Сообщение про сперанского в сибири. Сибирь в первой половине XIX в.: реформы М

По предмету: История Отечественного государства и права

Тема: Сперанский М.М. – генерал-губернатор Сибири



Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало вглубь общества и принимало различные формы.

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно.

Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).


- 116.50 Кб

На 1812 г. опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Михаил Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. Сперанский сопровождал императора Александра на сейм в Борго, им были написаны речи государя при открытии и закрытии сейма, им была составлена окончательная редакция проекта об устройстве финляндского совета (переименованного впоследствии в Сенат), он же был назначен канцлером Абосского университета, наконец, он был поставлен во главе комиссии финляндских дел в Петербурге, пока, с преобразованием комиссии, председателем ее не был назначен барон Армфельт, уроженец Финляндии, перешедший недавно из Швеции на русскую службу и рекомендованный на это место Сперанским.

1812 г. был роковым в жизни Сперанского. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Постепенно охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним расстаться. Михаил Сперанский внезапно был отправлен в ссылку, подавшую повод к распространению клеветы об его измене посредством сношений с иностранными посланниками. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он «иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело».

Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Михаил Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков.

В подметных письмах Михаила Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн. «Все орудия этой колоссальной интриги, не посвященные в тайну конечной ее цели, - говорит Н.К. Шильдер, - действовали, как марионетки, нити которых были в руках лица, направлявшего весь ход этой загадочной драмы. Руководствуясь самыми разнообразными побуждениями, все привлеченные к делу лица усердно хлопотали о том, что уже давно было решено в уме Александра и чего они не знали, не сразу проникнув до понимания истинной подкладки интриги».

17 марта 1812 г., после 2 часовой аудиенции у государя, который, между прочим, сказал Сперанскому, что, ввиду приближения неприятеля к пределам империи, не имеет возможности проверить все взведенные на него обвинения, Михаил Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования - «первый и единственный источник всего, что случилось» с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится «к тем же основным идеям». Громадное большинство общества встретило падение Сперанского с великим ликованием, и только Н. С. Мордвинов открыто протестовал против его ссылки выходом в отставку от должности председателя департамента экономии государственного совета и уехал в деревню. По удалении Сперанского начала циркулировать записка на французском языке, автор которой утверждал, что Михаил Сперанский имел в виду своими нововведениями привести государство к разложению и полному перевороту, изображал его злодеем и предателем отечества и сравнивал с Кромвелем. Записка эта была составлена лифляндцем Розенкампфом, служившим в комиссии законов и ненавидевшим Сперанского за то, что тот затмил его своими талантами, и исправлена была Армфельтом.

В сентябре того же года, вследствие доноса о том, что в разговоре с архиереем Сперанский упомянул о пощаде, оказанной Наполеоном духовенству в Германии, Михаил Сперанский был отправлен в Пермь, откуда написал государю свое знаменитое оправдательное письмо. Он весьма убедительно опроверг в нем переданное ему Александром при прощании обвинение, будто бы он старался финансовыми мерами расстроить государство и вызвать увеличением налогов ненависть к правительству, и называл клеветой утверждение, что, порицая правительство, он разумел особу самого государя. Просьба Сперанского о дозволении ему поселиться в его новгородском имении была оставлена без ответа и исполнена лишь в 1814 г., после вступления наших войск в Париж и нового письма Сперанского к государю. Вероятно, по переезде в деревню Михаил Сперанский набросал новые предположения о государственных преобразованиях, извлечения из которых Н. Тургенев напечатал в своей книге «La Russie et les russes» (III, 296 - 309), но которые он ошибочно слил воедино с проектом 1809 г. Ссылка имела то влияние на политические взгляды Сперанского, что вместо отвращения к преобладанию аристократии, которое он положительно высказывал в своем труде 1809 г., он стал искать гарантии политической свободы в усилении аристократии. По этому новому взгляду Сперанского правительство, опирающееся на основные законы, может быть или ограниченной монархией, или умеренной аристократией. В ограниченной монархии необходимо, чтобы высший класс наблюдал за охранением закона. Народ должен участвовать в составлении, если не всех, то, по крайней мере, некоторых законов; охранение законов он вверяет аристократии.

Образцом для устройства этого класса он считал теперь английскую аристократию и прямо утверждал, что в основании его должно быть положено право первородства. При собрании национального конгресса, первые четыре класса чинов составят верхнюю палату, а остальное дворянство должно заседать с депутатами от народа, и одной из первых мер конгресса будет восстановление закона Петра I о первородстве с тем, чтобы этот закон прилагался лишь ко вновь созданной аристократии.

Между тем в своем труде 1809 г. Михаил Сперанский писал о Петровском законе следующее: «По разуму того времени не было еще точного понятия о политической свободе. Сие доказывается учреждением Петра Великого (1714) о праве первородства. Сие установление, совершенно феодальное, могло бы уклонить Россию на несколько веков от настоящего ее пути». В 1816 г. Михаил Сперанский вновь просил государя обратить внимание на его судьбу и вместе с тем ходатайствовал у Аракчеева о его содействии. Указом 30 августа, в котором было сказано, что «по внимательном и строгом рассмотрении поступков» Сперанского государь «не имел убедительных причин к подозрениям», Сперанский был назначен на должность пензенского губернатора, чтобы дать ему способ «усердной службой очистить себя в полной мере». Здесь он не покидает еще мысли о государственных преобразованиях, в одном письме 1818 г. задает вопрос: «кто метет лестницу снизу?» и затем предлагает, очистив административную часть, перейти к свободе политической.

Для выработки необходимых реформ Михаил Сперанский советует учредить комитет из министра финансов Гурьева, нескольких губернаторов (в том числе и его самого) и 2 - 3 губернских предводителей дворянства. В одной записке, составленной, вероятно, во время пребывания в Пензе, мы видим сочувствие автора конституционному строю, несмотря на неуверенность в возможности введения его в России. В марте 1819 г. Михаил Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором, причем государь в собственноручном письме писал, что этим назначением желал явно доказать, насколько несправедливо враги оклеветали Сперанского (о выработанных им проектах уставов и учреждений для Сибири). Служба в Сибири еще более охладила политические мечтания Сперанского. В заметках, начатых в Пензе в 1819 г. и оконченных в Сибири, он хотя и говорит, что польза «законодательного сословия» «может состоять в том, что правительство, поставив себя сим учреждением впереди народных желаний, станет вне опасности всякого внезапного движения», но в тоже время признает, что «возможность законодательного сословия сильного и просвещенного весьма мало представляет вероятности. Почему - одно из двух: или сословие сие будет простое политическое зрелище, или, по недостатку сведений, примет оно ложное направление».

2. Реформы М.М. Сперанского в Сибири

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.

В марте 1819 г. Сперанский был назначен сибирским генерал- губернатором, причем государь в собственноручном письме писал, что этим назначением желал явно доказать, насколько несправедливо враги оклеветали Сперанского. Служба в Сибири еще более охладила политические мечтания Сперанского.

Сибирские губернаторы были печально знамениты своей жестокостью и деспотизмом. Зная об этом, император поручил Сперанскому тщательно исследовать все беззакония и наделил его самыми широкими полномочиями. Новому генерал-губернатору приходилось одновременно, и проводить ревизию вверенного ему края, и управлять им, и разрабатывать основы первостепенных реформ. Он составил себе личную канцелярию из преданных ему людей. Затем он начал инспекционные поездки - объездил Иркутскую губернию, побывал в Якутии и Забайкалье.

В Сибири интересы самодержавия и помещиков представляли 2210 дворян, до 2 тысяч духовенства, свыше 7000 военных и гражданских чиновников и другие представители господствующих классов.

Приток дворян значительно возрос в связи с развитием золотопромышленности и административной реформой М. М. Сперанского. Этой реформой правительство для укрепления позиций царизма надеялось пресечь страшные злоупотребления, хищения и произвол чиновников.

Краевед В. Загорский в статье "Из быта и нравов Сибири" писал:

"...в Енисейске уже в начале XIX века, - перед самым приездом Сперанского, городничий Куконевский катался по городу в экипаже, запряженном чиновниками. Это он делал столько же для своего удовольствия, сколько и для наказания этих чиновников, которые хотели ходатайствовать о смене его".

Сперанский в 1822 году ввел новое административно- территориальное деление Сибири. Почти всю территорию нынешнего Красноярского края впервые выделили в самостоятельную Енисейскую губернию. Ее центром стал Красноярск. Вместо старых уездов были созданы округа: Красноярский, Канский, Минусинский, Ачинский и Енисейский. Самым крупным по площади стал Енисейский округ, а самым населенным к 1861 году - Минусинский. Каждый из пяти округов Енисейской губернии возглавляли окружные начальники. Окружной полицией и земским судом ведали земские исправники. В городах административная власть по-прежнему находилась у городничего, а хозяйственная жизнь направлялась городской думой.

Енисейская губерния входила в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство с центром в городе Иркутске. При гражданском губернаторе стали действовать совещательные советы. Но они не могли серьезно ограничивать "самовластье" начальника губернии, так как состояли из подчиненных ему должностных лиц. Проводимые реформы увеличивали штат стоящих над трудовым народом чиновников. Произвол же властей остался.

Были внесены изменения и в управление у малых народностей края. По принятому в 1822 году "Уставу об управлении инородцами" нерусское население края разделялось на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались к русским крестьянам. У кочевых, к которым отнесли хакасов, учредили степные думы, которым подчинялись инородческие управы и родовые управления. В Минусинском округе были Качинская, Сагайская (позже Аскизская) и Койбальская думы, а в Ачинском округе - Кизыльская. Для "бродячих инородцев" в основном сохранили старую родоплеменную организацию. К ним отнесли народы Приенисейского Севера. Должностные лица всех этих новых местных органов выбирались сородичами на общих сугланах - собраниях. Чины местного управления (старосты, головы, родовые начальники и др.) утверждались губернским начальством. Ими, конечно, становилась родовая и феодальная верхушка.

Реформы М. М. Сперанского в Сибири не создали условий для широкого прогрессивного развития. Они только несколько усилили подконтрольность сибирской администрации царскому правительству.

Он составил "Полное собрание законов Российской империи", начиная с уложения 1649г.(1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того, Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Михаил Сперанский скончался 2 февраля..

Заключение

В первой половине ХIХ века абсолютизм в России достигает своего апогея. Монарх, особенно в правление Николая I, концентрирует всю государственную власть в своих руках. Его личная канцелярия становится одним из важнейших органов управления. Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служит систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер,

Краткое описание

Имя графа Михаила Михайловича Сперанского известно всем, кто хоть немного знаком с русской историей. Однако – как это нередко бывает, – как правило, кроме самого общего определения «прогрессивного деятеля», которое говорит меньше чем ничего, у большинства людей никаких ассоциаций с ним не связывается.

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: История Отечественного государства и права

Тема: Сперанский М.М. – генерал-губернатор Сибири


Введение

Михаил Михайлович Сперанский - дальновидный политик и управленец, сумел за два года изучения обширных территорий Сибири с её тяжелыми климатическими условиями и произволом, в котором находилось население, изучить и разработать систему реформирования для этого региона. Назначенный на пост генерала-губернатора, Сперанский принял ряд мер, направленных на то, чтобы в экономическом, социальном и культурном развитии Сибирь приблизилась к уровню европейской России. Им было учреждено Главное управление торговли Сибири, создана Казенная палата для решения земельных и финансовых вопросов. Непосредственное общение c крестьянами, торговцами и промышленниками дало материал для разработки и принятия мер к поощрению сельского хозяйства, торговли и промышленности края. Всего Сперанский провел в Сибири около двух лет. Историки сравнивают его деятельность по масштабу с деятельностью Петра Великого в европейской России за столетие до этого. В 1820 Сперанский писал дочери: «Если немного я здесь сделал, по крайней мере, много осушил слез, утишил негодований, пресек вопиющих насилий и, может быть, еще того важнее, открыл Сибирь в истинных ее политических отношениях».

Итогом деятельности Сперанского в Сибири и новой главой в сибирской истории стала серия подготовленных им законодательных актов, определяющих новое административное устройство и управление края, судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, социальный статус различных его категорий, развитие экономики края, объединенные в «Уложение для управления Сибирью». После воцарения Николая I, Сперанский возглавил в 1826 г. II отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов. Под его руководством были составлены 45-томное «Полное собрание законов»(1830) и 15-томный «Свод законов» (1832).В ознаменование его трудов, император пожаловал ему графский титул и орден св. Андрея Первозванного.

«Сперанский был муж ума и науки. От него остались нам для изучения и целая система мыслей, и стиль правительственного здания», – писал декабрист Г.С. Батеньков.

Два года служения в этой должности раскрыли его как искуснейшего практика в деле организации управления для решения сложнейших проблем такого колоссального и малообжитого региона, как Сибирь XIX века. Мобилизовав знания и опыт тех министерств и Государственного совета, которые были при нем и с его участием основаны, он сформировал и оставил стране подход к решению проблем огромнейшей территории, простирающейся от Балтики до Тихого океана, всего Севера России и даже Аляски и части Калифорнии (Форт Росс), входящих в те времена в состав страны.

Сперанский в период своей деятельности в Сибири не был обычным чиновником или традиционным "инспектором". Как исследователь и политик, он использовал два года своей жизни для осмысления того, как можно реализовать пророчество Ломоносова о том, что Россия прирастать Сибирью будет. Он доказал, что управление - это не составление бумаг, а нахождение пути к общему благу.

Еще на заре разработки своих проектов реформ управления М. М. Сперанский определил, благодаря чему Россия может развиваться. Таких источников он видел три: силы производительные, силы народные - всех людей, составляющих державу, - и силы духовные. "Других сил вообразить неможно", - говорил он. Все, что происходило уже ближе к веку XX по части освоения природных ресурсов страны и Сибири, по существу, входило в силы "производительные". Но именно Сперанским были заложены основы взаимодействия с людьми, искусство понимать интересы разных слоев населения - ради развития общества и процветания государства. Он сумел раскрыть потенциал первых производителей, купцов, изыскателей, проводников, открыть метод понимания близлежащих территорий и их народов, подходы к их приобщению к народу русскому и устроению добрососедских отношений.

Здесь, за Уральским "каменным поясом", в азиатской части Российской империи, Михаил Михайлович сумел реализовать свои установки на развитие и использование сил сибиряков, прежде всего сил народных, духовных. Без этого было немыслимым бурное производственное развитие края, оказавшего огромное влияние на приращение исторического богатства России, ее экономику, культуру, национальное самосознание и в конечном счете на расширение роли и веса нашей страны в мировом пространстве.


I. Россия в начале XIX века

1.1 Необходимость изменений во внешней и внутренней политике страны

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало вглубь общества и принимало различные формы.

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно.

Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).

Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние. С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.

30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением, получившим название "Непременного совета", для обсуждения государственных дел и постановлений.

Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.

Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.

Указ от 12 декабря 1801 г. предоставлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.


II. Сперанский - доверенное лицо Императора


Верховенства закона в крепостническом самодержавном государстве достичь было невозможно, но сам факт кодификации законодательства имел огромное историческое значение, хотя был лишен практического смысла. В целом, государственная деятельность М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата событиями и противоречиями. Судьба назначила ему быть в самом центре отечественной политической истории первой...

40-летия Сперанский был удостоен очередной награды - ордена Александра Невского. Однако ритуал вручения награды прошел непривычно строго офици­ально, и для двора стало ясно, что "звезда" реформатора начинает тускнеть. Но мало кто мог предвидеть, что падение произойдет так скоро. Почувствовав холодность Александра I в отношении своего госу­дарственного секретаря, недоброжелатели Сперанского...

КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: ИсторияОтечественного государства и права
Тема: Сперанский М.М. – генерал-губернатор Сибири

Введение
Михаил Михайлович Сперанский - дальновидный политик иуправленец, сумел за два года изучения обширных территорий Сибири с её тяжелымиклиматическими условиями и произволом, в котором находилось население, изучитьи разработать систему реформирования для этого региона. Назначенный на постгенерала-губернатора, Сперанский принял ряд мер, направленных на то, чтобы вэкономическом, социальном и культурном развитии Сибирь приблизилась к уровнюевропейской России. Им было учреждено Главное управление торговли Сибири,создана Казенная палата для решения земельных и финансовых вопросов.Непосредственное общение c крестьянами, торговцами и промышленниками даломатериал для разработки и принятия мер к поощрению сельского хозяйства,торговли и промышленности края. Всего Сперанский провел в Сибири около двухлет. Историки сравнивают его деятельность по масштабу с деятельностью ПетраВеликого в европейской России за столетие до этого. В 1820 Сперанский писалдочери: «Если немного я здесь сделал, по крайней мере, много осушил слез,утишил негодований, пресек вопиющих насилий и, может быть, еще того важнее,открыл Сибирь в истинных ее политических отношениях».
Итогом деятельности Сперанского в Сибири и новой главой всибирской истории стала серия подготовленных им законодательных актов,определяющих новое административное устройство и управление края,судопроизводство и характер отбывания повинностей населением, социальный статусразличных его категорий, развитие экономики края, объединенные в «Уложение дляуправления Сибирью». После воцарения Николая I, Сперанский возглавил в 1826 г.II отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, осуществлявшее кодификацию законов.Под его руководством были составлены 45-томное «Полное собрание законов»(1830)и 15-томный «Свод законов» (1832).В ознаменование его трудов, императорпожаловал ему графский титул и орден св. Андрея Первозванного.
«Сперанский был муж ума и науки. От него остались нам дляизучения и целая система мыслей, и стиль правительственного здания», – писалдекабрист Г.С. Батеньков.
Два года служения в этой должности раскрыли его какискуснейшего практика в деле организации управления для решения сложнейшихпроблем такого колоссального и малообжитого региона, как Сибирь XIX века.Мобилизовав знания и опыт тех министерств и Государственного совета, которыебыли при нем и с его участием основаны, он сформировал и оставил стране подходк решению проблем огромнейшей территории, простирающейся от Балтики до Тихогоокеана, всего Севера России и даже Аляски и части Калифорнии (Форт Росс),входящих в те времена в состав страны.
Сперанский в период своей деятельности в Сибири не былобычным чиновником или традиционным «инспектором». Как исследовательи политик, он использовал два года своей жизни для осмысления того, как можнореализовать пророчество Ломоносова о том, что Россия прирастать Сибирью будет.Он доказал, что управление - это не составление бумаг, а нахождение пути кобщему благу.
Еще на заре разработки своих проектов реформ управления М. М.Сперанский определил, благодаря чему Россия может развиваться. Таких источниковон видел три: силы производительные, силы народные - всех людей, составляющихдержаву, - и силы духовные. «Других сил вообразить неможно», - говорил он. Все, что происходило уже ближе к веку XX по части освоенияприродных ресурсов страны и Сибири, по существу, входило в силы«производительные». Но именно Сперанским были заложены основывзаимодействия с людьми, искусство понимать интересы разных слоев населения - ради развития общества и процветания государства. Он сумел раскрыть потенциалпервых производителей, купцов, изыскателей, проводников, открыть методпонимания близлежащих территорий и их народов, подходы к их приобщению к народурусскому и устроению добрососедских отношений.
Здесь, за Уральским «каменным поясом», в азиатскойчасти Российской империи, Михаил Михайлович сумел реализовать свои установки наразвитие и использование сил сибиряков, прежде всего сил народных, духовных.Без этого было немыслимым бурное производственное развитие края, оказавшегоогромное влияние на приращение исторического богатства России, ее экономику,культуру, национальное самосознание и в конечном счете на расширение роли ивеса нашей страны в мировом пространстве.

I. Россия в начале XIXвека

1.1 Необходимость изменений во внешней и внутренней политикестраны
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности,которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешнейполитике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.
Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословияобщими правами и призвать их к совместной деятельности.Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этихпроблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующегопорядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко илирешительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Нокаждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние иливнутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливалиправительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало вглубь обществаи принимало различные формы.
АлександрI, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой иосуществлял её более последовательно и обдуманно.
Основныецели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их всовместную государственную деятельность. Необходимо было установить новыезаконодательные отношения между классами, повысить образовательный уровеньнарода, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).
Частичноевведение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни былинедовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишкоммедленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственноехозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние. С 1801 г. по1808 г. были произведены некоторые преобразования.
30марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением,получившим название «Непременного совета», для обсуждения государственныхдел и постановлений.
Затембыли преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они былипреобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морскихсил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения.
Главнымотличием новых органов центрального управления была их единоличная власть:каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.
С1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.
Указот 12 декабря 1801 г. предоставлял право всем лицам свободных состоянийприобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этотзакон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.
20февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступатьв соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целымиселениями или отдельными семьями.

II.Сперанский - доверенное лицо Императора

2.1Планы Сперанского
Затемпоследовали события, которые на некоторое время отвлекли императора отвнутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. всоюзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачиохладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Членынеофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие местазанял один человек, который стал единственным доверенным сотрудникомимператора. Это был Михаил Михайлович Сперанский.
Сперанскийвышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали.Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села ЧеркутинаВладимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальскойдуховной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главнойсеминарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отличноокончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свойлюбимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык ит.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом.Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при егопротекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал этовельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился втитулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIIIвека необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась егонеобыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен.При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременныйсовет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедициейгражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г.,были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерствавнутренних дел. С 1806 г. Сперанский и Александр I сблизились.
2.2 Преобразования в администрации
Сперанскийбыл назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работатьнад общим планом государственных реформ.
Сперанскийбыл лучшим, даровитым представителем старого, духовно - академическогообразования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как быего назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическимпостроениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертилтакой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью впроведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, нигосударь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительныхпотребностей и наличных средств России.
Пословам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредствомзаконов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщитьдействию этой власти больше достоинства и истинной силы».
Планего излагал основания управления русских сословий перед законом и новоеустройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управлениесоставлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных исудебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершиныуправления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят триучреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всехсословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное- Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом,состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской.
Плансоставился очень быстро: он был начат в конце 1808 г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора. Этот план не мог быть осуществлёнв полном объёме, т.к. нисколько не был рассчитан на политические средствастраны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых умаРоссии.
Нокое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные частипреобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.
3апреля 1809 г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809 г.установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в этичины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном изрусских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленнойпрограмме, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалосьзнание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественногоримского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знаниеотечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистикиРусского государства, в географии и даже в математике и физике.
Обауказа готовились и были изданы втайне от высших правительственных сфер. 1января 1810 г. был открыт преобразованный Государственный совет.
Такимобразом, устанавливался твёрдый порядок законодательства:
1)Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;
2)он один их рассматривает;
3)ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утвержденияверховной власти.
Этимичертами указывается двоякое значение совета - законодательное иобъединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслямуправления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всехэтих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствуетсам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общегособрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, делгражданских и духовных и государственной экономики.
Былаучреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждогодепартамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым былназначен Сперанский.
Вследза Государственным советом были преобразованы по плану Сперанскогоминистерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойнойнедостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственностиминистров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованыдвумя актами: манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г.
Образовалось12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведенияминашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, дажев подробностях, действовал очень долго.
Предложенобыло преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к началу 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгомразделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразоватьв два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял изминистерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другоепод названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената быладвойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другиевыбирались дворянством.
Возраженийпротив этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не былапроведена, хотя большая часть совета высказалась «за» и государьпроект утвердил.
Значитиз трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной исудебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась.Губернское управление тоже не было преобразовано.
Поразным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводитьсяпреобразованные им учреждения. Его опале были искренне рады в высшем обществе,что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему сожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля1810 г. и 11 февраля 1812 г. были повышены все налоги - иные удвоены, другиеболее чем удвоены. В результате интриг противников Сперанский был сослан вНижний Новгород и Пермь.

2.3Назначение Сперанского М.М. на должность генерал-губернатора Сибири
В1816 г. опала на Сперанского была снята, и его назначили пензенским гражданскимгубернатором, а в 1819 – генерал-губернатором Сибири.
Моментдля назначения был выбран удачный. Обширные сибирские территории, богатыеценнейшими ресурсами и дававшие еще совсем недавно достаточно большиепоступления в казну ясаком (ценнейшими мехами) и деньгами, стали отличатьсядругими «подвигами» - необузданным произволом и мздоимством местныхчиновников. Генерал-губернатор Сибири П.И. Пестель управлял краем, как нипарадоксально, из Петербурга.
Бесконтрольнаяместная чиновная братия лишь усугубляла и без того сложные условия управления иосвоения восточных территорий империи, связанные с неразвитостью инфраструктурыкрая, ее многонациональным составом и достаточно непростыми внешнеполитическимиусловиями закрепления земель за Россией. Все звенья губернского управления вСибири пронизывали крайний деспотизм, коррупция, изощренные пытки прирасследовании дел, беззастенчивый грабеж коренного населения. Этим отличались игубернаторы (особенно иркутский Трескин и томский Илличевский), и местныеисправники и городничие. Дело даже дошло до того, что местный полицейскийначальник г. Енисейска Куколевский запряг свой экипаж подчиненными емучиновниками, осмелившимися подать на него жалобу, и ездил на нем по улицамгорода. Жалобы на сибирскую администрацию всякими окольными путями все жедостигали столицы, назначались ревизии, рассматривались материалы… И всеоставалось по-прежнему.
Сперанскийполучил широкие полномочия, далеко выходящие за рамки обычногогенерал-губернаторского статуса. Он имел право проведения следствия,отстранения от службы и предания суду любого виновного в злоупотребленияхдолжностного лица, определения и проведения мер, необходимых для наведенияпорядка.
Определеннойимператором перед новым генерал-губернатором триединой задачи - ревизии,текущего управления и подготовки реформы Сибирского края - каждой ее части слихвой хватило бы даже одному опытному администратору, а Сперанскому государьдля исполнения задуманного отводил всего полтора-два года. Решение всех этихпроблем могло бы затянуться, как и все российские попытки преобразований, надолгие годы, хотя старая поговорка «и овцы целы, и волки сыты» точнопоходила к этому решению монарха: Сперанского вроде бы «простили ивернули» к высокой государственной должности, а его нахождение в Сибири иудаление от общегосударственных дел не вызывало нового раздражения столичнойбюрократии.
сперанскийгубернатор сибирь реформа

2.4Изучение проблем Сибири. Проведение Реформ управления краем

22мая 1819 Сперанский уже подъезжал к Тюмени, а 24 мая был в Тобольске. По мереего продвижения к Иркутску росло число жалоб жителей на жестокость исамоуправство местных властей, притеснения, произвол, взяточничество иказнокрадство. Сперанский обозревал заводы, монетный двор в Екатеринбурге,присутственные места, больницы, остроги. 29 августа 1819 г. Он прибыл вИркутск. «Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и злапочти нетерпимого, - писал он другу 24 июня 1819 из Томска. – Измучен жалобами,доносами, ябедою, едва нахожу я столько терпения, чтобы окончить дело, мнепорученное. Слухи ничего не преувеличивали, и дела еще хуже слухов». Богатейшийкрай с колоссальными природно-хозяйственными возможностями, в силу своейотдаленности, отсутствия всякого надзора и контроля из далекого Петербурга,превратился в объект бессовестнейшего грабежа и произвола местных сатрапов.Новому генерал-губернатору в короткий срок приходилось одновременно и проводитьревизию края, и управлять им, и собирать материалы для разработки некоторыхоснов местного управления и писать уставы новых учреждений. Уличенныхказнокрадов и притеснителей-взяточников он предавал суду и даже возвращалвзятки «обиженным взяткодателям». Картина злоупотреблений ужасала.
Порезультатам инспектирования «частей управления вверенного края»Сперанским были созданы три следственные комиссии - в Иркутске, Нижнеудинске иЯкутске, которые провели разбирательство по 74 следственным делам и посоответствию должности почти тысячи местных чиновников. Результаты быличрезвычайно значительны: 432 человека были подвергнуты лишению свободы, 262привлекли к дисциплинарной ответственности – увольнению от должности, понижениюпо службе, выговорам и т.д., а 375 привлеченных к следствию лиц оправдали.Число наказанных чиновников могло быть и выше, поскольку практически почтикаждый служащий оказался замешан в злоупотребления в той или иной мере, но тогдаадминистрация края всех уровней могла бы остаться просто вообще безгосударственных служащих.
Опытпрежней деятельности и пензенского губернаторства дали Сперанскому возможностьне только быстро и решительно пресечь разгул чиновного произвола, но иразвернуть деятельность администрации для решения насущных проблем развитияСибирского края. Новый генерал-губернатор прекрасно понимал то экономическоезначение, которое Сибирь имела для России. Им было учреждено Главное управлениеторговли Сибири, модернизованы органы земельного и финансового управления,серьезную поддержку губернатора получила Российско-Американская торговаякомпания. Ряд мер был принят для поощрения развития промышленности, земледелия,торговли, образования.
Ноосновной недостаток, «зло» в несоблюдении государственных интересов вкрае Сперанский видел в несовершенном управлении Сибирью и отсутствииюридически грамотно выстроенного и согласованного комплекса законодательныхактов, определявших административное устройство и компетенцию местного аппаратауправления, положение различных категорий населения – коренного, пришлого ислужилого, а также тысяч ссылаемых сюда с целью обеспечения рабочей силойгорных заводов и колонизации территорий каторжан и ссыльнопоселенцев.
2.5 Сотрудничество с Батеньковым
Сперанскийпрекрасно понимал, что в этих условиях для края была крайне необходимасерьезная комплексная реформа на уровне всего региона. Заметим, что только емусамому Сибирская реформа была по плечу, и Сперанский вместе с Батеньковымприступил к подготовке законопроектов. На основе ревизии края они пришли квыводу, что региону требовалась хорошо выстроенная система центрального,генерал-губернаторского, губернского и местного управления (включая управлениеи коренным населением), а также кодифицированное законодательство, заменившеесотни изданных в разное время и в массе своей противоречащих друг другуузаконений.
Батеньковв кратчайшие сроки проделал огромную подготовительную работу по сбору иобобщению исходных материалов для подготовки комплекса законодательных актов оСибири: проанализировал массив законодательных, статистических и фактическихданных, внес конкретные предложения. В результате этой деятельности появилсякомплекс документов под общим названием «Записка о заселении Сибири»,а также ряд документов по отдельным частям управления. Именно комплексноеизучение проблем края позволило выйти и на комплексные решения конструктивногохарактера, реформирующие всю систему управления краем и создающие комплекссибирских кодифицированных законодательных актов.
Пожалуй,впервые в истории Сибири подход к реформе был поставлен на практико-исследовательскуюоснову. Подготовленные Батеньковым материалы были представлены Сперанскому.Одновременно генерал-губернатор запросил ряд документов от местных властей - осостоянии путей сообщения, горных промыслах и их управлении и др.
Задва года пребывания в Сибири Сперанский составил план административной реформыкрая, подготовил проекты императорских указов по самым острым на тот моментвопросам. И сумел убедить царское правительство в необходимости их исполнения.
Однако российская внутренняя политика обернулась такимобразом, что идеи М. М. Сперанского, перспективные и дальновидные, были забытыпочти на целое столетие -о нем как о государственном деятеле вспомнили только вначале XX века, и то ненадолго: грянула революция. Что же касается егосибирских проектов, то они так и остались без внимания.
Находясь в новой должности он решил провести ревизию Сибири.Она вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полноебесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинаетпроводить реформы управления краем.
“Первым сотрудником” при проведении сибирских преобразованийбыл будущий декабрист С.Г. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергичнозанимался разработкой “Сибирского уложения”- обширного свода реформированияаппарата управления Сибири. Вместе они подготовили множество проектов: осухопутных сообщениях, об учреждении этапов, об административном образованиигуберний по природным зонам и т.д. Особое значение среди них имели два проекта,утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирскихгуберний» и “Устав об управлении инородцев”. Примечательно, чтоособенностью последнего явилось предложенное Сперанским новое деление коренногонаселения Сибири по образу жизни на - оседлое, кочевое и бродячее.Соответственно этому делению каждая категория получала свои права иобязанности, а власти предписывался порядок управления ими.
В период работы над Сибирским уложением” Батеньков искренневерил, что Сперанский, “вельможа добрый и сильный” действительно преобразитСибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано “никакихсредств к исполнению возложенного поручения” и результаты его деятельности вСибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что “занеуспех нельзя винить лично Сперанского”. Он писал о последнем: “Память о немсохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многиепамятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегкоизглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром”.
В конце января 1820 года Сперанский направил императоруАлександру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончитьвсе дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметьцели». Этим Михаил Михайлович явно подталкивал государя к тому, чтобы тотпозволил ему в ближайшем будущем вернулся в Петербург. Дозволение Александра незаставило долго себя ждать. Но император предписывал своему бывшемугоссекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицук последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла наСперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственнойдеятельности, сознание того, что в Петербурге по-прежнему есть влиятельныенедруги ему, страх остаться в Сибири навсегда и даже боязнь подвергнутьсянеобоснованным обвинениям со стороны местных чиновников, уличенных им взлоупотреблениях.

III.Причины безуспешности начинаний Сперанского
Причина безуспешности преобразовательных начинанийСперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этойнепоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новыеправительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаныбыли на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона,который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной иобщественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или погласному признанию действующего закона, целая половина населения империи,которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а отличного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения небыли согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые быливведены и надуманны.
По требованию исторической логики новыегосударственные учреждения должны были стать на готовую почву новыхсогласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин.Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учрежденияраньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотелипостроить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась врабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые ихпроизводили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается впреувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди техпоколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, всечастные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будетосуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е.система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такомумнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучениядействительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать закороткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будутоценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи дляисторического честолюбия.

Заключение

РешениеСперанским проблем управления Сибирью и Пензенской губернией имелопрогрессивное значение для этих территорий. Администрирование Сперанскогосибирским краем повлекло за собой решительный поворот в политике самодержавия вотношении Сибири и, в частности, её коренного населения. Благодаря СперанскомуСибирь в представлении правительства уже являлась не промысловой колонией, аорганической частью России, управляемой с учетом естественно-географических и этническихособенностей.
ОбозначенныйСперанским вектор развития взаимодействия государства и коренных народовСибири, остается верным, и по сей день. В нынешнее время стерженьправительственной политики в отношении коренных жителей Сибири составляет защитаих интересов и обеспечение устойчивого развития в сфере традиционногоприродопользования. разработанная Сперанским в 1819 г.
Главнаяцель сибирских преобразований - превращение Сибири в производящий регионреализуется в современных условиях. Она является основным приоритетом вдеятельности теперешних высших администраторов Сибири.
Припроведении сибирской реформы 1822 г. М.М. Сперанский добился создания советовпри генерал-губернаторах, губернаторах и окружных начальниках. Этиколлегиальные и совещательные органы состояли из чиновников, а не депутатов - жителей края. Определенные Сперанским состав и функции советов свидетельствуюто расхождении первоначальной идеи реформатора о привлечении представителей сибирскогообщества к выработке административных решений и его практических шагов поорганизации управления краем.
Однакосамо учреждение советов соответствовало предложениям Сперанского 1803-1809 гг.- создавать органы, которые в будущем смогут стать политическисамостоятельными.
Несмотряна нереализованность многих замыслов сибирского реформатора, созданная по егопроектам областная организация, представляла собой более эффективную модельтерриториального управления, чем ранее существовавшая. Данная модельспособствовала ускорению темпов социально экономического развития сибирскогокрая.
Губернаторскаядеятельность М.М. Сперанского в Пензе представляет особый интерес, прежде всего,с точки зрения определения влияния административного опыта на представленияреформатора об устройстве власти на местах. Находясь в Пензе, Сперанскийсосредоточил внимание на выявлении недостатков действующего Учреждения огуберниях (1775 г.) и на пересмотре регламента генерал-губернаторской игубернаторской власти. В Пензе Сперанский разработал ряд мер по освобождениюгубернских учреждений от излишней опеки главных местных начальников, а также поослаблению личной власти высших администраторов на местах. Опыт губернаторскойслужбы убеждал Сперанского в необходимости разделения функций надзора иуправления местных властей.
Впериод практической деятельности по решению вопросов губернского и окраинногоуправления произошло изменение подхода Сперанского к реорганизации управленияна местах. Теперь реформу губернского управления он выдвигал на первое место вряду гражданских преобразований, постепенно ведущих к политическим изменениям.Руководствуясь этим подходом, М. Сперанский составил несколько проектовгубернского и уездного управления в начале царствования Николая I в 1829-1831гг. В данных проектах содержались предложения, вносившие существенные измененияв действующий порядок организации и функционирования местного управления. Этопредложения, касавшиеся отстранения губернатора от активного администрирования,создания общих присутствий при губернаторе и в уездах, отделения от полициисудебных и хозяйственных функций, а также реорганизации уездной полиции и укрепленияволостного управления.
Втеоретических разработках Сперанского по усовершенствованию управления наместах 1827-1831 гг. нашло отражение стремление реформатора включить болееактивных представителей цензовых слоев общества в работу муниципальных ирегиональных государственных органов. Основной задачей реформатора и в 1809 г.и в 20 гг. XIX века являлось содействие созданию самостоятельной структурыорганов самоуправления, способной эффективно решать насущные хозяйственные исоциальные проблемы. Реорганизация местного управления, проектируемаяСперанским, должна была помочь населению (собственникам недвижимости,экономически не зависимым людям) участвовать во власти.
Проведенныйв исследовании анализ деятельности М.М. Сперанского по проектированиюобластного, губернского и уездного управления, позволяет говорить о том, чтовыдающийся реформатор центральных органов государственной власти и управленияначала XIX века, серьезное внимание уделял развитию местных учреждений. В немон видел единственную возможность противостоять чрезмерному и неоправданномуусилению центральной власти и с ним связывал преодоление дефицита свободы вроссийском обществе.
М.М.Сперанский осознавал, что путь расширения самостоятельности местных органоввласти и формирования местного самоуправления потребует огромных усилий отгосударства и общества. Именно это направление государственных преобразованийреформатор определял как одну из главных составляющих стратегического ответаРоссии на ключевой для нее вопрос: как отреагировать на вызов Европы,являющейся центром беспрецедентного ускорения экономического роста. Построениесистемы взаимодействия государства и самоуправленческих структур на местах М.М.Сперанский включал в набор предпосылок, необходимых для реализации огромноготворческого народного потенциала России, без которой реформатор не мыслилобеспечение процветания страны, ее достойного места в мире.

Литература
1. Левандовский А.Самоуправление в контексте самовластия// Знания сила. 1992г. №2
2. Сперанский М.М.Проекты и записки. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
3. Сперанский М.М.Руководство к познанию законов. - Спб., 1845.
4. Сперанский М.М.Обозрение исторических сведений о своде законов (с 1700 по 1826 год). - Спб.,1833.
5. Шильдер Н.Император Александр I: Т.III. - Спб., 1897.
6. Томсинов В.А.Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. - М.:Молодая гвардия, 1991.
7. Чибиряев С.А.Великий русский реформатов: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского.- М.: Воскресенье, 1993.


В 1816 г. опала на Сперанского была снята, и его назначили пензенским гражданским губернатором, а в 1819 – генерал-губернатором Сибири.

Момент для назначения был выбран удачный. Обширные сибирские территории, богатые ценнейшими ресурсами и дававшие еще совсем недавно достаточно большие поступления в казну ясаком (ценнейшими мехами) и деньгами, стали отличаться другими "подвигами" - необузданным произволом и мздоимством местных чиновников. Генерал-губернатор Сибири П. И. Пестель управлял краем, как ни парадоксально, из Петербурга.

Бесконтрольная местная чиновная братия лишь усугубляла и без того сложные условия управления и освоения восточных территорий империи, связанные с неразвитостью инфраструктуры края, ее многонациональным составом и достаточно непростыми внешнеполитическими условиями закрепления земель за Россией. Все звенья губернского управления в Сибири пронизывали крайний деспотизм, коррупция, изощренные пытки при расследовании дел, беззастенчивый грабеж коренного населения. Этим отличались и губернаторы (особенно иркутский Трескин и томский Илличевский), и местные исправники и городничие. Дело даже дошло до того, что местный полицейский начальник г. Енисейска Куколевский запряг свой экипаж подчиненными ему чиновниками, осмелившимися подать на него жалобу, и ездил на нем по улицам города. Жалобы на сибирскую администрацию всякими окольными путями все же достигали столицы, назначались ревизии, рассматривались материалы… И все оставалось по-прежнему.

Сперанский получил широкие полномочия, далеко выходящие за рамки обычного генерал-губернаторского статуса. Он имел право проведения следствия, отстранения от службы и предания суду любого виновного в злоупотреблениях должностного лица, определения и проведения мер, необходимых для наведения порядка.

Определенной императором перед новым генерал-губернатором триединой задачи - ревизии, текущего управления и подготовки реформы Сибирского края - каждой ее части с лихвой хватило бы даже одному опытному администратору, а Сперанскому государь для исполнения задуманного отводил всего полтора-два года. Решение всех этих проблем могло бы затянуться, как и все российские попытки преобразований, на долгие годы, хотя старая поговорка "и овцы целы, и волки сыты" точно походила к этому решению монарха: Сперанского вроде бы "простили и вернули" к высокой государственной должности, а его нахождение в Сибири и удаление от общегосударственных дел не вызывало нового раздражения столичной бюрократии.

Изучение проблем Сибири. Проведение Реформ управления краем

22 мая 1819 Сперанский уже подъезжал к Тюмени, а 24 мая был в Тобольске. По мере его продвижения к Иркутску росло число жалоб жителей на жестокость и самоуправство местных властей, притеснения, произвол, взяточничество и казнокрадство. Сперанский обозревал заводы, монетный двор в Екатеринбурге, присутственные места, больницы, остроги. 29 августа 1819 г. Он прибыл в Иркутск. «Чем далее спускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нетерпимого, - писал он другу 24 июня 1819 из Томска. – Измучен жалобами, доносами, ябедою, едва нахожу я столько терпения, чтобы окончить дело, мне порученное. Слухи ничего не преувеличивали, и дела еще хуже слухов». Богатейший край с колоссальными природно-хозяйственными возможностями, в силу своей отдаленности, отсутствия всякого надзора и контроля из далекого Петербурга, превратился в объект бессовестнейшего грабежа и произвола местных сатрапов. Новому генерал-губернатору в короткий срок приходилось одновременно и проводить ревизию края, и управлять им, и собирать материалы для разработки некоторых основ местного управления и писать уставы новых учреждений. Уличенных казнокрадов и притеснителей-взяточников он предавал суду и даже возвращал взятки «обиженным взяткодателям». Картина злоупотреблений ужасала.

По результатам инспектирования "частей управления вверенного края" Сперанским были созданы три следственные комиссии - в Иркутске, Нижнеудинске и Якутске, которые провели разбирательство по 74 следственным делам и по соответствию должности почти тысячи местных чиновников. Результаты были чрезвычайно значительны: 432 человека были подвергнуты лишению свободы, 262 привлекли к дисциплинарной ответственности – увольнению от должности, понижению по службе, выговорам и т.д., а 375 привлеченных к следствию лиц оправдали. Число наказанных чиновников могло быть и выше, поскольку практически почти каждый служащий оказался замешан в злоупотребления в той или иной мере, но тогда администрация края всех уровней могла бы остаться просто вообще без государственных служащих.

Опыт прежней деятельности и пензенского губернаторства дали Сперанскому возможность не только быстро и решительно пресечь разгул чиновного произвола, но и развернуть деятельность администрации для решения насущных проблем развития Сибирского края. Новый генерал-губернатор прекрасно понимал то экономическое значение, которое Сибирь имела для России. Им было учреждено Главное управление торговли Сибири, модернизованы органы земельного и финансового управления, серьезную поддержку губернатора получила Российско-Американская торговая компания. Ряд мер был принят для поощрения развития промышленности, земледелия, торговли, образования.

Но основной недостаток, "зло" в несоблюдении государственных интересов в крае Сперанский видел в несовершенном управлении Сибирью и отсутствии юридически грамотно выстроенного и согласованного комплекса законодательных актов, определявших административное устройство и компетенцию местного аппарата управления, положение различных категорий населения – коренного, пришлого и служилого, а также тысяч ссылаемых сюда с целью обеспечения рабочей силой горных заводов и колонизации территорий каторжан и ссыльнопоселенцев.

Сотрудничество с Батеньковым

Сперанский прекрасно понимал, что в этих условиях для края была крайне необходима серьезная комплексная реформа на уровне всего региона. Заметим, что только ему самому Сибирская реформа была по плечу, и Сперанский вместе с Батеньковым приступил к подготовке законопроектов. На основе ревизии края они пришли к выводу, что региону требовалась хорошо выстроенная система центрального, генерал-губернаторского, губернского и местного управления (включая управление и коренным населением), а также кодифицированное законодательство, заменившее сотни изданных в разное время и в массе своей противоречащих друг другу узаконений.

Батеньков в кратчайшие сроки проделал огромную подготовительную работу по сбору и обобщению исходных материалов для подготовки комплекса законодательных актов о Сибири: проанализировал массив законодательных, статистических и фактических данных, внес конкретные предложения. В результате этой деятельности появился комплекс документов под общим названием "Записка о заселении Сибири", а также ряд документов по отдельным частям управления. Именно комплексное изучение проблем края позволило выйти и на комплексные решения конструктивного характера, реформирующие всю систему управления краем и создающие комплекс сибирских кодифицированных законодательных актов.

Пожалуй, впервые в истории Сибири подход к реформе был поставлен на практико-исследовательскую основу. Подготовленные Батеньковым материалы были представлены Сперанскому. Одновременно генерал-губернатор запросил ряд документов от местных властей - о состоянии путей сообщения, горных промыслах и их управлении и др.

За два года пребывания в Сибири Сперанский составил план административной реформы края, подготовил проекты императорских указов по самым острым на тот момент вопросам. И сумел убедить царское правительство в необходимости их исполнения.

Однако российская внутренняя политика обернулась таким образом, что идеи М. М. Сперанского, перспективные и дальновидные, были забыты почти на целое столетие -о нем как о государственном деятеле вспомнили только в начале XX века, и то ненадолго: грянула революция. Что же касается его сибирских проектов, то они так и остались без внимания.

Находясь в новой должности он решил провести ревизию Сибири. Она вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает проводить реформы управления краем.

“Первым сотрудником” при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С. Г. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергично занимался разработкой “Сибирского уложения”- обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Вместе они подготовили множество проектов: о сухопутных сообщениях, об учреждении этапов, об административном образовании губерний по природным зонам и т.д. Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: "Учреждения для управления Сибирских губерний" и “Устав об управлении инородцев”. Примечательно, что особенностью последнего явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на - оседлое, кочевое и бродячее. Соответственно этому делению каждая категория получала свои права и обязанности, а власти предписывался порядок управления ими.

В период работы над Сибирским уложением” Батеньков искренне верил, что Сперанский, “вельможа добрый и сильный” действительно преобразит Сибирь. Впоследствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано “никаких средств к исполнению возложенного поручения” и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что “за неуспех нельзя винить лично Сперанского”. Он писал о последнем: “Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром”.

В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Этим Михаил Михайлович явно подталкивал государя к тому, чтобы тот позволил ему в ближайшем будущем вернулся в Петербург. Дозволение Александра не заставило долго себя ждать. Но император предписывал своему бывшему госсекретарю расположить путь из Сибири таким образом, чтобы прибыть в столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла на Сперанского. В его душе начали преобладать чувство бессмысленности собственной деятельности, сознание того, что в Петербурге по-прежнему есть влиятельные недруги ему, страх остаться в Сибири навсегда и даже боязнь подвергнуться необоснованным обвинениям со стороны местных чиновников, уличенных им в злоупотреблениях.

Причины безуспешности начинаний Сперанского

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.

По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.