Главным стилем эпохи петровских реформ является. Петровские реформы

На рубеже XVII–XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири), имея впечатляющий запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявилось и в неразвитости капиталистических отношений, и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых, и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Страна на столетия оказалась оторванной от общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ. В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672–1725).

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении «извести» его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, «потешные» полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695–1696 гг. и заграничное путешествие 1697–1698 гг.)

7. 2. Северная война и военные реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война (1700–1721). Ее причинами стали имперская политика Швеции и ее стремление к господству на Балтике; необходимость для России получения выхода в Европу через Балтийское море для развития внешней торговли; геополитические противоречия Швеции с другими европейскими державами.

Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск во главе с королем Карлом XII произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король после нарвской победы не рискнул идти в глубь России, а выступил против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Карл XII «увяз» довольно надолго в Польше.

Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований.

В 1705 г. правительство Петра объявило набор в так называемые «рекруты» непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874 г. Всего до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тысячи человек в армию и флот.

Появились также новые воинские уставы: «Устав воинский», «Строевое положение», «Учреждение к бою». Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг. Здесь были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г., когда Петр I на галере «Принципиум» отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Проведенные военные реформы очень быстро дали положительные результаты: с конца 1701 г. русская армия стала одерживать победы в сражениях со шведами. В 1702 г. Петр штурмом овладел крепостью Орешек, переименовав ее в город Шлиссельбург.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, а в 1704 г. русские овладели Нарвой и Дерптом (Юрьев).

Тем временем армия Карла XII вернулась в Россию, и боевые действия продолжались на Украине, но уже неудачно для шведов.

В октябре 1708 г. на сторону шведов перешел гетман Украины И.С. Мазепа. Петр I расценил это как предательство российского престола. Позже, после разгрома Карла XII под Полтавой, И.С. Мазепа бежал с ним в турецкие владения, где и умер в 1709 г. в г. Бендеры.

Весной 1709 г. 30-тысячная шведская армия подошла к Полтаве. Два месяца длилась безуспешная для шведов осада города. 27 июня 1709 г. началась историческая Полтавская битва. Войска сошлись в жестокой схватке. Через два с половиной часа яростного боя шведская армия, потеряв более 9 тыс. человек, была разгромлена, а шведский король с остатками своих сил был вынужден скрываться в турецких владениях. В Северной войне наступает перелом в сторону России.

В 1710 г. русские войска заняли Выборг, Ригу и Ревель, что означало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Осенью 1710 г. Турция объявила войну России. Русская армия вступила на территорию угнетенных Турцией княжеств Молдавии и Валахии, но общего восстания христиан, как рассчитывал Петр, не произошло, и русское войско вскоре оказалось в затруднительном положении. На реке Прут летом 1711 г. русские вступили в переговоры, был заключен мир, согласно которому Россия обязывалась возвратить туркам Приазовье.

Потерпев тяжелую неудачу на юге, Петр с удвоенной энергией продолжил войну со Швецией. После крупных побед русского флота у мыса Гангут (1714) и острова Гренгам (1720) Швеция была вынуждена 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте подписать мирный договор, согласно которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, часть Карелии, а также ряд островов на Балтийском море, города Выборг и Кексгольм. Все это не только создало необходимые условия для ускоренного развития страны, но и способствовало укреплению ее позиций на международной арене.

7.3. Реформы в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества

Проведению реформ в армии и военным достяжениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII в. произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. За 1695–1725 гг. возникло не менее 200 мануфактур разного профиля, то есть в 10 раз больше, чем их было в конце XVII в., при огромном росте объемов производства. Иными словами, в государстве была проведена индустриализация по-петровски.

Особенность экономического бума в этот период заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности. При этом Петр активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.

Мануфактуры обеспечивались рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра I: 1703 г. – о «приписных крестьянах», которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати; 1721 г. – о «посессионных» крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян.

Государство активно вмешивалось в торговую деятельность русского купечества. С этой целью вводилась монополия на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола, воск, железо и др.); происходило принудительное переселение купцов в новую столицу – Санкт-Петербург. Купцы облагались большими податями и повинностями в пользу государства. Это неизбежно вело к ограничению и регламентации деятельности русских купцов и соответственно к удушению свобод, основанных на рыночной конъюнктуре предпринимателей.

Подневольный труд в промышленности в немалой степени обусловил экономическое отставание России от развитых европейских держав.

Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии.

Реформаторство Петра I коснулось и социальной структуры общества.

Российское дворянство было главным объектом забот и пожалований монарха. Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение нового критерия службы. Принцип происхождения был заменен принципом обязательной личной служебной выслуги для дворян. Была установлена новая иерархия внутри дворянского сословия, окончательно зафиксированная в «Табели о рангах»(1722). Все чины делились на военные (в том числе армейские и флотские), гражданские и придворные, они были разбиты на 14 классов. Получив чин 8 класса по гражданской, а с 12-го класса и по линии военной службы, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Чины 14–9 классов тоже давали дворянство, но только личное, а не потомственное. Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.

Еще раньше, в соответствии с петровским указом о единонаследии (1714), был введен запрет на дробление поместий при наследовании. По нему поместье наследовалось только одним сыном. Остальные сыновья должны были идти на государственную службу. Важной привилегией дворянства стало уравнение в правовом отношении поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения государственной службы), и вотчин (безусловных наследственных владений). Произошло окончательное слияние вотчин и поместий.

Таким образом, петровские преобразования завершили процесс формирования дворянского сословия.

В 1723–1724 гг. было образовано новое сословие – государственные крестьяне, куда вошли однодворцы Юга (бывшие служивые люди по прибору), черносошные крестьяне Севера, так называемые ясашные крестьяне Поволжья и Сибири и др. Объединялись они по тягловому принципу и составляли 20 % податного населения. Эта акция Петра носила типично фискально-полицейский характер. Все названные мелкие сословные группы не находились в крепостной зависимости, поэтому государство решило унифицировать пеструю совокупность свободных людей, превратив их в единое, контролируемое сверху, сословие.

Всю тяжесть войн и петровских реформ вынесло на своих плечах российское крестьянство. В первой четверти XVIII в. получила дальнейшее развитие система крепостного права. Это выразилось во введении новой системы учета населения и налогообложения. В 1718–1724 гг. была введена подушная подать, смысл которой заключался в том, что вместо десятка различных мелких налогов и повинностей вводился единый прямой денежный налог, идущий непосредственно на нужды армии.

Одновременно Петр ликвидировал институт холопства, существовавший на Руси с незапамятных времен. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов, что было связано с введением подушной подати, которую они также стали платить.

Важнейшим направлением преобразований Петра I стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат как высший орган управления, который должен был выполнять судебные, административные и законодательные функции. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, возглавивший его деятельность.

Следующим звеном в реформировании системы государственного управления были старые управленческие приказные структуры, на смену которым пришли коллегии: военная, иностранных дел, адмиралтейская, камер-коллегия, штатс-коллегия, юстиц-коллегия, ревизионная коллегия, вотчинная коллегия, торгово-промышленные коллегии. На правах коллегии существовал также Святейший синод – орган, управлявший делами церкви. Патриаршество было отменено. Это означало полное подчинение религиозной власти царю. Созданная тайная канцелярия занималась расследованием государственных преступлений.

В 1720 г. был создан главный магистрат, управлявший городами.

Коллегии стали основой центральной системы управления. Их практическая деятельность осуществлялась на основании специально разработанных при участии царя регламентов. Был даже создан Генеральный регламент (1719–1724), содержащий общие принципы деятельности бюрократического аппарата всех государственных учреждений. Деятельность коллегий контролировалась прокуратурой во главе с генерал-прокурором.

В 1707–1715 гг. была осуществлена реформа местного управления. 17 декабря 1707 г. был издан указ об образовании губерний. Суть новой губернской системы управления состояла в передаче части функций центральных учреждений губернаторам, сосредоточении у них информации о населении, финансах и т. д.

Одним из завершающих элементов реформирования российского общества были провозглашение России империей и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия).

22 октября 1721 г. Сенат объявил о присвоении Петру титулов «Император», «Отец Отечества» и «Великий».

Апофеозом абсолютизма стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., разрушивший традицию, согласно которой престол переходил по мужской линии от отца к сыну и далее к внуку. Теперь преемник назначался по собственному желанию императора, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г., стало основой дворцовых переворотов.

В целом петровские реформы первой четверти XVIII в., проводимые сознательно и направляемые царем-реформатором, способствовали определенному прогрессу в России и приближению ее к европейским стандартам, хотя в итоге привели к закреплению и упрочению крепостничества и производных от его системы политических структур.

Революционером на троне, царем-реформатором, который сумел «в Европу прорубить окно» называют Петра I (1672-1725) - первого российского императора.

Россия, отрезанная от Европы, к моменту его воцарения все больше отставала от передовых стран. Отсутствие выхода к берегам незамерзающих морей затрудняло торговлю, немногочисленная плохо вооруженная и обученная армия делала Россию беззащитной перед внешним врагом. Русское боярство не было заинтересовано в переменах, в России практически не было своих инженеров, флотоводцев, военачальников, ученых.

Обстоятельства требовали от Петра создания, в первую очередь, регулярной армии и флота - добиться процветания Россия могла только силой оружия. В 1696 году Петр овладел крепостью Азов. Это неизбежно вело к войне с Турцией, которая чувствовала себя полной хозяйкой в Крыму и в Средиземноморье.

В 1697 году царь отправился в Европу в составе Великого посольства под именем Петра Михайлова. Он намеревался не только создать военный союз против Турции, но приобрести военные, морские, инженерные знания, изучить систему государственного управления европейских стран. Первое ему не удалось, зато Петр обучился корабельному делу, работая на верфях, познакомился с техническими достижениями тогдашней Европы.

Петровские реформы начались с введения европейского платья и приказа брить бороды. Этого человека почти двухметрового роста боялись не только простолюдины, но и бояре, которых он сам таскал за бороды. Петр был крутого нрава.

Успешная война за выход к Балтийскому морю со Швецией, получившая название Северной (1700-1721), привела русскую армию к Финскому заливу, где в 1703 году Петр основал Санкт-Петербург, который стал столицей Российской империи.

Постепенно преобразования охватили все стороны жизни. Победы над шведами под Полтавой (1709) и на море при Гангуте (1714) подняли авторитет русского оружия.

Для обеспечения армии всем необходимым были построены сто мануфактур. В портах возведены корабельные верфи. Началось строительство дорог, каналов по европейскому образцу. Высшим законодательным органом стал Сенат. Вместо многочисленных царских приказов были учреждены двенадцать коллегий (прообраз современных министерств).

Петр подчинил церковь царской власти, учредив Синод - государственный орган по управлению церковными делами. Он разделил Россию на губернии, уезды, волости.

При Петре коренным образом изменилось положение дворян. По указу о единонаследии все земли помещика переходили только к одному наследнику, все остальные должны были служить. Сыновей из многих знатных семей Петр отправил на обучение в Европу за счет государства, ведь Россия очень нуждалась в квалифицированных специалистах. Петр не щадил ни других, ни себя. По его приказу был приговорен к смерти его сын - царевич Алексей, который осмелился выступить против реформ своего отца.

В Москве российский император открыл Навигацкую школу, в северной столице основал Петербургскую академию наук, Кунсткамеру, экспонаты для которой были приобретены самим Петром. Ввел упрощенный алфавит, юлианский календарь. Но цена петровских преобразований была очень велика: сорокамиллионное население России за годы правления Петра Великого уменьшилось почти на десять миллионов.

ЭПОХА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

1. Предпосылки реформ

Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом

различных факторов.

Нарастало экономическое, а следовательно, и военное отставание России от

европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному

суверенитету.

Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему

социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало

требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось

патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное

представление даже о своих сословных интересах. “Бунташный” характер ХVII в.,

социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций

правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования

государственного аппарата управления и армии. Для преодоления отсталости и

культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим

морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов

Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный

расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере

культуры, призванных, с одной стороны, вернуть Россию в лоно европейской

цивилизации, а с другой - укрепить власть новой рационалистической идеологией,

идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества.

Сама возможность преобразований создавалась в результате изменений,

происходивших в стране в течение ХVII в. В экономической сфере - это развитие

ремесел, появление первых мануфактур, развитие внешней торговли и политика

протекционизма. В социальной сфере отчетливо наблюдались сближение

поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, увеличение числа

служилых людей, происходящее за счет укрепления системы крепостничества.

В развитие политической системы явственно проявились черты абсолютистской

монархии. Внешняя политика характеризовалась присоединением Левобережной

Украины и преодолением дипломатической изоляции (вхождение России в

Священную лигу). В культуре начался процесс обмирщения, своеобразный первый

опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни-

религиозно-церковной. Произошли изменения в быту части верхов общества,

связанные с его европеизацией.

Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя,

сложившаяся в исторических условиях конца ХVII в. Петр I осознал необходимость

изменений и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в

обновление страны.

2. Характер реформ

Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их

предпосылок, неготовности общества к качественным изменениям, порождали

насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям

основание назвать их “революцией сверху”.

Однако внешне резкий разрыв с “Московской Россией” и православной традицией

при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в

предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и

европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской

цивилизации - самодержавия и крепостничества.

Это дало основание некоторым историкам квалифицировать

преобразования Петра I как контрреформы и даже как контрреволюцию.

Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав

служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее со временем

привилегированным сословием страны. Эти изменения происходили на базе

укрепления крепостничества, что дает основание их характеризовать как

самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.

С цивилизационной точки зрения реформы стали первым опытом модернизации

отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и

потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта

модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации

(вестернизации), отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у

европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;

ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;

растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.

3. Начало правления

После смерти Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок

у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра или 16-летнего слабоумного

Ивана. Группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой

старшей сестрой братьев Софьей Алексеевной добилась утверждения на троне

двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства,

свидетельствующий о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при

фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны

В.В. Голицын.

Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под

Москвой. Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо

увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили представлениям об

образе “православного царя”, они помогли Петру воспринимать мир таким, как он

есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и

желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в

которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них

формировались “потешные полки” - Преображенский и Семеновский, - ставшие

затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками.

На годы отрочества пришлось и первое знакомство Петра с иностранцами и

европейской культурой. Посещая Немецкую слободу на р. Яузе, он встретил

своеобразный слепок западной цивилизации и узнал совершенно иной тип

межчеловеческих отношений, иной тип культуры и быта. Тогда же у Петра

пробудилась любовь к морю и мореплаванию.

В начале 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, что означало его

совершеннолетие и давало все права на самостоятельное правление. Отношения

между с Софьей снова обострились, она вновь попыталась опереться на

стрельцов, но, в итоге, вынуждена была уступить сводному брату. Царь Иван,

никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался

соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 г.

Непосредственная государственная деятельность самого Петра началась с

организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость

взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря.

Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и,

благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер, сумел в 1696 г.

взять Азов.

Для развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял

решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г.

“Великое посольство” в Европу. Целями посольства являлись укрепление и

расширение антитурецкого союза; приглашение на русскую службу специалистов,

закупка и заказ вооружения; личное ознакомление Петра с политической

обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной

Европы. Впервые “православный царь”, покинул, правда, инкогнито под именем

волонтера Петра Михайлова, свою страну и вступил на “нечистую” землю

иноземцев.

Петру, однако, не удалось решить главную дипломатическую задачу. Но в ходе

поездки он склонился к идее переориентации внешнеполитического курса России и

создания антишведской коалиции, сумел пригласить на русскую службу

иностранных специалистов, оставив для обучения за рубежом русских дворян,

было закуплено вооружение. Петр обогатился новыми впечатлениями, что по

возвращению в 1698 г. после известия о новом стрелецком бунте, и подтолкнуло

его к началу преобразований.

Первым шагом стала своеобразная “реформа смеха” начала 1690-х гг.

Развлекаясь, Петр организовал “всешутейший собор”, члены которого

проводили время в “поклонении Бахусу”, т.е. в пьянстве и безобразиях,

оскорблявших церковь. Но благодаря этим “забавам” царь вольно или невольно

готовил “кадры” для будущих реформ, направленных против устоявшихся норм и

традиций.

Петр под страхом штрафов и порки приказал служилым людям носить

европейскую одежду и брить бороду, считавшуюся символом христианской веры

человека, “созданного по образу и подобию божьему”, а следовательно, - с

бородой. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей,

например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Эти меры подрывали устои

(не случайно церковь брадобритие объявляла смертных грехом) и также призваны

было ускорить формирование кадров реформы.

С 1699 г. началось комплектование регулярной армии путем насильственного

набора “даточных людей” (с 1705 г. утвердился термин “рекруты”).

Готовясь к войне со Швецией, поставлявшей России металл и вооружения, Петр

приступил к форсированному созданию собственной промышленной базы. За счет

казны строились железоделательные заводы и оружейные мастерские в Карелии

и на Урале.

В целях подготовки к войне была проведена и первая городская реформа. Указ

1699 г. о создании Бурмистерской палаты (Ратуши) вводил там

самоуправление. Однако городское население, согласившееся на создание новых

учреждений, должно было платить налоги в двойном размере.

4. Экономическое развитие России

В хозяйственный оборот вводились новые земли южных уездов- Поволжья,

Сибири. Благодаря вмешательству государства расширились посевы технических

культур (льна, пеньки, конопли, табака), насаждались новые породы

овец-мериносов (для производства качественного сукна), развивалось

коневодство (для нужд кавалерии).

Однако нововведения не коснулись крестьянского хозяйства. Его

крепостнический, натурально-потребительский характер препятствовал

расширению производства и росту производительности.

Промышленность в первой четверти ХVIII в. пережила наиболее существенные

сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой

государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы

страны. Было начато освоение нового промышленного района - Урала, ставшего

вскоре центром отечественной металлургии. К концу царствования Петра

Великого Россия полностью удовлетворяла свои потребности в металле и,

занимая 3-е место в мире по объему его производства, начала продавать за

рубеж, где “русское железо” по своим качествам ценилось выше шведского.

Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур,

выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для

внутреннего рынка. Хамовный двор в Москве был превращен в крупное

предприятие, изготовлявшее парусину для флота. Там же был основан Суконный

двор. К 1718 г. Россия освободилась от необходимости ввоза текстильной

продукции. Всего в стране было основано около 200 мануфактур.

Основной особенностью российской промышленности было то, что она

создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под

непосредственным государственным контролем, формы и методы которого

изменялись.

В первое десятилетие ХVIII в. государство создавало и непосредственно

руководило мануфактурами. Однако рост их числа и сложности в организации

управления, а главное - убыточность производства, подтолкнули правительство к

новой политике.

С середины второго десятилетия казенные, в первую очередь убыточные

предприятия, передавались в частные руки. Поощрялось частное

предпринимательство. Создание купеческих компаний, предоставление им ссуд и

льгот укрепляло положение ведущих заводчиков, однако не означало

самоустранения государства из промышленной сферы. Контроль сохранялся,

например, через систему казенных заказов. За деятельностью предприятий

тщательно наблюдали Берг - и Мануфактур коллегии, проводившие периодические

проверки.

Второй особенностью русской промышленности стало использование

крепостнического труда на мануфактурах. В начале века на немногочисленных

предприятиях работали люди разного социального положения, в том числе

свободные и беглые крестьяне. С ростом промышленности на заводах

обнаружился острый дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось

возможным лишь за счет использования подневольного труда. На

вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне,

приписываемые целыми деревнями к тому, или иному заводу и обязанные в

течение 2-3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил

мануфактуристам (среди них большинство составляли не дворяне) покупать к

заводам крепостных крестьян, которые позже стали называться

посессионными. Они становились собственностью не заводчика, а предприятия.

В 1736 г. все свободные, работающие на заводах, оказались закрепощены,

Развитие торговли, как и промышленности, во многом стимулировалось

государством, пытавшимся увеличить поступления в казну.

Во внутренней торговле ведущую роль в торговых оптовых операциях продолжали

играть ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская).

Возросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал

переводить торговлю из Архангельска (его оборот упал в 12 раз) на Балтийское

море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. Кроме того, развитию

внешней торговли препятствовало отсутствие собственного торгового флота, что

приносило убыток в 10 млн. руб. в год.

В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф,

призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и

содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились

низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних

рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция

производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима

для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.)

Протекционистский характер внешнеторговой политики правительства Петра I

обеспечил активный торговый баланс России - вывоз товаров в 1726 г. превышал

ввоз в 2 раза.

5. Изменения в социальной сфере

В годы правления Петра I резко увеличилась численность дворянства - в 5 раз.

Политика правительства была направлена на укрепления рядов, сплочение

русского дворянства.

Указ 1714 г. о единонаследии приобрел в этой связи особое значение. Он

юридически уравнял поместья и вотчины, объявив все числившиеся за дворянами

имения их наследственной собственностью. Закон в то же время допускал его

наследование только одним из сыновей, что должно было предотвратить

дробление имений и распыление дворянского сословия. Однако основной смысл

закона заключался в том, чтобы создать у основной массы дворянства

материальную заинтересованность в службе государству. Дворянские дети, не

имея перспектив наследования, вынуждены были теперь связывать свое

благополучие с получением образования и службой в армии, флоте или

бюрократическом аппарате.

К указу о единонаследии примыкали законы, запрещающие производить в

офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках, жениться

дворянским “недорослям”, не овладевшим азами математики, покупать имения

тем, кто нигде не служил и др.

Особую роль в организации и консолидации дворянского сословия сыграло

определявшего порядок прохождения службы и устанавливающего иерархию

служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной

должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной

лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге, - от личных способностей

дворянина.

В трех разрядах службы - гражданской, военной и дворцовой - все должности

разделялись на 14 рангов - от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской

службе, до 14-го низшего - коллежского регистратора. “Табель о рангах” отделила

чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14 ранга получал

личное, а с 8-го (коллежский асессор) - потомственное дворянство. Для военных

потомственное дворянство предоставлялось уже с 14 ранга - низшего

офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным

представителям “подлых” сословий пробиваться наверх по социальной лестнице,

что укрепляло ряды дворянства.

Таким образом, политика правительства несколько ущемляя материальные права

дворянства, мобилизовала его на службу государству и общесословным

интересам.

Основное бремя модернизации страны, проходящей к тому же в экстремальных

условиях войны, несло на себе крестьянство, составлявшее 92 % населения

России. Десятки тысяч крестьян, насильственно мобилизованных государством,

строили верфи, крепости, заводы, возводили на болотах новую столицу -

Санкт-Петербург. Крестьяне составляли и основной костяк русской армии. На них

давили постоянно растущие налоги, а также государственные и барские

повинности.

Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди,

стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими

семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения,

перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были

заменены единой подушной податью (74 коп. с помещичьего крестьянина мужского

полу и 1 руб. 14 коп. с посадского или государственного крестьянина).

В итоге реформы привели к росту общего объема налогообложения в 2-3 раза.

Налоговая реформа укрепила крепостничество, распространив его на новые

слои общества - гулящих людей и холопов, которые ранее могли обрести свободу

после смерти господина. Побочным результатом реформы стала ликвидация

холопства. В процессе проведения реформы был образован новый разряд

крестьян, получивших название государственных. В него вошли черносошные

крестьяне Севера, однодворцы южных уездов, ясашные люди Поволжья и

Сибири. Была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на

бумагу от помещика с указанием срока возвращения домой. Паспортная система

позволила ужесточить борьбу с бегством крестьян. Кроме того, сумма штрафа за

укрывательство беглого увеличилась до 100 руб.

Таким образом, налоговая политика правительства укрепила крепостничество,

привела к сближению различных слоев крестьянства, усилила его эксплуатацию,

особенно со стороны государства.

Резкое ухудшение положения народных масс, принявших на свои плечи всю

тяжесть реформ, приводило к различного рода выступлениям низов общества.

Наиболее распространенной формой протеста стало бегство крестьян из под

гнета государственной и помещичьей эксплуатации. К концу правления Петра I

зафиксировано 200 тыс. беглых душ. Но периодически недовольство

прорывалось и в активных, насильственных формах.

Восстание 1705 г. в Астрахани было одним из таких выступлений. В нем приняли

участие верхи и низы посада, стрельцы. После расправы с воеводой, приказными

людьми, офицерами и иностранцами восставшие создали земское управление. В

марте 1706 г. Б.П. Шереметев штурмом взял город и расправился с восставшими.

Рост численности беглых людей, скрывшихся на Дону, приводил к организации

правительством их сыска и возвращения. Это нарушало донские традиции и

вольности - “с Дона выдачи нет”, и обостряло отношения между вновь

прибывшими, голутвенными и домовитыми казаками. Кроме того,

центральная власть стремилась ограничить автономию Дона. В результате в

1707 г. на Дону вспыхнуло мощное восстание под руководством К. Булавина.

В октябре 1707 г. “новопришлые люди” под руководством К. Булавина напали на

отряд, направленный на Дон для возвращения беглых, и уничтожила его. Верные

правительству домовитые казаки разбили булавинцев. Сам вожак бежал в

Запорожье.

В феврале 1708 г., используя тяжелую внешнеполитическую ситуацию, Булавин

вновь появился на Дону, собрал значительные силы и захватил Черкасск - столицу

Войска Донского. Атаман был казнен, а Булавина на казачьем круге избрали на

его место. После неудачной осады Азова Булавин был убит казацкой старшиной.

Остатки повстанческих отрядов сподвижник Булавина - атаман И. Некрасов, увел

на Северный Кавказ, а затем - во владения турецкого султана, где “некрасовцы”

основали свою колонию, просуществовавшую до 60-х гг. ХХ в.

В целом, по своему характеру это движение не вышло за рамки казацкого

Некоторые советские историки оценивали восстание под руководством

Булавина как очередную крестьянскую войну.

С 1705 по 1711 г. происходило движение башкирского народа, вызванное

налоговым, административным и национальным гнетом.

6. Реформа системы государственного управления

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром1,

вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного

аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять

руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и

закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения “высшей воли” монарха

была необходима совершенная государственная машина.

В конце 17 - начале 18 века в Европе и затем в России утвердились

рационалистические представления об обществе и государстве, согласно

которым не Бог, а разум человека являлся источником знаний и развития

общества. В итоге “дух времени” также подталкивал к созданию новых учреждений

власти. Петр надеялся, что с утверждением рациональной системы управления и

изданием разумных законов он создаст “регулярное государство”, в котором

только и возможно достижение “общего блага”. Этим объясняется активное

законотворчество Петра, не доверявшего своим подданным и стремившегося

регламентировать практически все сферы их жизни, включая и личную.

В ходе областной реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний

(позже - 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися

царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках

высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах.

В подчинении губернаторов находилось обер-комендант (военное ведомство),

обер-комиссар и обер-провиантмейстер (денежные и хлебные сборы), ландрихтер

(судебные дела). К губерниям приписывались полки, которые они содержали за

свой счет.

С 1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние- на уезды. С

формированием коллегий реформа получила свое завершение, т.к. все местные

органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к

резкому росту местного бюрократического аппарата.

Отправляясь в Прутский поход, Петр I оставил в 1711 г. для управления страной

Сенат. Созданный в результате экспромта как временное учреждение, он

превратился со временем в высший распорядительный, судебный и

законосовещательный орган. Практически Сенат, состоявший поначалу из 9

человек, назначавшихся царем, пришел на смену “умершей” естественным

образом аристократической Боярской думе. Решения принимались сенаторами

коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. Ход заседания

протоколировался. “Ибо сим всякого дурость явлена будет”,- так считал царь

Когда исход Северной войны стал уже очевиден и можно было больше внимание

уделять внутренним вопросам, Петр приступил к созданию новых органов

исполнительной власти. В 1718 г. на смену изжившим себя приказам стали

приходить коллегии.

1) “Первейшие“ три - Военная, Адмиралтейская и Иностранная;

2) три экономические - Берг-коллегия (тяжелая промышленность),

Мануфактур-коллегия (легкая промышленность) и Коммерц-коллегия

(ведала внешней торговлей);

3) три финансовые - Камер коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия

(расходы) и Ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);

4) а также Юстиц- коллегия. Вместо Поместного приказа была создана

Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Городами

управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал

Преображенский приказ, усиленный в дальнейшем Тайной канцелярией.

В 1721 г. в соответствии с “Духовным регламентом”, в котором доказывалась

нежелательность патриаршества, была создана Духовная коллегия, вскоре

переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во

главе с чиновником - обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой

реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути

дела в часть его бюрократического аппарата.

В 1722 г. была создана должность генерал-прокурора Сената. В его обязанности

входило наблюдение за выполнением законов и правил, он мог приостановить и

оспорить решение Сената, Первым прокурором стал выходец из низов П.И.

Ягужинский. Прокуроры были назначены во все государственные учреждения

для надзора за их работой

Структура и функции новых органов власти вплоть до организации

делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно

разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий.

Новая система управления строилась на принципах рационализма, разграничения

функций всех учреждений, централизма и коллегиальности.

Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, появление новой

регулярной армии, резкое увеличение бюрократического аппарата и реформа

системы управления создали необходимые условия для завершения

формирования абсолютистской монархии. Царь был носителем высшей

законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял ее ни с кем. В

Духовном регламенте 1721 г. записано: - “император всероссийский есть монарх

самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо

за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”.

Завершающими штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего

ограничения власти самодержца. В 1722 г. появился Устав о наследии

престола, дающий право императору назначать себе преемника по своему

усмотрению. Его появление во многом вызывалось делом царевича Алексея,

который в 1718 г. был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной

7. Итоги преобразований

В результате преобразований было создано мощное промышленное

производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к

морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и

превратиться в великую державу мира.

Однако форсированная модернизация и заимствование технологий

осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации

народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.

Реформы государственного строя придали новые силы служилому

деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили

восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские

намерения не совпадали с политической практикой.

Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для

развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и

насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых

стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на

национальных традициях.

Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности

европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее

хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и

институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший

социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину

противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Парадокс петровской реформы сводился к тому, что “вестернизация” России,

носившая насильственный характер, укрепляла основы русской цивилизации -

самодержавие и крепостничество, с одной стороны, вызывала к жизни силы,

осуществлявшие модернизацию, а с другой, провоцировала

антимодернизационную и антизападническую реакцию сторонников

традиционализма и национальной самобытности.

Вопросы для самопроверки

1. Предпосылки преобразований нач. ХVIII в?

2. Как складывалась личность царя- реформатора? Что в его характере наложило

отпечаток на ход и характер реформ?

3. Назовите первые реформы? В какой степени они носили спонтанный, а в какой -

продуманный характер?

4. Расскажите об экономике России в эпоху преобразований. Каковы особенности

русской мануфактуры?

5. Как изменилась жизнь русского дворянства и крестьянства в годы правления

Петра I ?

6. Расскажите об эволюции государственного строя России. Каковы особенности

российского абсолютизма?

7. Итоги и значение преобразований Петра I ?

Начало правления Петра I. После кончины царя Федора Алек­сеевича в 1682 г. бояре пытались провозгласить царем его 10-лет­него сводного брата Петра в обход старшего, но слабоумного Ивана. Это послужило поводом к восстанию стрельцов. Причиной стре­лецкого бунта 1682 г. было недовольство стрельцов тяготами служ­бы, насилиями и воровством командиров и приказных людей. Были убиты многие бояре. Царями провозгласили Ивана и Петра при регентстве их старшей сестры Софьи. Софье удалось обуздать стре­лецкую вольницу и утвердиться у власти. В течение 7 лет правле­ния Софья продолжила укрепление центральной власти. После заключения в 1686 г. «вечного мира» с Польшей Россия получила возможность начать активные действия на юге. Однако два похода (1687, 1689 гг.) в Крым войска во главе с фаворитом царевны князем В. В. Голицыным оказались безрезультатными. Это ускори­ло падение Софьи, которая была заключена в Новодевичий мо­настырь. Опорой Петра стали Преображенский и Семеновский полки, сформированные им в ходе «потешных» игр в подмосков­ных селах в период правления Софьи.

Петр до смерти матери в январе 1694 г. фактически не участво­вал в управлении страной. Его первым самостоятельным шагом стал поход на Азов. Первый Азовский поход 1695 г. был неудачен из-за отсутствия у России флота. В январе 1696 г. на Дону под Во­ронежем по указу Петра начали строить морские военные кораб­ли. Летом 1696 г. Азов был взят. В 1700 г. между Россией и Турцией был заключен мирный договор. Россия сохранила за собой Азов и несколько новых крепостей.

Для продолжения борьбы с Турцией Россия попыталась за­ключить союз с противниками османов в Европе. С этой целью за границу отправилось Великое посольство (1697 - 1698), в состав которого инкогнито входил царь Петр. Однако найти союзников не удалось. Успешно была решена другая задача посольства: царь и его приближенные не только получили зримое представление о достижениях западноевропейских стран, но на службу были на­няты многие специалисты, закуплены оружие и многое другое, несколько дворян остались учиться на Западе. Сам царь учился кораблестроению в Голландии. Были найдены союзники для войны со Швецией, закрывающей России выход к морю (Саксония, Речь Посполитая, Дания).

Первые преобразования. Петру пришлось спешно вернуться в Россию после известия о восстании нескольких стрелецких пол­ков. До приезда царя выступление стрельцов было подавлено. Однако он продолжил следствие по этому делу, завершившееся массовой казнью сотен стрельцов. Стрелецкие полки начали рас­формировывать. На смену им пришла регулярная армия. В зави­симости от потребности каждые 50, 100 или 200 крестьянских и посадских дворов давали одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Армия нуждалась в вооружении и снаряжении. Большая часть металла, необходимого для литья пушек и ядер, поступала с Урала, где было создано несколько заводов. Кроме того, возникли суконные, парусно-полотняные и другие ману­фактуры.

Большая часть офицеров поступала в пехотные части после службы в Преображенском и Семеновском полках. Инженеры и навигаторы готовились в Навигационной школе, учрежденной в 1701 г. Петр приглашал на службу офицеров-иностранцев.

Начались преобразования и в других сферах. Особенно порази­ло современников стремление царя изменить внешний вид под­данных: он собственноручно брил боярам бороды, а затем запре­тил носить их, приказал одеться в платья западноевропейского образца.

Ход Северной войны. Получив сообщение о перемирии с Тур­цией, Петр в 1700 г. начал войну со Швецией. Однако шведский король Карл XII сразу разгромил Данию. Русские войска осадили Нарву, но бои затянулись. 32-тысячная шведская армия под ко­мандованием Карла XII смелым ударом разгромила русских под Нарвой. Карл, посчитав, что с Россией покончено, двинулся с армией в Речь Посполитую. Войска союзника Петра короля Августа II в сражениях терпели поражения, но избегали окончатель­ного разгрома.

Тем временем Петр энергичными мерами восстановил армию. И зимой 1701/02 г. русские войска под командованием Б.П.Ше­реметева нанесли первое поражение шведам в Прибалтике. Была взята мощная крепость Нотебург (бывший русский Орешек) у истоков реки Невы.

16 мая 1703 г. на острове в устье Невы Петр заложил Петропав­ловскую крепость, положившую начало Санкт-Петербургу. Уже в 1703 г. были построены порт, биржа, торговые ряды и дом Петра I. Зимой 1703/04 г. на острове Котлин в Финском заливе основали крепость Кроншлот (Кронштадт). Петербург стал быстро застраи­ваться. Со всей России на строительство нового города, ставшего в 1712-1713 гг. столицей России, собирались мастера различных профессий.

Летом 1704 г. русские войска штурмом овладели Нарвой и Дерптом. В дальнейшем активные действия были развернуты на тер­ритории Речи Посполитой. В 1706 г. соратник и любимец Петра А.Д. Меншиков разгромил шведов под Калишем. Однако вскоре Карл XII нанес поражение Августу II. Втайне от русских тот зак­лючил мир и отказался от польской короны в пользу ставленника Карла XII Станислава Лещинского.

Карл XII решил теперь расправиться с царем и двинул свою считавшуюся в Европе непобедимой армию на Россию. Русская армия отступила. Однако Карл не решился в последний момент идти на восток, а повернул на юг, на Украину. Он вступил в тайные переговоры с гетманом Иваном Мазепой. Мазепа обещал обеспечить его боевой силой и припасами.

Однако, получив известие об измене Мазепы, войска А. Д. Меншикова уничтожили все приготовленные им для Карла припасы. Умелая политика Петра по отношению к соратникам гетмана при­вела к тому, что с ним к Карлу перешло ничтожное число укра­инцев. Каждый город шведам приходилось брать с большими по­терями. В 1708 г. шведская армия начала осаду Полтавы, которая затянулась надолго. Карл очень надеялся на помощь, с которой к нему шел корпус генерала Левенгаупта. Однако он был разбит Петром в битве при Лесной 28 сентября 1708 г.

Главное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 г. под Полтавой. В бою шведские войска под командованием самого Карла XII были наголову разбиты русской армией во главе с Пет­ром I. Остатки шведов попали в плен. Карлу XII и Мазепе удалось бежать во владения Османской империи.

От поражения под Полтавой Швеция оправиться так и не смогла. Русские взяли Ревель, Выборг, Ригу. В 1710 г. Карл XII втянул в войну против России Турцию. Предпринятый Петром Прутский поход 1711 г. окончился неудачей. Царь добился перемирия с Тур­цией ценой уступки Азова.

Война со Швецией продолжалась еще 9 лет. Основные события развернулись на Балтийском море и по его берегам. Под руковод­ством Петра был создан Балтийский флот. Первой победой флота явилось Гангутское сражение. В 1714 г. вышедшая из Кронштадта русская эскадра была остановлена у полуострова Гангут шведами. Петру обманом удалось разделить шведские силы. Русский галер­ный флот прорвался мимо главных сил шведов и атаковал отряд из одного фрегата и нескольких галер. Шведы потеряли 10 кораблей.

После побед русского флота у острова Эзель в мае 1719 г. и у острова Гренгам в июле 1720 г. шведское правительство убедилось в безнадежности продолжения войны. В 1721 г. был заключен Ништадтский мирный договор, который закрепил за Россией все ее прибалтийские завоевания. Россия получала Лифляндию с Ригой, Эстляндию с Ревелем и Нарвой, острова Эзель и Даго, а также некоторые другие земли. Результатом победы России в Северной войне стало закрепление выхода России к Балтийскому морю.

После заключения Ништадтского мира Петр I был провозгла­шен императором, а Россия стала империей.

Последней войной Петра I стали походы на побережье Кас­пийского моря. В 1722- 1723 гг. русская армия под его командова­нием совершила Каспийские (Персидские) походы в прикаспий­ские владения Ирана. Целью похода было обеспечение торговых связей России с восточными странами и пресечение турецкой агрессии в Закавказье. Западное и южное побережье Каспия ото­шло к России.

Государственные реформы Петра. В 1699 г. на смену Боярской думе пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся «консилией министров». Она стала прообразом Правительствующего се­ната - высшего правительственного учреждения, созданного в 1711 г. Сенат обладал судебной, административной, а в некото­рых случаях и законодательной властью. В состав Сената входили девять сенаторов, назначенных Петром.

В 1718-1720 гг. 40 приказов были заменены 11 коллегиями, чьи обязанности были четко разделены. Важнейшими из коллегий были Иностранная, Военная и Адмиралтейская. Финансами страны за­ведовали сразу три коллегии: Камер-коллегия (сбор налогов), Штатс-коллегия (расход средств), Ревизион-коллегия (контроль за поступлением средств и их расходованием). Берг-коллегия ве­дала черной и цветной металлургией, Мануфактур-коллегия - легкой промышленностью, Коммерц-коллегия - торговлей. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским зем­левладением. Юстиц-коллегия руководила деятельностью местных судебных учреждений.

На правах коллегии существовали еще два учреждения: Синод (высший орган по управлению церковными делами) и Преобра­женский приказ (расследование политических преступлений).

В 1699 г. для управления городским сословием была создана Бурмистерская палата, в 1700 г. переименованная в ратушу. В 1720 г. ратушу сменил Главный магистрат. Он стоял во главе городовых магистратов, созданных взамен земских изб.

Указом 1711 г. была введена должность фискалов. Фискалы тай­но следили и доносили о всех нарушениях закона, злоупотребле­ниях, воровстве и т. д. Фискалы принимали доносы. Многие фис­калы, пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя ответственности, были не прочь поживиться за государственный счет. В январе 1722 г. был подписан указ о создании прокуратуры. Прокуратура стояла над Сенатом и всеми другими государствен­ными учреждениями. Система прокуратуры возглавлялась генерал-прокурором. Первым генерал-прокурором стал П. И. Ягужинский, известный своей неподкупностью. Прокуроры находились при всех коллегиях и надворных судах. Они вели надзор за действиями и решениями Сената, а также других центральных и местных уч­реждений.

В 1708-1710 гг. была проведена первая областная реформа. Стра­ну разделили на губернии и провинции. Всего было образовано во­семь губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Ки­евская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе их стояли губернаторы, обладавшие в своих владениях неограниченной властью. Губернии делились на провинции, а про­винции - на уезды. В результате проведения областной реформы резко возросло количество чиновников на местах. После второй областной реформы всесильные прежде губернаторы лишились значительной части своей власти.

В 1722 г. Петром была учреждена Табель о рангах. Все чиновни­ки, офицеры и придворные делились на 14 классов. После про­изводства в 14-й класс лица недворянского происхождения по­лучали личное, а после 8 (для военных - 14)- потомственное дворянство.

Изменения затронули и церковь. После смерти патриарха в 1700 г. царь решил не назначать нового патриарха. В дальнейшем госу­дарство постепенно накладывало на церковь разные ограничения. С 1721 г. для управления церковью была учреждена Духовная ко­миссия, вскоре преобразованная в Синод. Президентом Синода стал местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. Ре­альным же руководителем Синода являлся его вице-президент Фе­офан Прокопович - правая рука царя в церковных делах. Феофан Прокопович участвовал в сочинении многих указов Петра. Он со­чинил Духовный регламент, по которому члены Святейшего си­нода были приравнены к чиновникам светских коллегий. Они, как и все чиновники, назначались царем, приносили присягу на верность государю.

Преобразования в экономике. Петр поощрял развитие торгов­ли и промышленности. К началу петровского правления суще­ствовало всего 15 крупных мануфактур. С 1700 по 1725 г. было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии. Ее центр переместился на Урал, где первым был построен Невьянский завод. На уральских заводах, на Сестрорецком заводе в Петербурге изготовляли оружие, якоря, гвозди и др. В 1704 г. в далеком Нерчинске был построен серебропла­вильный завод.

В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь. Только при жизни Петра I в Петербурге было построено 59 крупных и более 200 мелких судов. Флот нуждался в парусине, а армия - в обмундировании. Эту и другую продукцию выпускали парусно-полотняные, суконные и кожевенные мануфактуры. В 1725 г. в Рос­сии насчитывалось только 25 текстильных предприятий. Были и канатные, и пороховые мануфактуры, цементные, бумажные за­воды и даже сахарный.

Правительство защищало страну от поставок из-за границы тех товаров, которые производились на российских мануфактурах. Такие товары обкладывались большими пошлинами. Одновремен­но возрос экспорт российских товаров.

На мануфактурах широко применялся принудительный труд крепостных, купленных и приписанных к ним государственных крестьян.

Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и рас­ширение торговых связей с заграницей. Тем из купцов, кто выво­зил товары на собственных кораблях, полагались значительные налоговые льготы.

Реформы в социальной сфере. Основные тяготы преобразова­ний петровского времени легли на плечи крестьян. Возникло много новых повинностей. К ним относятся мобилизация на строитель­ство городов, крепостей и кораблей, рекрутская, постойная по­винности. Еще более обременительной, нежели ранее, стала под­водная повинность.

Было известно, что помещики укрывают число своих дворов с целью снижения налогов. Петр по предложениям прибыльщиков (людей, придумывавших способы пополнения казны) перешел к взиманию налогов не со двора, а с мужской души. В 1718 г. была начата подушная перепись населения. В 1722- 1724 гг. провели ре­визию (проверку) результатов этой переписи. Ревизия обнаружи­ла утайку целого миллиона мужских душ. Весной 1724 г. стала, наконец, известна более или менее точная цифра ревизских душ - 5,4 млн. Взимаемый с крестьян налог шел на содержание сухопут­ной армии, налог с посадских людей - на содержание флота.

В результате проведения ревизии и связанной с ней податной реформы в стране была введена паспортная система. Теперь каж­дый крестьянин, уходя на заработки на расстояние свыше 30 верст от своего дома, был обязан иметь при себе паспорт. В паспорте был указан срок возвращения крестьянина.

Паспортная система облегчала командам сыщиков борьбу с бегством крестьян. Каждый крестьянин, не имевший паспорта и находящийся вдали от своего дома, подлежал задержанию.

Восстание Кондратия Булавина. Усиление крепостничества, разорение крестьянства и других слоев населения вызывали ост­рый протест. В петровское царствование происходило немало на­родных восстаний. Самым крупным из них стало Булавинское вос­стание (1707-1708). Исстари земля Донская не знала помещиков и крепостного права. Существовал обычай - «с Дону выдачи нет». Долгое время правительство мирилось с таким положением. Ведь казаки охраняли южные рубежи государства от набегов крымских татар. Но в 1696 г. к России был присоединен Азов, военное значение Дона упало. В 1707 г. князь Ю.Долгоруков возвращал беглых с Дона. В ответ донские казаки, объединившиеся под предводи­тельством атамана К.А. Булавина, напали на отряд Ю.Долгоруко­ва и уничтожили его.

В 1708 г. Булавин захватил столицу казаков Черкасск и был избран атаманом Войска Донского. Донские казаки осадили Сара­тов, захватили Царицын, но поход на Азов был неудачным. Летом 1708 г. царские войска нанесли два серьезных поражения отрядам повстанцев. Верхушка казачества составила заговор против Булавина, и он был убит. Восстание жестоко подавили. Все городки, населенные беглыми, были сожжены. Беглых крестьян возвратили владельцам. Дон потерял свою относительную независимость.

Значение реформ Петра Великого. Деятельность Петра I оказала огромное влияние на историю России, которую часто делят на до­петровский и послепетровский периоды. Страна совершила огром­ный экономический рывок вперед. Заслуги Петра велики. Развитие мануфактурной промышленности, продолжавшееся и после Пет­ра, сделало Россию одной из крупнейших промышленных держав своего времени. Было открыто множество новых месторождений полезных ископаемых. Выросла внутренняя и внешняя торговля. В России появилась мощная армия, впервые был создан военно-морской флот. Возник новый государственный аппарат, эффектив­ность управления повысилась. Было открыто множество учебных заведений. Изменились культура и образ жизни многих слоев обще­ства. Построили новые города, прежде всего величественный Санкт-Петербург. Россия получила выход к Балтийскому морю.

Однако при Петре резко выросли налоги и повинности, уси­лилось крепостничество, множество людей погибло на полях сра­жений, строительстве городов, каналов, заводов, положение зна­чительной части населения ухудшилось. Это была плата за уско­ренное развитие страны.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.