Реформы Александра I. Реформа: понятие, сущность, основные виды

Реформа (от лат. reformo - преобразование) - осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры. Реформы различаются по своим масштабам. Они могут быть широкомасштабными или комплексными и охватывать разные стороны общественной жизни, а могут касаться лишь отдельных сторон. Вовремя проведенные комплексные реформы, решающие мирными средствами назревшие проблемы, могут предотвратить революцию.

Реформы, по сравнению с революциями, имеют свои особенности:

Революция - коренное преобразование, реформа - частичное;

Революция радикальна, реформа более постепенна;

Революция (социальная) разрушает прежнюю систему, реформа сохраняет ее основы;

Революция осуществляется в значительной мере стихийно, реформа - сознательно (следовательно, в известном смысле реформа может быть названа «революцией сверху», а революция - «реформой снизу»).

Реформы бывают разных видов:

1. Радикальные (системные). Они затрагивают многие стороны общественной жизни, и в их результате происходит постепенное изменение базиса, и общество переходит на новую ступень развития. Например, экономические реформы Е. Т. Гайдара .

2. Умеренные реформы. Сохраняют основы прежней системы, но модернизируют их. Например, реформы Н. С. Хрущева .

3. Минимальные реформы. Реформы, которые приводят к незначительным изменениям в политике, управлении государством, в экономике. Например, реформы Л. И. Брежнева .

Российские реформы имели свои характерные черты:

Реформы почти всегда начинались сверху, кроме реформ, проводившихся под давлением революционного движения в период первой русской революции 1905-1907 гг .

Приступая к реформам, реформаторы часто не имели четкой программы их проведения и не предвидели их результатов. Например, М. С. Горбачев , начавший «перестройку».

Реформы часто не доводились до конца и носили половинчатый характер из-за нерешительности реформаторов, сопротивления чиновников и определенных социальных слоев, нехватки финансов и т.д.

В истории России крайне редко проводились политические реформы, направленные на демократизацию общества. Наиболее глобальные из них - политические реформы М. С. Горбачева.

Большую роль в российских реформах играл личностный характер, многое зависело от правителя. Именно он принимал окончательное решение.

Российские реформы чередовались с контрреформами, когда происходила ликвидация результатов реформ, имеющая следствием частичный или полный возврат к дореформенным порядкам.


При проведении реформ в России широко использовался опыт западных стран.

Реформы всегда проводились за счет народа, сопровождались ухудшением его материального положения.

Реформы XX в. не составили исключения. Они начались преобразованиями премьер-министра России 1906-1911 гг. - П. А. Столыпина , который попытался решить проблемы социально-экономического и политического развития после первой русской революции 1905-1907 гг., чтобы не допустить нового революционного взрыва. В августе 1906 г. он предложил программу деятельности, которая предусматривала: проведение аграрной реформы, введение нового рабочего законодательства, реорганизацию местного самоуправления на бессословных началах, развитие судебной реформы, реформу образования с последующим введением обязательного начального обучения, введение земств в западных российских губерниях и т.д. Главной целью данной программы было продолжение буржуазной модернизации России, но без резких скачков и при соблюдении интересов «исторического строя» страны. Для ее осуществления он просил дать России «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего».

Основное место в этой программе занимала аграрная реформа, призванная решить «сверху» аграрный вопрос. Целью данной реформы было создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия в деревне и противника революционных движений. Для достижения этой цели правящие круги встали на путь разрушения общины и организации переселенческого движения крестьян за Урал с целью наделения их там землей.

Результаты нового аграрного курса были противоречивы. С одной стороны, аграрная реформа Столыпина способствовала развитию аграрного сектора, росту сельскохозяйственного производства, освоению территорий за Уралом, но, с другой стороны, значительная часть крестьянства не приняла реформу, носившую прозападный характер. В силу этого, аграрный вопрос остался одним из главных в последующих российских революциях 1917 г .

Дальнейшее реформирование страны в XX в. связано с деятельностью большевиков и их последователей в разные периоды советской истории.

1. Лето 1918 - март 1921 гг. - период политики «военного коммунизма», которая формировалась под влиянием а) российской исторической традиции, когда государство активно вмешивалось в управление экономикой, б) чрезвычайных условий гражданской войны и в) идей социалистической теории, согласно которой новое коммунистическое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.

Таким образом, в рамках этой политики, была предпринята попытка совершить скачок в коммунизм с помощью принудительных мер со стороны государства, были проведены серьезные экономические преобразования, направленные на полную национализацию промышленности, планирование, отмену товарно-денежных отношений, насильственное изъятие у крестьян произведенного ими продукта и т.д.. Такие преобразования находились в глубоком противоречии с объективными законами общественного развития, привели к негативным результатам и заставили Ленина отказаться от политики «военного коммунизма».

2. 1921-1928 гг. - годы новой экономической политики (НЭПа), в рамках которой были проведены изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, были восстановлены товарно-денежные отношения, разрешен частный сектор, рыночные отношения и т.д. На базе НЭПа успешно проходило восстановление народного хозяйства, однако НЭП рассматривался большевиками как временное отступление, он прошел через ряд кризисов и был отменен.

В январе 1924 г. в связи с образованием 30 декабря 1922 г. СССР, была принята первая Конституция нового государства и вторая Конституция в российской истории после Конституции РСФСР, закрепившей власть Советов в 1918 г.

3. Предвоенный период 1929-1941 гг. связан форсированным строительством основ социализма (индустриализаций, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией) и становлением административно-командной системы, которая усилится в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Для этого периода характерен интенсивный слом НЭП: из экономики полностью вытесняется мелкотоварное производство, устанавливается централизованное управление народным хозяйством, планирование и жесткий контроль за работой каждого предприятия.

В деревне происходит ускоренная ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств, их раскулачивание до 15 % , хотя в 1929 г. кулацкие хозяйства составляли всего 2-3 %. Целью этого было - ликвидировать «последний эксплуататорский класс». В рамках культурной революции - составной части ленинского плана построения социализма, - связанной с индустриализацией и коллективизацией, начинается ликвидация неграмотности, подготовка специалистов для народного хозяйства, создаются технические и сельскохозяйственные вузы, часто с сокращенной программой обучения, появляются рабфаки для подготовки молодых людей, желающих закончить среднее и получить высшее образование.

Культурная революция решала и еще одну задачу - формирование социалистического сознания трудящихся, массовую обработку населения в духе коммунистической идеологии. Утверждая принцип партийности в литературе и искусстве, принцип «социалистического реализма», коммунистическая партия строго следила за недопущением там и в обществе в целом инакомыслия.

В декабре 1936 г. была принята новая Конституция, где Советский Союз провозглашался социалистическим государством.

4. В послевоенные 1945-1953 гг. продолжался курс на укрепление тоталитарной системы. В 1947 г. была проведена денежная реформа, что позволило преодолеть полное расстройство денежно-финансовой системы, отменена карточная система, проведена реформа цен. В этот период была совершена попытка реформировать деградирующее сельское хозяйство; усилилась цензура в духовной жизни общества, расширились идеологические кампании и репрессии..

5. 1953-1964 гг. - период «оттепели» - период противоречивых реформ Н. С. Хрущева в политической, экономической и социальной сферах в рамках административно-командной системы. Это время разоблачения на XX съезде КПСС культа личности Сталина, начала диссидентского движения, первых шагов к демократизации советского общества.

6. 1964-1985 гг. - это время Л. И. Брежнева (до 1982 г.) и его преемников Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, время нарастания кризисных явлений в обществе. Первые годы правления Брежнева связаны с реформами 1965 г. в сфере сельского хозяйства с целью его подъема путем использования экономических рычагов (были повышены заготовительные цены, снижен план обязательных поставок зерна, за продажу сверхплановой продукции государству цены повышались на 50 % и т.д.); промышленности с целью расширить самостоятельность предприятий; управления народным хозяйством в рамках административно-командной системы, которые дали лишь временный успех, а затем страна стала погружаться в «застой».

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР - Конституция «развитого социализма», закрепившая руководящую роль КПСС в обществе (ст.6 Конституции), которая в этот период активно боролась с диссидентским движением.

7. 1985-1991 гг. - время горбачевской «перестройки», глубоких реформ в политической, экономической, социальной и культурной сферах, для нее характерны гласность, отмена цензуры и монополии КПСС, начало создания многопартийной системы и демократизации избирательной системы, попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.

Таким образом, XX век был насыщен большим количеством реформ и попыток их проведения. Он характеризуется, с одной стороны, как исторический период великих мировых свершений и побед в различных областях жизни, а с другой, - как период крупномасштабных ошибок вследствие дисгармонии между экономической и политической системами государства. В силу этого перед современной Россией встала историческая задача посредством новых радикальных реформ перейти к органичному развитию.

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

Крестьянская реформа, подорвав основу феодально-крепостнического строя, потребовала преобразований учреждений, служивших ему. Ликвидация вотчинной власти помещика, снятие с крестьянства помещичьей опеки, наделение гражданскими правами 20 млн ранее бесправного населения остро поставили вопрос о реформах местного управления, суда, армии, народного образования. Растянувшиеся на полтора десятилетия, эти реформы составили эпоху в жизни страны. Россия сделала первые шаги к гражданскому обществу.

Закон о земском самоуправлении. Положение о земских учреждениях вырабатывалось в комиссии при Министерстве внутренних дел. В ней выделилось два основных направления в понимании характера земских органов и принципов их устройства. Они отразились в проекте Н. А. Милютина, возглавлявшего комиссию в 1859 – 1861 гг., и П. А. Валуева, ставшего её председателем после отставки Н. А. Милютина. Милютин исходил из независимости и всесословности земских учреждений. Валуев предполагал главенство в них дворянства и зависимость от центральной власти.

При обсуждении в Государственном совете получили поддержку идеи самостоятельности и всесословности местного управления. Валуеву пришлось внести в свой проект соответствующие изменения. 1 января1864 г. он был утверждён Александром II. «Положение о губернских и уездных местных учреждениях» ограничивало деятельность органов самоуправления хозяйственными делами. Они должны были заниматься строительством школ, больниц, домов призрения, оказывать помощь населению в неурожайные годы.

Заведование земским хозяйством вверялось губернским и уездным земским собраниям - распорядительным органам местного управления. Они избирали свои исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Для выполнения своих задач земство облагало население особым сбором.

Местные органы власти были выборными, избирательное право – всеобщим, но основывалось на имущественном цензе. Для выбора депутатов – земских уездных гласных - предусматривалось три съезда, представлявшие как бы три избирательные курии. К первой курии относились землевладельцы, имевшие не менее 200 – 800 десятин земли (в зависимости от губернии), и владельцы недвижимости не меньше чем на 15 тыс. руб. Вторая курия включала владельцев недвижимости в городах, а также предприятий и купеческих свидетельств (не ниже 6 тыс. руб. годового дохода). Крестьянская курия не имела имущественного ценза, но от неё выборы были не прямыми, а многостепенными.

Как от первой курии, так и от крестьянской один гласный избирался от каждых 300 душевых наделов. Это обеспечило преобладание помещиков в местном самоуправлении. В земских собраниях дворяне, как правило, составляли до 45 %. Лишь немногие земства (как, например, Пермское) имели преимущественно купеческо-промышленный контингент. Крестьяне же повсеместно не превышали 10 – 15 %.

В 1870 г. была проведена и городская реформа. Городские думы стали бессословными учреждениями. Гласные избирались на основе имущественного ценза из среды налогоплательщиков. Выборщики разделялись на три съезда (курии). К первой относились крупные собственники, уплатившие1/3 городских налогов, ко второй – средние плательщики (также вносившие в городскую казну 1/3 налогов), к третьей – все остальные налогоплательщики. Каждая курия избирала 1/3 числа гласных, установленных для данного города. Не платившие налогов (служащие, интеллигенция, рабочие) в выборах не участвовали.

Независимость городского самоуправления, как и земского, была относительной. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. И хотя прямого подчинения городского самоуправления губернатору не предусматривалось, оно находилось у него под контролем.

Тысячи энтузиастов земского дела – врачи, учителя, агрономы, ветеринары – включились в многотрудную земскую деятельность. Население, до реформы сталкивавшееся только с бюрократией и помещичьей властью, ощутило присутствие «третьего элемента», как стали называть земскую интеллигенцию .

Несмотря на непоследовательность и незавершённость, земская реформа имела важные, далеко идущие последствия. Впервые представители всех сословий были допущены к решению вопросов о своих местных нуждах и хозяйственных делах. В ограниченном, урезанном виде, но земская реформа ввела начала самоуправления, которые быстро стали приживаться на российской почве.

Новое судопроизводство. Душой судебной реформы был известный государственный деятель Сергей Иванович Зарудный , его ближайшими соратниками в комиссии по подготовке реформы стали известный судебный деятель Д. А. Ровинский и Н. И. Стояновский, занимавший должность товарища министра юстиции. Горячим сторонником преобразования судебной системы был и министр юстиции Д. Н. Замятнин.

По сравнению со старым судопроизводством, громоздким, неповоротливым, запутанным, новое отличалось простотой и мобильностью. Число судебных инстанций было сокращено. Низшей – для разбора мелких уголовных дел – являлся мировой суд. Должность мирового судьи была выборной. Он избирался земским собранием или городской думой на три года. Следующей инстанцией – для апелляции по делам, рассмотренным мировым судом, – являлся съезд мировых судей. Далее шёл окружной суд - центральное звено системы судопроизводства. Над ним – для апелляции по делам окружного суда – возвышалась судебная палата. Апелляционной инстанцией для всех судов являлись уголовно-кассационный и гражданско-кассационный департаменты Сената.

Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако для крестьян сохранялся особый, волостной суд. Это отступление от принципа всесословности стало серьёзным изъяном реформы. Суд отделялся от администрации. Гарантией независимости судей была их несменяемость. Новые судебные уставы утверждали гласность судопроизводства и его состязательный характер: участие наряду с обвинением и защиты.

Суд присяжных. Для производства уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. 12 присяжных заседателей определялись жеребьёвкой по списку, составленному из представителей всех сословий. Присяжным заседателем мог стать любой российский подданный 25 – 70 лет, не менее двух лет проживший в уезде, где происходит избрание. К участию в суде присяжных не допускались лица, подвергшиеся общественному осуждению, исключённые из службы по суду, несостоятельные должники. Чтобы попасть в список кандидатов в присяжные, требовался имущественный ценз: в столицах надлежало владеть недвижимостью не менее чем на 2 тыс. руб., в прочих местах – на 500 руб. или надо было иметь доход в столицах – не менее 500 руб., в других местах – 200 руб. в год. Ценз оказывался не столь уж высоким (200 руб. в год означало бедность). И всё же значительная часть крестьянства не отвечала этому требованию.

Общие списки присяжных утверждались губернатором, только после этого из них по жребию отбирались очередные заседатели. Приговор суда присяжных подлежал кассации только в Сенате. Оправдательный вердикт означал освобождение в зале суда. Присяжные руководствовались здравым смыслом, жизненным опытом и совестью. Это создавало определённый заслон судебному произволу.

Отношение Александра II к судебной реформе было непростым: признав её необходимость, он по-своему опасался её последствий. Однако за новым судом – и власти это ощущали – была серьёзная общественная поддержка. «Зародыш новой России» видел в нём Ф. И. Тютчев. «Трибуна наших новых судов правых – решительная нравственная школа нашего общества и народа», – считал Ф. М. Достоевский. Глубинный смысл судебной реформы, приводившей в действие начала демократии, общественной самодеятельности, порождал в правительственных кругах неприязнь к новым судам, заставляя искать меры противодействия им.

Отмена телесных наказаний. Закон об отмене телесных наказаний и клеймения преступников был принят в 1863 г. – в преддверии судебной реформы. Император подписал его, несмотря на сопротивление «охранителей» во главе с министром юстиции В. Н. Паниным. Не поддержал проект закона и митрополит Филарет, доказывая, что христианство не осуждает телесные наказания.

Отменялись наказания плетьми и шпицрутенами. Сохранялись розги для крестьян по приговорам волостных судов. Розги применялись для штрафных нижних чинов, а также для ссыльных и каторжных (для последних было сохранено и наказание шпицрутенами). Устранив самые варварские из телесных наказаний, реформа не ликвидировала их полностью, ещё раз подтвердив приверженность самодержавия к насилию.

Вопросы и задания

Объясните, почему отмена крепостного права повлекла за собой и другие реформы. 2. Охарактеризуйте земскую реформу. Кто имел право избирать и быть избранным в земства? 3. В чём суть городской реформы 1870 г.? 4.

Определите последствия земской и городской реформ для жизни страны. 5. Охарактеризуйте судебную реформу. 6.

Определите, что изменилось в судебной системе после введения суда присяжных. 7.

Подумайте, можно ли расценивать реформы местных органов и суда как поворот к представительному строю и правовому государству. Аргументируйте свой ответ.

§ 78. Военная реформа. Реформы в области печати и образования

Военная реформа. Крымская война показала отсталость России во всех областях военного дела – обучении войск, их вооружении, обмундировании, снабжении. Задачи реформирования армии, её перевооружения, перестройки системы управления войсками особенно остро встали после отмены крепостного права. Рекрутский набор вступал в противоречие с новым правовым статусом крестьян. Положение, когда основное податное сословие несло на себе и тяжесть воинской повинности, не разделяя её с сословиями привилегированными, становилось неоправданным.

В мае 1861 г. во главе Военного министерства становится Дмитрий Алексеевич Милютин (1816 – 1912) – брат деятеля крестьянской реформы Н. А. Милютина. Он собрал под своё крыло энергичных и мыслящих военных специалистов и уже в 1862 г. представил план реформы.

Д. А. Милютин

Суть плана заключалась в том, чтобы предельно сократить численность российской армии (самой многочисленной в Европе) в мирное время, при обеспечении её обученными резервами, позволяющими в случае войны в 2 – 3 раза увеличить боевые силы. Подобная концепция реформы вплотную подводила к замене рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

Военный министр проводил преобразования поэтапно, последовательно, но осторожно приближаясь к главной цели своего плана, одобренного царём. Уже к 1867 г. Милютин сократил армию почти на 35 % (с 1132 тыс. до 742 тыс. человек). К концу 1860-х гг. запас обученных составил свыше 1500 тыс. человек. Не удалась лишь попытка реорганизовать казачьи войска. Консервативные казачьи командиры отстояли старую феодальную систему их организации, хотя само войско было сокращено на треть.

Затянувшуюся реформу военных сил ускорила франко-прусская война. Быстрота мобилизации прусской армии, более чем в 3 раза увеличившейся благодаря резервам, произвела огромное впечатление на царя. Он признал преимущества предложенной Милютиным системы реорганизации армии. В неотложности реформы убеждала и обстановка в Европе, где появилась сильная милитаристская Германская империя.

1 января1874 г. последовал закон об отмене рекрутчины и введении всеобщей воинской повинности, обязательной для мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных к службе. В либеральной публицистике этот день был назван «19 февраля 1861 г. русской армии». Срок службы (шестилетний для пехоты и семилетний для флота) для лиц с высшим образованием сокращался до шести месяцев, а со средним – до полутора лет. Ликвидирована была кастовость офицерского корпуса: доступ в него был облегчён.

Боеспособность вооружённых сил России возрастает после реформы, что покажет первая же война, в которой им придётся участвовать, ещё не завершив своей реорганизации. Военная реформа имела и далеко идущие социальные последствия. Она облегчила крестьянам тягость воинской повинности, поставив их вровень с другими сословиями. Реформа способствовала распространению грамотности среди солдат. После военной реформы усиливается стремление к получению высшего и среднего образования, поскольку с тем и с другим были связаны льготы на воинской службе и получение офицерского чина. Воинская повинность нанесла удар привилегиям дворянства.

Цензурная реформа. Изменения в делах печати лишь условно можно назвать реформой. Временные правила (1865), отменявшие предварительную цензуру, как бы начинали реформу, предполагая осуществить её в дальнейшем более полно, в большем соответствии с общественными потребностями.

Отменив предварительную цензуру, правительство в качестве ответственности за нарушение правил о печати предусмотрело, кроме судебного разбирательства, систему административных наказаний: предостережения, приостановка изданий и их прекращение. Запрещение журнала или газеты могло последовать после третьего предостережения цензуры.

После 1866 г. выходит череда указов, пересматривавших Временные правила 1865 г. Дела о печати передаются из окружных судов в судебные палаты. Министру внутренних дел предоставляется право запрещать розничную продажу газет: в виде цензурной кары выступало финансовое давление. Министр мог передавать дела о печати не в суд, а в Комитет министров. В 1879 г. Временными правилами генерал-губернаторам разрешалось приостанавливать и прекращать издание газет и журналов.

Реформы в области образования. Испытывая нужду в образованных людях – чиновниках, служащих, учёных, инженерах, архитекторах, самодержавие одновременно боялось распространения образования. Власть приступила к реформам в просвещении, не сумев разрешить этого противоречия.

Проект университетского устава, подготовленный либеральным министром А. В. Головниным в 1862 г., был обсуждён в печати и получил поддержку общества. Университетская реформа 1863 г. восстанавливала автономию университетов. Учёному совету возвращались все его права, отнятые в 1835 г. Ректор снова избирался советом университета, декан – факультетским собранием профессоров. Сами профессора выбирались учёным советом. Функции попечителя сводились к контролю.

Уже в первые пореформенные годы резко увеличивается число студентов. Власть была напугана мощной тягой к просвещению. Стремление ограничить возможности образования, вернуть ему сословный характер лежит в основе учебной реформы 1871 г. Проект её был подготовлен министром народного просвещения Д. А. Толстым при участии издателя «Московских ведомостей» М. Н. Каткова. Суть реформы состояла во введении в гимназиях классической системы образования. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища, где при сокращении общеобразовательных дисциплин особое внимание уделялось техническим знаниям.

Классическое образование сосредоточивалось на изучении древних языков – латинского и древнегреческого, а также математики, при сокращённом преподавании словесности, истории и почти упразднённом естествознании. Высокая плата за обучение, сложность и продолжительность гимназического курса становились своеобразным регулятором социального состава учащихся. Число недоучившихся гимназистов стало расти, пополняя полуобразованные слои общества. Попасть в университет можно было, только окончив классическую гимназию.

Учебная реформа 1871 г., по сути, была первой контрреформой. Она пересмотрела устав гимназий 1864 г., подготовленный А. В. Головниным, открывавший возможности для образования «лицам всех сословий без различия звания и вероисповедания».

Односторонность классической программы, её оторванность от современных запросов вызывали недовольство. В общем хоре протеста прозвучал и голос Д. И. Менделеева. Учёного удивляло пренебрежение к естественным наукам, столь перспективным в современном мире. Однако в правительстве не покушались на пересмотр учебной реформы 1871 г. Единственная из реформ 1860 – 1870-х гг., она просуществовала до 1917 г. почти в первозданном виде.

Начальное образование. «Положение о народных училищах», утверждённое в 1864 г., предоставляло общественным организациям и частным лицам право открытия при наличии соответствующего разрешения школ. Обязательными предметами кроме арифметики и грамматики были Закон Божий и церковное пение. Начальные училища поступали в ведомство губернских и уездных училищных советов, куда входили представители земства.

В 1869 г. были учреждены должности инспекторов народных училищ. В 1874 г. в ведении училищных советов были оставлены лишь хозяйственные вопросы, а руководство учебной частью сосредоточено в Министерстве народного просвещения. Правительство тем самым прибирало к рукам школы, в том числе открытые на средства земств, где работали земские учителя.

Значение реформ. Великие реформы преобразили жизнь России, внесли в неё начала бессословности, самоуправления, демократии. Инициатором и движущей силой реформ явилась самодержавная власть в лице Александра II. Сопротивление сторонников старых порядков было сломлено именно этой властью, которой надлежало эти порядки укреплять и сохранять. Реформистская политика верховной власти, отвечая общенациональным потребностям, оказалась ограниченной её собственными целями. На преобразованиях 1860 – 1870-х гг. лежит печать незавершённости, непоследовательности.

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;
второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа


первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей - на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров . Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат - орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий


Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий , целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.


Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Военные реформы — кратко

Основная суть предпринимаемых Петром I преобразований военной сферы заключалась в пяти направлениях:

  1. Введение с 1705 года регулярного набора рекрутов в сухопутные и военно-морские войска - рекрутская повинность для податных сословий с пожизненной службой;
  2. Перевооружение армии и развитие военной промышленности - строительство заводов по производству вооружения, текстильных мануфактур, металлообработки и т.д.;
  3. Повышение эффективности военного управления - издание нормативных документов (уставов, артикулов, инструкций), разделение командования войск по типам, создание отдельных министерств для армии и флота (Военная и Адмиралтейств-коллегии);
  4. Создание флота и сопутствующей инфраструктуры - строительство верфей, кораблей, обучение военных специалистов-мореходов;
  5. Развитие военной школы - открытие специализированных образовательных учреждений для подготовки офицеров и новых военных формирований: инженерные, математические, навигационные и другие школы.

Результаты военной реформы были впечатляющими. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс., а иррегулярных войск до 110 тыс. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.

Экономические реформы Петра I Великого — кратко

Причиной экономических реформ Петра I стала необходимость усиленного обеспечения армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Русского Царства в промышленной отрасли от ведущих европейских держав.

Денежная реформа

Не меняя внешнего вида серебряных проволочных копеек, начиная с 1694 года на них стали ставить даты, а затем и снизили вес до 0,28 г. С 1700 года начинается чеканка разменных медных монет — денег, полушек, полполушек, т.е. номиналов меньших, чем копейка.

Главными единицами новой монетной системы стали медная копейка и серебряный рубль. Денежная система была преобразована в десятичную (1 рубль=100 копеек=200 денег), а процесс чеканки монет модернизирован - начал применяться винтовой пресс. Для удовлетворения потребностей экономики Пётр I создал пять монетных дворов.

Налоговая реформа

Первая перепись населения 1710 года основывалась на подворном принципе учета податных и выявила, что крестьяне объединяли свои дворы, обнося их единым забором, чтобы уклониться от уплаты налогов.

Указом 26 ноября 1718 года Петр I начал вторую перепись, по правилам которой записывалось не количество дворов, а конкретные лица мужского пола. (подушная перепись)

Введение подушной подати

После окончания переписи в 1722 году (было насчитано 5 967 313 человек мужского пола), производились расчеты сборов, достаточных для поддержания армии. В итоге подушная подать была установлена в 1724 году — с каждой души (т.е. каждому мужчине, мальчику, старику принадлежащему к податным сословиям) полагалось платить 95 копеек.

Реформы в области промышленности и торговли

Монополии и протекционизм

Пётр I в 1724 утвердил защитный таможенный тариф , запрещая или ограничивая высокими пошлинами ввоз иностранных товаров и полуфабрикатов. Связано это было прежде всего с низким качеством отечественной продукции, которая не выдерживала конкуренции. Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Социальные реформы — кратко

В сферах образования, здравоохранения и науки

Большая часть образовательных учреждений создавалась ввиду необходимости подготовки для армии и флота новых типов войск или собственного офицерского состава. Одновременно с организацией различных специализированных школ (инженерной, горной, артеллиристской, медицинской и т.д.) детей дворян отправляли заграницу, а из Европы приглашались ученые и инженеры, которых обязывали обучать наиболее способных людей на производстве. Обязательное получение начального образования встретило сопротивление — в 1714 году, одновременно с созданием цифирных школ, Пётр I был вынужден издать указ, запрещающий жениться молодым дворянам не получившим образования.

Медицина нуждалась в поддержке государства, а государство нуждалось в полевых хирургах - поэтому основание в 1706 году Московского госпиталя решало сразу две проблемы. Для обеспечения государственных и частных аптек (которым была предоставлена монополия на аптечную деятельность) необходимыми лекарственными травами в 1714 был основан огород на Аптекарском острове.

В 1724 году Петр I подписал указ об учреждении Академии Наук и художеств, чем заложил основу всей будущей российской науке. Для работы в новом учреждении были приглашены иностранные специалисты и вплоть до 1746 года большая часть академиков была иностранцами.

Культурные реформы

Культуру русского народа можно достаточно четко разделить на время до Петра I и после него — настолько сильным оказалось его стремление привить европейские ценности и изменить устоявшиеся традиции Русского царства. Основной причиной и источником вдохновения культурных преобразований царя стало его Великое посольство — путешествие по Европе в 1697-1698 годах.

Ключевыми нововведениями были:

  • Разрешение на продажу и употребление табака
  • Новые правила в одежде и внешности
  • Новое летоисчисление и календарь
  • Открытие кунсткамеры (музея редкостей)
  • Попытки организовать общественный театр (комедиальная храмина)

Сословные реформы

Сословные преобразования Петра I соответствовали его стремлению всем подчинённым (без различий на происхождение) добавить обязанностей, даже дворянству. В целом период его правления характеризуется ужесточением крепостного права, ослаблением влияния церкви и предоставлением дворянам новых прав и привилегий. Отдельно стоит выделить появление такого социального лифта, как возможность получить дворянство за достижение определенных чинов гражданской и военной службы, согласно Табели о рангах

Церковная реформа

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат , со всеми сопутствующими характеристиками - ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д. Запрет на избрание патриарха в 1700 и учреждение взамен в 1721 году Святейшего Синода ознаменовало еще один этап становления абсолютизма, как формы правления государства - прежде Патриарх воспринимался практически как равный царю и имел большое влияние на простых людей.

Итоги и результаты реформ

  • Модернизация административного аппарата и выстраивание жесткой вертикали власти в соответствии с концепцией абсолютистской монархии.
  • Введение нового принципа административно-территориального деления (губерния-провинция-дистрикт) и изменения принципа основного налога (подушный вместо подворного).
  • Создание регулярной армии и флота, инфраструктуры обеспечения военных частей провизией, вооружением и постоем.
  • Внедрение европейских традиций в культуру русского общества.
  • Введение общего начального образования, открытие профильных школ для подготовки различных военных и гражданских специалистов, учреждение Академии наук.
  • Закрепощение крестьянства, ослабление церкви, определение дополнительных обязанностей для всех сословий и предоставление возможности получить дворянство за заслуги на службе государю.
  • Развитие различных видов промышленности — горной, перерабатывающей, текстильной и д.р.

За годы царствования нового императора было предпринято довольно большое количество реформ, которые были призваны изменить систему управления, улучшить образование и жизнь народа в целом. Они были частично эффективными и сыграли значительную роль в подъёме культурного уровня державы. Реформы Александра 1 кратко описаны в данной статье.

Правление Александра 1

В истории России, как и многих других государств, нередко новый правитель приходил к престолу через ряд интриг, заговоров и даже смертей. Император сын Екатерины Великой и Петра Фёдоровича (который являлся внуком был убит в 1801 году заговорщиками. Произошёл дворцовый переворот, и престол занял Александр Павлович, который становится Александром 1. С приходом нового монарха возникла надежда на уход деспотических методов, которые практиковались в полную силу при правлении Павла 1. Либеральные реформы Александра 1, кратко указанные в таблице, не у всех вызывали поддержку. Подробнее об этом - далее.

Реформы Александра 1 - краткое содержание

Для начала 19-го века были характерны самодержавно-крепостнический строй и поиски нового уклада политической и социально-экономической жизни. Александру 1 досталось государство в сложном как внешнем, так и внутреннем положении. По приходе на престол он отменил Тайную канцелярию, запретил пытки и телесные наказания (для дворян и купцов). Также было выпущено много заключённых, содержавшихся в крепости Петропавловская.

Если говорить про реформы Александра 1 кратко, то с начала правления были оправданы долгожданные надежды - Россия увидела либеральные начинания. В том же году формируется задача которого - обсуждение насущных вопросов жизни россиян, в центре которых - крепостничество, распространение просвещения, государственные преобразования. Согласно царскому указу, идёт разработка проекта об отмене но реальные действия противоречат этим намерениям.

Реформы Александра 1 кратко - таблица

Политическая амнистия. Упразднение Тайной канцелярии.

Замена коллегий (созданных Петром 1) министерствами под строгим единовластием министра. Создание Комитета министров.

Касательно Помещики могут освобождать крестьян с землёй, при этом последние должны заплатить выкуп.

Введение нового положения касательно устройства учебных заведений. Школы различных ступеней (приходские, уездные училища, гимназии, университеты) получают преемственность.

Основание пяти университетов - Виленского, Дерптского, Харьковского, Петербургского и Казанского. До этого существовал Московский.

Университеты наделяются значительной самостоятельностью. Теперь они могут выбирать профессоров и ректоров, выносить собственные решения по поводу своих дел. В этом же году - издание цензурного устава либерального характера.

Начата реформа на территории Прибалтики. Результаты не соответствовали ожиданиям, т. к. не осуществлялся должный контроль выполнения.

Дарование конституции Царству Польскому.

Это самые важные реформы Александра 1 кратко. Таблица содержит основную их часть. Запомнившийся личностью в период стал Сперанский. Однако его проект касательно государственных реформ, которые бы коренным образом могли изменить жизни государства, а именно - привлечение общества к правлению страной, не понравились императору и правящим верхам. В 1812 году Сперанского ожидало отстранение от занимаемых должностей и ссылка. Говоря про реформы Александра 1 кратко, стоит также упомянуть, что они не готовы были позволить радикальное изменение жизненного уклада.

Изменения в образовании

С 20-х годов 19-го века начинаются радикальные действия по отношению к учебным учреждениям. За 1821 год были уничтожены ранее созданные университеты - Казанский, Московский. Профессоров постигли увольнение и суд. Созданное в 1817 году Министерство духовных дел контролировало все учреждения воспитания и образования. Разрешение на ввоз книг и создание типографий дало толчок к развитию образования.

Значительным шагом стали министерские реформы Александра 1. Краткое содержание их: благодаря созданию органов центрального управления появилась строго подчинённая цепочка, для которой была характерна единоличная власть. На место коллегиальных заседаний пришли министры, каждый из которых подчинялся и отчитывался за свою деятельность перед Сенатом. Это была попытка перестроить систему управления в целом. Эта мера оказалась эффективной частично - центральный контроль был укреплён, однако жадная натура человека взяла вверх. Снова появились казнокрадство, безответственность высших руководящих лиц, взяточничество. Древние человеческие пороки нашли для себя ходы и в новой системе.

Военные поселения

В 1816 году Александр 1 придумал способ, благодаря которому собирался уменьшить растраты на армию - военные поселения. Люди в этих поселениях обязаны были одновременно нести военную службу и заниматься обработкой земли. Место было выбрано быстро - казённые земли губерний Могилевская, Новгородская, Петербургская и Харьковская. Если описывать военные реформы Александра 1 кратко, то можно сказать, что положение армии ухудшилось.

Значение реформ

Во время правления были приняты первые шаги к перестройке управления государством, но они отличались неуверенностью. Однако благодаря преобразованиям в просвещении стали возможны изменения, произошедшие во второй половине 19-го века и вошедшие в историю под названием «великих реформ». Повысился культурный уровень общества, в государстве увеличилось количество образованного населения, которые понимали, насколько необходимы изменения.

Можно описать государственные реформы Александра 1 кратко следующим образом - в стране произошло большое количество образований, и новый правитель поступал более обдуманно, чем его предшественник. Две цели преследовали император и его приближённые - они пытались уравнять сословия в глазах закона, а также стремились объединить их в совместной деятельности. Однако трудное время, на которое пришлись войны и изменения в политическом укладе, давили на финансовое состояние страны, что, в свою очередь, отражалось на сумме оброка, спрашиваемого с народа. С целью повысить благоустройство государства вводились новые законы, которые понижали благосостояние обычного народа.

Окончание правления

Александр 1 прекрасно понимал, что недовольство его политикой растёт, и она не приводит государство к желанному спеху. Тем временем начинает накаляться и международная обстановка. Император отдаляется от дел и забот о стране, всё больше времени уделяет разъездам. Умер он на 48-м году жизни в Таганроге во время путешествия.