Ханты и манси: самые шокирующие факты. Обреченный на свободу

Всем привет, с вами Вячеслав Буленков и в этом выпуске вы узнаете кто самый богатый человека в мире. Но дойдем мы до него пройдясь по ТОП 10 самых богатых людей в мире за всю историю человечества. А идею для подкинул Максим, просто Максим. А перед просмотром этого ролика рекомендую канал КредитОр. Это один из самых полезных и лучших каналов о кредитах. Он помогает понять все о кредитах и сделать правильный выбор. Также автор отвечает на все вопросы причем абсолютно бесплатно. Подписывайтесь на канал по аннотации на экране или в ссылке в описании, а мы переходим к нашему выпуску! Одно из наиболее авторитетных и известных экономических изданий мира, журнал Forbes, опубликовало рейтинг самых богатых людей мира за 2015 год. Который возглавляет всем известный Билл Гейтс с состоянием $79,2 млрд., за ним второе и третье место занимают Карлос Этим Элу и Уоррен Баффетт с состояниями $77,1 млрд., и $72,7 млрд. Они известны всем своими достижениями, невероятными капиталами, но могут ли они называться самыми богатыми людьми за всю историю человечества? Пожалуй, нет, так как в десятку «самых-самых» они пока не входят. А перед началом ТОПа оставьте свое мнение, занимаясь чем можно переплюнуть нынешнюю тройку Форбс. Вот поставьте на паузу и напишите, будет реально интересно посмотреть. 3 секунды… Окей, давайте перейдем к нашему ТОПу:) Последнее место «ТОП-10ки» занимает американский меценат и промышленник Корнелиус «Командор» Вандербильт. Его называют главой одной из самых состоятельных семей за всю историю Америки и третьим в списке богатейших американцев всех времен. Его состояние в $185 млрд. происходило из разных источников, все начиналось с небольшой баржи и перевозок людей из Манхеттена в Статен-Айленд, затем последовали пароходы, организация собственного транспортного бизнеса и т.д. Еще богаче Вандербильт стал после успешного инвестирования в 1860-е годы в строительство железных дорог. На 9 месте расположился соотечественник Командора основатель «Ford Motor Company» Генри Форд. Родившийся в 1863 году в Гринфильде, штат Мичиган, Форд не стал первым изобретателем автомобиля, его заслуга состояла в разработке, производстве и выпуске первых авто для среднего класса. Заводы «Ford» выпускали «автомобили для всех», наиболее дешёвые машины в начале эпохи автомобилестроения. Общая стоимость активов изобретателя и автора 161 патента США после его смерти в апреле 1947 оценивалась около $199 млрд. На 8 месте Муаммар бен Мухаммад Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи, емае, это сказал:), также более известный как полковник Каддафи, правил Ливией более 4 десятилетий. Он стал председателем Совета революционного командования Ливии после сентябрьского государственного переворота в 1969 году и свержения короля Идриса І. На момент смерти личное состояние Муаммара Каддафи оценивалось в эквиваленте около $200 млрд. На 7 месте нормандский король, потомок викингов, Вильгельм I. Он правил более 20 лет, начиная с 1066 г. до своей смерти в 1087 году. Свое богатство он накопил за счет вторжения на территории других королевств, за что и получил прозвище «Завоеватель». Когда он умер в 1087 году, все состояние в эквивалентном размере $229,5 млрд. перешло к его сыновьям. На 6 месте благодаря активам на сумму около $ 236 млрд. занял Осман Али Хан, который был последним правителем Княжества Хайдарабад с 1911 по 1948 год, после чего княжество стало частью Индии. Во времена своего правления Осман Али Хан был самым богатым человеком в мире, владел коллекцией золота стоимостью более $100 млн., драгоценностями на сумму более $400 млн., в том числе известным бриллиантом «Джейкоб» весом 184,75 карат и стоимостью $93 млн. На 5 месте Царь Николай II. Император Всероссийский пришел к власти после смерти своего отца Александра ІІІ, тогда Николаю было 26 лет. Царь-мученик Николай пробыл у власти более 20 лет и стал последним императором Российской Империи. Активы царя по сегодняшним меркам оценивают в $300 млрд., включая драгоценности, запасы золота и серебра, а также огромный флот семьи Романовых. На 4 месте Эндрю Карнеги. Он сыграл важную роль в расширении и росте американской промышленности. Сталелитейный магнат шотландского происхождения стал также известным меценатом своего времени. Он начинал с карьеры телеграфиста, а в 1960-е уже делал первые инвестиции в строительство железнодорожных спальных вагонов, нефтяных вышек и мостов. На сегодняшний день совокупные активы Эндрю Карнеги стоили бы около $310 млрд. На 3 месте Джон Рокфеллер. Родившийся в США в 1839 году, стал первым «долларовым» миллиардером в истории человечества. Предприниматель основал компанию «Standard Oil» в 1870 году, которая стала лидером в нефтяной отрасли, это предприятие было первым деловым трастом на территории США. С учетом его состояния в $340 млрд. Рокфеллер был признан самым богатым американцем всех времен. На 2 месте семья Ротшильдов, чей общий капитал составил около $350 млрд. Франкфуртская банковской династия берет свои истоки в 1760-е гг., с тех пор ее членов считают самыми богатыми людьми в мире. Многие полагают, что семья Ротшильдов контролирует более $1 трлн. банковских активов и недвижимости. Однако кто же стал самым богатым человеком всех времен и народов? 1 место занимает прославленный правитель средневекового государства Мали в 15 столетии Мансе Муса. На сегодняшний день с учетом инфляции общее состояние Манса Муса стоило бы около $400 млрд. После этого - $79,2 млрд. Билла Гейтса кажутся ничтожными, ну да… А на сегодня все. Если хотите узнать на чем заработал свое состояние самый богатый человек Манса Муса, давайте наберем 150 лайков, и в золотом выпуске выйдет этот факт. Это выпуск в котором будут 5-7 самых интересных фактов с разных выпусков. Подписывайся на канал, чтобы получать новые вдохновляющие и полезные выпуски. С вами был Вячеслав Буленков, пока!

Самоназвание этого народа — мяньчи, маньси — означает «человек». В научной литературе манси объединяют с хантами под общим названием обских угров.

Манси, Чердынский уезд Пермской губернии, начало XX века.

Русские называли их югра (т.е. угры), а потом - вогулы, от названия реки Вогулки — левого притока Оби.

Орудия труда и оружие древних манси: 1- копье; 2 - кочедык; 3,4 - ножи; 5 - топор; 6 -топор-тесло;
7 - рыболовный крючок; 8-10 - рукояти ножей; 11 - ложка; 12 - кресало; 1. 3-7, 12 - железо; 2 - кость; 8-11 - бронза.

В старину манси были воинственным народом. В XIV-XVI веках земли Перми Великой подвергались их систематическим набегам. Центром и основной базой этих походов было Пелымское княжество (крупное объединение манси на реке Пелым). Дошло до того, что в 1483 году великий государь Иван III Васильевич должен был снарядить большое войско, которое прошло огнём и мечом по землям пелымских манси.

Восточная часть карты Московии С. Герберштейна . Югра - в верхнем
правом углу

Однако пелымские князья ещё долго оставались непокорёнными.


Это - не Ленин, это - мансийский князь или воин.

Почти столетие спустя, в 1572-73 годах, пелымский князь Бехбелей вёл настоящую войну с владетелями Верхнего Прикамья купцами Строгановыми, осаждал Чердынь и другие русские городки, но был разбит и умер в плену. Затем манси-вогулы участвовали в походах на Чусовую войск сибирского хана Маметкула. Даже после похода по мансийским землям Ермака пелымский князь предпринял последнюю отчаянную попытку сопротивления. В 1581 году он осадил приуральские городки, но был разбит, пленён и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Вхождение мансийских земель за Уралом в состав Российского государства было окончательно закреплено основанием в конце XVI в городов Тобольска, Пелыма, Берёзова и Сургута.

Гравюра XVII в. с видом Тобольска

С прекращением войн военная племенная верхушка манси постепенно теряла свою власть. Память о «богатырском» времени осталась лишь в фольклоре.

К концу XVII века численность местных русских уже превышала численность коренного населения. В следующем столетии манси были обращены в христианство.

Советская власть проявила внимание к национально-культурным проблемам манси. В 1940 году на территории Тюменьской области был образован Ханты-Мансийский национальный (а впоследствии — автономный) округ.

За последнее столетие общая численность манси увеличилась с семи тысяч до восьми тысяч трехсот человек. Однако, несмотря на это, процесс ассимиляции принял угрожающий характер: сегодня родным мансийский язык признает лишь 3037 человек.

Традиционная культура манси сочетает в себе культуру таёжных охотников и рыболовов с культурой степных кочевников-скотоводов. Наиболее ярко это проявляется в культе коня и небесного всадника — Мир сусне хума.

И все же, манси в своем большинстве являются в подлинном смысле слова «речным народом».

Вся их жизнь протекает в ритме дыхания Оби и ее притоков, подчиняясь подъемам и спадам воды, замерзанию и освобождению рек и озер ото льда, ходу рыбы и прилету птиц. Календарь манси выглядит следующим образом: «Месяц вскрытия Оби», «месяц половодья», «месяц прилета гусей и уток», «месяц нереста рыбы», «месяц отметавшего икру осетра», «месяц налима» и т.д. Согласно поверьям манси, сама Земля появилась среди первичного океана из ила, который достала гагара, трижды нырявшая за ним.

Семья Куриковых, река Пелым.
Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди"
туристической компании "Команды Искателей Приключений",www.adventurteam.ru.

Приемы и орудия рыбного лова были различными. Манси с низовьев рек выезжали на Обь для сезонной ловли. В период лова жили в летних жилищах, добывая рыбу и заготовляя её впрок. Перед ледоставом возвращались на зимнее место жительства. Запасы рыбы далеко превосходили нужды личного потребления, и большая часть рыбы уходила на продажу.

И русские, и зарубежные путешественники заслуженно именовали манси «рыбоядцами». Один из них подсчитал, что во время летнего хода рыбы взрослый мужчина «может съедать в день не меньше полпуда, или 8 кг, рыбы только в сыром виде, без костей и головы».

Фигурки рыб, отлитые с целью получения улова.

Особой популярностью у манси пользуется сосьвинская сельдь - рыбка тугун из семейства лососевых, вылавливаемая в реке Сосьве (приток Оби). Из внутренностей вытапливают жир, который употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Мясо едят в варёном, сыром, мороженом виде, а также сушат, вялят и коптят.

Свежее мясо и кровь домашних оленей манси потребляют в основном по праздникам. Грибы раньше считались нечистой пищей, но теперь этого запрета придерживаются нестрого. Хлеб распространён уже достаточно давно, из муки делают густую болтушку — соломат. Основной напиток манси — чай, который заваривают очень крепко.

Манси, стойбище Суеватпауль. Печь для приготовления пищи.

Правда, наесться и напиться от души манси довольно трудно. Ведь по их представлениям, мужчина имеет целых пять душ, а женщина — четыре.

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.

Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа – это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

В прошлом году режиссер А. Горобец попросил меня посмотреть сценарий фильма, который в этом году выйдет на экраны. В самом начале сценария один из героев говорит: «Ну шо, погутарим?». Если вы полагаете, что он – донской казак, то глубоко ошибаетесь. Это так, с точки зрения автора сценария из Белоруссии, говорят одесситы.

«Я умею пользоваться Гуглом» - довольно расхожий ответ, возникающий сами знаете в каких ситуациях. Но в некоторых случаях, лучше не уметь пользоваться Гуглом, особенно в поисках Википедии. Объясню почему.

После выхода моей книжки «Крошка Цахес Бабель» в 2009 году великие знатоки одесского языка бросились править статью «Русский язык Одессы», где в качестве примера единственного и неповторимого отражателя одесского языка везде и повсюду значился исключительно Исаак Бабель. Который на самом деле так называемого «одесского говора» не знал.

Каких только очередных глупостей не понаписывали самоназначенные энциклопедисты, правя статью. В том числе, что одесский язык отражен в репертуаре Аркадия Райкина и Клары Новиковой. Но, о чудо, стоило только мне доказать, что одесский язык регулярно пополнял не только русский литературный язык, но и блатной жаргон, так псевдо-энциклопедисты, скрипя сердце, изменили свое прежнее мнение на сей счет.

Признаюсь откровенно, мне абсолютно на это наплевать, но невозможно не заметить: приводя примеры употребления так называемого «русского языка Одессы» в литературных произведениях и в кино, большие знатоки темы тщательно избегают имени автора этих строк. Хотя в моих произведениях одесский язык нашел отражение куда сильнее, чем у всей знаменитой одесской плеяды, вместе взятой. Да и язык отмеченной знатоками темы «Ликвидации» сценарист Поярков почему-то выуживал из моих книг, а вовсе не из произведений упомянутых в этой статье Бабеля, Жванецкого и иже с ними.

Вообще-то удивляюсь, как это «энциклопедисты» не выбросили стоящие внизу ссылки на мои книги за одесский язык. Но если они расценивают репродуцированный в этой статье «Таки да большой полутолковый словарь одесского языка» в 4 томах, материалы для которого я собирал почти 20 лет, в качестве «юмористического», то я праве ласково и нежно считать их гомиками сапиенсиками энциклопедистиками.

Быть может, именно из статьи этих деятелей белорусский автор сценария и позаимствовал пресловутое «гутарить» в качестве характерной особенности одесской речи. Наряду с «загилить» и «сэмэшка». С точки зрения энциклопедистов википедианского покроя, «загилить» означает «спрятать», а пресловутое «сэмэшка» в устах одессита означает «семечка». Ну так имейте по поводу этих откровений чисто одесский коммент: «Больной на голову, а лечит ноги».

Теперь по поводу проверки статей Википедии так называемыми «опытными участниками» и ссылок на источники. Сегодня в этих самых источниках печатается столько откровенной половы, что свет туши, кидай гранату. И в этом плане одесский язык не составляет исключения. Мало того, что в самой Одессе есть два придурка в три ряда, поставившие на поток производство фальшивок под маркой одесского языка, так еще и каждый, кто умеет писать, при желании изваяет статью по поводу одесского языка где угодно, в том числе и в научной периодике. За просто периодику и говорить смешно.

Всего один пример. Недавно ежедневная всеукраинская газета «День» опубликовала статью, где речь идет об одесском языке http://www.day.kiev.ua/224926 Не собираюсь даже комментировать ее перлы, ибо автор статьи – двадцатилетняя девочка из Запорожья. Ну, чем не авторитетный источник для так называемых опытных участников?

Лет пять назад из статьи в Википедии «Русский язык Одессы» я узнал одну значащуюся там по сию пору интимную подробность. Оказывается, «Большой полутолковый словарь одесского языка» на самом деле написал не одессит, а ростовчанин Фима Жиганец, и была издана его книга в 2000 году. Выходит, что эту книжку я украл у Фимы, ибо мой «Большой полутолковый словарь одесского языка» впервые вышел в 2002 году.

Вся чушь, намалеванная в статье «Русский язык Одессы», весьма обильно используется украинскими, российскими и белорусскими средствами массовой информации, в свою очередь добавляющими в эту бочку дезы ложку собственных измышлений.

Не без веских оснований предполагаю, что подобная ситуация – отнюдь не из ряда вон выходящий случай на просторах свободной энциклопедии, в создании которой принимают участие все желающие убить свободное время. Например, в статье «Блесна» ссылка дана на словарь «Брокгауза и Ефрона», последний том которого вышел в 1907 году. По поводу охоты я не любопытствовал, но если в качестве источника статьи «Блесна» использованы материалы более чем столетней давности, не слишком удивлюсь, когда энциклопедисты начнут поучать вас скрадывать давным-давно улетевшую в Красную книгу и мало кем вообще виданную дрофу с помощью мушкета.