшие шаги, посоветуйте, как ему поступить, в любом случае поддержите и приободрите. При встрече с учительницей постарайтесь занимать максимально нейтральную позицию. Помните, что ваша цель – побольше узнать информации, а не защитить ребенка или «задавить» учительницу.

Представим, что я прояснила ситуацию и поняла, что мой ребенок «списывает» свои плохие оценки и поведение на «дурной» характер преподавателя. Что делать теперь?

Если вы однозначно в этом уверены, то действовать нужно, разумеется, через ребенка. Не стоить нападать на него или отчитывать, это неприятно и не добавляет желания исправиться. Разговор лучше вести в совещательном ключе, сказать, что вы знаете о проблеме, подчеркнуть, что вы беспокоитесь и желаете помочь.

Можно построить беседу ориентировочно по такому плану:

    Обсуждение самой ситуации («Я знаю, что…», «А ты что про это думаешь?»),

    Обсуждение эмоций («Я переживаю…», «А ты как к этому относишься?»),

    Обсуждение оправданий ребенка («Учительница ко мне придирается…», просто выслушать),

    Предложение искать конструктивный выход («Как думаешь, что может улучшить ваши отношения?»),

    Поиск всевозможных вариантов, предложение своей помощи,

    Закрепление конкретных договоренностей, что он поменяет в своем поведении,

    Благодарность за разговор и слова поддержки.

Как себя вести, если возникла обратная ситуация: ребенок старается и хорошо учится, но учительница по какой-то причине к нему излишне придирчива?

Помимо того, что важно дать учительнице просто выговориться и пожаловаться, нужно постараться разобраться, что конкретно ее не устраивает и вызывает такую острую негативную эмоциональную реакцию. Нужно понять, каковы ее мотивы. Она хочет, чтобы ребенок делал уроки, не отвлекался, не списывал, не болтал или что? Спросите у нее прямо, что и как должно измениться в поведении ребенка. Не лишне будет задать контрольный вопрос из серии: «Правильно ли я понял, что если он не будет сидеть в телефоне на уроке (или любая другая причина), то с вашей стороны негатив будет исчерпан?»

Как вам кажется, в чем могут крыться причины подобной неприязни учителя к ученику?

Причины могут быть абсолютно разными. Может, ребенок напоминает учительнице кого-то, кто вызывает у нее такие чувства. В психологии этот феномен называется перенос, и он подробно изучен. Часто бывает так, что людям очень не нравится в других то, что им тяжело принять в себе самом. Может быть, ребенок делает что-то такое, что давит на «больную мозоль» учительницы, актуализирует какой-то неприятный опыт из ее жизни. Чаще всего в основе таких конфликтов лежат разные представления о нормах и правилах, о том, что позволительно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учительница, например, может считать, что с преподавателем ни в коем случае не нужно спорить, что это, допустим, подрывает ее авторитет, а ребенок может считать, что важно свое мнение отстаивать в любом случае, несмотря на последствия.

Как себя стоит вести, если придирки переходят в откровенное третирование и издевательства?

Если вы убедились, что ваш ребенок совершенно ни при чем, что это какая-то неадекватная неприязнь учительницы, имеет смысл по возможности исключить вообще ситуации общения вашего ребенка с ней. Можно пробовать добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, можно рассмотреть варианты перехода ребенка, в другой класс или школу. Это крайняя мера, но она может быть оправданной, если для ребенка этот конфликт является источником стресса. Еще можно научить ребенка психологической защите от этого стресса, предложить игнорировать, не принимать на свой счет и так далее, плюс важно дать понять, что вы не согласны с мнением учительницы, чтобы ребенок не испытывал дополнительного напряжения из-за чувства вины перед вами. Покажите ему, что вы на одной стороне. Можно предложить относиться к преподавателю, как к некоему тренажеру, ведь в жизни ему предстоит встретиться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.

Допустим, мы поняли, в чем заключались причины, даже во всем разобрались. Как теперь наладить отношения между учительницей и ребенком без последствий для ребенка?

Нужно понять интересы обеих сторон и выступить в роли переводчика, донести до каждого, чего именно от него хотят. Это бывает сложно понять, когда тебя переполняют эмоции. В конечном итоге вам нужно выработать условия «перемирия», в которых бы и ребенок, и учительница дали обязательства о каких-то уступках. Важно, чтобы каждый смог услышать, что провоцирует другого на эмоциональную реакцию.

Хорошо, с конфликтом все ясно. Теперь представим, что ребенок - любимчик у учительницы. Она его хвалит и ставит хорошие оценки. У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?

Это нормально, когда сверстники обращают внимание на успехи отдельных одноклассников, будь то отличники, спортсмены, или имеющие особенную популярность у противоположного пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в подтрунивании и шутках разного рода. Если это не переходит каких-то границ, если это не превращается в травлю, я бы советовал родителю не вмешиваться. Если же ребенок просит о помощи и жалуется на сильное давление одноклассников, я бы предложил родителю поговорить с учительницей, чтобы она узнала о том, что происходит. Если ситуация острая, можно обсудить ее на родительском собрании, потому что это свидетельство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.

Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?

Один из способов работы с такими проблемами – психологический тренинг для всего класса. Например, на тему командообразования. Также можно обратиться за помощью к школьному психологу, если он есть и вы доверяете его компетентности.

Хорошие отношения с учителями – нужно ли это? Хорошие отношения – это достижение взаимопонимания, отсутствие придирок, желание идти на любимый урок. В идеале так и должно быть, но не всегда получается.

Если все разложить по полочкам, оказывается, что проблемы с учителями были практически у многих подростков. Для того чтобы лучше разобраться, попробуем систематизировать часто встречающиеся проблемы.

  • Учитель не всегда прав. Учитель – такой же человек, как и другие.
  • Успевать по предмету, быть в числе первых получается не у всех.

Немаловажным является умение быть коммуникабельным. Уметь налаживать отношения со взрослыми в этом возрасте очень важно. Но никто не говорит – как именно? Ситуаций много, попробуем рассмотреть самые распространенные.

  • Как зовут твоего любимого учителя?
  • Почему этот учитель тебе нравится?
  • С каким учителем тебе трудно общаться?

Ситуации с учителями

  • Если учитель относится к тебе с предубеждением , проанализируй – почему? Он придирается только к тебе? Постарайся понять причину его придирок. Существуют учителя, которые несправедливы ко многим, люди с тяжелым характером. Одна из распространенных причин – ты не успеваешь по предмету, который он преподает, не проявляешь интереса к занятиям.Предмет тебе не нравится, мало того, ты считаешь его бесполезным для взрослой жизни.Учитель всегда чувствует отношение к своему предмету, считает его главным. С этим не поспоришь.

Как тебе поступить? Ничего не поделаешь – придется предмет полюбить, особенно если он необходим для поступления. От маленьких успехов ты перейдешь к красному диплому, что улучшит твою жизнь. Можно, конечно, «забить» на математику, но проблемы начнут накапливаться.

Учитель, влюбленный в свой предмет – лучший учитель. Он открывает двери в науку, прививает любовь к исследованиям и экспериментам. Это самое главное. Возможно, благодаря ему ты станешь выдающимся химиком или математиком. Необходимо приналечь на учебу. Если оценки низкие, и ты сам чувствуешь, что не успеваешь за школьной программой, самое время задуматься – зачем тебе проблемы. Из любой ситуации всегда есть выход. Столяр или сантехник – уважаемые профессии. Но они требуют профессиональной подготовки, больших практических навыков. Подумай и взвесь – к чему ты стремишься.

  • Еще одна причина – тебе кажется, что учитель занижает отметку . Вполне возможно, ему хочется, чтобы ты больше внимания уделял предмету, с его стороны – стимул тебя подстегнуть, заставить больше заниматься. Если ты собираешься поступать, предмет может оказаться профилирующим в ВУЗе, на вступительных экзаменах нужно будет показать не просто хороший, а превосходный результат. Именно поэтому требовательный учитель будет подталкивать тебя к тому, чтобы ты более интенсивно начал изучать материал.Учителя делятся на добрых и требовательных. Но это не значит, что требовательный учитель плохой. Как раз наоборот. Договорись о дополнительных занятиях, больше времени проводи в библиотеке, наверстывай упущенное.

Учитель объясняет материал по уроку десятки и даже сотни раз. Неудивительно, что он может потерять интерес к предмету.

В школе встречаются и другие проблемы , которые могут тебя раздражать.

  • У учителей часто бывают любимчики . Это не повод обижаться на учителя. Причины такого поведения могут быть разные – наличие у любимчика полезных родителей, материальная заинтересованность учителя. Возможно, после занятий он занимается репетиторством, и подобный вид заработка ему просто необходим.

Как тебе поступить? Если решил завоевать внимание учителя, стань первым в классе по успеваемости, демонстрируй глубокие знания, помоги учителю организовать клуб. Это гораздо лучше, чем статус любимчика.

  • Учителя могут ошибаться . Симпатии возникают спонтанно, с этим ничего не поделаешь. Бывает, что какой-нибудь подлиза начинает подхалимничать, а учитель принимает такое поведение за чистую монету.

Недавно учитель наорал на одного из учеников на уроке. Как думаешь, почему учитель не сдержался?

Как тебе поступить? Относись к этому спокойно. Подлиз и подхалимов не любят в любом коллективе. Такими действиями ничего не добьешься, а неприязнь одноклассников можно заслужить.

  • Учитель не так тебя понял . Бывает, что между людьми возникает непонимание. Как тебе поступить? Умение ладить с людьми, даже несимпатичными – одно из правил успешной жизни. Часто во взрослой жизни приходится решать вопросы именно с такими несимпатичными людьми. Деловые отношения нужно уметь выстраивать, учитель – тот, с кем необходимо выстроить подобные отношения, заложить фундамент взаимоуважения. Возможно, первый удачный шаг в этом направлении приведет к значительным успехам.

Если твой учитель тебе наскучил. сосредоточься на преподаваемом материале, а не на его недостатках.

Как тебе поступить?

  1. Как ты реагируешь, если по отношению к тебе учитель поступает несправедливо?
  2. Как следовало бы отреагировать?
  • В таких случаях лучше найти время, подойти к учителю и поинтересоваться – почему возникло непонимание. Постарайся объяснить свою точку зрения на происходящее, спокойно, без эмоций. И внимательно выслушай точку зрения педагога. В таком случае вам удастся найти компромисс, вы начнете лучше понимать друг друга. Не отступай. Поставь цель и двигайся к ней, чего бы это ни стоило. Учитель обязательно заметит твою настойчивость.
  1. Чтобы скучный урок был интереснее, я буду…
  2. Если учитель поступит со мной несправедливо, я сделаю следующее…
  • Почему лучше сосредоточиться на преподаваемом материале, чем следить за недостатками учителя?
  • Как твое отношение к предмету может повлиять на отношение учителя к тебе?

В коучинге подростков много нюансов и подводных камней.

Со взрослыми прохождение этапа коучинговой стрелы «Создание опыта» проходит легко и гладко, так как у них есть жизненный опыт, знания и уже сформированная точка зрения на многие ситуации.

Подросткам сложнее, так как они не приучены думать самостоятельно. В рамках школьной системы и внутрисемейных отношений за них все решают родители или учителя: как думать, что читать, как себя вести и т.д.

Поэтому подростку бывает сложно выразить собственное мнение в диалогах с коучем.

Детям важно, чтобы человек, сидящий напротив, искренне верил, что с ребенком все ОК, и у него есть все ресурсы для достижения заветных целей.

И с согласия своего клиента я хочу рассказать вам об одном контракте, который наглядно продемонстрировал возможности коучинга с клиентами школьного возраста.

Первая сессия с Сергеем (имя изменено) была ознакомительной, и на ней мы разговаривали на разные темы: что его интересует и доволен ли он тем, что происходит в его жизни.

В создании раппорта очень помогал юмор. После этой встречи Сергей сказал: «Вы заставили меня думать. И это было весело».

На второй сессии Сергей поднял вопрос «Взаимоотношения с учителем». Изначально запрос звучал негативно: «Почему она меня дико бесит?».

Большая часть коуч-сессии была была посвящена тому, чтобы переформулировать отрицательный запрос в положительный.

Это было важно, так как точная формулировка запроса помогала перевести задачу в в зону его контроля.

Мы плавно переходили от варианта «Чтобы она меня бесила хотя бы чуть-чуть» к новой формулировке «Чтобы она меня устраивала как учитель».

В конечном итоге вышли на запрос «Я хочу, чтобы у меня было ровное отношение к географичке».

Что отличает запросы школьников?

Фразы в большинстве случаев формулируются в отрицании «Чего я НЕ хочу»;

Фокус контроля постоянно съезжает на кого-то другого;

Не всегда есть понимание личной зоны ответственности.

Мышление детей довольно образное, ведь они любят и умеют мечтать. И на вопрос: «А что ты хочешь вместо этого?», всплывают фантастические картины с применением разнообразных магических предметов.

Коучу важно соблюсти баланс: не убив в ребенке мечтателя, дать возможность проявиться реалисту. В этом ему могут помочь такие вопросы:

А что ты можешь сделать в этой ситуации?

А что еще ты можешь предпринять, чтобы твоя мечта стала реальностью?

И потихоньку ребенок начинает задумываться, в тишине трансформационных пауз рождаются робкие ответы.

И вот уже у подростка горят глаза. Ведь он придумал нечто новое, причем то, что в силах реализовать самостоятельно.

Он внезапно осознает, что для получения желаемого результата нужно сделать лишь несколько простых действий.

На третьей сессии я предложила Сергею проделать технику Филиппа Гузенюка «Наши учителя».

Она эффективна в ситуациях, когда есть люди, которые нас раздражают по непонятным причинам.

Если эти люди нам не нравятся, значит, в этот момент они чему-то нас учат.

Я задала Сергею вопрос: «Какое качество помогает этому учителю себя так вести?». Он ответил: «Спокойствие! Оно так меня бесит!»

Следующий вопрос: «А как ты думаешь, в каких ситуациях умение сохранять спокойствие может тебе пригодиться?» заставил его задуматься.

В результате подросток пришел к выводу, что спокойствие полезно в любом общении: со сверстниками, семьей, педагогами.

«Если бы я в каких-то ситуациях говорил более спокойно, мне бы это точно помогло», - ответил Сергей.

На последней коуч-сессии я предложила поиграть во «Внутреннюю игру» Тимоти Голви, чтобы подросток понимал, как он может фокусировать свое внимание в ответственных ситуациях.

С помощью «Китайского меню» мы поисследовали разные варианты поведенческих реакций. А потом началось настоящее творчество.

Сергей проверял на практике прием, которому дал условное название «Повышаем до удава». В результате в арсенале приемов подростка появилас внутренняя шкала спокойствия, где 10 баллов означало «Спокоен как удав».

Сергей понял, как по реакциям своего тела сможет отслеживать уровень спокойствия во время общения с учительницей по географии и мысленно повышать его.

Все начинается с нас

Когда меняемся мы - меняется и наше окружение. Итак, три шага по созданию спокойных отношений с учителями.

Шаг первый. Фокус внимания переместить с учителя на себя. Например, с «пусть она от меня отстанет» на «как спокойно на нее реагировать». Такая формулировка помогает подростку найти неожиданные решения.

Шаг второй. Применить технику «Наши учителя» и найти достойное применение качества, которое явно демонстрирует учитель в общении с учащимися.

Шаг третий. Предложить ребенку поиграть во «Внутреннюю игру», для которой ему нужно найти значимую переменную, за которой он сможет наблюдать во время общения с учителями.

Например, уровень интереса к теме урока или количество интересных фактов, число рук, поднятых одноклассниками. Или можно поиграть в успешного ученика, который с легкостью усваивает новые темы.

По словам Филиппа Гузенюка, здесь важно «найти такую переменную, которая снизит внутреннее напряжение, а не повысит его».

Как писала известный разработчик игр Джейн Макгонигал: «Я знаю две вещи наверняка: мы можем создать любое будущее, какое пожелаем, и мы можем играть в любую игру, в какую захотим».

1 сентября наши дети снова потянулись к знаниям. Чтобы ребенок шел в школу с настроением, важно, как складываются его отношения с учителем. И тут без участия и помощи родителей не обойтись.

1-4 класс: первое чувство

Больше всего тревог и волнений, конечно, у родителей первоклассников. Вполне естественно, что им хочется, чтобы у ребенка сложились отношения с первым учителем. Но во многом это будет зависеть не только от самого ребенка, но и от нас самих. Итак, что же может лежать в основе общения родителей первоклашки с учителем?

*Доверие, готовность к общению и контактам. Расскажите учителю не только о ребенке и его здоровье, особенностях, талантах, но и о всей вашей семье. Оставьте не только номера своего мобильного, домашнего и рабочего телефонов, но и ближайших родственников или гувернантки, которые будут забирать ребенка из школы.

*Сотрудничество. Любой классный руководитель очень любит активных родителей, потому что без них не удастся ни в поход детей сводить, ни на экскурсию съездить, ни вечеринку провести. Запомните: помогая учителю, вы не только выстраиваете отношения с ним, но прежде всего делаете жизнь вашего ребенка в школе яркой, интересной и запоминающейся.

*Чувство такта. Желание узнать как можно больше об успехах или неудачах своего чада бывает настолько сильным, что порой мы забываем, что учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь. Звонить учителю каждый день просто неуместно, равно как и беспокоить после 9 часов вечера. Только представьте — вам за вечер позвонили несколько человек с вопросом: «Напомните, пожалуйста, домашнее задание? Как там мой сегодня? А почему вы его не спросили?»… Навязчивость в общении может раздражать и положительно на ваших взаимоотношениях не скажется.

*Откровенность . Если у вас возникают вопросы, то ждать очередного родительского собрания совсем не обязательно. Попробуйте встретиться с учителем в спокойной обстановке, но попросите о встрече заранее. Расскажите о том, что вас беспокоит, ведь своевременное решение трудностей помогает избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное напряжение, неудовлетворенность друг другом. А еще — это важно для вашего сына или дочери, нет ничего хуже, когда ребенок не хочет в школу, потому что ему там плохо.

*Поддержка авторитета учителя и позитивное отношение к нему. Это нужно, нет, не для школы и не для самого учителя, а прежде всего вашему ребенку. Не ревнуйте ребенка к первому учителю, не пытайтесь заменить его и настоять на своем. Старайтесь поддержать детскую «влюбленность» в педагога. Ведь многое из того, чему сейчас учится малыш, он делает не для вас, и даже не для себя, а для своего учителя. Поэтому демонстрируйте уважение к классному руководителю, постарайтесь не обсуждать действия учителя и его поведение в присутствии ребенка.

5-7 класс: вас много, а я один!

Оглянуться не успеете, как пролетят четыре года, и из трогательного неловкого первоклассника ваш ребенок превратится в настоящего ученика, который переходит в среднюю школу. Обычно на этом этапе возникает такая трудность. Ваш ребенок думает: до этого учитель был один, он хорошо ко мне относился, помогал справляться с трудностями в учебе, и у меня все получалось. А теперь всего много! Много новых предметов, много новых требований, много кабинетов, много самостоятельности, а главное - много учителей, с которыми предстоит установить отношения, научиться слушать и понимать. Без вашей помощи «повзрослевшему» ребенку будет сложно.

Рассмотрим примеры из жизни пятиклассника и разные варианты поведения родителей.

Ваш ребенок приходит из школы и жалуется: «Училка по русскому все время вызывает к доске и спрашивает других. Я руку тяну, но она меня не видит…»


Сценарий 1. Нашему возмущению нет предела! Мы тут же звоним классному руководителю, предъявляем претензии учителю-предметнику.

Что думает ребенок: Учителя несправедливые, плохие! Они меня не любят, а родители хорошие — меня всегда защищают и всех могут «поставить на место».

Результат . Возникает противоборство между родителями и педагогами, которое может привести к неприятию друг друга, непониманию. При этом ребенок переживает, ведь ситуация-то не решается, а заходит в тупик.

Посмотрим, можно ли вести себя по-другому?

Сценарий 2. Расспрашиваем ребенка, как обычно проходит урок, интересно ли рассказывает учитель, все ли можно понять и запомнить, какие вопросы он задает? Объясняем ребенку, что учителю тоже сложно – он еще мало знаком с классом, да и спросить всех не получится – сами же устанете слушать! Смотрим и на успеваемость ребенка по предмету. Если понимаем, что в отношениях с учителем действительно есть проблемы, обращаемся за советом к классному руководителю.

Результат . Выслушивая ребенка, мы снижаем напряжение в отношениях между ним и учителем, помогаем посмотреть на ситуацию другими глазами. В этом случае есть возможность для развития и укрепления отношений между родителями, ребенком и учителем.

Следующая ситуация тоже достаточно типична.

В 5 классе возрастает количество учебных предметов. Увеличивается и объем домашнего задания, по разным причинам ребенок не успевает его делать…

Сценарий 1. Вы пишете учителю записку, что ребенок плохо себя чувствовал, ходил к врачу, были семейные обстоятельствам и т.п. Как вариант — предлагаете пропустить школу. Ребенок сомневается: «Разве так можно? А учитель-то что скажет?» «Да какая разница, что он(а) подумает или скажет. Мы все сумеем уладить», — парируете вы.

Что думает ребенок: Учителю можно говорить неправду, он все равно ни о чем не догадается. Взрослыми можно манипулировать, а из конфликта извлекать пользу.

Результат . Дальше будет больше — ребенок сам станет просить написать записку учителю, чтобы чего-то не делать. Избегать неудач любым путем скоро войдет в привычку. Постоянное же невыполнение требований и домашнего задания может привести не только к снижению успеваемости, но и к конфликту с учителем. Вам это нужно?

Интересно, как будут развиваться события, если все пойдет по другому сценарию.

Сценарий 2. Вы поддерживаете ребенка и предлагаете варианты действий: «Давай вместе посмотрим, по каким предметам задание ты можешь самостоятельно сделать, а по каким тебе нужна помощь?» «Не бойся, просто подойди к учителю до урока и объясни, почему не сделал задание (не понял, не успел)». «Если что-то у тебя не получится, я могу поговорить с классным руководителем и встретиться с учителем»

Что думает ребенок: «Надо попробовать — вдруг получится», и в случае успеха: «Я могу решать свои школьные проблемы сам. Я могу доверять взрослым».

Результат . Мы укрепляем самооценку ребенка и его веру в собственные силы.

8-11 класс: укрощение строптивых

Все то были цветочки, ягодки начнутся, когда ваш ребенок достигнет переходного возраста. Конфликты как с родителями, так и с учителями становятся прозой жизни. Необходимо помнить, что неповиновение в этом возрасте, является главным механизмом взросления. Подросток протестует не против взрослых (родителей, конкретного учителя), а против зависимости от них. Ему как воздух необходима самостоятельность в принятии решений и действий, возможность высказать свою точку зрения, а ко всему прочему в этот период особенно обострено «чувство несправедливости». И все же, как вести себя родителям, если у ребенка конфликт с учителем? Вмешаться в ситуацию или ждать, что он разрешится сам собой? Попробуем действовать поэтапно, соблюдая рекомендации психологов.


1 этап. Беседуем с ребенком и проясняем ситуацию. Основная задача — дать ему возможность выплеснуть негативные эмоции. Только после подросток сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя — не перебивайте, дайте возможность сказать ребенку, то, что он хочет.
после этого попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.;
в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, при этом не выражая агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить ниу кого нет нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.
в конце разговора разработайте совместный план действий. Лучше, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно делать домашнее задание и т. д.
убедите ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

2 этап. Беседуем с учителем и ищем с ним варианты выхода из сложившейся ситуации. Так бывает иногда, что преподаватель не любит ученика, и с этим нужно научиться справляться и жить. Но учитель должен уметь не показывать эту свою нелюбовь к ученику. Такова профессиональная этика. Воздержитесь от претензий и обвинений. Лучше, если разговор будет строиться на основе фактов, а не на обсуждении личности ребенка, личных впечатлениях и эмоциях. Спросите — что именно в поведении, поступках, деятельности вашего ребенка не одобряет педагог.

И ничего не бойтесь! Помните — вы защищаете интересы своего ребенка, стремитесь, чтобы в школе ему было комфортно.

Наталья Еремина