Запорожские казаки. Запорожские казаки, кто они? Условия приёма в Запорожскую Сечь

Ансамбль КАЗАЧИЙ ДЮК 8 917 554 22 84 Игорь [email protected]

Казаки Запорожья жили на рубеже, на который накатывались волны мусульман с юга и востока, а с запада - католиков. Несмотря на большие потери в людях в стычках, боях и походах, казачье товарищество, скрепленное обетом безбрачия, не ослабевало, а с каждым годом крепло и увеличивалось. Если в начале XVI века в рядах запорожцев было 3-5 тысяч человек, то в XVIII веке только в Сечи было 10 тысяч, а с обитателями паланок, зимовников и слобод число людей приближалось к 100 000.

В Запорожскую Сечь и на земли, ей принадлежащие, шли все новые и новые добровольцы из числа украинцев, белорусов, русских. Отцы приводили в Сечь сыновей. Всех сплачивала православная вера в борьбе за выживание в том безжалостном мире. Особенно привечали запорожцы православных сирот, приходящих в Сечь, или приводили и привозили их из походов. Называли таких сирот сыновцами. Привозили запорожцы в Сечь и малолетних «инородцев», приглянувшихся им в дальней стороне. Их крестили и воспитывали в православном воинском духе, называя чуром или джуром (род казацкого юнги). Принимали к себе казаки и всякого взрослого воина, если он сам приходил в Сечь, не расспрашивая его о его прошлом. Условием принятия было православие и чтобы прибывший был без семьи.

Но прибытие человека в Сечь и его принятие вовсе не означало, что он автоматически становился казаком. Для этого нужно было пройти полный курс воинской выучки, который продолжался до 7 лет, в том числе в боевых походах, на заставах и редутах, в полевых разъездах и в дозорах.

Новенького определяли в курень, где ему отводили место. Часто фамилию ему меняли на новую или давали казачью кличку, которая подчеркивала особенности его характера или поведения.

Так шляхтич Скальковский, родившийся в Литве в Новгородском воеводстве, прибыв в Сечь, стал Иваном Ляхом. Ивана Пересунько за его молчаливость казаки прозвали Журбою (разговорчивым), а когда он «проглядел, как поляки добычу казачью отняли», его переименовали в Ивана Прислипу (Слепого).

В Запорожской Сечи можно было встретить всякие народности - украинцев, русских, поляков, литовцев, болгар, молдаван, татар, турок; даже немцы, французы, итальянцы, испанцы и англичане попадались и даже евреи встречались, хотя к евреям казаки теплых чувств не питали никогда. Но были и исключения - «казак Василий Перехрист родился от евреина Айзика в местечке Чигирине… отгол с добровольного его желания в Сечь привезен… где в церкви сичевой окрещен и к присяге приведен».

Что касается испанцев, французов и других европейцев, то они прибывали с казаками в Сечь сами, добровольно. Дело в том, что запорожцы нанимались на службу не только к полякам, литовцам и русским, но бывали они волонтерами и в Европе, где слава их как воинов была хорошо известна. Их охотно и настойчиво вербовали в наемники страны Европы для участия в войнах, в борьбе с пиратами. Даже Ватикан использовал казаков в противостоянии с мусульманским миром. Французский кардинал Мазарини привлек запорожцев в Тридцатилетней войне к борьбе с испанцами, захватившими северное побережье Франции. В октябре 1645 года 2400 запорожцев погрузились в Гданьске на корабли и прибыли в пролив Па-де-Кале. В рядах армии Конде они взяли штурмом ряд крепостей, в том числе и Дюнкерк, который до этого в течении 5 недель без успеха штурмовали французские войска.

Казаки запорожцы стали особо любимым воинским подразделением «великого Конде», его ударной силой. Как видно, и Конде понравился казакам, раз они после взятия Дюнкерка в числе 1000 человек остались еще на 2 года в рядах мушкетеров и участвовали в боях.

Мы часто пытаемся понять, какой должна быть подлинная демократия. Между тем, работающая модель демократического общества, хотя и очень своеобразного, была в границах Русского мира в относительно недавнем прошлом - среди казаков Запорожской Сечи.

Генезис

Есть несколько гипотез этнического происхождения запорожцев. Согласно первой, казаки - выходцы из Центральной России, пассионарии, отправлявшиеся на неосвоенные земли Дикого Поля за лучшей - или, правильнее говоря, за привольной - жизнью. Некоторые историки даже выводят казаков из полулегендарной вечевой республики вятских ушкуйников; в таком случае время разгрома этой республики в XV веке в ходе войн Москвы и Великого Новгорода примерно совпадает с первым письменным упоминанием об укреплённом казацком лагере в низовьях Днепра, относящимся к 1489 году.

По другой версии, популярной среди украинских культурологов, сечевики были украинскими крестьянами, бежавшими в Запорожье от гнёта польско-литовских магнатов (в Польше крепостное право было законодательно введено в 1496 году).

Историк Николай Карамзин отождествлял первых казаков с черкесами - одним из кочевых народов Золотой Орды.

И, наконец, четвёртая теория: казаки являлись отдельным субэтносом (впитавшим русские, польские, украинские, татарские культурно-лингвистические элементы), который сформировал на острове Хортица, что за днепровскими порогами, уникальное протогосударство со своей культурой и политической системой.

Как бы то ни было, если брать два главных признака этнической самоидентификации в начале Нового времени: религиозную и языковую принадлежность, - то исповедовали казаки православие (правда, весьма своеобразно, например, почти не соблюдая пост), а знаменитое письмо запорожцев турецкому султану написано по-русски, хотя и с заметным влиянием южных диалектизмов.

На острове Хортица

До середины XVI века на месте Сечи не было даже постоянного поселения - на зиму казаки расходились по ближайшим городам - Киеву, Полтаве, Чернигову.

Строго говоря, если признавать казачье Запорожье квазигосударством, сравнивать его следует не с монархиями Нового времени, а с не имевшими чётких границ улусами золотоордынских кочевников, либо с древнегреческими полисами, жившими торговлей и морскими походами.

Чтобы стать казаком, следовало соответствать ряду условий: не иметь жены (как говорил Тарас Бульба, «Козак не на то, чтобы возиться с бабами»); принадлежать к православной вере (в доказательство исповедования оной достаточно было перекреститься); беспрекословно подчиняться атаману - в походе, и решениям казачьего круга - в мирное время. И, конечно, требовалось владеть оружием, знать казачьи традиции.

В 1572 году было создано так называемое реестровое казачество, подчинявшееся польскому королю и получавшее от него жалование. Во избежание путаницы с казаками - подданными Речи Посполитой, также названными Войском Запорожским, сечевики стали именовать себя Войском Запорожским Низовым. Впрочем, любое подчинение вольных людей какому-либо монарху было сугубо номинальным; в турецкие походы отправлялись, не спрашивая позволения земных властей.

Сечью управлял кош - синоним общины, состоявшей из 38 куреней (по нескольку сот казаков каждый) во главе с куренными атаманами. Глава коша назывался кошевым, избирался сроком на год. Если на следующий год атамана не переизбирали, тот возвращался обычным казаком в родной курень. В военное время кошевой имел неограниченные полномочия. Символом его власти являлась булава.

Низовая вольница

Быт и нравы Запорожского казачества колоритно изображены Гоголем в уже упомянутом «Тарасе Бульбе».

Казаки носят чуб - длинную прядь волос, отрощенную на выбритой макушке; срезать её - значит нанести запорожцу тягчайшее оскорбление. Право иметь такой оселедец имеет лишь взрослый казак, ибо то знак духовной и физической зрелости; любопытно, что в древности чубы носили также сарматские и скифские воины.

Одежда сечевиков - рубаха и шаровары, шапка и кафтан. Как пишет современник, в 1640 году каждый запорожец имел карманные часы, в то время доступные только богачам.

Православие сечевиков причудливо сочеталось с остатками дохристианских верований. Особым почётом на Хортице пользовались целители-ведуны, так называемые «характерники» или «заморочники», занимавшиеся лечением бойцов и обучавшие их воинскому искусству. По легенде, именно таким колдуном, способным управлять погодой и заговаривать пули, был знаменитый атаман Иван Серко, не проигравший ни одного сражения с турками.

Что касается культуры, то, разумеется, запорожцы не были малограмотными сорвиголовами, какими их изобразил, например, Генрик Сенкевич в романе «Огнём и мечом»: вспомним, сыновья того же Бульбы учились в духовной семинарии, как минимум, зная древнегреческий и латынь.

Морские походы

Описание войсковой тактики запорожцев оставил французский инженер Гийом ле Вассер де Боплан, состоявший на службе у польского короля в второй четверти XVII века.

Каждую осень казаки отправлялись в поход против турок, в отмщение за постоянные грабежи и набеги вассалов султана - крымских татар. За 2 недели строили 80-100 човенов (лодок) на 50-70 человек каждый. Спускались вниз по Днепру; в устье реки их уже поджидали турецкие галеры, однако казаки выходили в море безлунной ночью, через камыши, по мелководью Днепровского лимана, куда османские корабли не решались заплывать. Двое суток непрерывной гребли - и запорожцы высаживались на Туретчине, захватывали добычу, стремительно уходили. В походе питались сухарями и варёным пшеном; если на човене кто-либо оказывался пьяным, его могли выбросить за борт: во время рейда всегда соблюдался сухой закон.
Исход

Запорожские казаки собирались в войско с самых далеких времен. Исторические факты свидетельствуют о его возникновении с тысяча пятисотого года. Одни современники основания считали, что возникновение казачества началось с объединения крестьян, стремившихся уничтожить крепостные порядки. По мнению других летописцев, это войско было создано из козар, которые обитали в а на Украину перешли во времена монголо-татарского ига.

Мужчины этого сословия не трудились, а проводили свое время, упражняясь в воинской науке. Со времен поселения в Украине их стали называть казаками. Принуждать к отбыванию непривычных трудовых повинностей воинов стали польские и литовские магнаты. Эти события происходили после захвата ими Украины. Однако казаки, чтобы избежать принудительных работ, удалились с обжитых земель. Они облюбовали себе место за порогами Днепра. По мнению историков, таким образом и появились запорожские казаки. Видя храбрость этого короли стали зазывать их на службу. А родовитые представители шляхты считали за большую честь быть предводителями храбрых отрядов.

Арсенал войска состоял из самого передового оружия того времени. Запорожские казаки владели пушками и гаубицами, мортирами и мортирками, самопалами и пистолями, копьями и саблями, клинками и кинжалами, луками и стрелами. Данные археологической и исторической науки подтверждают свидетельства о большом арсенале оружия, которое было отобрано у народов, с которыми велись боевые действия. Однако основное предпочтение запорожские казаки отдавали сабле.

В составе храброго войска имелась пехота, конница и артиллерия. Общая численность вооруженных казаков составляла от десяти до двенадцати тысяч человек. Элитным подразделением всегда считалась конница. Она представляла собой самую грозную по боевым качествам силу. В подразделения войска входили сотни и полки. Во время походов казаки останавливались на ночлег табором, который представлял собой расположенные по периметру ряды возов, скрепленные цепями.

Главным источником доходов Запорожской сечи была добыча, отвоеванная во время походов, а также торговля, продажа вина, дань, полученная от перевозов, и царское, а также королевское жалование. Часть добра, полученного в боях, отдавалась по обычаю в церковь. Оставшаяся добыча делилась поровну, и ее украинский казак мог пропить до копейки. Значимые суммы собирались Сечью с купцов, проезжавших по запорожским землям. Большая часть дохода включала в себя и налог на жилища, расположенные в границах Войска.

Феодалы с опасением смотрели на усиление влияния казачества. Ведь оно было на стороне угнетенных крестьян и всегда могло оказать им помощь. Стремления феодалов сводились к решению задачи уничтожения Сечи Запорожской и возвращению его к крепостной зависимости. К концу пятнадцатого-началу шестнадцатого веков литовские и польские магнаты смогли присвоить значительные территории земель, принадлежащих казакам. Вследствие этого, в 1648 году разгорелось восстание. Его возглавил полковник казачьего войска Поход под его предводительством был завершен победой.

Учитывая большое влияние Сечи на казачество Украины, за Войско вели дипломатическую борьбу Петр I и гетман Мазепа. Однако запорожцы встали на сторону Карла XII и вели против русских войск боевые действия. После подписания Мазепой союзнического договора со шведами, выдвинул на захват Запорожской Сечи три полка. Перед ними была поставлена задача истребить до основания гнездо бунтарей. В мае 1709 года крепость была взята, полностью разрушена и сожжена.

Окончательную точку в судьбе запорожцев поставила Екатерина II. В августе 1775 года ею был издан манифест, утвердивший уничтожение Сечи и отнесение ее к Новороссийской губернии.

В 1304 году впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье и их атамане Критики. Как указывает Владимир Богуславский, в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюркский, а не славянский элемент. Лишь к середине XV века славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся

По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами - была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 году на острове Малая Хортица и просуществовала до 1557 года. В настоящее время этот остров носит имя Байды. Казаки собственно низовые (другое название Запорожских) впервые упоминаются в письме великого князя Литовского Сигизмунда Августа «козакам тем, которые, из замков и городов украинских съехавши, на Низу проживают»(1568 г.). С середины 1580-х годов низовые (запорожские) казаки именуются сечевыми.

Малая Хортица


По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в основном в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Все запорожские Сечи существовали не одновременно, а сменялись одна за другой по разным причинам. Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении - сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Наиболее подходящим сравнение с современной огранизационно-штатной структурой вооруженных сил для куреня подходит понятие „рота“.

Вид куреня. Современная реконструкция на Хортице


Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября (храмовый праздник на Сечи), Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца. Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шёл низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами: Московским, Польским, Крымским, Турецким и т. д. Имел официальный титул „Его вельможность господин кошевой атаман“. Символ власти кошевого атамана - булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Казацкая Рада на Запорожской Сечи. Диорама из музея Запорожской Сечи, Хортица, 2008


На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю.Войско разделялось на три рода войск - пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10000 - 12000 человек, из них пехота составляла около 6000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев.

Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырёхугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.


Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после делёжки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя (реестровое казачество).


В 1591-1638 гг. происходит ряд казацко-крестьянских восстаний. В 1648 г. казаки поднимают восстание из-за усилившегося притеснения казаков польскими магнатами. Восстание возглавил казацкий полковник Богдан Хмельницкий. Первоначально казакам сопутствовал успех. Их поддержало Крымское ханство, которым тогда правил Ислям III Герай. В битве при Жёлтых Водах (1648) казацко-крымское войско (казаками командовал Хмельницкий, а крымцами - Тугай-бей) одержало свою первую победу, разбив польский отряд Степана Потоцкого. Вскоре последовала победа в Корсунской битве(16 мая 1648 г.) До конца июля была освобождена вся территория Левобережья, а до конца августа - Брацлавское,Киевское, Подольское(кроме г. Каменца) воеводства на правобережье, а также восточные и южные районы Волынского воеводства. освобождение правобережья связывают с именем Максима Кривоноса. В сентябре(11-13) была одержана победа под Пилявцами. Осенью ареной военных действий выступает Галиция. 26 сентября началась осада Львова. Гетьман требовал от польского командования и городской власти капитулировать и выдать казакам Я.Вишневецкого, А.Конецпольского. Узнав, что те тайно убежали, Хмельницкий, получив выкуп для уплаты ордынцам, снимает осаду и направляется на Замостье. В начале ноября гетьман начал переговоры с польским правительством и заключает перемирие с Яном II Казимиром. Победный поход 1648 завершен. 23 декабря 1648 г. казаки торжественно входят в Киев.

Богдан Хмельницкий.

Максим Кривонос.

Битва под желтыми Водами.


Однако в 1651 г. происходит Берестецкая битва, в результате которой польская армия под предводительством короля Яна Казимира и Николая Потоцкого наносит сокрушительное поражение казакам, и в августе того же года литовский гетман Радзивилл занимает Киев. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654-1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (правобережная Украина)- к Польше. Условия перемирия были позднее подтверждены мирным договором 1686.

Николай Потоцкий

Ян Казимир.

Учитывая, что Запорожская Сечь оказывала значительное влияние на казачество всей Украины, за Войско Запорожское между Петром І и гетманом Мазепой развернулась напряжённая дипломатическая борьба. На Запорожье со стороны Петра І и Мазепы начали поступать письма, в которых оба пытались склонить запорожцев на свою сторону.

Иван Мазепа.

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл.

На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне. После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы „истребить всё гнездо бунтовщиков до основания“. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами „добрым способом“, но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они „срамно и тирански“ убили.

11 мая 1709 года, с помощью казацкого полковника Игната Галагана, который знал систему оборонительных укреплений Сечи, крепость была взята, сожжена и полностью разрушена.

Игнат Галаган.

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является письмо запорожцев турецкому султану (приводится по Выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Публичной Библиотеке города Санкт-Петербурга, Послание относится к концу XVII века.) Письмо султана:"Султан Мохаммед IV - запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств - Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV".

На это письмо козаки ответили:"Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х…рюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою…т так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім".