Административное устройство урала. Административно-территориальное деление


Неожиданное событие 1997-1998 гг. - финансово-экономический кризис в Восточной Азии. До середины 90-х годов государства этого региона развивались необычайно высокими темпами, за что были прозваны "тиграми". Азиатскую модель экономического развития ставили в качестве примера другим странам, в частности и бывшим социалистическим государствам Центральной и Восточной Европы.Кризис на азиатских финансовых рынках начался 2 июля 1997 г. В тот день произошла девальвация таиландского бата по отношению к доллару США более чем на 20 %. Это спровоцировало волну обесценивания валют соседних государств в регионе, и события приобрели глобальный характер. До начала кризиса экономика Таиланда имела высокие темпы роста, достаточно консервативную фискальную политику государства (последние 10 лет Таиланд имел бездефицитный бюджет), высокую долю сбережений. Единственным негативным фактором был значительный дефицит платежного баланса, который, скорее всего, являлся дефицитом инвестиций в экономику страны. Основной проблемой Таиланда была уязвимость финансовой системы: долларовая задолженность многих клиентов банков перед кредиторами; большой объем краткосрочной внешней задолженности, что могло привести к кризису ликвидности; сильная коррумпированность банковских и других финансовых структур. В ходе валютного кризиса в Юго-Восточной Азии со 2 июля по 31 октября 1997 г. девальвация национальных валют по отношению к доллару США составила, %: в Таиланде - 39,5, Индонезии - 33,2, Малайзии - 26,8, на Филиппинах - 24,3, в Сингапуре - 9,5, Южной Корее - 8. За потрясениями на валютном рынке последовали огромные продажи нафондовых рынках стран Азии. На крупнейшей бирже региона - в Гонконге - 23 октября 1997 г. рынок акций обрушился: произошло падение индекса Hang-Seng на 1.211 пунктов (10,4 %). Были затронуты интересы иностранных инвесторов развивающихся стран Латинской Америки, стран Восточной Европы и СНГ.Существует несколько причин, объясняющих глобальное влияние этого кризиса на остальной мир: на долю стран Азии, исключая Японию, приходилась половина величины прироста в производстве мировой промышленной продукции, несмотря на то, что их доля составляла только 20 % мирового суммарного ВНП. При снижении темпов роста производства в странах Юго-Восточной Азии перекрывался запланированный прирост производства в странах Восточной Европы. Усиление конкурентоспособности азиатских производителей из-за снижения курсов национальных валют может в ближайшем будущем нанести удар по мировым ценам и мировой экономике. Восточная Азия до последнего времени являлась крупнейшим импортером капиталов. Согласно данным, опубликованным в декабре 1997 г. в газете "Financial Times", объем предоставленных странам региона ссуд на конец 1996 г. составил 757 млрд дол., в том числе Гонконгу - 207, Сингапуру - 189, Корее - 100, Таиланду - 70, Индонезии - 55, Малайзии - 22 млрд дол.Оценка этого кризиса заслуживает внимания. В отличие от инфляции, когда наблюдается бегство от обесценивающихся денег к товарам, что стимулирует рост производства, при дефляции происходит обратный процесс. Иными словами, предложение превышает платежеспособный спрос, вследствие чего начинается массовое перепроизводство товаров. Рынок реагирует на это падением цен, что неизбежно приводит к сокращению сбыта и капиталовложений, снижению прибыльности, росту безработицы, т. е. начинается период банкротств.В основе азиатского кризиса 1997-1998 гг. лежит перепроизводство, возникшее отчасти по вине транснациональных корпораций (ТНК) и банков. За последнее десятилетие ТНК, главным образом американские, японские и европейские, создали в Юго-Восточной Азии многочисленные филиалы, обладающие высокой конкурентоспособностью из-за сравнительно низкой заработной платы. Местные концерны поддались общему экономическому буму, занимая для этого крупные средства в местных банках, а те, в свою очередь, брали кредиты в банках промышленно развитых стран. Быстрое повышение акций местных компаний вызвало невиданный приток иностранных портфельных и краткосрочных инвестиций, повышение курсов акций. Эта финансовая "пирамида" могла поддерживать здание экономического роста только временно. После появления первых признаков затоваривания цены снизились, за ними упали курсы валют и доходы компаний. Платить по кредитам стало нечем. Иностранные инвесторы начали лихорадочно изымать капиталы. Финансовый кризис привел к кризису в промышленности и экономике в целом.После девальвации национальных валют и падения котировок на рынках акций над странами Юго-Восточной Азии нависла угроза финансового голода. По мере появления проблем в кредитующих странах и повышения риска невозврата вложенных средств инвесторы стремились изъять инвестированные деньги для их сохранения и размещения в менее рискованных финансовых инструментах. Проблема усугублялась тем, что долгосрочные активы, деноминированные в национальной валюте, финансировались за счет краткосрочных заимствований в долларах США. Состояние текущей ликвидности стран Юго-Восточной Азии стало главной причиной кризиса. Снижение рейтинга кредитоспособности влечет за собой увеличение премии к процентной ставке заимствований из-за рубежа. Правительства стран Азиатского региона были вынуждены обратиться за чрезвычайной помощью к Международному валютному фонду (МВФ). По мнению многих специалистов, кризис 1997-1998 гг. был спровоцирован самим МВФ. Призванный иметь дело со странами, живущими не по средствам (с высоким дефицитом бюджета, большой долей импорта готовой продукции, инфляцией и низким кредитным рейтингом), этот фонд считал вымывание средств у населения одним из несомненно действенных способов достижения цели. Хорошим уроком для него послужил мексиканский кризис 1995 г., когда МВФ совместно с США предоставили кредит Мексике в размере 50 млрд дол., позволивший ей оправиться от шока излишней монетарной экспансии, выразившейся в непомерном увеличении импорта, и восстановить былую инвестиционную привлекательность страны. Ошибка МВФ по отношению к Азии состояла в применении точно таких же мер. Азиатский кризис является результатом не чрезмерного потребления, а избыточного производства. Страны Азии инвестировали в производство около 20 % ВНП, а в Таиланде данный показатель составил 40 %. Имели место перегрузка производственных мощностей и излишнее производство товаров. В условиях неразвитости местныхвнутренних рынков сбыта это повлекло за собой падение экспортных цен. Еще больше положение усугубило финансирование обязательств по иностранным инвестициям. . ч Несмотря на предоставленную помощь МВФ, кризис в странах Юго-Восточной Азии продолжается. Международный валютный фонд и его партнеры поставили перед государствами-реципиентами следующие условия финансирования с целью выхода из кризиса: повышение местных налогов; резкое удорожание кредитов; сокращение государственных расходов на поддержку экономики, кроме прямого выкупа долгов частных банков; принудительное банкротство и раздробление концернов.С целью преодоления кризиса и стабилизации экономической обстановки страны Юго-Восточной Азии должны использовать методы экспансионистской фискальной политики. Банковская система региона нуждается в оздоровлении, но ситуация слишком серьезная, чтобы применить ограничительные меры по сокращению потребления. Правительства азиатских стран могут прибегнуть к гарантиям и средствам морального порядка, чтобы использовать сбережения населения своих стран для поддержания ликвидности банковской сферы, а также содействия возврату банкам их проблемных кредитов.Универсальных, заранее подготовленных мер по преодолению экономических кризисов не существует. Постсоветским странам можно извлечь отсюда следующий урок: рынок наказал страны Юго-Восточной Азии за элементарные вещи - отсутствие объективной и регулярной статистической отчетности, несоответствие системы банковского регулирования, бухгалтерской отчетности компаний и правил функционирования финансовых рынков международным стандартам. Так, в Южной Корее реальный объем краткосрочных долгов оказался гораздо большим, чем объявлялось; Таиланд долгое время держал в тайне свои валютные резервы и т. д.Постсоветские страны ведут себя точно так же. Например, их политика банковского кредитования остается сложной для понимания западными экспертами, считающими, что кредиты можно выдавать только успешно работающим предприятиям и лишь на эффективные проекты. В Украине же прокоммунистическое лобби все время добивается выдачи кредитов убыточным государственным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, угольным шахтам и другим подобным операторам рынка.

Экономический кризис 1998 года в России

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

Причины кризиса с позиций международной экономики

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Возможные сценарии кризиса

По мнению российского экономиста, президента Института энергетической политики В. С. Милова , несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы .

Литература

  • «Теория и практика торговли на фондовом рынке», ISBN 5-902360-01-3 - от 12 мая до 18 августа

Примечания

Ссылки

  • Причины и последствия финансового кризиса в России конца 90-Х годов (по материалам Временной комиссии по расследованию причин, обстоятельств и последствий принятия решений от 17 августа 1998 года)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Экономический кризис 1900
  • Экономический и Социальный Совет

Смотреть что такое "Экономический кризис 1998 года в России" в других словарях:

    Экономический кризис 2008 года в России

    Финансовый кризис 1998 года в России

    Кризис 1998 года - Инкомбанк не смог пережить кризиса. Его нижегородский офис, который до 1998 был одним из символов нового капиталистического мира в этом городе, теперь принадлежит печатной компании, но, если присмотреться, можно разглядеть нестёртую эмблему… … Википедия

    Финансовый кризис 2008 года в России - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Дефолт 1998 года в России - Инкомбанк не смог пережить кризиса. Его нижегородский офис, который до 1998 был одним из символов нового капиталистического мира в этом городе, теперь принадлежит печатной компании, но, если присмотреться, можно разглядеть нестёртую эмблему… … Википедия

    Экономический кризис в России (1998) - Нейтральность данной статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения могут быть подробности. Не путать с экономическим термином Дефолт. Экономический кризис … Википедия

    Экономический кризис в России (2008) - См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

Кризис 1998 года в сфере экономики (дефолт) является одним из самых тяжёлых во всей истории РФ. Причиной данного явления послужил огромного размера долг государства, который возник в результате упада экономики азиатских стран, а также цены в мире на сырьё, которые были основой экспорта, и экономическая политика России, в том числе создание ГКО.

Перед тем, как это произошло, МВФ выделил РФ кредит в двадцать два миллиона долларов, но доходы государства не сумели покрыть даже по долгу.

Финансовый кризис 1998 года выпал на семнадцатое августа. В этот день правительство РФ объявило о невыполнении договора по займу. Это событие стало неожиданным для иностранных инвесторов, веривших в то, что Россия является достаточно сильным и благополучным государством.

Следует отметить, что в мировой истории не наблюдалось случая объявления дефолта, который номинирован в национальной валюте. Однако в этом случае наблюдался дефолт по ГКО, по которым доход, перед тем как начался кризис 1998 года, составлял сто сорок процентов годовых. Обычно в таких случаях в иных странах начинали печатать и когда национальная валюта обесценивалась, происходило погашение долгов. Именно такого сценария ждали инвесторы, которые делали вклады в ГКО, от России. Эти вклады они обуславливали фиксированием курса национальной валюты к доллару США.

Необходимо отметить, что Россия имела несколько выходов из сложившейся ситуации. Во-первых, можно было напечатать денежные знаки, тем самым, запустить механизм инфляции. Также можно было объявить дефолт как по внешнему, так и по внутреннему долгу. РФ выбрала последний вариант по той причине, что новая инфляция не представлялась возможной, поскольку в начале девяностых годов имело место похожее явление, а непогашение для России было неприемлемым.

Кризис 1998 года имел серьёзные последствия для развития сектора экономики, причём как отрицательные, так и положительные. Так, снизился уровень жизни граждан, многие банки и предприятия разорились, упало доверие иностранных инвесторов к банкам России, а также к её национальной валюте, значительно снизился курс рубля. Однако все эти события дали возможность экономике РФ стать конкурентоспособной, кроме того, значительно усилилась бюджетная дисциплина. Дефолт также позволил российской промышленности набрать большую силу, отгородив её от импорта и увеличив экспорт.

Когда был объявлен кризис 1998 года в России, инвесторы начали вести переговоры с правительством РФ, однако выплаты составили только один процент от всей суммы долга.

Таким образом, для России дефолт принёс больше позитивных моментов, чем негативных. Он поспособствовал очищению экономики от тормозящих её развитие элементов, а также боле ответственному отношению к страны. При этом малый бизнес взял курс на развитие в крупные предприятия. После дефолта начала быстрыми темпами развиваться лёгкая и пищевая промышленность, рос потребительский спрос.

Следует сказать, что результатом кризиса является развитие тех сфер экономики, которые раннее были замещены импортом, например, производство отвёрток ведущими автомобильными фирмами государства. Также кризис 1998 года поспособствовал тому, что в экономику России потекли компаний, которые открывали на территории страны свои производства, поэтому вскоре началось развитие фондового рынка, вследствие чего российские компании вышли на международный рынок.

На сегодняшний день в России наблюдается взлёты и падения в экономике. Есть вероятность того, что возможный следующий дефолт будет отличаться ещё большим масштабом.

В период с июня 1997 года по январь 1998 года финансовый кризис охватил страны юго-восточной Азии. За предыдущее десятилетие Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Южная Корея показали один из самых высоких темпов роста в мире. Их увеличились от 6% до 9% в год. Однако бурный рост неожиданно закончился в конце 1997 года, когда поочередно в одной за другой стране обрушились местные фондовые рынки и валюты. Когда падение прекратилось в начале 1998 года, фондовые рынки во многих из этих стран потеряли более 70% своей стоимости, их валюты обесценились по отношению к доллару США, а лидеры этих стран были вынуждены обратиться за помощью в .

Причины кризиса

Интенсивный бум закончился в июле 1997 года, когда азиатский регион пострадал от одного из худших экономических кризисов. Крах тайской валюты (бат или THB) вызвал эффект домино в регионе, в результате чего валюты других азиатских стран подверглись давлению, а затем быстро обесценились.

В середине мая 1997 года тайский бат был подвержен массовым спекулятивным атаками, а поскольку валюта была привязана к USD, ЦБ должен был тратить для защиты Бата. Хотя правительство и не желало корректировать привязку к доллару США, ему не хватило иностранных резервов для поддержки THB. Поэтому 2 июля 1997 года у правительства Таиланда не было другого выбора, кроме как установить . THB резко обесценился на 20% и вызвал цепную реакцию, которая привела к региональному кризису.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед ввел строгие финансовые ограничения, надеясь взять под контроль отток капитала и привязал ринггит (MYR) к USD на уровне 1 USD = 3,8 MYR, после того, как MYR ослабла с 2,5 до 4,57. В Южной Корее индекс акций упал на 7%. страны в течение нескольких месяцев снизился с A1 до B2 по шкале Moody"s, что привело к дальнейшему краху на фондовом рынке. Из-за кризиса крупные автомобильные компании были либо расформированы, либо национализированы.

Инвестиционный бум. К середине 1990-х годов азиатские страны переживали беспрецедентный инвестиционный бум, большая часть которого финансировалась заемными средствами. В период с 1990 по 1995 год внутренние инвестиции увеличивались на 16,3% в год в Индонезии, 16% в год – в Малайзии, 15,3% – в Таиланде и 7,2% в год в Южной Корее. Для сравнения, за тот же период инвестиции в США выросли на 4,1% в год, и на 0,8% в год во всех странах с высокими доходами на душу населения. Более того, темпы инвестиций ускорились в 1996 году. Например, в Малайзии инвестиции составили 43% от ВВП в 1996 году.

Избыток мощностей. По мере того, как объем инвестиций, предоставляемый преимущественно самими правительствами азиатский стран, раздувался в течение 1990-х годов, качество многих из этих инвестиций значительно ухудшалось. Слишком часто инвестиции осуществлялись на основе прогнозов относительно будущих условий спроса, которые были нереалистичными. Результатом стало появление значительных избыточных мощностей.

Например, строительный бум в Таиланде привел к появлению избыточных мощностей в жилой и коммерческой недвижимости. К началу 1997 года в Бангкоке не было занято 365 000 единиц жилья, а еще 100 000 единиц жилья планировалось завершить в 1997 году. Таким образом, к середине 1990-х годов предложение не только догнало спрос, но и существенно его превысило.

. К началу 1997 года масштабные инвестиции в промышленные активы и собственность создали ситуацию избыточной мощности, что привило к падению цен. При этом, высокие инвестиции привели к росту долговой нагрузки, которую компании больше не могли обслуживать. Хуже того, большая часть заимствований для финансирования инвестиций была номинирована в долларах США, а не в локальной валюте, поскольку долларовые ставки были ниже, чем в локальной валюте. А местные валюты жестко привязывались к доллару. Отношение внешнего долга к ВВП в некоторых из этих стран выросло до 160%. Поэтому, девальвация местной валюты привела бы к банкротству предприятий, что и произошло.

Поднятие ставок в США. По мере того, экономика США возвращалась к стабильному росту в 1990-х годах, глава ФРС Алан Гринспеп начинал для предотвращения . Повышение ставок в США улучшило инвестиционную привлекательность американских активов по сравнению с азиатскими, что также оказало давление на курс локальных валют.

Помощь МВФ

Размах коллапса потребовал неотложных действий со стороны , чтобы спасти потерпевшие фиаско азиатские экономики. Страны, которые серьезно пострадали, подверглись серьезному риску дефолта по своим кредитам. Однако, сценарий с дефолтом не был лучшим выходом из ситуации, учитывая, что некоторые из пострадавших стран являлись одними из самых богатых стран в мире.

Международный валютный фонд (МВФ) составил ряд мер по урегулированию кризиса, чтобы избежать дефолтов по своим кредитам. Финансовая поддержка со стороны МВФ была привязана к реформам, которые необходимо было внедрить азиатским странам, начиная от урегулирования банковской деятельности и заканчивая финансовой системой. МВФ раздел весь пакет помощи на транши, которые предоставлялись странам после оценки соответствующих критериев, установленных МВФ. МВФ призвал страны, пострадавшие от кризиса, сократить государственные расходы и бюджетный дефицит, также правительствам необходимо было спасать неплатежеспособные финансовые учреждения и повышать процентные ставки. Это должно было вернуть доверие к экономике каждой страны и защитить валюту.

Южная Корея получила самую большую сумму в размере $57 млрд. Другие пострадавшие страны получили гораздо меньшие пакеты помощи и согласились на многие внутренние реформы. Суммарный объем помощи составил около $110 млрд.

Азиатский экономический кризис изменил и политическую конъюнктуру в регионе. Наиболее примечательным событием на политической арене оказалась отставка премьер-министра Таиланда и президента Сухарто из Индонезии после трех десятилетий правления.

Уроки азиатского кризиса

1. . Правительство, которое контролирует обменный курс должно обладать достаточным запасом золотовалютных резервов для стабилизации своей валюты. В противном случае население потеряет доверие к и валюта может девальвироваться, что произошло в Венесуэле в 2017 г. А компании, финансирующие свою деятельность за счет валютных кредитов, должны обладать валютный выручкой для покрытия как валютных процентов, так и погашению валютных долгов.

2. Правительство руководило расходной составляющей по инфраструктурным проектам и стимулировало частные инвестиции в отдельные сектора, что также способствует возникновению пузырей.

3. Пузыри на рынке рисковых активов. Инвесторы должны внимательно следить, если какой-либо актив начнет резко возрастать в стоимость. Слишком часто эти пузыри в конечном итоге оборачиваются плачевно как для отдельных стран, так и мировой экономики в целом. (Подробнее о крахе доткомов читайте в статье )

4. Роль МВФ. МВФ часто подвергается критике за то, что требует выполнения слишком строгих условий в своих кредитных соглашениях, особенно от таких стран, как Южная Корея во время азиатского кризиса и Греции в 2010-2012 гг. О причинах кризиса в Греции можно прочитать . Чрезвычайно жесткие меры МВФ также могут оказаться причиной продолжительного кризиса.

Экономический кризис 1998 года (также называемый дефолтом ) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. Конец 90-х годов был отмечен серьезными сбоями в функционировании мирового хозяйства: 1998 год ознаменовался двукратным падением темпа общемирового прироста валового продукта и международной торговли.

Причины
В основе кризиса 1998 г. лежат противоречия между денежно-кредитной политикой, направленной на финансовую стабилизацию, и дефицитной бюджетной политикой. Противоречия начали проявляться уже в конце 1996г. Есть признаки того, что условия для финансового кризиса сформировались в начале 1997г. Приток иностранного капитала в начале 1997г. погасил напряженность на валютном рынке и повысил ликвидность государственных ценных бумаг. Это позволило Правительству отложить решение бюджетных проблем на некоторое время.
Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции". В России её рост происходил на фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998г. составил более 1,4 трлн. руб.
Государственный внешний долг, вследствие накопления краткосроч-ных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.
Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивались за счет импорта.
Главной и основной причиной финансового кризиса был дефолт (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа) произошедший в 1998 году, когда правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ.



Хронология кризиса
Чтобы разобраться в сложившейся обстановке, необходимо рассмотреть логическую цепь событий, приведших к кризису и составляющих его:
1. Октябрь 1994г - "Черный вторник", решение правительства отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Переход на финансирование бюджета за счет так называемых неинфляционных источников, т.е. внешних и внутренних займов.
2. Конец 1995г - раскручивание рынка ГКО (государственных краткосрочных облигаций) и широкое использование казначейских обязательств, из которых состояло 2/3 налоговых поступлений в бюджет, привело к разрушению "пирамиды" ГКО.
3. Начало 1997г - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него «нерезидентов», доля которых на рынке достигла 30%. В результате доходность ГКО упала до 18% годовых.
4. Март - «Урезание» государственного бюджета на 30% «молодыми реформаторами» А.Б.Чубайсом и Б.Е.Немцовым.
5. Ноябрь - Доходность ГКО выросла до 40%. ЦБРФ ради стабильности курса рубля отказался поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки повысились, начался отток капитала заграницу. Из-за этого проблема государственного долга сильно обострилась.
6. Декабрь - Стоимость обслуживания рынка ГКО - ОФЗ превысила поступления от их реализации. В этот момент ЦБРФ перешел к либерализации порядка инвестирования средств нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ (принятой Советом директоров ЦБРФ в апреле 1997 года). При этом с 1 декабря 1997 года ЦБРФ отказался от операций по поддержанию рынка ГКО - ОФЗ. Сразу же после такого решения их эффективность выпуска в декабре 1997 года впервые стала отрицательной. Министерство финансов РФ было вынуждено выделить из федерального бюджета средства, необходимые для обслуживания облигационного долга, в сумме около 600 млрд рублей. Фактически с этого времени рынок ГКО - ОФЗ стал работать только на погашение ранее выпущенных облигаций.
7. 31 марта 1998г - Курс рубля по отношению к доллару США - 6.106 руб за 1 доллар. В целом, все экономические решения нашли свое выражение в изменение курса рубля по отношению к доллару, которое можно проследить на рис.2 .

Рис.2 Курс рубля по отношению к доллару США в 1998 году.
8. 12 мая – Начался обвал на финансовых рынках. Ему во многом способствовало заявление председателя Счетной палаты Х.М.Кармокова о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов в капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам, которые ускорили вывод капиталов из РФ. Стремительно возросла доходность ГКО, достигшая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предприняло меры для восстановления доверия со стороны инвесторов. Начинались переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Министерство Финансов РФ вынуждено отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Был взят долг на еврорынке. В итоге внешний долг самой России за короткий срок увеличился вдвое. 1 июня - курс рубля по отношению к доллару США– 6,164 руб. за 1 доллар.
9. Июль - Россия получила первый транш - 4,8 млрд. долларов. Правительство и ЦБРФ ожидали передышки на 2-3 месяца. Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. 1 августа - курс рубля по отношению к доллару США – 6,241 руб. за 1 доллар
10. 13 августа - Резкое падение котировок государственных ценных бумаг на фондовых рынках.
11. 17 Августа – Правительство объявляет об отказе платить по ГКО и замораживанию внутреннего долга (~ 265,3 млрд.руб.). Одновременно было запрещено российским банкам проводить выплаты по долгам западным кредиторам. Была проведена девальвация рубля. 23 Августа - курс рубля по отношению к доллару США – 7,005 руб. за 1 доллар.
12. 1 сентября - ЦБРФ отказался от поддержания верхней границы валютного коридора, установленного 17 августа в 9,5 рублей за доллар.
13. 7 сентября – Курс рубля по отношению к доллару США - 16,99 руб. за 1 доллар.
14. 9 сентября - Налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным компаниям и РАО "Газпром" платить налоги в валюте. Курс рубля по отношению к доллару США – 20,825 руб. за 1 доллар.
15. 11 Сентября - Курс рубля по отношению к доллару США – 12,8749 руб. за 1 доллар.
16. 15 сентября – Была формирована рабочая группа для проведения переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем министра финансов М. Касьяновым. 17 – 25 сентября пул крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ.
17. 25 сентября - Курс рубля по отношению к доллару США – 15,6099 руб. за 1 доллар.
Экономические последствия кризиса
Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса в России можно выделить следующие:
1. Снижение доверия внешних и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и Министерству финансов РФ, т.е. утрату возможностей занимать деньги, как на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и, как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.
2. Закрытие внешних и внутренних источников финансирования дефицита государственного бюджета, означающее в сложившейся ситуации переход к инфляционному характеру финансирования. Это повысило темпы роста денежной массы и неизбежно сказалось на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости денежно-кредитной политики.
3. Кризис отечественного банковского сектора, происходивший не только из-за потерь на финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, привел к обострению кризиса неплатежей.
4. Обвал на российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября 1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) привел к дальнейшему снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования.
Кроме того, ожидаемого усиления деловой активности в нефтегазовом и других секторах экономики, ориентированных на экспорт не произошло, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государство выбрало все дополнительные прибыли из сектора.

Главная характеристика 2008 г., которая гарантирует ему особое место в мировой и российской экономической истории, - быстрота развертывания экономического кризиса, скорость перехода от эйфории к ощущению обреченности. В первые месяцы прошедшего года отмечались устойчивые темпы экономического роста. Финансовый кризис на Западе толкал процентные ставки вниз, и создавалось впечатление, что к устойчиво высоким ценам на энергоресурсы добавился еще один фактор роста. Но лишь в августе стало понятно, что финансовый кризис перерастает в экономический и глобальный. Одновременно были исчерпаны два основных источника роста российской экономики - упали цена на основные продукты экспорта и исчезли дешевые финансовые ресурсы на мировом рынке. Наступил кризис.

Рассмотрим основные особенности этого кризиса.

Первая, начавшийся кризис носит беспрецедентный по масштабам характер. Причем он сильнее сказывается на тех странах, которые были наиболее успешны в последние десятилетие. Самые серьезные проблемы наблюдаются там, где был экономический бум, а депрессивные регионы почти не чувствуют изменений.

Вторая, кризис предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы.

Третья, возникли финансовые инновации - новые инструменты финансового рынка. С одной стороны они существенно изменили ряд товарных рынков. С другой, в условиях финансового бума экономическая и политическая элита утратила контроль за движением финансовых инструментов.

Анализируя сложившийся кризис, нужно рассматривать три группы его причин:

Во-первых, специфические проблемы американской экономики;

Во-вторых, системные, фундаментальные проблемы современного экономического развития;

В-третьих, специфические российские обстоятельства.

Существует и другая причина глобализации, которая также считалась источником бесконечного финансового успеха. Это формирование глобального дисбаланса, который на протяжении