Как развить латеральное мышление. Уходим от стереотипов

Эта книга посвящена латеральному мышлению, которое представляет собой процесс обработки информации, связанный с творчеством и нестандартным восприятием. Она может использоваться как практическое пособие по обучению детей и взрослых. Латеральное (боковое, нестандартное) мышление дополняет традиционное (вертикальное, логическое), и позволяет лучше решать творческие задачи.

Ранее я уже читал книгу де Боно .

Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Учебник. – Минск: Попурри, 2012. – 384 с.

Скачать конспект (краткое содержание) в формате или

Предисловие. Данная книга посвящена латеральному мышлению, которое представляет собой процесс обработки информации, связанный с творчеством и перекройкой понятий. Латеральное мышление может быть предметом обучения и практического использования. Этим навыком можно овладеть точно так же, как и математическими навыками.

Введение. Образование не должно ограничиваться сбором информации. Оно должно предлагать наилучшие пути использования добытой информации. Однако, до сих пор мы могли лишь собирать информацию и надеяться на то, что на каком-то этапе нас озарит. Латеральное мышление является средством достижениям инсайта (озарения). Главной функцией разума является отыскание в окружающей среде определенных закономерностей и создание паттернов. Как только паттерны сформированы, становится возможным их распознание и использование. По мере использования паттерны еще сильнее закрепляются в нашем сознании.

Однако при всей своей огромной полезности система создания паттернов имеет определенные недостатки. В такой системе легко комбинировать паттерны или добавлять новые, но их чрезвычайно трудно перестраивать, потому что паттерны владеют нашим вниманием. Латеральное мышление включает в себя перестройку паттернов, и провокацию новых паттернов. Латеральное мышление тесно связано с творчеством. Но в то время как творчество зачастую ограничивается описанием результата, латеральное мышление - это описание процесса.

Этот тип мышления весьма существенно отличается от вертикального, т.е. традиционного типа мышления. Вертикальное мышление подразумевает движение вперед последовательными шагами, каждый из которых должен быть логически обоснован. Латеральное мышление означает, что на каком-то этапе можно быть неправым, если это помогает прийти к правильному ответу. Вертикальное мышление (логика и математика) такого не допускает. Латеральное мышление допускает поиск информации, не относящейся к делу; вертикальное же мышление выбирает только то, что прямо относится к изучаемому вопросу. Латеральное мышление не заменяет собой вертикальное мышление. Оба типа мышления необходимы. Они дополняют друг друга. Латеральное мышление генерирует идеи. Вертикальное мышление их выбирает.

Выбор, который делается на основе субъективного восприятия, имеет свойство резко поляризовать базовые понятия, проводить между ними чрезмерно жесткую границу. И затем эта поляризация сохраняется на всех этапах мыслительного пути. Латеральное мышление связано как раз с моментом выбора начала пути. Кроме того, оно позволяет несколько ослабить высокомерие любых категоричных умозаключений, какими бы разумными и логичными они ни казались.

Как работает разум. На нижеследующей иллюстрации показаны два кусочка картона, из которых вам предлагается составить фигуру, поддающуюся простому описанию. Обычно их складывают в квадрат. Затем вам дают следующий кусочек с тем же требованием. Вы добавляете его к квадрату и получаете прямоугольник. Добавляются еще два кусочка. Они укладываются снизу, превращая прямоугольник снова в квадрат. Наконец, вам дают последний кусочек картона. И этот последний кусочек никуда не подходит. Хотя все предыдущие этапы были выполнены правильно, дальше продвинуться невозможно. Новый кусочек никак не укладывается в существующую схему (паттерн).

Рис. 1. Последовательное добавление кусочков от 1-го по 5-й поддерживают сложившийся паттерн; 6-й кусочек не соответствует этому паттерну

Ниже показан совсем другой путь сложения кусочков. Он позволяет включить в общую систему и самый последний кусочек. Однако этот метод сложения приходит в голову с гораздо меньшей вероятностью, потому что квадрат куда очевиднее параллелограмма. Если вы начали процесс с квадрата, тогда вам нужно вернуться и на каком-то этапе перестроить кусочки в параллелограмм, чтобы можно было продвинуться дальше. Таким образом, даже несмотря на то, что на каждом этапе вы складывали кусочки правильно, вам все равно необходимо изменить схему, чтобы продвинуться дальше. Наступает момент, когда вы не можете продвинуться дальше, не перестроив схему, т.е., не разрушив старый шаблон, казавшийся таким разумным и удобным, и не построив новый.

Рис. 2. Новый паттерн легко складывает все шесть кусочков

Часто существует альтернативный способ построения доступной информации. Это означает, что можно переключиться на какое-то другое ее понимание. Однажды во время званого обеда Черчилль сидел за столом рядом с леди Астор . Она повернулась к нему и сказала: «Мистер Черчилль, если бы вы были моим мужем, я подсыпала бы вам яд в кофе». Черчилль ответил: «Мадам, если бы я был вашим мужем, я бы этот кофе выпил».

Полицейский идет по улице и тянет за собой веревочку. Хотите знать, почему он тянет веревочку? А вы когда-нибудь пробовали веревочку толкать?

В каждой из этих ситуаций определенная подача информации вызывает определенные ожидания. А потом вдруг ожидание рушится, и мы мгновенно обнаруживаем, что неожиданное продолжение является всего лишь иным способом расстановки имеющейся информации. Такой перестройки помогают добиться юмор и инсайт (озарение).

Разница между латеральным и вертикальным мышлением. Вертикально мыслящий человек выбирает самый многообещающий подход к проблеме. Латерально мыслящий человек старается придумать как можно больше разных подходов и взглядов. Вертикальному мышлению для блокировки неверных путей необходимы инструменты отрицания. Латеральному мышлению отрицание не нужно. Вертикальное мышление выбирает путь методом исключения. Оно сосредоточено в действующей системе координат и отвергает все постороннее. Латерально же мыслящий человек понимает, что паттерн можно перестроить только в результате внешнего воздействия, а не изнутри.

При вертикальном мышлении категории, классификации и ярлыки жестко зафиксированы; в латеральном мышлении этого нет (рис. 3).

Рис. 3. В вертикальном мышлении категории жестко зафиксированы (а); в латеральном мышлении – нет (б).

Фундаментальные свойства латерального мышления. В максимизирующейся системе памяти построение информации никогда не бывает наилучшим из возможных. Существующий паттерн стал таким, какой он есть, в результате слияния двух других паттернов, но, если бы с самого начала была доступна вся информация, он мог бы получиться совсем иным. На диаграмме показано, как два кусочка информации складываются в паттерн. Этот паттерн затем прямолинейным образом соединяется с другим похожим паттерном. Но этот паттерн можно перестроить в гораздо лучший без добавления каких-либо новых кусочков. Если бы все четыре кусочка имелись в наличии с самого начала, мы бы сразу их сложили в лучший паттерн, но из-за последовательного поступления кусочков получилось то, что есть. Латерально мыслящий человек признает полезность существующего паттерна, но не считает его уникальным. Он видит в нем лишь одну из возможностей построения информации. Настрой на латеральное мышление позволяет умерить присущие вертикальному мышлению самонадеянность и догматизм.

Латеральное мышление использует информацию провокационно. Оно разрушает старые паттерны, высвобождая заключенную в них информацию, и стимулирует формирование новых паттернов, по-новому - порой неправдоподобно - сопоставляя кусочки информации. Все эти маневры могут иметь полезный эффект только в максимизирующейся системе, которая тут же склеивает информацию в новый паттерн. Без такой особенности системы латеральное мышление было бы попросту разрушительным и бесполезным.

Применение латерального мышления. Проблемы бывают трех типов:

  • Проблемы первого типа требуют для своего решения больше информации или лучших методов обработки информации.
  • Проблемы второго типа никакой новой информации не требуют, но для их решения нужно перекроить уже имеющуюся информацию - нужна перестройка паттернов при помощи ин- сайта.
  • Проблема третьего типа - это проблема отсутствия проблем. Адекватность существующей ситуации препятствует вашему движению к чему-то лучшему. Вам не за что зацепиться, не на чем сосредоточить свои усилия в стремлении к лучшему, потому что вы, возможно, даже не подозреваете, о существовании этого лучшего. Проблема состоит в том, что вам надо осознать, что проблема есть - понять, что ситуацию можно улучшить, и определить само это понимание как проблему.

Проблемы первого типа могут быть решены силами вертикального мышления. Проблемы же второго и третьего типа требуют для своего решения латерального мышления.

Выработка альтернатив. Чтобы превратить поиск альтернатив из благих намерений в практическую рутину, необходимо установить для себя квоту, т.е. обязать себя найти фиксированное число альтернативных взглядов на ситуацию. Преимуществом такого подхода является то, что заранее установленная квота гарантирует, что вы будете продолжать искать варианты, пока не выберете квоту, так что даже если встречаются особенно многообещающие варианты, они не отвлекут вас от поисков. Еще одно преимущество в том, что вы прилагаете усилия к поиску или выработке альтернатив, а не просто ждете, когда они придут сами собой. Вы продолжаете искать варианты, даже если то, что обнаруживается, выглядит искусственным и порой нелепым. Подходящей квотой могут быть три, четыре или пять вариантов (рис. 5).

Как бы вы разделили квадрат на четыре одинаковые части? Первое, что приходит в голову, наверное, это:

Придумайте еще, как минимум, 6 вариантов. Ответы представлены в конце статьи.

Помимо геометрических фигур можно использовать вербальные описания, картинки, истории, проблемы. Недостатком картинок является то, что слишком часто самая очевидная интерпретация доминирует, полностью блокируя поиск альтернатив. Чтобы избежать этого затруднениями можно изменить картинку, закрыв какую-то её часть. Например, половина изображения закрыта. На оставшейся половине человек балансирует на краю карниза, идущего вдоль стены здания. Альтернативы:

  • Человек грозит покончить с собой.
  • Спасает кошку, оказавшуюся на карнизе.
  • Спасается от пожара в здании.
  • Каскадер.
  • Человек забыл ключи и пытается попасть домой через окно.

Если открыть фотографию полностью, становится ясно, что человек вешает плакат. Использование частично закрытых картинок помогает генерировать альтернативы, но конечная цель этого процесса - научиться по-иному читать изображения, где очевидная интерпретация мешает найти альтернативное прочтение.

Поэтому практиковаться полезно именно с теми ситуациями, где доминирует очевидная интерпретация. Поначалу, однако, стоит потренироваться на более простых картинках с частично закрытым изображением. Еще одним преимуществом частично закрытых изображений является указание на то, что интерпретацию следует искать за пределами видимой области. Это приучает школьников при изучении какой-либо ситуации смотреть не только на то, что находится прямо перед глазами, но и учитывать не попадающие в поле зрения факторы.

Изучение проблемного материала может вестись в двух направлениях:

  1. Отыскание альтернативных способов формулировать проблему.
  2. Отыскание альтернативных подходов к проблеме.

Вызов предположениям. В предыдущей главе обсуждалось многообразие способов сложения информации воедино. Мы искали альтернативные возможности построения различных паттернов из элементов А, В, С и D. В этом разделе мы поговорим о самих элементах А, В, С и D. Одна из целей латерального мышления - бросить вызов базовым предпосылкам и попытаться перекроить их. То, что предпосылка общепринята, еще не гарантирует, что она верна. Большинство предпосылок держатся на исторической непрерывности и преемственности, а не на периодической переоценке их справедливости.

На иллюстрации представлены три фигуры. Предположим, вам нужно собрать их в некую большую фигуру, которую можно легко описать. Сделать это непросто. Но если вы вместо попыток складывать три исходные фигуры проанализируете каждую из них, то, возможно, увидите, что большой квадрат можно разделить на две половины. После этого сложить кусочки в общую простую фигуру будет совсем нетрудно. Эта аналогия лишь иллюстрирует ситуацию, когда проблема может быть решена не какими-то перестановками исходных элементов, но лишь путем пересмотра самих элементов.

Если бы этот пример был действительно задан в качестве проблемы, то после показа вам ее решения вы стали бы возражать, что это «мошенничество». Ведь предполагалось, что сами исходные фигуры менять нельзя. Такие заявления о «мошенничестве» всегда указывают на наличие неких предполагаемых ограничений на свободу маневра. Но ведь границы, как правило, существуют не объективно, а устанавливаются самими людьми.

В Швейцарии можно купить грушевое бренди, где в бутылку помещена цельная груша. Как она попала в бутылку? Обычно предполагают, что горлышко было приделано к бутылке уже после того, как туда поместили грушу. Другое предположение - приделанное дно. Так или иначе, всегда исходят из той предпосылки, что, поскольку в бутылке большая зрелая груша, ее изначально поместили туда как большую зрелую грушу. На самом же деле в горлышко бутылки была проведена веточка с крошечной завязью груши, и она выросла непосредственно в бутылке.

Проблема. Человек работал в большом офисном здании. Каждое утро он с первого этажа вызывал лифт, садился в него, приезжал на десятый этаж, выходил из лифта и далее шел пешком на пятнадцатый этаж. Вечером он с пятнадцатого этажа спускался в лифте на первый этаж. Что с ним?

Предлагались различные объяснения. Вот некоторые из них:

  • Поднимаясь наверх пешком, он хотел полюбоваться видами из окон.
  • Он хотел, чтобы люди думали, что он работает на десятом этаже (может быть, это более престижно).
  • На самом деле этот человек вел себя таким странным образом, потому что у него не было выбора. Он был карлик и не мог дотянуться до кнопки пятнадцатого этажа.

Естественным же (ограничивающим) является предположение, что человек нормальный, а вот поведение его ненормальное.

Отложенное суждение. Вертикальное мышление требует, чтобы вы были правы всегда. Суждения о правильности тех или иных идей выносятся с самого начала. Не позволяется делать неправильные шаги. Латеральное мышление позволяет быть неправым на промежуточных этапах, если это помогает оказаться правым в конце. На практике этого можно достичь отсрочкой суждения. Человек воздерживается от суждений на этапе генерирования идей, чтобы потом оценить эти идеи на этапе отбора.

Доминантные идеи и критические факторы. Давая определение ситуации, мы выбираем некоторую доминантную идею - но не для того, чтобы ограничить свое восприятие этой идеей, а для того, чтобы иметь возможность генерировать альтернативные идеи. Доминантная идея предопределяет ваш взгляд на ситуацию. Критический фактор является своего рода точкой привязки. Доминантная идея организует ситуацию. Критический фактор связывает ее и весьма сковывает движение. Выделив критический фактор, вы ставите под вопрос его необходимость. Если фактор оказывается не критическим, тогда связывающий эффект этого фактора исчезает, и вы получаете больше свободы рассматривать ситуацию под иным углом.

Разбиение на части. В памяти существует тенденция к укрупнению сформировавшихся паттернов. Паттерны могут разрастаться сами по себе или объединяться в более крупные. Чтобы облегчить перестройку паттерна, нужно вернуться к исходному множеству меньших паттернов. Если дать ребенку готовый игрушечный домик, у него не будет иного выбора, кроме как пользоваться и любоваться этой игрушкой. Если же ему дать коробку кубиков, он сможет сам разными способами собирать и получать разнообразные домики.

Метод переворота. Разбиение на части является полезным методом отыскания альтернативных подходов к ситуации, но эта техника имеет свои недостатки. Выбор схемы разбиения обычно происходит в рамках вертикального мышления и зачастую следует самым естественным линиям деления. Метод переворота является по своей природе более латеральным, нежели метод разбиения. И он приводит к более необычным перестроениям. Обычно существует несколько разных направлений переворота ситуации. Например, ситуацию «регулировщик организует дорожное движение» можно перевернуть двояко:

  • Дорожное движение управляет регулировщиком.
  • Регулировщик дезорганизует дорожное движение.

Вопрос не в том, чтобы выбирать более правдоподобный или менее правдоподобный переворот. Мы ищем альтернативы, изменения, провокационные компоновки информации. Латеральное мышление не занимается поиском правильного ответа; его интересует иная компоновка информация, которая бы спровоцировала иной взгляд на вещи.

Отара овец медленно двигается по проселочной дороге, обрамленной с обеих сторон крутыми склонами. Сзади подъезжает автомобиль, и водитель сигналит, требуя от пастуха отогнать овец в сторону, чтобы иметь возможность проехать. Пастух отказывается, поскольку опасается, что на такой узкой дороге овцы могут попасть под колеса машины. Вместо этого он переворачивает ситуацию: он просит автомобилиста постоять, а затем спокойно разворачивает стадо и прогоняет его мимо неподвижной машины.

Мозговой штурм. Мозговой штурм является формальной обстановкой для применения латерального мышлениями. Главными чертами мозгового штурма являются:

  • Перекрестная стимуляция.
  • Отложенное суждение.
  • Формальность обстановка.

Некоторые люди ставят знак равенства между мозговым штурмом и творческим мышлением. Это значит приравнять фундаментальный процесс условиям, в которых этот процесс поощряется. Возможно, самым важным фактором мозгового штурма является формальность обстановки его проведения. Когда человек привыкает к идее использования латерального мышления, ему нужно создать обстановку, в которой он мог бы попрактиковаться в этом мышлении. Впоследствии потребность в такой обстановке снижается.

Однако, с мозговым штурмом не всё так гладко. См. его критику, например, в книге Джона Лерер. .

Аналогии. Чтобы перестроить паттерн, взглянуть на ситуацию по-иному, приобрести свежие идеи, нужно начать с каких-то идей. Две проблемы латерального мышления таковы:

  • Привести ход мыслей в движение.
  • Избежать естественного, очевидного, стереотипного хода мыслей.

Различные методы, описанные до сих пор, были связаны с началом движения. Тому же служат и аналогии. Аналогии используются для придания импульса движения. Мы транслируем проблему в аналогию, а затем развиваем аналогию. В конце происходит обратная трансляция, и мы видим, что стало с первоначальной проблемой. Аналогия совсем не обязательно должна быть полной. Аналогия является средством провокации, заставляющим по-иному взглянуть на ситуацию.

Выбор точки входа и зоны внимания. Самой важной характеристикой разума как системы обработки информации является его способность выбирать. Разуму характерен узкий диапазон внимания. Который означает, что внимание может быть сосредоточено лишь на некоторой небольшой области информационного поля. «Зоной внимания» мы будем называть ту часть ситуации или проблемы, которой мы уделяем внимание. «Точка входа» - это та часть проблемы или ситуации, на которую наше внимание нацеливается в первую очередь. С точки входа начинается рассмотрение ситуации. С точки зрения перестройки паттернов в результате инсайта (озарения) выбор точки входа имеет первостепенное значение. Можно даже сказать, что, если никакая дополнительная информация в систему не поступает, именно выбор точки входа вызывает эту перестройку.

Во многих детских книжках есть головоломки, где у трех рыбаков перепутались лески. Внизу картинки показана рыбка, попавшаяся на один из трех крючков. Задача состоит в том, чтобы определить, который из рыбаков поймал рыбу. Предполагается, что дети будут двигаться вдоль лески от конца удилища, чтобы определить, в конце какой лески сидит на крючке рыба. Для этого могут потребоваться одна, две или три попытки, поскольку рыба может оказаться в конце одной из трех лесок. Ясно, что гораздо проще начать с другого конца и двигаться от рыбы к рыбаку. Так задача будет решена с первой же попытки.

Есть такая простая задача: нарисовать и вырезать из картона фигуру, которую ровно одним прямым разрезом можно будет затем разделить на четыре части, совершенно одинаковые по форме и размерам. Сгибать фигуру нельзя. Типичные попытки решить эту задачу см. на рис. 8. Указана также процентная доля людей, давших тот или иной ответ. Решения В и С очевидно неправильные, поскольку разрез не имеет толщины, и форма поэтому разделится на две, а не на четыре части. Ответ D - правильный. Интересно отметить, что ответ F дается очень редко, но задним умом кажется самым простым из всех (это объясняется тем, что очень трудно мыслить вперед асимметрично, а в ответе F не все части используются одинаковым образом).

Рис. 8. Как нарисовать и вырезать из картона фигуру, которую ровно одним прямым разрезом можно будет затем разделить на четыре части

Важным аспектом этой задачи является, однако, то, что ее легче решить, если начинать с другого конца. Вместо того чтобы придумывать способ, как разделить фигуру на четыре одинаковые части, можно начать с четырех одинаковых частей, которые затем укладываются вдоль воображаемого разреза (рис. 9).

Рис. 9. Решите предыдущую задачу с конца: возьмите четыре одинаковые части и уложите их вдоль воображаемого разреза

Начинать с конца и двигаться к началу - хорошо известный метод решения проблем. Его эффективность объясняется совершенно иным ходом мыслей по сравнению с тем случаем, если бы вы двигались от начала.

А вот еще одна задача. В некоем теннисном турнире участвуют сто одиннадцать человек. Матчи проводятся один на один, и проигравший выбывает. Вам, как секретарю, поручено составить расписание турнира. Какое минимальное количество матчей вы должны запланировать при таком количестве участников?

Сталкиваясь с этой задачей, большинство людей начинают рисовать диаграммы, собирая участников в пары для каждого матча и таким образом определяя количество матчей. Другие пытаются прибегнуть к математическому подходу, используя прогрессию 2 n (т.е. 4, 8, 16, 32 и т.д.). На самом деле ответ - сто десять, и к нему можно прийти без каких-либо сложных математических выкладок. Для этого нужно просто переключить внимание с победителей на проигравших (которыми обычно никто особо не интересуется). Поскольку победитель в турнире может быть только один, проигравших должно быть сто десять. Каждый проиграть может только один раз, а значит, должно быть сто десять матчей.

Случайная стимуляция. В этой книге обсуждаются три способа стимуляции латерального мышления:

  • Осознание принципов латерального мышления, потребности в латеральном мышлении, негибкости шаблонов вертикального мышления.
  • Использование некоторых специальных приемов, развивающих первоначальный паттерн и могущих привести к его перестройке.
  • Намеренное изменение обстоятельств с таким расчетом, чтобы они стимулировали перестройку паттернов.

Большинство приемов, обсуждавшихся до сих пор, действуют изнутри идеи. Но можно намеренно использовать некую внешнюю стимуляцию, которая воздействует на идею снаружи. Именно так работает случайная стимуляция. Вертикально мыслящий человек ограничивается лишь рассмотрением релевантной информации. При случайной стимуляции используется любая информация. Какой бы неуместной она ни казалась, она не отвергается как бесполезная. Например, случайная стимуляция может возникнуть от идеи, относящиеся к совершенно другой области знаний. Иногда это называют «перекрестным опылением наук».

Для создания формальной процедуры генерирования случайных событий предлагаются три метода:

  • Наугад выбрать слово в словаре.
  • Наугад выбрать в библиотеке книгу или журнал.
  • Наугад выбрать предмет из окружающей обстановки (например, ближайший предмет красного цвета).

Понятия/деления/поляризация. Ограниченность зоны внимания означает, что человек способен реагировать лишь на некоторую часть окружающей среды. На протяжении времени внимание может переноситься с одной части на другую, пока не покроет всю среду. Единицу, полученную путем деления общей ситуации или путем сложения других единиц, удобно «зафиксировать», дав ей определенное имя. Оно должно быть отдельным и уникальным. Имя становится самостоятельным паттерном, переставая быть частью какого-то другого паттерна. Обладание именем придает единице большую мобильность, поскольку теперь она резче отделяется от своих соседей и начинает самостоятельное существование.

Имена, ярлыки, слова являются зафиксированными. Поэтому закрепляются и увековечиваются и единицы, получившие эти имена и ставшие заложниками этих имен. Такими же зафиксированными и постоянными становятся паттерны, которые представляют собой определенный порядок этих единиц. После того как единица отделилась и получила имя, в ней трудно признать часть целого. Когда композиции единиц дается общее имя, трудно признать, что она состоит из частей. Когда деление выполнено, трудно потом перебросить мост через это разделение. Если процесс перерезан в каком-то месте и то, что было до места разреза, названо «причиной», а то, что происходит после, - «следствием», тогда нелегко перебросить мост через эту точку деления и назвать целое «изменением».

С практической точки зрения система поляризации весьма эффективна. Она означает, что можно создать некоторое количество крупных категорий и потом помещать в ту или иную категорию все многообразие окружающего мира. Однако, опасность поляризации заключается в том, что момент, когда необходимо создать новую категорию, может так никогда и не наступить. Нет никаких указаний и на то, сколько должно быть категорий. В целом опасности тенденции к поляризации можно свести к следующим пунктам:

  • Созданные категории увековечиваются.
  • Новая информация искажается для того, чтобы соответствовать той или иной категории. И когда она искажена, не остается никаких указаний на то, что в рамках одной категории объединены первоначально различные предметы.
  • Ни в какой момент не возникает необходимость в создании новых категорий. Обходиться можно очень небольшим количеством категорий.
  • Чем меньше категорий, тем сильнее смещаются и искажаются объекты, относимые к ним.

Цель латерального мышления - разрушать стереотипы, паттерны-клише, а неподвижные ярлыки являются идеальным примером таких паттернов- клише. Уйти из-под влияния существующих ярлыков можно тремя путями:

  • Поставить ярлыки под сомнение.
  • Попытаться обойтись без них.
  • Создать новые ярлыки.

Новое слово «по». В основе логического мышления лежит выбор, который осуществляется за счет принятия или отвержения каких-то идей. Концепция отрицания кристаллизуется в определенных языковых средствах. Этими языковыми средствами являются слова «не» и «нет». Логику можно назвать умелым использованием слова «не». Концепцией латерального мышления является перестройка паттернов, и это достигается изменением построения информации. Смягчение является инструментом перестройки. Языковым инструментом смягчения является слово «ПО». Постигая функцию этого слова и учась пользоваться им, мы научаемся латерально мыслить.

Смыслом существования слова «ПО» является построение информации с целью создания новых паттернов и перестройки старых.

Первая функция слова «ПО» – создания связей, не имеющих ничего общего с жизненным опытом (рис. 10). Построения информации обычно оцениваются сразу же по мере их поступления, в результате выносится один из двух вердиктов: «это позволительно» или «это непозволительно». Таким образом, построение подтверждается или отрицается. Среднего не дано. Функция «ПО» как раз и заключается в том, чтобы допустить «средний» ход событий. «ПО» позволяет удержать построение в течение некоторого времени, не подтверждая и не отрицая его. «ПО» позволяет отсрочить суждение.

Отсрочка суждения является одним из фундаментальных принципов латерального мышления и в это же время одним из главных его отличий от мышления вертикального. Вертикальное мышление под-

Простейший случай использования «ПО» - удерживать вместе две совершенно не связанные друг с другом вещи, чтобы позволить им или их ассоциациям взаимодействовать между собой. Нет никаких причин соединять их друг с другом. И без слова «ПО» поставить их рядом, не имея на то какого бы то ни было резона, нелегко. Можно сказать так: «компьютеры ПО омлеты». Из такого сопоставления может родиться следующая идея: готовка с помощью компьютера или какого-то автоматического прибора.

Иногда слово «ПО» мало чем отличается от использования слов «допустим» или «если». Использование ПО подобно вставшей перед одним адвокатом проблеме разделить одиннадцать лошадей между тремя наследниками, один из которых должен был получить половину стада, второй четверть, а третий шестую часть. Он одолжил наследникам свою собственную лошадь, после чего разделил между ними двенадцать лошадей: первому сыну достались шесть лошадей, второму три, а третьему две. После этого адвокат забрал обратно оказавшуюся лишней свою собственную лошадь.

«ПО» как инструмент позволяет нам пользоваться информацией совершенно необычным образом. Разумеется, это можно делать и без употребления самого слова «ПО», но все равно вы применяете при этом латеральную концепцию, стоящую за этим словом. Удобство «ПО» как реального слова заключается в его прямом указании на то, что информация используется специальным образом. Без такого указания может возникнуть путаница, поскольку ваши слушатели не будут знать, что происходит.

Вторая функция «ПО» : ставить под сомнение старые построения информации. Основные направления использования «ПО» таковы:

  • Ставить под сомнение обоснованность установившихся паттернов.
  • Расшатывать существующие паттерны и высвобождать информацию, которая затем собирается в новые паттерны.
  • Извлекать информацию из ячеек, созданных ярлыками и классификациями.
  • Способствовать поиску альтернативных построений информации.

Открытость как преграда. Проблема блокировки открытостью заключается в отсутствии указаний на то, где преграда расположена. Она может возникнуть в любом месте, казалось бы, верного пути. Если вы движетесь по основной магистрали, вы можете даже не осознавать существования боковых путей и точек ветвления. Вы блокированы открытостью главной дороги.

Описание ситуаций/решение проблем/конструкторские проекты. Существуют три практические ситуации, способствующие использованию латерального мышления:

  • Описание ситуации.
  • Решение проблем.
  • Конструкторские проекты.

Описание ситуации - хороший способ показать, насколько по- разному можно смотреть на вещи. Это также простой способ попрактиковаться в отыскании альтернативных точек зрения. Когда вы научитесь сами вырабатывать альтернативные точки зрения, вы с большим уважением начнете относиться к мнениям других людей.

Решение проблем является удобным форматом, позволяющим попрактиковаться в применении методов, изученных в этой книге. Если описание является взглядом назад с целью выяснения того, что есть, то решение проблемы - это взгляд вперед, выяснение того, что можно получить. То, чего вы хотите добиться, может иметь разные формы:

  1. Разрешить какое-то затруднение (проблема уличных пробок).
  2. Получить что-то новое (конструкция машины для сбора яблок).
  3. Избавиться от чего-то нежелательного (дорожные аварии, голод).

Конструкторские проекты - особый случай решения проблем, когда вы хотите достичь некоего желательного положения вещей. По этой причине конструкторские проекты имеют, как правило, большее разнообразие вариантов решения, чем проблемы. Здесь требуется больше творчества. Проблемой конструкторских проектов является наличие стереотипных узлов. Под стереотипными узлами понимаются стандартные способы выполнения определенной функции, позаимствованные из других источников. Для преодоления этих стереотипов можно использовать следующие методы:

  1. Вычесывание и расщепление. Вычесывание означает, что из полного стереотипного узла понемногу удаляются ненужные детали, как расческой удаляются выпадающие волосы. Вычесывание может быть постепенным процессом, где с каждым разом удаляется лишь небольшой кусочек стереотипного узла, но в некоторых случаях сразу отделяются большие части. В этом случае, наверное, лучше говорить не о вычесывании деталей, а о расщеплении стереотипа на части.
  2. Извлечение главного и абстрагирование.
  3. Комбинирование. Стереотипные узлы берутся из нескольких источников и соединяются в некий новый узел, который нигде больше не встречается (рис. 11).

В любой ситуации, связанной с разработкой проектов, существует определенная иерархия способов восприятия функции. Можно идти от более общего описания к более конкретному. Например, в ситуации с машиной для сбора яблок иерархия может быть такой: получить яблоки, отделить яблоки от дерева, снять яблоки с дерева, сорвать яблоки. Чаще разработчик не проходит через всю эту цепочку, а сразу пользуется конкретным описанием функции: «сорвать яблоки с ветки». Чем конкретнее описание, тем сильнее оно ограничивает свободу действий. Например, понятие «сорвать» исключает возможность стряхивания яблок с дерева.

Чтобы избежать этой западни, следует от чрезмерной конкретизации понимания функции немного подняться вверх по иерархической лестнице к более общему пониманию: «не срывать яблоки, а снимать; не снимать их, а отделять от веток». Другой способ избежать излишней конкретизации функции - изменить ее в чисто латеральной манере. Так вместо идеи «срывать яблоки с веток» можно прийти к идее «освобождать дерево от яблок».

Ответ на задачу: как разделить квадрат на четыре одинаковые части (см. рис. 6)?

Первый вопрос, который возникает при прочтении названия статьи: «что такое латеральное мышление»? Данное понятие было введено в обиход более 45 лет назад, но актуальность свою оно не потеряло и сегодня. Мы привыкли в повседневной жизни использовать логическое мышление (вертикальное), а в случае латерального (горизонтального) мышления нам нужно взглянуть на задачу с другой стороны без подсказок поэтапного поиска логики. С детства нас учат систематизировать все наши задачи, анализировать и искать решения с применением логики и известных переменных. Но логическое мышление, к сожалению, не всем подвластно. А вот латеральным мышлением может овладеть каждый, главное научиться абстрагироваться и смотреть на ситуацию под другим углом. В этом нет ничего сложного, главное не побоятся и начать.

Эдвард де Боно – основоположник теории «латерального мышления». Он рекомендует использовать «латеральное мышление» в качестве одного из способов для решения сложных задач.

Эдвард де Боно опубликовал книгу «Искусство думать »,
чтобы помочь читателям научиться применять латеральное
мышление в бизнес целях, в творческих моментах
и ежедневно в личной жизни.

Данная книга раскроет перед Вами многие секреты техники горизонтального мышления, ссылаясь при этом на конкретные примеры и доступные трактовки. «Искусство думать » подарит Вам уникальное умение мыслить нестандартно во время стандартных ситуаций.

Почему же все-таки стоит использовать латеральное мышление в повседневной жизни?

1. Не мыслить шаблонно в стандартных ситуациях

Из любой ситуации всегда есть выход, но часто мы не можем увидеть очевидное, так как смотрим не в ту сторону. Данный способ мышления поможет развить у Вас способность мыслить нешаблонно и с успехом применить приобретенные навыки на практике. Латеральное мышление подходит не только для решения задач – оно помогает по-новому смотреть на вещи и порождать новые идеи любого рода.

2. Никогда не опускать руки

Часто мы сталкиваемся на первый взгляд с не разрешимыми задачами, но латеральное мышление помогает нам найти выход из самых запутанных историй с позитивным исходом. Никогда нельзя опускать руки, ведь борьба и поиски выхода – это уже полпути к счастливому исходу, а заранее выброшенный белый флаг – обеспеченный провал.

3. Использовать нетривиальный способ решения задач

Чтобы не объяснять, как и что нужно делать в самых запутанных моментах жизни, приведем вам пример из книги:

«Много лет назад, когда должников еще бросали в долговую тюрьму, один лондонский купец имел несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Ростовщик, уродливый старик, влюбился в юную дочь купца и предложил ему сделку: он простит долг, если получит в жену его дочь…И дочь и отец были в ужасе. Тогда коварный ростовщик предложил…: он положит в пустой кошель два камешка, черный и белый, а девушка пусть вытащит один из них. Если ей попадется черный, она станет его женой, если белый – останется с отцом. Долг в обоих случаях будет считаться погашенным… Ростовщик наклонился, чтобы найти камушки для жребия, и дочь купца заметила, что он подобрал и положил в кошель два черных камня. Затем он повернулся к девушке и предложил ей вытащит один из камней»…

Чтобы Вы сделали на ее месте? Вертикальное мышление не поможет в этом случае. Люди мыслящие вертикально, сосредоточились бы на факте, что девушке нужно вытянуть камешек. Люди, мыслящие латерально, направят свое мышление на оставшийся камень. Они могут исследовать все ракурсы ситуации.

«Девушка в нашей истории запустила руку в кошель, вытащила камень, и не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, где он мгновенно затерялся…Впрочем не беда: если Вы загляните в кошель, то сможете по цвету оставшегося камня сказать, какой камень я вынула».

4. Появление новых идей улучшит Вашу жизнь

Прийти к новой идее очень легко каждому. Энтузиазм – залог рождения новой мысли. Латеральное мышление помогает не только появлению новых идей, но и более экономному подходу к их реализации.

5. Изучение структуры задачи упростит ее решение

В каждой задаче есть своя структура, познав каждый элемент можно понять, что именно может стать исходной точкой в ее решении. Чем лучше мы будем знать нашу цель, тем легче нам будет объяснить себе, что и как нам нужно сделать. Например, вместо того, чтобы считать «стены дома опорой для крыши, подумайте о них как о подвешенных к ней» или можете отказаться «от идеи, что Земля движется вокруг Солнца, и представьте себе, что Солнце движется вокруг Солнца». Ко всем проблемам есть подходы, которые на первый взгляд не видны.

Выйти из рамок конкретной задачи в поисках другого взгляда на нее – задача очень сложная. Иногда нужно отпустить отвлечься от проблемы, чтобы посмотреть на нее с другой стороны. Решение может прийти мгновенно и не целиком, а лишь далекой идеей, но только в Ваших силах развить ее максимально и качественно.

Марина Познякова

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  1. Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  2. Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  3. Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.

Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая : подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная : представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая : кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая : пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Как развить латеральное мышление?

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

Существует такое понятие, как латеральное мышление. Что это такое, и как оно работает, мы расскажем в данной статье.

Латеральный (лат. lateralis — боковой) означает боковой или смещенный. Таким образом, латеральное мышление – это смещенное мышление, перенаправленное, относительно традиционного мышления.

Понятие латерального мышления было предложено известным британским психологом Эдвардом де Боно.

Латеральное мышление является нестандартным, лишенным всяких шаблонов и клише. Впервые его начали использовать те люди и компании, деятельность которых была тесно связана с творчеством и созданием новых идей.

Искусство латерального мышления

Одним из основополагающих факторов латерального мышления, является отход от традиционных и устоявшихся стереотипов, и переход к нешаблонным методам.

Сам процесс латерального мышления состоит из трех этапов.

Выбор фокуса

Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, то есть идею, от которой мы будем отталкиваться.

Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

Генерирование латерального разрыва

После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления.

Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона .

Установление связи

После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное.

Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

Латеральное мышление весьма эффективно в самых разных областях деятельности. Его методы можно использовать в любой творческой работе.

Понимая принципы действия латерального мышления, и научившись пользоваться ими, вы сможете постоянно генерировать новые идеи в своей сфере.

Например, в бизнесе не редко возникают ситуации, которые удается урегулировать только благодаря удачно сказанной шутке. И здесь нестандартный подход к задаче играет решающую роль.

Именно поэтому – это не просто , а необходимая мера для полноценного, насыщенного и гармоничного существования.

Приемы латерального мышления эффективно использовать практически везде.

По мнению многих специалистов, основной задачей нестандартного подхода к той или иной проблеме является отказ от поискового шаблона . Сознание в таком случае играет пассивную роль, как среда, внутри которой протекает самостоятельная организация информации.

Здесь следует понимать, что большинство людей воспринимает довольно ограниченное количество информации за единицу времени. Поэтому они в буквальном смысле слова зацикливаются на проблеме, подсознательно отвергая любые другие способы ее разрешения.

Посредством же латерального мышления вы расширяете границы своего сознания, а начинает действовать сразу в нескольких плоскостях.

То есть при нестандартном способе мышления, индивид не зацикливается на проблеме, а пытается решить ее множеством мыслимых и немыслимых, и порой даже абсурдных способов.

Учеными в области нейропсихологии была доказана связь между дивергентным (нестандартным) и конвергентным (стандартным) подходами к решению проблем, и полушариями человеческого мозга.

В ходе исследования было установлено, что правое полушарие отвечает за интуитивное восприятие действительности, а левое – за логическое мышление.

В зависимости от того, чем занимается человек, то или иное полушарие будет работать интенсивнее. Например, у творческих людей более активным окажется правое полушарие, а у математиков или бухгалтеров – левое.

Латеральное мышление позволяет человеку гораздо проще подходить к решению той или иной проблемы. Регулярно практикуясь, вы можете достичь такого уровня развития, когда в голове одновременно рождаются несколько мыслей, помогающих с предельной скоростью и максимальной эффективностью решить поставленную задачу.

Латеральное мышление Эйнштейна

Более того, латеральное мышление развивает гибкость ума, благодаря чему человек может быстро и просто переходить от одной точки зрения к другой.


Альберт Эйнштейн

В качестве примера латерального мышления приведем – великого ученого-физика. Кстати рекомендуем обратить внимание на , которую могут решить в уме буквально единицы.

Так вот Эйнштейн умел мыслить чрезвычайно нестандартно. Он говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

Будучи подростком, ему было чрезвычайно интересно узнать, как именно выглядел бы мир, если бы он мчался верхом на световом луче со скоростью света.

На первый взгляд такое абсурдное заявление, как желание сидеть верхом на луче света, не имеет ничего общего с . Однако именно это нестандартное умение мыслить позволило Эйнштейну стать одним из величайших ученых, и сделать множество выдающихся открытий.

Теперь вы знаете, что такое латеральное мышление. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

» Латеральное мышление

© Елена Бутивщенко

Непредсказуемость и юмор - маркетинг будущего

При решении проблем мы часто наталкиваемся на собственную «психологическую инерцию». Она может быть вызвана боязнью вторгнуться в незнакомую область, опасениями стать посмешищем из-за слишком необычной - «сумасшедшей» - идеи, стремлением не впасть в ошибку, оглядкой на имена и авторитеты и другими, тормозящими креативность, факторами. Снять их помогают психологические методы, позволяющие нейтрализовать психологические барьеры и стимулирование процесса генерирования идей, без которого невозможен плодотворный поиск. Здесь мы обращаемся к самостоятельной междисциплинарной области знаний - продуктивному мышлению.

Сбрасывая груз

Что может заставить человека по-другому посмотреть на привычный товар, вещь, продукт, человека или день жизни? Пожалуй, многие, исходя из своего долголетнего опыта семейной жизни, подтвердят, что с годами к супругу привыкаешь. И как же порой сложно взглянуть на свою вторую половинку не как на домашнее существо в спортивках с вытянувшимися коленями, а как на мужчину, некогда пленившего сердце своей мужественностью. Этот бытовой пример иллюстрирует отношение покупателей, лояльных и привыкших к продукту, но не испытывающих к нему остроты чувств или свежих эмоций.

Для чего бороться, если лояльность уже приобретена? Ответ прост - потому что на рынок выйдет новый, незнакомый продукт, который всколыхнет и порадует, привлечет и влюбит в себя. И тогда полетят за тридевять земель все устои и привычки, которые не смогут сравниться по силе с новой влюбленностью. Вопрос: как же можно повторно влюбиться в своего, домашнего, привычного мужа? Ответ: увидев его в новом, непривычном качестве. Например, случайно оказавшись на конференции и послушав его вдохновенный доклад, можно открыть его новое лицо. В бизнесе можно сознательно прибегнуть к методике латерального мышления. Причина, по которой стоит задуматься над своими жизненными взглядами очевидна: на потребительских рынках неудачными оказываются 80% новых товаров, в сфере B2B - около 40%.

Классик маркетинга Филипп Котлер признает кризис маркетинга. Хочется отдать должное Котлеру, он сам признает, что разработанные в 60-70-х годах принципы и модели маркетинга сегодня перестали работать. Возможно, одна из причин в том, что большая часть новшеств разрабатывается традиционно. В продукт вносят лишь незначительные изменения, связанные с запахом, размером, дизайном упаковки, содержанием калорий. А все из-за того, что логическое мышление подсказывает нам, как углубить, скажем, существующую ямку. С помощью латерального яму копают на новом месте.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, которые игнорируются обычным логическим мышлением . Инструменты латерального мышления бросают вызов нормальной работе самоорганизующейся системы мозга человека. Сегодня более качественное и лучшее обслуживание клиента является основой успеха в бизнесе, но не единственным условием. Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления были разработаны в 1968 году и опубликованы в книге Эдварда де Боно «Механизмы ума» в 1969. Эти техники простые, мощные и убедительные.

Сравнивая латеральное мышление с традиционным логическим, мы видим, что в противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.

Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели - оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс юмор. Он парадоксален, но эффективен. Техника «мозгового штурма» построена именно на латеральном подходе.

Большинство бизнесменов не способны мыслить оригинально, потому, что они не в состоянии избавиться от тирании логических рассуждений. Их воображение блокировано. Эдвард де Боно создал техники для поддержания «телефонной линии» с подсознанием, на случай, если у этого беспорядочного хранилища есть что нам сказать. Эдвард сам часто слушает музыку, долго принимает горячую ванну, работает в саду. Он замыкается у себя в загородном доме, наблюдая за птицами и долго гуляя за городом. Также по возможности часто беря отпуск, чтобы мозг находился «под паром»: ни гольфа, ни вечеринок с коктейлями, ни бриджа - никакой сосредоточенности, только езда на велосипеде. За время, пока он ничего не делает, его мозг получает постоянный поток «телеграмм» из подсознания, и они превращаются в сырой материал для его рекламных сообщений. Однако для воплощения результатов работы подсознания требуется больше: тяжелая работа, открытый ум и неуправляемое любопытство.

Мировая практика уже продемонстрировала яркие примеры эффективных находок в латеральном маркетинге. Одна Лондонская строительная компания никак не могла добиться, чтобы потенциальные клиенты приходили смотреть ее дома. Тогда директор подумал о том, как бы сделать, чтобы дома сами пошли навстречу людям. Был построен макет здания в натуральную величину. Затем его погрузили на баржу и отправили в путешествие по Темзе. Время от времени судно бросало якорь у густо заселенных берегов. В результате за три месяца дом посетили 26 тыс. человек.

«Пуск» для новых идей

Метод, который широко известен и используется повсеместно - «мозговой штурм», однако существует еще несколько эффективных психологических методик, которые можно использовать поочередно. Приведем девять наиболее действенных приемов генерирования идей.

Мозговая атака - метод коллективного генерирования идей. Прямая мозговая атака - это сбор максимального количества идей, селекцию которых производят специалисты-эксперты, как правило, в два этапа. Критика высказываемых предложений исключается. Содействие появлению и высказыванию максимального количества идей. Поощрение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций. Высказываемые замыслы и идеи комбинируются и улучшаются. Метод особенно эффективен при обсуждении общей идеи, стратегии и концепции рекламы

Синектический штурм - модификация метода мозговой атаки. Преимущественно дает возможность отыскать наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Отличается лишь организацией работы творческой группы, собранной для решения конкретной задачи («синектика» - объединение разнородных элементов). Элементы критики допустимы. Обязательно выполнение четырех приемов, основанных на аналогиях:

  • прямая аналогия («А как решаются проблемы, сходные с данной?»);
  • личная аналогия или эмпатия («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать с его точки зрения»);
  • обобщающая аналогия («Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе»);
  • символическая аналогия («Как бы эту проблему попытался решить маршал Ворошилов, Бен Ладан, Иванушка-дурачок?» Призовите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа).

Массовая мозговая атака позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории. Групповая дискуссия имеет сильное психологическое насыщение, давно используется за рубежом, в частности, в США. При использовании метода уделяется большое внимание процедуре дискуссии.

Программированная дискуссия является разновидностью метода групповой дискуссии. При этом обсуждение ведется по заранее строго установленным пунктам. Использование методов предполагает высокое мастерство руководителя творческой группы. Целесообразно использовать после предварительной обработки проблемы, начав, к примеру, с мозговой атаки. Процедура предусматривает обдумывание участниками проблемы и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению.

Детерминированная дискуссия - разновидность метода групповой дискуссии. Результаты отражают на страницах с двумя колонками «за» и «против».

Метод фокальных объектов переносит признаки случайно выбранных объектов на тот, что помещен в фокус внимания участников. Необычные сочетания, новые качества. Возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.

Метод морфологического анализа - метод «морфологического ящика» или многомерных матриц основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, возникающих в процессе матричного анализа исследуемого предмета, темы. Достоинства: возможность решения сложных задач и нахождения множества оригинальных идей. В процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая «оси». Затем на каждую из них мысленно «нанизывают» возможные комбинации «элементов». В поле зрения, как правило, попадают самые неожиданные варианты. Например, размышляя над характеристикой образа героя рекламного фильма в качестве «осей» может быть выбрано его обаяние, а за «элементы» принимаются поступки.

Метод эвристических вопросов - метод ключевых или контрольных вопросов. Эвристические вопросы использовали в своей научной и практической деятельности еще древнеримские философы. Они рекомендовал ставить семь ключевых вопросов и отвечать на них: «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Как?», «Чем?», «Когда?». Достоинства: простота и эффективность. Активизации поиска оригинальных идей служат вопросы, задаваемые в процессе обсуждения варианта: «А если сделать наоборот?», «А если изменить возраст персонажа?» и т.д.

Метод организованных стратегий в определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи и принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Результатами таких мозговых пертрубаций и латерального мышления является нахождение связи между двумя разными понятиями. Котлер и Триас де Без приводят простой пример постановки вопроса и поиска решения. Допустим, можно взять цветок и сфокусироваться на одном из его качеств - «цветок вянет». А затем осуществить латеральный сдвиг данного качества, то есть выдвинуть некую провокационную идею - «цветы не вянут». Образовалось несоответствие, логический разрыв, и теперь его нужно ликвидировать. В каких ситуациях цветок никогда не вянет? Если он сделан из ткани или пластика. «Инновации - это результат взаимосвязи двух идей, которые в принципе не имеют явной и непосредственной связи»,- пишут Котлер и Триас де Без. Итальянский предприниматель Ферреро Роше собирался выпустить на рынок новый шоколадный продукт. Вместо того, чтобы работать над новым вкусом и упаковкой, он создал новую концепцию - шоколадное яйцо с игрушкой внутри. После него уже многие стали копировать идею, трансформируя ее - конфетки в игрушке, игрушка- конфета и прочее. Существует масса других свидетельств работы подсознания: Интернет-кафе; мобильный таксофон; клей «БФ», способный склеивать края ранки; подарок мобильных телефонов и получение основной прибыли от оплаты счетов за связь; продажа по минимальной цене бритвенных станков и получение основного заработка от продажи лезвий.

Зачастую нестандартные решения приходят в голову новаторам от природы - не обязательно директорам и бренд-менеджерам. Например, предприниматель из Санкт-Петербурга Владимир Денисов изобрел лекарственный маркер. «Если пользоваться йодом или зеленкой традиционным способом, приходится наматывать на спичку вату и окунать во флакон. Всегда остается риск испачкать руки и одежду», - говорит Владимир Денисов. Во время обучения в Военно-медицинской академии он нашел необычное применение всем знакомому маркеру и придумал устройство, позволяющее легко хранить и наносить лекарство. Целебный фломастер состоит из корпуса, переходника, колпачка, накопителя и твердого пористого стержня. Раствор, содержащийся в капиллярах накопителя, пропитывает твердый стержень. Свое изобретение Денисов запатентовал и назвал его «леккер» - от слов «лекарственный маркер».

Безусловно, латеральный маркетинг, равно как и другие традиционные методы раскачивания своего сознания не исключают друг друга, а лишь дополняют и усиливают. Важно в нужный момент понять, что пора принимать стратегическое решение.

Справка

Lateral (англ.) - боковой, поперечный, направленный в сторону.

Латеральное мышление (lateral thinking) - из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента».

Пять методических советов от Эдварда де Боно

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.
  2. Сомневайтесь в допускаемом.
  3. Обобщайте альтернативы.
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Елена Бутивщенко, член Украинского маркетинг-клуба, маркетинг-директор компании «КОНТУР-2001»

© Е. Бутивщенко, 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора