Взаимосвязь мышления и процесса чтения. Чтение как средство развития мышления у учащихся младшего подросткового возраста

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Часть 1

А1 . Что свойственно и человеку, и животному?

А2 . Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

А3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира.

Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества.

А4 . Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?

А5 . Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека.

Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

3) льготы общественным фондам

2) дотации предприятиям

4) таможенные пошлины

2) право жить в семье

4) избирательные права

А18 . Президент Российской Федерации является главой

2) дисциплинарный проступок

4) уголовное преступление

А20 . Верны ли следующие суждения о конституции?

А. Конституция обладает высшей юридической силой.

Б. Конституция является сводом всех законов государства.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

4) создает правовую базу для развития конкуренции

В2 . Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________________

В3 . Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ РЕЖИМОВ

А) гарантии прав и свобод личности

1) демократический

Б) власть единой массовой партии

2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта истина будет» сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С3 . Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4 Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

С5 С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на» этот вопрос.

С6 Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Ключи Вариант 3

№ задания

№ задания

№ задания

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей;

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл


текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиоте­ка не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не перера­ботаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно прину­дить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной .

В сущности, только собственные основные мысли име­ют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычи­танные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относит­ся к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим тру­дом, путем собственного размышления и соображения, при­ходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта исти­на будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы
С1. Выделите основные смысловые части текста. Оза­главьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «толь­ко собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4.Какие образные сравнения использует А. Шопен­гауэр для характеристики процесса мышления? На­зовите любые три образа. Объясните любое из на­званных вами образных сравнений.

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной, идее текста? Приведите фрагмент текста, помогаю­щий ответить на этот вопрос.
С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чте­нию? Согласны ли вы с отношением философа ? С опорой на текст и обществоведческие знания приве­дите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план текста).



к оцениванию

Балл

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей; Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и. выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных

частей может быть различным



2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты

плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию



1



0

Максимальный балл

2

С2. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

С опорой на текст могут быть приведены следующие объясне­ния:

1) «огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных;

2) «продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал»;

3) «к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет». Могут быть приведены другие объяснения.



2

Приведены два объяснения

Приведено одно объяснение

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе могут быть даны следующие объяснения:

1) «потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом;

2) «чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя»;

3) «чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению».



Найдены два объяснения

2

Найдено одно объяснение

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характери­стики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните лю­бое из названных вами образных сравнений.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

1) образные сравнения, например:


  • масса познаний сравнивается с библиотекой, книгохранилищем;

  • чужие мысли сравниваются с остатками чужой трапезы, сброшенными одеждами чужого гостя;

  • чужая мысль сравнивается с оттиском на камне растения первобытного мира;

  • самостоятельная мысль сравнивается с цветущим весенним растением;
2) объяснени е образного сравнения, например:

самостоятельная мысль сравнивается с весенним цветущим растением , так как она нова, находится в процессе обогаще­ния и развития, может принести определенные плоды (как появившееся весной растение, которому предстоит пройти весь жизненный цикл). Может быть дано другое объяснение.




3

Названы три образных сравнения, приведено объяснение

2

Названы два образных сравнения, приведено объяснение

1

Названо одно образное сравнение, приведено объяснение, ИЛИ названы три образных сравнения без объяснения Названы одно-два образных сравнения без объяснения, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на вопрос, например: данный принцип не соответ­ствует основной мысли текста; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) приведен фрагмент текста; например:

- «Как обширная, ко не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма уме­ренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны соб­ственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных»;

- «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их по­нимаешь вполне и надлежащим образом».

Могут быть приведены другие фрагменты текста.


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста

2

Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл;



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дано собственное понимание отношения Шопенгауэра:

Философ полагает, что чтение необходимо, но гораздо более важно осмысление человеком прочитанного; Может быть дано иное понимание позиции А. Шопенгауэра.

2) выражено мнение, учащегося: согласие или несогласие с позицией А.Шопенгауэра;

3) приведен аргумент (объяснение), например:

в случае согласия может быть указано, что

Знания, которые не осмыслены человеком и не реализуют­ся в познавательной, творческой или практической деятель­ности, являются, по существу, «мертвым грузом», не прино­сящим пользу ни человеку, ни обществу;

в случае несогласия может быть указано, что

– чтение и новые знания развивают интеллект и кругозор человека. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, приведен аргумент

2

Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, ИЛИ дано понимание позиции философа, мнение учащегося явно не выражено, но понятно по контексту, приведен аргумент, ИЛИ выражено мнение учащегося, приведен аргумент, свидетельст­вующий о понимании позиции философа

1

Дано понимание позиции философа, мнение учащегося и аргу­мент отсутствуют, ИЛИ выражено мнение учащегося, аргумент отсутствует, понимание позиции философа не выражено, ИЛИ приведен аргумент, понимание позиции философа и собственное отношение не выражено, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.


  1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака . Брачный договор, заключенный до
    государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

  2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить уста­новленный законом режим совместной собственности (ста­тья 34 настоящего Кодекса), установить режим совмест­ной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав ; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.


С2. Когда может быть заключен брачный договор?

С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером .
С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
Сб. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. условия заключения брачного договора;
2) требования к содержанию брачного договора

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.



Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Когда может быть заключен брачный договор?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В правильном ответе должны быть названы следующие возмож­ные моменты заключения брачного договора:

1) до государственной регистрации брака;

2) в любое время в период брака.


Названы два момента

2

Назван один момент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе должны быть указаны следующие условия:

1) наличие государственной регистрации брака;

2) договор заключается в письменной форме;

3) договор нотариально удостоверен. Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу фор­мулировках.



Указаны три условия

2

Указаны два условия

1

Указано одно условие, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося, надёжным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни. Поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний , преодоления ограниченности индивидуального социального опыта.

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую .

Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).

Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного смысловая сторона опережает техническую , о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Понятие смыслового чтения

Смысловое чтение вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • определением основной и второстепенной информации;
  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.


Осмысленное чтение связано с пониманием
Что такое «смысл»?

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл » и «значение ». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение » слова является объективным отражением системы связей и отношений , то «смысл »– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации ».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Способы смыслового чтения

Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.

Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа - выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.

Критический, или оценочный. Цель этого способа - оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.

Основные этапы смыслового чтения
Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая фаза (предчтение) - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая фаза (чтение) - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.


Третья фаза (постчтение) — это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

  • эрудированность,
  • уровень образования,
  • интуиция,
  • чуткость к слову,
  • интонации,
  • умение эмоционально переживать,
  • духовная тонкость.

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Овладение навыками смыслового чтения

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо:

  • точно и полно понимать содержание текста,
  • составлять свою систему образов,
  • осмысливать информацию,

т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия,
  • обсуждение,
  • моделирование,
  • рисунок.

Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Понятие «стратегии смыслового чтения»

Стратегии смыслового чтения - различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н. Сметанниковой, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.

Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

  1. стратегии предтекстовой деятельности;
  2. стратегии текстовой деятельности;
  3. стратегии послетекстовой деятельности;
  4. стратегии работы с объёмными текстами;
  5. стратегии компрессии текста;
  6. общеучебные стратегии;
  7. стратегии развития словаря.

Н. Сметанникова приводит такой перечень стратегий работы с текстами разного вида:

  1. стратегии работы с информационным текстом;
  2. стратегии работы с текстами убеждающее- рассуждающего типа;
  3. стратегии фреймов текстов;
  4. стратегия «Мониторинг чтения».
Описание стратегий смыслового чтения по Н.Н.Сметанниковой

По сути, технология овладения навыком смыслового чтения, предложенная Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) перекликается с идеями Г. Граник, Л. Концевой и С. Бондаренко и создателями в ОП «Школа 2100» Н. Н. Светловской, Е. В. Бунеевой и О. В. Чиндиловой.

В настоящее время известно около ста стратегий, многие из которых активно применяется в учебном процессе.

Критическое мышление и смысловое чтение

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников .

Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

  • вызов (побуждение),
  • осмысление (реализация),
  • рефлексия (размышление).

Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Системно-деятельностный подход и смысловое чтение

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность. Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация » и «действие ».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности. Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность .

Критериями познавательного интереса являются:

  • активное включение в учебную деятельность,
  • сосредоточенность на этой деятельности,
  • появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала. Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности. В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Экранное смысловое чтение

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

  1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.
  2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном.

Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста. Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио-изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от Приемы смыслового чтения

Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц.

Слова, составляющие текст, прежде всего, организуются согласно правилам языка, а затем значение этих организованных единиц выясняется в ходе процесса мышления. Большие группы слов в результате деятельности мозга замещаются одним словом - понятием, вбирающим в себя смысл определенной части текста.

В результате строится система понятий, в основании которой лежат ключевые слова, а вершина представляет собой смысловое ядро, которому нужно определить место в среде представлений, сложившейся на основе ранее изученного опыта.

Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов. Работа над осмыслением значений слов происходит в быстром темпе и на подсознательном уровне. Процесс осмысления и понимания текста происходит в медленном темпе и требует вдумчивой работы.

Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является понимание. Воспроизведение звуковой стороны текста без опоры на смысл можно охарактеризовать как его вербализацию. Это чтение без мышления. Таким образом, когда мы читаем, мы мыслим, размышляем, осмысливаем, понимаем.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании того, что он совершает. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего - либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Содержание может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно. Еще такой ученый как И. М. Сеченов отмечал, что если вдуматься «в условия, так называемого понимания мыслей, то всегда в результате оказывается, что ключом к нему может быть только личный опыт в широком значении этого слова».

Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. Рассмотрим особенности понимания при чтении как одного из составляющих процесса мышления.

В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Понимание же обеспечивает ее эффективность и полноту, для осмысления прочитанного человек пользуется частью того огромного информационного багажа, который хранит его мозг. Он извлекает конкретные знания благодаря жизненному опыту. То есть происходит осмысление нового с помощью старого. Таким образом, мышление при чтении проявляется в первую очередь как понимание читаемого.

Процесс чтения рассматривал такой ученый как Н. И. Жинкин. Исследовав процесс чтения, он пришел к следующему: во время обработки информации, поступающей при чтении, включается специальный механизм человеческого мозга, отменяющий дальнейшую обработку словосочетаний, не несущих смысл. Можно сказать, что мозг человека - это «устройство», которое управляет всем процессом чтения.

Таким образом, процесс чтения - это, прежде всего определенный вид интеллектуальной деятельности человека.

Далее необходимо рассмотреть способы проверки уровня развития мышления. В нашей работе нас интересуют словесно - логическое и образное мышление и способы их проверки. Словесно - логическое, абстрактное или понятийное мышление можно проверить посредством устной речи, через рассказ по предложенному тексту. Если рассказ логически построен, все события описываются последовательно, мысли не прыгают с одного события на другое и ребенок может без опоры на текст рассуждать о его содержании, отвечать на вопросы по тексту, то это свидетельствует о развитии у ребенка словесно - логического мышления. Соответственно образное мышление можно проверить через рисунок, т. к. именно в рисунке ребенок может отразить образ прочитанного. При этом схемы и рисунки могут быть у всех учащихся разными. Это говорит о том, что мышление учащихся не шаблонно, т. е. у каждого ученика возникает свой образ отдельных предметов.

На рисунке события текста также должны быть отражены последовательно, детально, а не хаотично; ребенок должен уметь объяснить свой рисунок.

Образное и словесно логическое мышление у школьников развивается при оптимальных условиях. Учителю необходимо создать такую среду и придумать такие задания при работе, которые бы соприкасались с личным опытом учащихся. И если представления ученика совпадают с теми предметами и явлениями, которые отражены в тексте, то работа над текстом будет увлекательной. Тогда у учащихся будет развиваться интерес к чтению. При такой работе учащийся будет открывать новые знания на основе вдумчивого и осознанного, а значит и осмысленного изучения деталей текста. И только при вдумчивой, неспешной, но не монотонной работе над вычленением смыслов содержащейся в тексте информации можно добиться продуктивного результата, т. е. формирования образов и новых понятий, а, следовательно, и развития словесно логического и образного мышления. При беглой, неосмысленной, неинтересной работе у учащихся не остаются ни знания, ни желание продолжать работу над текстом. Подобная работа приводит к тому, что сознание учащихся обрывочно, несистематизированное. И очень часто знания у школьников поверхностные, т. к. они не вникают в сущность, не видят связей между предметами и явлениями. Результатом этого является то, что учащиеся не способны свободно рассуждать по тексту, не могут последовательно и логично построить высказывания и, как результат, говорят заученными фразами, не понимая смысла своих высказываний, действий и поступков.