Какой самый последний город. Самый молодой город в мире

  • для отвода воды
  • стойкие к атмосферным условиям
  • стойкие к механическим повреждениям
  • легкий и быстрый монтаж

Применение системы

Обеспечивает эффективное отведение дождевой воды – с поверхности балконов или других горизонтальных строительных элементов, отделанных керамическими покрытиями.

Позволяет удерживать непроницаемость в водосточных зонах – профили, использованные в системе, создают непроницаемое соединение с гидроизоляцией и слоем основания.

Виды оснований – цементные подкладочные слои и другие основания, обладающие соответствующей жесткостью или несущей способностью.

Свойства профилей

Профили ATLAS профилируются таким образом, чтобы вода свободно вытекала за пределы поверхности стены. Удобные и быстрые для монтажа. Обладают многолетней прочностью – стойкие к погодным условиям, коррозии, агрессивному воздействию окружающей среды, высокому PH, а также ультрафиолетовым лучам.

Производятся в трех стандартных цветах – сером (RAL 7037), коричневом (RAL 8019) и графитовом (RAL 7024). Можно заказать любой цвет из палитры RAL (минимальное количество заказа ОСНОВНОГО ПРОФИЛЯ составляет 10 шт.). Время выполнения нестандартных заказов составляет 14 рабочих дней.

Можно заказать уголки с различным углом или дугообразные. Время выполнения нестандартных заказов составляет 14 рабочих дней.

Основные принципы монтажа навесных профилей

Подготовка основания и профилей

Основание должно быть несущим, ровным, без загрязнений. Цементные подкладочные слои должны быть схватившимися и кондиционированными. Вдоль края балкона или террасы, на ширину прикрепляемого профиля (80 мм), основание должно идти под уклоном (прим. на 3 мм), чтобы после монтажа профиля его поверхность была на одном уровне с поверхностью подкладочного слоя. Профили перед укладкой тщательно измеряют и подгоняют к размерам обрабатываемого края.

Монтаж элементов системы

Основание шпаклюют гидроизоляцией ATLAS WODER S, ATLAS WODER E или ATLAS WODER DUO, после чего укладывают на нем основной профиль и механически крепят к основанию. Соединения ОСНОВНЫХ ПРОФИЛЕЙ и УГЛОВ выполняют при помощи СОЕДИНИТЕЛЕЙ. Места соединений профилей со стороны напольного слоя необходимо уплотнить высокопластичной массой, напр. силиконом ATLAS ARTIS. Необходимо обратить внимание, чтобы концы профилей на стыке со стенами здания не были плотно прижаты (расширительные швы должны составлять не менее 5 мм). Необходимо использовать системную ОТДЕЛКУ. Закрепленный профиль снова шпаклюют гидроизоляцией, а потом приклеивают УПЛОТНЯЮЩУЮ ЛЕНТУ ATLAS или ATLAS HYDROBAND (оставляя незаклеенными отверстия для отвода воды). Примерно через 3 часа накладывают второй слой гидроизоляции. Сверху отверстий для отвода воды укладывают расширительный полиуретановый шнур. Для заполнения пространства между профилем и плитками используют соответствующие эластичные уплотнители, напр. силикон ATLAS ARTIS.

Важная дополнительная информация

    Для резки профилей допускается использовать ручные или механические пилы для резки алюминия. Недопустимо использовать для резки профилей инструменты, вызывающие термический эффект (резкое повышение температуры), напр., угловая шлифовальная машина.

    Монтажные работы выполняются в условиях, подходящих для изоляционных и монтажных материалов согласно техническим картам этих материалов. Зашпаклеванную поверхность защищают от чрезмерного высыхания и увлажнения.

    Необходимо использовать защитные очки. Свежие загрязнения профилей клеем, моют водой, а затвердевшие частицы очищают соответствующим средством, которое не вызывает повреждения лакового слоя.

    Профили перевозят в оригинальной упаковке, в горизонтальном положении, защищая их от механических повреждений. Хранят в помещениях от грязи, царапин и деформации, послойно в коробках (макс. до 10 слоев).

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Иннополис - любимый проект правительства Татарстана и министра связи Николая Никифорова, в который уже инвестировано более 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. Строительство технологичного посёлка неподалёку от Казани началось по инициативе чиновника в 2012 году, когда тот возглавлял Минсвязи Татарстана. Спустя три года Иннополис - самый молодой город страны, который должен стать центром российской IT-индустрии. Власти рассчитывают, что в местной особой экономической зоне в будущем смогут работать до 60 тысяч сотрудников стартапов и технологических компаний.

The Village отправился в Татарстан, для того чтобы узнать, можно ли в России построить город будущего.

Город

От аэропорта Казани до Иннополиса - чуть больше часа на машине. По пути водитель Айдар прилежно рассказывает про все казанские достопримечательности, не без гордости соглашается, что местные дороги не хуже московских, и сетует, как много на них появилось камер. Выехав из Казани, мы движемся через яркий осенний лес. Иннополис Айдар показывает издалека: из окон машины видны разноцветные современные дома в стиле тех, что когда-то строил на Чукотке Роман Абрамович.

Иннополис - самый молодой город России. Такой статус он получил в декабре 2014 года, а официальное открытие состоялось этим летом. Его главная идея - создание комфортного пространства для развития IT-индустрии. Мастер-план разработала сингапурская компания RSP Architects под руководством главного архитектора Сингапура Лиу Тай Кера. По его проекту, в будущем население Иннополиса должно составить 155 тысяч человек (из них 60 тысяч - высококвалифицированные сотрудники). Средний возраст будущих жителей - 27 лет.

Однако назвать городом пространство в 40 километрах от Казани пока можно лишь условно. В Иннополисе две улицы - Университетская и Спортивная - и всего несколько зданий: многоквартирные дома, университет, четыре корпуса общежития, технопарк – здание для будущих резидентов особой экономической зоны, детский сад, пока не открытая больница и спорткомплекс. Последним особенно гордятся представители местной мэрии.

Иннополис

НАСЕЛЕНИЕ: 600 человек

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ: 1 200 га

ОБЪёМ ГОСИНВЕСТИЦИЙ:
более 20 миллиардов рублей










Ещё в городе есть школа, временно располагающаяся на первом этаже университета, небольшое медицинское отделение с тремя сотрудниками (один из них - переводчик), аптека с базовыми препаратами, которая принимает заказы на недостающие лекарства, маленький продуктовый магазин, один уверенно отказавшийся от съёмки участковый и пожарная машина.

Но большая часть территории в 1200 гектаров пока не освоена: за разноцветными домами видны котлованы стройки, пустые пространства продувают ветра, а на обеих улицах совсем мало людей. Всё это выглядит особенно непривычно после утренней пробки в Москве. Кажется, что все куда-то ушли, а тебя позвать забыли. Это не удивительно: пока в городе живёт лишь около 600 человек - примерно столько, сколько можно встретить в переходе с «Боровицкой» на «Арбатскую» утром в понедельник.

Мэр Иннополиса, бывший гендиректор «Скартел» (бренд Yota) Егор Иванов подсчитал, что в России не хватает одного миллиона специалистов в сфере информационных технологий. Чтобы таких профессионалов стало больше, в городе работает университет, преподают там только на английском. Чтобы после завершения обучения молодые специалисты не уезжали, в городе организовали особую экономическую зону, а само пространство стараются сделать максимально комфортным. Как говорит Иванов, «город - это сервисная компания, а жители - её клиенты».

Люди

Валентин Рябцев взахлёб рассказывает про Иннополис - и если бы у города не было такого пламенного поклонника, его стоило бы придумать. 26-летний молодой человек выглядит старше своих лет, он сантиметров на тридцать выше меня, носит очки и ездит на Mercedes. Раньше Валентин занимался консалтингом в области IT и HR, а последние полтора месяца работает советником мэра. Валентин везёт нас на берег реки Свияги, энергично забирается на небольшую горку и вспоминает, что он давно хотел уехать из Москвы. «Я работал на „Войковской“, жена - в „Москва-Сити“, в последние два года мы жили на Рязанском проспекте. Добираться с Рязанки на „Войковскую“ - это unbelievable, - с болью рассказывает Валентин. - В метро я трясся час, жена - полтора. На машине добирался часа три».

Пока в городе живёт лишь около 600 человек - примерно столько, сколько можно встретить в переходе с «Боровицкой» на «Арбатскую» утром в понедельник













Структура госинвестиций

миллиардов рублей

создание особой экономической зоны и строительство инфраструктуры

миллиарда рублей

строительство университетского кампуса

миллиарда рублей

возведение городского жилья (в рамках государственно-частного партнёрства)












Университет

Университет - главное и пока самое живое место в Иннополисе. Учебное заведение существует уже три года, а в этом сентябре студенты впервые пришли на занятия в новое здание вуза. Это цветное многоэтажное пространство, к которому примыкают четыре корпуса общежития. Из кампуса можно попасть на занятия, не выходя на улицу. Студенты говорят, что учебное заведение бывает открыто и по ночам. Посетителей кафе на первом этаже встречает надпись «Доброе утро, гении». Сейчас в университете учатся более 350 человек - больше половины населения города.

Вячеслав Лукин переехал в Иннополис из Новосибирска с женой и тремя детьми. В родном городе он был инженером в области телекоммуникаций. «Я оценивал рынок и понял, что перспектив роста у меня практически нет», - рассказывает Вячеслав. Сейчас он учится в магистратуре по программе американского Университета Карнеги - Меллона. «Такой программы больше нет нигде в России. Здесь у меня тоже инженерная специальность, но она направлена на софт. Потребность в программистах будет увеличиваться, и, если я получу специализацию „управление программистами“, мой скачок будет большим», - уверен Вячеслав.

В университете заверяют, что образовательные программы составляли, исходя из потребностей бизнеса. Основные специальности: сomputer science, software engineering, cyber security, data science и robotics. Среди преподавателей - иностранные специалисты. Канадский профессор Джозеф Браун эмоционально реагирует на вопрос: «Почему вы здесь?» - «А почему я не должен быть здесь? Не каждый день создают новый университет, в Канаде в последний раз подобное происходило в 1960-е годы».

По окончании университета студенты не сразу могут покинуть город - они должны отработать от одного до трёх лет: в самом учебном заведении, в компании-резиденте или в собственном стартапе в Иннополисе. Сейчас многие рассчитывают именно на свой стартап, говорят Никита и Василий, непривычно весёлые айтишники, которые перевелись сюда из Бауманки и Вышки. На вопрос, чего не хватает в маленьком городе, они резво отвечают: «Женщин!»

Обучение в вузе платное и дорогое: 1,2 миллиона рублей в год на бакалавриате и 2 миллиона - в магистратуре. Однако эти неподъёмные для многих затраты покрывают гранты, которые студенты получают при поступлении. Деятельность университета финансируют частные спонсоры: за 2013–2014 годы удалось привлечь более 860 миллионов рублей. Среди партнёров - «МТС», «Мегафон», Acronis и Parallels. Строительство инфраструктуры учебного заведения финансировало Минсвязи, и на это из бюджета выделили 4,7 миллиарда рублей.

Кризис внёс свои коррективы, признаёт директор университета Дмитрий Кондратьев: «У нас есть сложности с привлечением финансирования: те, кто с нами работал, продолжают поддерживать университет, но поиск новых спонсоров сильно затруднён. Мы обратились в правительство с просьбой софинансировать нашу деятельность». По словам Кондратьева, он рассчитывает, что государство поддержит университет на паритетных условиях и вуз станет частно-государственным. «Нужен один крупный спонсор, который покрывал бы половину бюджета. До сих пор такого найти не удалось», - разводит руками директор. Сколько средств университет попросил из бюджета, пресс-служба пока не уточняет.

На вопрос, чего не хватает в маленьком городе, они резво отвечают: «Женщин!»








Будущее

На протяжении трёх лет, пока шло строительство Иннополиса, государство вложило в проект не менее 20 миллиардов рублей. Теперь главный вопрос: как город будет развиваться без мощных бюджетных вливаний в условиях кризиса? Власти рассчитывают, что бюджет будет пополняться за счёт налоговых поступлений от компаний-резидентов, работающих на территории особой экономической зоны. Пока таких компаний четыре, недавно их утвердило Минэкономразвития: «Национальный центр информатизации», Acronis, «Ай-Теко» и Fix - проекты с наибольшим объёмом инвестиций.

Всего под особую экономическую зону в городе отведено 200 гектаров, а её резидентами могут стать компании, которые занимаются инновационной деятельностью. Приоритет будут отдавать специалистам по информационно-коммуникационным технологиям. Резиденты получат пятилетнюю нулевую ставку по налогу на прибыль и землю, десятилетнюю нулевую ставку по налогам на имущество и транспортному сбору, и единый социальный налог в 14 %.

В мэрии рассчитывают и на частный бизнес. Пока в Иннополисе его представляют компания-владелец жилых домов, оператор столовой для университета, кафе и небольшой продуктовый магазин. «Город продолжит активное развитие за счёт привлечения частных инвестиций и государственно-частного партнёрства», - поясняют в мэрии. Медицина и образование будут финансироваться из бюджета города и республики, а также из средств особой экономической зоны.

Когда описываешь Иннополис и пытаешься подобрать к нему верный синоним, первое слово, которое приходит в голову, - инкубатор. Всё хорошо так, как в жизни обычных российских городов никогда не бывает: студентов бережно выращивают, а горожан - опекают. Если все обещанное сбудется, то лет через пять в качестве эксперимента стоит вывезти местного жителя в условный Торжок и проверить, сможет ли он вызвать сантехника из ЖЭКа. Атмосфера в Иннополисе настолько стерильна, что в какой-то момент чувствуешь себя там как герой Джима Керри в фильме «Шоу Трумана»: понимаешь, что в твоём мире есть дверь, а за ней - реальность.

Ключевым показателем эффективности работы мэрия уверенно называет то, что редко можно услышать
из уст российских чиновников, -
«счастье жителей»

А.А. БОРОДИН, О.А. БАЛАБЕЙКИНА,
канд. геогр. наук,
Э.Л. ФАЙБУСОВИЧ,
доктор геогр. наук,
профессор кафедры региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Мы не зря взяли определения в заглавии статьи в кавычки. Обычно старыми называют города, возникшие в далеком прошлом, а молодыми те, которые возникли или получили городской статус в последние 90 лет, то есть в советские и постсоветские годы. В нашем случае старыми мы называем города с относительно старым, а молодыми - с более молодым по возрасту составом населения. Предлагаемая статья является продолжением демографической характеристики российских городов, начатой в «Географии» публикацией о «мужских» и «женских» городах.

Для характеристики возрастной структуры населения используются различные приемы. Можно, например, судить о молодости населения по повышенной доле лиц моложе 16 лет, а о старости - по высокой доле лиц пенсионного возраста.

Канал Грибоедова и уличный музыкант. Санкт-Петербург - самый «старый» город в Северо-Западном федеральном округе .
Фото Александра Тарана

В материалах Росстата на начало 2007 г. приводятся данные о среднем возрасте населения городов и регионов. Средний возраст горожан исчисляется следующим образом. Сумму чисел прожитых лет всеми жителями города на определенную дату делят на число жителей. Средний по России возраст населения - 38,5 лет. Это очень почтенный возраст, он отражает процесс значительного постарения населения страны и сокращения доли молодежи в нем. При этом средний возраст мужского населения - 35,8 лет, а женщин - гораздо больше, 40,8 лет. Это и понятно: среди молодежи больше лиц мужского пола, а в старших возрастах преобладают женщины. Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин в стране в отдельные годы превышала таковую у мужчин на 13 лет. В областях и городах со значительным преобладанием в населении женщин средний возраст населения более высокий, а там, где повышена доля мужчин, население моложе. Существенно может различаться средний возраст населения городов и сельских поселений. В республиках Северного Кавказа более молодое население в сельской местности, где выше рождаемость. В областях Центра и Северо-Запада сельское население является более старым, а молодежи больше в городах.

Наш анализ основан на данных о 174 российских городах. Это города с людностью более 100 тыс. человек и центры субъектов РФ. По возрасту населения мы их разбили на 4 группы. Первая: самые молодежные - средний возраст населения до 35 лет включительно; вторая: показатель среднего возраста ниже общероссийского - от 35 до 38,5 лет; третья: показатель среднего возраста населения выше среднероссийского - от 38,5 до 40 лет; четвертая: с самым старым населением - средний возраст более 40 лет. 18 российских городов входят в первую группу: Грозный (27,5 лет), Назрань (28,3), Хасавюрт (29,6), Кызыл, Махачкала, Дербент (по городскому стажу - самый древний город в России), Якутск, Новый Уренгой, Анадырь, Ноябрьск, Горно-Алтайск, Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Элиста, Чита, Норильск, Улан-Удэ. Города перечислены в порядке возрастания среднего возраста горожан.

Все эти города, кроме Читы и Норильска, находятся в республиках или автономных округах. Для южных республик возраст-ную структуру населения городов определяет этнический и конфессиональный состав. Для северных территорий (Норильск и др.) очевидна связь с успешным развитием в регионах добывающей промышленности, привлекающей на рабочие места молодых мужчин.

В четвертую группу - самых «старых» входят 29 городов. Расположим их, перевернув последовательность, то есть начнем с самого старого города: Жуковский (41,9), Тула (41,8), Новомосковск (41,5), Подольск (41,1), Рыбинск (41,1), Санкт-Петербург (41,0), Таганрог (41,0), Электросталь (40,9), Москва (40,8), Люберцы, Королев, Серпухов, Химки, Сергиев Посад, Муром, Коломна, Новошахтинск, Елец, Калуга, Иваново, Орехово-Зуево, Обнинск, Тамбов, Воронеж, Шахты, Дзержинск, Рязань, Саратов, Кисловодск.

Не нужно долго рассматривать карту, чтобы установить скопление «пожилых» городов в Московской области (10 из 29). Все остальные в основном размещены в пределах других областей Центрального федерального округа. Вне ЦФО выделяются очень «пожилая» Северная столица, а в Приволжском округе - Саратов и Дзержинск. Более неожиданным оказалось наличие «пожилых» городов в пределах Южного федерального округа. Среди них угольщики - Шахты и Новошахтинск.

Молодых городов второй группы насчитывается 76 и «стареющих» третьей группы - 51.

Подробнее проанализируем возраст населения городов-миллионеров. Вот их перечень в порядке увеличения среднего возраста населения: Уфа, Екатеринбург, Омск, Челябинск, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород. Данные о Москве и Санкт-Петербурге приведены выше. Более «молодые» города-миллионеры расположены к востоку от Волги (Самара - исключение). Заметим, что в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде население несколько моложе, чем в возглавляемых ими субъектах федерации. Во всех остальных - старше. Видимо, сказывается малодетность семей горожан, особенно свойственная сверхбольшим городам. И даже притягательность этих городов для студенческой молодежи не компенсирует низкую рождаемость. Кстати говоря, и в Санкт-Петербурге население старше, чем в соседней Ленинградской области.

Как правило, средний возраст населения в административных центрах и крупнейших городах ниже, чем в субъектах в целом, то есть в большинстве случаев решающую роль играет притягательность городов для молодежи как мест с лучшими возможностями для трудоустройства и как центров высшего образования. Данные в таблице 1 характеризуют максимальный разброс показателей среднего возраста городов в пределах каждого из федеральных округов. В скобках - место города. Максимальная амплитуда средних возрастов городов характерна для Южного федерального округа, что является отражением явной неоднородности этого округа, а минимальный разброс наблюдается в демографически однородных районах - Центральном и в меньшей степени в Северо-Западном и Приволжском.

Таблица 1

Федеральный
округ
Самый «молодой»
средний возраст и
город (место)
Самый «старый»
средний возраст
и город (место)
Превышение среднего
возраста населения
в самом «старом»
городе
над возрастом
в самом «молодом», %
Центральный 38,17
Белгород (80)
41,87
Жуковский (174)
9,7
Северо-Западный 35,34
Сыктывкар (21)
41,05
Санкт-Петербург (169)
16,2
Южный 27,50
Грозный (1)
41,04
Таганрог (168)
49,2
Приволжский 35,07
Нижнекамск (19)
40,04
Дзержинск (149)
14,2
Уральский 32,44
Новый Уренгой (8)
39,47
Каменск-Уральский (125)
21,7
Сибирский 30,53
Кызыл (4)
39,35
Прокопьевск (123)
28,9
Дальневосточный 32,11
Якутск (7)
38,32
Владивосток (87)
19,3

В таблице 2 - данные о 78 городах, являющихся админи-стративными центрами субъек-тов РФ с распределением их по 4 группам.

В Южном федеральном округе более старое население имеют центры этнически русских субъектов федерации (кроме Астрахани и Ставрополя), а молодое и очень молодое - республиканские столицы. В Приволжском федеральном округе центры русских субъектов, исключая Оренбург и Пермь, имеют старое население, к ним примыкает и Казань. А все остальные республиканские столицы округа имеют более молодое население. Относительно молодо население административных центров Уральского федерального округа.

В Сибирском и Дальневосточном округах все самые «молодежные» города - центры национальных субъектов (сюда же входит и Чита). Только Новосибирск - единственный, не считая Кургана, административный центр к востоку от Уральских гор, имеющий относительно старое население.

Обелиск «Центр Азии» в центральной части Кызыла, на берегу Енисея.
Сооружен в 1964 г. к двадцатой годовщине вхождения Тувы в состав СССР. Кызыл - самый «молодой» город в Сибирском федеральном округе.
Фото с сайта www.tltkompas.ru

Всего к 1-й и 2-й группам (очень молодых и молодых городов) относятся 46 центров, а к старым и очень старым - 32. Все полученные результаты отражают тот факт, что демографический кризис, вызванный снижением рождаемости, в наибольшей степени охватил города - центры русских регионов, преимущественно в Европейской части страны.

Результаты оказались вполне предсказуемыми. В Центральном федеральном округе все административные центры оказались старыми и очень старыми, за исключением Белгорода - самой молодой по командному стажу региональной столицы. В других федеральных округах административные центры с очень старым населением единичны. В Северо-Западном федеральном округе четко различаются экономические районы - Северо-Западный (со старыми Великим Новгородом, Калининградом и Псковом) и Северный (с более молодым населением административных центров). В таблицу 3 включены города, которые не являются центрами субъектов федерации.

Всего к первой и второй группам (очень молодых и молодых городов) относятся 46 центров, а к старым и очень старым - 32. Полученные результаты отражают тот факт, что демографический кризис, вызванный снижением рождаемости, в наибольшей мере охватил города - центры русских регионов, преимущественно в Европейской части страны, при этом как депрессивных в экономическом отношении, так и относительно процветающих, подходящих к уровню постиндустриального развития. Анализируя данные таблицы 3, можно прийти к выводу, что в распределении «молодых» и «старых» городов, которые не являются центрами субъектов, по федеральным округам сохранились те же тенденции, что и у городов-центров. Значит, на их формирование оказывали влияние одни и те же факторы.

По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России», проведенного Росстроем в 2007 г., первые позиции заняли следующие города:

1-е место - Хабаровск

2-е место - Красноярск

3-е место - Тюмень

А.А. Бородин, Э.Л. Файбусович. «Женские» и «мужские» города России//География,
№ 5/2006.