Химия 1 урок. Занимательные демонстрационные опыты

Урок разработан для УМК Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Основная цель данного урока - это обобщить и закрепить знания обучающихся о первоначальных химических понятиях; активизация познавательной деятельности и повышение мотивации обучающихся к изучению химии. Развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности. Урок проводится в форме турнира.

На уроке используются ИКТ, необходимость использования компьютерной презентации продиктована следующими причинами:

  • Организация разных видов деятельности обучающихся.
  • Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
  • Организация самопроверки без затрат времени урока.
  • Позволяет экономично расходовать время урока

Методы: словесные, наглядные, использование ИКТ, проблемно-поисковые.

Цели игры:

  • повторение изученного материала химии для устранения пробелов и для подготовки к плановой контрольной работе;
  • развитие и укрепление интереса к химии, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их культуры;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении ;
  • воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данная разработка может использоваться при изучении окислительно-восстановительных реакций в 11 классе. Она содержит описание для проведения лабораторной работы, демонстрирующей визуальный эффект превращения соединений хрома и марганца в различных средах.

Также разработка поможет учителю объяснить обучающимся, как изменяются степени окисления хрома и марганца в зависимости от среды раствора и какие соединения этих элементов образуются при разных условиях. Разработка содержит задания для закрепления материала.

Разработка урока по химии в 8 классе.Задачами данного урока являются:
систематизировать смысл названий и состав сложных веществ;
сформировать знания учащихся о составе оснований, валентности гидроксогруппы, физических и химических свойств щелочей, их получении;
развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.
Цели урока:
развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;
отработка правильности составления и записи уравнений химических реакций, в том числе реакции нейтрализации;
формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ. Данный урок создан по УМК автора Е.Е.Минченкова.

Целевая аудитория: для учителя

Данная разработка урока по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома» составлена для УМК Гара Н.Н., учебника Химия-11 (Рудзитис Г.Е.). Урок разработан для учащихся 11 класса. Методическая разработка включает конспект урока химии в 11 классе + презентация.

В презентации представлен иллюстрированный теоретический материал и контрольно-измерительный материал для контроля знаний и умений.

План-конспект урока химии в 10 классе по УМК Габриеляна О.С. с презентацией с активными ссылками на видеоопыты.

Цели урока:

  • изучить химические свойства одноосновных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты;
  • вспомнить взаимное влияние атомов в молекулах карбоновых кислот, номенклатуру;
  • развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы; повторить основные правила техники безопасности; отрабатывать навыки обращения с лабораторным оборудованием;
  • воспитывать культуру речи, умение слушать и правильно выражать свои мысли.

Целевая аудитория: для 10 класса

Мысленный эксперимент, как одно из самых необычных заданий в итоговой аттестации учащихся, вызывает существенные затруднения при выполнении. Условия заданий часто включают описание конкретного химического явления, сопровождаемого определенными признаками. Для наиболее полного выполнения заданий данного типа от учащихся требуется наличие знаний химических свойств веществ, их названий, то есть понимание любой химической терминологии и умение выразить происходящие процессы в виде записи уравнений реакций. Для учителя важно в ходе подготовке к данной форме экзамена суметь подвести учащихся к пониманию ключевых слов в описании эксперимента.Подготовке к выполнению заданий данного типа и посвящён данный методический материал.

Целевая аудитория: для 11 класса

Методическая разработка урока на тему "Кислоты" включает в себя презентацию и конспект урока. Урок изучения нового материала по теме, знакомит учащихся с классом неорганических соединений - кислотами, их общей формулой, классификацией, распространением в природе. Так же учащиеся получат возможность познакомиться с основными неорганическими кислотами.

Основной формой работы учителя остаётся урок. Школьные уроки - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя. Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Отметим лишь некоторые возможные направления работы учителя в этом направлении.

Нетрадиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом программ

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные - ответит на этот вопрос ученик. А почему скучные? Эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Привлечь внимание учащихся к уроку с самой первой минуты можно, применив такой методический приём, как необычное название урока. Например, заменить пугающую для учащихся тему “Урок обобщающего повторения по теме “Углеводороды” на “Музей трудовой славы углеводородов”. Или, например, “Бензол” на “Случайное открытие Майкла Фарадея”. Кроме темы можно озвучивать так называемое “имя урока” в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающего в сжатом виде суть главной идеи урока.

Методический островок.

Тема урока: “Урок обобщающего повторения по теме “Первоначальные химические понятия”.

Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

Активное включение процесса воспитания в процессе обучения

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: “Non scholae, sed vitae discimus” - “мы учимся не для школы, а для жизни”.

До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.

Анализ работы над данной проблемой показал, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.

Методический островок.

Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.

Направление Тема урока
Достопримечательности России.

1. Алмазный фонд.

2. Царь – пушка. Царь – колокол.

1. Углерод. Аллотропия углерода.

2. Железо. Сплавы железа.

Выдающиеся химики России, их вклад в науку.

1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский - гидратация ионов.

Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов.

2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена.

3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота.

4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового.

5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства.

6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях.

7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России.

1. Электролитическая диссоциация.

2. Реакции ионного обмена.

3. Азот. Общая характеристика.

4. Фосфор. Общая характеристика.

5. Минеральные удобрения.

6. Углерод. Аллотропия углерода.

7. Силикатная промышленность. Производство стекла.

8. Получение сплавов железа.

Предприятия Брянска и Брянской области.

1. Брянский завод ирригационных машин.

2. Дятьковский хрустальный завод.

3. Брянский сталелитейный завод.

4. Фокинский цементный завод.

5. Брянский фосфоритный завод.

6. Брянский химический завод.

7. Брянский хладокомбинат.

8. Брянский хлебозавод.

9. Брянский камвольный комбинат.

10. Бумажная фабрика.

11. Тепличное хозяйство п. Добрунь.

1. Получение кислорода.

2. Силикатная промышленность. Производство стекла.

3. Получение сплавов железа.

4. Силикатная промышленность. Получение цемента.

5. Минеральные удобрения.

6. Углеводороды.

8. Углеводы.

9. Волокна.

10. Полимеры. Целлюлоза.

11. Минеральные удобрения.

Народные промыслы России.

1. Каменное зодчество.

Керамика (гжель, дымковская игрушка).

2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань).

3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палехская лаковая живопись).

1. Силикатная промышленность.

2. Металлы. Обработка металлов.

3. Металлы. Обработка металлов.

Использование межпредметных связей и как следствие межпредметной координации учебного материала.

За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни.

В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки, в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения химии, рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

Методический островок.

Химия и русский язык.

Тема “Железо. Сплавы железа”.

Пословицы и поговорки:

  • Человека губит горе, железо – влага (турецкая).
  • Сердце ржавеет, как ржавеет железо (арабская).
  • Пока железо в работе, его ржа не берёт (азербайджанская).
  • Ржа – на железе, а неправда - в человеке не утаится (русская).
  • Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь (киргизский).
  • Терпеливый даже железо разорвёт (татарская).
  • Старательный горы свернёт, старанье железную верёвку оборвёт (узбекская).
  • Крепок, как стальной мяч (японская).
  • Человек прочнее железа, твёрже камня, нежнее розы (турецкая).
  • Сколько не бей по железу, ему всё не почём (азербайджанская).

Химия и история.

Тема “Металлы”.

Формула минерала Цвет История минерала
Александрит (BeAl 2)O 4 Объединяет цвета военного флота Российской Империи: зеленый (при дневном освещении) и красный (при искусственном). Назван в 1842 г. в честь совершеннолетия царя Александра II. Лучшие камни стоят от 6000 до 20000 долларов за карат (0,2г).
Сапфир Al 2 O 3 Разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу. Большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры.
Малахит CuCO 3 (OH) 2 Зеленого цвета, хрупкий минерал, легко разлагающийся при действии кислоты, даже такой слабой как лимонный сок. Считается русским камнем. Слава его началась с 1635г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников, сейчас полностью выработанных.
Изумруд Be 3 Al 2 (SiO 3) 6 Зеленого цвета из-за примеси хрома. Также содержит примеси железа и ванадия. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа.

Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал горящий Рим.

Нефрит Ca 2 Mg 5 (OH) 2 (Si 4 O 11) 2 Обладает высокой прочностью, стоек к истиранию. Статуя Будды в Китае - из белого нефрита; надгробная плита на могиле Тамерлана - из темно-зеленого нефрита (в Самарканде). В Китае - национальный камень: ранее изготавливали монеты и пластины, служившие паспортом для посланцев императора.
Бирюза

AI 6 Cu(OH) 8 (PO) 4 5H 2 O

Голубого цвета из-за присутствия ионов меди. Неустойчива химически, т.к. впитывает жиры, поглощает влагу, “боится” солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. В Оружейной палате Московского Кремля хранится трон Бориса Годунова с крупными вставками из отличной бирюзы.

Использование ситуационных задач с практическим применением

В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ее ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования.

Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не самая главная причина ослабления практической направленности обучения. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека и т. п. Недостаточно используются в учебном процессе задачи производственного и экологического содержания. Вместе с тем усиление практической направленности изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. И как следствие, осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему , понимающему, деятельному.

Методический островок.

Примеры задач с практическим содержанием по разным темам курса химии.

1. Питьевая сода (гидрокарбонат натрия), применяющаяся в кулинарии и пищевой промышленности, при нагревании разлагается, и за счет выделения газа тесто разрыхляется. Какой объем углекислого газа (н. у.) выделится при разложении 8,4 г гидрокарбоната натрия?

2. Массовая доля фосфора составляет примерно 1% от массы тела человека. Рассчитайте массу фосфора в вашем организме.

3. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Использование упражнений на применение знаний в измененных обстоятельствах.

В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. И на это есть веские причины. На смену поколений, умеющих работать в заданных условиях, должно прийти поколение, способное самостоятельно ориентироваться и действовать в условиях, постоянно меняющихся. Это поколение, умеющее использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.

В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия товарищей. В процессе поиска решения постоянно возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Не случайно говорят, что творчество - это мучение, приносящее радость.

Именно поэтому включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, частично-измененной и полностью измененной ситуации - одно из главных требований к современному уроку.

Методический островок.

Примеры творческих задач по разным темам курса химии.

1. На уроках учителя и ученики часто пользуются цветными мелками. С их помощью записи на доске получаются более выразительными и легко запоминаются. Что делать, если цветного мелка в кабинете нет. Попытайтесь изготовить его самостоятельно, придать ему нужную форму, да к тому же сделать так, чтобы мел не пачкал руки при письме.

2. Для проведения урока биологии, посвященного дыханию, потребовалась известковая вода. Приготовление её путем растворения оксида или малорастворимого гидроксида кальция и последующего фильтрования раствора требует значительного времени.

Предложите быстрый способ приготовления известковой воды и проверьте его на практике.

3. Многие лекарственные препараты представляют собой простые вещества, кислоты, соли, основания. Изучите свойства выданного вам лекарственного препарата и определите, к какому классу веществ он может относиться.

4. Нередко юные химики сетуют на недостаток реактивов. Но ведь некоторые из них можно получать из предметов, обычно выбрасываемых на свалку.

Попытайтесь найти такое сырье из отходов, а также предложите простые и доступные способы получения из него соединений олова. Проверьте на опыте выдвинутые предложения.

Эта увлекательная химия

Первый урок химии 8 класс

Полюбить химию с первого урока…

Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока.

Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся, что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения, большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу, викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео. Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из истории науки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединение учащихся).

Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать им возможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Для восьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатления от самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса к предмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тем больше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первом уроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будет способствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делать выводы и др.

Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленных целей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самое удобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна быть разработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса к предмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия, экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточки с вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

Ответы учащихся.

3. Информация.

Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продукт министерства образования, http://www.shkola.edu.ru).

Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), в котором даны версии перевода слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.

За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическую таблицу небольших размеров.

Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужно обязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся, полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветные прозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория” (mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Рассказ сопровождается демонстрацией опыта учителем. Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Воры в библиотеке.

Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”

На работе.

Р.Вуд
(1868–1955)

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

Н.Н.Зинин
(1812–1880)

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Учитель. Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Учитель. Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Что в черном ящике?”

Класс делится на команды по 4 человека.

Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде, чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, она имеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.

По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.

Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можно выбрать помощника из ребят в классе).

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Информация сопровождается компьютерной презентацией, слайды которой иллюстрированы фотографиями, видеофрагментами, флеш-анимациями и др.

Нанотехнологии: сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов (http://www.aif.ru).

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Л и т е р а т у р а

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1997; Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995; Природа, 2007, № 3; Там же, 2006, № 5; Наука и жизнь, 1994, № 8; Кожанова Э.А. Как я провожу урок-игру. Химия в школе, 1995, № 6, с. 21.

И н т е р н е т - р е с у р с ы

8 класс

Урок 1

«Предмет химии»

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы. портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO 3 ) 2 , KOH, CuSO 4 , NaOH, FeCl 3 , Na 2 SO 4 , BaCl 2 , HCl, Na 2 CO 3 , CaCl 2 , лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

3. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО 2 .)

Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Так что же такое - химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.

Задание:

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка, пробирка, авторучка

  1. О каких веществах можно сказать:

А) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, t кип. = 100°С, затвердевает при 0°С. Почему?

Б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

Свойства − это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?

Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами –

в одном только бесцветные прозрачные жидкости,

в другом только белые твердые вещества,

в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Демонстрация

Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Сванте Аррениус.

Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорация мясников заседает рядом!”

На работе.

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Угадай - что?”

П е р в о е в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ . Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10 –9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов.

Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км 3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Д/з: §- 1стр. 13 №3,4


  1. 1. Первый урок химии 8 классПолюбить химию с первого урока…Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8-м классе, когдашкольники уже имеют определенные знания по математике, физике, биологии, географии и др. Нои сердца школьников тоже успели завоевать другие предметы и их преподаватели. Поэтомуучитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку спервого взгляда, с первого урока.Я предлагаю разработку первого урока химии в 8-м классе. Этот урок должен показать учащимся,что химия – наука интересная, увлекательная, но в то же время требует серьезного отношения,большого трудолюбия. На уроке я использую различные формы работы с учащимися: беседу,викторину, игру, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ, просмотр видео.Урок сопровождается компьютерной презентацией, демонстрацией видеофрагментов из историинауки, инсценировками в исполнении членов химической секции НОУ (научное объединениеучащихся).Во время урока необходимо задействовать как можно больше учащихся класса, дать имвозможность что-то ответить, выполнить задание или опыт – проявить себя. Длявосьмиклассников характерно восприятие материала через образы, через собственные впечатленияот самостоятельной деятельности, что важно использовать для развития устойчивого интереса кпредмету. Чем больше каналов восприятия предлагаемого материала будет использовано, тембольше информации будет усвоено, возрастет и эффективность обучения. Поэтому уже на первомуроке следует обратить внимание учащихся на то, что лучшему усвоению материала будетспособствовать развитие умений наблюдать, слушать, говорить, думать, анализировать, делатьвыводы и др.Только одного первого урока химии в 8-м классе недостаточно для достижения поставленныхцелей, поэтому следует периодически проводить уроки-праздники в разных классах. Самоеудобное для этого время – последний урок четверти или полугодия. У учителя должна бытьразработана целая система мероприятий, способствующих развитию познавательного интереса кпредмету: первые и последние уроки в учебном году, неделя химии, внеклассные мероприятия,экскурсии, НОУ, участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах и др.Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; датьпредставление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения напроисхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся сдостижениями современной науки, с биографиями великих химиков.Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашейстраны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитаниеуважительного отношения к различным точкам зрения других людей.Оборудование и реактивы. Компьютер, видеофрагменты из коллекции модулей ОМС, карточкис вопросами викторины и описанием веществ, портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева,Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками,химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба,лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин,поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки,парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI,Pb(NO3)2, KOH, CuSO4, NaOH, FeCl3, Na2SO4, BaCl2, HCl, Na2CO3, CaCl2, лакмус, фенолфталеин,дихромат аммония.ХОД УРОКА1. Организационный момент. Знакомство с классом.2. Актуализация знаний.Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”? К какой группе наук относится наука“химия”? Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а какпереводится слово “химия”? Ответы учащихся.3. Информация.Учитель. Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.Демонстрируются видеофрагменты из коллекции модулей ОМС (RNMC – программный продуктминистерства образования, http://www.shkola.edu.ru).Учитель. Мы посмотрим фрагмент “История развития химии” (mmlab.chemistry.002i.oms), вкотором даны версии перевода слова “химия”.а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить счернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
  2. 2. 4. Разминка.Учитель. Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, изжизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются карточки с вопросами изразличных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?” Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.) Почему горящий бензин нельзя тушить водой?(Бензин легче воды и не смешивается с ней.) Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?(Заморозить в лед.) Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?(Три рубашки.) В каком море нельзя утонуть? Почему?(В Мертвом море, оно очень соленое.) Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?(Они равны.) Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?(Из золота.) Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?(Нельзя.) Что означает выражение “как с гуся вода”?(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.) Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?(Соединения железа.) Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1л. Что при этом произойдет?(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)Учитель после каждого ответа говорит, к какой теме и классу относится вопрос.За правильный ответ ученик получает на память таблицу растворимости или периодическуютаблицу небольших размеров.Вопросы можно использовать не все, в зависимости от времени ответов на них, но нужнообязательно сказать детям, что их новые знания будут основываться на уже имеющихся,полученных на других уроках, а с трудными вопросами поможет разобраться учитель.5. Игра “Угадайте вещество”.Учитель. Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вывещества? Можете ли их отличить друг от друга? Давайте проверим…На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами – в одном только бесцветныепрозрачные жидкости, в другом только белые твердые вещества, а в третьем – разноцветныетвердые вещества.Вещества1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксуснойкислоты, спирт этиловый, бензин.2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар,крахмал, мука, кусочки льда, вата.3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесныеопилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.Учитель. Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуютопределить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполненииэксперимента.Ученики пробуют определить вещества.Демонстрируется видеофрагмент – модуль “Алхимическая лаборатория”(mmlab.chemistry.003i.oms), дающий представление о жизни и работе алхимиков.6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.Разыгрываются инсценировки, заранее подготовленные учениками – членами НОУ.Демонстрируются портреты ученых.Кухарка Берцелиуса.Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученыйЙ.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью,выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает ивыливает в совсем маленькую…”“А потом?”“А потом выливает все вон!”
  3. 3. Рассказ сопровождается демонстрацией опыта учителем. Для опыта берется 4 колбы разныхразмеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеруколбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу сфенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньшихразмеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем растворщелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходитобесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которойнаходится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретаетмалиновый цвет.Мастер чемоданных дел.Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, Д.И.Менделеевизготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином (1834–1907)дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этотпочтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Этомастер чемоданных дел Менделеев!”Воры в библиотеке.Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич!В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “Ичто же они там читают?”Сванте Аррениус.Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с егоизбыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очереднойдиспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться кколлегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорациямясников заседает рядом!”7. Чудеса своими руками.На столах учащихся штативы с двумя пробирками.Учитель. Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можететворить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.Учитель. Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадкиразличных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например,растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксиданатрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты,лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)8. Давайте поиграем…Игра “Что в черном ящике?”Класс делится на команды по 4 человека.Учитель. Задание командам: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомыхобластей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первойпопытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д. Ответы даются в письменном виде,чтобы другие команды могли продолжить игру. Если команда дала неправильный ответ, онаимеет право продолжить игру, но получает минус 1 балл.По итогам двух-трех туров определяется команда-победитель, которая получает приз.Ведущий дает правильный ответ в конце каждого тура. Учет баллов ведется на доске (можновыбрать помощника из ребят в классе).Первое вещество1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам,а иногда поклонялись как божеству. (5 баллов.)2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителеммолодости и красоты. (4 балла.)3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед инапастей. (3 балла.)4) “Из воды родится, а воды боится”. (2 балла.)5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленностии других. (1 балл.)(Ответ. Поваренная соль.)Второе вещество1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”. (5 баллов.)2) Древние копты называли его “камнем неба”. (4 балла.)
  4. 4. 3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметьизготовленные из него кольца и броши. (3 балла.)4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.(2 балла.)5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл. (1 балл.)(Ответ. Железо.)9. “Знаете ли вы, что…”Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересныхоткрытиях в области химии и смежных наук.Информация сопровождается компьютерной презентацией, слайды которой иллюстрированыфотографиями, видеофрагментами, флеш-анимациями и др. Нанотехнологии: сегодня и завтра. Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо.Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10–9 м. Нанотехнологииманипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатываютустройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работудвигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий,предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиватьсяводой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можнобезопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любыхмолекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарствнаправленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использованиенанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. Вэлектронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев,электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов (http://www.aif.ru). Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращаетсянеослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почтив 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км3 льда. Уровень океана к 2100 г. можетподняться на 4–6 м от современных отметок. Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтениюиз-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили методфлюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят ввозбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Этопозволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора. Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировалиновый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газовчистую воду. В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего неприлипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисоватькрасками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морскихсудов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.10. Занимательные демонстрационные опыты.Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-тонеобычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.Учитель демонстрирует о п ы т ы.“Дым без огня”.Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затемих подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы солянойкислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбонатанатрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. Впервом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета(“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора вщелочном растворе (“малиновый сок”).“Несгораемый платок”.Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов егоподносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остаетсяцелым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.“Вулкан на столе”.На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги.В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан”горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, изкратера которого выливаются раскаленные массы.