Духовный поэтический час в библиотеке сценарий. Литературно-музыкальный духовный час «Неугасающая сила молитвенного слова

Русские писатели с духовной точки зрения были обычными людьми, но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии…

Русская поэзия долго была представительницей русской религиозной философии и русского пророческого дара. Она выговаривала своим вдохновенным языком то, что у других народов давно уже стало достоянием прозы и публицистики.

И. А. Ильин

Русская религиозная поэзия – это целый мир, в котором выражаются наиболее сокровенные человеческие чувства поэта. Именно в религиозных стихах поэт до самых глубин открывает свою душу, открывает свои переживания о «горнем мире» и Откровении. Молитва тоже поэтична, содержит в себе элементы поэзии. Опыт православных подвижников, как правило, самими же подвижниками не облекался в слова, а передавался из уст в уста – и лишь немногие духовные писатели, достигшие на земле святости, дерзали открыть постороннему взгляду мир своего опыта и глубоких духовных переживаний. Так рождалась святоотеческая литература и церковная гимнография. Но это – высота духа, удел святых, и, человек, душой обращаясь к церковной гимнографии, постепенно теряет потребность в лирических излияниях, церковная молитва вытесняет в нем страстные и ненужные чувства.

Русские писатели, даже великие гении литературы, с духовной точки зрения были обычными людьми, и переживания, которые ими владели, были душевными, а не духовными. Но религиозное чувство было развито почти у всех из них, и, не дорастая до высокого безмолвия и аскетики, выражалось в искренних словах поэзии.

Сайт Сретенской семинарии публикуют избранные религиозные стихотворения русских поэтов, желая познакомить читателя с молитвенным настроем и внутренним миром русских поэтов и поэтесс. Читая их, будем помнить, что стихотворение о молитве – еще не сама молитва, но ее предвосхищение – отражение настроения, в котором человек готов обратиться к своему Создателю. Такая поэзия, как камертон, может настраивать душу на молитвенный лад. Этим русская религиозная поэзия особенно ценна для нас, людей новейшего времени, в духовном отношении немощных и несовершенных.

Валерий Брюсов

Библия
О Книга Книг! Кто не изведал
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух тебе.
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста –
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота.
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих –
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник
Все, все учились у тебя.
И сколько гениальных мыслей
С тобой неведомо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком
О Библия! О Книга Книг!
Ты правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет.

Фёдор Тютчев

Вещая душа
О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Ты как жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный
Как откровения духов.
Пускай страдальческую грудь
Тревожат страсти роковые.
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

В дни поста
Во дни поста, дни покаянья,
Рой грешных помыслов оставь;
Страшися, грешник, воздаянья;
Свой ум ко Господу направь.
Приди во храм не с гордым оком,
Как фарисей не лицемерь;
В уничижении глубоком
Стучись в помилованья дверь.
Как древний мытарь со смиреньем –
Поникнув головой склонись;
С чистосердечным сокрушеньем
«Помилуй, Господи!» – молись...
Проливши слёзы умиленья,
Да будет от греха чиста
Твоя душа, – чужда сомненья,
Принять достойная Христа.

Василий Жуковский

Утешение
Слезы свои осуши, проясни омраченное сердце,
К небу глаза подыми: Там Утешитель, Отец!
Там он твою сокрушенную жизнь, твой вдох и молитву
Слышит и видит. Смирися, веруя в благость Его.
Если же силу души потеряешь в страданье и ужасе,
К небу глаза подыми: силу он новую даст.

Сергей Соловьев


Сестре
В рассветный час пошли мы двое,
Росу стряхая с сонных трав,
Неся из смирны и алоя
Благоухающий состав.
Мы шли, не думая о чуде,
В холодном, розовом луче.
Ты миро в глиняном сосуде,
Склонясь, держала на плече.
И так нам страшно вспомнить было
Его позор и смерть и боль…
Как раны знойные омыла
Твоих волос ночная смоль.
Как из его ладоней гвозди
Ты, тихо плача, извлекла,
Смотря на кровь, что, как из гроздей,
Густыми каплями текла.
Мария Мать и ты – вы обе -
Его приняли от солдат
И положили в новом гробе,
Возлив на тело аромат.
Смотри: минула ночь субботы,
И новый день сменяет мрак.
Сестра, скажи мне, отчего ты
Нежданно ускоряешь шаг?
Уж близок сад. Вот лилий чаши
Сверкнули из рассветной мглы.
Сестра, зачем одежды наши
Так неестественно белы?
Как ветви здесь нависли густо.
Давай сосуд. Пришли. Пора.
Вот и пещера. Где Он? Пусто!
Кто взял Его? О, кто, сестра?
Кем вход в пещеру отгорожен?
Что совершилося в ночи?
Пустой покров белеет, сложен,
В пещере – белые лучи.
Где труп? Где стража? Где ограда?
Все – только белые цветы.
Бегу навстречу! Нет… не надо.
Ты возлюбила – встретишь ты!

Александр Пушкин

«Отче наш»
Я слышал – в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
«Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!..»

Подготовил Артемий Бугров

Сценарий районного конкурса чтецов духовно- нравственной поэзии «Созвучье слов живых»

г. Бахчисарай

Песня в исполнении Николаевой Маргариты

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! С праздником всех вас! С Рождеством Христовым! Как чудно Господь утешает нас в эти дни: земля укрыта белым пушистым снегом, все в природе как будто замерло в созерцании чуда Рождения Спасителя. На душе у нас в дни праздника светло и чисто: Сам Богомладенец Христос касается наших сердец, и они трепещут от радости и ликования, которым нет конца.

(Видео «С Рождеством») №1

Ведущий 2.

Много слов на Земле.

Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно розы, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой понести.

Ведущий 1.

Словом можно предать, и продать, и купить

Слово можно в разящий свинец перелить,

Но слова всем словам в языке у нас есть

Милосердье, Любовь, Сострадание, Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

Ведущий 2. Трудно представить нашу жизнь без поэзии... Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу. Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.

Ведущий 1. По традиции мы сегодня, в светлые дни святок, снова собрались вместе в этом прекрасном зале. И снова будем говорить стихами о самом главном в жизни каждого человека: о любви, вере, сострадании, милосердии, о том, что можно назвать одним словом, - о духовности.

Ведущий 2. Стихи, пронизанные духом христианской любви, не дадут утонуть, скорее от них «вырастут крылья». Божественные дары духовной поэзии действенны и спасительны.

Ведущий 1. Очень хочется верить, что сегодняшняя встреча поможет каждому из нас пополнить свой нравственный запас, ещё раз задуматься над вечными ценностями жизни.

Ведущий 2. Слово для приветствия предоставляется____________________

Ведущий 1. Итак, начинаем наш конкурс «Созвучье слов живых-2015». «Но какой же конкурс без жюри?» - скажете вы.

Ведущий 2. Друзья, приветствуйте уважаемое жюри.

Ведущий 1. Гребенникова Любовь Владимировна – заведующая районным методическим кабинетом

Ведущий 2. _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ведущий 1. _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Ведущий 2. А теперь внимание! Напоминаем критерии, по которым жюри будет оценивать ваши выступления:

Ведущий 1. Критерий первый - уровень исполнительского мастерства;

Ведущий 2. Критерий второй - индивидуальность исполнительской манеры;

Ведущий 1. Критерий третий - внятность и слышимость речи;

Ведущий 2. Критерий четвёртый - артистичность и сценическая культура;

Ведущий 1. Критерий пятый - своеобразие, оригинальность выбранного стихотворения;

Ведущий 2. Критерий шестой - умение удерживать внимание аудитории во время выступления.

Ведущий 1. Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Ведущий 2. Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Ведущий 1. Две тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме произошло удивительное чудо: родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель. Вот как это было.

Ведущий 2. Стихотворение Г. Клемина «Рождество» читает самый маленький конкурсант, ученик 2 класса Почтовской общеобразовательной школы Семенчук Игорь.

Ведущий 1. И вот над Вифлеемом взошла звезда, возвестившая миру о рождении Богочеловека, сына Божьего, пастыря человеческого по искуплению грехов, призванного строить на земле царство Божие.

(Клип «В ночь на Рождество») №2

Ведущий 2. Христос пришёл на землю, чтобы в сердцах людей совершались самые главные чудеса: жадный – стал щедрым, завистливый – бескорыстным, плачущий был бы утешен, одинокий обрёл бы друга. И это всё возможно, если мы верим, молимся, надеемся и любим.

Ведущий 1. Отрывок из оды Г. Державина «Бог» читает ученица 8 класса Табачновской общеобразовательной школы Майборода Александра.

Ведущий 2. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

(Клип «Молитва ангелу») №3

Ведущий 1. Стихотворение Т. Баслиной «Детская рождественская молитва» читает ученица 4 класса Верхореченской общеобразовательной школы Кара-Иванова Ксения .

Ведущий 2. Когда, заблудившись на жизненной дороге, мы остановимся, не зная, куда идти, сквозь рёв и грохот технической эры, столь могущественной и одновременно столь нищей и бессильной, научимся внимать тишине вечности, красоте духовной поэзии, тогда мы обязательно услышим голос Творца, его вселяющие мужество слова: «Я с вами, во все дни до скончания века».

Ведущий 1. Стихотворение Ирины Ивановой «Твои права» читает ученица 11 класса Бахчисарайской школы-гимназии Балицкая Яна.

Ведущий 2.

Во что я верую? -

В любовь.

Она - исток, она - начало.

Чтоб жизни музыка звучала,

Ее мы призываем вновь.

Ведущий 1.

Во что я верую? -

В любовь,

В ее целительную силу.

Мир без нее совсем бескрылый!

Ее мы призываем вновь!

Ведущий 2.

Во что я верую? -

В любовь.

Она - душе любой обитель,

Ее покров, ее хранитель.

Ее мы призываем вновь.

Ведущий 1.

Как много нужно мне любви,

Чтобы огонь ее заветный

Согрел сердца в их час рассветный!

Ее я призываю вновь...

Во что я верую? -

В любовь.

Ведущий 2. Стихотворение А. Коринфского «Звезда Вифлеема» читает ученица 10 класса Научненской общеобразовательной школы Сандулова Валерия .

Ведущий 1. Любовь – единственное мерило на звание Человек. Не убивайте личности вашего ближнего ни разу: ни словом, ни намёком, ни жестом. Идите по жизни с Любовью! Ибо, как учит Евангелие, первая и наибольшая Заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим». Вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя…»

Ведущий 2. Стихотворение Ф.М. Достоевского «Божий дар» читает ученица 6 класса Табачновской общеобразовательной школы Алёхина Александра.

Ведущий 1.

Взывает время к доброте.

Оно от зла устало.

Ты мне о страхе, темноте,

А я о ветке талой.

Я это вспомнил для того,

Чтоб злом, умножившим невзгоды,

Не ранить больше никого

Хотя б в оставшиеся годы.

Ведущий 2. Стихотворение Зинаиды Поляковой «Осколки доброты» читает ученица 5 класса Бахчисарайской общеобразовательной школы №4 Шевцова Полина.

Ведущий 1.

Распахни навстречу миру душу,

Обними всю землю и пойми:

Есть Любовь. Храни её и слушай.

Мы с тобой на свете не одни!

Ведущий 2.

Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет, поделится с бедным

И назовёт его братом своим!

Ведущий 1. Стихотворение Светланы Копыловой «Окно» читает ученик 6 класса Верхореченской общеобразовательной школы Поляков Никита.

Ведущий 2. За день до рождения ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, что я должен делать в этом Мире.

Бог ответил:

Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой.

Но я не понимаю его язык...

Ангел будет учить тебя своему языку.

Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой Ангел скажет тебе всё.

А как зовут моего Ангела?

Неважно, как его зовут... ты будешь называть его: MAMA...

Ведущий 1. Отрывок из поэмы Сергея Острового «Мать» читает ученица 11 класса Долинненской общеобразовательной школы Николаева Маргарита.

(Клип «Говорят ты обо мне молилась») №4

Ведущий 2. Самое прекрасное на земле слово - мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, - в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее, светлее её жизнь. Дарите матерям свою любовь, пока они рядом, пока они живы.

Ведущий 1. У каждого человека есть и вторая мать – Родина. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого из нас. К. Д. Ушинский писал: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

(Клип «Моя Россия») №5

Ведущий 2. Любовь к Родине - чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках, а не в громких и красивых словах. В народе это зовётся русскою душою.

Ведущий 1. Стихотворение Терентия Травника «Русская душа» читает ученица 3 класса Плодовской общеобразовательной школы Силаева Карина.

Ведущий 2. Заявки на конкурс исчерпаны. Просим жюри подвести итоги.

(жюри удаляются для подведения итогов)

Ведущий 1. А мы продолжаем проникать в глубины духовности. Предлагаем вашему вниманию песню на стихи Ольги Яковлевой «Жизнь даётся Богом» в исполнении ученицы 9 класса Бахчисарайской общеобразовательной школы №4 Сергоенко Юлии.

Ведущий 2. А сейчасв подарок всем присутствующим русский народный танец от ученицы 3 класса Плодовской общеобразовательной школы Османовой Севиль.

Ведущий 1.

Приходим в мир мы сделать жизнь светлее,

Хотя б на малый, скромный огонек,

Тот, что в ладонях пронести сумеем

Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.

Ведущий 2.

Не ждать взамен похвал или награды,

Даря добро, нельзя таить корысть.

Так дарит нам весна цветенье сада,

Так небо дарит голубую высь.

Ведущий 1.

Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет.

В бесконечный полет рвется наша душа.

Сердце ищет любви, и в разлуке болеет,

Но на помощь ему доктора не спешат…

Ведущий 2.

Вы не бойтесь любить и быть в чувствах щедрее.

Счастлив тот, кто любовь раздает без конца,

Ведь от скупости чувств наши души скудеют,

А от скудости душ так грубеют сердца.

Ведущий 1. Итак, итоги конкурса подведены. Слово нашему уважаемому жюри.

(жюри объявляет итоги конкурса, вручает дипломы)

Ведущий 2. Вот и подошла к концу наша встреча. Мы затронули только самую малую часть духовной поэзии. Многое осталось недосказанным. Но мы надеемся, что побудили вас задуматься о многом в жизни, проанализировать свои поступки, сделать правильные выводы. И уверены, что с каждым годом ценителей духовной поэзии, желающих принять участие в нашем конкурсе, будет все больше и больше.

Ведущий 1. Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

(Клип «Благодарю тебя, Господь из Назарета») №6


11 января 2015 года

2010. №10. С. 115-122.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

">

Опубликовано в научном журнале Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств : журнал теоретических и прикладных исследований. 2010. №10. С. 115-122.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

В процессе изучения стихотворных произведений в средней школе принято выделять такие виды лирики, как пейзажная, любовная, философская и совсем обходить стороной, не замечать молитвенную лирику, в которой отражена духовная жизнь ее авторов. Опытом духовной жизни, запечатленным в стихах, могут воспользоваться и сегодняшние читатели, "томимые духовной жаждой" и стремящиеся к самопознанию и духовному совершенствованию.

Почти у каждого русского поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Набожность — отличительная черта русского человека прошлых столетий. Об этом свидетельствуют народные пословицы:

  • Без Бога ни до порога.
  • С верой нигде не пропадешь.
  • Не торопись — сперва Богу помолись.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. О постоянном обращении наших предков через молитву к Богу говорят следующие пословицы:

  • Молитва место не ищет.
  • Не хлебом живы — молитвою.

За семь десятилетий воинствующего атеизма не удалось убить в русском народе память о молитве. Она сохранилась в языке, в речевом этикете. Например, вежливый человек благодарность выражает словом спасибо , совершенно не осознавая, что это кратчайшая просительная молитва за ближнего, совершившего благодеяние. Если обратиться к этимологии этого слова, то можно узнать, что спасибо образовалось путем слияния двух слов: спаси, Бог . На вопрос "Как идут дела?" до сих пор можно услышать: "Слава Богу" — что означает: все идет хорошо, ничего плохого в жизни не случилось. И, наоборот, когда заходит речь о какой-либо беде, используются выражения: "Не дай, Бог" , "Не приведи, Господи" .

Молитва — это беседа человека с Богом. Они бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные, обращеные к Спасителю (Иисусу Христу), Божией Матери, Ангелу-Хранителю, святым угодникам.

Первые глубокие поэтические и религиозные переживания А.С.Пушкина были связаны с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал. В пору младенчества он называл ее "мамушкой" и был очень привязан к ней. Об этом рассказано в стихотворении "Сон", написанном в Лицее в 1816 году.

  • ...детских лет люблю воспоминанье.
    Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, подвигах Бовы...
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины,
    Драгой антик, прабабушкин чепец
    ........................ и тихо наконец
    Томленье сна на очи упадало .

Итак, в памяти юноши Пушкина осталась усердная вечерняя молитва бабушки, крестное знамение, которым она его осеняла в кроватке перед сном, икона с засвеченной перед ней лампадой. В годы молодости поэт будет испытывать мучительное состояние безверия, но в зрелые годы он обретет в душе своей Бога. Этому способствовала Михайловская ссылка. Там, вдали от светских развлечений, у него было время глубже заглянуть в себя, в душу русского народа, заняться своим самообразованием и задуматься над самосовершенствованием.

Впервые войдя в живое, непосредственное общение с Церковью посредством братии Святогорского монастыря и окрестного духовенства, наблюдая тесную нравственную связь народа с монастырем, читая Карамзина и древние летописи, Пушкин начинает осознавать то великое духовное влияние, которое оказывала Церковь на русский народ. Углубленно и внимательно читает он в это время жития святых, Евангелие, которое глубоко входит в его душу. "Книга сия называется Евангелие, — пишет А.С.Пушкин, — и таковая ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем Ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в Ее божественное красноречие".

Истинную поэзию он видит теперь в Евангелии и молитве. У А.С.Пушкина есть поэтическое переложение самой главной молитвы христиан — "Отче наш". Другое ее название — "Господня молитва", так как она дана в качестве образца Иисусом Христом своим ученикам. Вот как она звучит:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А вот стихотворение А.С.Пушкина:

  • Отец людей, Отец небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами!
    Да прийдет Царствие Твое,
    Твоя да будет Воля с нами,
    Как в небесах, так на земли!
    Насущный хлеб нам ниспошли
    Твоею щедрою рукою,
    И как прощаем мы людей,
    Так нас, ничтожных пред Тобою,
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...

Как точен А.С.Пушкин в передаче слов молитвы! В стихотворении "Отцы пустынники и жены непорочны" поэт признается, что его любимая молитва — великопостная, читаемая в течение Великого поста:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Эта молитва была написана в IV веке преподобным Ефремом Сириным. Из такой глуби веков она дошла к нам благодаря тому, что из года в год повторялась в церковном богослужении. Она вдохновила А.С.Пушкина на одно из лучших его стихотворений.

  • Отцы пустынники и жены непорочны,
    Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
    Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
    Сложили множество божественных молитв.
  • Но ни одна из них меня не умиляет,
    Как та, которую священник повторяет
    Во дни печальные Великого поста;
    Всех чаще мне она приходит на уста
  • И падшего крепит неведомою силой:
    Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи .

Автор воспетой поэтом молитвы жил в Сирии и был одним из пустынников, о которых говорит А.С.Пушкин в первой строке стихотворения. Может быть, поэт чувствовал сходство между его судьбой и своей. Основанием такому предположению служит стихотворение А.С.Пушкина "Воспоминание", написанное в 1828 году.

  • ...В бездействии ночном живей горят во мне
    Змеи сердечной угрызенья;
    Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
    Теснится тяжких дум избыток;
    Воспоминание безмолвно предо мной
    Свой длинный развивает свиток;
    И с отвращением читая жизнь мою,
    Я трепещу и проклинаю,
    И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
    Но строк печальных не смываю .

А.С.Пушкин. Воспоминания. Читает Вячеслав Тихонов

В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов. В лирическом герое "Воспоминаний" мы узнаем самого А.С.Пушкина. Покаяние — это главная тема проповедей и поучений преподобного Ефрема Сирина, молодость которого, как и А.С.Пушкина, прошла бурно. "В молодые годы был я злоязычен, — вспоминал о себе святой, — бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям". Но позже он покаялся и переменил свою жизнь. Как и герой пушкинского стихотворения, по ночам он часто плакал о своих грехах.

Вернемся к стихотворению А.С.Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны". Оно состоит из двух частей: первая часть — рассуждение о молитве, вторая — сама молитва. Следует пояснить во второй строке словосочетание "во области заочны" . Заочны (области) — те, что за очами, не видимые нашим зрением; это области духовные, приближающие человека к Богу.

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина признается, что он знаком со многими молитвами, которые укрепляют его среди житейских трудностей, "средь дольних бурь и битв" , но милее его сердцу великопостная молитва, которая "чаще всех приходит на уста и падшего крепит неведомою силой" . Почему лирического героя умиляет именно эта молитва? Может быть, в ней упоминаются те грехи, от которых он желал бы избавиться? Праздность — впустую потраченное время, любоначалие — довольствование положением начальника, празднословие — грех, связанный с напрасно произнесенными словами.

Что просит у Бога герой стихотворения? Помощи видеть собственные грехи, смирения, терпения, любви, целомудрия. Терпение, смирение, любовь и целомудрие — это христианские добродетели, без которых не может быть духовного роста. Терпение связано со смирением, смирение — с любовью и целомудрием. Любовь — это особое, благоговейное чувство к Богу, ближнему. Апостол Павел писал, что "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" .

Целомудрие — мудрость не книжная, а от Бога, такая мудрость, которой был наделен человек первоначально, но по причине грехопадения он ее утратил.

Стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", написанное в 1836 году, отражает духовное состояние поэта. Оно — свидетельство того, что для А.С.Пушкина христианские идеалы стали нравственным ориентиром. На память приходят слова смертельно раненного на дуэли поэта П.А.Вяземскому: "Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином" . Перед смертью А.С.Пушкин исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей, перекрестив каждого.

Всем хорошо известно стихотворение М.Ю.Лермонтова "Молитва", которое было написано им в 1838 году в 24-летнем возрасте.

  • В минуту жизни трудную
    Теснится ль в сердце грусть:
    Одну молитву чудную
    Твержу я наизусть.
    Есть сила благодатная
    В созвучье слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них.
    С души как бремя скатится,
    Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко... .

"В минуту жизни трудную". Музыка П.Булахов. Исполняет Юрий Горбунов, солист Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. Киноконцерт "Русский романс", Челябинское телевидение, 1969 г.

Сколько искренности в его строках! Перед нами неузнаваемый М.Ю.Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. Что значит словосочетание "духовная жизнь"? Это жизнь, связанная с устремлениями человека быть с Богом. А как человек может быть с Богом? Через молитву. И поэт поведал нам о молитве и ее чудодейственной силе. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается его автор. В нем ясно видится причина обращения его к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: рано потерял мать, бабушкой был разлучен с отцом, испытал сильную безответную любовь. Всю жизнь он ощущает себя одиноким.

Одиночество — один из главных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова. Чувство одиночества очень мучительно. Оно вызывает тоску, грусть. Чтобы избавиться от душевной муки, поэт обращается к Богу с молитвой. В стихотворении "Молитва" можно выделить три смысловые части, каждая из которых соответствует строфе. О чем эти строфы? Первая строфа передает состояние души лирического героя, обращающегося в "минуту жизни трудную" к Богу с молитвой. Лермонтовский герой признается: "Молитву чудную твержу я наизусть". Глагол твержу говорит о том, что молитва — это духовный труд, так как лексическое и видовое значение этого глагола — многократное повторение одного и того же действия. Во второй строфе показана огромная, непонятная человеческому разуму сила молитвы. Она "благодатная", слова в ней "живые". А в третьей строфе лирический герой поведал нам о великом чуде как ответе на чистосердечную молитву: нет никаких сомнений, вновь обретена утраченная вера, поэтому от радости "плачется" и на душе "легко, легко...".

Небольшое по объему стихотворение М.Ю.Лермонтова передает неоднократно переживаемое лирическим героем состояние души: тяжелое и легкое. От первого состояния помогает избавиться простое, доступное средство — молитва, "благодатная" сила которой лечит больную душу, воскрешает ее к жизни, какой бы трудной она ни была. Знаем ли мы, какую молитву твердит лермонтовский герой? Нет. Поэт об этом умалчивает. Почему? Наверное, не важно, какая это молитва, а важно то, как она произносится. Любая молитва может стать "чудной", "благодатной", если она идет от чистого сердца и с глубокой верой.

В проанализированном стихотворении говорится о великой силе молитвы. Но у М.Ю.Лермонтова есть и стихотворения-молитвы. Одна такая "Молитва" написана поэтом в 15 лет:

  • Не обвиняй меня, Всесильный,
    И не карай меня, молю,
    За то, что мрак земли могильный
    С ее страстями я люблю;
    За то, что редко в душу входит
    Живых речей Твоих струя;
    За то, что в заблужденье бродит
    Мой ум далеко от Тебя;
    За то, что лава вдохновенья
    Клокочет из груди моей;
    За то, что дикие волненья
    Мрачат стекло моих очей...
    От страшной жажды песнопенья
    Пускай, Творец, освобожусь,
    Тогда на тесный путь спасенья
    К Тебе я снова обращусь .

О чем это стихотворение совсем юного поэта? О грехах, в которых лирический герой признается Богу. Какое сознание! Герой говорит о своих страстях. А страсть, в христианском понимании, — высшая степень греха. Главная страсть, отдаляющая его от Бога, от "тесного пути спасения" — это поэзия. Для него она — "чудный пламень, всесожигающий костер". Он во власти пламени этого костра и не в силах освободиться от нее. Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что оно написано как сердечный отклик на Нагорную проповедь. О перекличке 4-х последних строк стихотворения с Нагорной проповедью говорит эпитет тесный . В Нагорной проповеди читаем: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" .

А вот стихотворение "Молитва", посвященное М.А.Лопухиной:

  • Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
    Пред Твоим образом, ярким сиянием,
    Не о спасении, не перед битвою,
    Не с благодарностью иль покаянием,
  • Не за свою молю душу пустынную,
    За душу странника в свете безродного. —
    Но я хочу вручить деву невинную
    Теплой Заступнице мира холодного...

Стихотворение состоит из двух частей. В первой лирический герой дает оценку современной ему действительности. Мир, в котором он живет, обозначен эпитетом "холодный", соответствующим выражению Отцов Церкви: "мир во зле лежит". Вся надежда лирического героя — только на Божию Матерь, "теплую Заступницу", которой он возносит свою молитву. Только ей он хочет вручить "деву невинную", так как себя считает "странником в свете безродным" с "душою пустынной". Вторая часть стихотворения — просительная молитва за ближнего, возносимая Божией Матери. Она полна самоотречения и любви. Любви бескорыстной, трепетной и упования на материнское предстательство, которое защитит "душу достойную", "душу прекрасную".

В последний год своей жизни, незадолго до смерти, М.Ю.Лермонтов написал еще одно стихотворение, похожее на молитву. Оно называется "Благодарность".

  • За все, за все Тебя благодарю я:
    За тайные мучения страстей,
    За горечь слез, отраву поцелуя,
    За месть врагов и клевету друзей;
    За жар души, растраченный в пустыне,
    За все, чем я обманут в жизни был...
    Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
    Недолго я еще благодарил .

Это стихотворение отражает духовный кризис поэта. Оно пронизано едкой иронией, горечью, отсутствием желания жить. Лирический герой идет навстречу своей гибели. Последние две строки — это вызов Богу. Причину своего несчастья он видит только в окружающей среде, а себя ни в чем не укоряет. В каждой фразе чувствуется безмерная гордость, не позволяющая увидеть свои недостатки. В молитве даже не упомянут Тот, к кому она обращена. Мы лишь догадываемся, что герой М.Ю.Лермонтова "благодарит" своего Создателя.

Отказавшись от Бога, человек попадает под влияние темных, демонических сил, желающих человеку только погибели. Почему же поэт в тяжелейшую минуту жизни вновь не обращается к той "чудной" молитве, сладость которой он когда-то испытывал?

Оптинский старец Варсонофий говорил своим духовным чадам о недостаточности молитвенного опыта М.Ю.Лермонтова. Молитва не спасла его, потому что он ждал только восторгов и не хотел понести труда молитвенного. Поэт А.С.Хомяков считал, что молитва — это подвиг.

  • Подвиг есть и в сраженьи,
    Подвиг есть и в борьбе;
    Высший подвиг в терпеньи,
    Любви и мольбе...

Этот высший подвиг совершали и совершают монахи.

Они молились и молятся не только о собственном спасении, но и о спасении своего Отечества, всех православных христиан.

Стихотворения-молитвы в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь измученной житейскими невзгодами человеческой души, стремящейся к духовному совершенствованию. Духовный рост человека, по мнению и А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, возможен только с Божией помощью, которая осуществляется через молитву. Творить молитву — значит совершать высший подвиг.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Библия, Новый Завет, Мф. 7; 13; 14. — М.: Международный издательский центр православной литературы, 1994. — 1018 с.

2. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учеб. пособие для студентов духовных академий и семинарий. — М.: Христианская литература, 1996. — С. 190-200.

3. Иванова С. Ф. Введение во храм слова. — М.: Школа-Пресс, 1994. — 271 с.

4. Лермонтов М. Ю. Сочинения. — М.: Правда, 1986. — Т. 1. — 719 с.

5. Пушкин А. С. Сочинения. — М.: Художественная литература, 1985. — Т. 1. — 735 с.

Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв, развивает аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать, воспитывает уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им. Л. Н. Толстого пос. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области средняя общеобразовательная школа с. Гагарино

Подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

Черникова Валентина Васильевна

1. Цели урока:

Обеспечение понимания учащимися феноменальности религиозной поэзии;

Развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст православных стихов;

Воспитание чувства слова и культуры чувств.

2. Задачи урока: - дать представление об особенностях православных молитв; - раскрыть жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы; - способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв; - развивать аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать молитву;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.

Оборудование: презентация "Молитвенное слово русской поэзии", компьютер, проектор, экран; карточки с текстами молитв.

  1. Предварительное домашнее задание : подготовить чтение стихов наизусть М. Ю. Лермонтова « Молитва» (1829, 1837), В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И.А. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов», сопоставительный анализ текстов молитв Ефрема Сирина и А. А. Пушкина

На доске эпиграф

Учти, мой друг, молитва - не молва,

Ей ни к чему случайные слова.

Она тебе – душа, она тебе и тело

В одной волне безбрежно и всецело.

Она, как вдох и выдох, монолитна,

И имя ей вселенское – молитва.

Егор Исаев « Молитва»

Конспективный сценарий урока

1.Вводный этап урока. Мотивационная беседа /слайд 1/

Учитель предлагает вопросы:

  • Кто из учащихся класса православный?
  • Что является основой жизни для верующего человека? / Ответы учащихся/

Учитель : «И слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины» - вот так объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта.

Мы сейчас послушаем запись Ж. Бичевской, а вы подумайте, какую роль играет молитва в нашей жизни.

Романс – молитва в исполнении Ж. Бичевской /слайд 2/

/Ответы учащихся/

Учитель объявляет тему урока « Молитвенное слово русской поэзии»

Ребята, у вас на столах лежат листы, в центре которых написано « Слово». Составьте индивидуальную карту своих знаний, которые собирает вокруг этого слова ваша память.

Слово (кого?) князя Игоря слово Л. Толстого любимые слова, слово о Матери, слово о книге слово любви слово романса признаки слова: умное, доброе, заветное, злое; слово- символ

Слово

« Слово о словах» Э. Успенского, « словом можно убить, словом можно спасти»

« Слово» Анатолия Гребнева слово не воробей, словосочетание, злословие и др.

Учитель: Молодцы, все подобрали наиболее важные и значимые для вас понятия, связанные интуитивно со СЛОВОМ. А теперь послушаем размышления о слове протоиерея Артемия Владимирова, который размышляет о семицветной радуге человеческого слова (слайд 3).

Вывод: Не случайно на вершине смысла находится святое слово – молитвенное, обращенное к Богу и Богородице.

Учитель : Сегодня мы с вами будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. На доске записан эпиграф к нашему уроку. Прочитайте строки Егора Исаева и постарайтесь запомнить их /слайд 4/

А как вы можете объяснить, что такое молитва? /слайд 5/.

В ходе обсуждения формулируется вывод : христианская молитва есть словесное выражение живого общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действительность молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами; стремление к покаянию, очищению, спасению.

Учитель: А вот как объясняет Иоанн Кронштадский, что такое молитва. « Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, благоговейное стояние перед Ним, как перед Творцом, дающим тебе жизнь. Молитва- сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, сильное побуждение к делам милосердным, безопасность жизни, усиленное старание избавиться от вечных мучений, живая вода души. Молитва – вмещение в сердце всех людей любви, вмещение в сердце Пресвятой Троицы».

Ученик: Самосознание русского человека нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в «Слове о законе и благодати»,- пастырском слове первого русского митрополита Иллариона - сохранились его две молитвы, в том числе «Испытание веры». А первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет» (слайд 6). Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия. Само слово « стихи» (в значении стихотворение) восходит к жанру церковной гимнографии и первоначально означало « стихиру», то есть вид тропаря, который пели на стих того или иного псалма. Стихиры читались нараспев.

Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории. Историки считают, что «под молитвой в широком смысле этого слова вера понимает своеобразное послание человека Богу».

Учитель: Феноменальность самого явления религиозной поэзии – духовные оды Ломоносова и божественные оды Тредиаковского. Можно сказать, что « школа поэзии» начинается с Псалтыри.

Перед вами покаянная молитва Ефрема Сирина /слайд 7/

Сравните тексты молитв Ефрема Сирина и А. С. Пушкина. Что общего и различного вы наблюдаете?

(Ответы учеников: Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего . Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой . В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой . Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии .)

Учитель: Русский религиозный философ И. А. Ильин говорил, что путь и цели жизни прокладывает молитва. Она исходит из глубин сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души./слайд 10/

Затем каждый ученик получает страницу из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» и задание – прочитать ее с карандашом, подчеркнуть самое важное, полезное, вдохновляющее. (Приложение 1)

Учитель: Какие свойства молитвы выделяет И. А. Ильин, к каким авторам он обращается?

/Ответы учеников/

Учитель: Стремление к Богу, ощущение духовного мира характерны и для русской поэзии на рубеже 19 и 20 веков. Это эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Единственное спасение из такой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало. Это Бог, поэтому молитва стала распространенным жанром русской поэзии.

Вслушаемся в молитвенные признания поэтов начала 20 века В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов» (Приложение 2).

Ученики читают стихи / слайды 8-9/. Перед чтением ребятам предлагается оценить настроение данных стихотворений.

(Их творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой, предвиденьем, непреклонной волей, стремлением к духовности).

Учитель : Какие жанровые особенности молитв-стихотворений вы можете отметить?

(Обращение, стиховая природа, глубинная диалогичность, выражение покаянной просьбы, лексические и синтаксические повторы, духовная лексика, благодарственное выражение чувств, соборность, исповедальная интонация).

Учитель: Особая страница – романсы-молитвы /слайд 11/. Вслушаемся в молитвенное признание М. Ю. Лермонтова: /слайд 12/

В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную, Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко….

Учитель: Какие эпитеты, слова – образы находит М. Ю. Лермонтов для описания молитвенной силы слова? Почему молитву «твержу» наизусть, почему она оказалась любимой молитвой читателей нового века?

/Ответы учеников/

Или знаменитая «Молитва» Булата Окуджавы /слайд 13/

Пока Земля еще вертится, Пока еще ярок свет Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет.

Умному дай голову, Трусливому дай коня, Дай счастливому денег, И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится, Господи, Твоя власть, Дай рвущемуся к власти Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому Хоть до исхода дня, Каину дай раскаянье, И не забудь про меня.

Я знаю, Ты все умеешь, Я верую в мудрость твою, Как верит солдат убитый, Что он проживает в раю.

Как верит каждое ухо Тихим речам Твоим, Как веруем и мы сами, Не ведуя, что творим.

Господи, мой Боже, Зеленоглазый мой. Пока Земля еще вертится, Это и странно самой.

Пока еще хватает Времени и огня, Дай же Ты всем понемногу, И не забудь про меня.

Заключительный этап урока. Внимание учащихся привлекается к проблеме урока.

Они делают вывод: молитвенное слово русской поэзии показывает драматические переживания человека – сомневающегося, искушаемого, покинутого, помогает найти дорогу к правде, вере, убеждает нас в том, что оно играет большую роль в нравственном развитии русского общества.

Учитель: Завершает наш урок «Молитва» Александра Исаевича Солженицына из цикла «Крохотки» 1963 года: «Как легко мне жить с Тобой. Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать завтра, - Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты

позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через мятежность – сюда, откуда и я смог послать человечества отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, - Ты дашь мне. А сколько не успею – значит, Ты определил это другим».

Надеюсь, материалы нашего урока убедили вас, юное поколение, в том, что молитвенное слово помогает человеку, сомневающемуся, искушаемому, покинутому, понять себя среди других, очищает и исцеляет душу

Домашнее задание : Индивидуальная письменная работа – отклик на содержание и интонацию урока.

Приложение 1.

Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Кассиан Римлянин) .

Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер молился вместе с цветами и деревьями. Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием. Державин - созерцая бренность земного и бессмертие Божественного. Пушкин - каждым актом вдохновения. Лермонтов - с ландышами у ручья.

Человеку дана от Бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»: «Боже, устрой, и умножь, и возрасти, на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего, произволяющего, благословляющего и неблагодарного» ...

Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше»...

И есть молитва без слов и без слез, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе - «Он есть. Он бдит и я есмь Его орудие». Это молитва утешения и силы.

И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасающего угля; и только.

А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя - в свершении воли Твоей».

И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва - истинным источником жизни и творческой силы.

Иван Ильин

Приложение 2.

Валерий Брюсов

АНГЕЛ БЛАГОГО МОЛЧАНИЯ

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Иван Бунин

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю - с тобой.

Вячеслав Иванов

Иов

Божественная доброта

Нам светит в доле и недоле,

И тень вселенского креста

На золотом простерта поле.

Когда ж затмится сирый дол

Голгофским сумраком - сквозь слезы

Взгляни: животворящий ствол

Какие обымают розы!

Кто, мирных пристаней беглец,

В широких океанах плавал,

Тот знал, отчаянный пловец,

Как душу делят Бог и дьявол:

Кому ты сам пойдешь, кому

Судьбы достанутся обломки;

Он помнит бурь кромешных тьму

И горший мрак - души потемки.

Но лишь кто долгий жизни срок

Глубоко жил и вечно ново,

Поймет - не безутешный рок,

Но утешение Иова:

Как дар, что Бог назад берет,

Упрямым сердцем не утрачен,

Как новой из благих щедрот

Возврат таинственный означен.

Александр Блок

«Преображение»

Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.

В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...

Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) -
Беспокойное желанье
Вместе с Богом - в вышине.


24 марта в рамках декады, посвященной Дню православной книги, в Профессиональном училище № 29 г. Чаплыгина состоялся вечер духовной поэзии, организованный совместными силами отдела молодежного служения благочиния, ПУ-29 и районной библиотеки. Тема молитвы стала центральным элементом мероприятия.


Начало вечера было связано с творчеством А. С. Пушкина, переложившим в своей поэзии две величайшие молитвы - «Отче наш» и великопостную молитву Ефрема Сирина. Затем речь пошла о самой краткой молитве «Господи помилуй», которая звучит в стихах П. А. Покровского, священника и поэта. Он точно передал её духовное состояние в стихотворении «Из всех молитв, какие знаю…», которое прочла Тюрина Т. С.


Центральная часть вечера была посвящена молитвам к Пресвятой Богородице и материнской молитве - повествование вела Н. Н. Николаева, используя стихи Ю. В. Жадовской и М. Ю. Лермонтова.

Было обращено особое внимание на творчество М. Ю. Лермонтова, наиболее интимно из всех поэтов воспринимавшего присутствие Бога в своей жизни.


В заключительной части была рассмотрена молитвенная тема любви к Богу, отраженная в поэзии великого князя К. К. Романова «Научи меня, Боже, любить…» и князя П. А. Вяземского «Научи меня молиться». Всем участникам была подарена «Молитва-подарок» верующего поэта Е. Санина.

Вечер сопровождался чтением стихов в исполнении учащихся ПУ-29, видео-презентацией и клипами «Материнская молитва» и «Да храни вас Господь». Использовалась экспозиция православной районной библиотеки «Светоч».


В заключение настоятель Никольского храма г. Чаплыгина, ответственный по работе с молодежью в Чаплыгинском благочинии, протоиерей Вячеслав Татьянин поблагодарил организаторов и участников вечера и подвёл итог беседы, сказав о духовной значимости молитвы.


25 марта аналогичное мероприятие состоялось в Чаплыгинском аграрном колледже.